Древняя линия духовного учения или королевская раджа йога

Яма — Самоконтроль

Яма означает самоконтроль и воздержание. Первая ступень, которая проповедует принципы и негативные качества, от которых необходимо избавится. Состоит из 5 принципов:

Ахимса — принцип ненасилия

Ахимса означает, что любое живое существо имеет право на жизнь и не в наших полномочиях вершить судьбу этих живых существ. Простыми словами — не причинять боль, страдания, не убивать на уровне мысли, слова или действия.

Сюда относят потребление мяса животного, поскольку поедание требует убийства. По принципу ахимсы йоги становятся вегетарианцами. Это происходит естественно, во время практики, очищения сознания тебе хорошо и ты хочешь, чтобы это состояние ощутил каждый, даже животное, которое росло, чтобы стать едой.

Животные наделены сильным инстинктом, рефлексом, процесс которого запускается в момент осознания приближающейся смерти. Каким-то образом они ощущают, что скоро грядет их смерть и начинается ощущение дикого страха. В этот момент происходит высвобождение гормонов страха и смерти по всему телу животного, которые остаются в мясе после убийства.

Потребляя мясо, люди и не подозревают почему они внезапно могут ощутить неконтролируемый страх, вспышки тревоги, неврозы.

Сатья — Истина

Всегда говорить правду хорошо и правильно, но более важно то, как мы передаем правду. У нас есть способность “бросать” правду в кого-то, как нож, но мы также способны одевать эту же истину в любящие слова

Важна истина и правда, важно не только доносить правду, но и передавать истину своими поступками. Иногда правда может ранить как нож, поэтому необходимо стараться доносить ее деликатно, тактично и через свой пример.Учения гласят не нарушать принцип ненасилия всеми доступными способами

Прислушайтесь к совету об истине:

Правдивость означает открытость чувств, свобода от уклончивость, изворотливости и оправданий. Каждый человек должен внутри себя знать своею правду и истинное лицо. Конечно, на какое-то время можно скрыть то, кем мы являемся от других, но перед собой мы чисты. Мы являемся свидетелями истинной личности.

Астея — не кража

Астея гласит о запрете воровства. Вы не вправе отбирать то, что вам не принадлежит, будь то материальные ценности или интеллектуальная собственность. Астея также касается человеческих чувств — нельзя отбирать у человека радость, счастье или какую либо возможность. К этой сфере также относится неуважительное отношение к природе, разрушение окружающей среды вокруг себя.

Брахмачарья — чистый образ жизни

Брахмачарья — одна из ступеней духовного развития, которая означает сексуальное воздержание или целибат. Но это скорее не самоцель. а следствие практики йоги в жизни. Все наши мысли должны быть направлены в сторону духовного развития, в сторону божественного начала

При этом важно соблюдать гармонию в реальности, исполнять обязанности осознанно. Соблюдая брахмачарью, человек также приобретает вирья (энергию и геройство)

Апариграха — неприсоединение владений

Накопительство, покупка и хранение ненужных вещей, избыточное потребление — все это не про апариграха. Практика апариграхи заключается в непринятие даров, отсутствии накопительства. Принцип апариграхи означает, что у вас не должно возникать чувства стремления к сиюминутному удовлетворению, даже самым простым желаниям. Человек должен быть удовлетворен ровно тем, что у него есть в данным момент жизни. Чем больше имущества, тем больше забот. Меньше имущества — больше свободы.

Раджа-йога — упражнения

Решив уделить время изучению упражнений по раджа-йоге которой на первый взгляд просты, не поддайтесь этому обманчивому впечатлению

Как и все остальные индуистские практики, огромное внимание в царской йоге уделяется дыханию. Умение контролировать его приходит с опытом

После занятий вы должны чувствовать усталость, когда выходите из состояния полного расслабления.

Основное упражнение на контроль дыхания заключается в том, чтобы задержка была в 4 раза дольше вдоха и 2 раза дольше выдоха.

Следующее упражнение — замедление течения своих мыслей, вплоть до способности не думать. Это дает полный отдых психике, но при этом держит ее под контролем. В итоге вы подчините бессознательные мысли своей воле.

Третье упражнение — медитация, искусство полного сосредоточения, погружения в вопрос. Медитация помогает практику царской йоги получать новую информацию о событиях, вещах и явлениях, познать их глубину и достичь нового типа сознания.

Прежде чем научиться контролировать свой разум, подчинить себе его глубины, следует научиться контролировать свое тело. Сядьте или лягте в любую удобную для вас позу и проследите за ощущениями. Запоминайте и анализируете любые неудобства, например, когда захочется почесаться или сменить позу. После нарастания дискомфорта, напряжения, появления зуда придет стадия полного расслабления.

Контролируйте мышцы конечностей. Сядьте и вытяните руку в сторону, на уровне плеча, направьте ладонь вниз. Смотрите на средний палец и не допускайте его малейшего движения. Повторяйте в течение 1 минуты.

Тренировка ума вместе с Рамачарака

Йог Рамачарака (настоящее имя Вильям Аткинсон) — это известный американский писатель, который многие годы продвигал индийскую философию на родине. Его книга «Раджа-йога» является одним из самых популярных руководств по этой духовной практике. В ней достаточно сложные вещи описываются доступным языком. Рамачарака рассказывает, как люди могут познать себя настоящего и отказаться от ложных знаний и убеждений. Знаменитая тренировка ума от йога включает два упражнения, которые помогут познать скрытые интеллектуальные возможности и стать увереннее в себе.

Упражнение 1

Фиксируемся в удобном положении, чтобы тело не привлекало внимание

Важно ощутить легкость в мышцах и расслабиться

  1. Место выполнения упражнений должно быть тихим, позвольте разуму свободно занимать пространство.
  2. Первым делом, после того, как сосредоточитесь, займите ум мыслью «Я есть». Примите себя как отдельное от тела, неуязвимое и независимое существо.
  3. Подумав об этом несколько мгновений, попытайтесь воспринимать свою духовную оболочку как что-то могущественное, способное управлять разумом.
  4. Следите за тем, чтобы ум не метался из стороны в сторону, мысли были четкими, не зависели от внешних факторов.
  5. Развивайте мысли, рассматривайте свое «я» как единое с с жизнью, силой, разумом и бытием. В этот момент вас переполняет чувство умиротворения и контроля над собственным разумом.
  6. Забудьте обо всех мирских делах и проблемах, сосредоточьтесь только на своем «Я есть».
  7. Не пытайтесь освоить все и сразу. Ваша цель объединить внутри себя все энергии.
  8. Начинаем с приравнивания ума со своей сущностью, а после добавляйте «есть», что означает реальность.
  9. Слияние этих двух понятий дает возможность сосредоточить все мысли внутри себя.
  10. Повторяйте упражнение, пока вы не сможете быстро входить в состояние сосредоточенности. Это умение вам сразу же принесет легкость и успокоение.

Упражнение 2

Для выполнения вам нужно собраться с мыслями и сосредоточиться на одном предмете

С виду легкие упражнения для начинающих на практике доставят массу трудностей, ведь наше внимание всегда рассеивается на множество вещей. Раджа-йога как классическая методика требует регулярных тренировок, которые помогут добиться желаемого результата

Важно! Такие нагрузки особенно подходят для новичков, которые хотят научиться сосредотачиваться на отдельных вещах

Определите для себя какой-нибудь предмет внимания, сконцентрируйтесь только на нем, не думая об остальном мире.
Тщательно рассмотрите форму, размер и материал, из которого сделан предмет. Задумайтесь о его предназначении и функциях, о составляющих элементах в отдельности.
Также нужно подумать о людях, которые сделали предмет, откуда был взят материал, истории его происхождения
Глубоко изучите тему по плану: сам предмет; как он создавался; предназначение, состав; возможный финал.
Затем обратите внимание на любую часть своего тела. При этом временно отключите все остальные импульсы, представьте, что у вас осталась она одна
Меняйте части тела, давайте уму больше работы для тренировки.
Обратите взгляд на окружающие вас предметы

Не нужно фокусироваться на чем-то одном, важно научиться использовать скрытые способности, контролировать разум.
Тренироваться нужно часто, не считайте упражнение бесполезным, так как оно поможет открыть новые возможности.
Вам нужно приучиться разбирать мыслительный процесс на отдельные пункты, искать для себя новые интересные темы. Используйте разные способы анализа, таким образом вы сможете узнать о данной теме в разы больше.

Большинство людей не использует и половины потенциала своего мозга. После данных упражнений вы откроете новые глубины, пополните базу знаний и осознаете, что изучили определенную тему полностью.

Перед началом практики Раджа-йоги

Этим древнейшим практикам уже тысячи лет. В западных странах о йоге узнали благодаря рассказам о мудрецах из Индии и Гималаев.

Оригинальное название Раджа-йога – Rāja-Yogah. Является практикой в Лотосе – Падмасана. Основные моменты, которые надо освоить, чтобы приступить непосредственно к занятиям йогой:

  • уметь находиться в позе лотоса;
  • осуществлять медитацию в ней;
  • уметь делать главные асаны.

Раджа йогу именуют «королевской» из-за конечных результатов, которые достигаются благодаря ей. Упражнения направлены кроме физического совершенствования на внутреннюю гармонию – йога ума. Это учение мудрецов Риши и Махариши и их последователей. Она отсылает к тем временам, когда власть имели просветленные Мастера Мудрости. Они действовали в интересах народа и владели знанием, что дать людям.

Значение и этимология термина «раджа-йога»

Само по себе название «раджа-йога» переводится с санскрита, как «царская йога». Почему так? Практика раджа-йоги делает основной упор на работу с умом, чтобы (в идеале) привести его в спокойное и уравновешенное состояние истинной спонтанности, называемое «нирбиджа», которое, в свою очередь, является для йогина последней, отправной точкой перед достижением освобождения (мокши, нирваны). А ум человека мудрецы древности однозначно рассматривали, как своеобразного «царя» всей его психофизической деятельности. Таким образом, мы получаем, что раджа-йога – это йога ума. Существует и параллельное толкование, которое, впрочем, сводится к тому же: раджа-йога – истинная йога, практика подлинных «царей духа», коренным образом отличающаяся от чисто физических тренировок, гимнастических трюков и факирства.

Кстати сказать, впервые этот термин встречается в XIV веке, в классическом трактате «Хатха-йога-прадипика», где он был введен для установления размежеваний между классической йогой Свами Патанджали и практикой йоги многочисленных апокрифических школ, не заслуживающих ни малейшего доверия. Наблюдательный читатель может подметить, что с тех пор мало что изменилось, и ловкие дельцы сплошь и рядом всё так же пытаются попотчевать нас «контрафактной йогой» сомнительного происхождения и, уж тем более, сомнительной полезности. Так что, наш главный совет начинающим: перед началом занятий вы непременно должны поинтересоваться, какую именно йогу, какой школы и в какой традиции вам собираются преподавать. Не стесняйтесь выглядеть профаном, задавайте вопросы – в конце концов, это ваше право.

Раджа-йога и аштанга-йога. Заблуждение о «полной тождественности»

Современное учение классической йоги целиком базируется на «Йога-сутрах» Свами Патанджали. Согласно этому каноническому труду, практика йоги делится на восемь этапов (или восемь ступеней), откуда и происходит название – аштанга-йога, которое дословно переводится, как «восьмиступенчатая йога». Об этом (подробно и достаточно обстоятельно) мы уже писали в одной из предыдущих статей этого цикла. Там же отмечалось, что первые четыре ступени (яма, нияма, асана и пранаяма) составляют суть того, что мы привыкли именовать «хатха-йога»; и только следующие четыре, «высшие» ступени (пратьяхара, дхарана, дхиана и самадхи) относятся к собственно раджа-йоге. Таким образом, расхожее утверждение о полной (синонимической) тождественности терминов «раджа-йога» и «аштанга-йога» является не вполне корректным: раджа-йога представляет собою лишь четыре последние ступени из восьми, составляющих аштанга-йогу, т.е. является её составной частью, духовным итогом и венцом йогической практики.

Практика раджа-йоги

Основной упор в практике раджа-йоги делается на управление умом посредством медитации, что не исключает также выполнения асан и пранаям. Так, поэтапно, через разотождествление мысли и её объектов (пратьяхара), правильное сосредоточение (дхарана) и медитацию (дхиана) практикующий йогин постигает самадхи, освобождается от иллюзии и обретает истинное видение, т.е. получает искомое «окончательное освобождение» – мокшу, нирвану.

Стоит особо отметить, что к отличительным чертам раджа-йоги можно также отнести и одновременную (!) практику йогином сразу трёх высших ступеней, называемую самьяма.

Важно: раджа-йога и вопросы религии

Осознанная практика раджа-йоги подразумевает под собой безусловное принятие на веру не просто множества диковинных для западного человека постулатов и концепций, но и целостной парадигмы, присущей ортодоксальной философии индуизма. Поэтому, если вы считаете себя искренне верующим христианином, мусульманином, иудеем и проч., вам следует ограничиться первыми четырьмя ступенями, т.е., практикой хатха-йоги и не углубляться в духовные, мистические, религиозные и мировоззренческие аспекты йоги (раджа-йогу).

Но какой бы из вариантов практики вы ни выбрали для себя, знайте: йога безусловно пойдёт вам на пользу, поможет вам почувствовать себя здоровее, моложе, гармоничнее, расширит ваш ареал осознанных возможностей, а значит – и границы вашего сознания…Этого мы и хотим пожелать вам, друзья!

Царь царей

Если переводить слово «раджадхираджа» с санскрита, то оно будет обозначать «царь царей». Поэтому выходит, что Раджа йога выступает практикой, которая даёт возможность йогину перестать чувствовать себя исключительно как физическое тело и ощущать себя больше как душа – часть всемирного разума.

Тогда если считать, что разум – это царь человеческого тела, то душа превращается в царя царей – руководителя разума. Именно про это  и говорит название данной системы.

Предлагающаяся на сегодня Раджа йога основана на деликатно выполняемых асанах, призванных гармонизировать телесное и духовное. Учитель индивидуально подбирает подходящие асаны для каждого конкретного человека, также как и мантры, которые в мыслях повторяются совместно с выполняемыми упражнениями.

Благодаря такому сбалансированному комплексу становится возможным гармонизировать гормональный фон, за счёт чего происходит улучшение общего состояния организма и обеспечивается дальнейший процесс очищения ума.

thoughts on “Йога Сутры Патанджали ”

  1. Олеся Борейша говорит в 10:11

    Помню я, как на интенсиве Сергей по вечерам (и днем тоже) читал эту книгу (если не ошибаюсь, второй вариант перевода и пояснений). Для понимания сложна (для меня, как для новичка, по крайней мере). Но я подозреваю, что это из тех книг, которые читать можно бесконечное количество раз и каждый раз открывать новое в одном и том же тексте.

  2. Сергей Чернов говорит в 00:30

    Да, Maxim, описанные Вами книги — йогические «Библии», о них в других статьях:)

  3. Maxim говорит в 00:29

    Читал эту книгу. Еще всем рекомендую почитать Хатха Йога Прадипику Сватмарамы и Гхеранда Самхиту — тоже очень достойные книги

  4. Юлия говорит в 00:26

    Я читала только Йога Сутры с комментария Айенгара. Что же, видимо пришло время ознакомится и с остальными переводами.

  5. Валентина говорит в 00:25

    Спасибо большое Вам за такую хорошую подборку йога сутр Патанджали.

Комментарий

Оповещать меня о новых комментариях по почте

Имя *

Сайт

Университет Брахма Кумарис

Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет — сравнительно новое религиозное течение монахов-отшельников, которое пропагандирует определенную медитативную форму раджа-йоги. Это упрощенный вариант классической раджа-йоги, описанной Патанджали в «Йога-сутрах».

Организация «Брахма Кумарис» делает акцент именно на медиумизм, имеет общие сходства с движением нью-эйдж. Главный офис университета находится в Маунт-Абу (Раджастхан, Индия). Высшим благом в раджа-йоге Брахма Кумарис считается божественное блаженство, то есть абсолютная чистота и покой, вечное счастье и освобождение от негативных эмоций. Для достижения этих благ нужно придерживаться четырех основных принципов жизни: гьян (знание), йога (мысленное соединение), дхарна (усвоение положительных качеств) и сева (служение).

Кроме того, практикующие должны отказаться от продуктов животного происхождения, алкоголя, наркотиков и курения, придерживаться целибата.

Йога помогает быстро проснуться, лучше запоминать информацию, стать радостным, а также избавиться от усталости.

Патанджали без тайн

В некоторых направлениях индийской философии Патанджали стал основной фигурой. Тем не менее его жизнь до сих пор окутана тайной. О рождении и детских годах этого человека доподлинно не известно ничего. Но до сих пор великий йог вызывает споры и догадки вокруг своей персоны.

Точная дата рождения не определена окончательно, но ученые предполагают, что Патанджали появился на свет в период между 200 г. и 150г. до нашей эры. Есть теория, что его отцом является Атрии, а матерью Анусуйя. В книге XVII века  Патаньджаличаритам, написанной йогом Рамабхадрен Диксхитара описана одна из версий жизни Патанджали. Она не находится в свободном доступе.

Восемь ступеней

Раджа-йога включает в себя 8 ступеней («Восемь ступеней йоги»): яму, нияму, асаны, пранаяму, пратьяхару, дхарану, дхъяну и самадхи.

Яма

Это свод моральных правил, которые помогают человеку уберечься от негативных проявлений ума, результат которых всегда один – страдания и несчастья. Яма состоит из 5 принципов:

  1. Ахимса (не причинение вреда себе и всему живому).
  2. Сатья ( честность, правдивость).
  3. Астея (не воровство и не присваивание себе чужого).
  4. Апариграха (ограничение себя в материальных объектах, не приобретать то, что не нужно).
  5. Брахмачарья (видение Бога во всём).

Нияма

Практика Ниямы способствует развитию самых светлых добродетелей человеческой души. Она также состоит из пяти принципов:

  1. Шаоча (чистота на уровне тела ума и духа).
  2. Сантоша (удовлетворенность имеющимся) .
  3. Тапах (дисциплина и намеренная аскеза, служение миру).
  4. Свадхьяя (изучение духовной литературы).
  5. Ишвара Пранидхана (опора на Бога и служение ему).

Асана

Третья ступень – это асаны. Это физические упражнения, которые делают тело здоровым и объединяют его с разумом, делая его спокойным. В переводе асана означает «удобная позиция».

Пранаяма

Четвертая ступень Раджа-йоги – это дыхательные упражнения, цель которых получить контроль над своей внутренней энергией (праной).

Пратьяхара

Пятая ступень. Суть этой ступени в отвлечении своих органов чувств от внешнего мира. Практикуя эту ступень, человек приобретает душевную силу и волю при помощи сосредоточенности, которые помогают достичь контроль над эмоциями.

Дхьяна

В седьмой ступени, практик сливается с объектом своей концентрации, т. е с Богом. Это высшая форма медитации. Тот, кто овладел способностью ни о чем не думать, переходит на Дхьяну.

Самадхи

И наконец, последняя фаза – это Самадхи. Она является конечным результатом. Самадхи – это просветление, абсолютное освобождение, полная потеря своей индивидуальности. Человек осознает своё настоящее «Я» и начинает истинно служить этому миру.

Методы

Путь Раджа-йоги базируется на работе со своим внутренним «Я». Практикуя её, человек начинает осознавать то, что для него казалось невозможным осознать и понять. Она не отрицает каких-либо фактов лишь на том основании, что они сложны в объяснении. Она показывает, что присутствие “некой сущности над облаками”, не может быть объяснением силы и веры в чудеса.

Учение Раджа-йоги гласит, что человек обладает всем необходимым для полного удовлетворения своей бесконечной жажды, что

https://www.youtube.com/watch?v=upload

. Этот океан находится внутри человеческого сознания, осталось только добраться до него. Также она рассказывает, что в мире присутствуют грубые и тонкие проявления. Тонкие проявления – причина грубых, они не улавливаются нашими пятью органами чувств. Грубые же – результат, который мы ощущаем. Раджа-йога совершенствует и расширяет человеческое восприятие.

Для успеха на этом пути, практик должен принять наставничество опытного учителя, так как он сможет определить конкретный эффективный метод для него индивидуально. В Раджа-йоге каждый случай – уникален, то что подходит одному человеку, может не подойти  другому.

Особенности и задачи йоги шивананда

Шивананда йога основана Свами Шиванандой (1887-1963), индуистским духовным учителем. Данное направление отличается комплексностью подхода, так как в нем присутствуют упражнения для достижения расслабления, обучение внутренней концентрации, дыхательные упражнения.


Основатель Йоги шивананда – Свами Шивананда

Йога шивананда основывается на пяти важнейших принципах:

  1. Расслабление. Чтобы достичь максимального духовного, физического и ментального расслабления, необходимо регулярно выполнять Шавасаны (упражнение, выполняемое в определенной позе трупа).
  2. Медитация и Веданта помогают достичь позитивного мышления, что способствует благополучию духовного, ментального, физического. Рекомендуем статью про практику випассана.
  3. Регулярность и правильность выполнения асан способствуют укреплению тела, омоложению и восстановлению организма.
  4. Дыхательные техники помогают взять контроль над собственным сознанием.
  5. Путем практики вегетарианства и умеренных ограничений в пище организм человека получает полезные вещества, при этом нет негативного влияния на окружающую среду.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий