Суггестивная психотерапия
Суггестия (внушение) наиболее полно проявляется в гипнотическом состоянии (см. Гипноз), поэтому сама методика внушения нередко именуется гипносуггестивной. Однако это неверно, т. к. внушение в состоянии бодрствования — одна из самостоятельных методик П. Для разработки теории п практики внушения много сделал В. М. Бехтерев, предложивший методику отвлекающего от болезненных переживаний внушения, и его ученик Б. Н. Синани, разработавший систему мотивированных внушений, тесно связанных с доверием и положительным эмоциональным отношением больного к врачу. Для проверки и усиления внушаемости в состоянии бодрствования, и особенно в гипнозе, большую роль сыграл предложенный О. Фогтом фракционный метод, сущность к-рого заключается в чередовании кратковременных погружений больного в гипнотическое состояние и пробуждений, чтобы усилить в последующих гипнотических состояниях ощущения, возникающие в ответ на проводимые внушения. К методикам суггестивной П. следует отнести также состояние гипноза-отдыха по Платонову и удлиненную гипнотерапию по Рожнову — погружение больного в гипнотическое состояние в первом случае на многие часы, во втором — на 1,5 — 2 часа. Эти методики используют как для проведения леч. внушения, так и с целью охранительно-восстановительной терапии.
Методы психотерапии
Перед психотерапевтом во время сеанса стоит несколько важных задач:
- помочь клиенту понять свои проблемы
- создать эмоционально комфортную среду
- использовать психотерапевтические методы, чтобы человек «отреагировал», «отпустил» свои чувства и эмоции
- дать пациенту идеи, где искать ответы на вопросы
- помочь человеку адаптироваться вне терапевтического кабинета и опробовать новые способы поведения и мышления
Выбор методики психотерапии опирается на индивидуальный подход и клиническую картину заболевания. Необходимо учитывать:
- особенности личности и степень критики к своему состоянию
- причины расстройства
- возможности специалиста и кабинета или клиники, где проводится терапия
Все методы психотерапевтического воздействия помогают в четырех основных направлениях:
- Разобраться в причинах — гипноз, психоанализ, гештальт-терапия, экзистенциальная терапия
- Выработать полезные привычки и избавиться от вредных — когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), рациональная, реконструктивно-личностная психотерапия
- Решить проблему нестандартно, без классической беседы — арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, гипноз
- Преодолеть проблемы при общении в коллективе или внутри семьи — групповая, семейная психотерапия, психодрама
Современный этап применения логотерапии
Сегодня учение В. Франкла вписано в контексте экзистенциальной терапии и успешно используется в различных сферах психологического знания. Оно зарекомендовало себя даже в терапии сложных форм психотических расстройств, включая шизофрению. Логотерапия помогает обрести смыслы, которые порой оказываются неожиданными для самого клиента, в ситуации любой сложности и способствует достижению целей. А это – залог удовлетворенности своей жизнью и еще одна ступень к личному счастью.
Литература:
- 1. Соловьева С. Л. Психологическое консультирование, справочник практического психолога. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rulit.me/books/psihologicheskoe-konsultirovanie-spravochnik-prakticheskogo-psihologa-read-316165-1.html. Дата доступа – 15.05.2017.
- 2. Франкл В. Психотерапия на практике. Электронный ресурс. Режим доступа: http://e-libra.ru/read/85452-psixoterapiya-na-praktike.html. Дата доступа – 23.04.2017.
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Созависимости
Зависит ли ребёнок от родителей? Полностью!
Во время взросления эта зависимость уменьшается. А если мать не разрешает сыну проявлять самостоятельность, выражать свои желания, чувства, мнения? А если отец пьёт, и не понятно, как он сейчас реагирует, и что будет делать в следующий момент? Что если на разные события родители реагируют неадекватно, или не проявляют свои реакции? Что если невозможно понять: то ли папа о чём-то думает, то ли на кого-то дуется, то ли обижается, то ли злится, и за что, и на кого?? Какие реакции возникают на такое поведение у ребёнка и других родных? Может удивление, растерянность, беспомощность, страх, злость, обиду, тревогу, неопределённость?
В семье алкоголика и жена, и ребёнок вынуждены подстраиваться под неадекватное поведение отца. Из страха перед непонятной реакцией им приходится останавливать и удерживать выражение своих слов, действий, желаний, недовольства, злости… Даже с тихим алкоголиком семья живёт «как на вулкане». В тихом омуте черти водятся! Паталогические личности периодически выпускают своих «чертей». Даже без шумной агрессии семья боится неадекватного поведения больного родственника. Члены семьи человека с «тяжёлым характером» вынуждены говорить и делать неадекватные вещи, чтобы не вызвать на свою голову неприятности или непонятности.
Постепенно, члены семьи, в которой живёт человек с психическим расстройством, вырабатывают свои патологические черты. Созависимые люди часто испытывают тревогу, неуверенность в себе и завтрашнем дне, скрытность, нетерпеливость, игнорирование своих интересов, неспособность выражать свои эмоции и желания, реализовывать свои потребности, просить и получать помощь и поддержку, имеют заниженную самооценку, зависят от мнения других людей, утрачивают самостоятельность, стыдятся себя и своих родственников и т. д.
Созависимые люди длительно травмируются неадекватными, негативными словами и поступками со стороны больных родственников. У созависимых постоянно накапливается невыраженная агрессия, недовольство, обида, страх, стыд, душевная боль к родным и другим людям, потому, что выражать чувства они не умеют. Привычка не выражать свои чувства и желания проявляется у созависимых в разных ситуациях и отношениях.
Когда созависимая личность вырастает, то создаёт подобные отношения в своей новой семье. Созависимые люди создают зависимые семьи и воспитывают себе подобных зависимых детей. Чаще всего, созависимые дети становятся зависимыми от алкоголя, компьютера, пищи или других людей. Невроз созависимости сопровождается любыми психическими невротическими расстройствами, а так же соматическими болезнями по любым органам и системам.
В лечение созависимости входит психотерапия психотравм и развитие самостоятельной личности. Психотерапевт помогает созависимому человеку научиться чувствовать, осознавать, выражать свои эмоции, желания, мнения и релизовывать свои потребности.
Зачем надо быть внутренне свободным?
Внутренняя свобода человека позволяет:
- Разглядеть все свои возможности и реализовать способности, таланты, весь свой потенциал.
- Иметь адекватное восприятие реальности соответственно сложившейся ситуации, а не руководствоваться привычками, стереотипным мышлением и внушаемыми кем-либо убеждениями.
- Прийти к осознанию своего истинного предназначения и возможности смело шагать по жизненному пути.
- Найти занятие, которое станет любимым делом, ставить задачи и достигать их без лишних усилий и разрушающих стрессов, а получая удовольствие от самого процесса.
- Иметь свое мнение, нести ответственность за свою жизнь, собственные решения и выборы.
- Строить гармоничные взаимоотношения с людьми близкого круга, основанные на взаимоуважении, понимании друг друга и любви.
- Оказывать помощь в адаптации к реалиям взросления собственным детям. При этом все могут право ошибаться, но главное вовремя понять и исправить свои ошибки.
- Избавляться от отношений, которые разрушают все на своем пути.
- Строить отношения с окружением, с которым есть общие интересы. Причем такое общение должно быть основано на открытости и искренности, и приносить удовольствие, вдохновлять, обогащать, духовно.
- Жить согласно своим сценариям, которые можно переписывать, как нам нравится.
- Быть способными к творчеству, а также уметь по-настоящему любить, радовать и вдохновлять других.
На самом деле человеку нужно быть внутренне и внешне свободным, чтобы стать по-настоящему счастливым. Все имеют право жить, так как считают нужным. Кто-то проживает лентяем, другой выбирает усердную работу. Кому-то больше нравятся творческие профессии, а некоторые жить не могут без математических формул. У каждого человека свои способности и возможности. Свободный человек может позволить себе выбирать то, к чему лежит душа. Но большинство, к сожалению, живет с навязанными целями, интересами, убеждениями и мировоззрением. Внутренняя свобода, чувство людей, с которым не все ладят. Путь к свободе тернист и ценой за нее выступает непонимание со стороны окружающих, привыкшим существовать по общепринятым нормам. Иногда могут быть и неодобрение, и порицание за такой выбор.
Да, мы можем покидать дом и приходить обратно в любое время. И также вольны в выборе круга общения, и т.п. Однако этого недостаточно, чтобы чувствовать себя полностью свободными. И хотя каждый из нас мечтает обрести внутреннюю свободу, есть ряд сдерживающих факторов.
Аутогенная тренировка
Аутогенная тренировка основана на наблюдениях за больными, погружаемыми в гипнотическое состояние, и их самоотчетах об испытываемых при этом ощущениях. Методику предложил в начале 30-х гг. нем. психотерапевт Шультц (J. H. Schultz). Аутогенная тренировка обладает преимуществами по сравнению с другими методиками аутосуггестии, заключающимися в выраженном ослаблении тонуса как поперечнополосатой, так и гладкой мускулатуры, что определяет возможности воздействия на соматическую сферу. Аутогенная тренировка — это специальная психотерапевтическая система (система релаксации), учитывающая одновременно физиол, состояние больного и симптомы болезни. При аутогенной тренировке включается вегетативная система организма (изменяются температура тела, потоотделение, ритм сокращения сердечной мышцы и др.). Во время сеанса аутогенной тренировки независимо от ее методики больной испытывает тепло и тяжесть в руках и ногах, прохладу в области лба, чувство тепла в эпигастральной области. Некоторые исследователи рассматривают аутогенную тренировку как один из вариантов самогипноза. Они склонны сближать наблюдаемые при аутогенной тренировке феномены с сосредоточением мысли и самопогружением в мир собственных ощущений, характерными для индийской йоги. Шультц подчеркивал известное родство своей методики с йогой.
Методика аутогенной тренировки Шультца громоздка и трудоемка, требует много времени для разучивания и усвоения упражнений, что сужает ее леч. использование. Существует несколько модификаций и вариантов, в которых преследуется цель упростить и сократить упражнения, а также адаптировать их к особенностям болезненных состояний.
За рубежом получили распространение модификации аутогенной тренировки — методики Л уте (W. Luthe), Клайнзорге (H. Kleinsorge), Клумбис (G. Klumbies) и др. Оригинальные варианты аутогенной тренировки предложили советские психотерапевты А. С. Ромен, Г. С. Беляев, М. С. Лебединский, Т. Л. Бортник, С. С. Либих, А. М. Свядощ и др. Особый вариант аутогенной тренировки под названием «психотоническая тренировка» описали А. М. Шо-гам и К. И. Мировский. Он рекомендуется лицам, страдающим гипотонией, т. к. им противопоказана традиционная релаксация. А. В. Алексеев разработал психопрофилактический вариант аутогенной тренировки — психомышечную тренировку, который используется, напр., в спорте.
Особо следует отметить транквилизирующее воздействие аутогенной тренировки на эмоциональную сферу. Однако не должно быть пассивнобезразличного успокоения, сонного состояния; обязательно следует культивировать насыщенную положительными эмоциями веру в свои силы, а также в леч. возможности методики.
Интегративный подход
В современном мире многие психотерапевты не придерживаются какой-то одной школы, используя различные методики в зависимости от ситуации, если это помогает продвинуться в работе с проблемой. Это называется интегративным подходом. Как отмечал один из практикующих врачей: «Терапия для меня — это нечто вроде супа. В зависимости от того, какое количество каждого ингредиента вы используете, меняются вкус и аромат».
Такой подход вполне обоснован. В конце концов, школы психотерапии говорят разными словами об одних и тех же явлениях и, скорее всего, рано или поздно придут к какой-то единой концепции — как это уже произошло, к примеру, с психиатрией.
Виды психотерапии
- Психодинамическая психотерапия. Этот вид терапии направлен на устранение эмоциональных проблем, которые часто выходят за рамки сознания пациента. Ее цель – улучшить самочувствие и повседневную жизнь. Хорошие отношения между пациентом и терапевтом имеют решающее значение для эффективности лечения. Этот метод особенно эффективен при депрессии, неврозах и тревожных расстройствах.
- Когнитивно-поведенческая психотерапия. Согласно когнитивно-поведенческой психотерапии, все психические расстройства представляют собой усвоенные модели поведения. Метод направлен на устранение страхов, возникающих в результате реальных или воображаемых ситуаций. Обычно метод используется для кратковременного применения людям с расстройством настроения, депрессией, социальным тревожным или биполярным расстройством.
- Гештальт-психотерапия. Гештальт-психотерапия предполагает, что для ощущения полноты необходимо высвободить все эмоции (гнев, печаль, радость). Пациент учится быть независимым и брать ответственность за себя. Терапия может проходить в форме индивидуальных или групповых занятий. Она хорошо работает для людей с расстройствами пищевого поведения, депрессией, эмоциональными расстройствами или обсессивно-компульсивным расстройством.
- Психоаналитическая психотерапия. Цель этого метода – анализировать подсознательные процессы и открывать то, чего мы не знаем о себе. Терапевт создает соответствующие условия, чтобы пациент мог свободно говорить и вспоминать различные события.
Наркопсихотерапия
Наркопсихотерапия, или наркогипноз,— специальная методика П., при к-рой, помимо обычных словесных и психоэмоциональных воздействий, для повышения внушаемости применяют внутривенное введение барбамила (амиталнатрий), гексенала, пентотала и других препаратов барбитуровой к-ты. Частичный наркоз способствует большей эффективности П., так как в этом состоянии больные полнее воспроизводят амнезированные факты.
Целесообразно сочетать сеансы наркопсихотерапии с удлиненными сеансами гипнотерапии. Противопоказаниями к наркопсихотерапии являются гепатит, цирроз печени, сердечно-сосудистые нарушения.
Мифы о психотерапии
В этой части статьи мы хотели бы упомянуть наиболее распространённые мифы о психотерапии, с которыми мы сталкивались в собственной практике.
Миф №1. Психотерапия должна проводится бесплатно
Периодически нам задают вопрос, который звучит так: «А ваша помощь бесплатна?» И нам всегда было интересно почему у многих людей психологическая помощь ассоциируется с чем-то, за что платить не надо. Почему, когда люди идут к парикмахеру или косметологу, то вопрос о бесплатности чаще всего не возникает? Если мы обращаемся к адвокату или нотариусу, то, зачастую предполагаем, что это будет платная услуга. Почему в области душевной помощи это должно быть иначе?
Нам кажется, что это связано с тем, что мы обсуждали выше. Многие люди не понимая суть психотерапевтической помощи и не имея опыта её получения, предполагают, что это ни чем не отличается от того, что происходит при бытовом общении. А так как это общение носит бесплатный характер, то идея платить за него кажется бессмысленной. Ранее мы определили чем эти виды общения отличаются и поэтому останавливаться на этом не будем.
Важно отметить, что отсутствие платы за психотерапию нарушает её границы. Ведь в восприятии человека, который обращается за помощью, это переводит её из рамок профессиональной работы в режим бытового общения
И отношение к психологической помощи, невольно, возникает соответствующее. Ситуация схожа с той, которая складывается с . Нет ощущения ценности и поэтому нет мотивации вкладываться в этот процесс. Что значительно снижает эффективность или вовсе мешает достижению результата. И это проверенно и на нашем опыте, и на опыте коллег.
Возможно, вы скажете, что существуют бесплатные телефоны доверия или консультации психолога в рамках социальных служб. Всё верно, но они не являются бесплатными. Вернее конечный пользователь за них не платит, но организации, которые их оказывают финансируются извне. Это могут быть государственные деньги, которые собраны за счёт налогов. Или благотворительные пожертвования, которые вносят различные люди, чтобы поддержать социальные проекты.
Миф №2. Психотерапевт — это «супермен», который видит всех насквозь
Так же периодически приходится сталкиваться с подобным мифом. Согласно ему психолог или психотерапевт это тот, кто:
- не имеет никаких проблем в жизни
- всегда сияет от счастья и распространяет в мир только «позитивные вибрации»
- является практически святым и не испытывает никаких эмоций, особенно негативных
- видит всех комплексы и проблемы окружающих
- и ставит им особые психологические диагнозы
- готов в любое время дня и ночи лечить всех, кому он поставил диагноз, дабы все вокруг тоже стали источать счастье и позитив
В реальности психотерапевт — это обычный человек, который имеет свои сложности и проблемы. Да, он получил специальное образование, где обучался помогать другим людям находить выход из жизненных тупиков. Иногда эти знания помогают не попадать в подобные тупики. Но иногда он всё-же в них попадает. И тогда обращается за помощью к своим коллегам.
Психотерапевт — это не тот кто искусно владеет маскировкой своих чувств. Наоборот, в процессе своей подготовки специалист учится опознавать свои чувства и встречаться с ними, давать им возможность быть, а не подавлять. И этому обучает своих клиентов. Поэтому в жизни специалисты иногда довольно ярко проявляют эмоции, в том числе негативные. И это часто приводит в сильное замешательство тех, кто этого не знает и полагается на мифические представления.
Психотерапевту не нужно обладать каким-то «мистическим видением», чтобы помогать своим клиентам. Достаточно быть любопытным и проявлять это любопытство к жизни других людей и своей собственной.
Нам нравится метафора, где хорошего психотерапевта сравнивают с инопланетянином, который прилетел на Землю и пытается понять, что здесь происходит и как всё устроено. И для этой цели нет необходимости обладать особыми способностями. Всё что нужно — это общаться и задавать вопросы. В том числе про те вещи, которые кажутся очевидными и не подлежащими сомнению. Таким образом, вместо мифа человек может впервые обнаружить реальность.
Задачи психотерапии
Одной из главных задач психотерапии является помощь пациенту в определении своего места в обществе. Во время лечения у психотерапевта пациент избавляется от иллюзий относительно своего заболевания, обретает отношение к алкоголю как к страшному яду для своего организма и психики. Восстанавливаются утраченные вследствие алкоголизма навыки и способности, возвращается трезвая модель поведения.
Не редко после обретения состояния трезвости у пациентов становятся явными те проблемы, которые привели их к алкоголизму. Потому как алкоголизм для многих людей является способом адаптации своего психического состояния в условиях трудноразрешимых ситуаций. Лечение у психотерапевта способствует устранению первичной причины болезни и помогает найти трезвое решение актуальных проблем.
На первом этапе лечения у психотерапевта у больного обеспечивается состояние комфортной трезвости – усиливается мотивация к выздоровлению, снижается. а затем исчезает влечение к алкоголю, смягчаются дискомфортные состояния, возникшие вследствие отказа от употребления спиртного.
Практика логотерапии
В основе психотерапии, предложенной Франклом, лежат следующие методики:
- – метод парадоксальных интенций (сформулированная «от противного» мысль);
- – прекращение рефлексии;
- – анализ.
Метод парадоксальных интенций хорош при устранении тревожности, страхов, паники: именно то, чего боится и избегает клиент, должно его «вылечить». Поиск смысла страха, его позитивной стороны, близкое знакомство с ним, создание классификации страхов, наблюдение за самым страшным и даже усиление страха – все это лежит в основе данной методики. Терапевтическим эффектом в этом случае обладает изменение отношения к проблеме, а вместе с этим происходит смена неэффективной поведенческой стратегии.
Отказ от рефлексии полезен, если сверхконтроль мешает клиенту в достижении целей. Это нередко касается интимной жизни при выявлении импотенции мужчин и фригидности женщин без физиологических причин. Хотя бывает сверхконтроль и в обыденной жизни. В ходе терапии клиент «забывает» о своей персоне и старается максимально прочувствовать другого, старается перестать соответствовать предполагаемым ожиданиям, снимает чрезмерный контроль с помощью различных техник, смены позиции, точки зрения наблюдателя.
Анализ помогает психотерапевту осмыслить ценности пациента: клиент сам анализирует всю жизнь или только отдельные ее этапы с точки зрения экзистенциальных аспектов, учится искать смысл там, где он потерян. Это придает значимость его жизни, помогает провести «инвентаризацию» жизни, которая рассматривается под непривычным для клиента углом. Нередко это ведет к устранению тревожности, депрессии, неврозов.
Духовная свобода вопреки концу света: в чем искать смысл?
Одним из самых главных был вывод о том, что «заключенный, который потерял веру в будущее, обречен». Франкл вспоминал, что в концлагере самоубийства были повсеместным явлением и лучшие шансы на выживание были не у самых сильных или самых здоровых заключенных, а у тех, кто, несмотря на страдания, смог обрести смысл существования. Некоторым узникам удавалось «найти прибежище от окружающего кошмара в богатой внутренней жизни и духовной свободе». Это помогало им переносить лагерную жизнь.
Франкл часто вел воображаемые беседы со своей женой Тилли (которая, как он позже узнал, умерла в другом концлагере) или читал лекции перед воображаемой аудиторией о психологии концлагеря — теме, которой он посвятит всю последующую жизнь.
Психотерапевт в концлагере: опыт выживания
Франкл до того, как его отправили в Аушвиц, а затем в Дахау, был уже состоявшимся психотерапевтом, представлявшим так называемое третье направление венской школы психоанализа. Он не разделял взглядов Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера и отверг как теорию первого о «воле к удовольствию», так и о «воле к власти» — второго.
«Поиск смысла жизни, — писал он, — это основная мотивация человеческой жизни, а вовсе не „вторичная рационализация“ (сознательное объяснение) инстинктивных побуждений».
Франкл утверждал ценность литературы, живописи, религии и прочих культурных явлений, ставящих во главу угла смысл и помогающих нам найти цель в жизни. Согласно разработанному им терапевтическому методу, который он назвал логотерапией, «стремление найти смысл жизни — это основная мотивационная сила человека».
Базовые принципы психотерапии по Франклу
– Только смысл дает импульс к развитию и прогрессу. Но этот смысл не бывает универсальным, всеобщим – его нужно искать и обретать лично. В концлагере сам Франкл помогал обрести экзистенциальные смыслы многим заключенным, опустившим руки, помышляющим о суициде, испытывающим покорность и безразличие к собственной судьбе. И всегда это были – разные смыслы.
– Человек, по Франклу, имеет трехчастную структуру (как и в мировой традиции: дух, душа, тело), но эти уровни не изолированы друг от друга: духовное есть вектор, который проходит и через душевное, и через телесное. Однако дух – это не религиозная вера, но нечто более обширное. Дух не мыслит себя без достижения целей для своего укрепления и развития: когда цель достигнута, ставится новая, затем вновь новая – так человек обретает уверенность в своих силах, правильности своего духовного пути. А духовный рост бесконечен. И если данная логика нарушена: не поставлена цель, потерян смысл, нет сил и желания действовать, начинаются проблемы.
– Франкл был убежден в изначальной свободе человеческого существа и считал, что свобода эта затрагивает, прежде всего, область смыслов, которые глубоко индивидуальны. Внутри каждого, считал Франкл, есть некое неуязвимое, статичное, гармоничное ядро (К. Г. Юнг называл это Самостью), которое сохраняется в самых сложных обстоятельствах. Путь внутрь себя, к этому ядру и составляет суть логотерапии – терапии словом и смыслом. Свобода касается выбора средств, пути самореализации, понимания личностного смысла. А корректируется все это – совестью человека, которая представляет собой нечто истинное в глубине человеческого существа, что способно дифференцировать ложные голоса и отделяет желаемое от действительного. Совести Франкл придавал большое значение – фактически, это барометр внутренней жизни, к которому стоит присмотреться и прислушаться, чтобы обрести душевное здоровье.
Смыслы можно находить в межличностных взаимоотношениях, проявлении своего творческого потенциала, переживаниях и ощущениях, социальной реализации, преобразовательной деятельности, в эстетической стороне мира – их поистине не счесть.
Телесно-ориентированная психотерапия
Она, как и арт-терапия, — не самостоятельное направление психотерапии, а собрание разнородных практических методов. Их объединяет концепция целостности организма, то есть единства души и тела. Таким образом, воздействуя на тело, терапевт способствует разрешению психологических внутренних конфликтов и осознанию себя как целостного телесного существа.
Самой известной методикой можно назвать вегетотерапию Райха. Райх предположил, что подавленные эмоции отражаются в теле в виде мышечных зажимов. По расположению этих зажимов можно понять, с какими эмоциями нужно работать. Чаще всего это гнев, тревога и сексуальная неудовлетворенность, которые можно ослабить с помощью осознания подавленных эмоций, массажа и физических упражнений.
Факты и мифы о психотерапии
Что такое психотерапия?
Терапия заключается в беседе с психологом или психотерапевтом, что позволяет понять и найти решения повседневных проблем. Это, в свою очередь, значительно улучшает качество жизни. Более того, терапия позволяет решить проблемы не только настоящего, но и прошлого. Психотерапии подлежат как люди, страдающие депрессией, так и, например, зависимые люди, борющиеся с различными психозами.
Депрессия
Психотерапия – метод лечения сумасшедших
Не каждый человек, получающий психиатрическую терапию, психически болен. Врач решает и психологические проблемы. Разговор со специалистом позволяет узнать другие аспекты данной ситуации. Это очень помогает понять многие неприятные события, которые происходят в вашей жизни.
Работа терапевта – просто слушать
Выслушать пациента – важная часть работы психотерапевта. Однако часто во время терапии он также задает пациенту вопросы о его отношении к трудным ситуациям и помогает определить различные действия, направленные на их понимание.
Психотерапия одинакова для всех
В случае двух разных людей, проблемы повседневной жизни или симптомы различных психических заболеваний могут значительно отличаться друг от друга. То же самое и с терапией, которая подбирается индивидуально для каждого пациента и может включать различные курсы.
Вы должны посещать психотерапевта до конца жизни
Обычно лечебная терапия занимает несколько недель или месяцев. Конечно, иногда симптомы появляются снова, и в этих случаях необходимо повторить лечение.
Краткосрочная психотерапия может дать удовлетворительные результаты
Несколько психотерапевтических сеансов могут существенно изменить вашу повседневную жизнь. Лечение поможет восстановить позитивное отношение к окружающему миру, улучшить отношения с близкими и научиться достигать собственных целей.
Улучшение отношений с близкими
Не всякая терапия заканчивается выпиской рецепта на лекарства
В случае легкой депрессии лечение часто проводится только с помощью психотерапевта. Сочетать терапию с фармакологическим лечением необходимо. Только в тяжелых случаях. Однако перед тем, как принимать рецепт, стоит спросить своего врача о различных преимуществах и побочных эффектах приема лекарств.
Терапия может быть полезной в отношениях
Статистические исследования показывают, что отношения между партнерами в результате психотерапии часто улучшаются. Более того, этот метод не только помогает спасти отношения во время кризиса. Он укрепляет связи между людьми, которые поддерживают позитивные отношения друг с другом.
Только богатые люди могут позволить себе терапию
Некоторые люди воспринимают психотерапию как форму лечения, предназначенную для богатых. НА самом деле прием психотерапевта стоит практически так же, как и прием любого другого врача.
Медицинская психотерапия на территории постсоветского пространства
В этом разделе мы хотим поделиться несколькими наблюдениями, которые сложились за время нашей практики.
Медикаментозное лечение и психотерапия
Так как мы работаем онлайн, то к нам обращаются люди с разных стран постсоветского пространства. Основное наше направление — это психотерапия тревожных расстройств. Перед тем как начать работать с кем-либо, мы проводим предварительную встречу, где собираем необходимую для начала работы информацию. Один из вопросов, который мы задаём — проходили ли вы ранее психотерапию? И где-то 40-50% людей отвечают утвердительно. Но когда мы пытаемся выяснить в каком направлении психотерапии они работали, то оказывается, что вся психотерапия заключалась в том, что им выписали антидепрессанты или другие лекарства.
Надеюсь, дорогие читатели, что после прочтения этой статьи, вы понимаете, что приём препаратов не приравнивается к работе с психотерапевтом. Хотя иногда можно встретить такое словосочетание как «медикаментозная психотерапия». Исходя из семантики термина «психотерапия», которую мы обсудили в самом начале, этот термин некорректен. У лекарства нет «души», с помощью которого оказывается воздействие.
Более корректным в данном случае будет использовать словосочетание «медикаментозное лечение тревоги» или «психофармакологическое лечение».
Также существует сочетанное (комбинированное) лечение. Это когда одновременно используется психотерапия и медикаментозное лечение.
Поэтому если на приёме уточнили ваши жалобы и выписали рецепт, и никакой психотерапевтической беседы не проводили, то и психотерапии у вас не было. И это не смотря на то, что на двери могла висеть табличка с надписью «врач-психотерапевт».
Общение с врачом-психотерапевтом
Есть ещё одно наблюдение, которым хочется поделиться. Как оказалось, судя по комментариям людей, 80-90% медицинских психотерапевтов не только не проводили никакой психотерапии, но даже не потрудились рассказать, что именно происходит с человеком, который обратился на приём.
Некоторые врачи рекомендовали своим пациентам прочитать о своём состояние в интернете. И это худший совет, который можно дать человеку в тревожном состоянии. В большинстве случаев чтение интернета приводит только к усилению тревоги.
Так же нам доводилось слышать о врачах, которые пытались припугнуть своих тревожных пациентов, что мол, будешь так беспокоится, то совсем «крыша съедет». Думаю, что даже человеку далёкому от медицины или психологии понятно, что запугивать человека в тревоге — не лучшая идея. Это приводит к тому, что у человека появляется стойкая навязчивая идея о сумасшествии. И тревога только усиливается.
Нам давно хочется понять, чем такой врач-психотерапевт отличается от врача-психиатра? Ведь, чтобы оправдать свою специализацию, он должен проводить хотя бы элементарную разъяснительную психотерапию.
Список источников:
- “Психотерапия” статья из Википедии
- “Зигмунд Фройд” статья из Википедии
- “Эмпирические данные” статья из Википедии
- “Априори” статья из Википедии
- Этические принципы психологов и кодекс поведения Американской ассоциации психологов
- Что такое супервизия
- Что такое интервизия
- Психотерапия по версии Американской Психологической Ассоциации
- Психотерапия по определению Американской Психиатрической Ассоциации
- Цели психоаналитического лечения
- “Психоанализ” Статья из Википедии
- Как работает психоаналитическое лечение
- Главные виды психотерапии
- Цели гештальт-терапии
- “Когнитивная психотерапия” статья в Википедии
- Карвасаркий Б. Д. Клиническая психология
- “Поведенческая терапия” статья из Википедии
- Признание эффективности психотерапии