Йога-Сутра Патанджали

Основная идея «Йога-сутр»

Теперь самое важное. Что описывают Сутры? Книга последовательно раскрывает шаги, которые придется сделать любому, кто решился встать на путь йоги

Если заглянуть в конец, то там найдется цель:

Когда достигнута высшая цель жизни, три основных качества не возбуждают отклика в разуме. Это свобода. Другими словами, Воспринимающий больше не окрашивается разумом.

По-сути, описывается свобода от интерпретаций ума. Картина выглядит так: в голове постоянно происходит оценка настоящего момента: он сравнивается с предыдущим опытом. Затем мозг выносит суждение — хорошо сейчас или плохо.

Точка отсчета в данном процессе — Эго. Я, мне (я страдаю, хочу бездельничать, мне больно, приятно, жарко, мало, слишком, хочется вкусно поесть).

Оценочные суждения — вот основная деятельность, происходящая в уме. Сам процесс делает человека несчастным. Мир имеет свойство изменяться, а критериев оценок — тысячи, потому всегда можно придумать, относительно чего у нас в жизни все плохо. Хорошие же вещи Эго умудряется игнорировать или воспринимать как норму. Возможно, механизм заложен природой, чтобы индивид избегал опасных ситуаций, заботился о своем хрупком теле. Но эта часть разума полностью захватила власть. 

Вритти

Когда читта находится в своей естественной форме, то функции психики прекращаются и реакция на внешние раздражения отсутствует. Такое состояние описывается как «читта вритти ниродха», что является наиболее точным определением термина «йога». Чтобы достичь такого состояния, необходимо освободиться от вритти – колебаний ума.

Вритти – это волны мысли в читте, волнения и переживания. Это то, что не дает читте принять свое естественное состояние. Другими словами вритти – это иллюзия, заставляющая нас думать: «те переживания, мысли и эмоции, которые я испытываю — это и есть Я».

Вритти – это шаблоны, которые обуславливают наше поведение: привычные реакции на происходящие события и доведенные до автоматизма образцы поведения. Даже те мысли, которые возникают у нас, вызваны вритти

Получается, что контроль и управление вритти – это важное умение, необходимое к освоению не только йогу, желающему достичь просветления, но и рядовому человеку, который хочет сделать свою жизнь счастливой

Чтобы понять, как избавиться от вритти, сначала нужно узнать, какие иллюзии существуют и как они на нас влияют.

Сила в единстве

Важно учесть, что для полной остановки колебаний ума необходимо тренировать как витарку, так и вичару. То есть использование только одной техники не обеспечит вам нужного результата

Если человек умеет контролировать свое тело, но не умеет контролировать ум, то он не может контролировать себя. Рождение мыслей, колебание настроения, появление эмоций – все будет выводить его из равновесия.

Равно как человек, умеющий контролировать свой ум, но не умеющий контролировать тело, не сможет добиться полной остановки колебаний психики. Умение приспособить свое тело к определенному положению и побороть дискомфорт – это практика ослабления напряжения за счет правильного отношения и работы разума. И человек обретает телесное равновесие когда получает контроль над внешними раздражителями.

Подарок от Патанджали

То есть Патанджали подарил нам бесценный дар – информацию о том, как улучшить качество своей жизни. При этом эффективность данных методик доказана современными исследованиями.

Ричард Дэвидсон и Антуан Лунц взяли 2 группы участников: тех кто никогда не использовал практику концентрации и тех, кто практикует ее от трех месяцев. При этом под концентрацией они понимали «медитацию концентрации внимания», где необходимо «сосредоточиться на ритме собственных вдохов и выдохов» и «медитацию осознанности», то есть медитацию свободного восприятия.

МРТ показало, что у второй группы объем ткани в некоторых областях префронтальной коры мозга и в островковой доле был больше, чем у участников первой группы

Перечисленные зоны мозга отвечают за обработку информации, внимание и внутренние ощущения. Другое исследование показало, что участники второй группы способны лучше переживать стрессовые ситуации, в том числе публичные выступления

Также у второй группы проследили уменьшение миндалевидного тела, отвечающего за хранение негативных эмоций: страха и тревоги.

Мифы о самадхи

Существуют люди, сознательно мистифицирующие состояние самадхи. Они преподносят его как недостижимое и непонятное нормальному человеку состояние. При этом практик обязан превратиться в пень с глазами, не двигается годами, летать на досуге, путешествовать где-то в астрале или в каких-то параллельных мирах. Подобные бредни сочиняют люди по двум причинам.

Первый — так называемые «гуру «хотят продавать услуги под брендом йоги. Чем непонятнее цель — тем проще удерживать людей на крючке. Невозможно достичь «то, не знаю что» — нечто неописуемое, доступное пониманию лишь самого гуру.

Второй — искренние практики. Они верят, что мистические недостижимые состояния и есть цель. Такие люди начинают практиковать, ожидая результатов в виде сверхспособностей (сиддх).

Не получая результатов упорных тренировок, йогины начинают затягивать гайки, еще больше издеваться над телом шаткармами (чистками) и упражнениями. На этой стадии данные персонажи становятся агрессивными. Они прикладывают огромные усилия и думают, что конечная цель не может быть простой. Некоторые из них не могут справиться с агрессивностью (но даже им понятно, что так не должно быть), поэтому вступают в агрессивную полемику с окружением, навязывая свои взгляды.

Особо харизматичные фанатики создают секты, если находят последователей. В обратном случае — иногда даже сходят с ума или совершают суицид.

Хочу то — не знаю что

Те, кто выбирают такой путь, вероятно, изначально склонны к психическим отклонениям. Ни один вменяемый человек не может хотеть неопределяемых вещей. Какой должен быть критерий достижения цели? Ведь тогда человек стремится к достижению образа, который он себе представил, к несуществующим понятиям, а не к самадхи. А Патанджали “Йога-сутры” и не обещают осуществления фантазий, а лишь указывают на те шаги, которые придется осуществить. 

Когда цель понятна — то и двигаться к ней просто потому, что понятны приоритеты. Если Ваш путь сопровождается улучшением настроения, длительностью пребывания в состоянии внутреннего покоя, доброжелательностью, уменьшением агрессивных реакций — вы на правильном пути.

Если вы замечаете:

  • Окружают вас лишь люди, желающие сбить с правильного пути, пытающиеся подорвать веру в правильность идеи
  • Пребываете в состоянии обороны и постоянного стресса

Эти критерии показатель неверно выбранного направления. Нужно его тщательно переосмыслить.

Витарка

Грубая концентрация – это удержание внимания на материальном объекте, на том, что мы воспринимаем через органы чувств. Это концентрация на том, что имеет форму, цвет, объем, вес и другие качественные признаки

В контексте йоги – это практика асан, позволяющая нам направить внимание на ощущения в теле

Практикуя асаны, мы принимаем привычное или непривычное положение и следим за всеми возникающими в теле ощущениями. В этот момент происходит соединение концентрации, медитации и созерцания (самьяма), что является эффективным инструментом познания мира для йога. Фиксация разума (самьяма) на объекте грубой природы учит нас контролировать свою материальную составляющую.

Автор книги: Свами Сарасвати

Самопознание

сообщить о нарушении

Annotation

Лекции, прочитанные Свами Сатьянандой Сарасвати Бихарская школа Йоги, Мунгер, Бихар, Индия. Перевод с английского Hupмала Драсты.

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Глава I  САМАДХИ ПАДА (51 сутра)

Глава II САДХАНА ПАДА (55 сутр)

Глава III ВИБХУТИ ПАДА (56 сутр)

 Глава IV КАЙВАЛЬЯ ПАДА  (34 сутры)

ГЛОССАРИЙ

СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ

Введение

СВАМИ САТЬЯНАНДА САРАСВАТИ

Родился в 1923 г. в Индии, городе Алморе, штате Уттар Прадеш. В 1943 г. стал учеником своего гуру Свами Шивананды Сарасвати в гималайском Городке Ришикеш.  В 1956 г. завершил свою монашескую подготовку и начал жизнь паривраджаки. Много странствовал по всей Индии.

 Осознав свою миссию, основал в Мунгере следующие движения:

 ― Движение Международное братство йоги в 1962 г.;

 ― Бихарскую школу йоги в 1964 г.;

 ― Шивананда матх в 1984 г.;

 ― Фонд исследования йоги в 1984 г.

 Признан как знаток и авторитет глубочайшего эзотерического знания святыми и мудрецами по всей Индии. Много путешествовал по всем уголкам земного шара, посещая ашрамы и центры, распространяя послания йоги, наставляя и воодушевляя бесчисленных последователей и устремленных.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Для широкого читателя, проявляющего интерес к йоге, автор книги в представлении не нуждается. Чего нельзя сказать о переводчике. Его имя знакомо разве что узкому кругу последователей классической йоги в Санкт-Петербурге, откуда этот начинающий автор родом, да некоторым участникам форумов по йоге в интернете. Тем не менее, судьба распорядилась таким образом, что работа выполнена и, по крайней мере, один благодарный читатель, которому книга адресована в первую очередь, уже есть. На остальное, как говорится, ― воля более высокого уровня. Так что данная книга, кроме всего прочего, является представлением автора перевода почтенной публике.

Сама идея перевода не принадлежит его автору. К своему невежеству еще год назад он даже не подозревал, что такая книга существует с 1976 г. Все произошло как по велению волшебной палочки, после чего не осталось никакого сомнения, что необходимость перевода ― не очередное блуждание собственного несовершенного разума, а веление, ниспосланное свыше. В мировой столице йоги ― Ришикеше, в самом ее сердце ― Ашраме Шивананды, вместе с благословением изложить собственное видение предмета был получен бесценный дар ― экземпляр книги Сатьянанды. Со словами: «Это подарок от всей Индии» и с дарственной надписью: «С наилучшими пожеланиями и благослови тебя Бог».

Что такое «Йога-сутры»?

Книга написана, около II века до н. э. Состоит из 4 частей, заключающих в себе 196 сутр. Сутра — в переводе с санскрита означает слово “нить” — короткий тезис, выраженный одним предложением или абзацем.

Формат сутр выбран не случайно. Короткие фразы, без лишней «воды», дополнительных пространных объяснений, не сложно выучить наизусть. Когда единицы умели читать, краткость изложения была преимуществом.

В формате А4 весь текст занимает 13 страниц.

Данный текст — описание пути йогина

Это ни наставления, ни поучения, ни инструкция. Все пункты придется пережить, самостоятельно осмыслить. Со временем, они раскроются в виде знания. Стоит регулярно возвращаться к книге и перечитывать ее. Внутреннее преображение не происходит в один момент, понимание будет приходить как озарение в нужные моменты. Данный текст послужит импульсом к трансформации. В тексте заложен внутренний заряд, который можно использовать как постоянный источник вдохновения и побуждения к действию.

Происхождение йоги и ее первоисточники

Йога Ї это философия жизни и путь ее познания. В Индии она является одним из древнейших философских направлений, образующих фундамент не только буддизма, но и даосизма и сикхизма. Ее основоположник Патанджали в своей «Йога-сутре» в 195 афоризмах (сутрах) коротко сформулировал основные каноны, теоретически обосновавшие классическую йогу.

Все сутры сгруппированы в четырех трудах:

  1. Самадхипада посвящена целям йоги, ее формам и способам достижения нирваны (Самадхи).
  2. Садханапада излагает конкретные методы медитации для проникновения в Самадхи. Их суть в том, что нирваны можно достичь, только полностью отрешившись от всего сущего. Под сущим понимаются четыре формы страдания с возможностями отвлечься от них.
  3. Вибхутипад описывает внутренние особенности йоги и практическую, сверхъестественную пользу от ее полного освоения.
  4. Кайвальяпада открывает форму и сущность освобождения от мирской суеты.

Но история йоги своими корнями уходит гораздо глубже второго века до нашей эры, когда жил этот индийский мудрец. Ее истоки можно найти в древних священных текстах, например, Ведах или Упанишадах, комментирующих ведические принципы. Там учение называется Раджа-йогой, иными словами «царской».

Духовная практика йоги еще с Вед считается продолжением практики санкхьи, только более приспособленной к жизни. Санкхья исходит из того, что каждый человек в своей жизни испытывает влияние двух противостоящих начал — Пуруша и Пракрити. Первое понятие означает духовный мир, второе — материальный. Йог в процессе своих медитаций должен освободить дух от влияния материи.

По мнению некоторых буддийских богословов, одних сутр Патанджали не достаточно для постижения истинной сущности йоги. Его труд лишь восстановил и систематизировал знание, доставшееся от прежних учителей. В настоящее время наиболее авторитетным философом после Патанджали является Вьяса. «Йога-бхашья», которую он написал, не только комментирует мысли предшественника, но и развивает их.

12 переводов, собранных построчно

Йога-сутры — это величайшее произведение, считающиеся в наше время классическим и описывающее восьмиступенчатый путь йоги.

Йога-сутры — это величайшее произведение, считающиеся в наше время классическим и описывающее восьмиступенчатый путь йоги. Они были систематизированы и написаны Патанджали, поэтому иногда они называются «йога-сутры Патанджали». Стоит отметить, что эти знания не были придуманы или изобретены автором, он всего лишь облёк их в форму, доступную для понимания практика в эпоху Кали-юги.Можно по-разному переводить слова «йога» и «сутры», но чаще всего слово «йога» переводиться как «связь» или как «контроль», «сутра» как «нить». То есть йога-сутры — это знания о связи с Абсолютом, нанизанные на нить повествования, или как знания о контроле ума, что больше соответствует смыслу самого произведения. Сутры намекают в свою очередь на то, что эти знания представляют собой единую цепочку, как бусы, проявляющиеся в образе бус только нанизанные на нить, в то время как без неё — всего лишь набор бусин.

Книга в основном ориентирована на продвинутых практиков йоги, помогая им сохранять достигнутый высокий уровень энергии и ума. Но не менее полезной она будет и для тех, кто только делает первые шаги в этом направлении. Это обусловлено структурой текста, мудро раскрывающего суть йоги — вначале засеваются в практика семена нравственности и дхармы; затем описываются системы, направленные на помощь в очищении от омрачений; в третьей главе раскрывается потенциал и даются глубинные наставления для обретших сиддхи (сверхспособностей, являющихся и одним из искушений на пути); завершается книга вызревшим плодом йоги — повествованием об освобождении.

В данном тексте представлены 12 различных переводов на русский язык йога – сутр Патанджали , выполненных с санскрита или с английского языков , и оригинальное написание сутр , а также приведена транскрипция для чтения . В текст внесены исправления орфографических и пунктуационных ошибок , в остальном же строфы остались авторские . Каждый из переводов имеет свой отпечаток субъективизма переводчика и комментатора , поэтому , собрав все доступные переводы , вам предлагается возможность сформировать собственное видение сути и смысла йога – сутр Патанджали , отметив для себя острые углы различных переводов и их особенности.

  1. Бейли (пер. с английского)

  2. Вивеканадна новый перевод (пер. с английского)

  3. Вивекананда старый перевод (пер. с английского)

  4. Гандханадха (пер. с английского)

  5. Десикачара (и по совместительству Кришнамачарьи) (пер. с английского)

  6. Загуменнов (пер. с санскрита)

  7. Островская и Рудой (пер. с санскрита)

  8. Ригина (пер. с английского)

  9. Свенсон (пер. с английского)

  10. Фальков (пер. с санскрита)

  11. Свами Сатьянанда Сарасвати (пер. с английского Нирмала Драсты)

  12. Айенгара Б. К. С. – (пер. с английского)
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий