Полное описание трех гун Саттвы, Раджаса и Тамаса и их влияние

Гуна счастья, знания и света

Саттва-гуна обретается путём приобретения знаний и их реализации. Источником знаний являются священные тексты. Несмотря на то, что мы не способны понять их в полной мере, у нас есть возможность слушать и читать комментарии к ним более авторитетных людей. Подняться до уровня саттвы означает перестать воспринимать мир как источник наслаждений и обратить свой взор внутрь себя, понять себя и обрести знание о своей настоящей природе. И поиск себя и обретение саттва-гуны это трудные и продолжительный процесс, который должен постоянно поддерживаться усилиями и правильными поступками. Это большой труд, но как известно, счастье стяжается трудом.

Зачем существуют гуны Природы.

Дух, чтобы создать вселенную, должен был сохранить стремящуюся во вне силу проявления. Эта сила была сбалансирована другой, противоположной силой, стягивающей всё обратно к Себе.

Так как двойственность должна существовать для того, чтобы Дух смог проявить себя, то должны иметься обе эти силы двигающая вовне и внутрь, они уравновешивают друг друга.

Три качества, описывают часть этого процесса движущейся во вне силы. В состоянии единства с Высшим Духом, эти качества, или гуны исчезают. Как говориться на санскрите, те, кто достигают этого состояния становятся тригуна рахитам – поднимается над всеми тремя гунами.

Гуны также присутствуют всюду; всё в этом мире – смесь трёх гун. Без этой реальности, Творение не смогло бы существовать.

Парамаханса Йогананда сравнивал гуны с волнами на поверхности океана. Дуальность объясняет их подъем и падение. Но волны сами, толкающие себя вверх из океанской глубины, проходят три стадии: стадия ближайшая к океану (саттва); энергия толкающая волны вверх и представляющая среднюю часть (раджас); и гребень волны, самая дальняя стадия от основания океана, и сильнее всего скрывающийпросторы океана (тамас).

Влияние гун Природы (саттвы, раджаса и тамаса) на людей

Все действия людей, их характер, мировозрение, эмоции, чувства  мышления так же в очень большой степени находятся под влиянием трёх гун Природы. Вот что на эту тему написал Свами Криянанда:

Так, люди, которые отдаляются в своем сознании от их собственного центра в Духе, становятся ленивыми, вялыми и глупыми. Они полностью отождествляются с чувствами, и такое качество, называемое тамас; они сами становятся тамасичными.

Те, кто возбуждают себя активной деятельностью, находятся под властью раджаса. Такие люди беспокойны, вовлечены во внешнюю деятельность и постоянно активны.

И те, чья энергия направляется вверх, к духовному, проявляют саттва гуну; они сами становятся сатвичными.

Беспокойная активность раджасичных людей может быть направлена как на понижающее, так и на возвышающее. Когда энергия движется вниз, то становится смешенной из раджаса и тамаса. Когда раджасичныая энергия движется вверх она становится раджасично-саттвичной. Активность направленная ни на что, является просто раджа гуной.

Люди, которые использую их побуждения к активности, осуществляя месть; вредя другим; желая стать богаче, не думая о других; желая помыкать другими, безразличные к их интересам и благополучию: такие люди проявляют раджасично-тамасичную энергию.

Люди, которые активны только для осуществления активности, выражают чистый раджас.

И наконец, те кто активен, служа другим или Богу; кто использует свои деньги помогая другим; те кто стараются исцелить боль других; кто дает другим в долг ради их благополучия; кто смеется с другими, а не над другими: все эти люди проявляют раджасично-саттвичную энергию.

Те, кто всюду ищут Бога; кто излучает Божественную любовь и радость для других; кто естественно добр; естественно скромен и во всём что делает, видит Бога как деятеля; кто сонастраивается со страданиями других, и делает то, что может сделать, чтобы помочь им найти решение всех их проблем в Боге: такой человек проявляет саттва гуну.

Процесс духовного роста похож на очищение лука. Кожица представляет различные уровни приверженности эго-сознанию, внешние составляющие толстые и тяжелые, когда последний внутренний уровень пройден, ничего не остается, весь лук состоит только из долек кожицы!

Раджас

Раджас побуждает своего обладателя к бесконечной наживе, поскольку является олицетворением корыстолюбия и страсти. Живое существо, в котором преобладает Раджас, становится очень зависимым от материальных благ. Человек пытается стать обладателем как можно большего количества денег, никогда не удовлетворяясь тем, что уже имеет, жаждет материальных наслаждений и с неуемным упорством их добывает.

Тот, в ком доминирует Раджас, свойственно следующее:

  1. Любая деятельность приносит страдание.
  2. Неумеренное желание всех благ.
  3. Самопожертвование может быть только корыстным, совершается с целью снискать благодарность и уважение к собственной персоне. Оно краткосрочно и неискренне.
  4. Следование своему назначению кажется слишком обременительным или слишком страшным, человек отрекается от своего долга.
  5. Искажается понятие духовного мира. Человек считает духовный мир всего лишь частью мира материального, утверждая, что с гибелью физического представления живого гибнет и его душа. Отрицание духовного начала как источника сознания является характерным для людей, находящихся под властью Раджаса. Некоторые признают существование высшей силы, вездесущей и бессмертной, но при этом отрицают существование божественного проявления в каждом человеке, а его физическое существо считают невежественным и смертным. Другие же полностью отрицают наличие высшего разума или сознания вне материального объекта.
  6. Любые поступки и свершения требуют огромного напряжения физических и моральных сил. Это продиктовано излишней жаждой наслаждений и алчностью.
  7. Человек зависит от результатов своего труда, он жаждет насладиться благами, полученными в результате своей деятельности, подвластен своему настроению, агрессивен, имеет корыстные умыслы.
  8. Наслаждение материальными благами лишь кажется истинным счастьем, в конечном итоге оно скоротечно и быстро начинает отравлять жизнь.
  9. Покидая этот мир будучи во власти Раджаса, человек вновь приходит в материальный мир в окружении озлобленных и завистливых людей.

«Материальная природа состоит из трех гун – благости, страсти и невежества. Когда вечное живое существо входит в соприкосновение с материальной природой, эти гуны обусловливают его». Бхагавад-гита 14.5

В пространстве гуна страсти относится к крупным населенным пунктам, мегаполисам, а также к местам с большим скоплением народа (торговые и развлекательные центры, рыночные площади, авто- и железнодорожные вокзалы, аэропорты, крупные стадионы во время нахождения на них большого количества людей).

Страсть, лень и благость: сочетание состояний

Как очистить сознание и энергетику? Можно ли это сделать с помощью корректного питания?

Древняя наука о жизни – аюрведа считает, что любая сущность, будь то тело, ум или дух, может находиться в трех состояниях. Они названы гунами.

Саттва-гуна – это самое благостное состояние, это покой и умиротворение, мудрость и знание, внутренняя тишина, терпение.

Раджас-гуна – это высшая активность, страсть, стремление к преодолению препятствий.

Тамас-гуна – это остановка, инерция, сон.

Нельзя сказать, что какое-то из этих состояний абсолютно положительное или совершенно неприемлемое. Хотя идеальным считается саттвичное состояние, нет ни одного живого существа или субстанции, где бы ни встречались все три гуны в разной концентрации. У каждой гуны свои преимущества и недостатки

В состоянии саттвы мы не можем испытать бешеного восторга или насладиться красочными сновидениями, но без него не примем здравого жизненно важного решения. В состоянии раджаса мы готовы совершать безумные поступки, но, не имея искорки внутри, мы не будем двигаться к цели так быстро, как порой нам хотелось бы

Тамас позволяет нам вовремя останавливаться, дает глубокое расслабление мышцам и мыслям, но при его избытке мы словно погружаемся в тягучее болото.

Продукты питания также обладают тремя этими состояниями, а из-за преимущества той или иной гуны в них, принято разделять пищу на тамасичную, раджасичную и саттвичную.

Переход из влияния одной гуны в другую гуну

Сейчас следует объяснить
то, каким образом та или иная энергия в
человеке начинает преобладать или какие
вещи заставляют ту или иную гуну
активизироваться в человеке.

Гуна тамаса начинает
преобладать в те моменты, когда человек
неоправданно отказывается от деятельности
и предпочитает делам развлечения и
отдых. Также гуна тьмы проявляется в
момент нахождения в обществе или месте,
которое пропитано этой гуной. Таким
образом, деградация человека продиктована
его собственным выбором образа его
действий, а также общества и места, в
котором он находится. Для активизации
гуны тамаса достаточно отложить дела
на потом, отказаться от выполнения своих
обязательств, предаваться фантазиям и
побольше развлекаться и отдыхать.

Практического применения
гуна тамаса не имеет и является самой
губительной из всех энергий материального
мира, а потому стремление к ней, очевидно,
не может быть разумной целью человека.

Гуна раджаса активизируется
под влиянием желаний, которые возникают
от взаимодействия органов восприятия
с объектами вожделения. Возжелав чего-то,
человек действительно начинает
активизировать гуну раджаса. Например,
если молодой человек пообщается с
красивой девушкой, ему захочется
проводить больше времени в её обществе,
что приведет его к необходимости
добиваться её расположения. Под влиянием
такого желания многие молодые люди
начинают развиваться: читать книги,
писать стихи, тренироваться и становиться
лучше. Об этом и о том, к чему приводит
исполнившееся желание, есть целое
произведение – «Мартин Иден».

В материальном плане
гуна раджаса может помочь человеку
добиться целей, так как очень сильно
мотивирует человека действовать и даёт
ему много энергии

Для многих вещей
действительно важно иметь огрмоный
запас сил и мотивации, однако следует
понимать, что гуна раджаса базируется
именно на желании, а потому, как только
трудности превысят желание, положительное
влияние гуны раджаса будет становиться
всё слабее и слабее, и будет проявляться
негативное – гнев

Для духовной жизни
раджас важен лишь в начале пути, когда
человеку нужно очень много с энтузиазмом
работать над собой и изучать знания, а
также практиковаться. В этом случае
раджас даст необходимую энергию и
позволит человек действительно быстро
набрать необходимые знания и опыт.
Однако для успешного продвижения по
духовному пути в дальнейшем следует
отказаться от раджаса, так как он слишком
непостоянный и базируется на стремлениях,
от которых по ходу духовного пути
человеку следует отказаться.

Активизируется раджас
сильным вдохновением, желанием или
стремлением. Так, услышав вдохновляющую
речь, посмотрев мотивирующий фильм или
чего-то очень сильно захотев, человек
попадает под влияние гуны раджаса,
которое побуждает его к действию.

Гуна саттвы – это самая
трудная в плане как активизации, так и
поддержания энергия материального
мира, так как требует не просто какого-то
действия от человека, но очень серьезного
изменения взгляда и подхода относительно
жизни. Для её активизации человеку
следует стремиться к знаниям, приучиться
к дисциплине и культивировать в себе
положительные качества

Очень важное
замечание заключается в том, что растраты
энергии на приобретение такой энергии
большие, а потому разумно будет прийти
к саттве через раджас, так как если
человек находится в тамасе, то у него
попросту не будет хватать сил для этого

Влияние гуны саттвы
будет в человеке постоянно и устойчиво,
но для его взращивания потребуется
действительно много сил и серьезная
работа над характером. Источником гуны
саттвы будут, в таком случае, являться
культивированные положительные качества
путём дисциплины. По мере развития этой
энергии они начнут проявляться сами
собой.

В действительности,
основным источником саттвы являются
истинные духовные знания, поэтому
постижение духовной науки для человека,
который стремится к саттва-гуне, является
очень важным условием его успеха.

Саттва действительно
требует времени, но когда она утвердится
в человеке и подарит ему ощущение чистого
счастья, у человека будет возникать всё
меньше тяги к иным энергиям. Переживание
такого чистого счастья даст совсем иные
ощущения, нежели от соприкосновения с
материальными наслаждениями, и всё в
человеке будет поддерживать энергию
благости, а энергия благости будет
поддерживать человека, даруя ему как
счастье и спокойное существование, так
и положительные качества и успех в
духовной жизни, что сделает его ещё
счастливее.

Как освободиться от трёх гун.

Очевидно, что тамасичное состояние является самым далёким от нашей же истинной природы блаженного духа, а саттвичное состояние — самым приближенным к нему. Поэтому самый верный и быстрый способ выйти из состояния тамаса (лени, депрессии, ненависти) — это начать трудиться — телом, чувствами, умом — это уже кто к чему склонен, главное — не бездельничать и не погружаться в тамасичное состояние ещё глубже.

Как гласит английская пословица:

Праздный ум — мастерская дьявола.

То есть выход из колеса перерождений в любом случае идёт через саттвичную деятельность. Как говорил Парамаханса Йогананда:

И всегда следует помнить, что:

Хотя оковы саттвы сияют они не перестают от этого быть оковами. Золотой проволокой можно связать человека не менее прочно, чем серебряной или стальной. Подобно тамасу (неведению) и раджасу (эгоистичной активности), саттва привязывает душу к телу и земному миру.

На тему трёх гун я очень советую почитать 14-ю главу Бхагавад Гиты с комментариями Йогананды, здесь я привела только маленькую часть информарции из неё, а для истинных йогов она незаменима.

И ещё есть довольно интересная и практичная книга ведического психолога Рами Блекта «Три энергии».

Тема трёх гун очень тесно связана с темой перевоплощений, о написано здесь — Реинкарнация — временные перерождения вечной души.

А пока что, мои дорогие читатели, ради своего собственного и ради блага всех окружающих, давайте все наши действия, слова и мысли сделаем, как можно более саттвичными.

На правильное питание нужно правильно настроиться

Известный ведический доктор О. Г

Торсунов, уделяющий значительное внимание здоровому питанию, питанию по Аюрведе, рекомендует принимать пищу в соответствии с тем состоянием, в котором находится человек к моменту наступления чувства голода. Часто преобладающая гуна затмевает истинные потребности организма и не дает человеку почувствовать, чего же на самом деле не хватает его телу

Ленивый будет тянуться к сладкому, вспыльчивый и обидчивый человек предпочтет острые и кислые блюда, жадные и жестокие люди очень любят мясо.

Для того, чтобы тело понимало свои естественные потребности в определенных питательных веществах, нужно его очистить и стараться не заглушать просьбы организма в нужных ему продуктах. Принимать пищу следует только в состоянии голода, находясь в спокойном настроении, не стоит есть, засыпая на ходу, или, наоборот, когда вы слишком возбуждены или нервничаете.

Перед каждым приемом пищи следует немного помолчать, настроиться, ощутить запах блюда, которое вы собираетесь съесть. Не нужно за обедом читать, смотреть телевизор, разговаривать. Насыщение должно быть осознанным.

Саттвичное питание предполагает употребление в пищу только тех блюд, которые приготовлены непосредственно перед трапезой.

Саттвические элементы

Только чистые и не осквернённые элементы и пищевые продукты обладают качеством саттвы. Еда должна быть здоровой и полезной для здоровья. Саттвические элементы не должны выводить ум из равновесия. Следовательно, различные одурманивающие субстанции, такие как наркотики и алкоголь, не относятся к категории саттвических. К саттвическим также не относятся любые объекты или пища, для производства которых была причинена боль другим живым существам, так как в этом случае объект был получен с помощью насилия. Следовательно, к категории саттвы относится только вегетарианская пища, при условии, что она является свежей. Некоторые элементы, которые рассматриваются как саттвические:

  • Цветы (в особенности лотос), фрукты, или любая вегетарианская еда, пригодная для предложения божеству.
  • Дерево ниим и туласи
  • Среди животных — корова, которая олицетворяет мать. Также коровье молоко, при условии того, что корова содержится в естественных условиях, что она здорова, и что молоко было получено только после того, как её телёнок был накормлен. Если с коровой плохо обращаются, пить её молоко считается греховным действием.

Возможности и сила гун

Саттва способна порождать свет. Именно в свете саттвы человек видит свои сны. Свет, видимый в состоянии сна со сновидениями, — это свет саттвы. Глаза закрыты и все остальные органы чувств отключены, но в снах не господствует тьма. По этой причине саттву ассоциируют с гормоном мелатонином, вырабатываемым шишковидной железой. Саттва способна к производству света и созданию четкой перспективы видения, что позволяет избавиться от хаоса.

Раджас обладает способностью заряжать человека энергией. Эта гуна побуждает и вдохновляет человека на труд. Ее природа — страдание, ибо только активность порождает боль.
Тамас нажимает на кнопку «стоп». Эта гуна служит источником сопротивления, препятствий и преград.

Взаимосвязь гун природы с тонкими элементами

Пять тонких элементов, из которых состоит тело человека – эфир, воздух, огонь, вода, земля. Роль эфира – передача звуковой информации. Что такое звук с неба? Тонкий воздух – основа жизненного движения. Почему Христос исцелял людей прикосновением? Как направление движения тонкого воздуха меняет жизненные мотивации человека? Тонкий элемент – огонь. Виды тонкого огня и их влияние на человека. Почему человек, желающий всем счастья, не мёрзнет? Почему человек болеет? Почему общение с человеком противоположного пола вызывает вожделение и как этого избежать? Что такое осквернение? Почему муж с женой не подвержены осквернению друг от друга? Почему жёны на расстоянии чувствуют измену мужа? Почему на природе человеку хочется есть или спать? Четыре категории людей, питающихся разными видами огня. Роль тонкого элемента воды в организме человека. Почему человеку можно «внушить» какой-то вкус или запах? Тонкий элемент земли. Почему человека можно лечить на расстоянии? Диагностика человека с помощью тонких элементов. Три гуны материальной природы – благость, страсть, невежество. Какие качества приобретает человек от соприкосновения с каждой гуной? Принцип счастья «Отдавая – приобретаешь». Почему пожертвование не всегда приносит счастье? Что порождает соприкосновение трёх гун материальной природы и пяти тонких элементов? Три дату и три доши. Типы здоровья человека в зависимости от вида его дату. Виды болезней человека в зависимости от типа его доши. Влияние невежественных качеств человека на его болезни. «Доктор, как мне похудеть?». Почему формула «Я желаю всем счастья» вылечивает все болезни. Что такое дурукти? Почему человек, обладающий дурукти, стоит недалеко от смерти? Как определить святого человека? Вредно ли слушать злую речь? В какой гуне находится полынь серебристая и репешок? Почему врач не должен разговаривать с пациентом о себе? Как с возрастом меняются доши человека? Как правильно чистить квартиру? Три типа общения между людьми. Когда не существует повода к общению? Можно ли постепенно перейти к вегетарианству? Какое место по аюрведе должна занимать любовь между мужчиной и женщиной? Притча об очень красивой и очень мудрой девушке, или Как проверить, возвышенная любовь у молодого человека к девушке или не возвышенная? Почему в современном мире молодые люди часто меняют своих девушек?

Описание

Гуна благости, без примесей, освещающая и свободная от болезней. Она связывает душу через привязанность к счастью и знанию.

Гуна страсти наполнена ею (рагатмакам) и рождается из «тришны» (жажда или сильное желание) и «санга» (привязанность). Он связывает душу посредством привязанности к действию.

Гуна невежества – это темнота и грубость в человеке. Это «аджнанаджам» (рожденный от невежества) и «моханам» (причина заблуждения). Она связывает душу через безрассудство, лень и сон. В существах три гуны конкурируют между собой за превосходство и пытаются подавить друг друга.

Как узнать, какое качество преобладает у человека в определенное время?

Согласно Бхагавадгите, доминирование саттвы имеет свои признаки. Такой человек характеризуется тем, что из всех частей человеческого тела излучается свет знания.

Свои признаки есть и у преобладания раджо. У такого человека возникают жадность, стремление к мирскому, материальному миру и склонность к эгоистичным действиям. С увеличением тамо можно увидеть расцвет тьмы, бездеятельности, безрассудства и заблуждения.

Понятие и функции Ментальных дош

Для распознавания влияния гун необходимо ознакомиться с их признаками.

Саттва

Гуна благости — саттва. Проявляется справедливостью, свежестью чувств, терпением, благоразумием, искренностью, радостью, самообладанием, спокойствием, силой, здоровьем, стыдом за плохие действия, управлением чувств, удовлетворённостью, ясным сознанием, религиозностью, решимостью.


Жить в саттве — это и есть счастье, так как независимо от обстоятельств у человека всё хорошо, у него прекрасное настроение, и он желает этого же всем окружающим. Находясь в энергии благости, человек получает знание, чувствует себя удовлетворённым и ведёт чистый образ жизни.

Отсутствие радости, счастья и спокойствия приводит к пробемам со здоровьем. Так, без чувства радости невозможно эффективно противостоять стрессу, являющемуся, как известно, частой причиной заболеваний сердца и гипертонической болезни. Даже небольшой прилив радости дает человеку заряд бодрости, повышает и укрепляет его иммунитет, а также понижает артериальное давление.

Люди, которые находятся под воздействием саттвы:

  • ценят качества характера;
  • чисты, опрятны;
  • в бедах винят себя;
  • разговаривают просто и вежливо;
  • начинают жить с утра;
  • счастливы в сегодняшнем дне.

Люди в благости слишком привыкают к счастью.Важно! Увлечение счастьем приводит к тому, что человек хочет сохранить своё состояние, и он начинает бороться за существование, постепенно оказываясь под воздействием гуны страсти

Раджас

Гуна страсти — раджас. Характеризуется тем, что человек желает срочно получать плоды своих трудов. Также он не может контролировать свои желания. Проявляется скупостью, влечением, привязанностью, желанием бороться, тревогой, героизмом, смелостью, силой, предприимчивостью, отвагой, желанием большего успеха, ложной гордостью, потерей духовного знания, благородством, умением руководить, периодическими страданиями, оправданием своих действий, благотворительностью ради престижа.

Наш мир в основном пребывает в раджасе, так как все вокруг соперничают между собой, стараются всеми силами достичь и удержать материальные ценности

Счастье проявляется так: пусть у меня и моей семьи всё будет замечательно, и неважно, что творится в мире. Удовлетворённость в гуне страсти длится недолго, к примеру, приобрёл новый автомобиль и доволен целый месяц, а потом опять хочется чего-то нового

Вам будет интересно узнать как: быстро проснуться, улучшить свою память и здоровье, а также как избавиться от усталости.

Люди, находящиеся под влиянием раджаса:

  • используют всё для своей выгоды;
  • оценивают внешний вид, одежду;
  • слишком сильно пользуются духами;
  • обвиняют в своих неудачах судьбу, людей;
  • в общении используют научные слова, термины;
  • начинают жить днём;
  • верят в то, что счастье впереди.

Из-за жадности люди вовлекаются в бурную деятельность, привыкая к ней и результатам. Человек тянется всё выше и выше, работает больше. У него начинает накапливаться утомление, и он хочет отдохнуть. Расслабляется он, употребляя алкогольные напитки, проводя время в барах и клубах. В результате происходит деградация, и на человека начинает действовать гуна невежества.

Тамас

Гуна невежества — тамас. Она приводит к разрушению. Обладает бездействием, враждебностью, глупостью, ленью, долгим сном, ложью, упрямством, лицемерием, оскорблением других, меланхолией, жадностью, вечной утомлённостью, страхами, печалью, несчастьем, слабостью к вредной еде, безбожием.

Все действия связаны со злостью и насилием. К примеру, человек, употребляющий много алкоголя или наркотические вещества, существует под действием этой гуны. Счастье здесь понимается так: пусть хорошо будет только мне. Но о настоящем счастье здесь не может идти и речи.


Оказавшись под гуной тамаса, человек лишается рассудка и опускается на дно. Это приводит к полной деградации.

Важно! Если люди ничего не делают для возвышения своего сознания, а просто живут, то они будут опускаться всё ниже и ниже, до животных форм существования. Люди, которые находятся под властью тамаса:

Люди, которые находятся под властью тамаса:

  • не считаются ни с кем, живут для себя;
  • неряшливые, нечистоплотные;
  • имеют запах алкоголя, сигарет;
  • всегда винят окружающих;
  • разговаривают жёстко, употребляя мат;
  • начинают жить вечером;
  • считают, что счастье позади.

Три гуны материальной природы

Саттва – одухотворяющая сила: уравновешивает, гармонизирует;
Раджас – побуждающая сила, нарушающая прежнее равновесие: страсть, возбуждение, деятельность;
Тамас – тормозящая сила, которая тянет вниз к невежеству: лень и прочии виды негативной бездеятельности.

Все эти качества необходимы для созидания материального мира (МИР – Матрица Информационного Развития). Понятие гун применимо к любой сфере материального мира (к жизни во Вселенной в целом) и имеет весьма широкое значение. Всякое явление в природе, мире вообще, имеет своё преобладающее качество, с небольшими отличиями, вариантами преобладания одной над другой, в процентном соотношении, трёх известных гун.

Без понимания гун материальной природы, без осознанной манипуляции гунами, не возможен духовный прогресс личности. Так как все три гуны обязательно присутствуют, в тех или иных пропорциях, как в нас, так и вокруг нас

Это процентное соотношение качеств меняется под влиянием многих факторов, но главный фактор на который нам следует обращать внимание – это то, что мы едим, ведь подсредством исключения из своего рациона тамосичной пищи, на 98% можно гарантировать и изменения в (поведении, мировозрении) качестве жизни, так как гуна пищи переходит в организм и становится гуной состояния. Второй по значимости влияния на нас фактор – это наше физическое окружение, оно так же влияет на нас, на наше ментальное состояние

Для полного понимания влияния гун на вашу жизнь рекомендую прочесть 14 главу из Бхагавад-гиты “Три гуны природы” (см

ниже), она вполной мере раскрывает всю важность влияния гун на вашу жизнь. Понимая природу материального мира вы сможете корректировать свою судьбу меняя качества своей личности!

Гуна благости (саттва)

Это энергии спокойствия, любви, умиротворения, чистота и свет, духовность и благодать. В гуне благости человек поднимается и ложится вместе с солнышком. Его утро наполнено обращением к высшим силам – молитвы, медитации, мантры, неспешная работа с телом. В гуне благости человек стремиться давать миру бескорыстно во имя всеобщей любви и гармонии. В то же время гуна благости держит на себе все долгопротекающие процессы: люди идут на работу в благости. В страсти зарождаются великие цели, в благости они реализуются.

Еда благости: в основном простая, минимально обработанная пища, которая сохраняет свои природные вкус, консистенцию и вид – овощи, фрукты, орехи, молоко. Свежая «живая» еда.

Время суток благости – утро.

Как проявляется в делах: гуна благости означает ответственность, спокойное погружение в дела здесь и сейчас без страстной привязки к результату, без конкуренции и соперничества. Наслаждение процессом, доведение начатого до конца. Энтузиазм и интерес правят работой в благости.

Место гуны в пространстве: природные объекты, храмы любых религий и вероисповеданий, монастыри, места силы.

Гуна, в которой пребывает человек бОльшую часть своей жизни, правит им, определяя его распорядок дня, его пристрастия в еде и даже в отношениях.

Если невежество и страсть появляются в жизни человека сами по себе, то благость можно и нужно в себе взращивать и воспитывать. На внешнем уровне – это правильный распорядок дня, правильное здоровое питание, синхронизированный с законами природы сон. На внутреннем – стремление к любви, гармонии, помощи тем, кто рядом, добро по отношению ко всем независимо от отдачи.

Человек, достигший благости и научившийся пребывать в ней постоянно, приближается к просветлению и согласно Ведам, очищает карму, один за одним искупая свои грехи.

С любовью, Поля Радость

Отношение к богам

Согласно Бхагавадгите, Бог – истинный Наслаждающийся. Он порождает все творения ради своей радости (ананды). Только Пуруша, находящийся в Пракрити, наслаждается качествами, произведенными ей. Гуны (качества) отвечают за разнообразие природы. Из-за них возникает только разделение реальности и нереальности. Когда они проявляются в творении, отдельные души оказываются под их влиянием и начинают свое путешествие в мир материи и смерти.

Бог (Ишвара) не действует под влиянием какой-либо из трех гун. Он представляет Чистейшую Саттву (шуддха саттва), которая не принадлежит этому миру. Среди богов у Брахмы преобладает раджо. Он является ее покровителем.

Вишну отличает преобладание саттвы. Соответственно, он ее покровитель. Шива является покровителем тамо, преобладающей в нем. Однако все три бога — чистые существа (шивам). Они не привязаны к ним или к Природе. В целях творения и порядка, и регулярности миров они проявляют гуны для выполнения своих непосредственных обязанностей, пока они сами трансцендентны.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий