Верхновная личность бога – Кришна: жизнь и учение

Кришна в культуре

Храм Радхи-Кришны в Лондоне

Люди, поклонявшиеся Кришне, встречались в ашрамах – импровизированных своеобразных храмах, которыми становились простые дома. Все заинтересованные во главе с гуру собирались для приобщения к духовным практикам, важную роль в которых играла философия. Подобные собрания характерны тем, что на них осуществляются жертвоприношения в виде еды – прасада. Само слово «ашрам» понимается как «защита».

Посещавшие место сбора общины находились под своеобразной опекой, распространявшейся Кришной. В таких местах располагались скульптуры божества и его изображения в компании с подругой Радхой. Ей посвящены мифы, повествующие о женщине, сопровождавшей Кришну. Многие ассоциируют Радху с воплощением бога в образе женщины.

Радха

Кришна – почитаемый религиозный кумир в Индии, поэтому его изображения присутствуют в каждом доме. Многочисленные сувениры, предлагаемые туристам, воспевают культ многоликого божества. Его день рождения отмечается большим фестивалем под названием «Кришна Джанмаштами».

Считается, что Кришна родился 19 июля 3228 года до н.э. по христианскому календарю, но праздник, по традиции азиатских верований, отмечается в августе-сентябре. День рождения бога приходится на 8 лунный день. Его именуют «Кришна Аштами».

Популярнейшей мантрой стала «Харе Кришна», провозглашаемая на санскрите. Она содержит 16 слов, переводимых как имена единого бога. Мантра придумана в 16 веке, а повсеместную популярность обрела в середине 20 века благодаря многочисленным проповедям кришнаитов. Считается, что регулярное повторение мантры позволяет очистить разум и карму, достигнув высшей любви – любви к Кришне.

Кришна с флейтой в руках

Кришна – своеобразный религиозный эталон. Этого бога воспринимают как пророка и защитника. В то же время он – мудрый философ и учитель, друг и лидер. Вся индийская культура пронизана его учениями и наставлениями. Отражение заповедей Кришны можно найти в литературе, изобразительном искусстве, фольклоре, философии и религии.

Божественные писания, например, «Кришна Карнамрита», содержат множество фактов, взгляд на которые со временем модифицируется. Так, кришнаиты уверены, что Кришна не ел мясо и, становясь последователями учения, переходят на вегетарианство. На самом деле священные тексты содержат опровержения этим домыслам.

Поздний отрезок бытия

Вы когда-нибудь изучали Вишну-пурану? Этот религиозный индуистский текст весьма интересен. Но продолжаем далее. После сражения на Курукшетре Кришна в Двараке жил в течение 36 лет. Затем на одном празднестве между Ядами завязался смертный бой, в котором они убили друг друга. Немного погодя старший брат Кришны, Баларама, своё тело покинул в йогическом беспамятстве. Кришна отправился в лес, уселся под ветвистым деревом на землю и стал медитировать.

Мимо него проходил охотник с провещающим именем Джара (дряхлость). Он увидел часть ноги Кришны сквозь листву, предположил, что за деревом находится олень, и выстрелил в него из лука. Кришна был смертельно ранен.

В соответствии с «Махабхаратой», Кришна скончался из-за осуждения матери Кауравов Гандхарати. Она после гибели своих сыновей на поле брани Куркуштера рассердилась и прокляла Кришну за то, что тот не стремился остановить войну. Он лишь усмехнулся и принял проклятие, сказав, что его обязанностью было биться на благочестивой стороне, а не предупреждать битву.

В соответствии с описаниями «Бхагавадгиты» и «Бхагавата-пураны» и базирующимися на них астрологическими вычислениями, датой гибели Кришны в индуизме расценивают 18 февраля 3102 года до н. э. Эта дата базируется на «Махабхарате». В её текстах указано, что Кришна царствовал в Двараке в продолжение 36 лет после сражения на Курукшетре. В «Матсья-пуране» также указано, что на момент боя на Курукшетре Кришне исполнилось 89 лет, после чего Пандавы властвовали 36 лет.

Жизнеописание

История Кришны завораживает каждого, кто с ней знаком. Древний индийский эпос «Махабхарата» является самым древним сочинением, повествующим о жизненном пути Кришны. «Бхагавадгита» состоит из 18 глав из шестого труда («Бхишма-парвы») «Махабхараты». В ней описаны назидания Кришны его ученику и другу Арджуне на поле боя Курукшетра. В «Махабхарате» в основном описан поздний жизненный период Кришны. Подробный рассказ о детстве и юности Бога содержится в «Бхагавата-пуране» и «Харивамше», являющихся, с точки зрения учёных, более поздней поправкой к «Махабхарате». Историю жизни Кришны или какие-нибудь элементы из неё можно отыскать в каждой из каноничных Пуран.

Сражение на Курукшетре

Известно, что Кришна – это Вишну. Но Вишна не является Кришной. Хотя это всё Бог, главенствующая личность. Кришна — двоюродный брат одной из враждующих сторон – Пандавов (он также племянник сестры Васудевы, их матери Кунти). К тому же Кришна был двоюродным братом самого доблестного и могучего кшатрия, который сражался на стороне Кауравов, — Карны. Кришна предводителям предложил выбрать или самого себя, или своё войско, но с условием, что он в руки оружие не возьмёт.

Кауравы для себя выбрали войско Кришны, а сам Кришна принял сторону Пандавов. Также в предстоящем великом сражении Кришна согласился стать возницей колесницы своего приятеля принца Арджуны.

«Бхагавадгита» являет из себя философскую беседу между Арджуной и Кришной перед началом боя на Курукшетре. В ней Кришна инструктирует Арджуну, который не решался поднять оружие против родственников (включая учителей, бившихся на стороне Кауравов, и своего деда Бхишму). Кришну осудил старший его брат за вторжение в распрю, и сам, чтобы никого не поддерживать, на время боя стал паломником.

Кришна играет основополагающую роль в финале баталии на Курукшетре, побуждая Пандавов разделаться со сверхсильными воинами Кауравов бесчестными методами. Пандавы следовали советам Кришны. В итоге они обманом отделались от своего всемогущего учителя воинского дела воина-брахмана Дроны. По настоянию Кришны Арджуна убил неодолимого Карну, когда в земле его колесница увязла, и битва должна была быть приостановлена. Также по наставлению Кришны самый могущественный из Пандавов Бхима убил в поединке на палицах вожака Кауравов Дурьодхану запретным ударом ниже пояса.

Жизнеописание

В древнеиндийском эпосе «Махабхарате» присутствует самое раннее упоминание Кришны. В шестой книге («Бхишма-парве») есть наставления Кришны, адресованные его другу-ученику Арджуне на поле битвы Курукшетра.

В «Махабхарате» идет описание позднего периода жизни божества. А раннее и юношеское время упоминается в «Бхагавата-пуране» и «Харивамше». Ученые считают эти предания поздним дополнением «Махабхараты». Жизнь Кришны описывается и в канонических Пуранах.

Рождение

В традиционной индуистской культуре считается, что Кришна (джанмаштами)  появился на свет 19 июля  3228 года до н. э. Такое убеждение основано на его описаниях и астрологических подсчетах.

Родилось божество в семье царя в городе Матхуре. Он был восьмым сыном принцессы Деваки и ее супруга Васудевы.

В те времена Матхура считался столичным городом, принадлежащим союзническим кланам Вришни, Андхака, и Бходжа (их единое имя — Ядавы). Такое имя кланы получили в память об эпонимном предке Яду. Васудева и Деваки также являлись представителями этих кланов.

Один из братьев Деваки (Камса) заточил воего отца (Уграсену) в тюрьму, чтобы занять его престол. По преданиям восьмой сын Деваки должен был убить Камсу, поэтому тот заточил супружескую пару в темницу и намеревался уничтожать всех детей Деваки.

Первые малыши действительно погибли от рук Камсы. Но к восьмому ребенку Деваки к Кришне судьба оказалась более благосклонной. Его чудом спасли и вынесли из города Матхуры, отдав на воспитание приемным родителям Яшоде и Нанде из небольшой деревни Гокулы. Еще два младенца Деваки также выжили: седьмой малыш Баларама смог мистическим путем перейти в тело Рохини (первой супруги Васудевы), а последняя девочка Субхадра появилась на свет у Васудевы и Рохини после выживших малышей.

В Матхуре место рождения Кришны является священным и к нему стекаются толпы паломников. У индусов оно носит название Кришны-джанма-бхуми. На этом месте был построен комплекс храмов, посвященных рождению божества.

Детство

Ранние годы Кришны проходили среди детей-пастухов. С ними он гулял по лесам и пас коров. Научился владеть флейтой так хорошо, что на ее звуки сбегались все девушки-пастушки из соседних окраин.

Изначально в Кришне ничего особенного не было. Он рос таким же беззаботным и задиристым малышом, как и остальные. В числе его частых проступков была кража взбитых сливок. Но удивительно то, что от этих краж молока в коровах становилось только больше. Если Кришне кто-то отказывался давать сливки, то их коровы переставали давать молоко вообще. Мальчик был тем еще проказником. Позднее в нем начала развиваться сверхсила, которая позволила ему стать настоящим героем.

Юность

Новость о том, что юноша обладает необычными способностями разлетелась по всему государству и дошла до ушей Камсы. Тот решил через хитрость заманить Кришну в Матхуру и убить его там.

Для осуществления этого плана, царь разослал приглашения на воинские поединки. Кришна с удовольствием согласился и отправился в столицу. Когда началось состязание, Камса приказал лучшим воинам страны напасть на юношу и изрубить его мечами. Но воины с задачей не справились. Тогда Камса повелел выпустить на поле боя взбешенного слона, чтобы тот растоптал юношу. Но все повернулось иначе. Кришна справился не только с воинами и слоном, но и убил Камсу.

После битвы юноша освободил из темницы старого отца и взошел на престол в соседнем городе Двараке. В своих владениях он создал новое королевство Двараку (на берегу современного штата  Гуджарат).

Смерть

Когда война закончилась, Кришна поселился в Двараке и жил там на протяжении 36 лет. В один из дней случилось непредвиденное: во время проведения фестиваля в городе начались беспорядки из-за которых практически вся царская семья была истреблена. Эти события привели к тому, что брат Кришны Баларама решился отказаться от земной жизни посредством йоги. Узнав о смерти брата, Кришна ушел в лес для совершения медитации под кроной деревьев. Проходивший мимо охотник подумал, что нога Кришны — это часть оленя и выпустил стрелу. Кришна был убит. Так завершилась его земная жизнь. Смертельная рана Кришны считается проклятием матери Кауравов, которая думала, что тот приложил слишком мало усилий для предотвращения войны.

Так или иначе, Кришна стал известен на весь мир, благодаря своим победам над злыми врагами. Его стали почитать как первого хранителя правды и справедливости. Он и сейчас является одним из самых известных божеств индуизма.

История происхождения

Вишну

Вишнуисты считаются монотеистами. Большинство приверженцев этого религиозного направления живут в Индии. Статистика показывает, что Вишну и его аватарам поклоняется порядка 200 миллионов человек. Маха Вишну стал первым воплощением божества.

Вишну – представитель священной троицы, в которую также входят Брахма и Шива. По легенде, он появляется на Земле для восстановления баланса между добром и злом. Появления бога каждый раз влекут за собой смену облика – аватара. Индуистские священные книги неоднократно упоминают Вишну, характеризуя его как обличителя справедливости. Мифы повествуют, что Вишну посещал мир девять раз, и десятое пришествие произойдет незадолго до конца света.

Шива

Иконография рисует божество в образе человека. Цвет кожи – синий, а тело имеет не две, а четыре руки, символизирующие физические и духовные ресурсы человека. По этой логике поступки человека отражают его внутренний мир и душу. Ум, эго, сознание и интеллект сочетаются в этих символах.

Большинство изображений описывает Вишну в дуэте с супругой Лакшми. Пара сидит на цветке лотоса. Вишну также рисуют летящим на орле по имени Гаруда. Голову божества зачастую украшает корона, подтверждающая его статус. Меняя внешний облик, Вишну добивается цели и несет в мир любовь и добро. В руках обычно раковина, диск, лотос, булава или чакра. Каждый элемент символизирует что-то. Так, лотос олицетворяет свободу и чистоту, диск – ум и мудрость, булава – силу, а раковина – первозданность.

Полубоги склоняются перед Кришной

Когда Верховная Личность Бога, Господь Кришна, вошел в лоно Деваки, чтобы убить Камсу, все полубоги поняли, что Господь живет в утробе матери Деваки, и поэтому с благоговением молились Ему.

матсйашва-каччхапа-нрисимха-вараха-хамса-
раджанйа-випра-вибудхешу критаватарах
твам паса нас три- бхуванам ча йатхадхунеша
бхарам бхуво хара йадуттама ванданам те

Шримад-Бхагаватам, 10.2.40

«О верховный повелитель, прежде Ты уже воплощался в образе рыбы, лошади, черепахи, Нарасимхадевы, вепря, лебедя, Господа Рамачандры, Парашурамы, а среди полубогов – в образе Ваманадевы, чтобы Своей милостью защитить весь мир. Яви же Свою милость вновь и защити нас, устранив беды, которые обрушились на этот мир. О Кришна, лучший из рода Яду, мы в глубоком почтении склоняемся перед Тобой».

рисунках

На Изображение Кришна выглядит чернокожим или юношей темнокожим. Это особенно частая тенденция в божества изображении в храмовых комплексах. Плоскостные изображения представляют обычно облик Кришны в виде мальчика во голубым с Вриндаване или темно-голубым оттенком качестве. В кожи одежды на нем желтый дхоти, а в флейта руках, на которой он играет. Поза расслабленная, скрещены ноги в асане, а шею украшает цветочная волосы. В гирлянда воткнуто перо павлина. Облик коровы завершают и телята, пасущиеся вокруг божества. обществе в Часто Кришны присутствуют красивые девушки-гопи пастушки.

Еще один образ Кришны: тот отображается момент, когда он наставляет Арджуну в «находясь», Бхагавадгите в это время на поле битвы юноши. У Курукшетра божественные черты лица, с характерными индуистского особенностями религиозного искусства. Иногда божество чакрой с изображается (атрибут Вишну) или у него голов несколько и рук (наподобие вселенской формы Храмовые).

Арджуны мурти представляют облик Кришны в расслабленной стоящей позе. Вокруг него спутники — Баларама брат (Балабхадра), сестры Субхадры либо супруги главные-царицы Рукмини и Сатьябхама. Также изображения известны Кришны в сопровождении любимой гопи Это. Радхи сочетание «Радха-Кришна» является индуистской в традиционным культуре. К примеру,  у манипурских вайшнав не поклоняться принято только Кришне, для них единый обязателен образ Радха-Кришна. Таких же придерживаются устоев в гаудия-вайшнавизме, рудра-сампрадаи и Жизнеописание.

История происхождения

Кришна – герой религиозных писаний под названиями «Махабхарата», «Харивамша, «Вишну-пурана» и др. В них описываются эпизоды биографии бога и его обличия. В одних произведениях он представлен шаловливым малышом, который ворует масло у отвлекшейся матери, в других Кришна – легендарный воин и пастух, поучающий друга Арджуна. Единственным беспрекословным утверждением в каждой книге становится то, что Кришна является восьмым обличием Вишну, главного бога пантеона Индии.

Вишну

По легенде, годы жизни божественного существа относятся к четвертому тысячелетию до н.э. Бог якобы появился в материальном мире, как воплощение Вишну, переродившись в человеческом теле. Он родился в городе Матхур в венценосной семье Васудевы и Деваки, чтобы индусам были продемонстрированы чудеса божественной силы и дарована религия. Сюжеты, которые описывает биография Кришны, схожи с лейтмотивами священного писания, повествующего о жизни Иисуса.

Кришна назывался разными именами – в соответствии с направлениями религии. Он представлялся Гопалой и Говиндой, становясь участником сюжета о влюбленных пастухе и пастушке. В Ориссе Кришну звали Джаганнатха. Его имя имеет массу звучаний в зависимости от аватара, в котором бог предстает перед людьми.

Синий цвет кожи Кришны

При этом значение имени Кришна толкуется последователями как «темно-синий» или, в альтернативной вариации, «привлекающий». Это имя можно перевести как «темнота».

Немалое внимание уделяется атрибутам, сопровождающим героя. В образе Говинды он изображался как смуглый мужчина с флейтой в руках

Его вторым обликом оказывается фантастическое воплощение с множеством рук и голов. На некоторых картинах у бога синий цвет кожи, а голова и лицо украшены золотыми подвесками и цепочками.

Голубоватый оттенок тела легко объяснить ошибками в расшифровке текстов, ведь имя Кришны переводится как «подобный грозовой туче», то есть просто сильный. Вероятно, с течением времени речевой оборот был визуализирован на изображениях.

Мифы и легенды

Существование Кришны оправдано мифологией. В соответствии с ней Земля, чьи силы были исчерпаны атаками грешников и дьявола, обратилась к создателю – богу по имени Брахма – за помощью. Он передал мольбы Вишну, и тот послал в мир аватар, чтобы восстановить любовь и справедливость, изгнав злые силы. Судьба привела его в царскую семью, глава которой по имени Камса не славился порядочностью. Царю было предсказано, что ему суждено погибнуть от рук своего племянника, поэтому он убивал детей сестры сразу после рождения. Кришну отдали в приемную семью пастухов, поэтому наказание миновало его.

Кришна в юности

Детство и отрочество бога прошли на вольных хлебах, в кругу простых людей и скота. В юные годы одной улыбкой он дарил счастье окружавшим его людям. Его любили и животные, и люди. Кришна отличался умом и мудростью. Основные идеи праведной жизни он обсуждал со старцами, а с детьми участвовал в играх и затеях. Юношей он не знал страха перед дикими животными.

Вернувшись на родину, Кришна свергнул с трона дядю и, вернув власть наследнику Уграсену, стал принцем. Разделив власть между семьями Кауравы и Пандавы, одним он доверил армию, а вторым – свои заповеди и наставления. Сам же выбрал роль простого извозчика принца и полководца Арджуны.

В день битвы главнокомандующий войском Пандавы стушевался, так как был против кровопролития. Кришна пришел на помощь, и слова, произнесенные им, впоследствии упоминаются как цитаты из «Бхагавад-Гиты», или «Песни господней». В ней в 18 главах описывается значение долга и подвига в человеческой жизни.

Кришна в окружении пастушек

Это учение помогает найти путь измученной душе и тем, кто нуждается в поддержке. Произведение воспевает бессмертие и существование высшего «я», которому не страшна гибель, так как оно вездесуще и не нуждается в телесном воплощении. Кришна также завещает людям учение о душе и о Дхарме – пути, благодаря которому человек знакомится с собственным «я» и узнает бога.

После того как межклановая рознь была пресечена, слава Кришны распространилась повсеместно. Однажды бог направился в лес на медитацию. Там его подстрелил охотник, принявший Кришну за оленя. Любопытно, что имя стрелка в переводе означает «старость». Кришна умер 18 февраля 3102 года до н.э. Некоторые считали, что причиной его смерти стали проклятия матерей, чьи сыновья погибли в войне между семьями Кауравы и Пандавы.

Кришна и его жена Рукмини

Любопытно, что Кришна упоминается в священных писаниях как любвеобильный бог. Его женами были 16 108 женщин, среди которых большинство – принцессы. Идеальной супругой считается его жена Рукмини.

№8. Анубис в своей животной форме охранял гробницу Тутанхамона.

Когда было сделано знаменитое открытие гробницы египетского фараона Тутанхамона, среди могил был найден храм Анубиса. Статуя Анубиса, изображенная полностью в форме животного, была прикреплена к крыше храма. Он присел на корточках у входа. Это произошло потому, что одной из ролей Анубиса в древнеегипетской мифологии было охранять духов мертвых в загробной жизни и наказывать смертных, нарушивших священную гробницу. Фигура Анубиса в форме шакала, сделанная из дерева, имеет длину чуть более 3 футов. Он искусно вырезан, чтобы показать подтянутые мышцы собачьего божества. Статуя в натуральную величину имеет золоченые уши, воротник и шарф. Кроме того, он покрыт черной краской, так как черный цвет был символическим цветом Анубиса, потому что он представлял смерть и разложение. Храм Анубиса является одним из выдающихся объектов гробницы Тутанхамона. В настоящее время он экспонируется в египетском музее в Каире.

Анубис на саркофаге Тутанхамона

Пури. Последние годы жизни

Покинув Бенарес, Махапрабху вернулся в Пури. С этого времени, то есть с тридцать первого года жизни, и вплоть до своего ухода в возрасте сорока восьми лет Махапрабху безвыездно оставался в Пури. В течение последних восемнадцати лет его жизнь была подвигом постоянной любви и благочестия. Он был окружен многочисленными последователями, которые все без исключения были вайшнавами высочайшего уровня и отличались от обыкновенных людей своей чистотой и ученостью, твердостью в религиозных принципах.

Махапрабху спал очень мало. Он поклонялся в храме, поддерживал связь со своими миссионерами во Вриндаване и беседовал с религиозными людьми. Гауранга мало говорил – он учил своим примером. Он пел, танцевал и то и дело забывался в духовном блаженстве. Каждый, кто приходил к нему, начинал верить, что это Сам Господь, сошедший в мир, чтобы принести благо всему человечеству. По своей природе Махапрабху был в высшей степени благожелателен, само смирение воплотилось в нем. Он никогда не отказывал в поучениях тем, кто просил об этом.

Так наступил 1534 год… Однажды преданные увидели, как он вошел в храм Тота-гопинатха, однако обратно не вышел…

Господь Шри Чайтанья Махапрабху являл свои трансцендентные деяния в течение сорока восьми лет и покинул наш мир в 1534 году в Пури.

Хотя в юности Господь Чайтанья был широко известен как ученый-пандит и его духовное наследие безгранично, он оставил после себя лишь восемь стихов под названием «Шикшаштака». В этих важных стихах-молитвах раскрываются его миссия и заповеди. Все другие обширные произведения о нем были составлены основными последователями Господа – шестью Госвами Вриндавана и их учениками.

Ранние годы жизни Господа описаны одним из его самых близких преданных из современников, Шрилой Мурари Гуптой, а более поздний период жизни освещен его личным секретарем Шри Дамодарой Госвами, который практически не разлучался с Господом в Пури. Эти двое преданных описали почти все события, в которых участвовал Господь. Впоследствии на основании этих кадач (записей) были написаны книги: «Чайтанья-Бхагавата» Вриндавана даса Тхакура (в которой описываются ранние годы жизни Махапрабху) и «Чайтанья-Чаритамрита» Шрилы Кришнадаса Кавираджи Госвами (посвященная, в основном, учению Господа).

Господь Чайтанья наказал своим ученикам писать книги по науке о Кришне, и эту задачу его последователи продолжают выполнять до сегодняшнего дня. Именно благодаря системе ученической преемственности, философия, которой учил Господь Чайтанья, на сегодня является весьма обширной, точной и последовательной. Культ философии Шри Чайтаньи Махапрабху признан живой религией наших дней. Со всем достоинством и высшим авторитетом эта миссия в двадцатом столетии продолжена Бхактисиддхантой Сарасвати Госвами Махараджем и его выдающимся учеником, одним из величайших философов и духовных деятелей современности – А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой – ачарьей-основателем Международного общества Сознания Кришны.

Именно благодаря миссии Шрилы Прабхупады, в которой он огромное значение уделял толкованию и переводу на различные языки мира священных писаний и трудов предыдущих духовных учителей, мы можем соприкоснуться с этими драгоценными трудами.

Литература

  1. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Шримад-Бхагаватам. Песнь первая, том первый. Введение. Очерк жизни и учения Господа Чайтаньи, проповедника «Шримад-Бхагаватам». – М.: The Bhaktivedanta Book Trast, 2013. – 608 с.
  2. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Учение Шри Чайтаньи. Пролог Бхактивиноды Тхакура «Шри Чайтанья Махапрабху: Его жизнь и наставления». 2-е издание, переработанное. – М: The Bhaktivedanta Book Trast, 2015. – 496 с.
  3. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Шри Чайтанья-Чаритамрита. Ади-лила. – М: The Bhaktivedanta Book Trast, 2003. – 944 с.
  4. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как Она есть. Изд.4-е. – М: The Bhaktivedanta Book Trast, 2012. – 976 с.
  5. Чайтанья-упанишад из «Атхарва-веды» (перевод и комментарий Карнамриты даса, пер. на рус. Парама-удара дас, ред. Ямуна д. д.). – М.: Философская Книга, 2014. – 40 с.
  6. Гауранга-послание Любви. В трёх томах. Составление и перевод: Джагадьони деви даси. 1995-1996 годы.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий