Как появилась известная «Детка»
Для «внешних» же самое известное среди ивановских писаний — «Детка»: 12 правил, необходимых для сохранения здоровья — высшей ценности, согласно Порфирию Корнеевичу. На самом деле Иванов лишь подписал этот текст. «Детка» была составлена после появления в «Огоньке» (№ 8, 1982) статьи С. Власова об Иванове под названием «Эксперимент длиной в полвека». В конце статьи приводился адрес «экспериментатора», и множество людей немедленно воспользовалось им: Иванов стал получать свыше 70 писем в день. Тогда он попросил своего главного теоретика И.Я.Хвощевского составить правила для занятий «закалкой-тренировкой» и отсылать их всем желающим. Так и появилась на свет «Детка». Вот ее текст:
«Мне скоро исполнится 85 лет. 50 из них я отдал практическому поиску путей здоровой жизни. Для этого я каждодневно испытываю на себе различные качества природы, особенно суровые стороны ее. Я полон желания весь свой опыт передать нашей молодежи и всем советским людям. Это мой подарок им.
Если можно, прошу Вас написать мои советы в газете или журнале. Сердечное Вам спасибо. Иванов Порфирий Корнеевич. Ты полон желания принести пользу всему советскому народу, строящему коммунизм? Для этого ты постарайся быть здоровым. Сердечная просьба к тебе, прими от меня несколько советов в дополнение к тому, что написано в «Огоньке» № 8, 1982 г., чтобы укрепить свое здоровье:
1. Два раза в день купайся в холодной природной воде, чтобы тебе было хорошо. Купайся в чем можешь: в озере, речке, ванной, принимай душ или обливайся. Это твои условия. Горячее купание заверши холодным.
2. Перед купанием или после него, а если возможно, то и совместно с ним, выйди на природу, встань босыми ногами на землю, а зимой на снег, хотя бы на 1-2 минуты. Вдохни через рот несколько раз воздух и мысленно пожелай себе и всем людям здоровья.
3. Не употребляй алкоголя и не кури.
4. Старайся хоть раз в неделю полностью обходиться без пищи и воды с пятницы 18-20 часов до воскресенья 12 часов. Это твои заслуги и покой. Если тебе трудно, то держи хотя бы сутки.
5. В 12 часов дня воскресенья выйди на природу босиком и несколько раз подыши и помысли, как написано выше. Это праздник твоего дела. После этого можешь кушать все, что тебе нравится.
6. Люби окружающую тебя природу. Не плюйся вокруг и не выплевывай из себя ничего. Привыкни к этому: это твое здоровье.
7. Здоровайся со всеми везде и всюду, особенно с людьми пожилого возраста. Хочешь иметь у себя здоровье — здоровайся со всеми.
8. Помогай людям чем можешь, особенно бедному, больному, обиженному, нуждающемуся. Делай это с радостью. Отзовись на его нужду душею и сердцем. Ты приобретешь в нем друга и поможешь делу МИРА!
9. Победи в себе жадность, лень, самодовольство, стяжательство, страх, лицемерие, гордость. Верь людям и люби их. Не говори о них несправедливо и не принимай близко к сердцу недобрых мнений о них.
10. Освободи свою голову от мыслей о болезнях, недомоганиях, смерти. Это твоя победа.
11. Мысль не отделяй от дела. Прочитал — хорошо, но самое главное — ДЕЛАЙ!
12. Рассказывай и передавай опыт этого дела, но не хвались и не возвышайся в этом. Будь скромен.
Я прошу, я умоляю всех людей: становись и занимай свое место в природе. Оно никем не занято и не покупается ни за какие деньги, а только собственными делами и трудом в природе себе на благо, чтобы тебе было легко.
Если тебе что неясно и неполно для тебя, то напиши мне. Я всегда готов передать свой опыт, чтобы дело твое было успешным. Желаю тебе счастья, здоровья хорошего.
Иванов Порфирий Корнеевич».
ЧТО ТАКОЕ “ДЕТКА”
В то же время он начинает активно
пропагандировать собственную систему оздоровления — метод Порфирия Иванова. Со
временем Порфирий Корнеевич сформулировал свод правил своей системы закалки и
условно назвал его «Детка» (деткой он называл каждого человека). Свою
знаменитую «Детку» он написал в 1982 году. Этот свод был отправлен в Кремль,
Леониду Ильичу Брежневу, который множество, раз передавал устно. До этого времени
отношение власти не признавали его систему, а отношение к нему было очень
сложным, они всячески мешали ему. 12 лет своей жизни он находился в
психиатрических больницах и тюрьмах, где его доводили почти до полного физического
изнеможения, отправляя домой умирать. Дома он восстанавливал вновь свои силы,
открывая свое тело природе. В общении с природой участвовало сознание и тело целителя.
Он осознал свои нравственные пороки и смог победить их, подчинив их своей воле.
В природе не возможно ничего добиться, имея нравственные пороки. Природа
чувствует их, человек имея пороки, может замерзнуть или погибнуть без еды в течение
длительного времени. Человек, обладающий положительными, чистыми мыслями и чувствами
находить путь к природе, она ему открывается, помогает многое вытерпеть, как бы
позволяет общение с ней.
«Детка» Порфирия Иванова содержит 12
простых советов, которые представляют собой целый комплекс оздоровительных
мероприятий, которые помогут любому, даже совершенно ослабленному и больному
человеку включить на полную мощь защитные силы своего организма, разблокировать
все имеющиеся ресурсы физиологии этого человека. При помощи «детки» можно вылечить
астму, диабет, депрессию, стенокардию, гипертония, рак в начальной стадии и
язвенные болезни. Прежде всего, эта система не требует предварительной
подготовки или дополнительных мероприятий, даже если человек болен и сильно
ослаблен. Главное поверить в свои силы и возможности, открыть сознание
живительным силам природы. Порфирий Иванов обладал безмерной любовью и
терпением к людям. Он много вынес обид в течение своего пятидесятилетнего
эксперимента. Но это не останавливало и не ожесточало его, он не изменил свое
отношение к людям и старался помочь каждому, кто приходил к нему. Его душа
болела за больных, нуждающихся и бедных. Каждого человека он видел
(экстрасенсорные способности) насквозь и знал, какая проблема привела человека
к нему и что он способен принять. Порфирий Иванов старался каждому помочь
победить свою гордость, страх и самолюбие, пробудить в каждом совесть и любовь.
Он был открыт для людей и ничего не таил от них, о каждом новом эксперименте он
оповещал людей и власть. Порфирий Корнеевич утверждал: «Природа — это все мы,
люди, наше желание». Поэтому постепенно добиваясь перемен, в результате роста и
изменения сознания самих людей и обстановки в природе. Его главной целью было
не только здоровье каждого человека, а желание «изменить поток сознания людей»,
изменив их образ жизни, отношение к себе и к природе. Существующий образ жизни
и отношение к природе ведет каждого отдельного человека и все человечество к
тупику, к самоуничтожению. Сегодня это более очевидно с возникновением
глобальных проблем человечества и нарушением экологического баланса.
Поклонение политвождям, а не Христу
Появление подобных литературных героев и их реальных прототипов стало результатом многолетнего богоборчества у нас в стране. Изгнав спасительную религию Христа, большевики породили псевдорелигиозное поклонение вождям партии. Их портреты заняли место образов. В Государственном музее современной истории России экспонируется любопытный плакат начала 20-х годов: члены Политбюро РКП(б) — в виде апостолов революции. В городах и селах вместо храмов или прямо в храмах открыли «клубы» — культовые точки коммунизма. Герои революции и Гражданской войны были возведены в ранг святых новой веры. Для всенародного поклонения были выставлены и мощи умершего вождя. Демонстрации стали коммунистическим ответом на православные крестные ходы. Стремясь разрушить «до основания» остатки христианской культуры, энтузиасты от коммунизма принялись вводить небывалые имена: Аэрослав, Зарница, Ким, Коммуна, Коммунар, Коммунарка, Коминтерна, Компарт, Краснослав, Ления, Ленинид, Ленмарк, Пролетар, Электрон и т.п. Вместо таинства святого крещения большевистская власть пыталась внедрить в массы новый обряд звездин.
В марте 1924 года первый такой обряд был совершен в «Свердловском» зале (ранее — тронный Андреевский) Большого Кремлевского дворца. Всем заправлял «всесоюзный староста» М.И.Калинин. Из родного села советского вожака привезли младенца и торжественно обратили его в новую коммунистическую религию. В честь Ленина назвали мальчика Владимиром, а духовным отцом его стал сам Михаил Иванович. Некоторые в революционном запале отказались и от одежды как буржуазного предрассудка. В середине 20-х появились на улицах Петрограда и Москвы обнаженные молодые люди. На их телах лишь висели ленты с надписью «Долой стыд!». Их на первый взгляд странное поведение было вполне обосновано революционной идеологией. 10 января 1923 года в гарнизонном клубе Москвы, с участием Л.Троцкого и А.Луначарского, состоялся «политсуд над Богом». И судьи постановили: «Бога нет!» Какое это имеет отношение к одежде? Напомним, что, согласно Священному Писанию, Адам и Ева оделись после грехопадения, испытав чувство стыда (Быт. 3, 7). Но если Бога нет, то нет и греха, и если нет греха, то нет причин и для стыда. Вывод: долой стыд! долой одежду! Большевистская антирелигия остановилась только перед смертью. Ее то уж не отменишь…
Паршек пошел дальше всех — не просто разделся, не просто «отменил Бога», он сам объявил себя «Богом» и возомнил, что достиг бессмертия. Фантастические проекты наших мечтателей стали абсурдным выражением их духовной жажды. В XX веке выяснилось, что безбожный человек тоже стремится к вечной жизни.
Испрользованная литература:
Разоренов Ф. Выступление на конференции в Набережных Челнах // «Стоки», № 1(2), 1996 г. С. 27-30.
Иванов П.К. Труды. – М., 1992 г.
Кураев Андрей, диакон. Оккультизм в Православии. – М., 1998 г. С. 138.
Дворкин А. Сектоведение. – Нижний Новгород, 2000 г. С. 589.
Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910-1930-е годы / Сост. А.Б.Рогинский. — М.: Книга, 1989 г. С. 94-98.
Поповский М. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга // Октябрь. 1990. № 3. С. 81-107.
Иванов П.К.: жизнь и учение: система естественного оздоровления Учителя Иванова. – Старобельск, 1992 г. С. 20.
Циолковский К.Э. Промышленное освоение космоса. — М.: Машиностроение, 1989 г. С. 196.
Там же. С. 169-170,195, 222. О Циолковском см. также остроумные замечания диакона А. Кураева в: Уроки сектоведения. – СПБ., 2002. С. 350-357.
Платонов А. Чевенгур // Дружба народов. 1988 г. № 3. С. 108.
Платонов А. Котлован; Ювенильное море: Повести. — М.: Художественная литература, 1987 г. С. 24.
Окунев Н.П. Дневник москвича (1917-1924). — Париж: YMCA-Press, 1990 г. С. 595.
Путь прозрения
Восьмой ребенок в семье шахтера, Порфирий Иванов, увидевший свет в 1889 году, прошел почти классический путь духовного лидера — из грязи к просветлению.
Он окончил четыре класса церковно-приходской школы, после чего батрачил, а в 15 лет пошел работать на шахту. В 1917-м его призвали в армию, но до фронта не добрался — война закончилась, и Иванов вернулся домой.
Там будущий адепт закаливания прослыл хулиганом, заядлым картежником и пропойцей. остепенился даже после свадьбы и рождения двоих детей. В конце концов Иванов получил срок за мошенничество и почти год валил лес в местах, достаточно отдаленных от его малой родины.
Все прекратилось через пару лет, в 1933 году: 25 апреля он неожиданно прозрел, осознав, что причина всех болезней — в отрыве человека от природы. А раз так, нужно быть ближе к естественности — ограничивать себя в пище и одежде и жить за счет воздуха, земли и воды.
Среди последователей автора Детки по этому поводу ходит легенда: якобы бывший пьяница заболел раком, ушел от людей и решил замерзнуть насмерть. Для этого Иванов обливался холодной водой на морозе, но обнаружил, что ему становится легче.
Сам основатель учения о закаливании вспоминал об этом так. Мол, однажды во сне он узрел человека, который смело шел по снегу совсем без одежды. “От этой картины я пробудился весь возбужденный, и этот образ стал для меня примером и целью”, — описывал Иванов историю своего “просветления”.
Как бы то ни было, но теперь 25 апреля для всех сподвижников старца стало днем рождения Идеи. И каждый год в этот день в Ореховку съезжаются последователи Иванова. “В конце 1980-х на Чивилкином бугре собирались до 15 тыс. человек”, — рассказывает тот Иванов, который нынче продолжает дело однофамильца. И даже сейчас, когда ажиотаж вокруг Детки поутих, сюда продолжают съезжаться последователи седовласого учителя.
Личная жизнь
Первой любовью Иванова стала односельчанка Алена. Однако девушка решила выйти замуж за другого парня: Паршек в Ореховке слыл «дурачком». Разгневанный Порфирий ворвался на венчание и сбил священника с ног. Усмирить гнев ревнивца смог только подоспевший урядник.
В 20 лет Порфирий женился на Ульяне Городовиченко. Менее чем через год после свадьбы у молодых родился сын Андрей, в 25 лет погибший на фронте. Вдова первенца Ивановых Татьяна продолжала жить в одном селе со свекром и звала мужчину папой.
В 1925 году у Порфирия и Ульяны родился младший сын Яков, который в книге «Воспоминания очевидцев» говорил об отце как об исключительно добром родителе, который ни в чем ему не отказывал и выходил после автоаварии. Однако последователем оздоровительной системы Иванова его отпрыск не стал и умер в 72 года.
Из того же сборника можно узнать интересные сведения о личной жизни целителя. Порфирий, с 1928 года живший в городе Красный Сулим Ростовской области, был страстным болельщиком футбольной команды «Металлург» и, чтобы его пускали на трибуны, перед входом на стадион надевал рубашку и брюки. Однако после окончания матча Иванов вновь раздевался до трусов и в таком виде отправлялся домой.
Порфирий Иванов и жена Ульяна / «Фейсбук»
В начале июля 1974 года Ульяна Иванова скончалась от последствий травм, полученных в результате падения с сеновала. К официальной медицине Порфирий Корнеевич обратиться жене не разрешил.
После смерти супруги целитель сошелся со своей последовательницей Валентиной Сухаревской, которая была младше его на 13 лет. Валентина Леонтьевна запечатлена на поздних фото Иванова — пожилая женщина в ситцевом сарафане стоит рядом с мужем босиком на снегу. Сухаревская прожила 79 лет.
Краткая биография
Можно сказать, что биография Порфирия Иванова состоит из двух частей. В официальной собраны все подтвержденные факты из его жизни. Обычно именно они публикуются в разных источниках и на интернет-ресурсах. Однако, помимо этих сведений, существует еще огромное количество данных, которые известны со слов самого учителя. Некоторые из них он самолично записал в тетрадях, но большая часть восстановлена по воспоминаниям его учеников и последователей. Поэтому ручаться за достоверность этих сведений крайне сложно, и мы будем приводить их в отдельном разделе статьи.
Жизнь Порфирия Иванова насыщена событиями, многие из которых смогли бы сломать любого человека. Однако они стали всего лишь вехами на пути того, кто возводил природу в особый ранг и обожествлял ее как особую силу, способную сделать с человеком практически что угодно. Мы постараемся изложить вам биографию Иванова максимально коротко и понятно.
Родился Порфирий в обычной крестьянской семье 20 февраля 1898 года. Он являлся пятым сыном среди девяти детей. С детства отличался буйным нравом и был весьма активным. Иванов часто участвовал в деревенских драках и не чуждался алкогольной продукции.
Будущий основатель оздоровительной системы Порфирий Иванов окончил четыре класса школы и отправился работать. За годы своей молодости он успел поменять несколько профессий, однажды даже работал шахтером.
В семейной жизни Порфирий был довольно счастлив. Он удачно женился и имел двух сыновей, но нелепая и преждевременная смерть жены надолго выбила его из привычного ритма жизни. Современники Иванова говорили, что горевал он очень долго.
С тридцати пяти лет он круто изменил свою жизнь, проникнувшись мыслями о первостепенности природы в нашем существовании. Иванов начал постепенно отказываться от одежды, пищи и всяческого комфорта. Многие называли его образ жизни не иначе как «экспериментом». Длился он на протяжении почти пятидесяти лет, и за это время сформировалась полноценная философия здоровья, разработанная Порфирием Ивановым.
Широкое распространение она получила в восьмидесятые годы прошлого века после публикации статьи в журнале «Огонек». Работы деревенского философа вызвали невероятный интерес общественности, и к нему потянулись многочисленные последователи.
Умер Порфирий Иванов в апреле восемьдесят третьего года прошлого века, через год после выхода в печать статьи о нем. Причина смерти не выяснена. После себя он оставил не слишком много трудов. В основном все его мысли, идеи и советы были заключены в трехстах рукописных тетрадях. До сегодняшнего дня они не единожды издавались с правками и комментариями. При желании эти работы в оригинальном исполнении можно отыскать на страничках информационных ресурсов соответствующей тематики.
Общие оценки учения Иванова
В учении Иванова специалисты находят много элементов неоязычества и неохристианства. Наблюдается сходство с традициями даосизма, йоги, буддизма. При этом подчёркивается чисто российское происхождение учения и отсутствие влияния восточных традиций.
В современном движении последователей Иванова (ивановцах) можно выделить два направления: одни придерживаются в основном идей закаливания, оздоровления организма, другие — склоняются к религиозно-мистической составляющей учения. Частью своих последователей Иванов фактически обожествляется. По их мнению, он явил в себе все нравственные идеалы христианства. В религиоведческой литературе ивановцы рассматриваются как новое религиозное движение. Однако отмечается, что наблюдается значительное преобладание светского направления над религиозно-культовым.
Положительные
Религиовед С. И. Иваненко относит движение последователей Порфирия Иванова к движениям духовно-нравственного и физического совершенствования. Иваненко отмечает, что конфессиональное религиоведение рассматривает подобные движения в качестве «сект», то есть религиозных по своей сути организаций, играющих деструктивную роль по отношению к личности, обществу и государству. В светском же российском религиоведении такие движения в большинстве случаев рассматриваются в качестве новых религиозных движений. Однако, по мнению Иваненко, «движения и организации духовно-нравственного и физического совершенствования не следует однозначно и категорично воспринимать и оценивать в качестве религиозных».
Кандидат философских наук Ю. А. Казновская характеризует Иванова как «оригинального русского мыслителя и практика». По мнению Казновской, несмотря на то, что Иванов не является философом в академическом смысле, его жизнь есть «своего рода прецедент применения на практике основных идей экологической этики, причём доведённых до некого логического конца». По мнению автора, появление таких практических прецедентов представляется симптоматичным в наш век наибольшего обострения экологических проблем.
Критика
Религиовед и социолог Л. С. Астахова отмечает, что объединение «ивановцев» во главе с П. К. Ивановым является примером «гуруизма», что по её мнению является деструктивным элементом, вносимым в социальную жизнь.
Религиовед Е. Г. Балагушкин характеризует «Систему Учителя Иванова» и движение ивановцев как «неоязыческий культ и антисоциальную утопию», а также как «религиозный культ совершенствования человеческого организма», «религиозно-мистический культ», «религиозный культ автохтонного происхождения, обладающий откровенно „языческим“, оккультно-мистическим характером». Вместе с этим, Балагушкин отмечает, что ивановцы «получили общественное признание и вызвали определённый интерес у государственной власти прежде всего своей светской тенденцией, направленной на здоровый и умеренный образ жизни, на использование естественных средств оздоровления и бережное отношение к природе». По оценке Балагушкина движение ивановцев «стоит в одном ряду с наиболее влиятельными в стране новыми религиозными движениями».
Иеромонах Иов (Гумеров) считает, что Иванов «был в самой крайней степени прелести и полагает, что идеи Иванова несут пагубную опасность. Православный исследователь сект и историк-медиевист А. Л. Дворкин характеризует Иванова как человека психически больного или одержимого.
Религиовед Б. К. Кнорре считает, что «ивановство представляет собой синкретический культ автохтонного происхождения, сочетающий в себе доморощенные языческие представления, неохристианскую интерпретацию и осмысление в русле концепций энергизма и ноосферологии». По мнению Кнорре «обстановка постоянной материальной нужды наложила неизгладимый отпечаток на характер Иванова» и, в качестве примера, приводит одно из «радикальных высказываний» Иванова: «Они в труде хлеб едят, лучше его не есть» отсюда он делает вывод, что «данная позиция, по всей видимости, определяла его жизненное кредо отказа от пищи и одежды, а вместе с тем и от „ненужного“ труда». По данным Кнорре численность ивановцев составляет «несколько сот активных последователей (представителей Культа) и около 10000 участников Движения Порфирия Иванова».
В Итоговой декларации международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты — угроза религиозного экстремизма» (Уральская академия государственной службы, 10 декабря 2002 года) к списку «Наиболее известных деструктивных тоталитарных сект и групп, обладающих значительным числом признаков таковых, действующих в Российской Федерации» отнесён «Иванова Порфирия культ („Оптималист“, клуб)».
Смерть Порфирия Иванова
Живший с супругой, последовательницей его идеи о ценности единства природы и человека, В.Л. Сухаревской, «Бог Земли» последние семь лет принимал людей в доме, расположенном в окрестностях Верхнего Кондрючего. Он умер в апреле, 10-м числом, 1983-м годом. Был похоронен спустя четыре дня напротив усадебного участка, где проживал ранее.
https://youtube.com/watch?v=VPwu6kQ9aQ4
Причина смерти
В связи с тем, что вскрытие тела не осуществлялось, историографы не могут достоверно судить о том, какая причина смерти стала роковой, послужив кончине знаменитого целителя. По мнению некоторых исследователей, одной из причин могла быть гангрена, возникшая в результате переохлаждения организма. Второй вероятной причиной может служить ослабление организма в результате содержания в психиатрических учреждениях.
Точный диагноз невозможно установить, так как мужчина никогда не посещал врачей. Жизнь Порфирия Иванова была отражена в дневниках. Последние заметки содержали данные о болях в ноге, периодически мучающих его.
https://youtube.com/watch?v=gImRrBVuDMg
На основании изложенных выше фактов из биографии «Бога Земли», можно сформулировать выводы о системе, которую придумал Иванов Порфирий Корнеевич. Исследователи сходятся во мнении, что оздоровительная система, созданная мужчиной, имеет много черт с буддизмом, даосизмом и йогой. Особенно четко это выражено в постулате о единстве человека с природой, стремлении к слиянию с биоритмами окружающей среды и упражнениям на позитивное восприятие мира.
Помимо сходства с восточными техниками, многие правила соотносятся с неохристианскими законами. Можно уверенно утверждать, что «Детка» вобрала в себя такие свойства, как милосердие, справедливость и равенство. Для Страны Советов подобная вещь была инновационной, так как она соединяла в себе черты нескольких религиозных течений, качественно воплощаясь в новом обличье: неоязычества.
Как работает «Доктор Холод»
Как выяснили ученые, кожа формируется из той же группы клеток, что и нервная система. Этот самый большой по площади орган человеческого тела не только защищает организм от воздействий внешней среды, но еще и выполняет функции приемника-передатчика сигналов внешнего мира к «центру управления» — головному и спинному мозгу. В частности, сигналы от кожных рецепторов поступают в маленький, но очень важный отдел мозга — гипоталамус. Роль гипоталамуса переоценить трудно: он регулирует работу сосудов и сердца, органов пищеварительной системы, влияет на обменные процессы и температуру тела, от него зависит аппетит и ощущение жажды, сон и даже эмоции.
Кратковременное и сильное воздействие на поверхность кожи холодом вызывает активизацию гипоталамуса и нервной системы в целом. Организм начинает работать активнее и эффективнее, в том числе — эффективнее противостоит вредным воздействиям, лучше адаптируется.
Кроме того, холодовое воздействие вызывает резкое сужение кровеносных сосудов кожи. Кровь из них поступает в более глубоко расположенные сосуды, унося с собой накопившиеся продукты распада и доставляя их к органам выделения.
Вслед за спазмом сосудов начинается обратный процесс: они расширяются, и в них поступает обогащенная кислородом кровь, питая и насыщая ткани. Сосуды, регулярно подвергаемые подобным воздействиям, значительно лучше сохраняют эластичность и лучше справляются с кровоснабжением тканей и органов.
Закаливание заключается в постоянном поддержании организма в тонусе. Перепады температуры и инфекции становятся не страшны, потому что иммунная система всегда готова отреагировать на опасность и защитить организм.
Как правило, большинство закаливающих холодовых процедур связаны с применением холодной воды. Это может быть:
- Моржевание, при котором человек погружается на некоторое время в естественный водоем в любое время года, включая зиму с отрицательными температурами.
- Русская баня, сочетающая воздействие горячего пара и холодной воды или снега.
- Обливание или обтирание холодной водой.
- Контрастный душ.
- Погружение в холодную воду.
Последний способ настоятельно рекомендует Сергей Бубновский, кинезиотерапевт и автор своеобразной системы здорового образа жизни.