Подход [ править ]
Кришнамачарья был врачом аюрведической медицины . Он «обладал огромными познаниями в области питания, фитотерапии, использования масел и других лечебных средств». Кришнамачарья, практикующий аюрведу, имел обыкновение начинать с подробного обследования, чтобы определить наиболее эффективный путь для пациента. Согласно Кришнамачарье, даже если источник или очаг болезни находится в определенной области тела, он предположил, что многие другие системы тела, как ментальные, так и физические, также будут затронуты. В какой-то момент во время или после первоначального обследования Кришнамачарья спрашивал, готов ли пациент следовать его указаниям. Этот вопрос был важен для лечения пациента, потому что Кришнамачарья чувствовал, что, если человек не может полностью доверять ему, у него мало шансов на исцеление.
Кришнамачарью подчеркнул использование трех Патанджали «s восемь частей йоги , а не только асаны , но и пранаямы и дхьяна .
Как только человек начал встречаться с Кришнамачарьей, он работал с ним или с ней на нескольких уровнях, включая корректировку их диеты; создание лечебных трав; и установка ряда поз йоги, которые будут наиболее полезны
Обучая человека практике йоги, Кришнамачарья особо подчеркивал важность сочетания дыхательной работы ( пранаямы ) с позами ( асанами ) йоги и медитации ( дхьяна ) для достижения желаемой цели
Кришнамачарья «считал йогу величайшим подарком Индии миру». Его наставления по йоге отражали его убеждение, что йога может быть как духовной практикой, так и способом физического исцеления. Его стиль йоги теперь известен как Виньяса Крама Йога. Кришнамачарью на основе его учения о йоге Сутры о Патанджали и йоге Яджнавалкья
Принимая во внимание, что Кришнамачарья был глубоко предан вайшнавизму , он также уважал различные религиозные верования или неверия своих учеников. Бывший студент вспоминает, что, ведя медитацию, Кришнамачарья наставлял студентов закрывать глаза и «думать о Боге
Если не о Боге, то о солнце. Если не о солнце, то о своих родителях». В результате учений, которые он получил от своего отца и других наставников, Кришнамачарья подходил к каждому ученику как к «абсолютно уникальному» полагая, что наиболее важным аспектом преподавания йоги было то, что ученика «учили согласно в его или ее индивидуальные возможности в любой момент времени “. Для Кришнамачарьи путь йоги означал разные вещи для разных людей, и каждого человека нужно обучать так, чтобы он или она ясно понимали.
Среди учеников Кришнамачарьи были многие из самых известных и влиятельных учителей йоги 20-го века: Индра Деви ; К. Паттабхи Джойс ; БКС Айенгар ; ТКВ Десикачар ; Шриватса Рамасвами ; и А.Г. Мохан (1945 г.р.).
Ученик | Отношение | Известен | Основанная школа | Самая известная книга |
---|---|---|---|---|
Индра Деви (1899–2002) | ученица | Йога с голливудскими звездами | – | Йога для американцев 1959 |
К. Паттабхи Джойс (1915–2009) | ученица | Майсурский стиль | Аштанга виньяса йога | Йога Мала 1999 |
БКС Айенгар (1918-2014) | шурин | Точность, реквизит | Йога Айенгара | Свет на йоге 1966 |
ТКВ Десикачар (1938-2016) | сын | Винийога | Кришнамачарья Йога Мандирам | Сердце йоги 1995 |
Шриватса Рамасвами (1939-) | ученица | Виньяса крама йога | – | Полная книга Виньяса-йоги 2005 г. |
А.Г. Мохан (1945-) | ученица | Свастха Йога и Аюрведа | – | Йога для тела, дыхания и разума 2002 |
Биография
Молодость
Кришнамачарья родился 18 ноября 1888 г. в Мучукундапурам, расположенном в округе Читрадурга (современный Карнатака), в Южной Индии, в ортодоксальной семье Айенгара. Его родителями были Шри Тирамулай Шриниваса Татачарья, известный учитель вед, и Шримати Ранганайякиамма. Кришнамачарья был старшим из шести детей. У него было два брата и три сестры. В возрасте шести лет, он прошёл обряд упанаяна. Затем он начал учиться говорить и писать на санскрите, по таким текстам как Амара-коша и петь ведические гимны под строгим руководством своего отца. Отец Кришнамачарьи также научил его асанам и пранаяме.
Когда Кришнамачарью было десять лет, его отец умер, и семье пришлось переехать в Майсур, второй по величине город в штате Карнатака, где его прадед Шри Шриниваса Brahmatantra Parakala Свами, был главой Parakala Math (между 1835 – 1873 г.г. были известны два человека с таким именем). В Майсуре, Кришнамачарья начал более формальное школьное образования в колледже санскрита Чамарая и в математике. Он практиковал дискуссии по Шастрам с профессорами и приезжающими пандитами. Кришнамачарья сдал экзамен видвана в Майсуре, где он изучал Вьякарану, Веданту и индийскую логику (санскр.tarka IAST).
В возрасте шестнадцати лет, Кришнамачарью приснился странный сон, в котором его предок, легендарный йог и вайшнавский святой Натхамуни направил его идти в город Алвартирунагари, в соседнем штате Тамил Наду. Кришнамачарья повиновался сну и отправился туда. Как позже рассказал Кришнамачарья, когда он прибыл на место назначения, он впал в транс и очутился в присутствии трех мудрецов. Он попросил мудрецов дать ему наставления в йоге Рахасья, давно потерянный йогической традиции Натхамуни. Один из мудрецов, которого он позже определил как самого Натхамуни, начал читать текст. Когда Кришнамачарья позже проснулся от транса, он смог вспомнить все стихи этого легендарного трактата.
Образование
Кришнамачарья провел большую часть своей юности, путешествуя по Индии изучения шесть даршан или индийские философские школы:вайшешика, ньяя, санкхья, йога, миманса и веданта. В 1906 году, в возрасте восемнадцати лет, Кришнамачарья оставил Майсур, чтобы посещать университет в Бенаресе , также известный как Варанаси, города сотни храмов, который считается Северным индийским центром традиционного обучения. В то время как в университете, он сосредоточил свои исследования на изучении логики и санскрита. Работающий с ним Брахмашри Шивакумара Шастри отметил его как одного из наиболее грамотных. Он изучал Мимансу у Брахмашри Трилинга Рамы Шастри, изучал тарку у Вамакарана Бхаттачария. Также у него были крепкие дружественные отношения с главою Каши, управляющим колледжем санскрита — Ганганатхом Джа .
После ухода из Бенареса, в 1909 году, Кришнамачарья вернулся в Майсур и изучал Веданту с новым понтификом школы Паракала, Х.Х. Шри Кришны Брахматантрой. В течение этого периода Кришнамачарья научился играть на вине, одном из самых древних струнных инструментов в Индии. Кроме этого, Кришнамачарья также учился в Университете Майсура.
Краткая история йоги
В недавние времена, в начале ХХ века, никакой йоги на Западе не было, а в Индии запрещалось обучать йоге женщин. Поэтому мы решили рассказать историю о том, как йога вернула себе популярность в Индии, распространилась на Западе, и как первая леди йоги выросла в… Петербурге.
На Запад йога пришла благодаря знаменитому Учителю Шри Тирумалаю Кришнамачарье, самыми известными учениками которого были Шри К. Паттабхи Джойс, Б.К.С. Айенгар и Индра Дэви.
Приводим отрывок из книги «Йога йогина. Наследие Кришнамачарьи» Каштуба Дешикачара:
«Когда Кришнамачарья сказал, что собирается посвятить жизнь йоге, он шокировал этим всю свою семью и друзей в Майсоре. Некоторые даже сочли его сумасшедшим. Отовсюду он слышал одно и то же: «С таким-то знаниям и научными степенями по шастрам можно возглавить любое учебное заведение или даже стать министром при дворе. К чему вся эта трата времени на преподавание йоги?»
Но вскоре благодаря неустанным усилиям Кришнамачарьи по всей Индии люди начали серьезнее относиться к йоге, её преимущества были вполне реальны.
Кришнамачарья также вызвал переполох в стране, начав обучать йоге женщин, что тогда считалось неподобающим, как и преподавание им других особых дисциплин.
Но Кришнамачарья был уверен, что уравновешенный ум, каким его можно сделать посредством йоги, нужен женщинам даже больше, чем мужчинам. Также он признавал, что женщины вскоре займут ведущее положение в обществе, поэтому йога будет для них очень полезной.
Первыми дамами, которых он обучал, стали его жена Намагириамма и свояченица Джайаммаль. В 1936 году у Кришнамачарьи было уже трое детей: Пундарикавалли, старшая дочь, 1931 года рождения; Аламелу, вторая дочь, рождённая в 1933 году; Шринивасан, третий ребёнок и первый сын, 1936 года рождения. Он всех обучал йоге, в том числе дочерей.
В 1937 году в майсорском дворце появился гость. Это была иностранка, приехавшая на королевскую свадьбу вместе с мужем, который был близким другом махараджи. Узнав о занятиях йогой во дворце, дама спросила разрешения правителя посещать их. Он попросил Кришнамачарью взять её в ученики.
Кришнамачарья отнёсся скептически к проявленному женщиной интересу и намерениям, сказав, что будет заниматься с ней, только если она согласиться с определёнными условиями. Он приказал ей употреблять определенные продукты и фрукты, заканчивать личную практику до рассвета, а потом повторять её перед ним вечером.
Его требования были невыносимыми, ведь женщина приехала на свадьбу, на которой ожидались щедрые угощения. Даже до самого мероприятия проводились праздничные вечера с коктейлями и танцами до раннего утра. Но даме приходилось уходить рано, чтобы завершить практику до рассвета, поэтому она пропустила все эти вечеринки. Она беспрекословно следовала указаниям Кришнамачарьи, не пропустив ни одного занятия йогой
Он был очень доволен и вскоре сделал её режим менее строгим – женщина стала очень важной для него ученицей
Иностранку звали Индра Дэви. Она стала одной из самых активных современных мастеров, распространив йогу далеко за пределами Индии: в Китае, США, Аргентине и многих других странах. Она поддерживала близкие отношения со своим учителем до самой его смерти».
Остается добавить, что Индра Дэви родилась и выросла в Российской империи, ее настоящее имя — Евгения Васильевна Петерсон-Лабунская. В 1917 году Евгения окончила гимназию в Петербурге. А вскоре ей на глаза попалась первая книга о йоге, которую она прочла, еще не ведая, что ей придется пропускать коктейльные вечеринки в Майсоре, что она будет обучать йоге Мерилин Монро, Грету Гарбо и других звезд Голливуда и доживет до 103-х лет…
Текст: Саша Белуза.
- 1
- 1
Поделиться
НАШИ ЛЮДИ
Яхья ас-Сухраварди
Философы
персидский философ и мистик, создатель философии ишракизма , в силу чего он стал известен также как Шейх аль-Ишрак
Яхот, Овший Овшиевич
Философы
советский и израильский философ, специалист в области общетеоретических вопросов философии, философских проблем социальной статистики и истории философии в СССР
Ясперс, Карл
Философы
немецкий философ, психолог и психиатр, один из основных представителей экзистенциализма
Ярская-Смирнова, Валентина Николаевна
Философы
российский философ и социолог, доктор философских наук, профессор кафедры социологии и социальной антропологии Саратовского государственного технического университета им
Янь Юань
Философы
китайский ученый и философ
Янь Фу
Философы
китайский философ, общественный деятель и переводчик
Яннарас, Христос
Философы
видный греческий православный философ, богослов и писатель
Янагита, Кунио
Философы
японский научный и образовательный деятель, философ, краевед, фольклорист
Книги Шри Тирумалая Кришнамачарьи на русском. «Йога Макаранда» (1934), «Йогасанагалу» (1941), «Йога-Рахасья» (1965).
Posted By mahadev108 on 20.11.2016
Как же практиковал сам Кришнамачарья?
Версия от 29 мая 2017
Дорогие друзья коллеги! Успешно завершен образовательный проект «Кришнамачарья на русском», о котором писал журнал Wild Yogi.
О проекте «Кришнамачарья на русском»
Пожалуй всем интересующимся йогой известна личность выдающегося учителя йоги Шри Тирумалая Кришнамачарьи (1888-1989), ученики которого создали крупнейшие стили хатха йоги 20-го века, такие как аштанга виньяса йога Шри К. Паттабхи Джойса и йога Шри Б.К.С. Айенгара. Также известны ученики Кришнамачарьи, передающие его собственный подход к практике асан («Виньяса-Крама»), когда он жил и обучал в Тамил Наду, в городе Ченнай (Мадрас) — это его сын Т.К.В. Дешикачар (1939 — 2016), а также Шри Мохан и Шри Шриватса Рамасвами. На русском языке существуют работы П.Джойса, Б.К.С. Айенгара, Дешикачара. Книги Мохана и Рамасвами доступны на английском языке.
Из текстов Кришнамачарьи полностью на русский (с английского) переводилась только его поэма «Йога Рахасья», вдохновленная его далеким предком, проповедником вишнуитской Шри Сампрадаи — альваром Натхамуни (9 век), и повествующая о духовном образе жизни и пользе практики йоги для людей любого пола и сословия. Ее Кришнамачарья записал в возрасте 16 лет (1904), после посещения связанного с Натхамуни храма Вишну в деревне Альвартирунагири в штате Тамил Наду, где его посетило видение предка-святого. А известное нам издание «Йога-Рахасьи» было опубликовано в Мадрасе лишь в 1965.
Однако Шри Кришнамачарья издал на южно-индийских языках каннада и тамильском еще две практические работы, непосредственно по Хатха Йоге: это «Йога Макаранда» (1934) и «Йогасанагалу» (1941). Там описаны последовательности асан и виньяс, способ применения уджайи пранаямы и кумбхак в асанах.
Последовательности, описанные Кришнамачарьей, легли в основу аштанга виньяса йоги Паттабхи Джойса, но имеются и различия — и в построении, и во времени фиксации поз, и в применении кумбхак (задержек дыхания) во время удержания асан (у Кришнамачарьи)
На работы самого Кришнамачарьи обратил внимание наш друг и коллега, британский преподаватель Энтони Грим Холл, который много лет тщательно изучает и применяет на практике наследие Кришнамачарьи и изучал метод практики асан самого Кришнамачарьи у его непосредственного ученика — Шриватсы Рамасвами.
Эти книги в качественном переводе на русский будут интересны широкому кругу читателей, серьезно интересующихся индийской йогой. Поэтому онлайн-журнал WILD YOGI выступил инициатором проекта «Кришнамачарья на русском» — качественного перевода оригинальных работ Кришнамачарьи на русский язык.
«Йога Макаранда» (1934) выходила на каннада и тамильском (Кришнамачарья знал оба языка) и хорошо переведена с тамильского языка на английский.
Плакат асан первой серии аштанга виньяса йоги из Йога Макаранды, составленный Энтони Грим Холлом.
«Йогасанагалу» (1941) частично переведена с языка каннада на английский индийским переводчиком под кураторством Энтони Грим Холла. Поскольку у нас в команде есть замечательная переводчица с каннада (а также санскрита и хинди) Гаури (Юлия Кравченко), мы решили делать перевод с каннада на русский (со сверкой с англ. переводом).
Кришнамачарья с супругой Намагириаммой
«Йога-Рахасья» (1965) содержание этой книги Кришнамачарье навеял сон/видение его далекого предка мудреца Натхамуни, жившего в 9-м веке. Оригинал был переведен на английский Т.К.В. Дешикачаром. Русский перевод выходил в Киеве в 2002.
Наша команда переводчиков и редакторов:
Гаури (Юлия Кравченко, США), Елена Саноцкая (Новосибирск)
также в работе с «Йога Макарандой» помогали Мария Воробьева(Москва), Валентина Цветкова (Москва).
Спасибо вам за участие в проекте!
Categories: library-rus