Знание — призма нашего восприятия мира

Самооценка и чувствительность к отвержению

Одна из концепций, позволяющая объяснить чувствительность к отвержению — это так называемый «социометр». Социометр — это развитый и сверхчувствительный  психологический механизм, который постоянно сканирует на подсознательном уровне окружающую среду на предмет наличия намеков на социальное одобрение и принятие. Если социометр регистрирует намек на социальное неодобрение или отвержение, он предупреждает об этом носителя посредством болевого сигнала, который способствует тому или иному поведению по устранению угрозы. У личностей с прочным ощущением собственной ценности и адекватной верой в других людей (т.е. у людей со здоровой самооценкой) социометр находится в «спящем» режиме до тех пор, пока не распознается однозначный негативный сигнал (например, забытый день рождения). Подобное событие может неприятно шокировать людей со здоровой самооценкой, спровоцировав обиду и попытки определить причину такого события.

Однако люди с хронически низкой самооценкой и низким уровнем доверия к окружающим могут воспринять тот факт, что их не поздравили, как нечто ожидаемое и чуть ли не само собой разумеющееся. Этот факт подтверждает их самые мрачные убеждения («если мой партнер забывает о моем дне рождения, значит, я никчемный/-ая») и ожидания («мой парень забыл, что у меня день рождения, как я и ожидала»)

При этом в попытке найти решение этой проблемы внимание фокусируется на отрицательных качествах себя или партнера — то есть, «мой партнер специально обидел меня, потому что я не стою его заботы» или «он не заботливый человек». Подобные оценки ситуации провоцируют усугубление обиды, наряду с появлением гнева или грусти

И у человека еще сильнее закрепляются неадекватные убеждения насчет себя и других.

В результате частой подверженности обиде, как в детстве, так и в взрослой жизни, человек может не только исказить свои ожидания и убеждения относительно себя и/или партнера. У некоторых индивидов в результате регулярной обиды развивается стремление избегать отношений — такие личности научились разбираться с опасностью отвержения при помощи намеренного отказа от интимной близости в отношениях. Главной функцией этого эмоционального дистанцирования является попытка защититься от возможной обиды. Такие люди, как правило, менее восприимчивы к неоднозначным негативным социальным намекам, однако в ответ на обиду со стороны партнера они еще дальше удаляются от близости в отношениях.

Знания о жизни

Итак, важно понимать, что житейская психология далека от науки, она является неким синтезом знаний людей о жизни, о себе, квинтэссенцией опыта, наблюдений и переживаний. Конечно, выводы, сделанные на основе субъективного опыта, вряд ли могут быть объективными и приемлемыми для окружающих

Житейская психология, ее основные признаки и характерные черты:

Житейская психология, ее основные признаки и характерные черты:

1. Конкретность и приземленность. Житейская психология склонна рассуждать о конкретных людях и ситуациях, в которые они попали, она опирается на субъективные переживания конкретных людей. Обычно вам в пример приводят истории, произошедшие с каким-то человеком, который попал в некую ситуацию и сделал для себя определенные выводы (естественно, этот вывод будет актуален и полезен для него, но не факт, что данное знание может быть широко применимо и использовано другими людьми).

2. Интуитивная природа знания. Особенности житейской психологии в том, что она опирается на интуицию, на субъективные чувствования, и обычно никто не стремится проверить свои ощущения или попытаться обдумать их. В этом чаще всего и есть главное ограничение интуитивного знания – его практически невозможно объяснить другому человеку, «я просто что-то осознал».

3. Недостаточная глубина знаний. Люди делают выводы поверхностно, не исследуя те или иные мотивы, эмоции или поведение других людей. Как правило, вывод делается быстро, без проверки его достоверности (отсюда берутся страхи, поверья, пословицы, суеверия, когда люди стараются следовать определенным правилам только потому, что так кто-то сказал; тут же обитает следование моде или опора на популярные книги или статьи, которые никакого научного знания в себе не несут).

4. Основной метод – наблюдение. Большинство из нас делают выводы о чем-либо, основываясь лишь на периодическом, краткосрочном наблюдении, которое совсем не соответствует его научному аналогу. В итоге это приводит к поверхностному восприятию реальности, так как все проверяется только на личном опыте, и, как известно, такой метод исключительно субъективен и ограничен.

Рекомендуем: Геронтопсихология — это

5. Житейская психология не имеет общей терминологии. Жизненный опыт многих людей связан с разными временами, эпохами, состояниями, поэтому каждый склонен описывать то или иное состояние «своими словами», в которые он вкладывает свой, только ему до конца понятный смысл. Нередко это приводит к недопониманию и подмене понятий.

Такие знания могут преподноситься весьма уверенно и открыто, вас могут убеждать, что данный метод или точка зрения верные, потому что так написано в журнале или потому что так делают все. Также вас могут уверять, что данный постулат проверен на собственном опыте. Например, человек встретил новый год в плохом настроении и весь будущий год у него не задался, после чего он несет это знание своим знакомым как догму.

Важно понимать, что внутреннее чутье, прозорливость, способность подмечать детали и генерировать житейские психологические знания имеет не каждый человек. Поэтому всегда стоит помнить, что не все чужие знания могут быть для вас полезными, но иногда можно прислушиваться и общаться с разными людьми, чтобы иметь представление о неком явлении либо узнать про чужой опыт, знание о котором может пригодиться

Взгляд науки

Для начала важно понять определение психологии как таковой. Итак, психология – это наука сложная, она исследует один из самых загадочных и сложных механизмов в природе – человеческую психику

В связи с этим данная научная дисциплина требует внимания, глубины исследования, а также особых методов работы

В связи с этим данная научная дисциплина требует внимания, глубины исследования, а также особых методов работы.

На протяжении всего 20 века данная наука набирала обороты, развивалась, находила всё новые и новые методы исследования человека. Профессиональный взгляд многих теоретиков помог этой науке стать одной из самых влиятельных в наше время. Теоретический аспект в ее рамках крайне важен, ведь теория дает общие представления о мире и человеке, которые существуют практически в каждой науке.

Рекомендуем: Что такое герменевтика?

В процессе длительных экспериментов, сбора и анализа теоретических и практических данных была сформирована научная или академическая психология, основные признаки которой таковы:

1. Обобщения. Данный признак говорит о том, что выводы делаются не на основе того, что пережил один конкретный человек, а на основе многих экспериментов и наблюдений. И когда некий факт, некая поведенческая реакция проявляется в схожих обстоятельствах у большего числа выборки, можно делать некий вывод, основанный на детальном анализе и обобщении.

2. Рационализация. Знания научная психология получает путем эксперимента и детального обдумывания его результатов. Данные должны рационально объясняться, должна прослеживаться причинно-следственная связь между явлениями.

3. Отсутствие ограничений – это означает, что данные, полученные в ходе научных экспериментов, применимы для большого числа людей

Например, данные об утомляемости школьников, о том, как функционирует внимание и какое максимальное количество объектов мы можем удерживать в кратковременной памяти, – все это едино для большей части генеральной совокупности

Рекомендуем: Гипноз и гипнотический сон

4. Опора на различные методы. Как известно, научная психология имеет достаточно большой набор различных методов – от контент-анализа до психологического эксперимента. При использовании различных методов исследования психики и ее механизмов данные проверяются с целью выявления переменных, влияющих на эксперимент, и создания необходимых условий для исследования.

  • Наблюдение – длительное отслеживание проявления определенных признаков у наблюдаемых в естественных, а иногда и специально созданных условиях.
  • Опрос – сбор информации от большого числа людей при помощи вопросов, ответы на которые обрабатываются и группируются.
  • Тесты – метод количественного и качественного оценивания психических процессов человека, его поведенческих и эмоциональных реакций. С помощью тестов можно оценить как умственные и интеллектуальные способности человека, так и уровень его тревожности или творческих способностей.
  • Эксперимент – данный метод направлен на исследование конкретных психических явлений в определенных, специально созданных и контролируемых условиях. Практически любой эксперимент служит для подтверждения или опровержения некой теории или гипотезы.

5. Систематизация знаний – это теоретический подход. Все, что наука получает в ходе исследований и экспериментов, систематизируется, анализируется, на основе чего делаются определенные выводы. И нужно сказать, на то, чтобы систематизировать какое-либо знание или прийти к некоему выводу, необходимо много времени, иногда и несколько лет.

6. Основные особенности научного подхода – это наличие единого глоссария и использование единой терминологии. Психология как наука имеет четкую систему терминов, описывающих те или иные состояния, процессы. А это в свою очередь исключает разночтения, когда одно понятие подменяется другим.

7. Использование методов математической статистики для обработки данных. Они позволяют избежать ненадежности, субъективности и выводов «на глазок».

Рекомендуем: Графология: наука о почерке

Соотношение житейской и научной психологии очевидно – одна исследует практику и накапливает опыт, другая проверяет все через эксперимент. Но никогда не стоит забывать, что житейские психологические знания не являются научными, а значит, не всегда могут быть применимы тем или иным человеком и быть эффективными.

Если вспомнить все этапы становления психологии как науки, можно сказать, что данное знание во многом начиналось с использования метода интроспекции, когда ученый наблюдал за собой и своими субъективными переживаниями. На основе этого делались многие выводы и умозаключения.

4.Становление психологической науки. Основные этапы ее

развития.

Первое систематическое
изложение психологических явлений было
предпринято древнегреческим ученым
Аристотелем в его трактате «О душе». Но
собственно научное экспериментальное
исследование психических явлений и их
закономерностей началось по сути дела
с середины XIX в., а подлинно научная
психология начала складываться и того
позднее – на рубеже XIX-XX вв. Условно
выделяют четыре основных этапа становления
психологии как науки.

I этап (IV в. до н.э. –
середина XVII в. н.э.) психология как наука
о душе. Наличием души пытались объяснить
все непонятные явления в жизни человека:
сон, сновидения, состояния транса,
овладение магическими умениями (например,
удачей в охоте), смерть и т.п. На этом
этапе психология была донаучной, так
как она не имела своих собственных
методов исследования, а пользовалась
философским методом логических
рассуждений.

II этап (середина
XVII в., – середина XIX в.) – психология как
наука о сознании. Возникает в связи с
развитием естественных наук. Способность
думать, ощущать, чувствовать, желать
назвали сознанием. Основным методом
изучения психических явлений считается
наблюдение человека за самим собой
(метод интроспекции) и описание фактов.
Философская дискуссия перестает быть
единственным инструментом познания.

III этап (середина
XIX в. – середина XX в.) – психология как
наука о поведении.

С 60-х гг. XIX в. начался
новый период развития психологической
науки. В это время возникает много разных
«психологий» со своими принципами и
языком; первоначально они с трудом
взаимодействовали, чаще всего существуя
в противопоставлении друг другу (на
современном этапе эти течения – в их
нынешних вариантах – часто стремятся,
если не к объединению, то к заимствованию
методов, понятий и пр.). Этот период часто
называют периодом открытого кризиса в
психологии. Происходит трансформация
предмета психологии, представления о
«душе» и «сознании» оказываются
недостаточными. В этот период зарождаетсяпсихология не только теоретическая, но
практическая.

IV этап (середина XX
в. по настоящее время) психология как
наука, изучающая факты, закономерности
и механизмы психики До середины XX века
в психологии сформировалось большое
количество конкурирующих несовместимых
и даже несопоставимых парадигм, которые
реализовали потенциально логически
возможные версии понимания предмета и
метода психологии. Это была уникальная
ситуация в истории науки. Ни в одной
дисциплине не происходило столкновения
такого множества столь различных
парадигм. Состояние психологии в этот
период представляло стадию открытого
кризиса, который продолжается до
настоящего времени и характеризуется
разнообразием и конкуренцией парадигм.
Продуктивный выход из кризиса состоит
не в доминировании какой-либо одной
парадигмы, не в слиянии трудно совместимых
логически парадигм, а в эволюционном
процессе выработки психологическим
сообществом согласованного мнения об
основных научных ценностях, принципах,
предмете и методе психологии.

Знания

Переходя к рассмотрению роли понятия «информация» в человеко-машинных комплексах, используемых в когнитивных, социальных и производственных системах, необходимо более полно определить понятие «знания».

Понятие «знания» может быть определено следующим образом: «Научное знание – вся совокупность сведений, являющаяся результатом отражения материальной и нематериальной действительности в человеческом сознании» (Урсул А. Д.).

С другой стороны, утверждается, что «научно-техническая информация – это задокументированное научное знание, введенное в оборот, участвующее в функционировании и развитии общества» (Муранивский Т. В.). То есть, знание, являющееся достоянием чьего-либо сознания и не получившее «толчка» для циркулирования в обществе, не может рассматриваться как информация.

Основываясь на этом, можно констатировать условность превращения знания в информацию и информации в знание. Информация выступает как форма знания, отчужденная от его носителя (сознания субъекта), и обобществляющая его для всеобщего использования: информация – это динамическая форма существования знания, обеспечивающая его распространение и действенность (применение). Получая информацию, пользователь превращает ее путем интеллектуального усвоения (информационно-когнитивного процесса) в свои новые личностные знания, то есть происходит воссоздание знаний на основе информации.

Соответственно можно сказать, что на начальном этапе знания – это данные, актуализированные субъектом, особенностью которых является то, что они не могут быть использованы без участия самого субъекта.

Результаты решения задач (обычно, «субъективизированного»), обобщения в виде законов, теорий, совокупностей взглядов и представлений, выступающие как истинная, проверенная информация, отчужденные от субъекта их сформировавших, образуют обобществленные знания. Представленные обычно в форме документов и сообщений, они, в свою очередь, могут рассматриваться как объективно существующие данные.

Функциональное соотношение этих понятий иллюстрируется схемой, где когнитивный процесс рассматривается как неотъемлемая составляющая любого созидательного, как творческого, так и производственного процесса, предполагающего возможность прогнозирования и управления.

Соотношение понятий «информация», «данные», «знания»

Станут ли данные информацией, зависит от того, известен ли метод преобразования (отражения) данных в новые или уже известные понятия. То есть, чтобы извлечь информацию из данных, необходимо иметь метод получения информации, адекватный форме представления данных. Причем необходимо учитывать тот факт, что информация не является статичным объектом – она динамична и существует только в момент взаимодействия данных и методов. Можно сказать, что все прочее время она пребывает в «потенциальном» состоянии и представлена как данные.

Кроме того, одни и те же данные могут представлять разную информацию в зависимости от степени адекватности взаимодействующих с ними методов, к которым надо отнести и условия ее извлечения (например, наличного знания субъекта).

Что же случается, когда воспринимаем свою жизнь через призму Эго?

Во-первых, у нас появляется суждение о том, что наше субъективное «я» – это единственный гарант нашей целостности. Разум и Эго являются в этой ситуации, своего рода, «операционной системой», формируя стереотипы мнений, поведенческих аспектов и т. д.Мы становимся заложниками желаний, которые не были удовлетворены, такая ситуация повторяется снова и снова. Видя мир вокруг себя только через призму Эго, мы имеем очень узкую, ограниченную картину мира, которая очерчена физическим аспектом, и не можем опознать всей глубины и наполненности жизни.

Из-за воздействия ложного Эго, человек осуществляет любую свою деятельность для того, чтобы материализовать свои желания и защитить себя от страданий. Но, в итоге получается, что такие искания не удовлетворяют его в полной мере. Когда человек живет исходя из ложных ориентиров Эго «живу ради себя», он притягивает в своё бытие людей с такими же принципами.

Методы психологии

Наблюдение
наиболее
распространенный метод, с помощью
кото­рого изучают психологические
явления в различных условиях без
вмеша­тельства в их течение.
Наблюдение
бывает житейским и научным, вклю­ченным
и невключенным.

Житейскоенаблюдение
ограничивается регистрацией фактов,
но­сит случайный, неорганизованный
характер. Научноенаблюдение
яв­ляется организованным, предполагает
четкий план, фиксацию резуль­татов в
специальном дневнике. Включенноенаблюдение
предусматри­вает участие исследователя
в деятельности, которую он изучает. Вневключенномэтого
не требуется.

Эксперимент
метод,
предполагающий активное вмешательство
исследователя в деятельность испытуемого
с целью создания наилучших условий для
изучения конкретных психологических
явлений.

Эксперимент
может быть лабораторным,когда
он протекает в спе­циально организованных
условиях, а действия испытуемого
определя­ются инструкцией; естественным,когда
изучение осуществляется в ес­тественных
условиях; констатирующим
когда
изучаются лишь необ­ходимые
психологические явления; формирующим
в
процессе которо­го развиваются
определенные качества испытуемых.

Метод
обобщения независимых характеристик
предполагает
выявление и анализ мнений о тех или иных
психологических явлениях и процессах,
полученных от различных людей.

Анализ
результатов деятельности

метод
опосредованного изу­чения психологических
явлений по практическим результатам и
пред­метам труда, в которых воплощаются
творческие сипы и способнос­ти людей.

Опрос
метод, предполагающий ответы испытуемых
на конкретные вопросы исследователя.

Он
бывает письменным(анкетирование),когда
вопросы задаются на бумаге; устным,когда
вопросы ставятся устно; и в формеинтервью,во
время которого устанавливается личный
контакт с испытуемым.

Тестирование
метод,
во время применения которого испытуемые
выполняют определенные действия по
заданию исследователя.

Различают
тестирование проективное,исследующее
разнообразные проявления психики
индивидов (обычно оно включает
использование конститутивных,
интерпретативных, катарсических,
импрессивных, экспрессивных и аддитивных
методик) и тестирование психокоррекционное(обычно
предполагающее применение методик
поведенческой и когдитивистской
коррекции, психоанализа, гештальт – и
телесно-ориентированной терапии,
психодрамы, психоанализаза и
трансперсонального подхода).

Методы получения информации

Существует суждения, которые звучат убедительно, но ставятся скептиками под сомнение. Окружающих привлекает яркость, убедительность, новизна выражений. Они не обращают внимания на опровергающие факты, которые предоставляют опытные исследователи.

Среди научных понятий больше обоснованной информации, чем среди житейских знаний. Распространенные домыслы:

  1. Проклятие, наложенное на род снимается вымаливанием прощения у мертвого.
  2. После потери близкого родственник обязательно получит сильную психологическую травму.
  3. Детские психотравмы могут мешать вести нормальную деятельность, развиваться.
  4. Не имея материнской любви, полноценная личность не будет сформирована.

Чем вреден эгоцентризм?

При эгоцентризме всё внимание человека сфокусировано на нем самом. Чем больше степень эгоцентризма, тем больше сил направлено внутрь и меньше энергии остается для ресурсов

Если человек является крайним эгоцентриком, то ему уже будет не интересно в жизни ничего: ни другие люди, ни профессиональная деятельность, ни книги, он заинтересован лишь в себе самом. Крайний эгоцентризм может легко трансформироваться в депрессию.

Если эгоцентризм не находится в крайней степени, то человек проявляет интерес к жизни за рамками своей собственной персоны. Но с целью понять, как он может использовать ресурсы окружающего мира для удовлетворения своих желаний.

С какими науками и каким образом связана психология?

Биология. Это самая важная наука для психологии и вполне понятно почему. Секрет в том, что изучение психики и поведения человека невозможно даже безвсем известным знаниям о строении человека

Но как оказывается, не только строение тела важно психологии, но и центральная нервная система, её функции. Все эти знания помогают связать воедино психологические процессы и деятельность центральной нервной системы.. 2

История. То каким стал современный человек – результат многолетнего развития, которое можно наблюдать в наработках такой науки, как история. Манера и способ речи, мыслительный процесс, трудовая деятельность и многое другое, что изучается и анализируется психологией, было бы невозможным без исторических данных

2. История. То каким стал современный человек – результат многолетнего развития, которое можно наблюдать в наработках такой науки, как история. Манера и способ речи, мыслительный процесс, трудовая деятельность и многое другое, что изучается и анализируется психологией, было бы невозможным без исторических данных.

3. Педагогика. Эта наука предоставляет информацию о поведении людей во время обучения, о влиянии воспитания.

4. Медицина. Знания от этой науки помогают лучше понять состояние человека, предупредить серьёзные нарушения и назначить правильное лечение психики.

5. Социология. На формирование личности влияет социальное окружение, то есть то, как человек будет отображать внешний мир, напрямую зависит от социума и его положения в нём. Социология предоставляет знания о структуре социума, его проблемах и способах их решения.

6. Философия. Эта наука изучает взгляды человека на жизнь, а психология занимается изучением самого человека и тем, что способствовало принятию тех или иных решений, формирование тех самых взглядов на жизнь.

Связь психологии с другими науками стала причиной появления различных отраслей психологии, которые специализируются на отдельных её стыках с другими науками (рассмотрим основные отрасли):

Социальная психология как наука – раздел психологии, что изучает взаимоотношения людей, их совместимость и влияние различных факторов на поведение людей. В мире, где каждый день люди находятся под влиянием друг друга и потока информации, эта наука помогает найти точки соприкосновения и уберечь от негативного влияния. Примером социально-психологических явлений становится отношение в семье, на работе, в учебном коллективе.

  • Педагогическая психология – наука, что изучает процесс формирования личности во время обучения и воспитания. Таким образом, во время учебного процесса человек приобретает не только знания, но и возможность воспитываться в социуме. Например, школа – место, где детей не только обучают математике, но и проводят профилактические беседы, тренинги, тесты и воспитательные часы.
  • Медицинская психология – отрасль психологии, в которой изучаются методы лечения психики человека на физическом уровне.

Психология – обширная наука, в которой много нюансов. Именно потому она включает в себя большое количество знаний, методов и функций, что позволяют изучать и диагностировать закономерности и механизмы человеческой психики.

​10 упражнений для тренировки воли

Сказать «НЕТ» вредным привычкам

Нужно взять листочек и по-честному перечислить все свои негативные привычки. Затем собрать всю волю в кулак и постепенно, по одной, от них начинать избавляться. Начать рекомендуется с самой легкой. К примеру, если стаж употребления кофе очень долгий, а хочется избавиться от этой привычки, то нужно сначала перейти на цикорий, а после — на зеленый чай или другой полезный напиток. Как вариант, можно придумать себе штрафы, которые требуется неукоснительно выполнять при срывах.

Испытание искушением

Трудное, но очень полезное упражнение. Когда хочется избавиться от шоколадной зависимости, нужно держать неподалеку от себя вкусную шоколадку. Но есть ее нельзя ни в коем случае. Только так можно серьезно натренировать свою силу воли.

Переключение внимания

Смысл в том, чтобы уметь переключать свое внимание от тяги к запретному плоду. Вместо шоколадки, например, сделать несколько приседаний или прочесть определенное количество страниц книги

Новые привычки

Старые, вредные пристрастия лучше заменять на новые, полезные. Вместо утреннего кофе делать зарядку, вредную еду заменить на фруктово-овощное питание. В этом случае можно применять любые полезные действия, которые придут в голову. Для закрепления новой привычки нужно продержаться не менее 21 дня.

Благотворительность

Учеными было доказано благотворное влияние добрых дел на общее состояние человека. Когда он отдает нуждающимся время, деньги, пищу, одежду, происходит тренировка силы воли. С помощью благодеяний человек занимается своим саморазвитием и избегает многих негативных моментов в жизни.

Напряжение мышц

Каждый раз при возникновении желания вернуться к вредному, следует напрягать свои мышцы (сжимание кулаков, тренировка пресса и т. п.) Таким образом, человек отвлекает свое внимание и активизирует силу воли

Здоровый образ жизни

Для облегчения задачи по тренировке волевых качеств нужно сделать акцент на здоровом образе жизни. Конечно, фанатизма в этом вопросе лучше избегать. Рекомендуется хотя бы отказаться от вредной еды и включить в свое питание больше овощей. Как минимум раз в неделю посещать фитнес тренировку и принимать контрастный душ. Закаливание хорошо сказывается на общем состоянии здоровья человека и тренирует его волю.

Контроль над эмоциями

Общение с другими людьми полезно для тренировки силы воли. При этом следует тщательно контролировать свой эмоциональный фон и не переходить границ в решении конфликтных ситуаций

Важно научиться быстро успокаиваться. Для этого можно завести себе какое-нибудь напоминание о контроле: браслет на руку, записка на стене, успокаивающая вещь в поле зрения и т. д

Говорить «НЕТ» своей лени

Очень полезный навык — не откладывать на потом то, что можно сделать сразу. Если нет желания мыть пол — нужно все равно идти и делать это. Не хочется прибирать одежду — взять и убрать ее на места. И так во всех делах. Такое упражнение лучше всего тренирует силу воли. Особенно, если дела не самые приятные. Зато продуктивность растет прямо на глазах и экономится много времени. Соблюдать режим сна.

Хороший сон — залог успешного дня

Он способствует укреплению организма, приносит силы бороться с ленью

Важно проявить свои волевые качества и начать ложиться в одно и то же время. Тогда и подъемы станут более легкими

На сон нужно отвести не меньше 7-8 часов в сутки.

Все перечисленные упражнения помогают тренировать силу воли. С каждым днем многое из этого будет даваться проще. Только не нужно на пол пути опускать руки и все бросать

Когда что-то не получается, важно пробовать снова и снова. Про таких людей говорят, что у них «железная воля»

Научные знания передаются посредством закрепления в терминах и научной литературе. Возможности передачи житейских знаний весьма ограничены

Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как бы нам ни хотелось верить в это, нет. В 30 лет мы сокрушаемся: «Надо было слушать маму», но в 15 твердо уверены, что «ничего она не понимает». Накопление и передача научных знаний возможны благодаря тому, что эти знания формулируются и фиксируются в понятиях, определениях и законах. Основным способом передачи таких знаний становится научная литература.

Ситуация

Вопрос на одном из форумов: «Посоветуйте, что почитать, чтобы лучше разбираться в людях, находить подход к любому».

Житейская психология

В ответ посетители форума активно рекомендуют разную литературу: от Евангелия до Кастанеды. Форум занимает несколько страниц, на одной из них пользователь предлагает почитать учебник по психологии. Реакция остальных участников — сугубо негативная: «туман», «сложная терминология, абсолютно бесполезная для обывателя».

Научная психология

С точки зрения науки бурный протест против учебников психологии вызван именно стремлением сохранить свою «Я-концепцию» (по Роберту Бернсу): она запускает механизмы психологической защиты, если новый опыт не вписывается в существующие представления о себе, и помогает личности интерпретировать травмирующий опыт либо отрицать его.

Донаучная или житейская психология

Донаучное, или житейское, мировосприятие и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие ему психологические представления вырастали из непосредственной повседневной практики, жизненного опыта первобытного человека. В форме обыденного знания психология возникла вместе с человеческим обществом. В процессе практического взаимодействия люди учились различать скрытые за внешним поведением психические качества людей. За поступками угадывались мотивы, характеры людей. Донаучную психологию иногда определяют как такое знание, кᴏᴛᴏᴩое люди создают еще задолго до появления психологов. Эти знания возникали в процессе осмысления конкретных ситуаций. Его содержание ограничивалось выводами из анализа простых событий, когда лежащие в их основе причины можно было легко проследить. Нужно помнить, такие выводы фиксировались в различного рода пословицах, типа: «семь раз отмерь, один раз отрежь», «повторенье — мать ученья» и т.п. По϶ᴛᴏму донаучная психология, конечно, еще не поднимались до целостной оценки бытия и ограничивалась исключительно символическим объяснением его отдельных фрагментов. Это мировоззрение возникло и существовало в условиях неразвитости системных, целостных, рациональных способов оϲʙᴏения действительности. Материал опубликован на http://зачётка.рф Его называют топоцентрическим, поскольку его содержание ограничивалось знаниями о том месте, в кᴏᴛᴏᴩом обитали тот или иной род или племя.

Обыденные психологические знания первобытных людей ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовали ϶ᴛᴏму несистемному, фрагментарному мировоззрению.

Важно заметить, что однако, при всем этом ϶ᴛᴏ знание могло быть весьма обширным, охватывая все сферы жизни первобытного человека. Зарождение данных знаний было вызвано некᴏᴛᴏᴩыми очевидными проявлениями человеческой психики, такими как:. Зарождение данных знаний было вызвано некᴏᴛᴏᴩыми очевидными проявлениями человеческой психики, такими как:

Зарождение данных знаний было вызвано некᴏᴛᴏᴩыми очевидными проявлениями человеческой психики, такими как:

  • сновидения:
  • психические состояния — радость, грусть, страх и т.д.;
  • разнообразные психические качества, проявляющиеся в ходе общения: доброжелательность, враждебность, хитрость и т.п.

Древние люди, пытаясь объяснить данные явления, приходили к выводу, что душа способна выходить из тела человека и жить собственной жизнью в его снах. В момент смерти душа покидает тело навсегда

Важно заметить, что одним из самых древних будет широко распространенное в Индии учение о переселении душ из одного тела в другое

Но несмотря на ϲʙᴏю простоту, отрывочность, обыденные формы психологического знания не обязательно оказывались ложными. Некᴏᴛᴏᴩые из данных представлений сохранили ϲʙᴏе значение вплоть до настоящего времени и вошли в сокровищницу современной психологической науки.

Так, современная наука признает следующие постулаты психологического знания, кᴏᴛᴏᴩые впервые возникли уже в сознании первобытного человека:

  • представление о том, что все психологическое так или иначе существует внутри человека;
  • мысль о том, что человеческая душа, не умирает вместе с человеком, а остается жить вечно.

Но если древние египтяне считали, что человеческая душа после смерти человека превращается в птицу, кᴏᴛᴏᴩая живет рядом с его могилой, то сегодня бессмертие души представляется, конечно, иначе.

Современный человек верит, что вечность, бессмертие его души связаны с добрыми делами, кᴏᴛᴏᴩые он совершит в течение жизни.

«Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», — утверждал Серафим Саровский (1754-1833), отечественный религиозный мыслитель, причисленный Русской православной церковью к лику святых (1903).

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что древняя идея о вечности души, появившаяся уже у первобытного человека, хотя и в иной форме, но продолжает жить в общественном сознании и в наше время. Известный отечественный психолог Л. С. Выготский отмечал, что психология должна была начаться с идеи души. Стоит заметить, что она явилась первой научной гипотезой древнего человека, огромным завоеванием мысли, кᴏᴛᴏᴩому мы сейчас обязаны существованием психологической науки.

Житейские психологические знания интуитивны. Научные — рациональны и осознанны

Способность к неосознанной обработке информации позволяет даже годовалому ребенку прекрасно понимать, с кем из взрослых он может капризничать, с кем нет, однако такие данные не подкрепляются ни логическими рассуждениями, ни доказательствами. Это интуиция. Конечно, у некоторых исследователей прекрасно развита интуиция, но свои догадки они всегда подкрепляют результатами экспериментов.

Ситуация

История с сыном-девятиклассником доводит мать до отчаяния: «В школе на него жалуются: учится хорошо, но на уроках смешит одноклассников, срывает занятия. Дома он тихий, внимательный. Я его хорошо чувствую — ну не может он так себя вести! Не знаю, кому верить: себе, сыну или учителям? Муж советует написать жалобу в департамент образования, пусть они разберутся. Но что-то меня останавливает от такого шага…»

Житейская психология

Интуитивные «чувствую» и «что-то» совершенно правильно не дают женщине сделать неверный шаг, однако ответа на свой вопрос при помощи интуиции она не получает.

Научная психология

Каково научное объяснение этой ситуации? В социальной психологии давно изучена и описана зависимость поведения от присутствия других людей.

Американский психолог Норман Триплетт еще в конце XIX века обратил внимание на то, что велосипедисты ехали быстрее, когда вокруг было много людей, и медленнее, когда в парке было безлюдно. Так был открыт эффект, позднее получивший название социальной фасилитации

Именно он стоит за действиями подростка, а подкрепляет его социальный мотив «занять определенный статус в референтной (эталонной, значимой) группе сверстников»: не удается через отметки, попробуем через шутки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий