Дыхательные упражнения для детей

Гимнастики по Стрельниковой

Считается уникальным русским изобретением

Основное внимание уделяется вдохам, они могут отличаться глубиной, но сохранять ритм. Слизистая носа обильно снабжена рецепторами рефлекторных зон

Воздействие на них воздуха равносильно массажу внутренних органов.

Правила выполнения:

  1. Тренировка рассчитана на недельный курс, с выполнением упражнений дважды вдень.
  2. Серия резких вдохов чередуется с паузой свободного неконтролируемого выдоха.
  3. На вдохе задействованы все мышцы, в том числе межреберные и диафрагмальные.
  4. Тренировка совмещается с физическими упражнениями: повороты, наклоны, скручивания.

Одни упражнения эффективны при устранении токсикоза, другие для реабилитации после инфаркта. Упражнения «Насос», «Обхват плеча» улучшают функциональность легких, способствуют укреплению дыхательной мускулатуры, нормализуют функцию внешнего дыхания.

Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой может применяться у детей 4 – 5 лет под руководством педагога.

Общеукрепляющие упражнения для часто болеющих детей

Дыхательные упражнения для малышей должны носить регулярный характер. Особенно если это касается тех детей, которые часто болеют. К такой категории врачи склонны причислять тех, кто страдает вирусными и инфекционными заболеваниями чаще 6 раз в год. Хотя по разным источникам эта цифра может значительно отличаться.

Полезно будет как можно раньше научить малыша дышать правильно. Ведь именно от дыхания зависит очень многое. Дыхание помогает организму функционировать правильно и улучшает многие процессы, вне зависимости от его возраста.

Наиболее распространены следующие упражнения.

  1. «Большой и маленький». Необходимо встать на носочки и потянуться как можно выше к потолку, стараясь достать его руками. На вдохе вытягиваться вверх, следуя за своими руками, на выдохе — опускаться вниз на корточки и обхватывать колени руками.
  2. «Самолет». Раскрыв руки как можно шире, сделать глубокий вдох, задержаться в такой позе, на выдохе обхватить себя руками.
  3. «Птичка». Двигаясь по комнате, махать руками как можно шире, изображая птицу и на каждый вдох поднимать руки, а на выдох опускать.

Гимнастика для малышей должна выполняться в хорошем настроении и в доброжелательной обстановке. Если ребенок расстроен или чувствует себя не очень хорошо, лучше отложить занятие на более подходящий момент.

Упражнения для детей с аденоидами

В настоящее время очень многие малыши даже раннего возраста страдают такой проблемой, как разрастание аденоидов. При этом некоторые врачи могут назначать для их лечения не только лекарственные препараты, но и дыхательную гимнастику. Она способна укрепить иммунитет и будет являться профилактической мерой к этой патологии.

Современные исследования показали, что регулярное выполнение дыхательных упражнений у таких ребят существенно останавливает разрастание аденоидов. Особенно это касается первой и второй степени тяжести болезни. При третьей степени уже обычно назначается оперативное вмешательство.

Следует выполнять занятия курсами, с перерывом в один или два месяца. Для максимального результата следует заниматься ежедневно, не делая перерывов во время курса.

Польза дыхательной гимнастики для детей

В руководстве по воспитанию детей от трёх до шести лет «Мой метод» Мария Монтессори упоминает о том, как важно уделять внимание упорядочиванию дыхательных движений детей, или, иными словами, обучать их «искусству дыхания». Это напрямую влияет на правильность и красоту артикуляции, становление которой происходит большей частью именно в этот период

От того, насколько верно и чисто ребёнок произносит звуки и слоги, во многом зависит его будущее — то, какое впечатление он будет производить на окружающих. Конечно, огрехи артикуляции исправляются в более взрослом возрасте, но это куда более трудоёмкий процесс. Однако артикуляция — лишь один из «бонусов», которые приносят занятия дыхательной гимнастикой. Овладение «искусством дыхания» несёт с собой и ряд других важных преимуществ, связанных прежде всего со здоровьем.

Польза дыхательной гимнастики для детей:

  • Дыхательные упражнения способствуют увеличению рабочего объёма лёгких, делают более интенсивным процесс газообмена. В результате улучшается работа всех важнейших систем организма: сердечно-сосудистой, нервной и даже пищеварительной. И это не временный эффект, а изменение на качественном уровне, которое останется с малышом и во взрослой жизни. Один раз научившись «правильно» дышать, разучиться уже не получится.
  • Опосредованно, но уверенно дыхательные упражнения влияют на иммунитет, особенно в том, что касается заболеваний органов дыхания. Установлено, что дети, выполняющие дыхательную гимнастику, намного меньше подвержены сезонным простудам, бронхитам и бронхиальной астме. Дыхательная гимнастика особо рекомендуется при бронхите (точнее, для детей, недавно перенёсших бронхит), ведь она способствует очищению бронхов.
  • При хронических заболеваниях дыхательной системы, включая аллергические, дыхательные упражнения приносят облегчение течения болезни. При благоприятном стечении обстоятельств они вполне способны привести к полному излечению. Дыхательная гимнастика может помочь при аденоидах и в целом рекомендуется для ослабленных детей в качестве общеукрепляющего средства.

В заключение изложения доводов в пользу дыхательной гимнастики для детей хочу отметить ещё один очень важный момент

Дети, выполняющие такие упражнения, особенно те из них, которые связаны с наблюдением и контролем дыхания, более спокойны, лучше владеют собой, умеют концентрировать внимание. Думаю, что дыхательная гимнастика – вполне эффективный инструмент в борьбе с синдромом дефицита внимания

История создания дыхательной гимнастики

Основы современной дыхательной гимнастики закладывались на Востоке. Древние йогические практики начинали свое обучение с обретения контроля над дыханием. Упоминание о пользе задержки вдоха встречается в трудах философа и врачевателя Платона.

Первая систематизация знаний и формирование определенного комплекса упражнений в Европе произошла в середине 19 века.

Немецкий оперный певец Кофлер разработал методику трехфазного дыхания, с помощью которой впоследствии излечивал больных чахоткой. Его система длительное время применялась при заболеваниях бронхо-легочного аппарата.

На заре 20 века популярность приобрела методика Мюллера. В ней замедленный вдох – выдох сопровождался интенсивными разбалансированными упражнениями.

В Китае широкое распространение по сей день имеет практика цигун. Зарождалась она, как составная часть боевых искусств, позднее была перенята восточной медициной. В настоящее применяется в странах Азии, как средство реабилитации.

В 30-е годы 20 века А.Н. Стрельникова создала уникальную систему оздоровления с дыхательных упражнений, по сию пору, не имеющую аналогов.

Изначально Стрельникова – педагог по вокалу, проводила с ее помощью тренировки голоса оперных певцов. Позже методику взяли на вооружение медицина и логопедия.

В чем суть дыхательной гимнастики Стрельниковой

Гимнастика считается уникальной, потому что у четко структурированной системы и комплексов упражнений нет аналогов. В основе — короткие прерывистые вдохи носом и пассивные выдохи через нос или рот (на слизистой носа расположены рецепторы, которые связаны с большинством систем и органов). При вдохе и сжатии грудной клетки активно включаются в работу и другие части тела.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой строится на усилении воздухообмена в легких. Техники направлены на насыщение организма кислородом, но их можно использовать и как легкую гимнастику для поддержания мышечного тонуса. В упражнениях задействованы руки, ноги, шея, пресс, плечи, спина и таз. Дыхательные техники улучшают обмен веществ и кровообращение, помогают очистить бронхи, уменьшить воспаления, повысить иммунитет для противостояния респираторным заболеваниям. Кроме того, их рекомендуют для осанки и как терапию при патологии мышц грудной клетки.

Польза дыхательных упражнений для детей

Дыхательная гимнастика применяется не только у детей и взрослых, которые имеют заболевания дыхательных путей. Они зачастую назначаются для профилактики и для общего укрепления организма. Дыхательные упражнения для детей могут начинать применяться уже с трехлетнего возраста, когда ребенок понимает требования и может исполнить элементарные занятия.

Очень эффективна такая техника для детей, которые склонны к простудным заболеваниям, имеют в анамнезе бронхиальную астму, часто страдают бронхитами или имеют другие патологии дыхательных путей и бронхов. Кроме того, гимнастика оказывает общеукрепляющее воздействие и очень полезно выполнять ее во времена сезонных обострений инфекций и вирусов.

Зачастую такая техника назначается специалистами как дополнительное лечение во время различных болезней. Выполнение специальных техник существенно облегчает состояние больного.

Игровые приемы и пособия для гимнастики

Чтобы привлечь дошкольников к дыхательной гимнастике, лучше преподнести это как игру. Примеры игровых упражнения для малышей:

  1. Лежа на спине, ребенок делает вдох через нос, при этом надувая животик, как воздушный шарик. Можно положить ручки на животик, чтобы лучше ощущать, как он надувается. Выдох делается через рот.
  2. Представьте, что вы заблудились в лесу. Чтобы найтись, нужно покричать «ауу», поворачивая голову в разные стороны.
  3. Представьте, что на руку или ногу села пчела. Пусть ребенок изобразит ее продолжительным звуком «ззз» или «жжж».
  4. Водолаз. Нужно вообразить погружение под воду и задержать дыхание, насколько это возможно.
  5. Мельница. Поднять руки вверх и начать медленно их вращать, изображая мельницу. Упражнение сопровождается звуком «жрр». Постепенно движение ускоряется, а звук усиливается.

Чтобы заинтересовать ребенка упражнениями, им нужно придумать смешные названия. Хорошо, если комплекс будет содержать различные звуки (животных, птиц, предметов) и интересные движения.

Пособия для дыхательной гимнастики своими руками

Если специальные пособия для занятий дыхательной гимнастикой смастерить своими руками, это существенно облегчит занятия и подготовку к ним. Это могут быть картинки, к которым на ниточки привязаны отдельные элементы. Например, картинка с цветами и привязанными бабочками. Пусть малыш подует на бабочку, чтобы она порхала с цветка на цветок. Или нарисуйте солнце и привяжите маленькие тучки. Чтобы солнышко выглянуло, ребенку нужно изобразить ветерок и сдуть с него тучки.

Среди многообразия материалов этого раздела найдите подходящие именно Вам.

Содержится в разделах:

  • Здоровьесберегающие технологии
  • Логопедические игры

Включает в себя разделы:

По группам:

  • Старшая группа
  • Средняя группа

Показаны публикации 1-10 из 1623.Все разделы
| Дыхательная гимнастика, упражнения и игры

Новое

Дыхательные упражнения для младших дошкольников
Вороны: Вот под елочкой зеленой Вдох. Скачут весело вороны — Прыжки на одной ноге. Кар-кар-кар! Прыжки на другой ноге. Целый день они летали, Дети кричат на выдохе. Спать ребятам не давали – Бег на месте со взмахом рук в стороны и вниз. Кар-кар-кар! Дети кричат на выдохе….

Консультация. ЛФК при заболеваниях органов дыхания. Дыхательная гимнастика
Дыхание, как известно, заключается в вентилировании л гких, в замене использованного воздуха свежим, богатым кислородом. 1. Для того, чтобы научить реб нка полноценно дышать, у детей вызывают потребность в притоке большого количества кислорода и в удалении накопившейся…

Упражнения для улучшения речи и голоса

Излишняя скованность речевого аппарата ломает голос, делает его невнятным, напряженным, мышцы не могут расслабиться, изменяется тональность, дикция.

Для снятия напряжения, придания голосу звучания существует специальный тренировочный комплекс.

Упражнения на расслабления, которые улучшат голос

Для снятия напряжения с челюстных мышц, круговых мышц рта достаточно чуть приоткрыть губы, подвигать челюстью в разные стороны. Зафиксировать состояние расслабления на 1 – 2 минуты.

Повторять упражнение не менее 5 раз в день.

Еще один эффективный способ снять напряжение мышц лица – имитация лошадиного фырканья. Чуть сомкнутые губы выдаются вперед, воздух выдыхается с легкой вибрацией.

Непрерывное повторение звуков «Б» или «М» не позволяет напрягать круговые мышцы рта. Повторять такое упражнение нужно 10 – 15 раз в день.

Упражнения на расслабление гортани

Лучше всего расслабляет гортань зевотный рефлекс. Чтобы осознанно снять напряжение, можно запрокинут голову, и сымитировать зевок с «пропеванием» гласных.

Расслабляющим эффектом обладает звук «М». Если тянуть его достаточно долго, вибрации расходятся волной, снимают напряжение с гортани, голосовых связок, лицевых мышц.

Дыхательная гимнастика на расслабление диафрагмы

Диафрагма обеспечивает полноценное дыхание, ее постоянное напряжение делает речь прерывистой, тусклой. Для ее расслабления следует развивать дыхание животом.

Лежа на спине, расслабить плечевой пояс, положить руку на область эпигастрия. На вдохе рука поднимается, на выдохе опускается.

Рука в данном случае не несет никакой нагрузки, лишь помогает удерживать внимание и контролировать движения. Речь помогает человеку не только донести нужную информацию

Это – средство адаптации в обществе, краткая характеристика личности. Поэтому развитие красивого голоса и правильной дикции задача крайне важная

Речь помогает человеку не только донести нужную информацию. Это – средство адаптации в обществе, краткая характеристика личности. Поэтому развитие красивого голоса и правильной дикции задача крайне важная.

Виды дыхательной гимнастики

Существует множество признанных методик и каждая имеет свои особенности и направленность. Самыми востребованными остаются следующие техники.

  1. Методика Стрельниковой разрабатывалась для тренировки голоса вокальных исполнителей. В дальнейшем использовалась для борьбы с бронхо-легочными заболеваниями, при патологиях сердца и сосудов. Чаще других применяется в детской логопедической практике. Состоит из серии коротких резких глубоких вдохов, с плавным не контролируемым выдохом полного объема. Минимальное количество вдохов – 4, постепенно их число увеличивается. Методика способствует нормализации внешнего дыхания, укреплению дыхательной мускулатуры, улучшению метаболизма, активизации иммунной системы.
  1. Метод Бутейко основан на повышении концентрации углекислого газа в крови и тканях. СО2 препятствует окислительным реакциям, участвует в синтезе клеток. Суть метода – задержка вдоха усилием воли до ощущения недостатка воздуха. Считается достаточно жесткой методикой и не применяется у детей.
  1. Методика Мюллера сочетает дыхательную тренировку с ритмичными физическими нагрузками. Глубокий вдох и последующий выдох происходят без насильственных задержек, в четко заданном ритме. На выдохе совершается так называемый «маятник» – наклоны вперед – назад. Сам создатель уверял, что достаточно 10-минутного занятия в день, чтобы почувствовать улучшение.
  1. Бодифлекс – методика, разработанная американкой, где за основу взяты асаны. Активно развивает диафрагмальное дыхание, увеличивая при этом разовый объем легких. Технология выполнения проста, резкий носовой вдох сменяется задержкой дыхания на счет. Резкий и полный выдох раскрытым ртом с характерным звуком «ха» в сочетании со статическими позами из йоги.
  1. Гимнастика цигун – методика с вековой историей. Эффективно используется для улучшения газоснабжения тканей. Активно снижает вес, придавая бодрость организму. Основывается на ритмичном дыхании, 5 минут – дыхание с повышенной концентрацией на задействованных мышцах, 5 минут – преувеличенно расслабленное дыхание, 10 минут – в обычном ритме.
  1. Аппаратная гимнастика разработана в конце 90-х годов. Основана на принципе системного увеличения концентрации углекислого газа.

Рекомендации по проведению гимнастики

Прежде чем приступить к занятиям, нужно хорошо проветрить помещение. Чем позитивнее настроен ребенок, тем больший эффект дадут упражнения. Правила выполнения гимнастики:

  1. Не следует приступать к занятию после еды. Лучше подождать 40—60 минут, чтобы не навредить пищеварению.
  2. Голодным заниматься нельзя, это может привести к головокружению.
  3. Выполнять упражнения следует в расслабленном состоянии.
  4. Вдох делается только через нос.
  5. Гимнастику допускается выполнять во второй половине дня, но не перед сном, так как она бодрит, так что ребенка будет трудно уложить.
  6. Дети 2—3 лет не отличаются выносливостью и усидчивостью, поэтому начинать следует с 1—2 упражнений и постепенно вводить остальные.
  7. После каждого упражнения не забывайте делать перерыв.

Если во время какого-то упражнения ребенок бледнеет, часто дышит или у него кружится голова, то нужно немедленно прекратить гимнастику. Такое состояние вызвано гипервентиляцией легких. При переутомлении нужно сложить ладони малыша лодочкой и погрузить в них лицо, при этом глубоко и спокойно дыша. Из-за риска гипервентиляции детям-астматикам нужно проходить комплекс упражнений под наблюдением врача, чтобы избежать переутомления, которое плохо сказывается на слабой дыхательной системе.

У гимнастики есть противопоказания:

  1. Порок сердца — больной орган может не выдержать нагрузки.
  2. Воспалительные заболевания легких в острой форме. Не нужно дыхательные органы перегружать в этот период.
  3. Вирусные респираторные инфекции в острой форме. Пока все токсины не выйдут из организма, не нужно разгонять кровоток.

Техника безопасности

Любые, даже самые полезные вещи, могут стать вредными, если не соблюдать меру. Ниже приводятся рекомендации по времени проведения дыхательной гимнастики или примерному количеству повторений. Но поскольку все дети — разные, отличаются по своим психофизическим характеристикам, никогда не достаточно просто следовать инструкциям.

Главное — ни в коем случае нельзя принуждать ребёнка и заставлять его выполнять упражнения через «не могу».

Это не только отобьёт у малыша всякую охоту к дальнейшим занятиям, но и может нанести вред его здоровью. Даже если вы как будто только начали, но ребёнок отказывается выполнять предложенное упражнение, — не настаивайте. Попробуйте перейти к какому-то другому или вовсе отложите занятия, если ничего из упражнений «не идёт».

Конечно, это может быть просто капризом. Чуткий родитель или воспитатель сможет определить, в чём проблема, исходя из конкретной ситуации. Я лишь хочу предупредить, что в случае с дыхательной гимнастикой любое принуждение или форсирование — чревато, а отказ ребёнка может быть связан с какой-то физической проблемой, дискомфортом, которые он не может выразить или даже осознать.

Между тем и для детей, и для взрослых правомерно правило: все дыхательные упражнения выполняются только в абсолютно комфортном режиме.

Можно столкнуться и с обратной проблемой: когда ребёнок, заигравшись, не замечает дискомфорта и «перебора». Поэтому задача взрослого – отслеживать внешние признаки самочувствия малыша. Внимательно следите за цветом его лица. При побледнении или сильном покраснении лучше прекратить занятия.

Умеренный румянец является здоровым естественным эффектом и не должен пугать. Некоторое учащение дыхания —также нормально, но нужно следить, чтобы оно не было чрезмерным, делать паузы, чередовать более активные занятия с более спокойными. Если ребёнок жалуется на головокружение, также следует сделать паузу и подождать, когда оно прекратится. Обычно это происходит достаточно быстро. Умеренное головокружение, которое вскоре прекращается, также является реакцией в пределах нормы.

Всё сказанное выше в полной мере относится к тем группам детей, для которых обычно дыхательную гимнастику считают противопоказанной: к детям с нарушениями в шейном отделе позвоночника и некоторыми другими проблемами со здоровьем. Ни одна из них на самом деле не является противопоказанием

Но занятия с такими детьми требуют особой осторожности, и лучше их доверить специалистам

Авторские методы проведения гимнастики по Бутейко и Стрельниковой

Метод К. П. Бутейко был разработан в 1952 году и до сих пор успешно применяется для лечения астмы, бронхита, мозгового кровообращения, стенокардии, аллергических заболеваний и т.д. Суть метода — это ограничение глубокого вдоха и выдоха. По Бутейко, причина болезней в гипервентиляции легких: при глубоком вдохе количество усваиваемого кислорода не меняется, зато уменьшается количество углекислого газа. Недостаток этого газа в крови и становится причиной ряда заболеваний.

Для насыщения крови углекислым газом Бутейко рекомендует контролировать свое дыхание: делать его поверхностным. Как правильно дышать: вдох занимает 2—3 секунды, выдох — 3—4 секунды. Паузы между вдохами должны быть долгими. В первое время возникнет неприятное ощущение нехватки воздуха, страх, нежелание заниматься. Могут обостриться болезни. Однако это лишь временное явление, и скоро появляются признаки выздоровления.

Упражнения Бутейко для детей от 4 лет и взрослых:

  1. Задержать вдох. Когда появится чувство нехватки воздуха, начать делать маленькие вдохи. При появлении желания делать глубокий вдох нужно начать упражнение заново.
  2. Задержка дыхания при ходьбе: нужно походить по комнате, задержав дыхание, пока не появится острая нехватка воздуха. Нужно подышать и при желании повторить упражнение.
  3. В течение 3 минут поверхностно дышать, как описано выше. Со временем упражнение растягивается до 10 минут.

Преимущество метода Бутейко — эти упражнения легко выполнять дома, в транспорте, на прогулке, то есть в любом месте и в любое время. Для достижения лучшего эффекта стоит выбрать определенное время занятий и выполнять упражнения ежедневно.

Еще один автор эффективной методики — А. Н. Стрельникова. Суть ее метода — направление внимания только на характер вдоха, а не на дыхание в целом. При вдохе грудная клетка не раскрывается, а сжимается из-за особых положений (скручиваний, наклонов, обхвата руками). Выдох делается естественным образом. Занятия по этой методике рекомендуется начинать с возраста 3—4 лет. Упражнения значительно улучшают состояние и усиливают эффект медикаментов. Наблюдается эффект при таких заболеваниях, как астма, пневмония, хронические болезни носоглотки, сахарный диабет, болезни сердца и неврологические заболевания. За счет активизации кислородного обмена в организме улучшается его состояние в целом.

Упражнения по Стрельниковой выполняются в ритме строевого шага. Для начала нужно освоить три базовых упражнения:

  1. «Ладошки». Ребенок стоит прямо и показывает ладони. Руки до локтя нужно опустить вдоль тела. На вдох — сжать кулаки, будто пытаясь что-то ухватить. Работают только кисти. Нужно сделать четыре резких вдоха через нос. Пусть ребенок сделает вид, что принюхивается. Выдох — произвольный. Это первая серия вдохов. Отдыхаем 3—5 секунд, затем снова повторяем 4 вдоха и выдох. Нужно сделать 24 подхода.
  2. «Погончики». Ребенок встает прямо, опускает руки вдоль тела и сжимает ладошки. На резком вдохе нужно крепко сжать кулачки и представить, что руки что-то толкают от себя к полу. Нужно сделать 8 кратких вдохов, затем отдохнуть. Упражнение повторяется 12 раз.
  3. «Насос». Ребенок встает прямо и опускает руки. Нужно слегка нагнуться вперед и округлить спину. Голова и шея расслаблены. В таком положении делается краткий вдох. На выдохе нужно обратно выпрямиться. Делается 12 подходов по 8 кратких вдохов.

Гимнастика по Стрельниковой состоит из 14 упражнений. Выполнять их сразу не рекомендуется, лучше постепенно вводить по одному упражнению. Заниматься можно не только детям, но и взрослым. Частота занятий — дважды в день.

Даже без явных проблем со здоровьем дыхательная гимнастика будет не лишней для гармоничного развития ребенка. Включайте ее в игры ежедневно, и малыш будет расти здоровым.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий