Разделение каст в Индии
Еще с древних времен все население Индии делится на брахманов, кшатриев (воинов), вайшьев, шудров. Каждая группа подразделяется на многочисленные подкасты. Подобное распределение происходит с учетом профессиональных и территориальных признаков. Кроме четырех каст в Индии существуют и другие сословия, которые не имеют никаких полномочий. Члены низших каст не могут посещать больницы, магазины и другие общественные объекты. Они даже не могут ездить на общественном транспорте.
Брахманы
Брахманы относятся к классу индийской элиты. Их отличить можно достаточно просто. Этот кастовый комплекс включает более 800 джати, и его численность составляет около 46 млн.человек. Несмотря на то, что брахманы относятся к престижно-статусной категории, у них все равно сохраняются функции социальной группы. Их основным занятием является:
- получение знаний;
- преподавание;
- изучение Вед;
- поучение окружающих;
- выполнение специальных ритуалов.
С древности брахманы не претендовали на влиятельную государственную должность. Они занимались респектабельными занятиями, чтобы обеспечить себе максимально комфортную жизнь. Брахман не имеет возможность употреблять еду, приготовленную вне его касты.
Кшатрии
Название касты «кшатрии» произошло от санскритского языка
Население этого сословия занимает второе место по значимости и важности касты древнеиндейского общества. С древности завоеватели Индии стояли на более высоком уровне развития
Из доблестных воинов обычно выбирали царей, которые являлись главными правителями страны. Кшатрии могут вступать в защиту за своих господ или представителей влиятельных каст. Представители этого сословия организуют правильный образ в жизни общества.
Вайшьи
Вайшья принадлежит к третьей сословной иерархии по значимости касты. В эту группу входят в основном земледельцы и пастухи, которые не могли равняться с высшими сословиями опрятностью. Их можно было отличить по внешнему виду (одеждой). Целый день члены этого сословия проводили в труде. Поэтому у них не оставалось времени на досуг. Воинственные соседи, которые могли бы конфисковать имущество, не жили рядом с вайшьями. Поэтому они не покупали меч и стрелы. Их жизнь проходила в спокойствии.
Шудры
Представители низшего четвертого сословия определяются как «слуги» или «рабы». Их главный цвет – черный. Социальное неполноправное положение этого сословия выражалось в их неопрятности. Часть местного населения была обращена в рабство сразу после того, как проживающих в долине Ганга захватили племена. Арийцы присвоили себе высокие роли. А представителям четвертого сословия приходилось выполнять тяжелую работу.
Портрет шудры
Права низшей варны (касты) шудр ограничены. Они не могут подавать еду и дотрагиваться до представителей высших каст. Большинство живет в бедности, им позволено жениться на разведенных женщинах и есть мясо. Но в некоторых штатах Индии шудры (земледельческие джати), могут быть богаче, чем брахманы или вайшьи. Их общины очень влиятельны в политическом плане.
Правительство Индии все чаще становится на защиту низших каст и женщин
Шудрам необходимо видеть результат своего труда. Их занятия считаются грязными, но социально приемлемыми: это каменщики, ювелиры, ткачи, парикмахеры, кожевники, мусорщики, гончары, плотники, кузнецы, винокуры и музыканты. Представителя низшей касты можно опознать по цвету кожи (темнее, чем у высших варн) и росту (низкие), по «говорящей» фамилии и общественному положению.
Характер шудры:
- вера в семейные ценности
- во главе стоит безопасность и стабильность
- подчинение начальству
- коллективизм
- подверженность общественному мнению
- предпочитает творчеству простой труд
Представителям этой касты не приходит на ум ни отлынивать от работы, ни стесняться ее
Кто такие брахманы
Около пяти тысяч лет назад с приходом иранских ариев на полуостров Индостан древнеиндийское общество разделилось на четыре основных сословия или варны:
- брахманы — жрецы, ученые;
- кшатрии — воины;
- вайшьи — земледельцы, торговцы;
- шудры — слуги, наемные работники.
Брахманы в древнеиндийской форме социальной сегрегации являются высшей и наиболее влиятельной варной. Их также называют брамины, випра, двиджа, бхусура. Все эти названия отражают богоизбранность членов этой социальной группы — в древней Индии брахманы занимались духовной деятельностью и нередко становились наставниками в семьях высших каст.
Изначально эту варну составляли жрецы, к которым обращались за проведением специальных ритуалов и жертвоприношений. У народа они пользовались большим почетом и уважением. Нередко авторитетность жрецов превышала влияние правителя. Считалось, что их участие и молитвы обладают особенной сакральной силой. В дальнейшем из сословия брахманов стали выходить писцы, ученые, учителя. В эпоху феодализма среди них появились судьи, чиновники и землевладельцы.
Брахманы отличались глубоким разносторонним образованием и интеллектуальной одаренностью. Несмотря на свою влиятельность, они обязаны были жить в соответствии со своей варной и не могли отойти от строгих правил и требований касты. Представители других сословных групп обращались к ним за мудрым советом и знанием. В обязанность брахманов входила просветительская деятельность, которую они осуществляли среди более низших слоев населения.
Кшатрии
Почетнее было положение касты воинов (кшатриев), особенно в железные времена завоевания Индии ариями и первых поколений после этого завоевания, когда все решалось мечом и воинственной энергией, когда царь был только полководцем, когда закон и обычай держались только охраною оружия. Было время, когда кшатрии стремились стать первенствующим сословием, и в темных преданиях еще сохранились следы воспоминаний о великой войне между воинами и брахманами, когда «нечестивые руки» дерзнули коснуться священного, богоустановленного величия духовенства. Предания говорят, что брахманы вышли из этой борьбы с кшатриями победителями при помощи богов и героя брахманов, Рамы, и что нечестивцы были подвергнуты ужаснейшим наказаниям.
Воспитание кшатрия
За временами завоеваний должны были следовать мирные времена; тогда услуги кшатриев стали не нужны, и значение военного сословия уменьшилось. Стремлению же брахманов сделаться первым сословием эти времена благоприятствовали. Но тем прочнее и решительнее удержались воины на степени второго по своей почётности сословия. Гордые славою предков, подвиги которых восхвалялись в героических песнях, наследованных от старины, проникнутые чувством собственного достоинства и сознанием своей силы, какие даёт людям военная профессия, кшатрии держали себя в строгой обособленности от вайшьев, у которых не было знатных предков, и с презрением смотрели на их трудовую, монотонную жизнь.
Брахманы, упрочив за собою первенство над кшатриями, благоприятствовали их сословной замкнутости, находя ее выгодной для себя; а кшатрии, вместе с землями и привилегиями, родовою гордостью и военной славою, передавали по наследству своим сыновьям и почтение к духовенству. Отделенные своим воспитанием, военными упражнениями и образом жизни и от брахманов и от вайшьев, кшатрии были рыцарской аристократией, сохранявшей при новых условиях общественной жизни воинственные обычаи старины, внушавшей своим детям гордую веру в чистоту крови и в родовое превосходство. Огражденные наследственностью прав и сословной замкнутостью от вторжения чуждых элементов, кшатрии составляли фалангу, не допускавшую в свои ряды простолюдинов.
Получая щедрое жалованье от царя, снабжаемые от него оружием и всем надобным для военного дела, кшатрии вели беззаботную жизнь. Кроме военных упражнений, у них не было никакого дела; потому в мирное время – а в спокойной долине Ганга время шло большею частью мирно – они имели много досуга веселиться и пировать. В кругу этих родов сохранялась память о славных делах предков, о жарких битвах старины; певцы царей и вельможеских родов пели кшатриям на жертвенных праздниках и на похоронных обедах старые песни, или слагали в прославление своих покровителей новые. Из этих песен постепенно выросли индийские эпические поэмы – Махабхарата и Рамаяна.
Какие касты в Индии есть в наше время
Основной догмат индуизма – закон кармы, «действий и воздаяний». Он фактически узаконивает кастовое деление общества. Каждому человеку Вселенная дает ровно то, что он заслужил. Человек должен свою участь принимать со смирением, не пытаясь изменить кармический путь.
Кастовые основы индийского общества были письменно закреплены в эпоху Ману (2 в. до н. э.), пережили мусульманское нашествие, царствие Моголов, британскую колонизацию. В рамках варн формировались джати. Строгая эндогамия позволила многим кастам сохраняться на протяжении 70 поколений.
На территории современной Индии мало каст, распространенных повсеместно. В каждом регионе существует свой обособленный, иерархичный ряд каст, аналога которым нет в соседних областях.
Брахманы занимают уникальное место в кастовой индийской системе, они селятся повсеместно. Ранжирование каст определяется по взаимоотношениям с брахманом. Нижний ряд – от представителей этих каст брахман не примет никогда и ничего. Следующие могут предложить брахману пищу, приготовленную на воде. Следующий ранг – «чистые касты». Они могут предложить брахману воду в металлическом сосуде. «Самые чистые» стоят на вершине пирамиды. Могут дать брахману воду в глиняной посуде.
Среди каст в Индии в наше время есть совершенно немногочисленные, региональные. А есть такие, чья численность достигает нескольких миллионов человек.
Положение дел в современной Индии
Каста, как социальная организация в обществе, существует повсеместно по всей Индии, но в каждом регионе она может быть своя. Более того, каждая каста содержит в себе множество подкаст (джати), что делает их количество действительно бесчисленным.
Все это даже привело к тому, что в переписях населения перестали учитывать принадлежность к касте, ибо с каждым годом их число все более и более увеличивается. Например, существуют касты портных (Дарзи), водоносов (Джхинвар), мусорщиков (Бханги) и даже каста брахманов, живущих благодаря милостыне (Бхатра).
Если раньше почти все определялось социальным происхождением, то теперь, к примеру, и продвижение на службе возможно благодаря индивидуальным характеристикам, умениям и навыкам человека, а не только из-за рождения.