Основа материального существования
Яма и Нияма – научные основы йоги, известные в буддизме и даосизме. Они используются в санкристских стихах упрощенной транслитерации, где длинные гласные суммируется, подобно носовым и аспирационным звукам.
Без осознания принципов Яма Нияма йога лишена контекста и просто не работает:
- не успокаивает разум;
- не вызывает отдых усталого тела;
- не снимает до конца напряжение.
Вот почему Яма и Нияма имеют такое большое значение в терапии йоги. Она устраняет состояния, приносящие боль и страдания.
Это не специфическая физиотерапия. Техника йоги призвана повысить осознанность, внимательность. Йога должна работать в целостном контексте, иначе она бесполезна.
Соблюдение духовного закона через душу, проникшую в материю, сложно и часто невозможно в начале пути. Поэтому в йоге предпринимаются следующие шаги: Яма, Нияма, Асаны, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи. Следуя по этому пути, со временем, часто в конце духовного путешествия, человеческое сознание становится хозяином Космического Закона.
Духовный закон (Рыта, рита, рта) данный в начале йогического пути, является ясным Руководством, чтобы не потеряться на пути, полном ловушек и проблем. Несмотря на изменчивость мира, Духовный закон остается неизменным, как основа материального существования.
В основе великих религий и духовных школ всегда есть принципы Закона, которые мудрецы Рыши, называют светом и благословением на пути. Благодаря им дорога становится легкой, простой и успешной для прохождения.
В самом начале человеческой религии и культуры закон был написан на каменных табличках. Он составляет основу существования, запрограммированную в каждой душе. В основу Закона, данного Творцом, входит один из основных принципов действия материи и жизни в материи — принцип кармического возмездия (закон Кармы).
Ишварапранидхана
Слово “Ишвара-” трактуется как “Бог”, “-пранидхана” — вспоминать. Ознакомившись с десятком переводов, я поняла что относительно пятой ниямы также нет единогласного мнения.
Для себя я определила ишварапранидхану, как способность совершать поступки не ожидая результата. Что в оригинале звучит примерно как посвящение своих поступков Богу.
При том поступки не совершаются бесцельно. Я настраиваюсь на любой поворот событий. Конечно, успех в начинаниях кажется предпочтительнее. Но нияма дает осознание того, что мои внутренние установки (или Божественное провидение?) и намерения ведут в ситуации, способствующие развитию.
Способность не опускать руки после неудач, продолжение движения в заданном направлении, в моем понимании, отражает концепцию ишварапранидханы.
Человеческий мозг ограничен информацией, поступающей от органов чувств. Мы не видим ультрафиолетовые лучи, не слышим инфразвук, что доказывает что мы не способны воспринимать мир во всей ее полноте, а на самом деле мы лишь пылинки на ветру, пребывающие в неведении.
Вы уверены, что никогда не воровали?
Следующий принцип — это астейя, неворовство, неприсвоение чужого. «Я никогда не брал и не беру чужих вещей», — скажете вы. Но достаточно ли этого?
Вы задумывались, что если вы опаздываете, то это кража чужого времени?
Между тем пунктуальность — это ваша сила. Если вы всегда приходите вовремя, то можете требовать этого и от других.
А когда на работе вы занимаетесь своими делами или смотрите в интернет, разве вы не воруете то время, за которое вам платит работодатель? А фильмы и книги, которые вы скачиваете в интернете, хотя их авторы не распространяют их бесплатно?
Задумайтесь: в каких еще случаях вы не соблюдаете принцип астейи?
Четвертый принцип ямы — это апариграха или нестяжательство. Этот принцип говорит о том, что мы должны брать ровно столько, сколько нам на самом деле нужно.Если у вас есть машина, нужна ли вам еще одна? Если у вас есть квартира или дом, разве этого недостаточно? Да, в этой жизни у нас есть вполне материальные желания, и они должны исполняться, но нужно знать меру. Мы все равно не заберем с собой ничего из материального мира.
Этот принцип говорит нам о балансе энергии между отдачей и получением. Чтобы что-то заработать, получить деньги, что-то купить, нужно приложить усилия. Так или иначе это должно присутствовать в жизни, но не до такой степени, чтобы приползать с работы выжатым как лимон и сразу валиться в кровать. Мы не можем жить без денег — нам нужно платить за квартиру и еду, покупать одежду. Но пусть это не доводит вас до состояния стресса, не разрушает ваш внутренний мир. Не работайте слишком много только для того, чтобы заработать денег на материальные вещи, которые, на самом-то деле, не очень вам и нужны.
Идеальный вариант — превратить в работу свое хобби. Тогда вы никогда не будете работать — вы будете заниматься любимым делом и получать за это деньги.
Пять принципов Ямы: контроль
1. Ахимса – ненасилие, непричинение вреда, благожелательность.
Это осознанный отказ от причинения вреда чему бы то ни было в этой Вселенной, включая себя и окружающую среду, искоренение склонности обижать и притеснять других, в том числе ради личной выгоды. Желание причинить вред отдаляет нас от Истины и усиливает Эго, отделяя от единства всего сущего. Именно благодаря работе над собой по устранению таких желаний в сердце распускается благожелательность и спокойствие, нужное для медитации.
2. Сатья – отказ от лжи и самообмана, правдивость
Это отказ от желания искажать истину, имеющий грубые и тонкие стороны: истина всегда полезна, в то время как утверждение факта может быть не только полезным, но и иметь пагубные последствия. Если нет способа сказать истину, не причинив вред, лучше молчать. Отказ от самообмана позволяет также научиться распознавать негативные тенденции психики, уводящие от космического сознания. Достижение совершенства в сатье дает магические силы, которые материализуют произнесенные слова.
3. Астейя – нестяжательство, отказ от стремления обладать тем, что не заслужено
Это не только отказ от желания возыметь то, что нам не является нашей собственностью, умение не забирать энергию, это также и отказ от обеспокоенности получением награды за свои труды, стремление не привязываться к результатам. Получение нами результатов деятельности следует полностью доверить Божьему усмотрению, что позволит разуму оставаться совершенно спокойным и не стремиться во вне из себя самого в процессе медитации. Это полная самодостаточность и свобода. Совершенство в астейе позволяет без труда привлекать все необходимые вещи.
4. Брахмачарья – самоконтроль, наполнение Духом
Это осознание себя Душей, тело для которой является лишь инструментом, и контроль всех своих естественных потребностей, в том числе сексуального влечения. Добиться этого можно, направив все усилия на постепенное достижение результата, и научившись перенаправлять любое приятное ощущение вверх, в мозг, осознавая внутреннее чувство удовлетворенности в его вечном источнике, ощущая непреходящее счастье в самом себе. Совершенство в брахмачарье позволяет обрести бесконечную энергию и творческие силы.
5. Апариграха – непринятие, непривязаность к собственности
Это осознание того, что все принадлежит Богу, и даже человеческие тела, деяния и мысли. Отдавая себя полностью Богу в медитации, становится возможным обрести ее плод максимально быстро, а совершенное развитие апариграхи делает возможным вспоминание прошлых жизней: необходимо полностью отказаться от этой личности, войдя в сверхсознание, и тогда душа сможет вспомнить и другие перевоплощения.
Что это такое?
Правила первых двух ступеней включают фундаментальные знания для правильного развития, этико-нравственные основы. Духовный путь невозможен без предварительного изучения основополагающих понятий и определений, без них не добиться адекватного развития.
Яма – бог царства мертвых. Он является культовым божеством в тибетской, индуистской и буддистской традиции. Во многих культурах слово «яма» имеет определенный смысл, как и в русском языке. Предназначение бога Яма заботиться о душах умерших. Он встречает их в царстве смерти и отводит каждую в предназначенное для нее место. На основе такого представления о божестве считается, что оно является олицетворением справедливости.
«Яма», как ключ предписаний, значит – контроль над действиями. Причем относительно внешнего и внутреннего мира человека. На основе этого формируется представление о том – чтобы не происходило с человеком, это проявится на разных уровнях. Включая внешнее и физическое состояние, энергетические и духовные (ментальные) составляющие.
Яма и Нияма включают предписания для подготовки человека, укрепления воли и контроля над внешними и внутренними проявлениями. Это своеобразные йога-заповеди. Ступени помогают начинающим идти в правильном направлении, избегать ошибок и проблем. Ведь начало занятий любыми практиками сопровождается проявлением отрицательных и положительных качеств, которые становятся более выраженными. Соблюдение принципов помогает в садхане и способствует гармоничной работе чакр – энергетических центров.
Аштанга-йога в вопросах без ответов
Как можно объяснить йогу словами? Считаю, что это невозможно. Аштанга-йога это лестница и по мере подъёма словарный запас неизменно тает. Чем выше поднимается сознание по лестнице, тем меньше оно может сказать о йоге что-то логически осмысленное. На последних ступенях йоги слова исчезают, поэтому неудивительно, что известные святые описывают дхьяну или самадхи очень кратко или просто молча улыбаются.
Йога противоречит знанию ума. Чем больше специалист узнаёт о профессии или любимом деле, тем больше он может о нём рассказать. Просветлённый мудрец не похож на серьёзного и умного специалиста, а скорее напоминает ребёнка. Он не сможет «профессионально» объяснить, что такое самадхи. Ведь в самадхи познающий пропадает. На Востоке говорят, что самадхи это убийца ума, убийца времени, убийца двойственности. Но что может вынести из слов логический ум, не имеющий переживания йоги?
Нияма
Шауча
Принцип направлен на гармонию с самим собой, поддержание чистоты во всем.
Выделяют четыре принципа чистоты (два связаны с внешним миром, два – с внутренним миром человека):
- наружняя физическая чистота, относится к окружающему миру (тело, одежда, дом);
- внутренняя физическая чистота. Поддержание организма в здоровом состоянии (правильное питание, потребление воды, регулярные однодневные голодания);
- внешняя психическая чистота. Воздействия окружающей среды на психику часто опустошают и разрушают разум человека, поэтому требуется сознательный отказ от брани, ложных культурных ценностей, порнографии;
- внутренняя психическая чистота. Культивация положительных мыслей и намерений, духовного отношения к окружающему миру, чистоты совести.
Сантоша
Принцип, направленный на приобретение качества благодарности и состояния удовлетворенности.
Он распространяется на все аспекты жизни, такие как семейные отношения, обретение духовного опыта, творческие проявления, карьера. Практика Сантоши помогает замечать имеющиеся в жизни приобретения и богатства.
Принцип культивирует принятие мира таким, какой он есть, что и зарождает в человеке чувство благодарности и любви.
Тапас (тапах)
Принцип предполагает служение на благо мира, учит преодолевать препятствия, встречающиеся на жизненном пути.
Он помогает определить уровень собственного благородства и духовного развития, вдохновляет на поиск путей для изменения окружающего мира в лучшую сторону. В Тапасе это достигается через совершенствование самого себя, в последствии, через оказание помощи ближним. Принцип также включает другие направления для улучшения окружающего мира, которые используются далее.
Например, выбор в пользу самообразования вместо развлечений. Трудности и неудобства обучения помогут приобрести навыки и знания, которые и улучшат окружающий мир.
Свадхиайя (Свадхьяя)
Принцип направлен на самостоятельное духовное обучение. Он включает беседы и чтение, философские размышления, которые способствуют увеличению осознания смысла жизни, направляют к самосовершенствованию. Свадхиайя предполагает получение знаний о разнообразных философиях и воззрениях, религиозных течениях. Такой подход необходим для определенности в жизненной позиции. Твердо утвердившись на пути, йог приобретает неисчерпаемые возможности для деятельности.
Ишвара Пранидхана
Принцип формирует понимание важности в духовной практике. Он тесно связан с остальными правилами Ямы и Ниямы, служит для обретения гармонии и равновесия с упором на духовное развитие, которое формирует внутреннее Я
Он тесно связан с остальными правилами Ямы и Ниямы, служит для обретения гармонии и равновесия с упором на духовное развитие, которое формирует внутреннее Я.
Ишвара Пранидхана основана на утверждении о том, что постоянство в духовной практике и регулярной медитации позволяет чувству счастья укорениться внутри человека, создает ощущение собственной гармонии.
Яма
Яма включает пять основных принципов (согласно Йога-сутре Патанджали).
Ахимса
Принцип определяет поведение и образ действий, которые направлены на снижение агрессии и зла в мире. Несмотря на несправедливость вокруг, внутреннюю гармонию можно сохранять даже в самых трудных ситуациях. Ахимса действует против зла как такового, а не против совершающих дурные поступки.
Наказание за злобные проявления не помогает в обретении гармоничного состояния. Нахождение причины внутри себя, старание не причинять вреда мыслями, словами и действиями, наоборот, гармонизирует личность и окружающий человека мир.
Сатья
Принцип культивирует благожелательную правдивость и честность, ответственность (выполнение обещаний, обязательств). Смысловая нагрузка слова Сатья – истинность во всем (мыслях, речи, делах). Это воздержание от неправдивости, правда не может быть естественной, если есть потребность в ее искажении.
Однако Сатья и понятие Истина не идентичны. Принцип йоги имеет обязательное требование – соответствовать правилу Ахимсы (ненасилие). Правда, как таковая, не должна причинять ущерб окружающему миру. Кстати, практиковать этот принцип можно в асане Джану Ширшасана .
Астея или астейя
Принцип основан на эстетических правилах о не присвоении чужого, к трансформации таких стремлений. Нарушением Астеи считаются как присвоение чужого имущества (средств и вещей), так и интеллектуальной собственности (изобретения, авторские права), а также званий и заслуг.
Брахмачарья
Принцип направляет на постоянство контроля над разумом, при этом без огрубления ума материальным мышлением. Это медитация, которую делают в течение дня, для того чтобы научиться восприятию материальных объектов, как только части мироздания.
Брахмачарья практикуется йогами для постоянства нахождения в состоянии возвышенности, при этом, не концентрируя внимание на внешних проявлениях личности. Принцип имеет еще одну трактовку – воздержание, запрет на половые отношения.
Эта практика Ямы, по сути, путь к обретению мудрости
Она сохраняет жизненные силы и энергию, повышает интеллектуальные способности.
Апариграха
Принцип служит для трансформации стремления к материальному накоплению в довольство имеющимся имуществом. Апариграха основана на процессе органичной деятельности, практикует отказ от чрезмерности и зависимости от имеющихся ценностей. Не только материальных, но и нематериальных (почет, признание, награды). Действительно, такие привязанности могут вызывать страдания и потребность к постоянному накоплению.
Это отражается на духовном росте личности, так как успех и блага носят временный характер и сами по себе не приносят пользы. Минимализм, отсутствие излишеств, чрезмерности являются основными правилами Апариграхи.
Яма и нияма: 99 % практики
В эфире – передача «Копаем яму с ниямой!»
Изначально в традиции йоги яма и нияма предшествовали асане. То есть, до того, как делать Триконасану, человек должен был изучить пять ям, пять ниям и стремиться их соблюдать. Об этом говорят как «Йога-сутры», так и другие тексты.
«Когда йогин становится сведущ в практиковании нравственной дисциплины (яма) и самоограничения (нияма), он может приступать к позам и иным средствам» («Йога-бхашья-виварана», 2.29).
Однако тут стоит учитывать, что это относилось к системе обучения йоги до нашей эры.
Уже «Хатха-йога-прадипика», относящаяся приблизительно к 14 веку нашей эры, разрешает яму и нияму осваивать позже асан, что куда ближе к современной системе обучения (ну, или ближе к Кали-юге). Собственно, так оно и получается: сначала человек начинает делать Триконасану, потом что-то читать по теме йоги, и так, постепенно, выходит на техники самоконтроля в отношении других людей (яма) и в отношении самого себя (нияма).
Затем яма и нияма постепенно вырастают из коротких штанишек 1% теории и обретают практические черты. И однажды садхак приходит к Аштанга-формуле: асаны+яма+нияма = 99% практики.
Подчеркнем это — соблюдение ямы и ниямы имеет чисто практический смысл
Да, эти принципы входят в философский каркас йоги, но йогу потому и называют практической философией, что все ее принципы важно практиковать. Если энергия от практики не направляется в позитивное русло, может расти внутренняя агрессия (особенно опасна в этом смысле Вторая серия, поскольку она генерирует очень много энергии)
Намерение же соблюдать яму и нияму уберегает нас от негативных эмоций (например, стремление соблюдать ахимсу уберегает от привычки осуждать других людей) и направляет мысли (ментальную энергию) в позитивное русло.
Хранитель традиции Аштанга йоги Шарат Р. Джойс определяет практику асан следующим образом: «Вдох, выдох и генерация внутренней энергии — вот что такое хатха-йога».
Для того, чтобы учиться управлять этой энергией, необходимы первые две ветви Аштанга йоги — яма и нияма. Об этом Шарат хорошо сказал на конференции в Москве 21 сентября 2014 года: «Практика производит внутри вас много энергии. Без знания того, как управиться с этой энергией, она превращается в агрессию. Так что вы должны знать, как управлять этой энергией. Вы должны этому научиться. Вот почему вам нужно хоть немного философии — ахимса, сатья, астейя, брахмачарья — понимание этих вещей позволит вам успокоиться. Нельзя ничего выбросить: «О, сегодня я не хочу практиковать яму. Поделаю-ка только асану» или «О, сегодня неохота делать асану. Займусь-ка я только ямой-ниямой». Так просто невозможно. Йога становится завершенной и целой, только когда вы практикуете ее ветви вместе».
Текст: Александра Белуза
- 9
- 4
- 13
Поделились
Шауча: чистота
Чистота должна быть везде, начиная от помыслов, заканчивая действиями и словами человека. Нияма подразумевает чистоту во всех отношениях. Чистый внутри человек заботится не только о своем физическом теле, но и о душе.
Эмоции, которые тревожат человека, обида, гнев, злость, плохо отражаются на нашем теле, как физическом, там и духовном. Необходимо контролировать себя и очищать от дурных мыслей, чтобы уметь контролировать поведение и жить в соответствии с законами нияма.
Очищение может происходить и с помощью медитации, и с помощью асан, и с помощью специальных очищающих техник
Те, кто практикует йогу, знают, как важно использовать подобные техники. Они помогают сохранять здоровье и баланс
Перешагнуть грань
Последний, пятый принцип ниямы — ишвара пранидхана или духовная иерархия.
Этот принцип означает, что все свои действия мы посвящаем Высшей цели. Именно преданность Высшему служит нам главной точкой опоры. Этот принцип понять довольно сложно.
Материальная жизнь имеет свои ограничения — рано или поздно все, что нас заботит в повседневной жизни, уходит от нас. Что же тогда остается?
Чтобы найти ответ на этот вопрос, люди практикуют медитацию. Подробнее о том, что такое на самом деле медитация, можно узнать здесь.
В медитации рано или поздно наступает момент, когда вам нужно переступить некую грань. И сделать это бывает страшно. Но, если вы не испугаетесь, то это даст вам возможность выхода за пределы ума. И когда вы перешагнете эту грань, вы нащупаете внутри новую точку опоры, найдете тонкую связь со своим сердцем, с Божественным началом, и уже из этой точки вы сможете совершенно по-другому принимать важные решения и по-другому начнете относиться к жизни. И тогда не просто поймете этот последний принцип, вы ощутите его изнутри.
Надеемся, теперь у вас появилось понимание, в чем заключаются принципы ямы и ниямы, и что о них нужно знать. Соблюдение этих принципов внесет в вашу жизнь гармонию, и позволит полноценно проявить весь свой потенциал. А если вы хотите шаг за шагом под руководством опытного преподавателя раскрыть в себе внутреннюю силу, записывайтесь к нам на онлайн-курс.
Нияма
«Нияма» в переводе означает «следовать», то есть если «Яма» — это свод запретов, то «Нияма» — это то, что следует делать на пути к вершине йогического совершенства. Как и Яма, Нияма состоит из пяти ступеней.
Шауча
Шауча в Нияме — это подражание принципам чистоты в теле, духе и разуме. Настоящий йог должен следить за тем, чтобы его внешний вид (тело и одежда), а также сознание были чистыми.
Все, что окружает йогина, должно быть чистым: вода, воздух, пища. Он должен соблюдать санитарно-гигиенические нормы относительно собственного тела. Чистота же мыслей и сознания — продуцент чистой энергии.
Сантоша
Сантоша — это воспитание и культивирование в себе умения удовлетворяться существующим положением: йог должен довольствоваться тем, что у него есть и кем он есть, исключать со своей жизни любого рода недовольство. Сантоша перекликается с Апариграхой.
Важно! Соблюдение ступени Сантоша в Нияме исключает удовлетворение и гордость за собственные достижения в йогической практике.
Йоги ориентируются на природу, неотъемлемой частью которой являются.
Растения и животные не заботятся про обустройство условий полноценной жизни, не накапливают деньги, вещи и другие материальные блага, не засоряют ум мыслями о том, что будет завтра, — природа обеспечивает их всем необходимым.
Человек также должен жить в гармонии с природой, дисбаланс с которой порождает множество проблем и неудовольствие от существующего положения.
Тапас
Аскетизм (тапас) — один из залогов успеха на пути к духовному совершенству. Тапас позволяет держать в тонусе тело и дух.
Именно отшельничество помогает человеку соблюдать главные йогические правила, развивать и тренировать в себе самоконтроль и самодисциплину.
Благодаря аскетизму йогу удается обуздать своё тело, приучить его к изменчивым условиям окружающей среды (жара, холод, ветер и др.), посту, приструнить похоти и страсти.
Аскетизм помогает закалить не только тело, но и дух, и разум, очистить энергию и не растрачивать её на мелочи жизни, упорно тренироваться и совершенствоваться.
Свадхьяя
Йог должен держать в тонусе не только тело и дух, но и разум, поэтому он должен заботиться о своём образовании, кормить собственный ум. Именно самообразование (Свадхьяя) является неотъемлемой частью целостной мозаики Ниямы.
Йог должен много читать и буквально поглощать опыт великих духовных гуру. Но, чтение должно идти в комплексе с пониманием: просто читать, не понимая при этом смысла прочитанного, не принесёт никакой пользы.
Под чтением в йоге подразумевают не только механический процесс или понимание текста, но и духовный контакт с людьми, которые являются авторами книги.
Знаете ли вы? Йоги могут задерживать дыхание на длительное время. Если перейти к конкретике, то йог может затаить дыхание на 30, и даже 60 минут.
Ишвара Пранидхана
Ишвара Пранидхана — это преданность богу, умение благодарить его за всё, понимание того, что все собственные достижения в этом мире — это исключительно божья воля.
Йог должен чтить бога, любить его и верить ему, размышлять о нём. И самое главное, всё это должно быть искренним. Каждый желающий совершенствоваться духовно должен полностью посвятить себя, свои мысли, действия, поступки богу и во всем согласоваться с ним.
Как видите, настоящая йога не заключается в умении поставить своё тело в определённую позу. Йога — это прежде всего духовная, моральная, умственная и энергетическая практика, и начинается она с соблюдения принципов Ямы и Ниямы.
Невозможно стать полноценным йогом, презрев хотя бы один из перечисленных выше пунктов.
Какую йогу выбрать: современные стили и направления
В современном мире появилось большое разнообразие стилей и направлений хатха-йоги, позволяющих выбрать то, что подходит именно вам. Большинство практик йоги предполагает работу с асанами, однако есть и такие направления, которые включают помимо асан также и некоторые духовные элементы йоги, что не может не радовать, потому что йога не должна ограничиваться только физической составляющей, это практика всеобъемлющего развития и должна включать в себя все аспекты духовного пути.
Итак, не важно, что изначально мотивировало вас встать на путь йоги. Главное, что вы начали этот путь
Многие люди, которые изначально пришли в йогу за красивой фигурой или за здоровьем, вскоре, удостоверившись в том, как работает йога и сколько положительных эффектов имеет практика этой системы саморазвития, стремились двигаться дальше по этому пути и переходили к более глубоким практикам саморазвития, таким как, например, практики концентрации и медитации.
Рассмотрим некоторые виды йоги, существующие в современном мире. Если вам интересна йога как способ развить гибкость и укрепить своё тело, то вам больше подойдут практики Аштанга-виньяса йоги или Виньяса-флоу йога, которые предполагают переходы от одной асаны к другой, без длительной фиксации. Бикрам-йога, весьма удалённая от духовной практики, предполагает проведение занятий в сильно разогретом помещении, практикуется с целью похудения и эффективного освобождения организма от токсинов. Также популярным направлением является йога Айенгара
Этот стиль уже предполагает более длительные фиксации в асанах, при этом большое внимание уделяется отстройке асан, с использованием пропсов, блоков, ремешков, валиков и любых дополнительных опор, помогающих в выстраивании корректного положения тела. Дживамукти-йога предполагает, помимо выполнения виньяс, также духовные чтения, пение мантр и медитацию
Ананда-йога также предполагает медитативные практики совместно с практикой асан. Вини-йога с адаптацией поз йоги под ваши индивидуальные потребности и способности, помимо асан, также включает медитации, изучение философии, йогических текстов. Йогатерапия — направление йоги, которое может заинтересовать тех, кто желает решить какие-то определённые проблемы со здоровьем. Сахаджа-йога включает практики йоги, направленные на поднятие энергии Кундалини, гармоничную работу с чакральной системой и достижение осознанности. Йога-нидра — практика глубокого осознанного расслабления, не предполагающая выполнение асан, вы просто лежите на коврике и погружаетесь в медитацию с визуализациями, подкреплёнными санкальпой (формирование намерения).
И это далеко не полный список видов йоги, существующих в настоящее время, которые постоянно пополняются новыми авторскими стилями. Чтобы решить, какую йогу выбрать, нужно пробовать, изучать, познавать на собственном опыте, чтобы определиться с тем, что подходит именно вам и будет для вас эффективным. Каждый человек уникален, и тот путь, который он выбирает, несомненно, будет чем-то отличаться от остальных.
Главное, помните, что путь йоги — это не утомительная, долгая и трудная работа над собой. Йога — это путь к свободе! Как говорил Т.К.В. Дешикачар: «Йога не раз и навсегда зафиксированная система. Йога — это творчество». Каждый человек найдёт в йоге что-то своё, подходящее ему. Поэтому больше прислушивайтесь к себе, к своему внутреннему голосу — пусть вас направляет душа. Ищите свой уникальный путь к гармоничной жизни.
Успехов вам на пути!
Как работает йога
В физическом аспекте йога способствует улучшению гибкости, осанки, повышению силы и выносливости. Польза йоги для организма неоспорима: выведение токсинов из лимфоузлов, снижение уровня гормона стресса, поддержание иммунной системы в состоянии, способном противостоять инфекциям. Йога помогает нормализовать кровяное давление, облегчить процессы протекания различных хронических заболеваний.
Но главной целью йоги всё-таки является обуздание ума. Поскольку мы находимся во власти как у ума, так и у чувств, то нам следует научиться брать под контроль и то, и другое. И в этом как нельзя лучше нам может помочь йога.
Мы дисциплинируем своё физическое тело практикой Асан, которые позволяют нам научиться контролировать его, уметь ослаблять напряжение, устранять мышечные блоки и зажимы. Благодаря практике Пранаямы мы берём под контроль потоки жизненной энергии (праны). Практика Пратьяхары помогает обуздать наши чувства, абстрагироваться от своих привычных эмоциональных реакций и научиться наблюдать их со стороны. Эти практики готовят наш ум к концентрации, сосредоточению — Дхарана. Следующая ступень — медитация, или созерцание — Дхьяна, практика погружения в объект наблюдения и концентрации, позволяющая нам выйти за пределы самости (Эго). Все вышеперечисленные ступени ведут нас к конечной стадии йоги — Самадхи, когда мы выходим за пределы двойственного восприятия мира. В результате наше сознание озаряет свет мудрости.
Йога как практика беЗпристрастного наблюдения ведёт нас к постижению единства бытия. Йога дарует нам умиротворение, спокойствие, внимательность, учит нас пребывать в текущем моменте «здесь и сейчас». Йога привносит в нашу жизнь гармонию и осознанность. Благодаря йоге мы обретаем не только крепкое здоровье, ясный, чистый ум, и эмоциональное равновесие, она избавляет нас от омрачений и невежества, уводит от страданий и боли, ведь мы на глубинном уровне начинаем открывать для себя, как изумительно мудро устроена наша жизнь, где всё сотворено по божественному замыслу во благо всех живых существ.
Итоги. Яма, Нияма, Асана, Пранаяма
Воспитывайте честность, трудитесь над эволюцией собственной души, будьте благожелательны и взращивайте покой в своем сердце и сохраняйте его всегда, вне зависимости от обстоятельств, пусть законы ямы, ниямы предписания и сопутствующая им сила всегда живут в вашей душе. Только так Вы сможете достигнуть совершенной умиротворенности, которая не достигается никакой материальной деятельностью. И тогда ничто не сможет сбить Вас с истинного пути, и Божественный Свет, раз открывшись Вам, будет светить Вам всегда.
Двигайтесь дальше. Пусть даже вы не достигли полного совершенства в принципах Яма, Нияма, Пранаяма – йогический контроль дыхания, а также предваряющая его ступень, Асана – позы йоги и физические упражнения – ступени, которые обычно практикуются вместе – также принесут Вам пользу. Постоянно упорно практикуя, Вы сможете пойти еще дальше, овладев остальными ступенями, следующая из которых – Пратьяхара, отвлечение чувств от внешних объектов, а идущая за ней – Дхарана, удержание внимания на объекте медитации. Достигнув предпоследней ступени, которая называется Дхьяна, медитация, трудитесь, пока не придете кСамадхи – последней ступени и плода йоги, что означает осознание абсолютного единства сущего и божественное блаженство.