Миссия Свами Шивананды — служение человечеству

Искусство самосовершенствования от Свами Шивананда

Шивананда йога, которая является отдельной ветвью хатха йоги (древнее индийское учение, цель которого – достижение гармонии тела, духа и разума) своим появлением обязана Свами Шивананде. Известный индийский Гуру, живший в 19 столетии, получил высшее медицинское образование и некоторое время практиковал традиционную медицину. В один прекрасный день, поддавшись внутреннему зову, Шивананда оставляет свой дом и отправляется в длительное путешествие по Индии.

В 40-х годах, после многолетнего обучения и практических занятий Шивананда открывает школу йоги (ашрам). На его счету – собственная система йоги, объединившая несколько древних практик, а также множество книг и подготовленных учеников. Среди них особое место занимает Свами Вишнудевананда, благодаря которому йога шивананда в середине ХХ века получила широкое распространение в Америке и Европе.

Занимаясь регулярно йогой шивананда, которая включает в себя выполнение асан, способствующих нормализации кровообращения и оздоровлению внутренних органов, дыхательных упражнений (пранаяма), контроль над мышлением (веданта) и искусство расслабления (шавасана и дхьяна), можно достичь внутреннего покоя, физического и ментального благополучия.

–все—-все—-все—-все–

Обязательна онлайн ЗАПИСЬ на все занятия! Записаться можно, нажав на кнопку снизу.

ЗАПИСЬ НА ЗАНЯТИЯ

Запись осуществляется только на неделю вперед.
В случае, если вы не можете посетить класс, просим заранее сообщить на почту yoga108-online@yandex.ru или позвонить по телефонам залов в рабочее время:

Гороховая 920-41-08

Петроградская 920-51-08

Шивананда йога: базовые принципы

Созданная врачом система упражнений имеет своей целью терапевтический эффект. Он основан на соблюдении пяти базовых принципов:

Правильность упражнений. Они помогут сделать здоровым организм, омолаживая его и увеличивая гибкость и силу. Асаны подобраны в соответствии с расположением чакр, начиная с верхней. Поэтому начинается практика со стойки на голове.
Правильность дыхания. Научившись пранаяме, мы можем подчинить сознание

Поэтому привычке правильно дышать Шивананда йога уделяет большое внимание.
Правильность упражнений. Выполняя каждый день определенный комплекс упражнений, мы делаем свое тело гибким и выносливым.
Правильность питания

При употреблении в пищу полезных продуктов организм становится здоровее и нарабатывается осознанность. Рекомендуется употреблять вегетарианскую пищу и молочные продукты. Нужно исключить кофе, чай, лук, чеснок, так как они возбуждают ум. Питаться следует только свежеприготовленными продуктами, потому что старые продукты заряжают ум ленью.
Правильность расслабления. Научившись расслабляться, достигаем душевного покоя. Полное расслабление помогает перезагрузить организм. Отдыхая на полу после каждого упражнения, энергия равномерно распределяется по всему телу. 
Позитивность мышления и медитации. Позитивный настрой помогает быстрее достичь состояния счастья и поделиться им с окружающими людьми. Нужно концентрироваться только на позитивной мысли. Избавиться от злости и негатива поможет постоянное пение мантр.

Доктор Сараван. Таинственная личность

На каждом курсе подготовки преподавателей йоги есть свой скелет. На нашем он тоже был. Доктор Сараван звал его Каттаппа. Что означает слово «каттаппа» я не знаю. Помню, что так же звали одного старого воина в индийском фильме «Бахубали». Воин был крепким и могучим. Вероятно, это отсыл к крепким костям:)

Увы, фото нашего учителя Анатомии у меня нет. Во время лекций было запрещено фотографировать.  Учитель приехал к нам на неделю, прочитал свои лекции и уехал в другой Ашрам читать этот же курс. В Интернете я о нем никакой информации не нашла. Поэтому на фото не он, а скелет. К тому же не наш скелет, а тот, к которому он уехал в Кералу.

Таким образом, наше тело оказывалось Вселенной для клеток. Идея Микро и Макро Космоса прослеживалась в этом объяснении строения человека.

На следующих лекциях он рассказывал подробней о каждой системе человека. Начинал он всегда с самых сложных моментов. Он говорил, что простые вещи мы сможем прочитать в учебнике. Таким образом, он начинал лекции с того, что находилось в учебнике ближе к концу этой темы.

Сначала такой подход мне показался странным. Но потом я поняла, что это очень удобно. На самые важные вещи ему всегда хватало времени. Так как у нас у всех был учебник, то простые описания строения органов мы могли прочитать сами, а то, как органы работают он объяснял нам намного лучше, чем было написано.

Кроме того, на каждой лекции он говорил, как йога положительно влияет на каждую из систем. Были также лекции о пользе вегетарианства и пользе йоги в целом.

Свами Джанарданананда. Знаток Веданты и проводник в Высшие Миры

Моим любимым преподавателем на курсе был Свами Джанарданананда. По просьбе Матаджи он вместо нее читал лекции по Веданте. На своих классах он рассказывал нам о Веданте, об Ади Шанкарачарьи и озвучил ключевую фразу его учения на санскрите: ब्रह्म सत्यं जगन्मिथ्या जीवो ब्रह्मैव नापरः।.

На русский язык это можно перевести приблизительно так: «Брахман (Высшее Божество) — Истина, Мир — Митхья (это понятие отсутствует в европейских языках, и нам его смысл долго и упорно объясняли на лекциях), Брахман и Джива (Индивидуальная Душа) неразделимы».

Смысл в том, что мы уже и есть Брахман. Мир — совсем не то, чем кажется. Слово «митхья» означает субстанцию, из которой что-либо сделано. К примеру, митхья для горшка — это глина, для стола — дерево, для человека — 5 элементов физического тела. Таким образом, весь мир — это только субстанция, из которой делаются разные предметы. За всем этим стоит лишь Брахман и он реален. И нет никакой отдельной Души.

Разделённость иллюзорна. С точки зрения Веданты основная цель человека осознать, что он есть Атман или Брахман. Если мы это осознаем, то не будет никаких страданий, потому что и страдать будет некому. Основная причина страданий — предпочтения. Все эти наши «нравиться» и «не нравиться». Если воспринимать существование, как поток событий никак его не оценивая, то жизнь станет проще и спокойней. Жизнь — это просто путешествие «от нереальности к реальности, от тьмы к свету, от неведения к знанию».

Свами Джанарданананда рассказывал нам о разных ступенях познания реальности, и чувствовалось, что это часть его личного опыта. Его слова вызывали доверие. В них были и сила, и глубина. Одно только его присутствие успокаивало ум и настраивало сознание на восприятие сложных философских понятий.

Он был близким учеником Свами Вишнудеванады и много нам о нем рассказывал. В один жаркий день, когда безумно хотелось спать, чтобы нас взбодрить, он поведал историю о том, как Свами Вишнудеванада послал его на высокую гору в Ганготри установить «Нараяная Банк».

Нет, не думайте, что речь идет о деньгах. Слово «банк» в английском языке имеет значение «место хранения запасов». В данном случае это были листы бумаги с мантрой: ॐ नमो नारायणाया। «Ом Намо Нараяная». На протяжении года люди в разных странах делали ликха джапу, то есть писали эту мантру на бумаге помногу раз. О пользе такой джапы писал еще Свами Шивананда в своих книгах.  В традиции этой линии ликха джапа — одна из ключевых практик.

«Ом Намо Нараяная» — это мантра Бога Вишну. Вишну отвечает за сохранение этого мира, поэтому его мантра обладает силой защиты от негатива и создает вокруг себя позитивную энергию. Написанные мантры, размещенные в высоком чистом месте, способны распространять позитивную энергию во всех направления на большие расстояния. Увеличение позитивной энергии было целью создания этого Хранилища.

Гора, которую выбрал Свами Вишнудевананда, находилась над его пещерой в Ганготри. Её называют Вишну Пик, возможно, по этой причине он выбрал именно эту гору для размещения хранилища мантры Вишну. Гора была довольно высокой. Как туда залезть, было не понятно. Местные шерпы отказывали молодому монаху в просьбе сопроводить его на гору. Они говорили, что идея безумна, и только сумасшедший может такое поручить сделать, и соответственно, тот, кто выполнять собирается, тоже такой же.

Но для нашего Свами это было прежде всего испытанием веры в своего Учителя. После долгих поисков он нашел человека, который согласился сопроводить его на гору. Путь был долгим. Они шли около 6 часов. В некоторых местах приходилось идти по снегу. Молодой Свами джи видел тогда снег в первый раз в своей жизни. Он совсем был к этому не готов и шел по снегу в обычных индийских тапках.

На горе было еще одно испытание. Шерпы решили развести костер, чтобы приготовить чай. Но подул сильный ветер, и загорелась сухая трава. Огонь начал распространяться повсеместно. Погасить его не было возможности.

Чтобы спастись Свами Джи забился в небольшую пещеру начал повторять мантру «Ом Намо Нараяная». Через какое-то время огонь затух. Можно считать, что Мантра сработала как защита, и стихия огня покорилась.

Наш Свами Джи разместил бумаги с мантрами в расщелине, установил флаг и пошёл вниз. Конечно, подобные истории занимали мало места в его лекциях. В основном речь шла о Веданте. Она была главным предметом нашего курса, поэтому именно Свамиджи вручал нам сертификаты об его успешном окончании.

Виньяса фри фло (Vinyasa Free Flow)

Переводится как «свободный поток». Это последнее направление, о котором я хочу рассказать. Не потому, что оно популярно, а потому, что это мой выбор и именно тот формат, в котором я провожу занятия. Особенностью стиля является то, что на протяжении всего занятия асаны плавно и непрерывно трансформируются, перетекают одна в другую. Силовое усилие, релаксация и растяжка гармонично чередуются. Практика асан синхронизируется с дыханием и включает бандхи, дришти, крии. Такой стиль практики способствует концентрации и постоянному удерживанию сознания на своем теле, предупреждает рассеивание внимания, когда мысли человека после выхода из асаны, «вылетают» из практики, создает непрерывное медитативное состояние. Кроме того, мягкий переход из одной асаны в другую способствует более глубокой, но в то же время ненасильственной проработке тела и обеспечивает довольно быстрый прогресс в практике. Кроме того, на таких занятиях нескучно, несмотря на то, что преобладает статическая нагрузка.

Непобедимая сила его мыслей

Свами Шивананда теперь живет в каждой стране вместе с его последователями. Он учит, направляет и координирует действия с помощью своих учеников, книг и продолжает жить в ашрамах и центрах, где преподается йога. Шивананда использовал служение и любовь, чтобы покорить людские сердца. Он не изобрел ничего сверхъестественного, но его шивананда йога помогает людям стать лучше и чище. Его учение непобедимо, оно несет духовный свет и умственное развитие человечеству. Мудрец Шивананда — ярчайший пример служения богу, чистоты, доброты и любви. Он использовал любую возможность, чтобы помочь и служить людям. Среди его последователей люди разных национальностей, вероисповедания, религий и цвета кожи.

Хатха-йога – это что?

Хатха-йога – это все. Все, что сегодня преподается и практикуется под названием «йога» в фитнесс-клубах и йога-студиях, это хатха-йога, в том числе и все стили, о которых речь пойдет ниже. Хатха-йога – это практика работы с телом. Инструменты хатха-йоги – это шаткармы (очистительные практики), асаны – непосредственно «позы йоги», пранаямы (упрощенно говоря – дыхательные, а на самом деле — энергетические практики), бандхи, мудры, крии и медитативные практики, плавно выводящие хатха-йогу за пределы работы с телом и подводящие ее к раджа-йоге, точкой приложения которой является уже не тело, а сознание человека.

Помимо хатха-йоги, с легкой руки Свами Вивекананды, который, кстати, хатха-йогу не жаловал, принято различать уже упомянутую раджа-йогу, джняна-йогу – йогу изучения священных текстов, карма-йогу – йогу осознанного проживания, исполнения своего жизненного долга, непривязанности к плодам своего труда и т.д., и бхакти-йогу – йогу божественной любви. На самом деле это разделение более чем условно, потому что, если человек становится на путь Йоги в высшем смысле этого слова, все перечисленное становится неотъемлемыми частями его жизни и не просто гармонирует между собой, а немыслимо одно без другого.

Иногда можно услышать/прочитать о мантра-йоге, свара-йоге, янтра-йоге и др. Так называют различные техники, которые могут практиковаться как в рамках работы с телом, так и в рамках работы с сознанием.

Итак, хатха-йога – это общее название различных стилей телесной или, как сейчас говорят, — постуральной практики. Почти все (за крайне редкими исключениями) эти стили появились в XX веке на западе, и продолжают появляться сейчас. Многие из них настолько далеки от классических практик хатха-йоги, что непонятно, почему они вообще используют это слово в своем названии. Ну да не об этом речь.

Организации и ашрамы в Индии.

Шивананда Йога Веданта Дханвантари Ашрам.

Один из наиболее известных центров шивананда-йоги, Шивананда Йога Веданта Дханвантари Ашрам расположен на берегу прекрасного озера в Нейяр Дхаме (штат Керала). Изначально здесь размещалась Вайдьяшала – аюрведическая клиника, открытая Шри Гопала Вайдьяром, прославленным знатоком двух древних систем исцеления – аюрведы и сиддхи. Все помещения ашрама и храм Раджараджесвари были построены около полувека назад, и их стены расписаны предписаниями на местном языке малаялам, а фрески потолка были созданы самим целителем. Как известно, с 1957 г. Свами Вишнудевананда выполнял миссию по основанию центров йоги и веданты во всем мире, порученную ему Свами Шиванандой. В 1977 г. до него дошли сведения о прославленной клинике в Нейяр Дхаме, и он узнал, что Вайдьяр желает в ближайшее время продать ее для устройства ашрама. Вскоре Свами Вишнудевананда посетил клинику, а через год приобрел земли и строения, где организовал ашрам для углубленных занятий йогой и ведантой в соответствии с учением Свами Шивананды.

Дханвантари – имя бога врачевания, который представляет собой одно из проявлений Вишну и является хранителем данного места, поэтому оно вошло в название ашрама. Открытие в 1999 г. Института здоровья стало важным дополнением к интенсивной программе занятий йогой на пути к исцелению от «болезней» человеческого существования

Богослужение занимает важное место в жизни ашрама. Кроме пуджи в храме божественной матери Раджараджесвари, неподалеку от основных строений ашрама ежедневно почитают мудреца Агастью в форме Йогаданду

Храм Кришны был построен в память матери Свами Вишнудевананды и украшен дивными фресками, а совсем недавно были достроены храмы Ханумана и Дакшинамурти. Остальные храмы расположены возле озера и посвящены Субраманье, Айяппе, Ганеше, Шиве, Ванадурге. В ближайшей деревне устроен бесплатный детский сад, забота о котором входит в программу карма-йоги в ашраме с самого его основания. Занятия йогой в разных формах проходят с раннего утра до позднего вечера, периодически организуются курсы подготовки инструкторов, которые привлекают в основном западных практикующих.

Чидананда Ашрам Уединения и Покоя.

Вторым по значимости в Индии можно считать Чидананда Ашрам Уединения и Покоя, расположенный посреди леса неподалеку от побережья Бенгальского залива возде святого города Пури – местапребывания Господа Джаганнатха (штат Орисса). Этот ашрам был поднесен в дар Обществу божественной жизни в 1993 г., а управление им поручено Свами Даянанде. Вся деятельность в ашраме осуществляется исключительно на пожертвования последователей Свами Шивананды. С этой целью открыты четыре особых фонда. Пуджа-мулдхан – сбор средств на проведение ежедневной пуджи в храмах богов Джаганнатха и Балабхадра и богини Субхадры. Пранами – покрытие расходов на поддержание брахмачари и саддху, осуществляющих практику и служение в ашраме, а также принятие паломников. Таким же образом реализуются проекты по насаждению фруктовых деревьев и строительству хижин и оград.

Программа ашрама типична для центров Свами Шивананды и ориентирована преимущественно на карма-йогу, медитацию, проведение пуджи и сатсанга. Паломников, прибывающих на недолгий срок, принимают как гостей, хотя и просят написать заранее, поскольку число мест в ашраме ограничено. Посетителей, которые планируют оставаться в ашраме для длительной садханы, просят запастись всем необходимым и оплачивать пропитание, а также участвовать в повседневной работе. В ашраме поддерживается благоприятная атмосфера для духовной практики, включая соблюдение брахмачарьи, поэтому женщинам не позволяют оставаться в ашраме на ночь, хотя при необходимости оказывают им помощь в поиске жилья в ближайшем поселке. В планы на будущее входит разделение территории ашрама на три зоны, предназначенные для карма-йоги, бхакти-йоги и дхьяна-йоги, а также строительство Моуна-мандира, или «храма безмолвия». Главная цель существования ашрама – духовное возрождение посредством личной садханы, основанной на учении Свами Шивананды.

Свами Вишну Девананда Сарасвати (1927-1993)

Свами Вишну Девананда, настоящее имя которого Куттан Наир, родился 31 декабря 1927 года в штате Керала, расположенном на юге Индии. После окончания школы он был взят на службу в инженерные войска индийской армии. Однажды, находясь на дежурстве, он нашел в мусорной корзине брошюру — в ней говорилось об истине духовной практики, а ее автором был Свами Шивананда. Эта брошюра произвела на Куттана Наира такое впечатление, что он отправился в ашрам к Свами Шивананде.

После увольнения из армии он стал школьным учителем, но через некоторое время, в 1947 году он оставил прежнюю жизнь, чтобы следовать своему призванию, и отправился в ашрам Шивананды в Ришикеше. В течение года он стал монахом и получил новое имя — Свами Вишну Девананда.

Он прожил в ашраме Шивананды десять лет и за это время освоил множество асан хатха йоги. Именно с его помощью Свами Шивананда разработал комплекс из 12 асан, которые давались на первых порах освоения йоги.

Кроме того, он разработал еще 8 последовательностей для начинающих, которые готовят учеников к выполнению базовой последовательности из 12 асан.

Сам Свами Девананда достиг очень высокого мастерства в асанах. Сложные асаны в его исполнении можно увидеть в «Полной иллюстрированной книге йоги», которая была издана в 1960 году. В этой книге можно найти много интересных асан. Многие из них выполняются не так, как предлагается в книге Айенгара «Йога Дипика». У некоторых асан отличаются названия от аналогичных асан Айенгара.

В 1957 году Свами Вишну Девананда был послан своим учителем на Запад со словами: «Люди ждут». Однако сначала Свами Вишну Девананда поехал в Сингапур, потом в Малайзию и Гонконг. После чего попадает в Австралию, и там его ученики помогли ему организовать поездку в Сан Франциско.

Он проводил занятия по йоге в разных городах Соединенных Штатах, затем в 1959 году поселился в Канаде в Монреале и основал там штаб-квартиру Шивананда Йога Веданта.

В 1962 году Свами Вишну Девананда разработал концепцию «Ashram Yoga Camp». Это были летние лагеря, где пропагандировалась йога и здоровый образ жизни. Вначале они организовывались в США и в Канаде. В 1967 году основал Ашрам на Багамах. Позже еще несколько Ашрамов по всему миру. 

В 1969 году начал проводить . Основной задачей этих курсов было широкое распространение  знаний по Йоге и Веданты и, как следствие, гармонизация мира во всем мире. 

Выделял 5 аспектов, на которые надо обратить внимание для гармоничного развития личности:

  • Правильные физические упражнения (асана)
  • Правильное дыхание (пранаяма).
  • Правильное питание (вегетарианство).
  • Правильное расслабление.
  • Позитивное мышление и медитация.

В 80-е годы Свами Вишну Девананда активно борется за мир во всем мире, летая на двухместном самолете над очагами военных конфликтов, разбрасывая листовки с призывами к миру.

В зимой 1986 года совершил аскезу в горной пещере в поселке Ганготри. Умер в 1993 году в Керале (Южная Индия). Тело его перевезли в Уттаркаши (Северная Индия) и погрузили в воды Ганги.

Книги, написанные Свами Вишну Деванандой:

  • «Полная иллюстрированная книга йоги» (1965 г.)
  • «Медитация и мантры»
  • «Йога. Ум и тело»

Ссылка на видео со Свами Шиванандой и молодым Свами Вишнудеванандой: https://www.youtube.com/watch?v=PWa9Z-kGgLY

Ссылка на видео с молодым Свами Вишнудеванандой Сарасвати: https://www.youtube.com/watch?v=jZaen82ZdiE

Поиск прочного счастья

Будучи молодым врачом, Шивананда постоянно испытывал чувство высшего управления в своей жизни. Из всех эфемерных и недолговечных удовольствий жизни, он постоянно искал высшую и прочную форму счастья и мира. Физические и умственные мучения людей, которые он видел, были источником его печали.

Самое глубокое его желание — следовать по пути мудрецов и помогать ближним, лечить не только физическое тело, как врач, но и врачевать душу.

Свами посвятил свою жизнь йоге и полностью отрекся от мира. Мудрец много месяцев странствовал по Индии, как нищий монах, выполняя тапас (аскезы). В конце он поселился в гималайской лагуне, где семь лет практиковал йогу и интенсивную медитацию, достигая самореализации.

Все эти годы он помогал больным, работая в небольшой клинике, которую сам организовал. Где бы он ни был, он нес знания людям, рассказывая и призывая их к совершенствованию и духовному развитию, практикуя асаны, пранаяму (дыхательные упражнения) и крии (упражнения по очищению).

Архив блога

  • ► 

    2021

    (662)

    ► 

    апреля

    (145)

    ► 

    марта

    (177)

    ► 

    февраля

    (202)

    ► 

    января

    (138)

  • ► 

    2020

    (1324)

    ► 

    декабря

    (133)

    ► 

    ноября

    (132)

    ► 

    октября

    (122)

    ► 

    сентября

    (82)

    ► 

    августа

    (78)

    ► 

    июля

    (147)

    ► 

    июня

    (69)

    ► 

    мая

    (155)

    ► 

    апреля

    (168)

    ► 

    марта

    (119)

    ► 

    февраля

    (119)

  • ► 

    2019

    (1100)

    ► 

    декабря

    (29)

    ► 

    ноября

    (97)

    ► 

    октября

    (93)

    ► 

    сентября

    (86)

    ► 

    августа

    (136)

    ► 

    июля

    (80)

    ► 

    июня

    (58)

    ► 

    мая

    (76)

    ► 

    апреля

    (66)

    ► 

    марта

    (110)

    ► 

    февраля

    (113)

    ► 

    января

    (156)

  • ► 

    2018

    (1096)

    ► 

    декабря

    (92)

    ► 

    ноября

    (149)

    ► 

    октября

    (90)

    ► 

    сентября

    (14)

    ► 

    августа

    (62)

    ► 

    июля

    (113)

    ► 

    июня

    (61)

    ► 

    мая

    (114)

    ► 

    апреля

    (104)

    ► 

    марта

    (93)

    ► 

    февраля

    (86)

    ► 

    января

    (118)

  • ▼ 

    2017

    (1377)

    ► 

    декабря

    (78)

    ► 

    ноября

    (128)

    ► 

    октября

    (70)

    ► 

    сентября

    (69)

    ► 

    августа

    (101)

    ► 

    июля

    (122)

    ► 

    июня

    (108)

    ► 

    мая

    (124)

    • ▼ 

      апреля

      (152)

    ► 

    марта

    (65)

    ► 

    февраля

    (195)

    ► 

    января

    (165)

  • ► 

    2016

    (1621)

    ► 

    декабря

    (188)

    ► 

    ноября

    (176)

    ► 

    октября

    (77)

    ► 

    сентября

    (125)

    ► 

    августа

    (123)

    ► 

    июля

    (152)

    ► 

    июня

    (72)

    ► 

    мая

    (133)

    ► 

    апреля

    (117)

    ► 

    марта

    (134)

    ► 

    февраля

    (160)

    ► 

    января

    (164)

  • ► 

    2015

    (1550)

    ► 

    декабря

    (158)

    ► 

    ноября

    (131)

    ► 

    октября

    (90)

    ► 

    сентября

    (138)

    ► 

    августа

    (72)

    ► 

    июля

    (85)

    ► 

    июня

    (101)

    ► 

    мая

    (131)

    ► 

    апреля

    (113)

    ► 

    марта

    (170)

    ► 

    февраля

    (165)

    ► 

    января

    (196)

  • ► 

    2014

    (3644)

    ► 

    декабря

    (147)

    ► 

    ноября

    (248)

    ► 

    октября

    (227)

    ► 

    сентября

    (191)

    ► 

    августа

    (308)

    ► 

    июля

    (318)

    ► 

    июня

    (133)

    ► 

    мая

    (324)

    ► 

    апреля

    (444)

    ► 

    марта

    (414)

    ► 

    февраля

    (466)

    ► 

    января

    (424)

  • ► 

    2013

    (4444)

    ► 

    декабря

    (355)

    ► 

    ноября

    (486)

    ► 

    октября

    (376)

    ► 

    сентября

    (315)

    ► 

    августа

    (199)

    ► 

    июля

    (237)

    ► 

    июня

    (343)

    ► 

    мая

    (513)

    ► 

    апреля

    (350)

    ► 

    марта

    (385)

    ► 

    февраля

    (456)

    ► 

    января

    (429)

  • ► 

    2012

    (1568)

    ► 

    декабря

    (381)

    ► 

    ноября

    (389)

    ► 

    сентября

    (63)

    ► 

    августа

    (104)

    ► 

    июля

    (182)

    ► 

    июня

    (166)

    ► 

    мая

    (143)

    ► 

    апреля

    (70)

    ► 

    марта

    (28)

    ► 

    февраля

    (26)

    ► 

    января

    (16)

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий