Йога помогает детям с ДЦП и синдромом Дауна

Позы йоги для детей

Чтобы маленьким йогам было интересно, занятие, даже такое спокойное, как йога, нужно превращать в игру. Упражнения могут быть веселыми, но при этом не менее полезными.

Лягушка. Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. Нужно присесть, не отрывая пяточки от пола. Упереться ладошками в пол в образовавшемся “окошке” из ног, при этом немного наклонившись вперед. Попробовать попрыгать, при этом издавая громкие звуки кваканья. Ласточка. Исходное положение – стоя, носки и пяточки вместе

Теперь осторожно нужно наклониться вперед и поднять одну ногу вверх таким образом, чтобы поза напоминала букву “Т”. При выполнении позы вытянутые по сторонам руки помогут сохранить равновесие, а также добавят сходство с ласточкой

Собака мордой вниз. Исходное положение – стоя на четвереньках. Нужно выпрямить ноги, стараясь дотянуться пяточкой до пола, а голову опустить вниз. Предложите детям игру в собачку. Стоя в этой позе представить, что они вынюхивают чей-то след. При этом, показывая им правильное дыхание: плавные вдохи и выдохи.

Часто на занятиях с детьми, тренеры дают упражнения блоками, направленными на определенные результаты.

Блоки упражнений тоже подбираются в зависимости от потребностей ребенка и запросов родителей, а также, на усмотрение преподавателя.

Наиболее популярный блок упражнений, который подойдёт для успокоения общего эмоционального состояния.

  • Пчела.

    1. Исходная позиция – стойка прямо, с максимально расслабленными мышцами.

    2. Медленно делаем вдох, максимально набирая в лёгкие воздух.

    3. На выдохе необходимо жужжать, как пчела, и делать максимальный наклон вперед, не сгибая коленей.

    Жужжание помогает ребенку правильно делать выдох. Так, он не выпустит весь воздух сразу, а будет постепенно его выдыхать.

  • Кот.

    1. Исходное положение – стоя на четвереньках.

    2. Необходимо выгнуть спину, подобно злящейся кошке: максимально скруглить её.

    3. В этом положении нужно начать глубоко дышать.

  • Облако.

    1. Исходная позиция – поза лотоса (сидя на ягодицах с прямой спиной, скрестить перед собой ноги).

    2. Делаем глубокий вдох и медленный выдох.

    3. С этими действиями нужно попросить ребенка представить, как при вдохе в него проникает всё хорошее, в при выходе – уходит всё плохое.

  • Ребенок.

    1. Исходное положение – голень прижата к ягодицам. Чтобы достичь этого положения, необходимо встать на четвереньки, после чего сесть ягодицами на пятки.

    2. После наклоняемся вперед до момента, пока лоб не соприкоснется с коленками или полом.

    3. Руки отводим назад, чтобы они располагались вдоль тела.

    4. Делать глубокие вдохи и выдохи.

    Выполнять упражнения можно только в такой последовательности. Изменение порядка может навредить эмоциональному состоянию ребенка.

Хорошая растяжка, повышение иммунитета, красивая осанка, уравновешенное эмоциональное состояние – это далеко не полный список того, что даст йога уже в первые месяцы занятий. Она подойдёт не только для тихих, спокойных малышей, но и для активных. Главное – выбрать правильное настроение для занятий йогой, а также педагога, который в игре научит малыша простым, но очень полезным упражнениям.

Мозаицизм – общая характеристика

Мозаичную форму синдрома Дауна еще называют мозаицизмом. Это редчайший тип данного заболевания, который проявляется в двух случаях из ста. Он характеризуется менее выраженными симптомами, то есть, можно сказать, что это легкая степень заболевания.

Она развивается на самой ранней стадии формирования зародыша, из-за чего в процесс вовлекаются не все клетки. Такая особенность этого вида патологии значительно осложняет ее диагностику.

Степень выраженности этого типа синдрома зависит от того, какие ткани и сколько вовлечены в процесс.

Детки с мозаичной формой синдрома Дауна в состоянии вполне нормально развиваться, их внешность может быть вполне гармоничной. Но некоторые особые признаки патологии имеются.

Отдельные трудности у таких детей развиваются в раннем возрасте. В этот период у малышей отмечается отставание в психомоторном развитии. При взрослении эти дефекты  сглаживаются, и умственное развитие таких людей мало чем отличается от среднестатистических. Однако у них наблюдается своеобразное восприятие окружающего мира и нюансы речи, но подобные особенности встречаются и у обычных индивидов.

Польза и противопоказания

Родителям, перед тем, как отдать ребёнка на йогу, нужно понимать ее пользу для ребёнка.

  • При регулярных занятиях повышается иммунитет.

  • Формируется правильная осанка (причём идёт не только профилактика сколиоза, но и исправление уже имеющегося заболевания).

  • Демонстрация ребенку возможностей его тела. Он научится чувствовать отдельные мышцы, сможет владеть ими. Такую способность дают очень мало видов спорта.

  • Развивается гибкость, сила, пластичность и улучшается координация движений.

  • Идёт привитие навыка правильного дыхания.

  • Оказывается успокаивающее действие, снимается стресса. Йога показана детям с гиперактивностью.

  • Оказывается благоприятное воздействие на сердечно-сосудистую систему, на функционирование всех внутренних органов

Главное отличие от других видов спорта – отсутствие соревновательного момента. Дети на йоге учатся уважать свое тело, следить за здоровьем. Именно поэтому в ней мало травм, несмотря на высокую физическую нагрузку.

Кроме этого, дети ценят спокойную атмосферу, возможность делать каждое упражнение без принуждения, в том темпе, который подходит именно ему.

Йога подходит детям с нарушениями в развитии: дцп, синдром дауна, аутизм, гиперактивность и многими иными заболеваниями. Вне зависимости от начального состояния ребёнка, йога всегда даст толчок к развитию. Ребёнок может заниматься как в группе с детьми с нормальным развитием, так индивидуально с тренером.

Несмотря на то, что в йоге мало противопоказаний, они все же есть. К постоянным относятся:

  • пороки сердца;

  • онкология;

  • заболевания кроветворных органов;

  • паховая грыжа;

  • внутричерепное давление;

  • инфекционные заболевания.

К временным запретам на занятие йогой относятся:

  • повышенная или пониженная температура тела;

  • обострение хронических заболеваний;

  • усталость;

  • прохождение курса массажа и иглотерапии;

  • плотный приём пищи незадолго до занятия.

– Какие перспективы гидрореабилитация дает при восстановлении после травм и операций?

– Раскрою этот вопрос на примере. В настоящее время я работаю с девочкой, которая вместе со своей семьей попала в аварию, в результате чего у нее парализовало нижние конечности. Врач посоветовал родителям начинать восстановление с легких движений в воде. Ребенку 8 лет. В ванной они это делать не могут. Поэтому ее для начала привели в детский бассейн.

Полгода она провела, занимаясь в бассейне с обычным тренером. Реабилитационного эффекта это не дало, была только польза от самого взаимодействия с водой. Позже родители задались целью найти грамотного специалиста гидрореабилитолога, который понимает особенности процесса и знает, что должно происходить на каком этапе. Они обратились за помощью ко мне. Мы стали заниматься.

Чтобы ребенок задвигал ножками после тяжелой травмы, нужно работать не только с ногами. Работа начинается с головы. Потому что нервный импульс идет сверху вниз, из центра на периферию.

Чтобы укрепить импульс мы придумали игру. Я трогала ее в разных места под водой и она должна была с закрытыми глазами понять, где я ее трогаю. Мы гладили, придавливали, щипали кожу, сгибали и разгибали ноги. Многое пробовали.

Долгое время от пояса до пальцев она вообще ничего не чувствовала. Спустя 3 месяца тактильных техник и гидрореабилитации, чувствительность стала восстанавливаться. Нервный импульс стал давать результат.

Сейчас девочка еще не ходит. Но у нас появились первые успехи. Если раньше она вообще не могла пошевелить ногами, сейчас она начала совершать амплитуду ногами в воде. Начала чувствовать прикосновения на пальчиках ног.

Отмечу, что этим техникам я ни у кого не училась. Конечно, есть базовые знания. Но все остальное – это интуитивные наработки, которые приходят с опытом. 

– Кто такие гидрореабилитологи? Где их готовят? Какие методики они используют?

– Гидрореабилитологов готовят в университетах, на кафедре спортивной культуры, где можно получить образование по направлению адаптивной физической культуры.

Реабилитолог – не врач, у него нет медицинского образования, он не ставит диагнозы, он с ними работает. Но у него есть глубокое понимание адаптивного строения человека – как работают мышцы, как рождаются различные процессы в организме. С помощью определенных физических упражнений он может стабилизировать тело человека и вывести его на определенный уровень.

Методик очень много. И все они очень интересные. Я работаю с классическим подходом, который дают в университете. Кроме того, использую программу Ольги Гуляевой, курсы которой посещала дважды.

У Ольги очень тонкое понимание того, как вода воздействует на организм детей с ДЦП. Это целое искусство. Тот, кто никогда не находился такое количество времени в воде, вряд ли поймет, как плоскость воды может расслабить одну группу мышц и напрячь другую. Работа с этим процессом и ее результаты заслуживают восхищения.

Сегодня эта практика превращается в отдельное направление. Но оно только начинает активно развиваться. 20 лет назад, когда Гуляева начинала свой гидрореабилитационный период, у нее не было детей, с которыми она могла бы заниматься, потому что семьи с детьми с диагнозом ДЦП были закрытой категорией. Таких детей не хотели показывать в обществе. Их скрывали. И только сейчас в мире об этом стали говорить открыто и появились специалисты, которые готовы помочь и облегчить жизненный процесс такого ребенка, вывести его в социум.

Таким образом, гидрореабилитолог работает не только с телом ребенка, но и с тем, как семья воспринимает его состояние. Он помогает родителям адаптироваться к жизни с особенным ребенком, чтобы они не боялись заявлять о нем, ведь детки с ДЦП бывают совершенно разные. У каждого затронута какая-то своя группа мышц. У кого-то только руки, у кого-то только речевой аппарат. Такие детки также могут великолепно рисовать. Они очень хорошо сочиняют стихотворения. Они выделяются среди других, но я бы не назвала их инвалидами, потому что это далеко не так. Они просто не такие, как другие дети. И им обязательно нужно давать возможность для самореализации в обществе.

Да, бывают очень сложные детки. Если у ребенка затронута ЦНС и он не разговаривает, не дает понимания, то реабилитация будет идти медленно и тяжело. Ребенок может никогда не заговорить, но он будет общаться глазами, жестами.

Но есть и другие примеры. У меня есть детки, которые в 3 года не умели ходить, а уже в 9 лет, благодаря родителям и обширному количеству специалистов, они разговаривают, ходят в школу и в некоторых сферах очень талантливы.

Цифры и технические вопросы

* Стоимость одного занятия детской йогой – 180-250 рублей; при покупке абонемента – получается дешевле. Цена зависит от квалификации преподавателя, стоимости аренды помещения, продолжительности занятий и т.д.

* Как правило, занимаются два раза в неделю; продолжительность занятия – 40-60 минут (со всеми разминками, сказками и расслаблениями).

* Форма одежды – удобный трикотаж, который не стесняет движений. Никакой обуви (если преподаватель настаивает на обуви – вас обманули, это не йога!)

* Лучше – если дети занимаются и без носков. Носки в йоге причиняют неудобство. Это объясняется соображениями безопасности – в носках ноги скользят даже по ковру, ребёнок может упасть. Кроме того, стопа лучше вентилируется, босиком эффективнее осуществляется энергообмен. В этом есть и закаливающий момент. А в залах для детей обычно тепло.

Благодарим за участие в съёмках преподавателя йоги Анастасию Косых, а также моделей – Данилу и Анюту Крушинских!

Если подобрать удобное место и расписание занятий в группе не получается или вы с ребёнком до сих пор не нашли «своего» педагога, – не отчаивайтесь! Даже если вы сами ничего не знаете о йоге – никогда не поздно прочесть некоторое количество вразумительных книг по этому вопросу и начать практиковать вместе с ребёнком.

В следующих статьях: 

Список вдохновляющей йога-литературы для родителей, а также несложный комплекс упражнений, который вы сможете выполнять дома вместе с ребёнком Практикум для маленького йога: программа для домашних занятий с ребёнком.

Если же вы сами уже практикуете йогу, а ваш малыш здоров, физически развит и готов для более серьёзных занятий, то для вас подойдёт продвинутый курс детской йоги Практикум для маленького йога: часть 3 – продвинутый уровень.

Помоги своему ребенку

Мозаичный вариант СД, несмотря на более легкое течение, требует постоянной работы с такими детьми. К сожалению, окончательно избавиться от патологии невозможно, но с помощью многопрофильной терапии можно помочь ребенку лучше адаптироваться к социуму и не чувствовать себя обделенным.

Очень важно для детей с синдромом Дауна проводить массаж и лечебную физкультуру. Они позволят повысить тонус мышц и укрепить их, устранят контрактуры, стабилизируют работу суставов и всего опорно-двигательного аппарата

Массаж показан с 2 недель рождения. Но не все приемы позволительно использовать в этом возрасте. Разминание не применяется детям до 3 месяцев. Если у малыша есть проблемы с сердцем, следует проконсультироваться с врачом по поводу массажных приемов.

Из методов ЛФК обязательно используйте упражнения на мяче. Благодаря им происходит развитие двигательных рефлексов и координации.

Показаны для детей с СД занятия плаванием. Оно выполняет функцию гидромассажа.

Особо выделяют такие методы лечения, как иппотерапия и дельфинотерапия.

Иппотерапия – это терапевтическое воздействие, достигаемое при общении с лошадьми. Такой метод обеспечивает:

  • развитие равновесия и внимания;
  • придает уверенности в себе;
  • тепло, которое исходит от лошади, успокаивает ребенка и дает ему чувство защищенности.

Это отличный метод, позволяющий уравновесить нервную систему людей с любым типом синдрома Дауна. Но он требует выполнения некоторых условий:

Важно, чтобы лошадь была большая, а не пони. Они чрезмерно суетливы.
Перед тем как сесть на лошадь, с ней нужно установить контакт: поговорить, покормить, погладить.
Животное должно быть без седла и подков.
Не рекомендуется кататься по асфальту

Дельфинотерапия обеспечивает расслабление и улучшение настроения, придает уверенности в себе, помогает приобрести навыки общения. Этот метод также стимулирует физическое развитие. Ультразвук, который выделяют дельфины, восстанавливает нормальные биотоки.

К другим способам терапии относят:

  • назначение медикаментозных средств — гормоны, психостимуляторы, нейрометаболиты, витаминные комплексы;
  • консультации психолога и психотерапевта;
  • диетотерапия — нередко такие больные страдают ожирением, которое способно приводить к другим патологиям. Поэтому следует соблюдать систему правильного питания, чтобы предотвратить чрезмерный набор веса;
  • постоянное наблюдение у узких специалистов.

Психомоторное и умственное развитие

Дефекты в развитии детей с таким синдромом появляются по нескольким причинам:

  • снижение зрения и слуха, из-за чего ребенок не в состоянии воспринимать информацию. Вследствие этого происходят и когнитивные нарушения;
  • гипотонус мышц — малыши поздно начинают держать голову, переворачиваться, ходить. Страдает моторика;
  • проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
  • деформация неба, зубов и языка вызывает речевые затруднения, поэтому речь таких людей может быть непонятной.

При мозаичной форме заболевания таких дефектов может и не быть, поэтому эти детки достаточно хорошо развиваются, их умственное развитие практически не страдает. Для них разрабатывают специальные программы, и здесь большая роль принадлежит родителям. От того, насколько качественно и стабильно они будут заниматься со своим ребенком, зависят его дальнейшие способности и успехи.

Дети с мозаицизмом очень способные к обучению. Они могут посещать обычный садик и школу, и даже преуспевать больше, чем некоторые их здоровые сверстники.

Их возможности, способности и развитие в целом очень разнятся. На форумах мамочки таких детей делятся своими достижениями и по-разному описывают своих малышей с подобным синдромом.

К примеру, одна мама говорит о том, что ее сын, которому уже 8 лет и который страдает мозаичной формой СД, до сих пор не разговаривает. Хотя они проходят реабилитацию в соответствующем центре.

Тогда как другая мама, у которой младший малыш имеет такое заболевание, утверждает, что он ничем не отличается от старшего, даже более находчивый.

Многие дети с мозаичным типом СД сублимируют свои дефектные особенности в невероятные достижения.

Айя Ивамото — девушка с мозаицизмом из Японии, родители которой рассказали о её болезни только на втором курсе института. Она посещала садик, успешно окончила школу и университет. Изучила два языка: английский и французский, и занимается иностранными переводами. Преподает в школах и вузах, принимала участие в международной конференции.

Совместно с мамой издала книгу о путешествии во Францию. Регулярно поддерживает и борется за права людей с синдромом Дауна.

Раймонд Ху – парень с мозаичным синдромом Дауна из США, который рисует картины с помощью старинной китайской техники. Он создает их акварельными красками и тушью на рисовом бумажном полотне.

В группу людей с подобным дефектом входит много актеров. К одной из наиболее известных таких личностей относится актер Пабло Пинеда. Ему досталась главная роль в фильме «Я тоже». Он также является частым гостем в различных телешоу, где освещает проблемы педагогики и развития детей.

Джейми Бауэр, сыгравший в «Американской истории ужасов», Паскаль Дюкенн, Крис Берк — все эти актеры имеют мозаичный синдром Дауна.

Люди с таким диагнозом находят себя в разных сферах жизни. Тим Харрис – владелец ресторана. Рональд Дженкинс – известный музыкант, приручивший синтезатор. Ему нет равных в электронной музыке. Мигель Томасин — популярный барабанщик, участник группы Reynols. Карен Гафнии – девушка, занимающаяся плаванием. Стала первой, кто преодолел дистанцию в 15 км. Вода при этом достигала температуры +15.

Глядя на такие примеры, сложно предугадать, как будет развиваться ребенок с мозаичной формой синдрома Дауна. Ясно одно: чтобы он стал успешным и развитым, нужна кропотливая работа как со стороны ребенка, так и его родителей.

Слез с коня и… заговорил

– Представьте себе пятилетнего мальчика с аутизмом, которого интересуют только шлагбаумы. Он не хочет ни с кем разговаривать, живёт в своей скорлупе – рассказывает мать четырёх детей Любовь Салищева. – Таким был и мой Серёжка.

А потом Серёжа познакомился с «волшебным» конём  общественного объединения «Звёздный дождь». Уже на втором занятии с лошадью мальчик стал «слышать» свою учительницу Елену Жернову, после третьего раза Серёжа сказал коню «до свидания», после пятого забыл про шлагбаум, через полгода угостил коня яблоком и стал ходить на групповые занятия.

Горе матерей инвалидов руководитель «Звёздного дождя» Елена Жернова когда-то пережила сама. Её сынишка родился с патологией конечностей:

– Самым мучительным для нас был массаж. Мой мальчик его очень не любил, боялся, так как это болезненная процедура. В 2005 году мы с сыном побывали в Польше на занятии с лошадьми. От двух получасовых прогулок на лошади результат был как от 10 массажей. При этом сын просто светился от счастья.

Тогда Лена решила непременно завести лошадь в Челябинске. Причём лекарь по иппотерапии должен быть
приземистым и спокойным. Такого коня Елена нашла в одной из деревень. Коня «списали», он ждал своей очереди на бойню. Сегодня к Рейну выстраивается очередь из мамочек с детьми.

У каждого малыша свой диагноз: аутизм, синдром Дауна, ДЦП, проблемы со щитовидкой. Большинству из них не в силах помочь традиционная медицина: – Гоше 17 лет. У него тяжёлая форма ДЦП. До встречи с Рейном он не ходил и не говорил. А сегодня, вы не поверите, Гоша пел в машине песни, когда узнал, что его везут к Рейну, – рассказал нам Андрей, массажист Гоши.

Жить одним днем

Все дети с синдромом Дауна разные, особенности развития у одних проявляются сильнее, нежели у других. По некоторым внешне и не скажешь, что у них этот недуг. Вот и в случае с Соней, о том, что она солнечный ребенок, окружающие начали догадываться, когда ей было года четыре. По словам мамы девочки, даже врачи не сразу распознавали у нее синдром Дауна, часто спрашивали: «А что с вами не так?».

Статья по теме

К мечте со склона: в Тюмени выбрали лучших «особых» горнолыжников

Родным и друзьям родители не говорили о том, что у них растет «особый» малыш, хотели, чтобы отношение к девочке сформировалось, как обычному ребенку.

«Помимо ментальных особенностей, у таких детей бывает много проблем со здоровьем, к счастью, нам в этом плане легче. Проблем с сердцем, которые часто бывают у таких детей, нам удалось избежать, – рассказывает мама. – Выдает Соню только косоглазие и то, что она часто сидит с открытым ртом».

Неодобрение, которым часто окружающие сопровождают таких детей, родители Сони встречают редко. Такого, чтобы, увидев на детской площадке девочку с синдромом Дауна, мамы и папы уводили здоровых детей, в жизни Хайруллиных не было. Соня тянется к своим ровесникам, но здоровым детям оказывается неинтересно с ней играть.

Девочка хочет играть с ровесниками, но здоровым детям с ней неинтересно. Фото: Из личного архива/ Вера Хайруллина

«Я считаю, что ограничивать общение со сверстниками родителям детей с синдромом Дауна не стоит. Сейчас я жалею, что мы не ходили в обычный сад, общение с обычными детьми Соне дало бы многое, – рассказывает мама девочки

– Да и здоровым детям умение принимать «особых» сверстников важно. Они с детства будут относиться к таким людям внимательнее, научатся помогать им

Да, инклюзивное образование сейчас развивается, но пока медленно. Многие здоровые дети даже знают, что есть такие же, как они, ребята, но с особенностями здоровья».

Солнечная девочка живет в своем мире, и каким он станет, когда не будет рядом мамы и папы, – самый тревожный вопрос для ее родителей. Хайруллины понимают: жить самостоятельно она не сможет никогда, будут ли о ней заботиться старшие братья и сестры – пока неизвестно.

Статья по теме

«Да, у меня особый ребенок!». Тюменка учит не стесняться своих детей

«Я понимаю, чем больше Соня будет уметь, чем больше у нее будет навыков ухода за собой, тем больше вероятность того, что ее кто-то возьмет к себе. Я знаю, что есть специальные небольшие деревни для таких людей, где за ними присматривают специалисты, но попасть туда сложно, – говорит Вера Хайруллина. – Мы же не знаем, сколько нам суждено прожить, но пока есть силы и возможности, наша девочка будет жить с нами».

Загадывать, как все сложится через 10-15 лет, в семье Хайруллиных не принято. Здесь и сейчас – принцип, которым они живут уже десять лет. С Соней мама поняла: все трудности, которые раньше казались трагедией, на самом деле были мелкими неприятностями.

«Помню, когда сын был маленьким, не выговаривал некоторые буквы, нас определили в логопедическую группу в садике. Тогда я мучила себя мыслью о том, что мой ребенок не такой, как все. И вот сейчас судьба мне показала, что такое на самом деле ребенок с особенностями здоровья», – говорит мама Сони.

Сегодня Хайруллины живут одним днем и идут только вперед, не останавливаясь ни на секунду, не оглядываясь назад и не спрашивая себя «почему?». Для них дочка – любимый и желанный ребенок, которая научила взрослых главному – не унывать.

Причины и способствующие факторы

Причин, по которым происходит мутация 21 хромосомной пары, существует несколько:

  • патологическое зиготное деление;
  • хромосомные расхождения во время митоза;
  • перекомбинирование хромосом;
  • наследование от родителей.

Подобные патологические изменения провоцируются рядом факторов:

  1. В первую очередь, это возраст родителей. Примечательно, что большее влияние здесь имеет возраст отца. Шансы родить больного малыша значительно повышаются после 35 лет.
  2. Инцест. Ребенок, рожденный вследствие половой связи между кровными родственниками, имеет высокую вероятность заполучить генетическое заболевание.
  3. Алкоголизм, курение, наркомания приводят к уродствам, в том числе и на хромосомном уровне.
  4. Наследственность, причем зачинщиками могут стать не только отец с матерью, но и ближайшие родственники. Некоторые ученые считают, что на возникновение синдрома влияет возраст бабушки, в котором она родила мать.

Болезнь не имеет половой, расовой и географической принадлежности. Она распространена по всему земному шару. А СД, как таковой, является самым распространенным генетическим заболеванием.

– Что родителям нужно учесть при походе к гидрореабилитологу? Нужно ли готовиться? Когда ждать первых результатов?

– Зачастую такие родители еще более осознанные, чем те, которые приводят ребенка просто плавать. У них есть цель. И они понимают, что эта цель может быть не то чтобы недосягаемой, но требующей очень долгой работы. 

Особой подготовки к занятиям не нужно. Главное – желание и правильно настроенный ребенок. Если родители будут настраивать его на негатив, то ребенок к занятиям будет относиться плохо. В таких случаях я рекомендую родителям одно: переубедите своего ребенка, покажите ему, что ему это нужно, что ему это понравится, что это огромный плюс для него.

Когда ребенок искренне верит в то, что он делает, у него действительно это получается. Если пробовать снова и снова, то начнет получаться. Нужно просто постепенно с уверенностью идти к этому.

При этом не только родитель должен оказывать психологическую поддержку своему ребенку. Здорово, когда тренер тоже верит в прогнозируемый положительный результат.

О сроках. Когда родители спрашивают, сколько времени они потратят на занятия, я предлагаю не делать каких-либо заключений. Мы будем надеяться, что это произойдет тогда-то. Но гарантировать мы не можем. Потому что это комплекс работы и в нем участвует не только тренер. Бывает такое, что детки быстро себя раскрывают. Но бывает и наоборот.

Я занималась с ребенком-аутистом. Это был очень закрытый мальчик, он не разговаривал. Когда ему было 6 лет, его привели в детский бассейн на индивидуальное занятие. Ему потребовалось много времени, чтобы войти со мной в контакт. Но буквально за 3 месяца регулярных занятий он начал говорить. Как это объяснить?

По словам мамы, когда они приходят в обычный центр, ему нравится, он что-то делает, специалист тоже с ним находится наедине. Но в этой комнате у его есть пространство – у него есть угол, у него есть стол, он может сам передвигаться и он сам в себе замыкается. В бассейне так быть не может. Если ребенок не может плавать, он вынужден положиться на человека, который с ним рядом. Ему приходится открыться. Бассейн и вода ограничивают его действия и сближает его с тренером. Невозможно просто оставить ребенка в бассейне с игрушкой. Ему нужно объяснить, как двигаться и плавать, как работать работать ногами, как дышать, как играть. Сразу возникает контакт. И это действительно работает. Это проверенные факты и многие родители это видят.

То есть, в зависимости от диагноза, результат может быть разным. Эффект может быть получен как с первого занятия – ребенок может что-то новое почувствовать, совершить для себя какие-то открытия. А может придется ждать несколько недель, месяц до первого результата – в случае сложного диагноза.

Подведем итог. Гидрореабилитация – это не просто набор универсальных упражнений для каждого диагноза. Это понимание принципов того, как устроен организм, и поиск решения в каждом конкретном случае. Теоретически с любыми сложными диагнозами по опорно-двигательной системе или неврологическими диагнозами можно приходить в бассейн и прорабатывать их.

Приходите! Запись на индивидуальные занятия открыта.

Не такая, как все

В семье Хайруллиных Соня стала поздним, но любимым ребенком. Вере Хайруллиной было уже 45, когда тест на беременность показал две полоски. Для нее и мужа это был второй брак, у обоих росли взрослые дети от первой семьи. Рождение общего малыша они не планировали, к тому же муж утверждал, что полюбить еще одного ребенка он уже не сможет. Но когда узнали о пополнении, вопросов рожать или нет, не возникло.

«Мы ведь взрослые люди и прекрасно знали, как избежать ненужной беременности, но если Бог хочет, то сколько угодно загадывай, а все будет так, как суждено. Мысли об аборте тоже не возникали, в молодости у меня уже был такой опыт, я решила: хватит грешить», – вспоминает Вера Хайруллина.

Никаких тревожных звоночков по УЗИ и анализам не было. Фото: pixabay.com

Беременность протекала, как обычно, сил и энергии у будущей мамы, несмотря на возраст, было хоть отбавляй. Никаких тревожных звоночков по УЗИ и анализам не было, но о том, что ребенок может родиться с синдромом Дауна, на приеме у генетика их на всякий случай предупредили и предложили сделать пункцию плодного пузыря, чтобы быть уверенным на все сто процентов. От не безопасной для плода процедуры Вера Хайруллина с мужем отказались, решили, что даже если малыш родится с лишней хромосомой, они от него не откажутся.

После появления малышки на свет никто из врачей в роддоме не зашел к маме с печальным известием. Тогда внешне Соня не отличалась от других младенцев. Страхи и волнения у новоиспеченных родителей рассеялись. О том, что у них «особый» ребенок, Хайруллины узнали, только когда девочке было девять месяцев.

Статья по теме

Со склона к мечте. Как горные лыжи помогает «особым» детям встать на ноги

«На плановом осмотре у невропатолога в три месяца доктор поделилась сомнениями о здоровье Сонечки и посоветовала сдать анализы на синдром Дауна. Я это восприняла в штыки, ведь у меня сомнений в здоровье ребенка не было. Тем более я видела, что она такая же, как все дети. Сдать кровь на анализ решились, только когда Сонечке было девять месяцев. Результаты оказались положительными, – рассказывает мать девочки. – Да, для нас эта новость стала большим стрессом, я не смогла сдержать слез, ведь мы уже настроились на то, что у нас растет обычный ребенок».

Приняв печальный факт, Вера Хайруллина результаты анализа положила на дальнюю полку и приняла решение жить дальше, как обычно, а еще – никому о диагнозе не говорить. Родители решили: все узнают, когда придет время.

Отец девочки не ушел из семьи, узнав о диагнозе. Фото: pixabay.com

Как это редко бывает в таких случаях, папа Сонечки из семьи не ушел. Для него дочка стала любимым ребенком.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий