Как работает мышечная память?

Растренированность

Растренированность – это именно то, что с нами произойдёт. Наше тело ВСЕГДА старается минимизировать затраты энергии, т.к. любит экономить. А как мы уже говорили раньше, мышцы требуют много энергии!

Представьте себе завод, который перестал выпускать какую-то продукцию. Выгодно ли ему держать и платить зарплату тем работникам, которые работали над её производством? Конечно, нет! Этих сотрудников попросту увольняют.

Тоже самое происходит и с неиспользуемыми функциями организма, а так же с нашими мышцами… Он «увольняет» те из них, которые ему сейчас не нужны. Смысл их держать?

Сначала мы теряем свою выносливость, затем уходит часть мышечной массы, а потом начинается сокращение силовых показателей. Причём процесс этот, отнюдь, не быстрый и происходит ступенчато.

В первые 2 месяца мы теряем больше всего 15-30% наших результатов. После этого процесс замедляется. Многие спортсмены и через год сохраняют 30-50% натренированных функций.

А так же, чем дольше до этого тренировался спортсмен, тем меньше буду его потери в силе и мышечной массе, а так же утрата будет происходить гораздо медленнее. Восстановление к прежнему уровню так же будет происходить гораздо быстрее.

Если процесс возврата к тренировкам будет проходить грамотно, то уже через 2-3 месяца можно вернуть всё потерянное обратно! Всё это благодаря мышечной памяти.

Сначала к вам вернётся сила, координация и выносливость. Затем медленнее будет возвращаться мышечная масса. Медленнее всего будет возвращаться сила нервного импульса, с помощью которой мы гораздо лучше можем сокращать наши мышцы.

Модель мышечной памяти

Последние данные показывают, что рост происходит не совсем так, как предполагает традиционная модель, в частности, дополнительные ядра включаются в волокно до того, как оно начинает расти, а не после. Однако основное расхождение модели с реальностью обнаружилось, когда Кристиан Гундерсен и его коллеги подсчитали миоядра в атрофирующейся мышце. Для этого они использовали специальную технику, позволяющую день за днем получать изображения одного и того же фрагмента мышечного волокна in vivo. Ученые подтвердили, что при гипертрофии количество миоядер должно увеличиваться, иначе растущее мышечное волокно не обретет должной силы. А затем они выяснили, что при мышечной атрофии миоядра никуда не исчезают. Их число остается прежним, хотя объем волокна уменьшился и синтез белка в нем ослаб. Исследователи экспериментировали с крысами, вызывая у них атрофию и быстрых, и медленных волокон. Методы для этого использовали разные: перерезали идущий к мышце нерв, блокировали нервный импульс тетродотоксином, подвешивали животных за хвост, так что нагрузка на задние лапы ослабевала. Количество миоядер в атрофирующейся мышце не уменьшалось независимо от типа волокна и модели атрофии.

Исследователи полагают, что другие методы исследования, на основании которых сделан вывод об апоптозе миоядер, не позволяют достоверно различать миоядра и ядра других клеток мышечной ткани, а таких примерно половина. Возможно, при атрофии какие-то клетки разрушаются, в том числе мышечные волокна, и находящиеся в них ядра погибают, но этот процесс не имеет отношения к избирательному апоптозу миоядер в живых мышечных волокнах.

Но если миоядра, попав в мышечное волокно, так там и остаются, будет ли повторно растущее волокно снова их рекрутировать? Кристиан Гундерсен убедился, что нет. Рост атрофированных крысиных мышц не сопровождался увеличением числа миоядер, хотя волокна после тренировки стали толще на 60%.

Специалисты из Швеции, Франции и Дании провели исследования на человеке и доказали, что пока гипертрофия не достигает определенного предела (17-36%), рост мышечного волокна происходит без рекрутирования новых миоядер. По-видимому, этот предел зависит от объема цитоплазмы, приходящегося на одно ядро.

Количество миоядер в мышечном волокне — это и есть, по мнению исследователей, мышечная память (рис. 3). Нетренированные волокна маленькие, и ядер в них мало. Для роста им нужно рекрутировать ядра из сателлитных клеток, а для этого требуются энергия и время. Если затем мышца атрофируется, миоядра в ней сохраняются, они защищены от апоптозной активности. Мышечное волокно атрофированной мышцы тоже маленькое, однако ядер в нем много. Они малоактивны и не синтезируют белки, однако при возобновлении тренировок активизируются, и волокна быстро возвращаются к прежним размерам. Новые ядра рекрутируются лишь в том случае, когда волокно этот размер перерастает.

Рисунок 3. Модель мышечной памяти. При атрофии мышечное волокно не теряет ядра, а скорость его роста зависит от того, сколько миоядер в нем содержится.

Мышечная память могла возникнуть в ходе эволюции из экономических соображений. Регулярно синтезировать и рекрутировать новые миоядра дорого, куда экономнее их сохранять. Исследователи не делали расчетов, но полагают, что содержание большого количества миоядер в маленьком волокне, и так набитом сократительными белками, обойдется все-таки дешевле, чем энергетические затраты на их апоптоз и синтез.

Срок хранения мышечной памяти

Мышечная память: что это и как работает, более-менее ясно, а вот на какое количество времени хватит ее запаса? Сколько длится мышечная память?

На этот счет существует много различных мнений. Исследованиями подтверждено, что бывший спортсмен обретет прежнюю отличную форму в 3-5 раз быстрее, чем новичок добьется таких же результатов.

Мышечная память – сколько хранится она в клетках, если порассуждать логически? Известно, что срок жизни мышечных волокон – около 15 лет. На этот срок могут смело рассчитывать все, кто решил возобновить прерванные ранее спортивные или танцевальные тренировки.

Если занятия были прекращены ненадолго, на 2-3 месяца, то спортсмен за тот же срок восстановится полностью. Если перерыв составил несколько лет, придется потрудиться подольше, но все же результаты окажутся впечатляющими уже вскоре.

А вообще организм человека хранит еще много тайн, которые предстоит исследовать ученым.

Исходя из сказанного выше, становится ясно, почему 40-летний хоккеист, бросивший играть 15 лет назад, через несколько месяцев упорных тренировок сможет дать фору молодым, а также почему девушка, неплохо катавшаяся на коньках в 15 лет, с легкостью встанет на коньки в 30, но остается еще немало непонятного.

Мышцы в теле человека/Yandex Collections

Так, в 2020 году по сети «гулял» ролик с пожилой женщиной, бывшей балериной, ныне страдающей болезнью Альцгеймера, причем заболевание зашло уже достаточно далеко.

Старушка плохо ориентируется в пространстве, почти не встает, однако, как только ей включили музыку из балетной партии, которую она исполняла много лет назад, она моментально вспомнила танец.

Руки бывшей балерины мгновенно пришли в движение и начали повторять па, казалось бы, давно забытые, с поразительной точностью. Это доказывает, что возможности человеческого организма намного больше, чем известно современной науке.

Исследования по мышечной памяти

Память для двигательных навыков может рассматриваться как особая система. Например, вы можете отлично ездить на велосипеде, но это не значит, что вы можете объяснить кому-то точную последовательность движений, необходимую для езды на велосипеде. Вы можете даже не помнить, когда или где вы изучили этот навык. Эксперименты на пациентах с амнезией и другими нарушениями памяти показали, как эти разные системы могут работать отдельно. Один пациент, который перенес тяжелую амнезию после операции по лечению эпилепсии и был неспособен формировать новые воспоминания о жизненных событиях или фактах, имел нормальное обучение и память для таких навыков, как рисование. Это открытие указывает на важный аспект памяти навыков, что она может храниться без какой-либо сознательной осведомленности, а действия с навыками могут выполняться почти автоматически.

Эти типы памяти контролируются различными областями мозга, при этом декларативные и эпизодические воспоминания в основном создаются и хранятся в височной доле и гиппокампе. Весьма широкий спектр областей мозга, по-видимому, отвечает за воспоминания об умениях, включая: области в моторной коре (часть мозга, которая посылает сигналы мышцам тела и отвечает за планирование и выполнение движений); базальные ганглии (структура глубоко внутри мозга, которая связана с началом движения); и мозжечок (область в задней части мозга, которая занимается адаптацией).

Как меняется структура мозга, когда работает мышечная память?


Магнитно-резонансный томограф

Используя магнитно-резонансную томографию (МРТ), исследователи могут изучать множество различных типов изменений, которые позволяют нам учиться и применять мышечную память. Одно из этих изменений включает в себя увеличение связей между различными областями мозга, которые требуются для определенного навыка. В одном исследовании, проведенном в Оксфорде. Здоровым взрослым людям провели МРТ до и после шести недель обучения жонглированию. Эти сканы обнаружили белое вещество и длинные волокна, которые соединяют различные части мозга вместе. Исследователи обнаружили, что после обучения жонглированию возросло количество соединений белого вещества между областями мозга, ответственными за зрение, и областями, ответственными за движения. Расширение связей между областями зрения и движением приводит к более быстрому и легкому обмену информацией, возможно, обеспечивая лучшую координацию рук и глаз.

Также удалось узнать, что в сером веществе тоже происходят изменения. Серое вещество состоит из тел клеток головного мозга (нейронов) и служит для обработки информации в мозге. Другое исследование жонглирования показало, что после тренировок наблюдается увеличение серого вещества в частях мозга, которые участвуют в обработке визуальной информации о движущихся объектах.

Что еще могут ассоциации

Ассоциации — очень полезный лайфхак для нашей памяти. Благодаря им мы можем воспроизвести целые цепочки информации, событий. На основе этого феномена были придуманы мнемотехники. Это особые методики запоминания, которые позволяют запоминать и воспроизводить любую информацию почти в неограниченных объемах. А главное, они подходят всем — потому что ассоциации вы создаете сами. Например, формируя связь между цифрой и ее визуальным образом, можно запомнить очень длинное число. Вспомните игру в лото — стул, матрешки, топор, гуси-лебеди. Если вы хоть раз играли в нее, сейчас перед вами предстало число 488722.

Викиум собрал самые популярные методики создания мнемотехник и создал уникальный курс. В каждом его уроке объясняется, как работает та или иная техника, дается подробное руководство по созданию собственных ассоциаций. Чтобы вы научились этим лайфхакам и отточили свое мастерство, для курса были разработаны специальные тренажеры на мнемотехники. В начале и в конце курса вы можете проверить свои навыки и увидеть прогресс. Приручите свою память всего за 2 недели и удивляйте окружающих феноменальными способностями!

Положительные эмоции

Научно доказано, что улучшение долговременной памяти связано с достаточным количеством в организме гормона дофамина. Дофамин вырабатывается надпочечниками, это один из «гормонов радости», отвечающий за хорошее настроение. Дофамин даёт приток энергии и желание действовать. Люди, у которых высокий уровень дофамина, лучше запоминают и воспроизводят информацию, меньше устают при умственных нагрузках.

Чтобы дофамина в организме вырабатывалось достаточно, важно ложиться спать до полуночи, чтобы хорошо высыпаться и вставать не позднее 8-9 утра. Дело в том, что пик выработки этого гормона приходится на 10-11 утра, и это самое подходящее время для интенсивных умственных нагрузок и запоминания больших объёмов информации

Положительные эмоции влияют и на сам процесс запоминания: если какая-то информация нас порадовала или воодушевила, мы запечатлеваем её в памяти намного лучше, чем нейтральный материал. Точно так же действует окружающая обстановка: если человек доволен и счастлив, он лучше запоминает всё, что видит и слышит. В угнетенном состоянии или в депрессии память, наоборот, ухудшается.

Чтобы быстро усваивать много учебного материала, очень важно поддерживать себя в тонусе, следить за своим настроением и вовремя вознаграждать себя чем-то приятным: вкусным обедом, разговором с друзьями, общением с домашними животными. ‍

Как работает мышечная память

Тренируясь, человек помогает своему телу улучшаться. Происходит это благодаря тому, что однажды осиленная нагрузка оставляет след в памяти мышц. Поэтому спортсмену, даже после длительного перерыва, куда легче снова набрать прежнюю мышечную массу, чем человеку, только начинающему работать над своим телом.

Естественно, скорость восстановления былой формы все же будет зависеть не только от мышечной памяти, но и от интенсивности, продолжительности тренировок, а также от индивидуальных особенностей организма. В среднем же, спортсмену удается вернуться к прежним результатам через 3 месяца.

Как определить, что память плохая?

для определения объема памяти используют тесты

кратковременная память

1.      проблемы с запоминанием2.      проблемы с сохранением информации3.      проблемы с воспроизведением (припоминанием) информацииОсновные причины ухудшения памяти (причина – механизм развития патологии)Хроническая усталостьСтрессыНедосыпаниеЗлоупотребление энергетическими и стимулирующими напитками-Курение и злоупотребление алкоголемИнтоксикация организма вредными веществамиНедостаточное питаниеДефицит витаминов Е и группы ВВозрастные измененияБеременность и кормление грудьюэстрогенПрием некоторых медикаментовГипоксия мозгаЗаболевания внутренних органов:

  • печеночная недостаточность
  • почечная недостаточность
  • цирроз печени
  • туберкулез легких
  • гипертоническая болезнь
  • сахарный диабет
  • гипотиреоз
  • патологии нервной системы
  • депрессия
  • нарушения мозгового кровообращения, инсульт
  • черепно-мозговые травмы
  • нейросифилис
  • инфекционные заболевания менингит, энцефалит
  • болезнь Паркинсона
  • болезнь Альцгеймера
  • эпилепсия
  • рассеянный склероз
  • доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга

Движение

Физическая активность способствует обновлению клеток мозга. Во время занятий в кровь поступает достаточно кислорода, питающего нейроны, повышается мозговая активность. Благодаря этому человек может запомнить больше материала и дольше удерживать его в памяти.

Движение способствует запоминанию информации прямо в процессе заучивания. Для этого нужно, читая учебник, стихотворение или конспект, ходить туда-сюда по комнате, размахивать руками, делать наклоны и приседания.

Интенсивную учёбу очень важно сочетать с адекватными физическими нагрузками. ‍

  • Быстрая ходьба или бег. Длительность прогулки или пробежки должна быть не менее 30-40 минут. За это время приток крови к мозгу увеличивается на 15%. При этом происходит рост мозговых клеток в гиппокампе — отделе мозга, отвечающем за превращение краткосрочных воспоминаний в долговременные.‍
  • Силовые тренировки. Также влияют на увеличение объёма гиппокампа. Не обязательно интенсивно заниматься на тренажерах, достаточно раз в несколько дней делать силовую разминку: отжимания, приседания и упражнения на пресс. Начинать можно с одного подхода по 10 раз и постепенно увеличивать нагрузку до 3-4 подходов.

Зачем нужна мнемотехника для детей

До 14 лет у ребёнка идёт формирование абстрактно-логического мышления, и он запоминает преимущественно то, что пережил лично. Мнемотехника же позволяет связывать абстрактные понятия из школьной программы с событиями и явлениями из жизни, упрощая тем самым процесс запоминания. 

<<Форма демодоступа>>

Регулярные занятия мнемотехникой развивают: 

  • память и внимательность, 
  • речь и словарный запас, 
  • фантазию и творческие способности.

Овладев искусством ассоциативного запоминания, ребёнок сможет не только лучше осваивать школьную программу, но и успешно работать с дополнительными материалами.

Память и эмоции

Запоминание эффективнее, если мы изучаем что-то, что вызывает у нас сильные эмоции, причём любые: как восторг, так и страх. С точки зрения физиологии всё то, что нам плохо и неприятно, требует запоминания, чтобы в дальнейшим мы с этим не сталкивались. А то, что вызывает радость, тоже требует запоминания, чтобы этого в жизни было побольше. Поэтому любые эмоциональные триггеры могут помочь.

  • Вы наверняка помните из универа только те вещи, которые связаны с анекдотами, шутками или какими-то личными переживаниями. Понравился препод, был классный момент на лекции и подобное. 
  • Если на лекции было скучно, шансы на запоминание низки. Нужно будет специально заставлять себя. 
  • Когда лектор харизматичен, студенты запоминают лучше. 
  • Сторителлинг и прочие эмоциональные украшательства в курсах — скорее добро. Может казаться, что это для детей, но на взрослых работает так же. 

Что же такое мышечная память, о которой все говорят?

Память – функция получения, «упаковки», хранения и извлечения опыта, которая обеспечивается головным мозгом. Мышцы не могут помнить: им просто нечем.

«Мышечная память» – неудачное название одного интересного явления, которому исследователи до сих пор не смогли дать однозначную трактовку. Мышца, которая работает, увеличивается в объеме. Мышечные волокна объединяются в особые гигантские структуры – синцитии. Чем больше мышца работает, тем больше в синцитии появляется ядер.

В ядрах хранятся гены. С них считывается информация для синтеза белков. Все логично: структура, которая тратит много энергии и растет, строит саму себя из белка. Когда нагрузка велика, считывать информацию для синтеза белковых молекул удобнее из нескольких источников, а не из одного. Поэтому в синцитии много ядер.

Если мышца перестает работать, она уменьшается в размере. Организм постепенно разбирает ее на белковые кирпичики для других нужд. Однако количество ядер в синцитии остается прежним, и при возобновлении нагрузок они вновь включаются в работу.

Из этого факта исследователи сделали вывод, что мышца, которая получала нагрузку раньше, быстрее «вспоминает», как работать. А значит, физкультурой лучше заниматься с детства. Тогда больше шансов избежать возрастной потери мышц, которая становится причиной остеопороза, падений, переломов и прочих проблем.

Но дальше начинаются интерпретации. Некоторые считают, что «ученая мышца» быстрее растет, если возобновить нагрузку. Другие полагают, что благодаря многоядерным синцитиям спортсмен быстрее возвращает утраченные навыки. Третьи уверены, что мышечная память – причина того, что мы не разучиваемся кататься на велосипеде или коньках даже после долгого перерыва.

Виды памяти по органам чувств

  1. словесно-логическая – запоминание смысла речи;
  2. эмоциональная – память на пережитые эмоции и связанные с ними события;
  3. двигательная – запоминание и воспроизведение сложных;
  4. образная – память на образы, которые сформировались на основе данных полученных от различных органов чувств;
  • зрительная – сохранение зрительных образов, иллюстраций, схем таблиц;
  • слуховая – помогает сохранять и точно воспроизводить звуки, речь;
  • обонятельная – запоминание запахов;
  • тактильная – память на информацию, полученную путем осязания.

По времени хранения

мгновеннаякратковременнаяоперативнаядолговременнаягенетическаяпо участию воли в процессе запоминания:непроизвольнаяпроизвольная

Как работает мышечная память?

Медицина уже давно занимается мышечной памятью, и связывают они это явление с работой нервной системой, усилением возбудимости моторных нейронов, и появлением новых связей (синапсов), благодаря чему, улучшается нервно-мышечная связь. У тренированного спортсмена, который приступил к активной, физической нагрузке гораздо быстрее, чем у новичка происходит рост новых сосудов, улучшается питание двигательных областей, секретируются регуляторные белки нервной ткани, которые обеспечивают пластичность нейрональной ткани.

Под руководством Kristian Gundersen (University of Oslo) норвежские ученные путем экспериментов установили, что мышечные волокна обладают собственной памятью, благодаря появлению новых ядер. Мышечные клетки, формируют мышечные волокна, длина клеток примерно равно длине мышцам атлета (до 20 см), по ширине они очень тонкие – до 100 мкм. Мышечные клетки содержат много ядер, это одни из немногих клеток у позвоночных животных, которые являются многоядерными.

Строение мышечной клетки

Суть эксперимента:

Опыт проводился на мышах, которым удалили частично переднюю большеберцовую, для того чтобы нагрузить мышцу голени, а точнее длинный разгибатель пальцев (EDL). Таким образом, мышца голени получила дополнительную нагрузку, так как частично удаленная мышца действовала в том же направлении, что и изучаемая.

Через определенное время, ученные пронаблюдали, что происходит с изучаемой мышцей. Выяснилось, что за 3 недели, мышечные волокна в EDL, стали заметно утолщаться, площадь поперечного сечение возросла на 35%, кроме того в мышечных клетках (клетки которые составляют мышечные волокна), увеличилось число ядер, на 54%, причем наблюдалась прямая зависимость, между увеличением новых ядер в клетках и увеличением толщины мышечных волокон. На шестой день эксперимента, ядра начали активно умножаться, и только на 11 день их число стабилизировалось, а толщина мышечного волокна начала расти на 9-ый день, и остановилась на 14-ый.

Другая группа мышей, подверглась такому же эксперименту, только он уже длился не 3, а 2 недели. Таким образом, по пришествию 14 дней, после операции, ученные зафиксировали у мышей следующие данные: количество ядер в мышечных волокнах увеличилось на 37%, а толщина волокна на 35%.

Следующим шагом ученых заключался в том, чтобы создать такие условия, при которых исследуемая мышца (EDL) не подвергалась бы нагрузки, то есть не тренировалась, выход был прост, они перерезали идущий к ней нерв. Через 2 недели наступила атрофирование мышцы, потеря в толщине мышечных волокон составила 40% от наибольшего значения, но число новых ядер осталось на том же уровне.

Чем больше ядер, тем больше образуется генов, которые отвечают за управлением производства (синтеза) сократительных белков мышцы — актина и миозина. Такие изменения, посредством тренировочного процесса в мышцах остаются надолго, даже спустя три месяца мышечной атрофии, число новых ядер не уменьшилось. И это очень удивило ученных, так как они предполагали, что апоптоз (запрограммированная гибель клетки) разрушит дополнительные (лишние) ядра, но этого не случилось.

Новые ядра просто снизили свою функциональную активность, так сказать перешли в анабиоз, уснули.

Механизм работы мышечной памяти

Ученные сделали окончательный вывод: основу мышечной памяти составляют новые ядра в клетках. После длительного перерыва в тренировочном процессе, с началом тренировок, наработанная мышечная память, то есть дополнительные ядра, начинают переходить в стадию активного функционирования, в результате чего наблюдается усиленный синтез белка, увеличения объема и массы клеток, которые регулируются ядерными процессами ДНК. А причиной образования новых ядер в мышечном волокне, с точки зрения биохимии является, деление клеток миосателлитоцитов (путем митоза) и последующее их слияние с мышечными клетками (мышечным волокном).

Имейте в виду, что чем старше человек становиться, тем способность деление миосателлитоцитов снижается, по этой причине, пожилым атлетам гораздо сложнее накачаться, если он тягал «железо» в молодые годы, и наоборот, если бывший тренированный спортсмен, решит возобновить свой тренинг, он достаточно быстро наберет физическую форму.

Что это и когда появляются

Возрастные изменения головного мозга – это постепенное снижение умственных показателей из-за нарушений структуры нервных клеток, межклеточных связей и снижения объема серого вещества. Изменения возникают : от тканей до молекул и начинают формироваться в возрасте до 20–25 лет. В молодости это незаметно: они компенсируются пластичностью мозга и его высокой способностью к самовосстановлению.

Со временем возрастные изменения более заметны: люди хуже запоминают, им труднее сконцентрироваться, они медленнее учатся и чаще совершают ошибки в повседневных делах. Но это не значит, что на когнитивных функциях можно ставить крест. Например, результаты исследований говорят о том, что в зрелом возрасте люди выполняют тест на вербальные способности и пространственное мышление лучше, чем молодые.

Механизм функционирования

Мышечная память работает посредством взаимодействия мышц и мозга, связующим компонентом которых является нервная система. Во время выполнения физических упражнений мозг оценивает их уровень и решает, какие органы и части тела надо использовать. Через нервные волокна посылаются импульсы мышцам, способным произвести необходимые действия для достижения желаемого результата. Информация фиксируется в мышечных волокнах. При необходимости выполнения подобного упражнения в будущем мышцы готовы к его реализации.

Данный вид памяти тесно связан с мышечными волокнами определённого размера. Они представляют собой слияние нескольких клеток, которые объединяют цитоплазму. Мышечному волокну присуща многоядерная система. Клетки сателлиты способны делением увеличивать количество ядер, каждое из которых окружено рибосомами. Именно в них происходит синтез белка. Эти процессы ведут к росту мышечного волокна, которое может по размеру в 5 раз превышать одноядерную клетку. В нетренированных волокнах ядер мало, поэтому они имеют небольшие параметры.

Во время тяжёлой тренировки мышцы оказываются в стрессовой ситуации. Со временем разросшемуся волокну не хватает имеющихся ядер, и мускулы достигают своего максимума. Основу мышечной памяти составляют новые ядра, образованные в результате перегрузки. При последующей атрофии мышц они не удаляются, а находятся в спящем режиме. Малоактивные ядра в это время не синтезируют белки.

Работу мышечной памяти легче всего отследить при наблюдении за людьми, занимающимися бодибилдингом. Отсутствие тренировок ведёт к уменьшению мускульной массы. Это не означает, что образовавшиеся дополнительные ядра начали отмирать. Они переходят в режим ожидания.

При возобновлении физических нагрузок нервная система обеспечивает усиление возбудимости моторных нейронов, расположенных в правом полушарии головного мозга, и отправляет определённые сигналы мышечным волокнам. Мускулатура тоже шлёт импульсы в мозговые структуры. Нервно-мышечное сопряжение улучшается. Ускоренный рост новых сосудов и усиление питания моторного блока, синтеза белка в мышцах позволяют ранее тренировавшемуся человеку быстро восстановиться после долгого перерыва.

Постоянная тренировка памяти

Память улучшается от активного использования. Ее можно тренировать, как спортсмены тренируют мышцы: регулярными умеренными нагрузками. Память прекрасно тренируется не только во время учёбы, но и в повседневной жизни.

Пять способов тренировки памяти в быту:

не записывать, а держать в голове список запланированных на сегодня занятий, мысленно вычёркивать то, что уже сделано; но старайтесь, чтобы в этом списке было не более 5-7 дел

Американский психолог Джордж Миллер экспериментальным путем установил, что человек может одновременно удерживать в памяти 7±2 объекта;‍
запоминать наизусть важные номера телефонов; для запоминания длинных цепочек цифр можно использовать мнемонические приёмы, например, разбить телефон на пары цифр и к каждой паре придумать ассоциацию;‍
помнить дни рождения родных и друзей;‍
обращать внимание на расположение предметов в помещениях, куда приходится заходить, и стараться это запомнить;‍
запоминать внешность и особые приметы людей, с которыми встречаетесь.‍

Как мышцы запоминают, и как работает потом их память

Отличительная особенность мышечной ткани заключается в том, что ее клетки чрезвычайно пластичны. В зависимости от внешних условий, они могут увеличиваться или уменьшаться. Физические упражнения – наиболее очевидный триггер роста мышц (гипертрофии), в результате чего мышечные волокна могут оказаться в 100000 раз больше усредненного размера остальных клеток тела. С другой стороны, недоедание или малоподвижный образ жизни приводит к сокращению мышц (атрофии).

Мышечная клетка содержит только одно ядро, но во время гипертрофии одного ядра недостаточно, чтобы поддержать рост мышц, поэтому она активно привлекает ядра из окружающих волокон.

Так, во время роста мышечной ткани, ядра объединяются и поддерживают необходимое соотношение с увеличенным объемом мышц. Доктор Шварц утверждает, что эти дополнительные ядра сохраняются и после прекращения тренировок, что позволяет «накапливать их впрок».

Этот механизм особенно эффективен в молодом возрасте, когда мышечные ткани богаты пулом сателлитов (включая стволовые клетки), которые легко отдают им свои ядра.

Таким образом, утверждение, которое не раз мы слышали, должно звучать так: «нагружайте мышцы или потеряйте их,… пока снова не начнете их тренировать».

Резюме:

  • даже при очень длительном перерыве между тренировками дополнительные ядра в клетках мышц никуда не деваются;
  • каждая тренировка закрепляет результат предыдущих – чем чаще заниматься спортом, тем лучше и долговременнее будет результат;
  • сколько хранится мышечная память, зависит от нас самих: чем больше ее развиваем, тем большее время от нее будет отдача.

На основе этих исследований можно понять, как разбить мышечную память.

Упомянутые научные исследования:

1. Snijders T, Aussieker T, Holwerda A, Parise G, van Loon LJC, Verdijk LB. The concept of skeletal muscle memory: Evidence from animal and human studies. Acta Physiol (Oxf). 2020;229(3):e13465. doi:10.1111/apha.13465
2. Egner IM, Bruusgaard JC, Eftestøl E, Gundersen K. A cellular memory mechanism aids overload hypertrophy in muscle long after an episodic exposure to anabolic steroids. J Physiol. 2013;591(24):6221-6230. doi:10.1113/jphysiol.2013.264457
3. Gundersen K. Muscle memory and a new cellular model for muscle atrophy and hypertrophy. J Exp Biol. 2016;219(Pt 2):235-242. doi:10.1242/jeb.124495
4. Bruusgaard JC, Egner IM, Larsen TK, Dupre-Aucouturier S, Desplanches D, Gundersen K. No change in myonuclear number during muscle unloading and reloading. J Appl Physiol (1985). 2012;113(2):290-296. doi:10.1152/japplphysiol.00436.2012
5. Psilander N, Eftestøl E, Cumming KT, et al. Effects of training, detraining, and retraining on strength, hypertrophy, and myonuclear number in human skeletal muscle. J Appl Physiol (1985). 2019;126(6):1636-1645. doi:10.1152/japplphysiol.00917.2018
6. Snijders T, Leenders M, de Groot LCPGM, van Loon LJC, Verdijk LB. Muscle mass and strength gains following 6 months of resistance type exercise training are only partly preserved within one year with autonomous exercise continuation in older adults. Exp Gerontol. 2019;121:71-78. doi:10.1016/j.exger.2019.04.002
7. Snijders T, Smeets JS, van Kranenburg J, Kies AK, van Loon LJ, Verdijk LB. Changes in myonuclear domain size do not precede muscle hypertrophy during prolonged resistance-type exercise training. Acta Physiol (Oxf). 2016;216(2):231-239. doi:10.1111/apha.12609
8. Holwerda AM, Overkamp M, Paulussen KJM, et al. Protein Supplementation after Exercise and before Sleep Does Not Further Augment Muscle Mass and Strength Gains during Resistance Exercise Training in Active Older Men. J Nutr. 2018;148(11):1723-1732. doi:10.1093/jn/nxy169
9. Staron RS, Leonardi MJ, Karapondo DL, et al. Strength and skeletal muscle adaptations in heavy-resistance-trained women after detraining and retraining. J Appl Physiol (1985). 1991;70(2):631-640. doi:10.1152/jappl.1991.70.2.631
10. Seaborne RA, Strauss J, Cocks M, et al. Human Skeletal Muscle Possesses an Epigenetic Memory of Hypertrophy. Sci Rep. 2018;8(1):1898. Published 2018 Jan 30. doi:10.1038/s41598-018-20287-3
11. Roberts MD, Haun CT, Mobley CB, et al. Physiological Differences Between Low Versus High Skeletal Muscle Hypertrophic Responders to Resistance Exercise Training: Current Perspectives and Future Research Directions. Front Physiol. 2018;9:834. Published 2018 Jul 4. doi:10.3389/fphys.2018.00834

Оригинал текста: Stronger by Science

Перевод для Зожника: Алексей Republicommando

Как использовать мышечную память

Зато выяснилось, что возобновление активных занятий спортом способствует делению ядер. Поэтому, делая перерывы в тренировках, можно достичь новых, лучших результатов. Бодибилдерам, например, хорошо известно состояние «плато», при котором, какие усилия они бы не предпринимали, показатели массы и силы стоят на месте. Однако хороший отдых после усиленных тренировок поможет сделать «перезагрузку» и выйти из тупика. Справедливо это и для других видов. Эффективность тренировок снижается, когда организм к ним привыкает и начинает использовать меньшее количество мышечных волокон. Но если сделать перерыв или сменить на время вид спорта или фитнеса, а затем возобновить занятия с прежней интенсивностью, можно добиться прогресса.

Для всех ли видов тренировок работает мышечная память

Да. Мышцы запоминают технику выполнения любых упражнений. Научившись правильно приседать со штангой или плавать кролем, вы даже после десятилетнего перерыва сможете все сделать верно. По крайней мере, быстро вспомните, как. Но все-таки наиболее ярко эффект мышечной памяти проявляется при силовых нагрузках, поскольку деление ядер и синтез сокращательных гормонов проходит очень активно.

Кстати, если вы тренировались раньше, то при возобновлении занятий ваши мышцы и суставы будут болеть меньше, чем у начинающих. Да и усталость после тренировок будет меньше, чем у новичков.

Видите, сколько поводов отправиться в спортзал просто немедленно и дать своим мышцам запомнить побольше.

Человеческое тело – это удивительный механизм, который может запоминать разные ощущения и активировать их в тот или иной момент времени или жизни. Недаром многие люди хворают от не понимая, что всё это придумали они сами, а болезни как таковой нет. Но речь в данной статье пойдёт не о болезнях и психосоматике человека, а о спорте и, в частности, о том, что такое мышечная память. А также о влиянии её на жизнь человека.

Почему всё забывается

У человека есть краткосрочная и долгосрочная память. Краткосрочная рассчитана на то, чтобы воспроизвести какое-то поведение в ближайшее время. Например, если ты нашёл вкусную добычу где-то в лесу, тебе нужно запомнить, где она лежит, чтобы перетащить её по частям за несколько заходов. Когда на том месте больше не будет добычи (и не будет оснований считать, что добыча появится там снова), — путь до этого места забудется. 

Немецкий психолог Герман Эббингауз показал на графике, как стирается информация — спустя три дня мы забываем около 80%.

Сегодня краткосрочная память нужна нам для того, чтобы мы делали быстрые бытовые задачи, например, не забывали купить хлеб по дороге домой или могли вписать смс-код с только что пришедшей смски.

Есть теория, что, когда мы спим, мозг прокручивает всё, что случилось за день, и то, что считает важным, переносит в долгосрочную память

Всё неважное либо забывается начисто, либо смещается куда-то на периферию. . Весь процесс запоминания похож на воронку с узким горлышком: сверху загружается всё, что с нами происходит, а на выходе — только самое ценное

Весь процесс запоминания похож на воронку с узким горлышком: сверху загружается всё, что с нами происходит, а на выходе — только самое ценное.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий