Кто такие «неприкасаемые»
Население Индии составляет около 1,4 млрд человек, из которых 160 млн жителей – это как раз «неприкасаемые». Это индусы, которые с самого рождения занимают нижнюю ступень в кастовой системе и зачастую даже не считаются за людей. Какая участь им уготована? И почему «неприкасаемые» женщины особенно сильно пострадали из-за такого кастового разделения?
Разделение населения на касты в Индии
В современном индийском обществе нет ничего хуже, чем родиться «неприкасаемым». Согласно местным традициям, если ты появился на свет у родителей из касты далиты, ничего хорошего в жизни тебя не ждёт. Мало того, что ребёнка с детства будут называть «грязным», он также может подвергаться насилию со стороны высших каст. «Далитский мальчик забит до смерти за срывание цветов» – это абсолютно реальная история, которую недавно опубликовали в одной из индийских газет. И таких прецедентов множество.
Президент-король
Президент Республики Индия избирается не на всеобщих выборах, а коллегией выборщиков, которая формируется из членов обеих палат парламента и законодательных собраний штатов — всего 4896 человек.
Также по теме
По особому пути: что стоит за визитом премьера Индии в Израиль накануне саммита G20
Премьер-министр Индии Нарендра Моди прибыл на саммит G20 из Израиля. Трёхдневный визит Моди, приуроченный к двадцатипятилетию…
Выборы состоялись 17 июля, три дня ушло на подсчёт результатов. Полномочия действующего президента Пранаба Мукерджи истекают 24 июля, новый глава государства примет бразды правления уже на следующий день.
По традиции, президент не должен состоять в какой-либо политической партии. После победы на выборах глава государства, как правило, отказывается от членства во всех политических организациях. В основном президент в Индии выполняет представительские функции. Реальная власть сосредоточена в руках премьер-министра, и на эту должность назначается глава партии, получившей наибольшее число мандатов на парламентских выборах.
Касты в Южной Индии видео
Индия: касты, контрасты, страшная правда о стране
இ Родина йоги. இ Территория современной Индии была заселена предками современных людей около 500 тысяч лет назад. Только вдумайтесь …
Касты в Индии вчера и сегодня – МИР 24
ТЕЛЕКАНАЛ «МИР 24» – ДЛЯ ТЕХ, КТО СЛЕДИТ ЗА НОВОСТЯМИ РОССИИ И СОДРУЖЕСТВА = = = Новости и познавательные программы – на сайте …
Я ПОЗНАКОМИЛАСЬ С НЕПРИКАСАЕМЫМИ. Грязь, трущобы Индии -это их судьба?
Я Наташа “Замуж в Индию”. Наша интернациональная семья живет в Индии в маленьком курортном высокогорном городке Матеране (Matheran).
Касты. Любовь до гроба
Формально межкастовые союзы законами Индии не запрещены. Однако давняя практика так называемых убийств чести до сих пор существует. Иногда …
10 Фактов о НИЗШЕЙ Касте Индии – Неприкасаемых!
======================= Канал telblog.net для людей, которые хотят стать умнее и научиться МЫСЛИТЬ ШИРЕ. Здесь ты найдёшь множество …
Тайны происхождения неприкасаемых
На самом деле нет особых тайн и секретов. Эта огромная прослойка и без того гигантского по численности населения индийского общества действительно не входит в систему варн (каст). Как древнюю, так и современную. Кастовая система Индии состоит из четырех известных варн, которые произошли по «Ригведе» из частей тела прачеловека Пуруши. Брахманы — из его уст, кшатрии — из рук, вайшьи — из бедер, а шудры — соответственно из его ступней. Самый бедный и угнетаемый в Индии слой общества даже не упоминается.
Веками на долю неприкасаемых приходилась лишь тяжелая работа
Ученые, например, склоняются к тому, что неприкасаемые произошли от потомков индийских племен доарийского периода. Поэтому вполне ожидаемо, что они также стоят в стороне индуистских религиозных правил. Издревле неприкасаемые считались нечистыми, а значит не имели права посещать храмы, а позднее и другие публичные места. Соответственно заниматься они могли только грязными работами и селились на окраинах сел и городов.
Удачное замужество не помогает вырваться из касты
По некоторым верованиям неприкасаемые возникли от потомков греховной связи женщины-брахманки и мужчины-шудры, которых представители индуистского общества изгнали в леса. Про межкастовое общение речи вообще быть не могло. Даже прикасаться к представителям высших варн эти несчастные не имели права. Соответственно и работа для неприкасаемых всегда была грязной и унизительной: чистка туалетов, дубление кожи, проституция.
3.
Шокирующие факты
Сегодня конституция Индии не признает каст, но большинство населения на деле больше чтит древние традиции. В небольших городах и селах ничего не изменилось, неприкасаемые по-прежнему остаются вне социума. Тротуары и общественные колодцы – не для них – представители высшей касты боятся осквернения. Если далит посетил храм (а это разрешено делать всего несколько раз в год), то потом святилище долго очищают, проводя специальные ритуалы.
К поселениям неприкасаемых относятся с брезгливостью. Был даже случай, когда поселок обнесли трехметровой стеной с ограждением под высоким напряжением. В результате судебного разбирательства проволоку убрали, но стену разрушать не стали.
Несмотря на закон о штрафе для владельцев столовых за отказ обслуживать далитов, их кормят неохотно. В лучшем случае есть специальная посуда, в худшем – человек будет есть на улице. Чтобы что-то приобрести в магазине, далит оставляет деньги на пороге, куда ему и вынесут покупку.
В 2005 году крестьянами был забит подросток-далит, который заговорил с девушкой высшей касты. В 2008 году индиец кинул в костер у дороги маленькую девочку, за то, что ее мать нечаянно его толкнула.
Известно, что журналистка из Великобритании Рамита Наваи снимала документальный фильм о неприкасаемых, и была поражена до глубины души. Малыши, играющие трупом собаки, дети, жарящие и поедающие крыс, женщина, вручную чистящая общественный туалет – все это привычно для далитов и дико для цивилизации.
Какие права есть у «неприкасаемых»
По большому счёту прав у «неприкасаемых» очень мало, да что там – их фактически нет.
Эти люди не могут пить воду из источников, которыми пользуются представители высшей касты, не могут посещать храмы, в которые приходят семьи высших сословий, не могут даже носить обувь в их присутствии. До недавнего времени «неприкасаемым» также запрещалось пользоваться общественным транспортом. К образованию доступа у далитов тоже нет, читать религиозные книги им не разрешается, поэтому большую часть этой касты составляют совсем безграмотные люди.
Далиты традиционно могут выполнять только самую грязную работу – подметать улицы, убирать мусор, чистить канализации и т.п. Традиция не разрешает «неприкасаемым» появляться в районах, где живут люди из высших каст. Если такое всё-таки произошло, и далит случайно дотронулся до брахмана или, например, кшатрия, то такой индус автоматически будет считаться грязным. Ему потребуется пройти специальный обряд очищения, чтобы снова вернуться в свою касту.
Привилегии и табу брахманов в Индии
У варны брахманов одновременно больше запретов и привилегий, чем у других каст. Для европейцев они могут показаться абсурдными, а индусы с младенчества привыкли жить по этим правилам. Каста брахманов ограничена в выборе профессий. Главные запреты: не пахать землю и не работать с шкурами животных. К шкурам высшей варне лучше вообще не прикасаться — поэтому во многих индийских храмах висят таблички для туристов «Не входить в кожаной обуви» или «Не иметь с собой кожаных вещей».
Садхви — женщины из касты брахманов
А запрет на вспашку земли буквальный, «не ходить за плугом». Другие работы в поле брахманы-землевладельцы или обнищавшие представители касты выполнять могут, если другого способа заработать на жизнь у них нет. В самых бедных селениях страны можно встретить местных брахманов-батраков, собирающих урожай.
Жрецы в индийских храмах преимущественно из варны брахманов
Еще одно строгое правило — браки только между представителями одной варны. Хотя существует разделение внутри всех каст на джайны по специализации и месту рождения, жрецы (высшие брахманы в Индии) могут жениться на женщинах из семей брахманов-учителей или чиновников. А вот женщинам выйти замуж за мужчину из низшей джайны табу. За кшатрия или вайшьи — вообще немыслимо.
В современной Индии смешанные браки не редкость. Лишь бы человек был хороший
Вегетарианство и употребление мяса зависят от божества, которому они поклоняются, Вишну или Шиве. Что касается приготовления и приема пищи, каста брахманов может принимать еду и питье только из рук равных себе. То есть даже женам высшего сословия не отвертеться от кухни. Хотя посуду мыть — табу. Поэтому в Индии едят руками, а тарелками часто служат пальмовые листья. Но в Ригведе есть отрывки, где святые брахманы ели мясо коров или собак вместе с неприкасаемыми, потому что другой еды не осталось из-за стихийного бедствия – и боги их за это не наказали.
Читать священные тексты могут только брахманы
К привилегиям варны брахманов относится право получать любые подарки без обязанности отблагодарить. Европейцам может показаться, что жрецы высокомерны и даже «спасибо» никому не говорят, но таков обычай. Каста брахманов до середины ХХ века занимала почти 75% постов на государственной службе. Что давало им возможность получать хорошие зарплаты и взятки, которые считались «пожертвованиями». Поэтому брамины не только занимают высокое духовное положение, но и владеют приличными состояниями.
Пуджа проходит в полном соответствии с многовековыми инструкциями
Брахманы в Индии — наиболее защищенные от насильственной смерти люди. Убить жреца, учителя или чиновника считается у индусов главным грехом. Ведь это посягательство на посланника богов! Но поколотить их могут, если они намеренно войдут в поселение неприкасаемых или низших шудр. И потом брахману придется месяц замаливать грех прикосновения к грязным кастам. Могут ли члены касты брахманов потерять свои привилегии? Только если их изгонят из касты. Это возможно из-за брака с низшим сословием, работы со шкурами или на бойне, или из-за убийства другого брахмана. Тогда они становятся париями, людьми без касты и прав.
Утверждается, что именно брахманы написаны Веды
Неприкасаемые
Неприкасаемые стоят вне варнового деления, однако сами, как отмечает Марика Вазиани, имеют кастовую структуру. Исторически существует четыре признака неприкасаемости. Во-первых, отсутствие общего потребления пищи. Еда, потребляемая неприкасаемыми, носит «грязный» характер для представителей более высоких каст. Во-вторых, отсутствие доступа к источникам воды. В-третьих, отсутствие у неприкасаемых доступа к культовым учреждениям, храмам, где совершают обряды высшие касты. В-четвертых, отсутствие матримониальных связей между неприкасаемыми и чистыми кастами. В полной мере такого рода стигматизация неприкасаемых практикуется примерно третью населения.
До сих пор до конца не ясен процесс возникновения феномена неприкасаемости. Исследователи-ориенталисты считали, что неприкасаемые были представителями иного этноса, расы, возможно, теми, кто влился в арийское общество после конца Индской цивилизации. Потом возникла гипотеза, согласно которой неприкасаемыми стали те профессиональные группы, деятельность которых по религиозным причинам стала иметь «грязный» характер. Есть отличная, даже на какой-то период запрещенная в Индии книга «Священная корова» Двиджендры Дха, где описывается эволюция сакрализации коровы. В ранних индийских текстах мы видим описания жертвоприношений коров, а позже коровы становятся священными животными. Люди, которые раньше занимались забоем скота, отделкой коровьих шкур и так далее, стали неприкасаемыми из-за процесса сакрализации образа коровы.
Эволюция варновой системы
Ряд ученых-лингвистов уже XX века, такие, например, как Жорж Дюмезиль и Эмиль Бенвенист, полагали, что еще протоиндоарийская общность, до того как она разделилась на индийскую и иранскую ветви, заключала трехступенчатое общественное разделение. В тексте Ясны, одной из составляющих зороастрийской священной книги Авесты, язык которой родственен санскриту, также говорится о трехступенчатой иерархии, где во главе стоят атраваны (в сегодняшней индийской традиции аторнаны) — священники, ратэштары — воины, вастрия-фшуянты — пастухи-скотоводы и земледельцы. В другом отрывке Ясны (19.17) к ним добавляется четвертый социальный класс — хуитиш (ремесленники). Таким образом, система социальных страт становится идентичной той, что мы наблюдали в Ригведе. Мы не можем, однако, точно сказать, насколько реальную роль это разделение играло во II тысячелетии до нашей эры. Некоторые ученые предполагают, что это социальное профессиональное деление было в большой степени условным и люди могли свободно переходить из одной части общества в другую. Человек становился представителем того или иного социального класса, после того как выбирал свою профессию. К тому же гимн о сверхчеловеке Пуруше является относительно более поздним включением в Ригведу.
В брахманическую эпоху происходит, как предполагается, более жесткое закрепление социального положения различных слоев населения. В позднейших текстах, например в Ману-смрити (Законах Ману), созданных приблизительно на рубеже нашей эры, социальная иерархия предстает менее гибкой. Аналогичное Пуруша-сукте аллегорическое описание социальных классов как частей тела мы находим в еще одном зороастрийском тексте — созданном на среднеперсидском языке в X веке «Денкарде».
Если перенестись в эпоху становления и расцвета Великих Моголов, то есть в XVI — начало XVIII века, социальная структура этого государства представляется более мобильной. Во главе империи стоял император, которого окружает армия и ближайшие подвижники, его двор, или дарбар. Столица постоянно менялась, император вместе со своим дарбаром переезжал с места на место, ко двору стекались разные люди: афганцы, пуштуны, тамилы, узбеки, раджпуты, кто угодно. Они получали то или иное место в социальной иерархии в зависимости от собственных военных заслуг, а не только по причине своего происхождения.
Сколько каст в Индии
Существующие обширные касты делятся на множество мелких локальных подкаст, точное количество которых подсчитать не представляется возможным. По переписи населения 1931 г. (до принятия независимости) каст было около 3000. В 1990-е годы было зарегистрировано более 4,5 тыс. каст (джати).
Несмотря на официальный запрет кастовой системы наблюдается неукоснительный рост каст. Многие немногочисленные группы стремятся объединиться в касту для получения льгот от государства. Борьба со строем, равные права и возможности для всех граждан часто являются лозунгами в политической борьбе различных политических группировок.
Некоторые касты имеют удивительно узкую специализацию. Например, на улице можно встретить бхатра – брахманов, которые получают средства на жизнь исключительно подаянием. Джинвар носят воду в кувшинах, бханги – уличные мусорщики.
По традиции, когда ребенок в семье достигает возраста 1 года, родня раскладывает перед ним 4 вещи. Обычно это книга, оружие (нож), деньги и орудие труда. Малыш должен выбрать один предмет. Если тянется к книге, значит, будет брахманом, к деньгам – торговцем (вайшьей). Выбор оружия говорит о стезе кшатрия. Если ребенок выбирает орудие труда, то сможет стать ремесленником.
В крупных городах влияние исторического расслоения менее заметно. Жители имеют больше возможностей получить образование и работу по своему желанию. Некоторые из индийских мультимиллионеров сами являются выходцами из среды неприкасаемых. Много далитов среди популярных певцов и звезд Болливуда.
Самое интересное про касты в Индии
Проблемы современных далитов
Да, если рассматривать законодательные инициативы, то у далитов дела неплохи. За ними закреплены официальные льготы на получение высшего образования. У неприкасаемых даже есть квоты на государственные должности, также закрепленные Конституцией. Но даже это по-прежнему не гарантирует нормального отношения к далитам в индийском социуме. Многие дети и студенты из неприкасаемых бросают учебу из-за издевательств представителей высших варн.
Образование и смена религии — два способа не остаться заложником кастовой системы
Далиты по-прежнему фигурируют в криминальных сводках, поскольку их убийство не считается чем-то зазорным. Любое упоминание о том, что где-то далит зашел в храм, или у него «неправильное» имя, или он рискнул приехать за невестой на лошади, может спровоцировать волнения и волну насилия. Удивительный факт, но в Индии уже становится обычным, когда представители высших варн стараются перейти в далиты, чтобы воспользоваться теми самыми привилегиями, чтобы получить образование и в дальнейшем престижную работу.
Мать собирает дочь в школу. Это их домПросвещение неприкасаемых ведет далит с гарвардским образованием
Касты в Южной Индии. Вор и грабитель
Вор и грабитель. Несколько каст называют «преступными», и до недавнего времени они находились под полицейским надзором. Часть из них все еще не оставила склонности к воровству и мелким правонарушениям.
Однако есть и другие, которые даже называются каллары («воры»), но теперь перешли к земледелию, и за ними известны лишь отдельные случаи мелких краж.
Каллары, одна из самых многочисленных каст Южного Тамилнада, давно уже перешли к оседлому образу жизни. У них сохранились некоторые воинственные традиции, и их иногда нанимают сторожами, поскольку знакомство с воровскими приемами помогает им охранять чужое имущество.
Маравары, компактно живущие в штате Тамилнад, одно время были профессиональными грабителями и наемниками, но и они с годами обратились к земледельческим занятиям.
Кастовые ограничения
Более 90% браков в Индии происходит внутри кастовой общности. Как правило, индийцы по кастовому имени определяют, к какой касте принадлежит тот или иной человек. Например, человек может жить в Мумбаи, но он знает, что исторически происходит из Патиалы или Джайпура, тогда его родители ищут жениха или невесту именно оттуда. Это происходит через матримониальные агентства и семейные связи. Конечно, сейчас все бо́льшую роль играет социально-экономическое положение. У завидного жениха должна быть Green Card или American work permit, однако варно-кастовая связь также очень важна.
Существуют две социальные прослойки, представители которых не так строго соблюдают варно-кастовые матримониальные традиции. Это высшая страта общества. Например, семья Ганди-Неру, которая долгое время находилась у власти в Индии. Первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру был брахманом, чьи предки происходили из Аллахабада, из очень высокой касты в брахманской иерархии. Тем не менее его дочь Индира Ганди вышла замуж за зороастрийца (парса), что вызвало большой скандал. И вторая прослойка, которая может позволить себе нарушить варно-кастовые запреты, — это самые низшие слои населения, неприкасаемые.
Побеждает сильнейший
«Победа кандидата от правящей партии Рама Натха Ковинда была предопределена, так как БДП обладает большинством в парламенте, — считает Лунёв. — Избрание представителя низшей касты на пост президента выгодно с имиджевой точки зрения — низшие касты воспримут это с энтузиазмом, а высшие не станут протестовать, так как уже привыкли. Когда БДП впервые пришла к в власти в 1998 году, их называли партией северян — высококастовых индусов. Выдвигая неприкасаемого на пост президента, партия опровергает эти обвинения».
Победивший на выборах Рам Натх Ковинд ранее занимал должность губернатора штата Бихар. Кроме того, он дважды становился лидером Индийской народной партии. Она сформировалась в 1980 году на базе индуистских националистических движений, в первую очередь — военизированной волонтёрской организации Rashtriya Swayamsevak Sangh.
В 2014 году партия одержала победу на парламентских выборах, получив большинство мест в нижней палате парламента. Это позволило БДП самостоятельно сформировать правительство, не вступая в коалиционные союзы.
Пост премьер-министра занял лидер БДП Нарендра Моди, провозгласивший курс на масштабные перемены как в экономике, так и в политической сфере.
Согласно данным опроса, проведённого в 2015 году компанией Axis My India для телеканала IBN—CNN, правительство Моди поддерживали 72% жителей страны. Кроме того, 65% респондентов отметили улучшение имиджа Индии на международной арене при новом премьере.
В марте 2017 года возглавляемая Моди БДП успешно прошла испытание региональными выборами. В частности, партия получила большинство голосов в крупнейшем индийском штате Уттар-Прадеш, а также в штате Уттаракханд. Удачные для БДП итоги выборов показали, что партия и её лидер сохраняют популярность среди индийского населения.