Что такое мышечная память
Всезнайка Википедия отвечает на этот вопрос так: «долгосрочные структурные изменения (перестройка) мышечных и нервных клеток, которые развиваются под влиянием физических тренировок и обеспечивают быстрое восстановление спортивной формы после длительного отдыха».
Узнайте: какова «Роль минеральных веществ для жизненной силы в человеческом теле«
Не понятно? Тогда объясним на примере. Представьте себе, что вы длительно тренировались, набирали спортивную форму, ваша мускулатура росла и развивалась, а потом вы оставили тренировки. Заболели, переехали в другое место, ушли в декрет, да просто надоело заниматься…. А потом вы решаете вновь вернуться к тренировкам.
Так вот, оказывается, форму вы наберете значительно быстрее, чем если бы были абсолютным новичком.
Негативные последствия эффекта Карпентера
Например, у человека возникает склонность к несчастным случаям, если он уже пережил один подобный. Фрейд назвал это «травматическим неврозом» — последствие фиксации организма человека на моменте прошлого события. Человек постоянно вспоминает несчастный случай, воспроизводит переживания в мельчайших подробностях. Таким образом мозг не видит разницы между прошлым и настоящим, он считает, что человек здесь и сейчас попадает в точно такую же ситуацию. И все это приводит к приобретенной беспомощности.
Так что эффект Карпентера проявляется и в сфере совершения ошибочных действий. Тот, кто проводит долгое время в размышлениях о том, что он допустит ошибку или станет объектом несчастного случая, находится под воздействием собственного страха и станет жертвой собственной тревоги.
Стоит сказать, что негативные мысли и мысли о своих действиях — не одно и то же. Эффект Карпентера касается физиологии, так называемой мышечной памяти, а пессимизм просто убивает настроение и психологическую атмосферу в человеке.
Способы развития мышечной памяти
Мышечная память – это залог того, что достигнутые результаты человека останутся с ним навсегда, независимо каким видом спорта он занимался. Но, чтобы достичь максимального успеха, лучше всего начинать развивать мышечную память с юных лет.
Именно в раннем возрасте клетки мышц более эффективно притягивают дополнительные миоядра, так как мышечная ткань богата клетками-сателлитами, легко отдающими им свои ядра.
Чтобы развитие мышечной памяти протекала быстрее, следует подобрать правильные тренировки. Для этого лучше всего подходят именно индивидуально разработанные занятия. В спортивных силовых занятиях важна также помощь квалифицированного тренера или инструктора.
Ведь неправильное самостоятельное выполнение серьезных упражнений может серьезно навредить организму, так как «отпечаток» тренировок останется в мышечной памяти, которую будет использовать мускулатура в дальнейшем.
Кроме физических нагрузок, развивать мышечную память необходимо и на психологическом уровне. Как правило, самовнушение в совокупности с тренировками позволяют быстрее достичь заданных результатов. Для начинающих подобное может показаться бессмысленным, но это работает на самом деле, так как человек способен программировать свой мозг на определенные действия.
Можно ли развивать мышечную память?
Существует ли мышечная память, сомнений у вас больше быть не должно, но можно ли ее развить? Если учесть, что регулярные и длительные тренировки улучшают память мышц, можно предполагать о возможности ее развития. Для этого требуется упорный тренинг и постепенное улучшение спортивных результатов.
Запоминающая способность мышечных тканей развивается лучше в том случае, когда в волокнах содержится достаточное количество добавочных ядер. Без долгих и усердных тренировок это невозможно, то есть чем лучше развита мышечная масса и силовые показатели, тем быстрее будет тренироваться память мышц.
Понятие мышечной памяти и как она работает
Определение вышеуказанного термина гласит так: «Это способность организма и тела человека запоминать уровень тонуса мускул, наработанного при физических нагрузках, а так же восстанавливать его в кротчайшие сроки после продолжительного перерыва».
Наглядно данное понятие можно пояснить на следующем примере. Вы долго тренировались, приобретали спортивную форму. Но вдруг по какой-то причине вам пришлось прекратить программу, например, из-за болезни, переезда, ухода в декрет. Через некоторое время вы решаете вернуться в зал. При этом вы добьетесь нужных показателей быстрее, чем начинающий спортсмен. Это связано с тем, что мышцы приобретают свое былое состояние благодаря оставшейся информации, которая в них хранится.
История
Истоки исследований в области приобретения моторных навыков восходят к таким философам, как Платон , Аристотель и Гален . После разрыва традиции взгляда на самоанализ , существовавшего до 1900-х годов , психологи сделали упор на исследования и более научные методы наблюдения за поведением. После этого были проведены многочисленные исследования роли моторного обучения. Такие исследования включали изучение почерка и различные практические методы, направленные на максимальное развитие моторики.
Удержание
Сохранение двигательных навыков, теперь называемых мышечной памятью, также стало вызывать большой интерес в начале 1900-х годов. Считается, что большинство моторных навыков приобретается на практике; однако более пристальное наблюдение за навыком также привело к обучению. Исследования показывают, что мы не начинаем с чистого листа в отношении моторной памяти, хотя большую часть репертуара моторной памяти мы изучаем в течение нашей жизни. Такие движения, как мимика, которые считаются усвоенными, на самом деле можно наблюдать у слепых детей; таким образом, есть некоторые свидетельства того, что моторная память предопределена генетически.
На ранних этапах эмпирических исследований моторной памяти Эдвард Торндайк , ведущий пионер в изучении моторной памяти, был одним из первых, кто признал, что обучение может происходить без осознания. Одно из самых ранних и наиболее заметных исследований, касающихся сохранения моторных навыков, было проведено Хиллом, Риджаллом и Торндайком, которые показали экономию при повторном обучении навыкам набора текста после 25-летнего периода без практики. Результаты, относящиеся к сохранению приобретенных моторных навыков, постоянно воспроизводятся в исследованиях, предполагая, что в результате последующей практики моторное обучение сохраняется в мозгу в виде памяти. Вот почему исполнительские навыки, такие как езда на велосипеде или вождение автомобиля, выполняются без усилий и «подсознательно», даже если кто-то не выполнял эти навыки в течение длительного периода времени.
Упражнения на пампинг
- Сжигание
- Суперсеты
- Дроп-сеты
- Предварительное утомление
- Частичные повторения
- Пиковое сокращение
- Негативы
- Форсированные повторения
Однозначным успехом пользуются тренировки, вызывающие пампинг мышц ног. Многократное повторение одного упражнения прекрасно подходит именно для этой группы мышц, поэтому пампинговые упражнения на ноги придутся как нельзя кстати. Для проработки икроножных мышц и квадрицепсов более всего подходят пампинговые упражнения с предварительным утомлением, а также сжигания и форсированные повторения.
Для пампинга бицепсов следует выполнять сгибания рук:
- с гантелями в сидячем положении
- со штангой стоя
- с гантелями, сидя скамье с наклоном
- со штангой из положения 90° на скамье Скотта
Чтобы достичь пампинга бицепсов выполняются упражнения на сгибания рук:
- обычным хватом с EZ-штангой
- обратным хватом со штангой
- с гантелями типа «хаммер»
Проявление у человека мышечной памяти на практике
Как заметить проявление мышечной памяти? Она, наверняка, знакома каждому, кто хотя бы несколько месяцев работал в тренажерном зале, потом бросал и снова возвращался на тренировки.
Вы же замечали, как после продолжительной паузы (более одного месяца), показатели силы, выносливости, а также общее состояние мышц существенно ухудшалось. Но, как только вы возобновляли тренировки, привычная физическая форма, состояние тела и рабочие веса относительно быстро становились в норму.
При этом, ваши результаты значительно превышали результаты тех, кто пришел в зал в один день с вами. Именно это и является наглядной демонстрацией мышечной памяти, а точнее ее механизма.
Улучшаем мышечную память
Избегайте перетренированности: делайте перерывы
В журнале Current Biology было опубликовано исследование о долгосрочном обучении. Упражнение, которое выполнялось через четыре часа после учебной задачи, но не сразу после нее, улучшало удержание ассоциаций и изображения местоположения. При этом активно работала структура мозга, ответственная за память, – гиппокамп. Что это значит? Мозгу нужно дать время на усвоение информации, в том числе и новых двигательных навыков. Смените вид деятельности, займитесь чем-нибудь другим, а гиппокамп в это время сделает свое дело. Чтобы протянуть новую «линию электропередач», нарастить отростки нервных клеток, понадобятся строительный материал и время. Поэтому не стоит верить обещаниям «Посадим на шпагат за две недели» или «Научим прыгать аксель за два дня».
Не торопитесь
Любое новое движение начинается с сознательного изучения, когда мы мысленно «проговариваем» алгоритм действий и пошагово его выполняем. Потом движение становится автоматическим, и мы не задумываемся, а просто делаем
Важно не торопиться и убедиться, что вы все делаете правильно, дать себе возможность медленно повторить действие достаточное количество раз. Исправлять заученные ошибки сложно
Для этого нужно будет дождаться, пока ослабеют старые нейронные связи и возникнут новые.
Высыпайтесь
Восьмичасовой сон дает организму возможность восстановиться. Именно в часы отдыха происходит «отладка мелких багов» в работе внутренних органов, а также консолидируются воспоминания – из кратковременной памяти упаковываются в долговременную. Полноценный сон помогает свести к минимуму ошибки «упаковки» полученного опыта и хорошо усвоить новые навыки.
Регулярно практикуйтесь
Уделяйте время тому навыку, которым бы вам хотелось овладеть как можно лучше. Движения выполняются быстрее и точнее с практикой, двигательный паттерн нужно регулярно воспроизводить, чтобы поддерживать возникшие нейронные связи. Вы сможете всю жизнь стоять на коньках, если вам удалось однажды освоить этот навык. Однако прыгнуть аксель спустя годы отсутствия практики вам вряд ли удастся.
Любые навыки нужно осваивать с умом: избегать чрезмерных нагрузок и запредельной усталости, однако давать себе возможность регулярно практиковать то, что хочется делать в совершенстве. И главное, не забывайте получать удовольствие от процесса!
Модель мышечной памяти
Последние данные показывают, что рост происходит не совсем так, как предполагает традиционная модель, в частности, дополнительные ядра включаются в волокно до того, как оно начинает расти, а не после. Однако основное расхождение модели с реальностью обнаружилось, когда Кристиан Гундерсен и его коллеги подсчитали миоядра в атрофирующейся мышце. Для этого они использовали специальную технику, позволяющую день за днем получать изображения одного и того же фрагмента мышечного волокна in vivo. Ученые подтвердили, что при гипертрофии количество миоядер должно увеличиваться, иначе растущее мышечное волокно не обретет должной силы. А затем они выяснили, что при мышечной атрофии миоядра никуда не исчезают. Их число остается прежним, хотя объем волокна уменьшился и синтез белка в нем ослаб. Исследователи экспериментировали с крысами, вызывая у них атрофию и быстрых, и медленных волокон. Методы для этого использовали разные: перерезали идущий к мышце нерв, блокировали нервный импульс тетродотоксином, подвешивали животных за хвост, так что нагрузка на задние лапы ослабевала. Количество миоядер в атрофирующейся мышце не уменьшалось независимо от типа волокна и модели атрофии.
Исследователи полагают, что другие методы исследования, на основании которых сделан вывод об апоптозе миоядер, не позволяют достоверно различать миоядра и ядра других клеток мышечной ткани, а таких примерно половина. Возможно, при атрофии какие-то клетки разрушаются, в том числе мышечные волокна, и находящиеся в них ядра погибают, но этот процесс не имеет отношения к избирательному апоптозу миоядер в живых мышечных волокнах.
Но если миоядра, попав в мышечное волокно, так там и остаются, будет ли повторно растущее волокно снова их рекрутировать? Кристиан Гундерсен убедился, что нет. Рост атрофированных крысиных мышц не сопровождался увеличением числа миоядер, хотя волокна после тренировки стали толще на 60%.
Специалисты из Швеции, Франции и Дании провели исследования на человеке и доказали, что пока гипертрофия не достигает определенного предела (17-36%), рост мышечного волокна происходит без рекрутирования новых миоядер. По-видимому, этот предел зависит от объема цитоплазмы, приходящегося на одно ядро.
Количество миоядер в мышечном волокне — это и есть, по мнению исследователей, мышечная память (рис. 3). Нетренированные волокна маленькие, и ядер в них мало. Для роста им нужно рекрутировать ядра из сателлитных клеток, а для этого требуются энергия и время. Если затем мышца атрофируется, миоядра в ней сохраняются, они защищены от апоптозной активности. Мышечное волокно атрофированной мышцы тоже маленькое, однако ядер в нем много. Они малоактивны и не синтезируют белки, однако при возобновлении тренировок активизируются, и волокна быстро возвращаются к прежним размерам. Новые ядра рекрутируются лишь в том случае, когда волокно этот размер перерастает.
Рисунок 3. Модель мышечной памяти. При атрофии мышечное волокно не теряет ядра, а скорость его роста зависит от того, сколько миоядер в нем содержится.
Мышечная память могла возникнуть в ходе эволюции из экономических соображений. Регулярно синтезировать и рекрутировать новые миоядра дорого, куда экономнее их сохранять. Исследователи не делали расчетов, но полагают, что содержание большого количества миоядер в маленьком волокне, и так набитом сократительными белками, обойдется все-таки дешевле, чем энергетические затраты на их апоптоз и синтез.
Анемия – малокровие
При этом заболевании в кровяном русле уменьшается количество эритроцитов – красных телец – и падает концентрация гемоглобина – вещества, приносящего тканям кислород. В результате возникает кислородное голодание, при котором ткани начинают «задыхаться» и их функции нарушаются. Это приводит к разбитости, сонливости, невозможности справиться с привычной работой.
Анемия сопровождается снижением цветного кровяного показателя и недостаточной концентрацией гемоглобина в эритроцитах. В этом случае количество красных телец может быть нормальным, но из-за малого содержания гемоглобина они не могут нормально снабжать ткани кислородом.
Повышается количество юных форм эритроцитов, которые организм вынужден «бросать в бой», чтобы устранить кислородное голодание. Снижается гематокрит – объем красных кровяных телец. Уменьшается количество белков – трансферрина, гаптоглобина, ферритина.
Снижается концентрация сывороточного железа и железосвязывающая способность сыворотки – количество железа, которое переносит кровь.
Кожа становится бледной, сухой, ногти слоятся, и на них появляется поперечная исчерченность. Волосы секутся, теряют блеск и выпадают. В уголках губ появляются трещинки – заеды. Могут возникнуть странные желания съесть мел, зубную пасту, глину и другие несъедобные вещи.
Причины анемии многочисленны:
- Недостаток железа в пище, вызванный строгими диетами.
- Инфекции и заболевания внутренних органов – печени, почек, кишечника.
- Наличие паразитов – глистов и простейших, обитающих в желудочно-кишечном тракте. Эти существа питаются кровью больного и забирают из пищи полезные компоненты. Возникает воспаление слизистой, мешающее усваивать элементы, необходимые для выработки эритроцитов и образования гемоглобина.
- Дисбактериоз кишечника – состояние, сопровождающееся гибелью полезных бактерий и разрастанием патологической флоры. Это мешает нормальному усвоению веществ, необходимых для кроветворения.
Дизайн исследования
Данный обзор не был систематическим, то есть не существовало заранее определенной стратегии поиска, а также критериев отбора работ. Я не считаю это существенным недостатком, поскольку область мало исследовалась, и авторы, безусловно, знакомы с ней значительно лучше, чем я. В любом случае я не находил примечательных исследований, которые не были бы включены в этот обзор , и считаю его систематическим (не по формальным признакам, но по сути).
Обзор начинается с объяснения методов исследования, используемых для изучения миоядерной теории, а также плюсов и минусов этих методов. Затем рассказывается, как мы пришли к нашей сегодняшней концепции миоядерной мышечной памяти. Наконец, в нем обобщаются научные данные, подтверждающие и опровергающие теорию миоядерной мышечной памяти, из всех экспериментов на животных и людях.
Как быстро восстановится
Не важно, применяли ли вы когда-то допинги ли нет, мышечная память позволит вам вернуть ту массу, которая у вас была. Мышечная память играет важную роль в выборе программы для новичков
Какую программу брать первой после перерыва, для похудения или для набора мышечной массы?
Мышечная память играет важную роль в выборе программы для новичков. Какую программу брать первой после перерыва, для похудения или для набора мышечной массы?
Если у вас процент жира составляет не более чем 25 процентов, то ответ прост, берите сразу программу для построения мышц. Во время наращивания мышц вы будете терять жировые отложения. Вот если брать программу тренировок для похудения, то потеря некого процента мышц будет неизбежна.
Если у вас чрезмерное содержание жира в организме, более чем 25%, или страдаете потерей гормональной функции, то это полностью другая история, сначала берем программу для похудения. Потеря мышечной массы будет сбалансирована на следующем этапе ваших тренировок. Особенно приятно, когда хоть какие-то мышцы видно, чем, когда они есть, но скрыты под слоем жира.
Упражнение для меткости и точности жестов
- Закрепите лист либо на столе, либо на стене.
- Упритесь локтем в лист, затем опустите предплечье и кисть.
- Закройте глаза.
- Не поднимая локоть, и не используя запястье, сделайте круговое движение предплечьем и нарисуйте на бумаге дугу.
- Верните руки в начальное положение и нарисуйте еще одну дугу. Они должны совпадать.
Двигательная память в нашей жизни играет не последнюю роль, а может даже одну из главных. С ее помощью все наши действия носят осмысленный характер. Когда вы будете кататься на роликах в парке с друзьями, печатать комментарий к этой статье или мчаться по трассе – помните, что всем этим вы обязаны всего лишь одной маленькой функции нашего умного организма, который добросовестно выполняет свои обязанности. Если вы хотите прожить осмысленную жизнь и до самой старости сохранить бодрость и активность, помогайте своему телу и сознанию! Делайте все, что в ваших силах, чтобы сохранить его работоспособность как можно дольше!
Что это такое
Читинг представляет собой использование приемов, «ломающих» технику выполнения упражнения, но при этом позволяющих сделать больше повторений или поднять больший вес. Достигается это одним из способов (или сразу двумя):
- перенос нагрузки с рабочих и уже утомленных мышечных групп на другие;
- использование силы инерции — рывки, раскачка корпуса или другие подобные движения.
Для наглядности приведем примеры распространенных случаев читинга:
- При подъеме штанги на бицепс он проявляется в работе корпусом (наклоны вперед и назад) и сильном выведении локтей вперед.
- При жимах стоя или сидя на плечи читинг — это сильный прогиб в пояснице, позволяющий сместить нагрузку на более сильную верхнюю часть грудных.
- При тяге штанги к поясу это раскачивания корпуса при каждом подъеме. В результате используется инерция для облегчения тяги и образуется большой угол корпуса по отношению к полу (должен быть не более 45 градусов), что смещает нагрузку на верх трапеций.
- В любых тяговых движениях на блоках читинг также проявляется в раскачиваниях корпуса, хотя он должен оставаться в одном положении.
- В махах гантелей в стороны на среднюю часть дельты это также раскачка плюс сильное сгибание в локтях, что смещает нагрузку на передний пучок.
Виды памяти по органам чувств
- словесно-логическая – запоминание смысла речи;
- эмоциональная – память на пережитые эмоции и связанные с ними события;
- двигательная – запоминание и воспроизведение сложных;
- образная – память на образы, которые сформировались на основе данных полученных от различных органов чувств;
- зрительная – сохранение зрительных образов, иллюстраций, схем таблиц;
- слуховая – помогает сохранять и точно воспроизводить звуки, речь;
- обонятельная – запоминание запахов;
- тактильная – память на информацию, полученную путем осязания.
По времени хранения
мгновеннаякратковременнаяоперативнаядолговременнаягенетическаяпо участию воли в процессе запоминания:непроизвольнаяпроизвольная
Мышечная память, как научный термин
Что такое мышечная память, существует ли она на самом деле? На эти вопросы максимально точно смог ответить биолог Массачусетского университета Лоуренс Шварц, который в своем исследовании, опубликованном в журнале «Frontiers In Physiology», привел неоспоримые доказательства ее существования. А также профессор продемонстрировать, как она работает.
Мышечная ткань имеет интересную особенность, она может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от внешних условий. Происходит это из-за ее клеток, которые чрезвычайно пластичны. Одним из очевидных доказательств данного феномена является изменение мышечной массы под влиянием физических нагрузок.
По утверждениям Шварца, мышечная клетка, имеющая одно ядро, при росте мышц (гипертрофии), начинает активно притягивать ядра из окружающих ее волокон. В следствие чего, происходит их объединение для поддержания нужного соотношения с увеличенной мышечной массой.
И при прекращении тренировок, дополнительные ядра из клеток никуда не деваются, а накапливаются в них. Это позволяет вернуть исходный размер мышц даже после длительного перерыва.
Таким образом, мышечная память – это своеобразная перестройка клеток мышц, происходящая под влиянием физических нагрузок, которая позволяет быстро восстановить спортивное телосложение даже после длительного перерыва.
Зачем тренировать память
Развитая память обеспечивает человеку облегчение запоминания информации, например, в школе. Память как мышца – она укрепляется в процессе тренировки.
Развитие памяти у детей дошкольного возраста, упражнения для старших людей можно сравнить с занятиями в тренажерном зале. Например, человеку поставлена задача поднять на бенчпресс 100 кг. Регулярно тренирующийся поднимет вес сразу или после нескольких дней физических занятий. Людям, никогда не тренировавшимся, понадобится несколько недель или месяцев.
К счастью, есть большая разница между примером тренировок в тренажерном зале и развитием памяти. Она заключается в продолжительности занятий. Если вы хотите быть успешным культуристом, вам нужно заниматься несколько часов в день в течение пары лет. Для тренировки памяти нужно потратить 5 минут в день.
Принцип действия на практике
Принцип действия на практике
Мышечные волокна наделены способностью к запоминанию. Основой такого явления становится возникновение новых ядер клеток. Численность ядер в клетках бицепсов, трицепсов и других мышц растет пропорционально увеличению массы мускулатуры человеческого тела.
Прирост клеток ведет к большему количеству работоспособных генов, отвечающих за соединение актина и миозина. Актин и миозин – это сократительные белки мышц. Такая адаптация происходит из-за того, что тело человека настраивает себя на ближайшее возрастание мускулатуры.
Стоит отметить, что вновь образовавшиеся ядра не уничтожаются сразу после того, как человек перестал качаться. Даже по прошествии трех месяцев физического бездействия они продолжают свое существование, но из активного состояния переходят в «спящий режим».
Когда тренировки с физическими нагрузками начинаются снова, то добавочные ядрышки возобновляют свою активную работу, что способствует синтезу белка и другим процессам. Культурист же, вернувшийся к занятиям, на каждой тренировке отмечает эффект. И эффект этот говорит о возвращении былой формы спортсмену.