Матаджи Свами Парамешвариананда. Хозяйка этого места
Сейчас этим местом руководит монахиня по имени Свами Парамешвариананда. Она не только ведет административную работу, но и читает лекции по Веданте. Когда я жила в этом Кутире, на его территории ведись строительные работы. Матаджи была очень занята и на нашем курсе нас не обучала.
Наши преподаватели говорили, что ее лекции по Веданте замечательные. Ничего не могу сказать на эту тему. Личного общения у нас с ней было немного.
В конце курса всем желающим она давала Мантра Дикшу и духовные имена. Я вначале не хотела получать какое-либо посвящение.
Мне думалось, как я могу перенимать что-то у человека, которого я не знаю, который не знает меня. Я не доверяла Матаджи и отказалась принимать Дикшу.
Во время группового посвящения в мантру я была в своей комнате и готовилась к экзамену. И вдруг я поняла, что информация перестала восприниматься. Причем за день до этого мне казалось, что мой английский продвинулся так, что мне все равно на каком языке читать на русском или на английском. А теперь я смотрела в книгу, но слова в предложения не составлялись.
После посвящения все, кто его принял были довольные и глаза их светились. Я подумала, что зря я отказалась. Все-таки посвящение в традицию дает реальную силу. А я выбрала роль стороннего наблюдателя.
На следующее утро во время прогулки вдоль Ганги я почувствовала, что место меня выталкивает. Возникла мысль, что я больше сюда никогда не вернусь, хотя до этого я планировала еще раз приехать в Уттаркаши и узнать место получше. Было ощущение, что какая-то дверь захлопнулась.
Вечером была прекрасная пуджа посвященная Трипура Сундари, и поняла, что для того, чтобы создать такую благостную атмосферу, нужна большая сила. И обладательница этой силы именно наша Матаджи Свами Парамешвариананда
Одно только ее имя может сказать о многом:) Как я сразу на это внимание не обратила? Я решила исправить свои ошибку
На следующее утро я попросилась на встречу с Матаджи, поговорила с ней, рассказала о всех прежних сомнениях, попросила прощение и обратилась с просьбой дать мне мантру в индивидуальном порядке, если это возможно. Матаджи немного подумала и сказала, что даст мне мантру после экзамена. После этого подготовка к экзамену пошла хорошо, и, как я написала выше, меня даже на устный экзамен не вызвали.
После экзамена я получила мантру и духовное имя. Хотя к духовным именам я отношусь несерьезно, поэтому оглашать его не буду. Как говорил наш учитель Веданты Свами Джанарданананда, Атман не имеет ни формы, ни имени. Поэтому, чтобы ощущать себя Атманом, новое имя, на мой взгляд, не нужно.
Наработки более опытных преподавателей
Кроме чисто теоретического знания, на курсах подготовки инструкторов йоги всегда даются конкретные практические наработки людей, которые уже давно преподают йогу.
Как лучше настроить на занятие себя и группу? Как строить базовые последовательности асан для начинающих? Какие принципы при построении этих последовательностей надо использовать? Ответы на эти вопросы обучающиеся на курсе получат на классах проведение групповых занятий.
Именно способность перенимать опыт других людей — залог развития человечества. То же самое в йоге — передача знания от учителя к ученику — направлена на то, чтобы следующие поколения учеников глубже погружались в мир йоги и достигали в итоге в своем развитии даже больших высот, чем их учителя.
Экзамен
Экзамен был письменным. Длился 3,5 часов. Был на английском языке и включал больше 100 вопросов. Вопросы были по Веданте, по Бхагават Гите, по биографии Свами Шивананды и Свами Вишну Девананды, по Анатомии и Физиологии Йоги, по построению последовательностей асан и Пранаяме, по Мантрам, то есть сразу по всем предметам, которые мы проходили.
Мой английский был не самым лучшим. Я не все понимала на лекциях. У нас был толстый учебник сразу по всем предметам. После лекций я читала, что мы проходили. Это мне помогало в освоении материала. Многие темы были известны до курса. С их пониманием больших проблем не возникало.
Новая информация на английском не всегда была понятна. Сначала я думала, что сертификат мне не нужен и экзамен можно не писать. Но потом, все-таки решила попробовать свои силы в письменном английском. К тому же нам сказали, что если кто-то плохо напишет, то его вызовут на устный экзамен.
Несколько человек действительно вызвали на устный экзамен. Меня не позвали. То ли я хорошо всё написала, то ли на столько плохо, что решили, что и устно со мной общаться не стоит. В итоге сертификат выдали всем.
У меня создалось впечатление, что этот курс был создан для распространения йоги в ширину. То есть цели научить глубоко йоге не было. Надо было выпустить как можно больше адептов, чтобы они сеяли знание йоги по всему миру, как могут. Конечно, это только первая ступень. Есть еще продвинутый курс. Возможно, там более строго подходят к выдаче сертификатов.
Уровень обучения
На мой взгляд, информация на курсе подавалась хорошо, все преподаватели отлично владели своим предметом. Обратная связь тоже была. Мы писали домашние занятия по Веданте, Анатомии Йоги, по построению последовательностей асан. Наше домашнее задание прочитывалось преподавателями, и мы получали отметки «Хорошо» и «Очень хорошо». Однако, что было написано неправильно не отмечалось.
У всех студентов была возможность провести по два полных класса по пранаяме и асанам. Это очень ценный опыт. Однако один преподаватель отслеживал 5 групп, которые одновременно занимались в классе
То есть его внимание было в любом случае рассеянным. В итоге в основном нас хвалили. Замечания по ведению, конечно, были, но не очень конкретные. Критика велась в очень мягкой и обтекаемой форме
У некоторых учеников до этого курса был совсем небольшой опыт практики йоги. Для них многие асаны были новыми. Они не всё смогли освоить, поэтому ключевые моменты выполнения асан до конца некоторые не поняли. При этом всё равно они получили зачет по ведению. Мы на нашем курсе «Ачарье» при таком бы ведении сертификат не дали.
Уровень выполнения поз вообще никакой роли не играл. В этой системе не подразумевается демонстрация учителем асан базовой последовательности. При этом на первых 4 уроках (типа наших «Первых Шагов Йоги») и на открытом классе (более продвинутый уровень, чем базовый) демонстрация возможна. Но базовый класс почему-то надо вести только голосом.
Больше всего на курсе поощрялось само участие во всех мероприятиях и учитывалось хорошее поведение. Посещаемость тщательно отслеживалась. Пропустить что-то незаметно было невозможно. Все всегда ходили на сатсанги, не пропускали уроки хатха йоги, убирали территорию или делали еще какую-то работу, пели Бхаджаны. Именно участие во всех мероприятиях курса позволяло получить сертификат даже при слабо сданном экзамене.
Классы для начинающих и базовая последовательность асан
Ключевое слово здесь «в основном». Дело в том, что мы так же рассматривали подробно 4 класса для начинающих. На первых 3-х классах меньше 12 асан, четвертый урок — это уже базовая последовательность. Предполагается, что приступать к практике по этим урокам можно с самого нуля.
Однако кроме этих 4-х последовательностей в нашем учебном пособии описаны еще 8 классов для начинающих.
Если сравнить те 4 последовательности, которые мы разбирали, с 8-ю описанными потом, то становится понятно, что здесь описаны два варианта входа в базовую последовательность.
1-й вариант более быстрый и состоит из 4 уроков, 2-й более постепенный и состоит из 8 уроков. То есть предполагается, что можно постепенно подготовить человека к выполнению базовой последовательности либо за 4, либо за 8 уроков.
Сама базовая последовательность — это не только те 12 поз, которые можно увидеть на картинке. Есть еще промежуточные упражнения и позы.
Начнем с того, что вначале делаются дыхательные упражнения, потом Сурья Намаскар, после идет расслабление в Шавасане. Потом идут динамические упражнения для ног лежа на спине, которых нет на картинке, так как это упражнения, а не асаны.
Первая асана — Ширшасана. После нее выполняется Шашанкасана, которая считается компенсацией к стойке на голове, а не отдельной позой. Именно по этой же причине Пурвоттанасана, которая идет после Пашчимоттанасаны, не показана на схеме 12-асан. Она считается позой для компенсации наклона.
После Дханурасаны есть еще и Марджариасана. Кроме того, здесь есть еще три Макарасаны — перед, между и после прогибов, лежа на животе. Так что реально в базовой последовательности больше 12 поз. Те позы, которые считаются подготовительными или компенсационными, на схеме отсутствуют.
На курсе мы сначала тренировались проводить последовательности для начинающих, потом каждый из нас провел базовую последовательность.
На классах, где мы развивали уровень своей личной практики нам редко давали базовую последовательность в чистом виде. Асаны были разные.
К примеру, лежа мы не только поднимали и опускали ноги, как предлагалось начинающим, но и интенсивно вытягивали их. То есть выполняли разные варианты Супта Падангуштхасаны, в том числе, и довольно сложную вариацию с ротацией в тазобедренном суставе.
Из стойки на голове предлагалось выйти в Пинча Маюрасану и сделать прогиб. Желательно было выполнить полного скорпиона, то есть поставить стопы на голову. Мы делали и Хануманасану, и Эка Пада Ширшасану, и Гарбха Пиндасану. То есть мне на занятиях по асанам скучно не было.
Для того, чтобы получить право преподавать не только базовую последовательность, достаточно пройти еще один курс, который называется продвинутый курс преподавателей йоги (АТТС). То есть в этой системе всего две ступени. На первой готовят Сиромани, на второй — Ачарья.
Веданта или Санкхья?
На первых же занятиях я поняла, что Шиванада Йога базируется прежде всего на философии Веданты. Именно этот предмет здесь считается самым важным.
Свами Вивекананда, который познакомил Америку и Европу с основными положениями Веданты еще в 19 веке, тоже рассматривал Раджа Йогу в ключе Веданты, однако никогда не пропагандировал Хатха Йогу.
Он шёл чисто интеллектуальным путем познания реальности. Свами Шивананда же стоял на позициях Веданты с философской точки зрения и при этом активно использовал техники Хатха Йоги: асаны и пранаямы.
Йога — одна из 6 систем индийской философии, которая базируется на Санкхье. Описание Высшей Реальности с позиции Веданты и Санкхьи немного разные. На курсе Шивананда Йоги нам преподавали прежде всего именно Веданту. Хотя были лекции и по Бхагават Гите, на которых разбиралась Санкхья. Лекции читали два разных человека и об одних и тех же вещах они говорили немного по-разному.
К примеру, на лекциях по Веданте нам говорили, что после смерти разрушаются физическое и тонкое тела, а перерождается только причинное тело. На лекциях по Бахгават Гите же утверждалось, что перерождаются и тонкое, и причинное тела. Конечно, это мелочь. Понятно, что точный ответ на этот вопрос получить невозможно. Некоторые философские системы вообще идею перерождения не допускают. Но все-таки ученики себя чувствуют уютней, когда преподаватели на одни и те же вопросы дают одинаковые ответы. К тому же, в конце курса подразумевался экзамен.
Кроме Веданты и Бхагават Гиты нам давали азы Анатомии и Физиологии Йоги, обучали пению Бхаджан и Мантр
Постоянно говорили о важности следования 5 пунктам йоги:
- правильные упражнения (асаны);
- правильное дыхание (пранаяма);
- правильное питание (вегетарианство);
- правильное расслабление (шавасана);
- правильное мышление (медитация).
Были практические занятия по асанам и пранаямам для развития личного уровня практики, а так же нас обучали проводить классы по йоге в начальных группах. Каждый из нас дважды попробовал себя в качестве преподавателя йоги.
Чтобы учеба не «пошла лесом»: 5 вопросов, которые нужно задать себе, прежде чем стать инструктором по йоге
Как и всякому другому занятию, придется учиться, ведь владельцы фитнес-клубов и студий йоги склонны верить не красивым глазам, а документам, подтверждающим ваш профессионализм.
Среди российских заведений, которые имеют лицензию на образовательные услуги и выдают сертификаты по окончанию курсов, специалисты выделяют ТОП-5:
Пройдя на официальные сайты этих уважаемых школ йоги, можно найти актуальную информацию о курсах для инструкторов – время проведения, длительность, стоимость, целевую направленность и пр.
Не можете выбрать курсы по йоге? Без паники!
Какой именно стиль йоги вам бы хотелось освоить на первом этапе? Какая традиция вам ближе?
Понятно, что основам анатомии, физиологии, психологии вас научат на любых хороших курсах для инструкторов по йоге, но лучше всего специализироваться на одном из популярных направлений:
хатха- йога.
Пожалуй, самая универсальная йога
Включает в себя и силовые упражнения, и на растяжку, работу с дыханием и медитацию;
аштанга- йога.
Эта йога точно не для ленивых: силовая нагрузка и быстрый темп, в котором выполняются асаны, не даст заскучать;
айенгар- йога.
Стиль для самых дотошных, так как главное внимание уделяется правильному положению тела. Позы в этой йоге удерживаются достаточно долго;
бикрам- йога (горячая йога).
Занятия проводятся в зале, где температура воздуха 40-44 градусов Цельсия.
Вы еще хотите в сауну?
кундалини- йога.
Йога, где главный упор – на дыхание по время выполнения асан;
виньяса- йога.
Этакая йога для молодых: позы быстро перетекают из одной в другую.
Что делает школу, в которой вы хотите выучиться на инструктора особенной и подходит ли это вам?
Дело в том, что кто-то будет настаивать на том, чтобы вы придерживались вегетарианства, кто-то концентрируется на безопасности и отсутствии травм, кто-то – на медитации.
Словом, «думайте сами, решайте сами», разделяете ли в приоритеты преподавателей или стоит поискать других наставников.
Какой сертификат инструктора вам выдадут по окончанию обучения?
Особенно внимательно отнеситесь к этому вопросу, если вы нацелились работать заграницей: ваш сертификат должен «канать» в выбранной стране.
Например, в США берут на работу только инструкторов из школ, зарегистрированных в Yoga Alliance.
Как построена программа обучения инструкторов по йоге?
В идеале вы должны не только молча внимать какому-то гуру йоги, но и иметь возможность задать ему вопросы, пообщаться с сокурсниками, наладить деловые контакты.
Вы же когда-нибудь планируете открывать свое дело?
Насколько опытны ваши преподаватели по йоге?
Сможете ли вы почерпнуть у них знания, которые нельзя найти в Интернете и книгах, а постигаются только на личном опыте?
В идеале ваши преподаватели по йоге должны внушать не просто уважение, а настоящее восхищение (что-то вроде личного знакомства с английской королевой).
Кстати, не стоит отказываться от идеи стать инструктором по йоге, если вам не повезло родиться в матушке-Москве – сейчас открывается все больше филиалов в регионах, проводиться масса выездных семинаров и тренингов. Не всем же быть столичными штучками, кому нужно преподавать йогу и на периферии.
Ну а после того, как вы получили заветный сертификат, нужно решить, как применить его на практике.
Школа Каула-йоги (ЦАО, ВАО)
Школа Каула-йоги ежегодно проводит тренинги для будущих преподавателей йоги. Состоит из 10 двухдневных сессий — по одной на месяц. Успешно прошедшие тренинг студенты получают сертификаты и могу преподавать самостоятельно. Сам тренинг состоит из:
- вступительного экзамена;
- семинаров и лекций;
- учебных материалов;
- выпускных экзаменов.
Программы практических занятий:
- Анатомия и физиология человека.
- Человек как система (анатомия, физиология, биохимия, психология).
- Асаны (личная практика, теория, практика преподавания).
- Теория и практика построения последовательностей асан.
- Пранаяма (теория и практика).
- Бандхи (теория и практика).
- Шавасана (теория и практика).
- История и философия йоги.
- Психофизиология.
- Энергетическая система человека.
- Медитация (теория и практика).
- Введение в особенности практики при основных заболеваниях.
- Коррекция в позах (теория и практика).
- Экология преподавания.
- Особенности женской практики.
- Работа с голосом, публичное выступление.
- Первая помощь.
- Практика ведения групповых занятий по йоге.
Обязательное условие для прохождения тренинга — смотр личной практики. В 2019 году вступительный экзамен для желающих обучаться пройдет 16-17 июня. Список поз для экзамена:
- Тадасана (30 сек).
- Урдхва хастасана (30 сек).
- Врикшасана (30 сек).
- Уттхита Триконасана (30 сек).
- Вирабхадрасана 2 (30 сек).
- Уттхита паршваконасана (30 сек).
- Ардха чандрасана (30 сек).
- Уттанасана (стопы на ширине таза, вытяжение вперед) (30 сек).
- Вирабхадрасана 1 (30 сек).
- Паршвоттанасана (вытяжение вперед) (30 сек).
- Паривритта триконасана (30 сек).
- Прасарита падоттонасана (30 сек).
- Адхо мукха шванасана (30 сек).
- Уткатасана (30 сек).
- Дандасана (30 сек).
- Свастикасана (30 сек).
- Баддха конасана (30 сек).
- Джану ширшасана (30 сек).
- Трианг мукхаэкапада пашчимоттонасана (30 сек).
- Пашчимоттонасана (30 сек).
- Шалабхасана (30 сек).
- Урдхва мукха шванасана (30 сек).
- Урдхва прасарита падасана 90 (30 сек).
- Сету бандха сарвангасана (на опоре) (30 сек).
- Бхарадваджасана 1 (30 сек).
- Вирасана (руки гомукхасана) (30 сек).
- Супта вирасана (на опоре) (30 сек).
- Супта баддха конасана (30 сек).
- Сарвангасана (3 мин).
- Халасана (3 мин).
- Шавасана (5 мин).
Программа обучения уникальна и не имеет аналогов в СНГ
История и философия йоги:
Направления йоги древнего и средневекового периодов
История и философия Нового времени
Текстовые первоисточники йоги: от Вед и Упанишад до поздних йогашастр (древнего периода)
Текстовые первоисточники йоги: от Вед и Упанишад до поздних йогашастр (средневекового периода и Нового времени)
Йога-сутры Патанджали
Хатха-йога прадипика
Гхеранда – самхита
Бхагавад-гита
Шива-сутры
Виджня́на-бхайра́ва-та́нтра
Адвайта-веданта
Асаны хатха-йоги:
Травмобезопасность и адаптация асан
Разбор асан стоя
Балансы
Асаны лёжа на спине
Наклоны и асаны с прогибом
Перевернутые асаны
Медитационные
“Сурья намаскар” в различных школах и традициях
Выбор асан для медитационных практик
Усложнение и упрощение последовательностей
Принципы персонализации последовательностей
Дыхательные практики и пранаяма
Подготовительные дыхательные упражнения
Вариации быстрых и плавных дыхательных комплексов
Пранаяма. Основные техники
Оздоровительные системы дыхания
Методика психотерапевтического дыхания
Йогатерапия. Возможности йогатерапии при основных заболеваниях
Анатомия и физиология:
Организм
Ткани.
Опорно-двигательный аппарат
Дыхательная система
Сердечно-сосудистая система
Пищеварительная система
Нервная система
Иммунная и лимфатическая системы
Мочеполовая система
Эндокринная система
Мастерство и методика преподавания:
Методики построения занятия
Методики построения комплексов хатха-йоги
Методика преподавания пранаямы
Ведение групповых занятий для начинающих
Ведение групповых занятий для продолжающих
Отстройка асан: правки голосом
Отстройка асан: правки руками
Внешний вид и инструменты преподавателя йоги
Безопасность и этика преподавания
Йога-нидра: теория и практика
Йога-нидра: различные вариации практики
Личная практика
Хатха-йога и медитация
Интеграция опыта йоги в повседневную жизнь
Тренинг по управлению эмоциями и повышению стрессоустойчивости
Карма-йога
Проработка травм прошлого опыта
Аскетические практики
Отработка методов усиления концентрации
Основы ораторского искусства
Техника речи
Приёмы речевого воздействия
Жестикуляция
Приёмы работы с вниманием аудитории
Тонкая анатомия: мудры, бандхи, чакры, коши
Прикладная психология
Основы психосоматики
Работа с внутриличностными конфликтами
Трансформация телесных симптомов
Доступ к урокам Школы психосоматического здоровья
Психология йоги. Природа ума
Тренировка алгоритмов мышления
Техники повышения уверенности
Медитация
Методика: Медитация в условиях мегаполиса
Расширенный курс по медитации (в рамках специализации)
Вход в медитацию через концентрацию
Вход в медитацию через созерцание
Основные принципы и вспомогательные техники
Преподавание йоги онлайн
Построение личного бренда преподавателя
Энергетическая безопасность преподавателя
Специализация на выбор студента:
Йогатерапия:
Йогатерапия нарушений осанки в саггитальной плоскости
Йогатерапия остеохондроза, протрузий, грыж, спондилеза и др.
Сколиоз: классификация, этиология, виды сколиоза
Возможности йогатерапии.
Методика и мастерство преподавания в общих и индивидуальных классах.
Пренатальная йога:
Анатомия женской репродуктивной системы
Анатомия и физиология родов
Построение практики в различные периоды беременности
Медитация:
Вход в медитацию через концентрацию
Вход в медитацию через созерцание
Нейрофизиология медитации
Методы остановки внутренних диалогов
Мастерство преподавания
Письменные работы
Эссе
2 курсовые работы
Поддержка и обратная связь преподавателей
Публикация лучших работ на сайте Университета йоги
Возможность ассистировать преподавателям на занятиях в центре йоги
Чтобы забронировать место в группе, необходимо внести предоплату в размере 3000 рублей. Чтобы заранее начать обучение и получить доступ к онлайн-материалам, необходимо внести предоплату в размере 50% от полной стоимости курса.
Контакты для записи и вопросов:
+7 (495) 023-00-70 | v@niketan108.com | Написать в
Пранаямы
Как ни странно, полному йоговскому дыханию здесь уделяется меньше места, чем было это сделано на классах моего первого учителя Джая Кумара Свамишри.
Полное Йоговское дыхание появляется на 2-ом уроке для начинающих, есть на 3-ем уроке, но на 4-ом и в базовой последовательности его отдельно уже не рассматривают. То есть считается, что за два урока это дыхание освоено? Мне кажется, что имеет смысл повторять технику Полного Йоговского Дыхания на каждом базовом занятии. Но этого в системе нет.
Мой первый учитель йоги Джай Кумар Свамишри говорил мне, что существуют два варианта выполнения Полного Йоговского Дыхание:
- вдох выполняется снизу вверх; выдох — сверху вниз;
- вдох выполняется снизу вверх; выдох — снизу вверх.
Мой учитель мне говорил, что оба варианта правильные. Надо выбрать какой-нибудь один и ему следовать. Он предложил нам делать выдох сверху вниз. Я так и делала все эти годы.
В Шивананда Кутир нам сказали, что выдох делается снизу вверх. Я решила попробовать перестроить свое дыхание. Надо сказать, что так дышать оказалось гораздо удобней. Выдох стал удлиняться без особых усилий.
Вторым сюрпризом для меня стали задержки без Бандх. Мы дышали Капалабхати, после делали 2-3 плавных вдоха-выдоха и только потом задерживали дыхание, не выполняя какие-либо Бандхи. Сначала мне это показалось очень неудобным и сложным. Всегда проще делать то, что привык. Но через какое-то время я поняла, что главная задача при выполнении такой задержки — научить расслаблению.
Анулома Вилому мы дышали почти весь курс тоже без Бандх. Мне и тут вначале было не легко, но постепенно я привыкла и под конец уже получалось легко дышать в предлагаемой пропорции. Начали мы с 4:16:8. Потом каждый день задача усложнялась. Под конец курса мы дышали: 7:28:14.
В последний день у нас был урок Пранаямы продвинутого уровня. На нем нам в первый раз рассказали о Бандхах. После месяца практики пранаямы без бандх после их подключения задержка ощущалась гораздо комфортней. Я бы сравнила этот тренинг, как бег с гирями на ногах. Если бегать все время с гирями, а потом их снять, то без этих гирь хорошо получиться побежать. Этот ли принцип заложен в этой методике или есть какие-то другие причины выполнения пранаям без бандх я затрудняются сообщить.
На последнем классе мы дышали Анулома Вилому в пропорции 8:32:16 и использовали бандхи. Как я поняла, здесь считается, что если человек не способен делать длительный задержки, то бандхи ему лучше не делать. То есть дыхание с задержками без бандх развивает дыхательные возможности легких, и на первом этапе именно эта задача ставится перед учеником. Когда задержка уже большая, то включаются бандхи и пранаяма рассматривается уже как энергетическая практика, направленная на аккумулирование энергии.
На этом последнем уроке мы так же выполняли Бхрамари, Ситали, Ситкари, Уддажайя и Саману Пранаямы. Удджайя и Бхрамари давались не так, как я привыкла делать. Саману — очень интересная техника с использованием концентраций на чакры и биджа мантры чакр.
Однако разобраться с этими энергетическими техниками нам на этом курсе не дали
Сказали, что этот уровень осваивается на второй ступени курса или на курсе под названием «Садхана Интенсив», где уделяется больше всего внимание именно пранаямам
После этого курса мы имеем право преподавать только Капалабхати и Анулома Вилому с задержками, но без бандх.
Энергия учителя
Кроме того, во время проведения занятий мы делимся со своими учениками не только знаниями, но и энергией. Получаем мы её во время личной практики. Это тоже одна из причин заниматься либо дома, либо в какой-нибудь группе более сложного уровня. Иначе будет энергетическое опустошение.
Ученики интуитивно чувствуют энергию учителя. Когда появляется это опустошения, то снижается количество учеников на занятиях. Это наводит инструктора на грустные мысли. Эти мысли формируют негативное поле и начинается кризис.
Лучший способ выхода из кризиса — личная практика. Если кризис стал совсем глубоким, то лучше всего прекратить на время преподавание и поехать на какой-нибудь семинар по йоге. Не обязательно в Индию.