Мир и его несовершенство
Карма убеждает нас в тленности этого мира, который можно назвать недолговечным пятиминутным, и через него надо пройти к свободе, которую тщетно люди ищут в этом мире. Хоть и существую такие исключительные люди, которые могут уйти за пределы суеты и этого мира, и выходят из него, как змея, сбрасывающая свою кожу.
«Не отождествляйтесь ни с чем, держите свои мысли и чувства свободными. Все, что мы видим – страдания, нужда, бедность, труд, это неотъемлемые черты этого мира. Несовершенство ограниченного существования, нищета и богатство, печаль и радость, все это ничтожно и временно, оно не принадлежит нашему внутреннему мира, который бесконечно выше их, и превосходит величайшее воображение. Но мы должны действовать и работать постоянно.
Глядя на красивую, но не принадлежащую вам картину, брошенную в огонь, мы не волнуемся и не боимся; но когда дело касается нашей собственности, и огонь поглощает ее пламенем, мы реагируем с беспокойством и даже болью. Почему? Эти два изображения очень похожи и одинаково хороши, так почему же с такая разница в реакции?
Каждое чувство собственного достоинства сопровождается эгоизмом, и это неизбежно приносит страдания. Каждый эгоистический акт и даже каждая эгоистическая мысль придают вам что-то, налагают на вас ограничения и вы становитесь мгновенными рабами. Каждая вибрационная волна в уме — ититта — говорящая: «Я, моя» похожа на лассо на вашей шее, которое связывает и порабощает. И чем дольше вы повторяете, тем сильнее чувствуете это «я и мое», тем плен сильнее, и с ним усиливаются муки, нужда и страдания.
Вот почему Карма-йога учит нас наслаждаться каждой красивой картиной, независимо от того, кому принадлежит, видеть красоту повсюду, но не отождествлять себя с ее выражением или отражением. Никогда не говорить «это мое», так как в этом момент вы создаете связи, муку и боль. Даже в мыслях не говорите «мой ребенок».
Будьте с ним, любите, но не называйте «мой», будто это ваша собственность. А если вы это делаете — будьте готовы к страданиям. Не говорите также «мой дом», «мое тело». Это чрезвычайно сложно, но тело, на самом деле не мое, не твое, не ваше и ничье другого, разве что природы. Она создает тела, которые согласно ее законам, в нужный момент разрушаются.
Она разрушает тенденцию к созданию эгоизма и эгоцентрической жадности, которые хотят захватить и обладать всем. Если хватает сил противостоять этой тенденции, не позволяйте погружаться в вашу психику, не позволяйте силе эгоизма похищать вас, тогда вы сможете пойти в мир, делать и работать, творить как можно больше.
“Христианская критика вегетарианства”:
- Вегетарианство и его отличие от христианского поста – святой исповедник Патриарх Московский и всея Руси Тихон
- Голодный образ жизни. Сыроедение и вегетарианство полезно для здоровья и души? – Олеся Лонская
- Библейское обличение вегетарианства – Максим Степаненко
- А ведь они обещали идеальное здоровье и фантастическое здоровье… – Максим Степаненко
- Сегодня молоко не пьешь, а завтра в секту попадешь!(современное вегетарианство приобретает оккультно-сектантские формы) – Ульяна Скойбеда, Александр Кулагин
Фото – “Колесо Сансары” – avalon.net.ua
Читайте другие публикации раздела “Оккультизм и духовно опасные псевдооздоровительные практики”
Взаимосвязь бхакти йоги и карма йоги.
Начало этих двух видов йоги разнится, однако, со временем, они сливаются в единую практику. Кришнабаи говорила: “Когда ты осознаешь, что все твои действия посвящены Богу, это означает, что ты познал великий секрет бытия”. Если вы выбрали бхакти йогу, как свой основной путь, всё, что вы будете делать, автоматически превращается и в карма йогу тоже.
Йога всегда подчеркивала важность балансировки между внутренними и внешними энергиями. В Ишавасья-упанишаде говорится: “Те, кто проживают свою жизнь в одном только действии, остаются в среде невежества
Те, кто отказываются от действия и убегают от мира, погрязают в еще большем невежестве”. Простая жизнь в неосознанных действиях держит нас на поверхности, не давая познать истину и космическую реальность.
Это и есть невежество. С другой стороны, не-делание приводит к тем же самым проблемам, добавляя еще множество бытовых. Более того, отказ от привычных вещех, подобных общению с людьми, у большинства создает психологические блокировки, внутренние конфликты и взращивает нежелательные привычки, создающие когнитивный диссонанс с социумом и его правилами.
Рамана Махарши сказал что ощущение внутреннего и внешнего однажды пропадает. “Проведение большого количества времени в медитации – это практика для начинающих. Человек, продвинутый в духовном плане, наслаждается каждым моментом жизни, делает он что-то или нет. В то время, как руки его в социуме, его ум в одиночестве”.
1) внешнее окружение и духовная атмосфера в ашрамах очень продуктивна для практики карма йоги
2) в ашраме человек окружен меньшим количеством корыстных влияний и интересов. Это не означает, что там он становится безразличным и медлительным, просто в ашраме он может легче связать свои действия с осознанностью.
Немецкий философ Мартин Хайдеггер как-то сказал, что художник должен сам стать тем, что он творит, чтобы позволить процессу творения пройти сквозь него самого. Это относится не только к искусству, но и к каждому действию нашей жизни. Практику карма йоги можно истинно считать процессом превращения ежедневной рутины в искусство.
. В духовных и религиозных кругах сейчас модно говорить “я – инструмент в руках Бога”, не ведая истинного смысла этой фразы. Только с помощью практики карма йоги мы можем осознать и реализовать эти слова. Для этого требуется время, предельная концентрация и внимательность, которые воспитываются с помощью любого вида йоги.
Карма йога позволяет синхронизировать тело, ум и сердце, чтобы добиться своих целей. Карма йога – это всегда “делание”, но всегда иначе. Это делание с максимальным старанием, пониманием, самоотдачей и отказ от ожидания результатов своих трудов. Да, это легко сказать и трудно выполнить, но дорога возникает под ногами идущего. Человек, практикующий карма йогу уничтожает свое эго, служит другим и творит добро. Это – истинный путь к просветлению.
Происхождение йоги
Происхождение йоги скрыто во мгле веков. Истоки йоги не прослеживаются однозначно, ее медленно развивали и разрабатывали древние мудрецы не только Индии, но и других частей мира. Йога изменялась и приспосабливалась к местным обычаям и особенностям, местным идеям.
Современное научное сообщество считает, что йога возникла из первобытной магии.
Магия была разных видов: земледельческая, военная, бытовая. В ней использовались различные заклинания, воздействия определенных ритуалов на некие объекты.
Со временем человек, наверное, заметил, что при одном и том же воздействии на самого себя, происходят изменения. Возможно, что отсюда и возникла йога. Т.е человек что-то делает, к примеру, подражает тигру, надеясь приобрести силу, и у него меняется как-то состояние.
Многие, кто отваживался экспериментировать на себе, приходили к психотехникам, изменяющим состояние.
В некоторых традициях верят, что йога была даром богов, данным в откровении древним мудрецам, чтобы человечество могло осознать свою божественную природу.
Техники йоги передавались в устной форме от учителя к ученикам.
Первое материальное свидетельство о происхождении йоги произошло в конце 19 века, при археологических раскопках памятников протоиндийской городской цивилизации Махенджо-даро и Хараппы (возраст которых аналогичен древности первых династий Древнего Египта)
Это были артефакты: статуэтки изображавших людей, которые занимаются йогой.
Например, они изображали Господа Шиву (мифологического основоположника йоги) и его жену Парвати, сидящих в разных асанах и практикующих медитацию.
Развалины, где проводились эти раскопки, когда‑то были местом поселения людей, живших в так называемую доведическую эпоху.
Эти находки позволяют с определённостью утверждать, что практика йоги существовала в Индии ещё до того, как на полуостров Индостан вторглись арийские племена, которые впоследствии его и заселили
Сахаджа-йога – пробуждение Кундалини, ведущее к самореализации
Те, кто практически ничего не знают о Сахаджа-йоге и скептически относятся к различным религиозным направлениям, могут задуматься: это секта или нет? Попробуем объективно разобраться.
Сахаджа-йога – это отдельное направление йоги, религиозное движение, которое сформировалось относительно недавно, но имеет очень древние индийские корни. Она утверждает, что с помощью медитативных техник можно достичь самореализации с помощью вхождения в бесмысленное состояние, которое называется нирвичара-самадхи («ментальная тишина»).
Основательницей этого движения стала Нирмала Шривастава, представившая свое учение в 1970 году. Известна она под именем Шри Матаджи Нирмала Деви. «Шри» – это обращение к великоуважаемой личности, которой и являлась Нирмала. «Матаджи» – матушка, «Нирмала Деви» – обозначение полного имени Нирмала.
Шри Матаджи Нирмала Деви
Более подробно о различных школах и направлениях йоги вы можете узнать из раздела Йога на нашем сайте.
Шри Матаджи Нирмала Деви говорила, что смысл своей жизни невозможно познать до тех пор, пока человек не соединится с энергией, которая ее создала. Каждому нужно знать о своих корнях. Это позволит стать себе самому Духовным руководителем.
Действительно, в Сахаджа-йоге, самореализация – это первоочередное понятие. Эта самореализация представляет собой некую духовную трансформацию, происходящую с помощью пробуждения Кундалини, точнее, соединения с этой Абсолютной энергией.
Кундалини располагается в области «священной» кости (крестца). При пробуждении она начинает подниматься по позвоночнику, проходя по каждой из семи чакр, одновременно очищая и подпитывая их. Кундалини – мощнейшая энергия, просвещающая мозг и центральную нервную систему. Человек начинает понимать о том, что правильно, а что неправильно. Такое осознание помогает жить в гармонии не только с собой, но и окружающей действительностью, природой, людьми.
Карма йога. Йога осознанности в действии
Карма йога
“Не существует работы над сознанием. Есть только привязки ума” Уильям Беннетт.
Каждый человек должен совершать действия, чтобы жить. Путь карма йоги предоставляет нам возможность расширить свою осознанность, утончить собственное восприятие мира, не отрываясь от мирских дел. Это относится к задачам любого вида йоги, но именно карма йога изучает эти практики максимально углубленно.
В буквальном смысле слова карма йога это не только работа. Она означает выполнение практики, направленной на развитие личностных качеств и осознанности, не ожидая результата. В Бхагавад-Гите часто упоминается это понятие, оно называется “плодами” деятельности. В книге говорится, что йогин должен забыть о вопросе “что я получу взамен?”.
Уход от эго. Чтобы заглянуть в глубины нашего сознания, сознания Вселенной, ученику следует уничтожить свое эго. Правда находится всегда за ним. В этом заключается суть карма йоги: человек продолжает делать то, что он делал раньше, но теперь характер его мыслей направлен на уничтожение ложного эго, вне зависимости от того, что ему понадобится для этого сделать.
Кому-то поможет самоограничение, а кто-то начнет побеждать эго, дав себе больше свободы. В действительности, карма йога сконцентрирована на борьбу против невежества или неверного понимания себя. Потому как, когда эго сильно и активно воздействует на разум и, соответственно, на все поступки человека, оно держит его в клетке, из которой вид на мир становится смехотворно малым.
Практика
Имеется несколько вариаций произношения мантр:
Вайкхариджапа. Для восстановления душевного баланса используют пение или проговаривание вслух звуков или молитвы, соблюдая ритмичность. Этот способ часто применяется новичками из-за своей простоты.
Упансуджапа. Следующий этап после Вайкхариджапы. Смысл состоит в непрерывном произношении шепотом потока слов и слогов. Практика возможна без соблюдения ритмичности и мотива. Приступать ко второму этапу Джапа йоги рекомендуется не ранее, чем через три месяца регулярных занятий Вайкхириджапы.
Манасикджапа. Мысленное повторение мантр
Требует определенной подготовки, так как сосредоточить внимание без шевеления губами или собственного голоса сложно.
Аджападжапа. Высшая ступень Мантра йоги
Не требует никаких сознательных усилий, так как повторение мантр происходит само собой. Благодаря регулярным практикам мантра плотно укореняется в человеческую сущность и пульсирует с ним в едином ритме.
Еще одна эффективная разновидность Сагарбхпранаяма, где чтение мантр совмещается с концентрацией на дыхании.
Часто медитации проводятся в группах, под соответствующую музыку или звуки. Возможно использование четок, изображение божества, запись мантр на бумагу.
Во время медитативной практики следует прислушиваться к собственному телу. Все существо наполняется гармонией, энергией, светом, теплом, спокойствием.
Философия классической йоги
Чтобы понять философию йоги, нужно сперва разобраться с ее истоками и теоретическими основами.
Йога – философия Древней Индии, основы которой изложены в главном труде этой школы, называемым «Йога-сутра», и комментариях к нему. Его автором является Патанаджали, о котором известно очень мало. Рекомендуем ознакомиться со статьёй про хатха йогу.
Ранее считалось, что великий учитель, философ и йог жил в Индии во II веке до н.э. Но теперь укрепилось мнение, что это было позже на несколько столетий – во II веке н.э. Патанаджали выступает лишь автором труда, а не всего философского учения, так как упоминание о принципах йогической практики упоминается еще в Ведах, Рамаяне и Махабхарате (в части Бхагавадгита). Сам термин «йога» можно встретить в ранних упанишадах, являющихся комментариями к Ведам.
Приступим к основополагающим понятиям философии классической йоги.
Итак, все бытие в себя включают две субстанции Пракрити и Пуруша. Пракрити представляет собой все материальное в существующем мире. Это то, что можно увидеть, услышать или почувствовать каким-либо другим способом, зарегистрировать высокоточными приборами. Рекомендуем ознакомиться с информацией про айенгара-йогу.
Под понятием «Пуруша» заключено духовное начало, так называемый вечный Дух. Ишвара – Бог среди всех духовных существ – и есть проявлением Пуруши. Он не создал мир и не управляет им, но ему под силу объединять и разъединять духовное с материальным. Если Пракрити невозможно осознать, то Пуруша обладает сознанием.
Если Пракрити постоянно меняется, то Пуруша не подвержен переменам, поэтому он находится вне времени и пространства. Он является словно наблюдателем за изменяющейся картиной мира.
В учении классической йоги человек, как и весь мир, является неким микрокосмосом, соединяющем в себе Пракрити и Пурушу.
Материальное в человеке – это его физическое тело, мысли, эмоции, память и пр. Духовное, то есть Пуруша, представляет его сознание, так называемое «Я» – неизменное и вечное.
Пуруша сознательно направляет Пракрити. Это можно сравнить с заблудившимися в лесу людьми, где Пуруша без ног, а Пракрити слепой. И только объединившись, они смогут пробраться через лес и освободиться.
От привязанности к объективному миру, порождающей желания и ожидания, человек испытывает страдания. Пока мы привязаны к формам Пракрити, мы оставляем в нашем буддхи (инструменте восприятия внешнего мира) отпечатки (васаны), поэтому будет существовать наша Карма – зависимость причинно-следственного характера.
После смерти физического тела васаны остаются, а душа переходит в другую сущность. Это называется реинкарнацией, а череда перерождений – колесом сансары.
Освободиться от страданий возможно, утверждает йога. Именно практика йоги, очистительные техники, комплекс упражнений для тела и духа, философские размышления помогут осознать Пурушу, бросить стремления к чему-то материальному, освободиться от привязанностей. После этого осознания душа выходит из колеса сансары. Достигаемое бытие можно сравнить только с Ишварой – нет страданий, но есть осознание.
Асаны хатха-йоги для начинающих — видео уроки и основные рекомендации
Асана — это основное физическое упражнение, применяемое в хатха-йоге. Выполнение всех асан заключается в сохранении устойчивого положения тела, либо в энергичных повторениях определённых движений.
Практикуя асаны, ученик развивает не только физические, но и ментальные способности.
Видео уроки хатха-йоги для новичков практически всегда содержат следующие асаны:
Сиддхасана
Свами Сватмарама, автор труда «Хатха-йога-прадипика» считал Сиддхасану самой важной среди асан.
Считается, что во время удержания этой позы у человека очищается 72 000 нади — канала, по которым движется наша жизненная энергия.
Сиддхасана также помогает укрепить нижний отдел позвоночника.
Вирасана
Полное название этой асаны звучит как Махавирасана, что в переводе означает «великий человек».
Вирасана стабилизирует поток энергии к репродуктивным органам, а также даёт возможность управлять ей. Способствует укреплению суставов ног и нижнего отдела позвоночника.
Шавасана
Название этой асаны происходит от слова «Шав» — труп.
Практиковать Шавасану следует в перерывах между другими асанами, а также после напряжённого и утомительного дня.
Йоги полагают, что полное расслабление тела способствует скорейшему достижению самосознания. Шавасана очень полезна при неврозах и других психических расстройствах.
Паванмуктасана
Пример динамической асаны в хатха-йоге. Паванмуктасана считается антигастритным упражнением, помогающим оздоровить кишечник.
Техника выполнения этой асаны проста:
- Лечь на спину
- Согнуть правую ногу в колене и прижать её к груди при помощи рук
- Не опуская ноги, поднять верхнюю часть тела и постараться коснуться лицом колена. При это нужно задержать дыхание
- После небольшой задержки дыхания следует медленно выдохнуть, одновременно опуская голову и плечи на пол. Ногу до конца не опускать
- После нескольких повторений на правую ногу, требуется повторить те же движения левой ногой
- В конце упражнения рекомендуется принять Шавасану на 5–10 минут, при этом концентрируясь на дыхании
Бхуджангасана
Бхуджангасана помогает придать позвоночнику гибкость и оказывает тонизирующий эффект на органы брюшной полости.
Эта асана также способна позитивно влиять на гормональный баланс человека.
Правильность выполнения асан достигается за счёт постоянной практики.
Путь к одним асанам лежит через другие, поэтому видео уроки хатха-йоги для начинающих зачастую представляют собой комплекс упражнений.
Институт Брахма Кумарис
На сегодняшний день практика царской йоги или Раджа-йоги обретает всё большую популярность. Поэтому совершенно не удивляет тот факт, что возникают всё новые и новые её версии и варианты.
Пожалуй, самый знаменитый центр, в котором пропагандируется именно это направление, — это Брахма Кумарис (является Всемирным Духовным Университетом Брахма Кумарис). Он выступает современным религиозным течением, основу которого составляет Раджа йога, как медитативная практика.
- Так приверженцам течения Брахма Кумарис запрещено вступать в интимные связи и употреблять мясо – они становятся вегетарианцами.
- Кроме того, сторонники Брахма Кумарис должны отказаться употреблять спиртные напитки, курить или использовать наркотические вещества.
Основная цель данного течения – попасть в блаженное состояние полного счастья и благополучия.
Для этого учение базируется на четырёх главных принципах:
- знании;
- соединении в мыслях;
- положительных качествах;
- служении.
Число приверженцев Брахма Кумарис постоянно растёт, что указывает на высокую популярность данной разновидности йоги.
Йога – сутры. Патанджали
В это же время появляется систематизированное руководство по йоге – «Йога сутры» (примерно II в. до н.э.).
Это базовый текст индийской философской школы йоги, оказавший огромное влияние на восприятие йоги в Индии и остальном мире. Этот труд упоминается во всех значимых книгах школ йоги в мире, написанные Мудрецом Патанджали.
Сам Патанджали назвал текст свой Ануш – асана – т.е « Идущий за..»
Патанджали считается автором (составителем) « Йога-сутры», но роль его в этом отношении сводилась к собранию существовавших задолго до него философских учений известного типа, их изложению и философскому обоснованию.
Йога Сутры до сих пор считаюются классическим и авторитетным трактатом по раджа йоге (классической йоге).
Всего в ста девяносто шести шлоках Патанджали рассмотрел основы философии, предысторию, методы и достижения раджа йоги. В определённом смысле можно сказать, что он был в большей степени составителем, чем автором, поскольку собрал все существующие важные практики, которые использовались в течение многих столетий до него, и объединил их во всестороннюю и гармоничную систему. Он, несомненно, не изобретал пути раджа йоги, ибо её составляющие, по существу, были известны с начала ведического периода, за тысячи лет до него.
В йога – сутрах появляется новое определение йоги
Состоят «Йога сутры» из четырех частей: учение о покое, о проработке( практика),о сверхъестественных силах и учение об освобождении…
Первые комментарии к йога – сутрам появились лет через 400. Первый, классический комментарий Вьясы к тексту датируют IV либо V веком н.э.
Другие известные комментарии были написаны Виджнянабхикшу и царём Бходжей (IX век), а также Раманандой Сарасвати ( XVI век н.э.)
Все современные учителя йоги начиная с 19 века переводили сутры и комментировали их.
Техника йоги Упанишад в некоторых своих моментах настолько напоминает раджа – йогу, что из этого следует, что и Патанджали и Брахманистские изыскания пользовались единым, гораздо более ранним источником информации.
Интересен тот факт, что Упанишады составлялись примерно в то же время, что и «Йога – сутры», следовательно, именно тогда древняя универсальная технология йоги впервые подверглась интерпритации, что дало толчок для ее развития в самых разных направлениях.
Об истории и развитие йоги в наше тысячелетие читайте в статье “История йоги на Западе”.
Вкратце об истории йоги смотрите в видео:
Для тех же, кто хочет ознакомиться с техникой классической йоги (раджа – йогой) и начать практиковать самостоятельно, предлагаем пройти онлайн курс по йоге для начинающих.
Те же кто уже знаком с классической йогой, но не может регулярную наладить практику – добро пожаловать на наши онлайн занятия його
Записи вебинаров о теории йоги и ее развитии – здесь
↑ Сверхнормальные способности
В первую очередь мы собираемся начать с дхараны, или концентрации. Концентрация — это путь к сиддхи, сверхнормальным способностям, скрытым внутри каждого из нас, — таким, как фотографическая память, самообезболивание, способность к мгновенным вычислениям в уме и т. д. По преданиям, раджа-йога дарует ученику еще более впечатляющие психические способности: телепатию, ясновидение, психометрию и тому подобные феномены, относящиеся к области парапсихологии.
Раджа-йогу можно определить, как искусство фокусировать сознание на бессознательном до тех пор, пока не произойдет их слияние в новое сверхсознательное состояние разума. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что раджа-йога имеет дело исключительно с разумом и поэтому может рассматриваться как прикладная восточная психология.
В наш век психологов, психоаналитиков и социальных работников было бы не лишним упомянуть о существенных отличиях между восточной психологией, типичным представителем которой является раджа-йога, и современной западной психологией.
Современный западный психоанализ по-настоящему начался благодаря трудам Фрейда около девяноста лет назад. Восточной психологии раджи-йоги, как она изложена у Патанджали, приблизительно 2000 лет, а источники, из которых Патанджали почерпнул свой материал, еще древнее.
Западная психология базируется на теории, эмпирически подтвержденной статистическими данными. Восточная психология имеет своей основой личный, субъективный опыт. На Востоке ученик не ищет истину рациональным путем — он переживает ее. На Востоке является правилом, что ученик не примет ничего на веру, пока не убедится в этом на собственном опыте.
Заниматься или нет?
Верить или нет истории о древней линии преемственности в Аштанга-Виньяса-Йоге – это личное дело каждого. На сегодняшний день нельзя доказать или опровергнуть ее правдивость
Но может это и не так важно? Ведь если не брать в расчет сомнения относительно правдивости фактов пиар-компании Джойса, нельзя не отметить эффективность данного стиля. Это не только удобный набор упражнений, позволяющий практикующим избежать сложностей составления собственной последовательности, но и первый шаг к познанию древней философии йоги
А если эта система приносит пользу и побуждает к познанию себя и мира, не все ли равно сколько ей лет: несколько десятков или несколько тысячелетий?
Аштанга йога для начинающих
Рассмотрим кратко важные аспекты занятий, которые часто вызывают вопросы у новичков.
Консультация врача
Она, безусловно, необходима. Особенно касается это людей, у которых имеются хронические заболевания. Их выраженность, особенности диагноза влияют на возможность занятий Аштанга йогой.
Так как во многих современных центрах медреабилитации есть классы йоги, наверняка, вы можете обратиться либо к врачу по лечебной физкультуре, либо к другому местному специалисту, который даст вам исчерпывающую консультацию.
Физическая подготовка
Желательно, чтобы она уже была. Это значит, что людям, которые с физкультурой «на Вы», Аштанга может показаться слишком тяжелой. Она требует динамичного выполнения асан, 6-разовых занятий в неделю, что, конечно, для новичка станет большой нагрузкой. Но если когда-то вы занимались спортом, фитнесом, если вы практикуете утренние пробежки, попробовать можно.
Выбор гуру
На первых 4-5 ступенях можно обойтись и без гуру. Остальные этапы требуют наставника. Где есть найти? Сама йога философски отвечает на этот вопрос. Она считает, что если человек уже совершает переход от этапа к этапу, в высшей точке своего пути ему может быть либо суждено встретить гуру, либо нет.
А если не встретили его, то, скорее всего, он найдет вас в следующей жизни. То есть каких-то особых шагов самому занимающемуся делать не нужно.
Советы для новичков
Занятия лучше проводить утром до завтрака. Одежду выбирайте свободную. Учтите, что первые комплексы Аштанга отрабатывать нужно годами, мало кто готов сделать переход на новую ступень быстро.
Будьте упорны – не сдавайтесь. Это шаг назад, прежде всего, в плане воли. Вы топчетесь не месте, не позволяя себе узнать себя же, выйти на новый уровень. Для этого нужно пойти на преодоление, которое будет оправдано последующим ростом. Но если вы занимаетесь уже не один месяц, а удовольствия вам занятия не приносят, возможно, стоит поискать себя в чем-то другом.
Пример занятия йогой для начинающих.