Этика жизни – Агни Йога Мастре Мория

Авторство Агни Йоги

Как известно, Агни Йога, или Живая Этика, является частью системы философских знаний, переданных западной цивилизации представителями эзотерической традиции индо-тибетской философии — пожелавшими остаться практически неизвестными для западного мира философами и духовными деятелями, называемыми в Индии Махатмами.

Основным автором Агни Йоги является Махатма Мория (или Махатма М.); своим соавтором он считал Е.И. Рерих. Агни Йога во многом является продолжением учения теософии, переданного миру тем же Учителем (вместе с Его соратником — Махатмой Кут Хуми) через Е.П. Блаватскую; о связи между этими учениями говорится в текстах Живой Этики.

Первое название учения Агни Йоги происходит от санскритского слова «Агни», означающего «огонь». В Агни Йоге это понятие, конечно, подразумевает не физическое пламя, а универсальную духовную среду, пронизывающую все мироздание и имеющую энергетическую или тонкоматериальную природу, а также тесно связанные с этой средой эволюционные пространственные энергии. «…Я понимаю Пространственный Огонь как самую высшую стихию преображающую» — говорит в учении Агни Йоги его основной автор, Махатма Мория.

По поводу самого распространенного названия своего учения Махатма сообщал: «Можете предложить Мне наименование Йоги Жизни, но, может быть, наиболее определительное будет Агни Йога. Именно стихия Огня дает этой самоотверженной йоге наименование». Судя по всему, создатель Агни Йоги считал, что само понятие Агни, или эволюционных космических энергий, является для современной эпохи наиболее актуальным в связи с ее немаловажными особенностями.

Второе название Агни Йоги — Живая Этика — акцентирует его практическую духовно-этическую направленность. Живой Этикой это учение было названо, по-видимому, для того, чтобы подчеркнуть отличие духовной этики взаимоотношений между людьми, социумом и Космосом от обычной, формальной, светской этики. Во всяком случае, в одной из книг Агни Йоги говорится: «…неотложно нужно твердить о Живой Этике. Ведь Священная Этика превратилась в дурацкий этикет и сделалась печатной этикеткой».

Свое учение авторы Агни Йоги также называли Учением Жизни, и позднее, с дальнейшим распространением Живой Этики в обществе, это, по сути уже третье, название также утвердилось в рериховедческой литературе. Данное название вполне соответствует содержанию Агни Йоги, имеющей жизненный, практический, социально ориентированный характер.

До появления теософии и Живой Этики едва ли были в мировой философии учения, способные сравниться с ними по широте и разнообразию затронутой ими проблематики. Учения теософии и Агни Йоги представлены огромной по объему литературой, в которой в лаконичной и концентрированной форме было изложено грандиозное научное и духовное наследие, в наше время условно названное эзотерическим. Это наследие фактически представляет собой совершенно не исследованный современной наукой пласт древнейшей культуры человечества, истоки которой восходят к исчезнувшим в результате природных катаклизмов высокоразвитым цивилизациям Земли, существовавшим за целые эпохи до возникновения нынешней цивилизации. Неизвестные древние мудрецы, разработавшие основы восточного эзотеризма, во многом опередили философов и ученых нашей цивилизации, о чем стало известно благодаря сравнительному анализу эзотерических источников и новейших научных исследований в области многомерности Вселенной и человеческого организма, природы сознания, иных форм и состояний материи и т.п. явлений.

Е.И. Рерих в одной из своих статей сравнила мировоззрение древних философов Востока с выводами современной науки по проблемам эволюции, возникновения Вселенной, природы материи и т.п., показав, что неизвестные мудрецы еще в седьмом веке до нашей эры сделали такие выводы о многих законах бытия, к которым в наше время пришла и современная наука: «Итак, мы видим, что около седьмого века до Рождества Христова великие мыслители Индии открыли ту же истину, которую современные ученые недавно лишь вновь открыли. Если мы рассмотрим теории эволюции Космоса, согласно современным эволюционистам и астрономам, мы увидим, что они пришли к тем же выводам или заключениям».

Что же стало основой современного учения Агни Йоги, созданного на основе древних источников? Каковы были первоисточники Учения Жизни?

Учения об огненном человеке

Человеческая сущность – воплощение огненной стихии. Энергетика Огня генерируется в 49 отелах тела, основным излучателем которого признано сердце. Огненные эманации вырабатываются посредством саморазвития, стремления к доброжелательности, истине, правильным поступкам и мыслям. Только развивающаяся личность способна перерабатывать эмоциональные составляющие в энергетику огненной стихии.

Учения об огненном человеке

При негативном мышлении, отрицательных эмоциях и прегрешениях человек вырабатывает темную энергетику, именуемую Империл. Огненные эманации и Империл оседают на нервных волокнах человека, поэтому центральная нервная система становится своеобразным полем борьбы добра и зла. Главенствующее положение одерживает та энергия, что оказалась сильнее и преобладает в духе человека. Именно этому учит данный раздел агни йоги.

Как создавалось учение Агни Йоги

Поскольку Рерихи жили в обычных земных условиях (исключая небольшой период времени, который они провели в Ашраме Шамбалы), встречи с Учителями и сотрудниками Братства на физическом плане не могли быть частым явлением в их жизни. Общение Е.И. и Н.К. Рерихов с Учителями происходило в основном на духовном плане, путем телепатического контакта. Таким же образом была осуществлена и передача Рерихам учения Живой Этики. Миссия телепатического принятия и записи учения, а затем составления из полученных текстов отдельных книг Живой Этики была возложена на Е.И. Рерих благодаря развитым способностям ясновидения и яснослышания, свойственным ей с детства.

Временем установления постоянной духовно-телепатической связи Рерихов с Учителями можно считать 1920 г. Не исключено, что та памятная встреча в Лондоне в 1920 г

была своеобразной вехой, отметившей наступление особо важного в духовном отношении периода их жизни. Вначале (в 1920—1923 гг.) телепатические сообщения Учителя записывались большей частью Н.К

и Ю.Н. Рерихами. В основе бесед часто были вопросы, задаваемые Учителю на самые разнообразные темы. Содержание бесед, как правило, касалось мировоззрения Учителей и различных аспектов эзотерической философии Востока. Кроме того, Рерихам было сообщено немало интересного об их прошлых воплощениях и сотрудничестве с Белым Братством в прошлых жизнях. Махатма М. придавал большое значение культурно-просветительской деятельности Рерихов, и поэтому в беседах затрагивались также события их повседневной жизни и работы.

Тогда же, в 1920 г., было положено начало записям учения Живой Этики. Вначале, как отмечает П.Ф. Беликов, эти записи носили отрывочный характер, и лишь после прибытия семьи Рерихов в США они стали систематическими. В 1924 г. дневник общения с Учителем начинает вести Е.И. Рерих, и тогда же Махатма М. поручает ей запись передаваемых Им текстов Агни Йоги, а затем составление из них книг учения. О процессе записи учения и других сообщений Учителя, а также последующем отборе материала, который впоследствии надлежало опубликовать, П.Ф. Беликов пишет: «Вспомним слова из Первой Книги «Листы Сада Мории»: «Даю Вам Учение, кармические сообщения, Указы. Учение пригодно для всего мира и для всех сущих. Чем обширнее поймете, тем вернее для вас. Кармические сообщения в заботе и любви о вас. Мы даем предупреждения и позволяем вам встретить волну кармы со знанием. Потому не удивляйтесь, если знаки о карме не всегда вам понятны. Указы всегда понятны и должны исполняться без промедления» («Листы Сада Мории», т. 1, «Зов», 1923, март 10).

Непосредственно эта запись дополнена в рукописи Елены Ивановны следующей фразой, не вошедшей в опубликованную книгу: «Также в видениях имеете все три рода указаний, но кроме них еще знаки личного сознания, объединенного. Этот род видений подлежит изучению и вниманию».

В рукописи книг Живой Этики включено много записей, исключенных Еленой Ивановной из самих книг. При приеме записывалось каждое Слово Учителя, а затем Елена Ивановна уже сама решала, что следует обнародовать и что опустить. В первую очередь исключались все указания сроков. Они не подлежали огласке, так как в силу вышесказанного могли быть отодвинуты и намеченное ими событие могло принять другие формы. Ориентируясь на их соблюдение, Рерихи готовы были принять все коррективы к ним.

Затем шла фильтрация личных Указов. Многое, что касалось лично Рерихов, до известной степени было полезно знать и другим, вступающим на Путь Познания. Эти фрагменты оставались, претерпев иногда незначительные изменения. Фрагменты, затрагивающие как-то личные их действия, личную карму, при подготовке книг к печати опускались. Также не публиковались наиболее сокровенные места, трактующие некоторые вопросы об Учителях, о прошлых воплощениях, о предметах, могущих вызвать нежелательную реакцию отчасти противников, а отчасти и последователей Учения. (…) Выборка, что следует поместить в ту или иную Книгу Живой Этики и что нужно изъять из нее, проводилась вполне сознательно, с полной ответственностью за проведенную работу. Вообще, что отличает Книги Живой Этики от других работ, в том числе и многочисленных подражаний, появившихся в последнее время, — это высокая степень сознательности. Через сознание пропускалось все полученное, ни одна запись не делалась механически, по любому затронутому в книгах вопросу могли быть даны разъяснения. Конечно, это не касалось прогнозов на будущее. Во что оно выльется, не могли ответить и Учителя».

Перейти к началу статьи >>>

Развитие и самосовершенствование

Базовую часть знания агни йоги учителя посвятили самосовершенствованию. Развитие личности приближает дух человека к Высшим сферам. В итоге саморазвития должна предстать Огненная личность, обладающая энергетикой космического огня.

Первым шагом к самосовершенствованию становится избавление разума от негативных мыслей и эмоций. Вредные привычки и поступки должны быть искоренены полностью. Жизненный уклад ученика изменяется и становится приверженцем общих человеческих ценностей, нравственных устоев и культурных нравов. Эти показатели не должны зависить от религии, возраста, пола, нации и социального класса. Соблюдение правил этики и следование ее законам позволит перейти на новую ступень духовной и материальной эволюции.

Духовный рост — саморазвитие

Главным источником развития является пси-энергия. На окружение человека также влияет его сила мышления. В зависимости от нравственных ценностей человека, мысленный посыл может нести позитивный или негативных характер. Но в любом случае мысль оказывает сильное влияние на общее благо.

Основным правилом для повышения своего уровня развития для ученика становится следование учению агни йоги и полное признание Иерархии света. Сердце и разум индивидуальности должен всецело принадлежать учителям. Только после подчинения энергетики и позитивного посыла законам космоса человек сможет пересечь границу этапов эволюции. В результате этого появится способность трансформации энергии космоса.

О радости. Письмо к молодёжи. Е.И. Рерих (читать)

Живая Этика. Мир Огненный. ч.1 §433. Как исследовать истинность Учения? Множества хороших слов могут прикрывать нечто скудное, но мы знаем, что Истина не боится никаких исследований. Наоборот, при наблюдениях Истина приближается и сияет. Так каждому исследователю Учения можно советовать: «Приближайся всеми силами, наблюдай всеми мерами, исследуй всеми способами, познавай всем дерзновением, являй неутомимость и воспламенись каждым нахождением Истины». Учение не может быть ошибочным. Оно не может уклоняться от путей добра и пользы. Нельзя верить лишь уверениям. Вера есть осознание Истины, испытанной Огнем сердца. Учение беспредельно, иначе само понятие Беспредельности не существует. Нужно устремиться к Истине. Она не отрицает, но указывает. Не могут быть в Учении извращения понятий. Считайте, что путь Учения есть утверждение Несомненного. Не следует подходить к Истине по тропе блуждания. Нужно идти, пробуя каждое слово, каждое утверждение, каждый завет…

Мир Огненный. ч.2 §285. Учение следует читать в разных состояниях, но следствие будет неодинаково. При смятенном уме Учение даст успокоение, при горе – утешение, при сомнении – утверждение, но для впитывания действенности Учения нужно покрыть случайные чувствования проникновением в сокровище Иерархии. Не только для утешения дано Учение, но для движения по лестнице восхождения. Конечно, при особых обстоятельствах Мира особенно трудно постигательное углубление. Не раз уже Мир содрогался на границе механики и духа. Именно теперь такое время, усугубленное натиском сил темных. Разнообразен базар материальных отбросов, прежде всего нужно оценить их, чтобы предложить новые ценности. Так умение переменить оценку сознания будет уже порогом будущего. Допущение уже есть признание, и много темных гостей допущено человечеством. Такие приглашения утяжеляют переходное состояние. Нужно просить сердце поднять голос на обновление Мира.

Живая Этика. Знаки Агни Йоги. Также и в изучении основ жизни можно дать разноцветные знаки основ, но все Учение не должно и не может быть изложено, ибо вся жизнь не вмещается в листы, и Учение не имеет в виду творить заводные статуи. Истинно, ни один Учитель не оставил законченного свода Учения. Подобная законченность противоречила бы Беспредельности и предполагала бы полную ограниченность последователей.Мы можем указывать направление. Мы можем звать летать. Мы можем утвердить труд. Мы можем указывать свет, но пути и способы не должны быть рабством. Расширенное сознание укажет, где карма должна остаться невредимой. Невредимость кармы есть забота каждого сообщающего основы Учения. Набросить непомерную тяжесть непростительно. Миновать возможности недостойно.Учитель направляет течение сознания. Пусть ученик не замечает касаний. Так каждый вступит в область Учения, как в жизнь, не отклонившись, но для этого надо перечитывать Учение в разных состояниях духа. Будет ошибкой уделять Учению лишь состояние покоя или возвышенности. Всепроникающий Огонь есть лучший символ Учения.

Живая Этика. Знаки Агни Йоги. 377. Истинно, как жемчужину храните Учение. Сочтем дни, проведенные недостойно, и ужаснемся. Сочтем часы, не отданные Учению, и восплачем. Можно ли продать час Учения за мешок золота? Можно ли примириться с одеждою невежества, когда хитон красоты убран цветами Матери Мира? Как можем обычно провести день, когда по пути рассыпаны сокровища? Нужно привыкнуть к необычному явлению жизни.Нельзя думать, что прочтенное однажды – уже осталось в сознании. Не годен садовник, лишь однажды сад посетивший! Нужно понять знаки, но для этого следует сделать их своими. Своя книга близко лежит, и прекрасно понятие почитания, чем преображается жизнь. Шлем пожелания заботы об Учении!

Энергия человеческой мысли

Человечество не может не влиять на окружающий мир. Это касается и энергетической оболочки Земли. Каждый индивид излучает позитивные и негативные эманации вне его желания. Однако направить необходимую энергетику на достижение общего блага все же возможно. Для поддержания огненной энергии мысленные посылы человека в окружающую среду и общество должны быть положительными, творческими и конструктивными.

Энергия человеческой мысли

В течении столетий и тысячелетий эволюции основная масса человечества излучала негативные эмоции. Страх, войны, геноцид, обман, предательство и другие чувства практически остановили развитие Земли.

Упражнения

Важный фактор – желание развиваться. В процессе практики вырабатываются самодисциплина, умеренность, рациональность, появляется умение четкого распределения времени. Хорошим дополнением будет проведение занятий в терапевтических помещениях.

Чтобы выполнять упражнения Агни йоги не нужно быть выдающимся спортсменом, однако требуется моральная подготовка, способность к смирению, преодолению страха. Ниже перечислены самые известные и нетребовательные упражнения:

  1. Сесть, расположив бёдра на стуле. Упереть стопы в пол на ширину плеч с прямой спиной, при этом не облокачиваясь об спинку стула, так как это препятствует зажжению внутреннего огня. Закрыть глаза, положить руки на колени и попытаться расслабиться, дыхание ровное. Визуализировать над собой комок энергии, медленно спускающуюся вниз, наполняющую всё расслабленное тело, будто оно парит над землёй. В этот момент, сознание очищается, эмоции исчезают. Пробыв в этом состоянии некоторое время, следует не спеша вернуться в реальность, начав шевелить пальцами.
  2. Второе упражнение называется «радость». Смысл этого упражнения в произношении речи с добрыми мотивами, в заботе о людях и одаривании их любовью. Результатом будет увеличение счастья и радости в этом мире.

Единство, двойственность и тройственность

Казалось бы, несовместимые понятия единства, двойственности и тройственности, обретают смысл в учении агни этики. Занимаясь духовной практикой, человек способен осмыслить и принять базовые понятия живой йоги.

Единство предстает перед человечеством в виде Начала, известного и под другими названиями:

  • Абсолют;
  • Неизвестное великое;
  • Беспричинная Причина;
  • Бесконечность.

Людское сознание не способно в полной мере понять и узнать данную исходную точку. Единство начал не имеет границы и края, поэтому человек может лишь стремиться  к познанию, но не узнать до конца.

Единство, двойственность и тройственность

В процессе эволюции Космоса, Единство Начал приобретает двойственность. Возникают явления духовной и материальной природы. Вселенная начинает приобретать структуру из противоположных понятий мужского и женского, духа и материи. Однако противоположности не могут существовать по отдельности, они – начало и продолжение друг друга. Дух происходит от материи и без нее не существует. Материальная составляющая представляет собой высокую концентрацию духовности, приобретая плотность и осязаемость. Дух управляет материальностью, а материя становится его сосудом. Творение осуществляется  лишь в единении Духа и материальности.

Доктрина учения Рерихов («Агни-Йога»)

Тройственность знания агни йоги изображается в форме объединенного  Божественного существования. Оно олицетворяет Корень всего, Первое бытие и  Самосущего Господа. Составляющие Единого существуют в виде:

  • могущества и воли;
  • любви;
  • мудрости.

Проявленная материальность объединяет ритмы, движения и устойчивость. Без всех этих компонентов невозможно существования Космоса и людского разума.

Важная задача на этапе эволюции

Основной целью современного уровня эволюции является переход от негатива к позитивному мышлению. Людскому обществу необходимо пробудить в себе стремление к добру, свету. Они должны понять, что равны и нет лучших или худших. Самосовершенствование – путь к спасению:

  • искоренить эгоистические порывы;
  • взращивать альтруизм;
  • проявлять терпимость к окружающим;
  • следовать своему пути и выполнять все, что должен своей семье, стране и планете;
  • все поступки и мысли направлять на общее благо.

Сотрудничество и поддержка слабых – ключ к эволюции. Нет одного «Я», есть лишь стремящиеся во благо «Мы».

Понятие «Агни» в аюрведе

В аюрведе Агни понимается как биологический огонь, участвующий в процессах обмена веществ (метаболизме), изменяющий в теле и уме все от плотного состояния к более тонкому. В качестве таких изменений выступают:

  • переваривание пищи и усваивание организмом веществ;
  • преобразование информации, поступающей от органов чувств;
  • умственные изменения и эмоциональные переживания;
  • преобразования на клеточном уровне.

Сила Агни связана с пищеварительной функцией как ее стимулятор. Биологический огонь имеет кислую природу. Если Агни сбалансирован, человек будет здоров. Когда же возникает какой-либо дисбаланс, развиваются заболевания. Более подробно про то, что такое аюрведа, Вы можете узнать из статьи Что такое аюрведа.

Аюрведа – древняя наука о здоровье

Несмотря на то, что Агни может проявляться в четырех формах (небесный огонь, животный, земной, минеральный), функции у них у всех одинаковые:

  • варение, горение, преобразование (Пака);
  • окрашивание, преимущественно в красный цвет (Рага);
  • жар (Ушма);
  • разум (Медха);
  • отвага, сила (Оджас-Теджас).

Когда Агни правильно функционирует, находится в сбалансированном количестве и качестве, все в порядке. Это состояние называется Агнисамйей. Его непропорциональное уменьшение или увеличение хотя бы в каком-то одном аспекте приводит Агнивайшамйе – дисбалансу биологического огня, что приводит к болезням.

Всего Агни проявляется в четырех состояниях: Самагни, Вишамагни, Тикшнагни, Мандагни. Если первый представляет собой сбалансированный, нормальный огонь, то остальные три проявляются в разных отклонениях. Каждым из них соответствуют заболевания определенного типа.

Основные положения

По словам авторов, этот вид йоги является синтезом Востока и Запада. Они прозвали его «золотой серединой». Николай Рерих был уверен, что практикующий сможет достигнуть баланса в душе и развить экстрасенсорные способности. Человек учится искать связь между своим индивидуальным телом и духом с Космосом.

Николай и Елена Рерихи разделили учение Живой Этики на 9 частей, среди них:

  1. Закон Кармы. Карма представляет из себя опыт предыдущих жизней, т. е. определенное количество страданий, радостей, которые человек должен пережить. С кармой можно работать и изменять путём регулировки своих мыслей, поступков и желаний.
  2. Научное вмешательство. Без науки, Агни йога будет считаться неполноценной, не такой эффективной, какой может быть. По словам практикующих, на учёных лежит ответственность изучения материального мира и продвижения человечества ввысь по эволюционной лестнице, путём расширения представления о Вселенной в физической, психической и духовных сферах.
  3. Причиной всех причин выступает Единое Начало, не имеющее начала или конца. Оно не может быть полностью постигнуто человеческим сознанием, но в грубых проявлениях представляют из себя любовь, волю и мудрость.
  4. Бессмертие души, реинкарнация. Умирая в физическом теле, душа переходит в Тонкий Мир и вселяется в другое тело, тем самым эволюционируя.

Чтобы планета была жива

Несмотря на плачевную общую обстановку в энергетике мира, ключ к спасению все же есть -культура. Воспитание нравственности, светлого мышления, доброжелательности, любви к себе и окружающему пространству – вот способ излечения и продления жизни планеты.

Живая планета

Человек должен саморазвиваться не только в духовном, но и в эмоциональном и физическом плане. Улучшение себя должно сопутствовать улучшению мира. Для этого необходимо нормализовать экологию, снизить остроту конфликтов, беречь природу и живых существ. Главная задача человечества – сохранить и приумножить позитивное наследие предков.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий