Позы йоги для детей
Чтобы маленьким йогам было интересно, занятие, даже такое спокойное, как йога, нужно превращать в игру. Упражнения могут быть веселыми, но при этом не менее полезными.
Лягушка. Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. Нужно присесть, не отрывая пяточки от пола. Упереться ладошками в пол в образовавшемся “окошке” из ног, при этом немного наклонившись вперед. Попробовать попрыгать, при этом издавая громкие звуки кваканья. Ласточка. Исходное положение – стоя, носки и пяточки вместе
Теперь осторожно нужно наклониться вперед и поднять одну ногу вверх таким образом, чтобы поза напоминала букву “Т”. При выполнении позы вытянутые по сторонам руки помогут сохранить равновесие, а также добавят сходство с ласточкой
Собака мордой вниз. Исходное положение – стоя на четвереньках. Нужно выпрямить ноги, стараясь дотянуться пяточкой до пола, а голову опустить вниз. Предложите детям игру в собачку. Стоя в этой позе представить, что они вынюхивают чей-то след. При этом, показывая им правильное дыхание: плавные вдохи и выдохи.
Часто на занятиях с детьми, тренеры дают упражнения блоками, направленными на определенные результаты.
Блоки упражнений тоже подбираются в зависимости от потребностей ребенка и запросов родителей, а также, на усмотрение преподавателя.
Наиболее популярный блок упражнений, который подойдёт для успокоения общего эмоционального состояния.
Пчела.
Исходная позиция – стойка прямо, с максимально расслабленными мышцами.
Медленно делаем вдох, максимально набирая в лёгкие воздух.
На выдохе необходимо жужжать, как пчела, и делать максимальный наклон вперед, не сгибая коленей.
Жужжание помогает ребенку правильно делать выдох. Так, он не выпустит весь воздух сразу, а будет постепенно его выдыхать.
Кот.
Исходное положение – стоя на четвереньках.
Необходимо выгнуть спину, подобно злящейся кошке: максимально скруглить её.
В этом положении нужно начать глубоко дышать.
Облако.
Исходная позиция – поза лотоса (сидя на ягодицах с прямой спиной, скрестить перед собой ноги).
Делаем глубокий вдох и медленный выдох.
С этими действиями нужно попросить ребенка представить, как при вдохе в него проникает всё хорошее, в при выходе – уходит всё плохое.
Ребенок.
Исходное положение – голень прижата к ягодицам. Чтобы достичь этого положения, необходимо встать на четвереньки, после чего сесть ягодицами на пятки.
После наклоняемся вперед до момента, пока лоб не соприкоснется с коленками или полом.
Руки отводим назад, чтобы они располагались вдоль тела.
Делать глубокие вдохи и выдохи.
Выполнять упражнения можно только в такой последовательности. Изменение порядка может навредить эмоциональному состоянию ребенка.
Хорошая растяжка, повышение иммунитета, красивая осанка, уравновешенное эмоциональное состояние – это далеко не полный список того, что даст йога уже в первые месяцы занятий. Она подойдёт не только для тихих, спокойных малышей, но и для активных. Главное – выбрать правильное настроение для занятий йогой, а также педагога, который в игре научит малыша простым, но очень полезным упражнениям.
Мозаицизм – общая характеристика
Мозаичную форму синдрома Дауна еще называют мозаицизмом. Это редчайший тип данного заболевания, который проявляется в двух случаях из ста. Он характеризуется менее выраженными симптомами, то есть, можно сказать, что это легкая степень заболевания.
Она развивается на самой ранней стадии формирования зародыша, из-за чего в процесс вовлекаются не все клетки. Такая особенность этого вида патологии значительно осложняет ее диагностику.
Степень выраженности этого типа синдрома зависит от того, какие ткани и сколько вовлечены в процесс.
Детки с мозаичной формой синдрома Дауна в состоянии вполне нормально развиваться, их внешность может быть вполне гармоничной. Но некоторые особые признаки патологии имеются.
Отдельные трудности у таких детей развиваются в раннем возрасте. В этот период у малышей отмечается отставание в психомоторном развитии. При взрослении эти дефекты сглаживаются, и умственное развитие таких людей мало чем отличается от среднестатистических. Однако у них наблюдается своеобразное восприятие окружающего мира и нюансы речи, но подобные особенности встречаются и у обычных индивидов.
Польза и противопоказания
Родителям, перед тем, как отдать ребёнка на йогу, нужно понимать ее пользу для ребёнка.
При регулярных занятиях повышается иммунитет.
Формируется правильная осанка (причём идёт не только профилактика сколиоза, но и исправление уже имеющегося заболевания).
Демонстрация ребенку возможностей его тела. Он научится чувствовать отдельные мышцы, сможет владеть ими. Такую способность дают очень мало видов спорта.
Развивается гибкость, сила, пластичность и улучшается координация движений.
Идёт привитие навыка правильного дыхания.
Оказывается успокаивающее действие, снимается стресса. Йога показана детям с гиперактивностью.
Оказывается благоприятное воздействие на сердечно-сосудистую систему, на функционирование всех внутренних органов
Главное отличие от других видов спорта – отсутствие соревновательного момента. Дети на йоге учатся уважать свое тело, следить за здоровьем. Именно поэтому в ней мало травм, несмотря на высокую физическую нагрузку.
Кроме этого, дети ценят спокойную атмосферу, возможность делать каждое упражнение без принуждения, в том темпе, который подходит именно ему.
Йога подходит детям с нарушениями в развитии: дцп, синдром дауна, аутизм, гиперактивность и многими иными заболеваниями. Вне зависимости от начального состояния ребёнка, йога всегда даст толчок к развитию. Ребёнок может заниматься как в группе с детьми с нормальным развитием, так индивидуально с тренером.
Несмотря на то, что в йоге мало противопоказаний, они все же есть. К постоянным относятся:
пороки сердца;
онкология;
заболевания кроветворных органов;
паховая грыжа;
внутричерепное давление;
инфекционные заболевания.
К временным запретам на занятие йогой относятся:
повышенная или пониженная температура тела;
обострение хронических заболеваний;
усталость;
прохождение курса массажа и иглотерапии;
плотный приём пищи незадолго до занятия.
– Какие перспективы гидрореабилитация дает при восстановлении после травм и операций?
– Раскрою этот вопрос на примере. В настоящее время я работаю с девочкой, которая вместе со своей семьей попала в аварию, в результате чего у нее парализовало нижние конечности. Врач посоветовал родителям начинать восстановление с легких движений в воде. Ребенку 8 лет. В ванной они это делать не могут. Поэтому ее для начала привели в детский бассейн.
Полгода она провела, занимаясь в бассейне с обычным тренером. Реабилитационного эффекта это не дало, была только польза от самого взаимодействия с водой. Позже родители задались целью найти грамотного специалиста гидрореабилитолога, который понимает особенности процесса и знает, что должно происходить на каком этапе. Они обратились за помощью ко мне. Мы стали заниматься.
Чтобы ребенок задвигал ножками после тяжелой травмы, нужно работать не только с ногами. Работа начинается с головы. Потому что нервный импульс идет сверху вниз, из центра на периферию.
Чтобы укрепить импульс мы придумали игру. Я трогала ее в разных места под водой и она должна была с закрытыми глазами понять, где я ее трогаю. Мы гладили, придавливали, щипали кожу, сгибали и разгибали ноги. Многое пробовали.
Долгое время от пояса до пальцев она вообще ничего не чувствовала. Спустя 3 месяца тактильных техник и гидрореабилитации, чувствительность стала восстанавливаться. Нервный импульс стал давать результат.
Сейчас девочка еще не ходит. Но у нас появились первые успехи. Если раньше она вообще не могла пошевелить ногами, сейчас она начала совершать амплитуду ногами в воде. Начала чувствовать прикосновения на пальчиках ног.
Отмечу, что этим техникам я ни у кого не училась. Конечно, есть базовые знания. Но все остальное – это интуитивные наработки, которые приходят с опытом.
– Кто такие гидрореабилитологи? Где их готовят? Какие методики они используют?
– Гидрореабилитологов готовят в университетах, на кафедре спортивной культуры, где можно получить образование по направлению адаптивной физической культуры.
Реабилитолог – не врач, у него нет медицинского образования, он не ставит диагнозы, он с ними работает. Но у него есть глубокое понимание адаптивного строения человека – как работают мышцы, как рождаются различные процессы в организме. С помощью определенных физических упражнений он может стабилизировать тело человека и вывести его на определенный уровень.
Методик очень много. И все они очень интересные. Я работаю с классическим подходом, который дают в университете. Кроме того, использую программу Ольги Гуляевой, курсы которой посещала дважды.
У Ольги очень тонкое понимание того, как вода воздействует на организм детей с ДЦП. Это целое искусство. Тот, кто никогда не находился такое количество времени в воде, вряд ли поймет, как плоскость воды может расслабить одну группу мышц и напрячь другую. Работа с этим процессом и ее результаты заслуживают восхищения.
Сегодня эта практика превращается в отдельное направление. Но оно только начинает активно развиваться. 20 лет назад, когда Гуляева начинала свой гидрореабилитационный период, у нее не было детей, с которыми она могла бы заниматься, потому что семьи с детьми с диагнозом ДЦП были закрытой категорией. Таких детей не хотели показывать в обществе. Их скрывали. И только сейчас в мире об этом стали говорить открыто и появились специалисты, которые готовы помочь и облегчить жизненный процесс такого ребенка, вывести его в социум.
Таким образом, гидрореабилитолог работает не только с телом ребенка, но и с тем, как семья воспринимает его состояние. Он помогает родителям адаптироваться к жизни с особенным ребенком, чтобы они не боялись заявлять о нем, ведь детки с ДЦП бывают совершенно разные. У каждого затронута какая-то своя группа мышц. У кого-то только руки, у кого-то только речевой аппарат. Такие детки также могут великолепно рисовать. Они очень хорошо сочиняют стихотворения. Они выделяются среди других, но я бы не назвала их инвалидами, потому что это далеко не так. Они просто не такие, как другие дети. И им обязательно нужно давать возможность для самореализации в обществе.
Да, бывают очень сложные детки. Если у ребенка затронута ЦНС и он не разговаривает, не дает понимания, то реабилитация будет идти медленно и тяжело. Ребенок может никогда не заговорить, но он будет общаться глазами, жестами.
Но есть и другие примеры. У меня есть детки, которые в 3 года не умели ходить, а уже в 9 лет, благодаря родителям и обширному количеству специалистов, они разговаривают, ходят в школу и в некоторых сферах очень талантливы.
Цифры и технические вопросы
* Стоимость одного занятия детской йогой – 180-250 рублей; при покупке абонемента – получается дешевле. Цена зависит от квалификации преподавателя, стоимости аренды помещения, продолжительности занятий и т.д.
* Как правило, занимаются два раза в неделю; продолжительность занятия – 40-60 минут (со всеми разминками, сказками и расслаблениями).
* Форма одежды – удобный трикотаж, который не стесняет движений. Никакой обуви (если преподаватель настаивает на обуви – вас обманули, это не йога!)
* Лучше – если дети занимаются и без носков. Носки в йоге причиняют неудобство. Это объясняется соображениями безопасности – в носках ноги скользят даже по ковру, ребёнок может упасть. Кроме того, стопа лучше вентилируется, босиком эффективнее осуществляется энергообмен. В этом есть и закаливающий момент. А в залах для детей обычно тепло.
Благодарим за участие в съёмках преподавателя йоги Анастасию Косых, а также моделей – Данилу и Анюту Крушинских!
Если подобрать удобное место и расписание занятий в группе не получается или вы с ребёнком до сих пор не нашли «своего» педагога, – не отчаивайтесь! Даже если вы сами ничего не знаете о йоге – никогда не поздно прочесть некоторое количество вразумительных книг по этому вопросу и начать практиковать вместе с ребёнком.
В следующих статьях:
Список вдохновляющей йога-литературы для родителей, а также несложный комплекс упражнений, который вы сможете выполнять дома вместе с ребёнком Практикум для маленького йога: программа для домашних занятий с ребёнком.
Если же вы сами уже практикуете йогу, а ваш малыш здоров, физически развит и готов для более серьёзных занятий, то для вас подойдёт продвинутый курс детской йоги Практикум для маленького йога: часть 3 – продвинутый уровень.
Помоги своему ребенку
Мозаичный вариант СД, несмотря на более легкое течение, требует постоянной работы с такими детьми. К сожалению, окончательно избавиться от патологии невозможно, но с помощью многопрофильной терапии можно помочь ребенку лучше адаптироваться к социуму и не чувствовать себя обделенным.
Очень важно для детей с синдромом Дауна проводить массаж и лечебную физкультуру. Они позволят повысить тонус мышц и укрепить их, устранят контрактуры, стабилизируют работу суставов и всего опорно-двигательного аппарата
Массаж показан с 2 недель рождения. Но не все приемы позволительно использовать в этом возрасте. Разминание не применяется детям до 3 месяцев. Если у малыша есть проблемы с сердцем, следует проконсультироваться с врачом по поводу массажных приемов.
Из методов ЛФК обязательно используйте упражнения на мяче. Благодаря им происходит развитие двигательных рефлексов и координации.
Показаны для детей с СД занятия плаванием. Оно выполняет функцию гидромассажа.
Особо выделяют такие методы лечения, как иппотерапия и дельфинотерапия.
Иппотерапия – это терапевтическое воздействие, достигаемое при общении с лошадьми. Такой метод обеспечивает:
- развитие равновесия и внимания;
- придает уверенности в себе;
- тепло, которое исходит от лошади, успокаивает ребенка и дает ему чувство защищенности.
Это отличный метод, позволяющий уравновесить нервную систему людей с любым типом синдрома Дауна. Но он требует выполнения некоторых условий:
Важно, чтобы лошадь была большая, а не пони. Они чрезмерно суетливы.
Перед тем как сесть на лошадь, с ней нужно установить контакт: поговорить, покормить, погладить.
Животное должно быть без седла и подков.
Не рекомендуется кататься по асфальту
Дельфинотерапия обеспечивает расслабление и улучшение настроения, придает уверенности в себе, помогает приобрести навыки общения. Этот метод также стимулирует физическое развитие. Ультразвук, который выделяют дельфины, восстанавливает нормальные биотоки.
К другим способам терапии относят:
- назначение медикаментозных средств — гормоны, психостимуляторы, нейрометаболиты, витаминные комплексы;
- консультации психолога и психотерапевта;
- диетотерапия — нередко такие больные страдают ожирением, которое способно приводить к другим патологиям. Поэтому следует соблюдать систему правильного питания, чтобы предотвратить чрезмерный набор веса;
- постоянное наблюдение у узких специалистов.
Психомоторное и умственное развитие
Дефекты в развитии детей с таким синдромом появляются по нескольким причинам:
- снижение зрения и слуха, из-за чего ребенок не в состоянии воспринимать информацию. Вследствие этого происходят и когнитивные нарушения;
- гипотонус мышц — малыши поздно начинают держать голову, переворачиваться, ходить. Страдает моторика;
- проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
- деформация неба, зубов и языка вызывает речевые затруднения, поэтому речь таких людей может быть непонятной.
При мозаичной форме заболевания таких дефектов может и не быть, поэтому эти детки достаточно хорошо развиваются, их умственное развитие практически не страдает. Для них разрабатывают специальные программы, и здесь большая роль принадлежит родителям. От того, насколько качественно и стабильно они будут заниматься со своим ребенком, зависят его дальнейшие способности и успехи.
Дети с мозаицизмом очень способные к обучению. Они могут посещать обычный садик и школу, и даже преуспевать больше, чем некоторые их здоровые сверстники.
Их возможности, способности и развитие в целом очень разнятся. На форумах мамочки таких детей делятся своими достижениями и по-разному описывают своих малышей с подобным синдромом.
К примеру, одна мама говорит о том, что ее сын, которому уже 8 лет и который страдает мозаичной формой СД, до сих пор не разговаривает. Хотя они проходят реабилитацию в соответствующем центре.
Тогда как другая мама, у которой младший малыш имеет такое заболевание, утверждает, что он ничем не отличается от старшего, даже более находчивый.
Многие дети с мозаичным типом СД сублимируют свои дефектные особенности в невероятные достижения.
Айя Ивамото — девушка с мозаицизмом из Японии, родители которой рассказали о её болезни только на втором курсе института. Она посещала садик, успешно окончила школу и университет. Изучила два языка: английский и французский, и занимается иностранными переводами. Преподает в школах и вузах, принимала участие в международной конференции.
Совместно с мамой издала книгу о путешествии во Францию. Регулярно поддерживает и борется за права людей с синдромом Дауна.
Раймонд Ху – парень с мозаичным синдромом Дауна из США, который рисует картины с помощью старинной китайской техники. Он создает их акварельными красками и тушью на рисовом бумажном полотне.
В группу людей с подобным дефектом входит много актеров. К одной из наиболее известных таких личностей относится актер Пабло Пинеда. Ему досталась главная роль в фильме «Я тоже». Он также является частым гостем в различных телешоу, где освещает проблемы педагогики и развития детей.
Джейми Бауэр, сыгравший в «Американской истории ужасов», Паскаль Дюкенн, Крис Берк — все эти актеры имеют мозаичный синдром Дауна.
Люди с таким диагнозом находят себя в разных сферах жизни. Тим Харрис – владелец ресторана. Рональд Дженкинс – известный музыкант, приручивший синтезатор. Ему нет равных в электронной музыке. Мигель Томасин — популярный барабанщик, участник группы Reynols. Карен Гафнии – девушка, занимающаяся плаванием. Стала первой, кто преодолел дистанцию в 15 км. Вода при этом достигала температуры +15.
Глядя на такие примеры, сложно предугадать, как будет развиваться ребенок с мозаичной формой синдрома Дауна. Ясно одно: чтобы он стал успешным и развитым, нужна кропотливая работа как со стороны ребенка, так и его родителей.
Слез с коня и… заговорил
– Представьте себе пятилетнего мальчика с аутизмом, которого интересуют только шлагбаумы. Он не хочет ни с кем разговаривать, живёт в своей скорлупе – рассказывает мать четырёх детей Любовь Салищева. – Таким был и мой Серёжка.
А потом Серёжа познакомился с «волшебным» конём общественного объединения «Звёздный дождь». Уже на втором занятии с лошадью мальчик стал «слышать» свою учительницу Елену Жернову, после третьего раза Серёжа сказал коню «до свидания», после пятого забыл про шлагбаум, через полгода угостил коня яблоком и стал ходить на групповые занятия.
Горе матерей инвалидов руководитель «Звёздного дождя» Елена Жернова когда-то пережила сама. Её сынишка родился с патологией конечностей:
– Самым мучительным для нас был массаж. Мой мальчик его очень не любил, боялся, так как это болезненная процедура. В 2005 году мы с сыном побывали в Польше на занятии с лошадьми. От двух получасовых прогулок на лошади результат был как от 10 массажей. При этом сын просто светился от счастья.
Тогда Лена решила непременно завести лошадь в Челябинске. Причём лекарь по иппотерапии должен быть
приземистым и спокойным. Такого коня Елена нашла в одной из деревень. Коня «списали», он ждал своей очереди на бойню. Сегодня к Рейну выстраивается очередь из мамочек с детьми.
У каждого малыша свой диагноз: аутизм, синдром Дауна, ДЦП, проблемы со щитовидкой. Большинству из них не в силах помочь традиционная медицина: – Гоше 17 лет. У него тяжёлая форма ДЦП. До встречи с Рейном он не ходил и не говорил. А сегодня, вы не поверите, Гоша пел в машине песни, когда узнал, что его везут к Рейну, – рассказал нам Андрей, массажист Гоши.
Жить одним днем
Все дети с синдромом Дауна разные, особенности развития у одних проявляются сильнее, нежели у других. По некоторым внешне и не скажешь, что у них этот недуг. Вот и в случае с Соней, о том, что она солнечный ребенок, окружающие начали догадываться, когда ей было года четыре. По словам мамы девочки, даже врачи не сразу распознавали у нее синдром Дауна, часто спрашивали: «А что с вами не так?».
Статья по теме
К мечте со склона: в Тюмени выбрали лучших «особых» горнолыжников
Родным и друзьям родители не говорили о том, что у них растет «особый» малыш, хотели, чтобы отношение к девочке сформировалось, как обычному ребенку.
«Помимо ментальных особенностей, у таких детей бывает много проблем со здоровьем, к счастью, нам в этом плане легче. Проблем с сердцем, которые часто бывают у таких детей, нам удалось избежать, – рассказывает мама. – Выдает Соню только косоглазие и то, что она часто сидит с открытым ртом».
Неодобрение, которым часто окружающие сопровождают таких детей, родители Сони встречают редко. Такого, чтобы, увидев на детской площадке девочку с синдромом Дауна, мамы и папы уводили здоровых детей, в жизни Хайруллиных не было. Соня тянется к своим ровесникам, но здоровым детям оказывается неинтересно с ней играть.
Девочка хочет играть с ровесниками, но здоровым детям с ней неинтересно. Фото: Из личного архива/ Вера Хайруллина
«Я считаю, что ограничивать общение со сверстниками родителям детей с синдромом Дауна не стоит. Сейчас я жалею, что мы не ходили в обычный сад, общение с обычными детьми Соне дало бы многое, – рассказывает мама девочки
– Да и здоровым детям умение принимать «особых» сверстников важно. Они с детства будут относиться к таким людям внимательнее, научатся помогать им
Да, инклюзивное образование сейчас развивается, но пока медленно. Многие здоровые дети даже знают, что есть такие же, как они, ребята, но с особенностями здоровья».
Солнечная девочка живет в своем мире, и каким он станет, когда не будет рядом мамы и папы, – самый тревожный вопрос для ее родителей. Хайруллины понимают: жить самостоятельно она не сможет никогда, будут ли о ней заботиться старшие братья и сестры – пока неизвестно.
Статья по теме
«Да, у меня особый ребенок!». Тюменка учит не стесняться своих детей
«Я понимаю, чем больше Соня будет уметь, чем больше у нее будет навыков ухода за собой, тем больше вероятность того, что ее кто-то возьмет к себе. Я знаю, что есть специальные небольшие деревни для таких людей, где за ними присматривают специалисты, но попасть туда сложно, – говорит Вера Хайруллина. – Мы же не знаем, сколько нам суждено прожить, но пока есть силы и возможности, наша девочка будет жить с нами».
Загадывать, как все сложится через 10-15 лет, в семье Хайруллиных не принято. Здесь и сейчас – принцип, которым они живут уже десять лет. С Соней мама поняла: все трудности, которые раньше казались трагедией, на самом деле были мелкими неприятностями.
«Помню, когда сын был маленьким, не выговаривал некоторые буквы, нас определили в логопедическую группу в садике. Тогда я мучила себя мыслью о том, что мой ребенок не такой, как все. И вот сейчас судьба мне показала, что такое на самом деле ребенок с особенностями здоровья», – говорит мама Сони.
Сегодня Хайруллины живут одним днем и идут только вперед, не останавливаясь ни на секунду, не оглядываясь назад и не спрашивая себя «почему?». Для них дочка – любимый и желанный ребенок, которая научила взрослых главному – не унывать.
Причины и способствующие факторы
Причин, по которым происходит мутация 21 хромосомной пары, существует несколько:
- патологическое зиготное деление;
- хромосомные расхождения во время митоза;
- перекомбинирование хромосом;
- наследование от родителей.
Подобные патологические изменения провоцируются рядом факторов:
- В первую очередь, это возраст родителей. Примечательно, что большее влияние здесь имеет возраст отца. Шансы родить больного малыша значительно повышаются после 35 лет.
- Инцест. Ребенок, рожденный вследствие половой связи между кровными родственниками, имеет высокую вероятность заполучить генетическое заболевание.
- Алкоголизм, курение, наркомания приводят к уродствам, в том числе и на хромосомном уровне.
- Наследственность, причем зачинщиками могут стать не только отец с матерью, но и ближайшие родственники. Некоторые ученые считают, что на возникновение синдрома влияет возраст бабушки, в котором она родила мать.
Болезнь не имеет половой, расовой и географической принадлежности. Она распространена по всему земному шару. А СД, как таковой, является самым распространенным генетическим заболеванием.
– Что родителям нужно учесть при походе к гидрореабилитологу? Нужно ли готовиться? Когда ждать первых результатов?
– Зачастую такие родители еще более осознанные, чем те, которые приводят ребенка просто плавать. У них есть цель. И они понимают, что эта цель может быть не то чтобы недосягаемой, но требующей очень долгой работы.
Особой подготовки к занятиям не нужно. Главное – желание и правильно настроенный ребенок. Если родители будут настраивать его на негатив, то ребенок к занятиям будет относиться плохо. В таких случаях я рекомендую родителям одно: переубедите своего ребенка, покажите ему, что ему это нужно, что ему это понравится, что это огромный плюс для него.
Когда ребенок искренне верит в то, что он делает, у него действительно это получается. Если пробовать снова и снова, то начнет получаться. Нужно просто постепенно с уверенностью идти к этому.
При этом не только родитель должен оказывать психологическую поддержку своему ребенку. Здорово, когда тренер тоже верит в прогнозируемый положительный результат.
О сроках. Когда родители спрашивают, сколько времени они потратят на занятия, я предлагаю не делать каких-либо заключений. Мы будем надеяться, что это произойдет тогда-то. Но гарантировать мы не можем. Потому что это комплекс работы и в нем участвует не только тренер. Бывает такое, что детки быстро себя раскрывают. Но бывает и наоборот.
Я занималась с ребенком-аутистом. Это был очень закрытый мальчик, он не разговаривал. Когда ему было 6 лет, его привели в детский бассейн на индивидуальное занятие. Ему потребовалось много времени, чтобы войти со мной в контакт. Но буквально за 3 месяца регулярных занятий он начал говорить. Как это объяснить?
По словам мамы, когда они приходят в обычный центр, ему нравится, он что-то делает, специалист тоже с ним находится наедине. Но в этой комнате у его есть пространство – у него есть угол, у него есть стол, он может сам передвигаться и он сам в себе замыкается. В бассейне так быть не может. Если ребенок не может плавать, он вынужден положиться на человека, который с ним рядом. Ему приходится открыться. Бассейн и вода ограничивают его действия и сближает его с тренером. Невозможно просто оставить ребенка в бассейне с игрушкой. Ему нужно объяснить, как двигаться и плавать, как работать работать ногами, как дышать, как играть. Сразу возникает контакт. И это действительно работает. Это проверенные факты и многие родители это видят.
То есть, в зависимости от диагноза, результат может быть разным. Эффект может быть получен как с первого занятия – ребенок может что-то новое почувствовать, совершить для себя какие-то открытия. А может придется ждать несколько недель, месяц до первого результата – в случае сложного диагноза.
Подведем итог. Гидрореабилитация – это не просто набор универсальных упражнений для каждого диагноза. Это понимание принципов того, как устроен организм, и поиск решения в каждом конкретном случае. Теоретически с любыми сложными диагнозами по опорно-двигательной системе или неврологическими диагнозами можно приходить в бассейн и прорабатывать их.
Приходите! Запись на индивидуальные занятия открыта.
Не такая, как все
В семье Хайруллиных Соня стала поздним, но любимым ребенком. Вере Хайруллиной было уже 45, когда тест на беременность показал две полоски. Для нее и мужа это был второй брак, у обоих росли взрослые дети от первой семьи. Рождение общего малыша они не планировали, к тому же муж утверждал, что полюбить еще одного ребенка он уже не сможет. Но когда узнали о пополнении, вопросов рожать или нет, не возникло.
«Мы ведь взрослые люди и прекрасно знали, как избежать ненужной беременности, но если Бог хочет, то сколько угодно загадывай, а все будет так, как суждено. Мысли об аборте тоже не возникали, в молодости у меня уже был такой опыт, я решила: хватит грешить», – вспоминает Вера Хайруллина.
Никаких тревожных звоночков по УЗИ и анализам не было. Фото: pixabay.com
Беременность протекала, как обычно, сил и энергии у будущей мамы, несмотря на возраст, было хоть отбавляй. Никаких тревожных звоночков по УЗИ и анализам не было, но о том, что ребенок может родиться с синдромом Дауна, на приеме у генетика их на всякий случай предупредили и предложили сделать пункцию плодного пузыря, чтобы быть уверенным на все сто процентов. От не безопасной для плода процедуры Вера Хайруллина с мужем отказались, решили, что даже если малыш родится с лишней хромосомой, они от него не откажутся.
После появления малышки на свет никто из врачей в роддоме не зашел к маме с печальным известием. Тогда внешне Соня не отличалась от других младенцев. Страхи и волнения у новоиспеченных родителей рассеялись. О том, что у них «особый» ребенок, Хайруллины узнали, только когда девочке было девять месяцев.
Статья по теме
Со склона к мечте. Как горные лыжи помогает «особым» детям встать на ноги
«На плановом осмотре у невропатолога в три месяца доктор поделилась сомнениями о здоровье Сонечки и посоветовала сдать анализы на синдром Дауна. Я это восприняла в штыки, ведь у меня сомнений в здоровье ребенка не было. Тем более я видела, что она такая же, как все дети. Сдать кровь на анализ решились, только когда Сонечке было девять месяцев. Результаты оказались положительными, – рассказывает мать девочки. – Да, для нас эта новость стала большим стрессом, я не смогла сдержать слез, ведь мы уже настроились на то, что у нас растет обычный ребенок».
Приняв печальный факт, Вера Хайруллина результаты анализа положила на дальнюю полку и приняла решение жить дальше, как обычно, а еще – никому о диагнозе не говорить. Родители решили: все узнают, когда придет время.
Отец девочки не ушел из семьи, узнав о диагнозе. Фото: pixabay.com
Как это редко бывает в таких случаях, папа Сонечки из семьи не ушел. Для него дочка стала любимым ребенком.