Связь Индры с другими божествами
Чтобы лучше понять, что же представляет собой Индра ведических времён, нужно подчеркнуть, что религия Вед по своей сути является монотеистической, а ведические Боги представляют собой различные описательные имена единого Божества, а также они есть проявления Его сил. Даже несмотря на то, что Индра в некоторых стихах провозглашён царём Богов, не существует постоянной субординации других Богов Индре. Согласно ведической мысли, все Боги и Божества являются ипостасями одного и того же вечного абстрактного Брахмана. Все боги повинуются Индре, но также они повинуются Варуне, Вишну, Рудре и другим, когда этого требует ситуация.
Шива
Шива считается верховным божеством в шиваизме, деноминации индуизма. Многие индусы, такие как последователи традиции Смарты, вольны принимать различные проявления божественного. Шиваизм, наряду с традициями вайшнавов, которые сосредоточены на Вишну, и традициями Сакты, которые поклоняются Дэви, являются тремя из самых влиятельных конфессий.
Поклонение Шиве — это паниндуистская традиция. Шива — одна из пяти основных форм Божественного в Смартизме, который делает особый акцент на пяти божествах. Четыре остальных — это Вишну, Дэви, Ганеша и Сурья. Другой способ мышления о божествах в индуизме — это Тримурти (Брахма-Вишну-Шива). Первый олицетворяет творца, второй — хранителя, третий — разрушителя или трансформатора.
Эпитеты
- Шатакрату (санскр. शतक्रतु, IAST: śatakratu) — «Принёсший 100 жертв»
- Шатаманью (санскр. शतमन्यु, IAST: śatamanyu) — «Стогневный»
- Шакра (санскр. शक्र, IAST: śakra) — «Могучий»
- Пурандара (санскр. पुरंदर, IAST: puraṃdara, purandara) — «Крушитель Твердынь»
- Магхава (санскр. मघवा, IAST: maghavā) — «Щедрый»
- Махендра (санскр. महेन्द्र, IAST: mahendra) — «Великий Индра»
- Ваджрабхарт — «Громодержец»
- Вритрахан — «Победитель Вритры»
- Сахасракша — «Тысячеглазый».
- Балахан — «Победитель Балы»
- Аджа (санскр. अज) — «Нерождённый»
- Аджайкапада или Аджа Экапад — «Одноногий Овен» (полное название созвездия)
- Васава (санскр. वासव, IAST: vāsava) — «Владыка Благих», родовое имя Индры.
Образ бога Индры
Несмотря на то, что Индра считался богом-громовержцем, прямого олицетворения его с метанием молний и раскатами грома нет. Однако все это легко перевести в мистику, где, руководствуясь аллегориями, столь характерными для описания богов, можно представить его как воителя, устрашающего сомневающихся. Сила и доблесть Индры описаны в эпосе, а сам он (и в этом тоже есть некое сходство с греческой мифологией) является сыном бога неба и красавицы богини земли. Интересно, что Индре приписывают еще и впечатляющую мужскую потенцию, что привлекает к его описанию представителей мужской половины общества.
Индра — храм Ват Арун, Таиланд.
Вся мистика и аллегория образа бога-воителя предопределены космогоническим мифом об Индре. В нем сочетаются мощь природной стихии и совершенно «человеческие» качества – сила и мудрость, энергия и воинские доблести, мужская привлекательность и многое другое. Есть тут и связь с Буддой: считается, что Индра появился из бока своей матери, а как известно, этот же способ появления на свет приписывают и великому Будде. В дальнейшем жизнь Индры была незаметной, а сам он был маленьким и ничем не выделялся, но наступил момент, когда в руки малышу попал сосуд с напитком сома. Этот поистине волшебный эликсир сделал так, чтобы Индра мгновенно увеличился в размерах и окреп, отделил небо от бренной земли и полностью заполнил собою расстояние между ними. И здесь уже речь идет о том, что богу Индре подвластны не только земные, но и воздушные стихии, а это значит, что он стал «своим» не только среди людей, но и среди богов.
Спутница Брахмы
Женой Брахмы является прекрасная богиня Сарасвати, покровительница домашнего очага, плодородия, благополучия. Кроме того, она благоволит творцам, отдавая особое предпочтение писателям всех мастей и музыкантам.
Сарасвати часто называют речной богиней, богиней воды, более того ее имя переводится как «та, которая течет». Обычно Сарасвати изображают красивой женщиной в белых одеяниях, восседающей на цветке белого лотоса. Не сложно догадаться, что белый – это ее цвет, символизирующий познание и очищение от крови. Ее одежды богаты, но, по сравнению с убранством Лакшми, очень скромны (до Лакшми мы еще дойдем). Скорее всего, это косвенно указывает на то, что она находится выше мирских благ, так как она познала высшую истину. Так же ее символом является светло-жёлтый распускающийся цветок горчицы, который как раз начинает формироваться в бутоны весной во время праздника в ее честь.
У Сарасвати, так же как и Брахмы, четыре руки. И так же как и ее божественный супруг, в других из них она держит четки, естественно, белого цвета, и веды. В третьей руке у нее вана (национальный музыкальный инструмент), в четвертой – священная вода (не заря же она богиня воды). Часто у ног Сарасвати плавает белый лебедь, что так же является символом ее опыта и мудрости в познании высшей истины. Иногда Сарасвати называют Хамсавахини, что означает «та, что использует лебедя для передвижения».
Если помните, в прошлый раз я рассказывала, что по одной из теорий, человечество появилось в результате страсти Брахмы к его дочери Вак. Такое положение дел не очень устраивает некоторых верующих, поэтому часто позиционируют Вак как одну из ипостасей Сарасвати. Другими ее образами могут являться Рати, Канти, Савитри и Гаятри. Богиня очень популярна в Индии, иногда ее иногда даже называют Махадеви – Великая матерь. Считается, что если назвать дочку Сарасвати, то она будет прилежно учиться, а в ее будущем доме будет благополучие и довольство.
Подвиги Кришны
Кришне еще не было и года, когда к нему прокралась одна из демониц, желая накормить его своим ядовитым молоком. Кришна, одаренный недетским умом, догадался о ее хитрости и укусил ее с такой силой, что она умерла.
Позже, когда мальчик рос, на него неожиданно напал взбесившийся бык, который быстро был уничтожен юным богом. Затем огромная птица с зубастым клювом хотела проглотить его, но Кришна настолько сильно раскалил свое тело, что этот асура погиб, сожженный жаром.
Однажды племя пастухов вызвало гнев бога гроз Индра. Он наслал на их землю сильнейший ливень, в котором погибало все живое. Тогда Кришна одним сорвал с земли гору Говбардан, поднял ее над собой, укрыв народ Вриндавана, как зонтом.
В третий раз демон принял вид огромной птицы и, спустившись на Кришну, взял его в клюв. Но тело мальчика сразу стало таким горячим, что птица не выдержала и выпустила его. Тогда Кришна разорвал ее пополам.
А когда следующий демон явился в виде удава и проглотил Кришну, мальчик стал расти в животе этой змеи с такой быстротой, что разодрал ее с головы до хвоста. Такими подвигами этот необыкновенный сын Деваки прославился уже в раннем детстве.
Брахма
Брахма — индуистский бог творения из Тримурти. Его супруга — это Сарасвати, богиня знания. Согласно Пуранам, Брахма — это саморожденный цветок лотоса. Он вырос из пупка Вишну в начале Вселенной. Другая легенда гласит, что Брахма родился в воде. В нее он поместил семя, которое позже стало золотым яйцом. Так родился творец, Хираньягарбха. Остальные части золотого яйца расширились в Брахманду, или Вселенную.
Брахма традиционно изображается с четырьмя головами, четырьмя лицами и четырьмя руками. Каждой головой он постоянно читает одну из четырех Вед. Его часто изображают с белой бородой, что указывает на почти вечную природу его существования. В отличие от других богов, у Брахмы совсем нет оружия.
Другие имена царя богов
Список других имен Индры весьма внушителен и в большинстве своем основан на той или иной его победе или подвиге:
- Крушитель Твердынь — Пурандара.
- Победитель Вритры — Вритрахан.
- Победитель Балы — Балахан.
- Владыка Благих — Васава.
- Стогневный — Шатаманью.
- Тот, кто принес 100 жертв — Шатакрату.
- Могучий — Шакра.
- Щедрый — Магхава.
- Тысячеглазый — Сахасракша.
- Одноногий Овен — Аджайкапада.
- Громовержец — Ваджрабхарт.
Важно! В индуизме каждому богу соответствовало лишь одно имя, поэтому, вероятно, правильнее называть данный список списком эпитетов или титулов, характерных для данного божества. В других источниках подобные списки можно встретить как в качестве альтернативных имён, так и в качестве титулов
Символы-атрибуты Шивы
В соответствии со своими воплощениями, Шива изображается с различными атрибутами, символизирующими силу именно этого образа:
- Тело Шивы обнажено и покрыто пеплом — это символ источника вселенной, он выходит за рамки земной жизни, своего физического состояния, не испытывая страданий.
- Спутанные волосы Шивы — единение духовной, физической и ментальной энергии.
- Ганга, живущая в его волосах — это женщина-жена, из ее рта истекает струя воды, которая падает на землю. Это символ того, что с помощью ее Шива устраняет невежество, грехи и дает покой, чистоту и знание.
- Луна в волосах Шивы — символ контроля над разумом.
- Шива изображается трехглазым: один глаз — это солнце, второй глаз — луна, а третий — символ огня.
- Глаза Шивы полуоткрыты — символ бесконечного течения жизни, которая не имеет, не начала, ни конца — это циклический процесс, и он вечен. Когда он откроет глаза, начнется новый виток земной жизни, когда он закроет их полностью – мир разрушается, чтобы родиться вновь.
- Обвитые вокруг шеи Шивы змеи символизируют время — это прошлое, настоящее и будущее.
- Бусы из рудракши (высушенные плоды вечнозеленого дерева) — символ непреклонности Шивы в выполнении закона и порядка вселенной.
- Правая рука бога, дающая благословление и мудрость, она же уничтожающая зло и невежество.
- Тришула (трезубец) Шивы — это его энергии (шахти): знание(джняна), действие (крийя) и желание (иччха).
- Барабан (дамару) — символ формы существования — физическая и духовная.
- Бык Нанди, сопровождающий Шиву — его неизменное средство передвижения.
- Шкура тигра — символ скрытой энергии и победы над вожделениями.
- Шива, сидящий на обожженной земле — символ его контроля над физической смертью.
Индра
Индра — божество в ведийской мифологии и индуизме, бог грома, молнии и войны.
В Ведах Индра является царем всех богов. В ранний ведийский период Индра был очень могущественным божеством, его считали покровителем коров, жрецов и даже самих богов. В Ведах ему посвящено намного больше гимнов, чем другим богам. Индра является царем звездного неба (небес), богом грома и молнии, а также природных стихий, под его командой находятся низшие духи, он является стражем восточной стороны света, а также осуществляет руководство над небесными праведниками, живущими на Горе Меру (Meru), где он услаждает богов нектаром и небесной музыкой. «Он пребывает в небесном граде… где обитают Апсары (Apsaras), небесные танцовщицы… Его супруга Индрани (Indrani), и он восседает на слоне Айравате (Airavata).»
Шачи (букв. «сила», «мощь») — богиня ревности и гнева в индуизме и ведической религии, супруга Индры. Другие её имена: Индрани («царевна Индры»), Аиндри, Махендри и Пуломи.
В правой руке бог обычно держал молнию, которой разил врагов или возрождал погибших в бою; он мчался по небу в колеснице, нередко отождествляемой с солнцем. Индра был рожден от неба и земли, которые разделил навечно. Бросив вызов старому порядку, он стал ведущим божеством, более главным по сравнению с ведийским богом Варуной. Он известен как губитель демонов, вел богов против асуров. Убийца змея Вритры, Индра сокрушил его пенной палицей, ваджрой, победив, таким образом, хаос, освободив воды, сотворив жизнь и солнце. Индру почитали также как бога дождя. Как источник света и воды, он вобрал многие функции Варуны, став богом плодородия и творцом.
Популярность Индры как бога дождя может быть понята только в тропиках, где солнечный жар иссушает растительность, русла рек, озера, источники и может оставить людей, растения и скот без пищи. Из-за нехватки воды страдают все — люди, животные и Природа в целом, и потому все призывают дождь и несущую жизнь воду. В засухи люди обращаются с гимнами к богу дождя Индре, чтобы он не позволил им умереть от голодной смерти и прервал власть змеевидного демона Вриттры (Vrittra), который удерживает воду в своих кольцах. Люди преподносят Индре его любимый напиток — сок Сомы. Тогда молния, ассоциирующаяся с Индрой, начинает метать свои стрелы в демона Вриттру, и Вриттра ревет от боли и спасается бегством, вода проливается вниз на иссушенную землю, и все радуются — люди, животные и растения.
Индра Вед является сыном Отца Неба Дьяуса Питао (Dyaus Pitao), и Матери Земли Притхви (Prithvi) и братом-близнецом Агни.
В послеведический период Индра потерял свое значение и стал стражем восточной стороны света. В божественной иерархии его положение ниже, чем у божественной триады Шива-Вишну-Брахма. Позднее Индру начали называть хозяином и властелином сварги (svarga) — небесного рая, куда отправляются души погибших в бою воинов, основное же занятие Индры — выявлять человеческие слабости.
Индра изображался как беспристрастный мужчина, сидящий верхом на белом слоне Айравате, чью морду украшают четыре бивня. Он имеет четыре руки. В одной руке несёт ваджру — внушающую ужас молнию, в других — раковину (санкха), лук (дханус) и стрелы, крюк и сеть.
Иногда его изобрают в образе двурукого человека, с телом, повсюду покрытым глазами. Такого Индру именуют Тысячеоким.
Бог процветания
Индийский бог Ганеша — самый известный и любимый не только в индуизме, но и в других культурах. Господь удачи, он дарует всем успех и процветание. Ганеша — устранитель любых духовных и материальных препятствий. Также он ставит преграды на жизненном пути тех своих подданных, которые нуждаются в проверке.
Благодаря таким качествам, его образ присутствует повсюду, имея многие формы, и его призывают для помощи в выполнении любых задач. Ганеша является покровителем литературы, искусства и науки. Преданные уверены, что он дарует защиту от невзгод, успех и процветание. Менее известная роль Ганеши — это разрушитель тщеславия, гордыни и эгоизма.
Атрибутика Ганеши развивалась в течение многих веков. В народе его считают сыном Шивы и Парвати, хотя Пураны расходятся во мнениях относительно его рождения. Его изначальная форма — простой слон. Со временем она трансформировалась в человека с круглым животом и слоновьей головой. Обычно он изображен с четырьмя руками, хотя их количество может меняться от двух до шестнадцати. Каждый предмет Ганеши обладает важным духовным значением. Они включают:
- сломанный бивень;
- водяная лилия;
- булава;
- диск;
- чаша сладостей;
- четки;
- музыкальный инструмент;
- посох или копье.
Олицетворение смерти
Представления людей об устройстве мира постепенно менялись, поэтому и о божествах стали думать по-другому. Новый облик Ямы: его стали представлять бродящим среди живых в сопровождении двух собак-послов. Роль псов заключается в отлавливании живых душ, предназначенных для перемещения в иной мир. Мрачное описание этого действа не должно вселять ужас. Дело в том, что согласно индуистским верованиям, люди продолжают вести свои мирские дела после смерти, только не в этом мире, а в загробном.
Первоначальный облик Ямы как символа Солнца постепенно трансформировался в образ «первого умершего», который открыл дверь в загробный мир для всего сущего и людей. Его почитают в индуизме как божественного мирохранителя. Подробное описание его жизни и трансформации есть в «Ригведе» (гимн 14, мандала X).
Приключения Ханумана и Пандавов
Почтенная обезьяна также встречается и в эпической поэме Махабхарата
Сам рассказ о том, как Хануман повстречал отважного Бхима, одного из братьев Пандавов – это замечательная история. Хануман сразу признал Бхиму своим братом по духу, так как оба они были рождены от благословения Павана, бога ветра, и пообещал ему помощь в битве при Курукшетра
В битве Хануман уселся около флага на колеснице Арджуны, чтобы обезопасить ее и стабилизировать движение колесницы. Треугольный шафрановый флаг Ханумана символизировал стабильность и равновесие, спокойствие чувств и разума, и служил знаком победы над злыми силами.
Атрибуты Шивы
Бог изображается обычно со следующей атрибутикой:
- Третий глаз, которым он сжег желание (Кама) до пепла.
- Гирлянда со змеей.
- Полумесяц Луны пятого дня (панчами). Он помещается около огненного третьего глаза и показывает силу сомы, жертвоприношения. Это означает, что Шива обладает силой размножения наряду с силой разрушения. Луна также является мерой времени. Таким образом, Шива известен под именами Сомасундара и Чандрашекара.
- Священная река Ганга вытекает из его спутанных волос. Шива принес очищающую воду людям. Ганга также обозначает плодородие как один из творческих аспектов Бога.
- Небольшой барабан в форме песочных часов известен как “дамару”. Это один из атрибутов Шивы в его знаменитом танцевальном представлении Натараджа. Для его удержания используется особый жест руки (мудра), называемый дамару-хаста.
- Вибхути – три линии пепла, нарисованные на лбу. Они представляют сущность, которая остается после всех Малов (нечистота, невежество, эго) и Васан (симпатия, антипатия, привязанность к своему телу, мирской славе и наслаждениям). Вибхути почитается как форма Шивы и означает бессмертие души и проявленную славу Господа.
- Пепел. Шива пачкает им свое тело. Это древняя традиция кремационного аскетизма.
- Тигровая, слоновья и оленья шкуры.
- Трезубец – особое оружие Шивы.
- Нанди, Бык, – это его Вахана (санскрит для колесницы).
- Лингам. Шиве часто поклоняются в такой форме. Гора Кайлаша в Гималаях – его традиционная обитель.
- Шиву часто изображают погруженным в глубокую медитацию. Говорят, что он искореняет Каму (сексуальное желание), Моху (материальное желание) и Майю (мирские мысли) из ума своих преданных.
Примечания[ | ]
- JanGonda (1989). The Indra Hymns of the Ṛgveda.Brill Archive.p. 3. ISBN 90-04-09139-4.
- Edward Delavan Perry, «Indra in the Rig-Veda». Journal of the American Oriental Society.11.1885: 121. JSTOR 592191
- ThomasBerry (1996). ReligionsofIndia: Hinduism, Yoga, Buddhism. ColumbiaUniversityPress.pp. 20-21. ISBN 978-0-231-10781-5.
- Hervey De Witt Griswold (1971). The Religion of the Ṛigveda.MotilalBanarsidass. pp. 177—180. ISBN 978-81-208-0745-7.
- Шри Ауробиндо, 2004, с. 106—107.
- Шри Ауробиндо, 2004, с. 249.
- Шри Ауробиндо, 2004, с. 341—347.
- Шри Ауробиндо, 2004, с. 135.
- Шри Ауробиндо, 2004, с. 162.
- Alain Daniélou (1991). The Myths and Gods of India: The Classic Work on Hindu Polytheism from the Princeton Bollingen Series. InnerTraditions.pp. 108—111. ISBN 978-0-89281-354-4.
- Friedrich Max Müller (1903). Anthropological Religion: The Gifford Lectures Delivered Before the University of Glasgow in 1891. LongmansGreen. pp. 395—398.
- Hervey De Witt Griswold (1971). The Religion of the Ṛigveda.MotilalBanarsidass. pp. 180—183 with footnotes. ISBN 978-81-208-0745-7.
- Кёйпер, 1986, с. 28—30.
- Кёйпер, 1986, с. 48—49.
- Janda, M., Eleusis, dasindogermanischeErbederMysterien (1998).
- Шри Ауробиндо, 2004, с. 95—97.
- Шри Ауробиндо, 2004, с. 143—152.
- Arthur Berriedale Keith (1925). The Religion and Philosophy of the Veda and Upanishads.MotilalBanarsidass. pp. 93-94. ISBN 978-81-208-0645-0.
- Булич С. К. Шатакрату // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Элиаде М. [www.gumer.info/bogoslov_Buks/comporative_bogoslov/eliade/02.php Очерки сравнительного религиоведения](неопр.) .
Сражения Индры
Индра в сражении
Основной сюжетной линией многочисленных мифов об Индре являются сражения. Этот ребенок сразу после рождения взял в руки оружие и предстал перед богами облаченный в золотые доспехи. Никто не усомнился, что родился великий воин, мужественен, воинственен, победоносен; он – бог битвы.
Индра вступает в борьбу в раннем возрасте с коварным асурой Эмушем, который в облике кабана похитил зерно для жертвоприношения у богов. Зерно спрятал за двадцатью одной горой в пещере среди сокровищ асуров. Индра убил Эмуша одним выстрелом, пронзив все горы, когда тот собирался варить из жертвенного зерна кашу. Вишну унес зерно и вернул богам.
Одержал победу в единоборстве с Шамбарой, разрушив его девяносто девять цитаделей. Шамбара – коварнейший из асуров, ослеплял врагов с помощью колдовства.
Встреча и деяния Ханумана и Рамы
Хануман повстречал Раму и его брата Лакшмана, когда те были в изгнании в джунглях, и искали его жену Ситу, похищенную Раваном. Эта миссия привела их в окрестности озера Пампа в подножии горы Ризимукха, где прятались король обезьян Сугрива и его служители.
Сугрива, преследуемый своим братом Бали, начал подозревать, что Рама и Лакшмана могли быть подосланы Бали с целью убийства. Чтобы выяснить их истинные цели Сугрива обратился к ним в образе Брамина.
Первые же слова Ханумана поразили Раму, и он сказал: «Никто не смог бы говорить так, не познав Веды. Он исполнен спокойствия, имеет такое чистое произношение, и так пленяет своей речью! Он способен переубедить даже врагов…». Когда его истинное лицо как принца Айодхья было раскрыто, Хануман упал ниц перед божеством в почтении, а Рама поднял его на ноги и обнял.
Так и началась история Ханумана, тесно сплетенная с Рамой, и описанная в подробностях в Рамайане у поэта Валмики и в эпической поэме Рамачаритаманаса от Тулсидаса.
В сокращенном виде дальнейшая история выглядит так: Хануман познакомил Раму с Сугривой и начал усиленные поиски Ситы. Когда ему стало известно ее местонахождение, он успокоил Ситу и сжег дотла город Ланка. После этого Хануман привел Раму в Ланка, где началась его битва против Раваны и его обезьяньей армии, которая привела к поражению демонов.
Наибольшим достижением в ней Ханумана было спасение жизни Лакшмана, которое зависело от целебной травы, росшей на холме Садживи в Гималаях. Хануман бросился на поиски травы в Гималаи, но не смог отыскать нужную траву, потому вырвал весь холм и на ладони перенес его обратно в Ланка как раз вовремя, чтобы спасти Лакшмана. С тех пор Хануман вечно служил Раме.
После победы Рамы над Раваной, Хануман отправился в Гималаи, где когтями записал свою версию истории Рамаяны на гималайских горах, не забыв ни об одном из деяний Рамы. Когда поэт Валмики посетил его, пожелав сравнить свою версию Рамаяны с записями Ханумана, то остался очень разочарованным.
Хануман начал расспрашивать Валмики о причине его горя и узнал, что хотя поэт и приложил много усилий для восхваления деяний Рамы, версия Ханумана была несравненно лучше его собственной, и потому должна быть забыта.
После этого Хануман уничтожил свою версию, которая впоследствии была названа Рамаяна Ханумана. Поэт Валмики был поражен поступком Ханумана и объявил о том, что ему потребуется еще одна жизнь, чтобы воспеть величие бога, которое выражалось в его стихах.
Тем не менее одна из табличек уплыла по морю и была выброшена на берег во времена Калидаса, где была найдена и расшифрована учениками. Калидаса заявил, что после расшифровки понял, что это была часть Рамаяны Ханумана, записанная им самим в оригинальном стиле, и посчитал большим счастьем, что увидел лишь несколько ее строк.
Победы и поражения: бог Индра велик
Если говорить о боях и схватках, которые стали роковыми для Индры, нельзя не вспомнить о его бое с Вритрой. Демон, имя которого звучит на русском как преграда, олицетворял собой все самое плохое, что только можно себе представить – косность и хаос, ужас и смерть. Вритра препятствовал зарождению и течению жизни, мешал движению воды в реках, осуществлял различные действия, которые в итоге вредили людям и богам. Индра – бог-воитель, а это значит, что в его силах победить коварного демона. Но история будет неинтересной, если не знать всей подоплеки:
Бог Индра — храм Махадева в Гокарне.
- Сначала Индра пошел к богам, он поставил им жесткое условие – признать его царем. Как ни странно, боги быстро согласились, причем Тваштар (Бог-ремесленник) даже выковал для Индры секиру (громовое копье Ваджару).
- Затем Индра выпил три огромных кубка с волшебным напитком сома, который, как мы уже знаем, приносит удивительную силу и мощь. Интересно, что сома – напиток с секретом, хмельной и веселящий, именно поэтому он добавил к силам и росту немного удали.
- Отыскать Вритру было непросто, ведь демон, как известно, скрывался в ущельях гор, был подобен вездесущему туману и вооружен молниями. В силах его было вызвать мгновенный опустошающий землю град или задержать течение реки, чтобы растения не получали воды и не росли.
- Решающий момент схватки – бой Индры и Вритру – завершился полной победой бога, который переломил хребет, а для уверенности еще и вспорол брюхо демону.
Об этом бое слагали легенды, в честь победы написаны гимны… Известно и то, что в знак победы бога-воителя раскололись скалы, а из распоротого брюха демона на землю вылились воды, именуемые в эпосе Водами божественной матери, дающей энергию всему живому на земле. В истории этого бога будут и другие победы, перемежающиеся поражениями (куда же без них), но эта схватка, пожалуй, самая яркая и показательная.
Образ Индры приукрашен всевозможными эпитетами: он и мудрый, и сильный, и справедливый. Именно поэтому так привлекателен бог-воитель, так интересны рассказы о нем, так притягательны подвиги и жизнеописания. Племена, которые находились под его влиянием и почитали его, остались в мифах как воинствующие горцы.
Бог Индра показан «живым», ведь в его образе есть не только достоинства, но и недостатки. Так, можно отыскать упоминания о нем в Махабхарате, где он показан эффектным во всех отношениях мужчиной в расцвете сил, однако родственные его связи выглядят достаточно запутанными и вследствие этого противоречивыми. Интересно также, что история боя в Вритрой в этой книге описана совсем по-другому: только помощь великого Вишну позволяет Индре выйти победителем в схватке. Похождения Индры зачастую показаны как волшебные яркие сказки со множеством деталей, а культ Индры интересен употреблением того самого напитка сома – хмельного и приносящего силу.
Происхождение божества
Как и происхождение абсолютного большинства иных представителей индуистского пантеона, происхождение Индры является весьма запутанным и часто трактуется по-разному в разных ответвлениях индуизма и ведизма. Его родителями принято называть самых разных персонажей мифов того времени.
Узнайте больше о таких божествах в индуизме, как Хануман, Брахма, Вишну, Кали, Ганеша, Сарасвати, Шива, Кришна.
Самой часто встречаемой версией происхождения данного божества является появление его от Андити, матери всех богов. Считается, что он был седьмым по счету и наиболее любимым отпрыском богини.
Сказания утверждают, что его появление на свет было довольно необыденным, но какие конкретно события его сопровождали, никто не упоминает.
По преданиям, сразу после рождения маленький Индра ухватил оружие одного из своих братьев, тело его покрылось золотой панцирной броней, а сам он принял позу столь гордую и воинственную, что все дэвы сразу поняли — перед ними будущий великий воин и, без сомнений, один из главных претендентов на трон.
Бог грома и бурь
В индуистском мифе о сотворении мира бог Индра родился из уст изначального Бога или гигантского Пуруши. Он восседает на троне в грозовых облаках Сварги, или третьего неба, является правителем облаков и небес вместе со своей женой Индрани. В индийской мифологии облака приравниваются к божественному скоту, а звук грома во время штормов — это Индра, сражающийся с демонами, которые вечно пытаются украсть этих небесных коров. Дождь приравнивается к Богу, доящему свое стадо. Индра охватывает и контролирует вселенную, балансируя землю на ладони и манипулируя ею в соответствии со своей прихотью. Он создал реки и ручьи, придавая форму горам и долинам своим священным топором.
Имена и эпитеты
Известно множество имен и эпитетов, которыми можно охарактеризовать качества Индры.
- Шакра — могучий, сильный;
- Ваджрапани, Ваджрин — владеющий ваджрой, носящий ваджру;
- Махендра — великий Индра;
- Весава — владыка благих;
- Мегхавахана — восседающий на облаках;
- Магхава — щедрый;
- Дэвапати — владыка дэвов;
- Дэврадж — царь богов;
- Дэванам Индра — владыка тридцати трёх богов;
- Вритрахан — победитель Вритры;
- Балахан — победитель Балы;
- Сахасракша — тысячеокий;
- Пурандара — разрушитель твердынь;
- Сваргапати — владыка Сварги;
- Джишну — предводитель небесной рати;
- Пурандара — сокрушитель (вражеских) городов;
- Громодержец — держатель громовой стрелы;
- Парджанья — дождевое, грозовое облако;
- Пурухута — призываемый многими;
- Шата-крату — повелитель тысячи жертвоприношений;
- Тысячеглазый супруг Шачи;
- Амита-крату — безмерный.
Кроме того, «Ригведа» (I.100.12) называет его «мастером с тысячей замыслов», владющего знаниями о сотнях хитрых уловок. Он считается непоколебимым, имеющим тысячи укреплений и сотни поддержек. ( I.102.6; I.52.2).
Бог Индра в индийских ведах.
Мы уже говорили о теории единого происхождения славянской и индоевропейской мифологии. Для более глубокого восприятия темы,
давайте вкратце рассмотрим образ бога Индры в индийских ведах. Ведический бог Индра – это верховный бог, точнее сказать царь. Он громовержец и повелевает дождём и громом. Бог Индра – бог воин и властитель восточной части мира. Он считался богом жрецов, коров и самих богов. Согласно Ведам, Индра руководил праведными душами, что жили на горе Меру и была у него жена Индрани, вместе с которой он сидел на слоне Айварате.
Люди поклонялись богу Индре, как богу плодородия и в засуху просили у него дождя. По преданию каждый раз, когда идёт дождь, бог Индра побеждает ужасного демона Вритру, который подобен змее и в своих кольцах он держит воду. Громовержец своими стрелами-молниями ранит змея-демона, и тот с диким ревём спасается бегством. Освобождённая вода льётся на землю дождём. В знак благодарности, люди приносят в дар богу Индре напиток Сома. Ведический бог Индра изображается бесстрастным мужчиной с четырьмя руками, и он восседает на слоне белого цвета, Айварате. В одной из рук, он держит самое грозное оружие – Молнию Варджу. Так же бог Индра изображается мужчиной с двумя руками, чьё тело целиком покрыто множеством глаз. Подобный облик бога Индры называют Тысячеоким. Думаю, здесь определённо есть сходство со славянской мифологией. У бога Индры тысячу глаз потому, что он всё видит. Согласно Ведам, бог Индра был рождён от союза отца неба – Дьяуса Пита и матери земли – Притгви. Вспоминаем славянскую версию: бог Индра был сыном бога Дыя и Матери-Сыра-Земли. Что-то слишком много совпадений, не находите?! По моему скромному мнению, мы говорим об одном и том же боге.