Улучшение концентрации внимания и памяти

Тупик и озарение в мозговой креативности

Творческий кризис называют в нейронауке тупиком. Это происходит тогда, когда разум работает исключительно на сознательном уровне, то есть движется строго по освещённому проспекту и не может никуда свернуть. Это ситуация, когда вы хотите провести какую-то связь, но не можете этого сделать. То же самое происходит тогда, когда вы пытаетесь придумать имя новорожденному, не знаете, о чем писать в проекте, пытаетесь вспомнить имя старого знакомого и т.д.

Каждый из нас сталкивается с подобными блоками

Поэтому, когда вам необходимо «включить» свои творческие способности, так важно преодолеть и справиться с этими блоками. В свою очередь, чтобы справиться с блоком, необходимо приглушить работу префронтальной коры нашего мозга, которая отвечает за осознанность мыслей.

Если вы оказались в тупике, то сделайте противоположное тому, что подсказывает ваша интуиция, и ни в коем случае не старайтесь усиленно концентрироваться на проблеме в течение длительного периода времени. Займите себя чем-то, абсолютно не связанным с проблемой, чем-то привлекательным и интересным. Это самый лучший способ для вызова вдохновения.

Когда вы не думаете о проблеме, осознанные формы мышления тоже берут передышку, и в дело вступает подсознание. Дальние ящики вдруг начинают “работать и дарить” идеи, которые, в свою очередь, превращаются в новые понятия в головном мозге.

Поиграйте в ассоциации с мозгом

Какую бы область мы бы ни взяли (технологии, искусство, наука или простая повседневная жизнь), творчество всегда предполагает умение разума смешать между собой очень разные темы и понятия.

Когда перед вами стоит какая-то задача попробуйте взглянуть на нее с разных углов. Что бы о ней сказал ваш пятилетний ребенок? А как бы проблему решила первобытная женщина? Какое бы мнение о ней было бы у вашего прадедушки? Какое бы вы решение нашли для нее, если бы были в Африке?  

Чтобы зажечь новый фонарь и смешать идеи необходимо использовать разные техники ассоциативного мышления. К примеру, перед вами стоит задача по улучшению работы системы банковских вкладов.

Что такое вклад? Это безопасное сбережение денежных средств на будущее. Какие явления связаны с хранением? Самолеты хранятся в ангарах, белки прячут на зиму пищу, охрана следит за автомобилями гостей ресторана, в портовых контейнерах хранят различные товары и т.д. Попробуйте связать вышеперечисленные явления, чтобы найти новые идеи по улучшению системы.

По примеру белки, зимой банк может платить более высокие проценты, тем самым побудив человека в холодное время года чаще делать вклады. Это как один из возможных вариантов.

Наш мозг обладает нейропластичностью, то есть он может изменять свою собственную нейронную систему. Чем больше творческих решений стоит перед вами, тем больше новых связей образуется и тем шире система межнейронных контактов, то есть больше освещенных улиц.

Помните, что творческое мышление реально натренировать, и с ним произойдет тоже самое, что и с мышцами после регулярного посещения спортзала. Стоит только попробовать, и вы удивитесь тому, на что способен ваш мозг. 

Упражнения, развивающие память

Исследователи Университета Виргинии утверждают, что перебои с памятью начинаются приблизительно в  27 лет, а в 37 память ухудшается уже существенно. Чтобы затормозить процесс, предлагается несколько разноплановых упражнений:

Смена привычки.
Проще всего эта задача решается сменой функций правой и левой рук. Так, если правша привык расчёсываться, писать, чистить зубы или открывать двери правой рукой, то надо «перепоручить» эти функции левой руке, и наоборот.

Развитие органов чувств.
Лучше всего запоминание происходит на пересечении трёх процессов:
многократного повторения,
ассоциативного мышления,
создания яркого впечатления.
Чем больше органов чувств передают мозгу впечатление, тем оно полнее, многообразнее и ярче. Поэтому некоторые упражнения направлены на развитие способности смотреть, слушать, запоминать тактильные ощущения, запахи. Исследователи рекомендуют при запоминании «включать» все органы чувств. Так, умение видеть, например, тренируется упражнением, которое называется «Угадай следующую фразу». Человек, глядя на собеседника (или героя фильма), по взгляду, выражению лица и другим аналогичным признакам должен предсказать содержание следующей фразы.
Здесь приветствуются нестандартные приёмы, повышающие эмоциональную реакцию, связывающие действия. Например, для запоминания стихотворения или перечисления предметов можно отбивать ритм пальцами по столу. Нейробиолог Анируд Патель считает, что так включаются базальные ганглии, и процесс обучения проходит проще. Можно воспитывать эмоциональный ответ, подставляя во время тренировок лицо приятному согревающему солнцу.

Больше правильного чтения.
Желательно выбирать сложные тексты, с витиеватыми синтаксическими конструкциями (например, книги Н. Гоголя, В. Набокова, Г. Маркеса и др.). Приветствуются и новые способы чтения. Если под печатной строкой вести карандашом, как указкой, во время чтения текста, глаза привыкают к этому «ориентиру». Если движение указки постепенно ускорять, ускорится и темп осознанного чтения, что повлечёт за собой расширение возможности кратковременной памяти.

Синхронизация работы полушарий.
В одном из упражнений предлагается в быстром темпе маршировать на месте, одновременно касаясь поднятого левого колена правой рукой и наоборот. Руки при этом не опускаются вдоль тела, а поднимаются над головой. Темп нужно соблюдать высокий, чтобы рука успевала подняться над головой в тот момент, когда разгибается колено.
Ещё одно упражнение – рисование кончиком носа воображаемых разноцветных восьмёрок. В этом упражнении представляется привязанная к носу кисть, которая обмакивается в краску разных цветов. Нередко предлагается выполнить и более сложное упражнение: одновременно двумя руками рисовать зеркально отражённые цифры или фигуры.

Подробный рассказ.
Для выполнения этого упражнения нужно написать документальный рассказ о летнем отдыхе или эпизоде во время учёбы. Повествование должно быть не столько длинным или сюжетным, сколько подробным

В рассказе нужно в деталях описывать обстановку помещения, траекторию перемещения «персонажей», их внешний вид, диалог героев с реально прозвучавшей лексикой и стилистическими особенностями.
Альтернативой этому упражнению можно назвать ведение дневника, где будет всесторонне описано самое важное событие дня, или ведение сонника, в котором детально записываются сновидения.

Простые и интересные упражнения на развитие памяти у взрослых и детей

Если не выполнять задания на тренировку памяти, вы рано или поздно заметите, что вспоминать информацию и запоминать новое становится все сложнее и сложнее. Это происходит потому, что нейронные структуры слабеют. Когнитивная тренировка определенно полезна для укрепления памяти. Ежедневно выполняя упражнения по развитию памяти, требующие умственных усилий, вы достигнете хороших результатов и усилите нейронные связи.

Эти несложные упражнения помогут не только улучшить память, но и развить гибкость ума:

  1. Игра в слова

В поездке или на посиделках с компанией поиграйте в слова. Первый участник говорит любое слово, а следующий — придумывает свое слово с буквы или слога, на который заканчивается предыдущее. И интересно, и просто!

  1. Скрытые предметы

Положите на стол несколько предметов (желательно не менее 10), запомните их, закройте непрозрачной тканью. Проговорите названия предметов, и как они расположены. Постепенно можно увеличивать количество предметов.

  1. Запомните рисунок

Это упражнение для запоминания с помощью зрительной памяти. Возьмите рисунок, в течение минуты рассматривайте его, а потом попробуйте детально воспроизвести его на бумаге.

  1. Хождение в темноте

Дома в темноте или с завязанными глазами пройдите на кухню или в коридор. Это поможет улучшить не только память, но и способность ориентироваться в пространстве.

  1. Найди различия

Для этого упражнения можно найти много материалов в интернете и в печатных изданиях. Суть проста — вам нужно найти различия на двух картинках, которые на первый взгляд кажутся одинаковыми.

  1. Задавайте вопросы

Спросите самого себя, что вы ели вчера на ужин, в каком году закончили школу или институт. Вспоминайте время от времени детали из жизни.

  1. Слушайте музыку

Запоминайте слова, воспроизводите их в памяти спустя время. А еще попробуйте вспоминать, где вы слышали песню в последний раз, какие воспоминания с ней связаны.

  1. Устный счет

Сегодня у всех под рукой есть калькулятор, он есть в любом смартфоне. Но если вам нужно сложить пару несложных чисел, сделайте это в уме. А затем можете проверить на калькуляторе.

  1. Больше читайте

Чтение — это самый естественный способ расширить кругозор и увеличить багаж знаний. И, конечно, развить память.

  1. Используйте другую руку

Если вы правша, выполняйте простые задания левой рукой, а если левша — правой. Это способствует развитию мозга в целом.

Теперь вы знаете, как развивать память просто и интересно. И самое главное — эти упражнения для формирования и улучшения памяти подходят для людей всех возрастов. Сделать память еще лучше помогут тренажеры Викиум. С ними легко укреплять не только память, но и другие когнитивные функции.

Как заставить ЦНС работать быстрее

Ответить на этот вопрос нам помогут шахматы. Шахматисты высокого уровня тратят огромное количество времени на подготовку к турнирам и это неудивительно.

Тренировка памяти, быстрота реакции, способность принимать важные решения в условиях ограниченного времени, просчет вариантов партии на 30 – 40 ходов вперед — все это делает занятие профессиональными шахматами нелегким делом.

Все шахматисты премиум класса активно занимаются спортом и это несмотря на то, что шахматы тяжело связать с физическими нагрузками, а большую часть партии противники проводят, сидя в удобных креслах.

Наш организм – взаимосвязанная система. Правильная работа мозга зависит от многих факторов:

  • четко выверенный режим (сон, принятие пищи, прогулки на свежем воздухе, физические нагрузки)
  • правильное питание, диета
  • грамотное чередование периодов нагрузок и времени на отдых
  • правильное эмоциональное состояние
  • мотивация
  • бытовой комфорт

Один из простых ответов на вопрос как заставить мозг работать максимально эффективно, будет звучать так – ведите здоровый образ жизни!

Не избегайте нового. Попадая в непривычную для вас обстановку или сталкиваясь с очередной проблемой требующей нестандартного решения вы заставляете свой мозг работать. Это должно войти в привычку.

Со временем многие задачи, казавшиеся ранее сложными уравнениями, превратятся в развлекательные головоломки. Мощность главного процессора напрямую связана с объемом перерабатываемой информации.

Главное – чувство меры. Не стоит излишне перегружать себя работой, но стоять на месте не получится. Либо ты медленно и уверенно развиваешься, либо спускаешься на ступеньку вниз.

Как улучшить концентрацию внимания

Способность фокусироваться на проблеме, как правило, зависит от трех основных факторов:

  1. Окружение: удобство, отсутствие раздражителей, предметы обстановки;
  2. Питание: достаточное количество воды, обязательно завтрак, прогулки (насыщение мозга кислородом);
  3. Образ мышления: фокусирование только на одном деле, расстановка приоритетов, чередование простых и сложных задач.

Существует множество приемов и методик, позволяющих добиться прекрасных результатов в повышении способности концентрироваться. Испробуйте несколько, чтобы выбрать самую эффективную в вашем случае.

Наблюдайте за собой

Самый начальный этап — проведение анализа своего поведения.

Когда вы не можете решить какую-либо задачу, попробуйте «выйти из себя» и понаблюдать со стороны за своими действиями: часто взгляд стороннего человека может увидеть то, что нам самим не видно.

БАДы для улучшения памяти и работы мозга
Фенотропил для улучшения памяти
Брейн Бустер для усиления вашей памяти

мешают вам сосредоточиться

Если вам тяжело сделать это сразу, выберите человека, который достиг высоких результатов в определенной области, и постарайтесь проанализировать и перенять его приемы.

Соберитесь с мыслями

Реально оцените свои возможности и степень желания решить проблему. После этого постарайтесь найти оптимальные пути осуществления своих замыслов и начинайте действовать.

Планируйте

А это уже немалый стимул для реализации замыслов. Постарайтесь составить план как можно более подробно, с детализацией задач и этапов. Важным пунктом является также указание временных рамок. Ведь наш мозг привык экономить ресурсы и будет всеми силами сопротивляться повышению нагрузки.

Однако если временные рамки ограничены, то для ощущения «все идет как надо» вы будете вынуждены их придерживаться. Чаще заглядывайте в свой план — это поможет держать в голове поставленную задачу.

Не переутомляйтесь

Стараясь решить свою проблему, внимательно следите за нагрузками: даже обладатели железного здоровья не в силах эффективно заниматься умственной работой 24 часа в сутки. Поэтому расставьте приоритеты и планируйте только такой объем, который сможете выполнить без ущерба для здоровья и качества поставленной задачи.

Если вы решите, что способны на большее, постепенно повышайте нагрузки, однако это решение должно быть обоснованным.

Проверьте, сколько заданий вы запланировали и сколько успешно выполнили. Если показатели не совпадают, следует снизить нагрузку.

Высыпайтесь

Методики развития внимания предусматривают такие способы, как полная концентрация на поставленной задаче и минимальное отвлечение на посторонние факторы. Иногда это влечет за собой переутомление и плохое самочувствие.

Делайте паузы

Смена рода занятий дает отдых мозгу, после которого его способность к концентрации повышается. Делайте короткие перерывы (5-15 минут) через определенные промежутки времени. Используйте их для прогулок, принятия душа или коротких разговоров, гимнастики для тела или глаз — главное, чтобы ваш мозг получил передышку.

Устанавливайте цели

Важная составляющая при решении любой задачи — определение цели. Если такая цель определена, то для ее реализации достаточно разбить путь на этапы и решать задачу постепенно (при долговременной задаче). Когда же усилия прикладываются бессистемно, то происходит распыление энергетических ресурсов, а цель так и остается нереализованной.

Проводите время на природе

Если вы не знаете, как улучшить внимательность во время интенсивной работы, просто выйдите на пешую прогулку — причем постарайтесь это сделать в парке или сквере, а не на городских улицах, где полно сторонних раздражителей. Вы восстановите свой «умственный резервуар» и попутно насытите его кислородом.

Делайте упражнения на внимание

Таких упражнений придумано множество, самые простые из них:

  • Рассмотрите какой-нибудь предмет из своего окружения, а затем, закрыв глаза, постарайтесь описать все детали, которые запомнили. Во второй раз попробуйте запомнить больше мелочей. Хороший результат — 9 деталей с первого раза;
  • Максимальной концентрации на одном предмете (или образе) можно добиться, рассматривая этот предмет или думая о нем в течение 5 минут. Отвлекаться на посторонние мысли нельзя, а при достижении результата следует постепенно увеличивать время концентрации.

Упражнения повышенной сложности позволят ускорить процесс развития концентрации:

Правой и левой рукой попробуйте рисовать разные фигуры одновременно. Например, круги и треугольники. У фигур должна быть максимально сохранена форма. Если получится нарисовать более 5 фигур за минуту, то результат прекрасный.

Какие витамины улучшают работу мозга

Помимо лекарственных препаратов, также существуют и витамины, которые оказывают положительное воздействие на мозг. А еще они помогают избавиться от преждевременного старения, резкого ухудшения умственной деятельности. Это витамин:

«Омега-3».

Он устраняет именно возрастные признаки. Причем препарат оказывает положительное воздействие сразу на оба полушария головного мозга.

Медиками « омега-3» называется « жирной кислотой». Она содержится в бобах, орехах, жирной рыбе. Рекомендуется применять по 2 капсулы в день. Причем использовать данный медикамент можно и в качестве профилактики, и в качестве лечения.

Упражнения на концентрацию и устойчивость внимания

Тренировка внимания заключается в том, чтобы научиться удерживать его как можно дольше на нужном объекте или мысли, не допуская других.

Один мудрец сказал: «Есть два способа носить воду: просто носить воду и носить воду с удовольствием». Любое дело, которое делается, должно делаться сосредоточенно. Если человек думает о будущем результате своей работы, то он делает не одно дело, а два. Не следует в момент выполнения думать о награде за свою работу или о её последствиях.

Для того чтобы не прерывать свою работу, не отвлекать внимание на незнакомые детали (например, при чтении), заранее просматривайте план (или текст). Пытайтесь дополнить его недостающей информацией

Когда неудовлетворены физиологические потребности организма, то внимание к другим занятиям практически отсутствует. Перед тем, как начать занятие, следует проветрить окно или погулять на улице, немного перекусить

Стоит помнить, что переедание не способствует хорошей умственной работе и вызывает сильную сонливость.
Улучшению работы мозга способствует прием витаминов группы В, железа, магния и белковой пищи.
Различные запахи, например, запах лимона или апельсина способствует концентрации внимания.
Метод развития на концентрацию внимания: сосредоточьте свой взгляд на кончиках пальцев. И старайтесь удержать его длительное время, не отвлекаясь.

Организация рабочего пространства

В комнате, где масса отвлекающих стимулов — звук телевизора, радио невозможно сосредоточить свое внимание на работе. Однако, обстановка комнаты, где абсолютно звенящая тишина тоже не помогает, а только расстраивает внимание

Необходимо найти «золотую середину», например, тихо включить медитативную музыку или медленный документальный фильм про животных.
При планировании своих дел, не стоит забывать о том, в какое время ваш мозг наиболее активен. Ученные выяснили, что наибольшая мозговая активность проявляется в утренние часы с 9 до 12 часов и в дневное время с 3 часов до 7 вечера. У некоторых людей, наибольшая активность проявляется в ночные часы перед сном.

Специальные упражнения на тренировку внимания

Упражнение «Найди букву». Упражнение для тех, кто постоянно пропускает мелкие детали (буквы) при работе. Нужно взять любой текст (газету или книгу). Выбрать для себя какую-то одну букву, например, букву «к». Пересматривая глазами текст, постараться подчеркнуть карандашом все буквы «к», какие встречаются. Затем это же упражнение проделывается, выбрав одно какое-то слово.

Упражнение «Смещение фокуса». Попробуйте потренироваться смещать свой фокус внимания, когда едите в машине

Обратите внимание сначала на само стекло, потом на объекты, которые видны за стеклом. Также можно использовать двойственные рисунки.

Упражнение «Созерцание зеленой точки»

Необходимо взять лист бумаги, нарисовать на нем в середине зеленую точку. Каждый вечер перед сном по 5 – 10 минут смотреть на эту зеленую точку. В упражнение можно включить аутотренинг, особенно это полезно для людей, которые сильно сомневаются в себе. Вместо чистого листа бумаги, использовать лист со словами «я все смогу», «меня ждет успех» и так далее.

Упражнение на открытость внимания. Наибольшая концентрация внимания проявляется при незнакомых или необычных ситуациях. Как только психика адаптируется к возникшим изменениям, внимание притупляется. Хорошим примером является фильм «Трасса-60», когда доктор показывает пациенту сначала обычные карты – пики черные и черви красные. Затем показывает необычные, где масть не соответствует цвету. Для тренировки такого внимания необходимо разными фломастерами на листе бумаги написать названия цветов, не соответствующие цвету фломастера.

Упражнение на переключение внимания. Попробуйте совершать два действия одновременно. Например, возьмите любую книгу и начинайте читать, одновременно считая слова в тексте.

Упражнение на отключения внимания, развитие наблюдательности. Для этого необходимо отпустить внимание, позволить мыслям приходить на ум спонтанно, так чтобы мысль свободно текла одна за другой. Внимание не должно сосредотачиваться на какой-то конкретной мысли.

Упражнения для детей

Детям дошкольного и школьного возраста также очень важно развивать и внимание, и память – эти качества им необходимы для успешной учебы. Есть всевозможные программы для снижения дефицита внимания – в том числе и игровые методики. Очень важно суметь заинтересовать ребенка занятиями и регулярно уделять время тренировкам для повышения когнитивных способностей

Все методы эффективны лишь в том случае, если удается заниматься хотя бы понемногу, но каждый день. Проблемы с вниманием и памятью у детей можно решить следующими способами

Очень важно суметь заинтересовать ребенка занятиями и регулярно уделять время тренировкам для повышения когнитивных способностей. Все методы эффективны лишь в том случае, если удается заниматься хотя бы понемногу, но каждый день

Проблемы с вниманием и памятью у детей можно решить следующими способами.

Читайте детям сказки и обсуждайте их потом вместе. Мотивируйте ребенка как можно более подробно вспомнить содержание сказки, детали и подробности. Задавайте наводящие вопросы, которые помогут воспроизвести прочитанное подробнее. Можно составить тезисный план, по которому ребенок должен будет пересказать сказку
Обращайте внимание на то, чтобы ребенок не забывал содержание слишком быстро: просите его ответить на вопросы по содержанию через несколько дней и через неделю после прочтения. Со временем увеличивайте количество страниц.

Попробуйте задавать ребенку вопросы перед прочтением текста – это упражнение особенно эффективно именно для концентрации внимания
Если ребенок нацелен найти ответы на конкретные вопросы, он будет внимательнее слушать и подмечать мелочи. Старайтесь, чтобы вопросы касались не основной сюжетной линии, а именно деталей, второстепенных для сюжета. Этот способ не только поможет превратить чтение в интересную игру, но положительно повлияет на развитие внимания и заинтересует ребенка литературой.

Учите стихотворения вместе с ребенком – это одновременно полезно и для памяти, и для внимания

Дети часто путают строфы между собой, потому что они совпадают по ритму: надо добиться того, чтобы ребенок внимательно вникал в содержание стихотворения и не упускал ничего важного. Можно брать длинные стихи и выучивать их частями – например, каждый день прибавлять по одной строфе

Однако каждое занятие важно начинать с повторения всего стихотворения, чтобы тренировать долговременную память.

Детям наверняка могут понравиться всевозможные игровые методики. Используйте мультфильмы или игрушки, чтобы развить их внимание и память. Поощряйте их запоминать сюжеты любимых мультфильмов и передач с мельчайшими подробностями – пусть они запоминают, как одеты герои и что они говорят. Можно рассаживать по столу игрушки и просить за несколько секунд запомнить их положение относительно друг друга, а потом отвернуться и пересказать.

Вести дневник детям тоже может быть интересно. Попробуйте реализовать с ними упражнение Пифагора.

Компьютерные развивающие игры или приложения для смартфонов тоже будут полезны и смогут заинтересовать детей.

Выводы

Память – важнейшая функция нервной системы, отвечающая за запоминание, накопление и воспроизведение полученной информации. При нарушении межнейронных связей в мозге, у человека возникают рассеянность, забывчивость, раздражительность, тревожность, дезориентация в пространстве. В основе таких проблем нередко лежит дефицит эссенциальных веществ в организме.

Для предупреждения когнитивных расстройств важно ежедневно восполнять потребность организма в витаминах (В, С, E, D, P), микро- и макроэлементах (магний, фосфор, сера, калий, кальций, цинк, медь, железо), эссенциальных жирах (омега-3, , ). Получить их можно из цельнозернового хлеба, пророщенных злаков, сырых орехов и семечек, жирных сортов рыб, яиц, каш, фруктов, кисломолочных продуктов

Для профилактики венозных застоев в мозге, целесообразно принимать добавки для памяти – «Витрум Мемори», «Направит», «Активный день», «Форевер Гинкго Плюю», «Глицин», «Аминалон», «Фенотропил». Однако вид комплекса, как и показания к его приему, определяет врач-невролог на основании жалоб, осмотра и данных обследования пациента.

Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru

Автор статьи:

Дружикина Виктория Юрьевна

Специальность: терапевт, невролог.

Общий стаж: 5 лет.

Место работы: БУЗ ОО «Корсаковская ЦРБ».

Образование: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева.

Другие статьи автора

Будем признательны, если воспользуетесь кнопочками:

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий