История возникновения
Из «Энциклопедии индийской физической культуры» Мужумдара мы узнаем, что во второй половине XVII века Самартха Рамдас был учителем Чхатрапати Шиваджи, ставшего национальным героем не только маратхов, но и всей Индии. Маратхи это народ в Западной Индии, населяющий преимущественно штат Махараштра (отсюда название «маратхи») и, в меньшей мере, штат Мадхья-Прадеш. Шиваджи был человеком феноменальной выносливости и согласно историческим свидетельствам делал в день 1200 повторений Сурья Намаскар.
Он утвердил эту практику как одно из основных упражнений физической подготовки в армии маратхов
Но к концу XIX началу XX века века большая часть индийцев пренебрегала физическими упражнениями и находилась в неважной форме
В 30-е годы ХХ века Раджа Аундха оживил, забытую было практику, разнообразил ее новыми элементами Эта практика активно внедрялась в программы физического воспитания учебных заведений английского и индийского типа, благо у раджи были такие возможности.
В это время локальные правители уделяли очень большое внимание физической культуре. Занимались сами, поощряли учителей физической культуры, боевых искусств и йоги
Так Индии в 1928 году была издана книга на хинди за авторством Раджи Аундха, в которой описывается практика Сурья Намаскар.
На английский книга была переведена и издана в 1938 году. Это был один из первых шагов к мировой известности практики. Также стоит отметить Шри Кришнамачари, отца современных направлений йоги, который включил в свои последовательности эту практику
РИТУАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Для выполнения четвертого ритуального действия нужно сесть на пол, вытянув перед собой прямые ноги со ступнями, расположенными примерно на ширине плеч. Выпрямив позвоночник, положите ладони с сомкнутыми пальцами на пол по бокам от ягодиц. Пальцы рук должны быть при этом направлены вперед. Опустите голову вперед, прижав подбородок к грудине.
Затем запрокиньте голову как можно дальше назад-вверх, а потом – поднимите туловище вперед до горизонтального положения. В конечной фазе бедра и туловище должны находиться в одной горизонтальной плоскость, а голени и руки – располагаться вертикально, как ножки стола. Достигнув этого положения, нужно на несколько секунд сильно напрячь все мышцы тела, а потом – расслабиться и вернуться в исходное положение с прижатым к груди подбородком (рис. 4). Затем – повторить все сначала.
И здесь ключевым аспектом является дыхание. Сначала нужно выдохнуть. Поднимаясь и запрокидывая голову – выполнить глубокий плавный вдох. Во время напряжения – задержать дыхание, и опускаясь – полностью выдохнуть. Во время отдыха между повторениями – сохранять неизменный ритм дыхания.
Подготовка к асанам
Сурья Намаскар выполняется натощак, последний раз кушать можно за 3-4 ч до занятий. Подготовка начинается с места выбора места, откуда хорошо просматривается горизонт. Затем нужно вобрать в себя энергию Солнца. Для этого перед восходом нужно встать лицом к востоку, развести руки. Ладони – открыты в ту же сторону, что и взгляд.
Когда Солнце начинает всходить, важно почувствовать поток Силы, которая поднимается от стоп вверх – к голове, одновременно медленно тянуть руки вверх. Перед выполнением асан нужно встать, сомкнув ноги, руки опустить
Закрыть глаза, постараться ощутить тело полностью, расслабить его, начиная с головы, и мысленно двигаясь вниз. Потом постараться ощутить себя полностью. Откорректировать позу, чтобы она была удобной
Перед выполнением асан нужно встать, сомкнув ноги, руки опустить. Закрыть глаза, постараться ощутить тело полностью, расслабить его, начиная с головы, и мысленно двигаясь вниз. Потом постараться ощутить себя полностью. Откорректировать позу, чтобы она была удобной.
Представить, как будто тело, взявши за голову, тянут вверх, почувствовать это
Потом перевести внимание на ноги – ощутить соприкосновение стоп с полом. Представить, что тело оседает вниз от гравитации, а напряжение вытягивается через него вниз – в землю
При этом стараться, чтобы поза оставалась расслабленной, вертикальной, ощущать нужно только жизненные силы. После такой подготовки можно начинать выполнение.
РИТУАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Действие выполняется с целью придания вращению вихрей дополнительного момента инерции. Мы как бы разгоняем вихри, придавая их вращению скорость и стабильность.
Исходное положение для первого ритуального действия – стоя прямо c горизонтально вытянутыми в стороны на уровне плеч руками. Приняв его, начать вращаться вокруг своей оси до тех тор, пока не возникнет ощущение легкого головокружения. При этом очень большое значение имеет направление вращения – слева направо. Другими словами, если бы вы стояли в центре лежащего на полу большого циферблата, обращенного лицевой стороной вверх, то вращаться нужно было бы по часовой стрелке (рис. 1).
Начинающим ламы рекомендуют ограничиваться тремя оборотами. В отличие от «пляшущих» дервишей, ламы в своей практике не вращаются до полного изнеможения, вращаясь не несколько сотен раз, а всего лишь раз десять-двенадцать. Максимальное же число оборотов за один раз в большинстве случаев не превышает двадцати одного.
Чтобы «отодвинуть» предел головокружения, можно воспользоваться приемом, который широко используют в своей практике танцоры и фигуристы. Прежде чем начать вращаться, зафиксируйте взгляд на какой-нибудь неподвижной точке прямо перед собой. Поворачиваясь не отрывайте взгляд от избранной вами точки, сколько это будет возможно. Когда точка фиксации взгляда уйдет из вашего поля зрения, быстро поверните голову, опережая вращение туловища, и как можно быстрее снова захватите взглядом ориентир. Этот прием позволяет довольно заметно отодвинуть предел головокружения.
Мантры и приветствие Солнцу
В конце комплекса, после того, как сделано определенное число циклов практики, произносится следующая мантра, известная как тиртха Мантре:
Айдити Асийя Намаскайранья Кюрваньти Дине Дине
Айух Праджнана Балам Вирийам Теджастенсан Сэй Джаята.
Для тех, кто приветствует солнце каждый день, чтобы удовлетворить желания, повысить осведомленность, силу и мужество, существует более длинная мантра, известная, как тиртха Шлока:
Айдити Асийя Намаскайранья Кюрваньти Дине Дине
Айух Праджнана Балам Вирийам Теджастенсан Сэй Джаята
Айкаламн Тыйяхайрамн Сагрвавийарх Винасайнам
Суйрыарэйдо Дакамм Тюха Джммеэ Юамуахам
Что символизируют
Первые шесть позиций символизируют картинку звездного неба и знаки Зодиака северной дороги Солнца или Уттарайянам, а последние шесть символов южную дорогу Солнца или Дакшинауянам. Вместе это составляет серию знаков ежегодного обращения Солнца через знаки Зодиака, сезоны и двенадцать солнечных месяцев и влияние их огромно.
Мантры
В дальнейшем при повышении концентрации возможен перевод внимания на чакры и произнесение мантр во время выполнения комплекса. Каждая мантра соответствует определенному знаку зодиака.
№ | Мантра | Перевод | Биджа-мантра |
1 | Ом Митрайа Намаха | приветствие всеобщему другу | ОМ ХРАМ |
2 | Ом Равайа Намаха | приветствие светящему | ОМ ХРИМ |
3 | Ом Сурья Намаха | приветствие тому, кто индуцирует активность | ОМ ХРУМ |
4 | Ом Бханаве Намаха | приветствие тому, кто озаряет | ОМ ХРАЙМ |
5 | Ом Кхагайя Намаха | приветствие тому, кто движется через небо | ОМ ХРАУМ |
6 | Ом Пушне Намаха | приветствие дающему силу и питание | ОМ ХРАХА |
7 | Ом Хиранья Гарбхайа Намаха | приветствие золотой космической личности | ОМ ХРАМ |
8 | Ом Маричайя Намаха | приветствие лучам Солнца | ОМ ХРИМ |
9 | Ом Адитьяйа Намаха | приветствие сыну Адити | ОМ ХРУМ |
10 | Ом Савитри Намаха | приветствие тому, кто стимулирует силу Солнца | ОМ ХРАЙМ |
11 | Ом Аркайа Намаха | приветствие тому, кто достоин похвалы | ОМ ХРАУМ |
12 | Ом Бхаскарайа Намаха | приветствие тому, кто ведет к просветлению | ОМ ХРАХА |
Происхождение
Само словосочетание «Сурья-намаскара» могло упоминаться и в древних источниках, но означало оно в те времена набор действий по приветствию божества, религиозный обряд, а не процесс физического развития практика.
Комплекс имеет возраст не ранее 20го века. Комплексы, связанные с физическими упражнениями, начинают упоминаться позднее в трудах Свами Шивананды, в «10-ти пунктах на пути к здоровью» Шримад Баласахиба раджи Аунтхи (издана на Хинди в 1928 г.),
в «Йога-макаранде» 1934 г. Шри Тирумалай Кришнамачарьи. Неизвестно, узнал Криншнамачарья комплекс от своих предшественников или разработал сам. Исследователь Норман Сьёман упоминает более ранний текст — «Вьяяма-дипика», 1896 (Vyayama Dipika, Elements of Gimnastic Exercises, Indian System by S. Bharadwaj или «Прояснение физических упражнений»), с похожим набором упражнений для индийских борцов, но без названия, связанного с поклонением солнцу.
Определение Сурья Намаскар
В оригинале Сурья Намаскар — это не последовательность поз, а последовательность священных слов. Ведическая традиция, которая предшествовала классической йоге несколько тысяч лет, чтила Солнце, как символ Божества. По словам Ганеши Mохан, йога, ученого и педагога в Ченнаи, Индия, ведическую мантру в честь Солнца традиционно пели на рассвете. Полная практика включает в себя 132 текста и занимает больше часа чтения. После каждого текста, практикующий кладет тело лицом вниз на землю по направлению к солнцу, выражая преданность.
Связь между Солнцем и Божеством продолжает появляться на протяжении ведических традиций и традиций йоги. Тем не менее, происхождение Сурьи Намаскар в современной хатха-йоги загадочное явление. «В традиционных текстах йоги нет ссылки на асаны “Приветствие Солнцу”” -говорит Мохан.
Так откуда взялась эта популярная последовательность? Первым ее описал Кришнамачарья. Неизвестно, узнал ли он комплекс от своих предшественников или разработал сам. Исследователь Норман Сьёман упоминает более ранний текст — «Вьяяма-дипика», 1896 (Vyayama Dipika, Elements of Gimnastic Exercises, Indian System by S. Bharadwaj или «Прояснение физических упражнений»), с похожим набором упражнений для индийских борцов.
Кришнамачарья учил последовательности своих учеников, в том числе Шри К. Паттабхи Джойса (основатель системы Аштанга Йоги), B.K.С. Айенгара (основатель системы Айенгар йоги), и Индра Дэви (первая западная женщина, признанная преподавать йогу по всему миру). Эти студенты пошли дальше, стали всемирно известными учителями и вдохновили большое количество практикующих на Западе. В результате, Приветствие Солнцу, стало неотъемлемой частью современной практики.
Дыхание + Мантра Сурья Намаскар
Для того, чтобы наслаждаться Приветствием Солнцу, рекомендуется выполнять три. Во-первых, пусть дыхание возглавляет движение. Каждый вдох и выдох должен вовлечь вас в следующую позу, а не вынуждать соответствовать заранее определенному темпу. «Когда вы входите в состояние дыхание=движение, вы находитесь в самом сердце йоги”. У вас есть все условия, чтобы созерцать, чувствовать благодарность Солнцу, жизни на земле, которая зависит от него. Благодаря дыханию, вы переходите на глубокий уровень осознанности.
Во-вторых рекомендуется добавить мантру к движениям. «С помощью мантры, вы почувствуете духовное пробуждение». Интегрируйте традиционные мантры в последовательности, а также можете использовать любой священный звук, в том числе Ом, на выдохе. Кроме того, можно начинать и заканчивать свою практику йоги с Гаятри мантрой, ведической мантрой, которая чтит Божество в виде Солнца.
И, наконец, попробуйте время от времени практиковать на открытом воздухе, в присутствии солнца. Вы приобретете очень важный опыт занимаясь йогой на восходе, чувствуя солнечные лучи на вашем теле.
Практикуйте Приветствие Солнцу в утренние часы
Хотя Приветствие Солнцу можно практиковать в любое время дня, утренние часы считаются особенно благоприятными для йоги и практики медитации. Час до восхода солнца, называется Брахма мухуртой ( «Время Бога»). «Ум должен быть наиболее спокойным и ясным в это время. Аюрведа рекомендует пробуждаться в это время каждый день «.
Для большинства из нас, ранее утро, это единственный раз в день, когда мы можем побыть в одиночку, без отвлекающих факторов. Сурья Намаскар идеальная утренняя практика, для пробуждения тела, сосредоточенности ума, благодарности за новый день.
Если у вас нет возможности вставать до восхода солнца, или не позволяет график работы, можете просто включить Сурью в свой утренний ритуал, такой же как завтрак и чистка зубов. Только занимайтесь с открытым сердцем, благодарите восходящее солнце за новый день! Представьте, что солнце внутри вас, и его лучи льются из вашего сердца! Сурья Намаскар действительно дарит то состояние ощущения солнца внутри себя.
РИТУАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ ШЕСТОЕ
Ритуальное действие шестое не является обязательным, а предназначено лишь для тех кто решил встать на путь духовного совершенствования. Для поддержания превосходной физической формы достаточно и первых пяти упражнений.
Выполнение шестого ритуального действия. заключается в следующем: стоя прямо, вы делаете глубокий вдох, сжимаете анальный сфинктер, сфинктер мочевого пузыря, напрягаете мышцы тазового дна и низа передней стенки живота, а затем быстро наклоняетесь, опираясь руками о бедра, и интенсивно выдыхаете через рот со звуком «Ха-а-х-х-х», стараясь удалить из легких весь воздух полностью, включая так называемый остаточный; после этого вы как можно сильнее втягиваете живот за счет напряженного поднятия вверх диафрагмы и расслабления передней стенки живота и выпрямляетесь. Подбородок при этом должен быть прижат к подъяремной выемке, кисти рук лежат на талии. Выдержав положение с втянутым животом как можно дольше – столько времени, на сколько у вас хватит задержки дыхания, – расслабьте диафрагму, поднимите голову и как можно спокойнее сделайте глубокий вдох (рис. 6).
Как следует отдышавшись, повторите. Обычно для того, чтобы перенаправить свободную энергию и «растворить» возникшее сексуальное желание, достаточно трех повторений. Желательно не выполнять более девяти повторений шестого ритуального действия за один раз.
В качестве тренировки шестое ритуальное действие выполняется единожды в день в виде серии из не более чем девяти повторений. Осваивать его следует постепенно, начав с трех раз и еженедельно прибавляя по два. «Прикладная» практика этого упражнения возможна в любое время и в любом месте при условии не слишком полного желудка и кишечника, а также наличия телесного сигнала в форме возникшего сексуального желания. Более того, вполне освоивший шестое ритуальное действие с легкостью осуществляет предельно полный выдох тихо, не наклоняясь и не привлекая к себе внимания
Поэтому практика обращения сексуальной энергии в жизненную силу выполнима действительно где и когда угодно, в любой момент, едва только внимание обратится к проявившему себя в теле сексуальному желанию
Внимание
Упражнения не рекомендуются для беременных женщин. Оно может не подходить и людям, имеющим костные заболевания. Прежде чем начнется занятие, рекомендуется обратиться к врачу, а лишь потом приступить к действиям. Сурья Намаскар с Зап помогает сохранить здоровье, спокойствие ментальное, психическое, научиться слушать язык тела, обрести душевное равновесие и внутреннее спокойствие. Но чтобы достичь всего, следует прислушаться к советам наставника Зап.
- Выполняя Приветствие солнцу, дышите согласно инструкции к каждой позиции.
- Делайте вдох во время растяжения или потягивания и выдох во время наклонов или сгибания. Все время необходимо глубоко дышите через нос.
- В каждом положении растягивайтесь столько, сколько сможете. Если почувствуете боль или напряжение, не перенапрягайте себя. Сделайте паузу.
- Позиции должны плавно переходить одна в одну.
Если хотите выполнить еще один цикл, можно сделать несколько медленных вдохов и выдохов, чтобы сосредоточиться и сразу после выдоха перейти к выполнению упражнений.
Что важно
Важным этапом выполнения асан Сурья Намаскар является последовательность и число повторов.
Практика Сурья Намаскар включает:
- восемь асан, включая некоторые для левой и правой стороны, или повторяющиеся, как первая и двенадцатая позиция;
- практику дыхания;
- двенадцать упражнений;
- шесть мантр;
- медитивные практики с сакрамами.
Поэтому все садханы в Сурья Намаскар достаточно обширные и разносторонние, и происходят от ведического ритуального поклонения солнцу. Их практиковали древние йоги с помощью солнечных, или белых магов (на санскрите: Mage), жрецы архангела, божества Солнца, Сурья Девы.
Описание асан и порядок их выполнения
Сначала выполняется первые 12 асан:
Пранамасана. Встать прямо, сомкнуть ноги, стопы можно чуть расставить. Ладони – вместе, держать напротив груди, выдохнуть воздух до полного втягивания живота
Внимание концентрировать на ладонях и достигнутом эффекте.
Хастауттанасана. Руки с открытыми ладонями поднять как можно выше
Потянуться всем телом, сделать вдох. Поднять голову и мысленно сконцентрироваться на спине.
Падахастасана. Наклониться вперед, но при этом ладони от пола отрывать нельзя. Голову прижать к коленям (стараться это сделать). Ноги должны оставаться прямыми, сгибать нельзя. В течение наклона медленно выдыхать. Спина – выпрямлена, сознание концентрируется только на тазовой области, там, где чувствуется натяжение мышц.
Ашвасанчаланасана. Сохраняя третью асану, левую ногу согнуть, а правую отвести далеко назад. Она должна опираться на поверхность (вместе с коленом). Таз передвинуть вперед, максимально прогнуть спину, смотря вверх. Чтобы сохранить равновесие – упереться пальцами рук о пол. Вдох нужно делать, пока происходит перенос грудины. Зафиксировать внимание в точке над носом. Во время движения прочувствовать растяжение мышц.
Чатуранга дандасана. Левая нога приставляется к правой. Спина и конечности должны быть выпрямленными. Меняя позицию, медленно выдыхать, а пятки тянуть далеко назад. Смотреть в пол и мысленно сконцентрироваться на шее.
Аштанганамаскара. Согнутые ноги – на полу. Дотронуться до него грудиной, подбородком и локтями, но ягодицы держать чуть приподнятыми. Спину прогнуть. Дыхание задерживается на выдохе (как в пятой асане). Внимание концентрируется на спине.
Бхуджангасана. Бедра слегка опустить, грудь поднимать вверх до максимального прогиба позвоночника. Лицо смотрит вверх, низ живота, ноги удерживаются на полу, тело держится на руках. Во время движений делается длинный вдох. Внимание сфокусировать у начала позвоночника, ощущая натяжение мышц.
Парватасана. Конечности не сгибать, плечами поворачивать тело вокруг оси. Ягодицы поднять, а голову наклонить вниз – так, чтобы она находилась около рук. Тело с горизонтальной поверхностью должны образовывать треугольник. Постараться достать поверхность пятками. Голову наклонить максимально возможно, чтобы увидеть колени. Делается выдох, внимание концентрируется на шее.
Вдохи-выдохи делаются во время выполнения асан. Это первый цикл комплекса. Затем делается второй. В упражнениях №№ 4,9 меняются ноги (выполняется левой ногой). По завершении первых 12 асан нужно глубоко вдохнуть, руки опустить. Затем выполнять вторую половину. Все позы в идеале плавно сменяют друг друга.
Нельзя допускать напряжения тела. Упражнения выполняются просто с максимальным усилием, с использованием нужных мышц. Шея каждый раз вытягивается соответственно асане. В позах №№ 3,10 ноги у новичков ноги сложно удерживать прямыми, но при регулярном выполнении связки и сухожилия постепенно растянуться.
Когда руки прижимаются к полу в 3-й позиции, их нельзя отрывать до 10-й, как и стопы – с 5-й по 8-ю. Когда они расположены правильно, их не нужно будет передвигать. При переходе из позы 5-й в 7-ю на 6-й асане может сбиться дыхание, тогда рекомендуется в ней задержаться и спокойно продышаться.
Сколько раз можно выполнять Сурья Намаскар – строго индивидуально. Главное правило для повторений – не доводить организм до изнеможения
Важно избегать перенапряжения. Новичкам рекомендуется сначала выполнять только первые 2-3 асаны, потом постепенно добавлять по одной
После освоения полного комплекса повторять его можно сколько захочется.
Шавасана
После выполнения упражнений всегда следует расслабление – Шавасана. Это отдых, исключающий любое напряжение. Тело должно стать безвольным. Шавасана восстанавливает силы всего за несколько минут. Нужно лечь на спину, чуть развести ноги, вытянуть руки (ладонями вверх). Потом закрыть глаза и полностью расслабиться.
Мысленно «пройтись» по организму для поиска напряженных участков. Для полного расслабления тела делать это нужно начиная с кончиков ног, продвигаясь к голове. При этом любые движения исключаются.
Начало йогической практики
Миллионы людей во всем мире практикуют набор асан, известный как Сурья Намаскар или Приветствие Солнцу. Однако все чаще мы находим под этими комплексами уроков совершенно иное, чем техника выполнения древних мастеров, преподающих в Индии. Необходимо вернуться к тем позициям, мантрам и мудрам и концентрации, которым учит и преподает Риши, прошедший Йогу через Каларипауят так, как учил мастер Основатель и Податель Йоги Шри Шива Йогешвара!
Практика Сурья Намаскар известна как Макс-Саур и ее описание можно найти в Ведах, как ритуал для благополучия и крепкого здоровья. Некоторые из этим гимнов включены в Нити Видхи как ежедневный обязательный ритуал для индуистов и были названы как Сурья Намаскар или Приветствие Солнцу. Основная цель практики — это физическое поклонение божеству Сурьи.
Упражнения и выполнение несколько отличались в зависимости от региона, но более известные оставались одинаковыми:
- Труша Капла Намаскар (Trucha Kapla Namaskarah).
- Адитья Прасна (Aditya Prasna).
Древняя практика йогического Каларипаяйта
Комплекс Сурья Намаскар — древняя система упражнений, которая используется как форма для воспитания силы и мужества. Это система до самого рубежа веков была секретом Востока и йоги, секретом Каларипауята и Белой Магии Солнца священников из Индии и Гималаев. Предназначена практика была для инициированных учеников Ашрамах Брахманов (брахманы) и кшатриев (воинов, рыцарей и князей). Ученики знаменитых ашрамов получали от своих Гуру правила выполнения и последовательность Сурья Намаскар с наказами держать их в тайне, не открывать никому, чтобы не осквернить. 12 позиций считались даром, данном свыше. Мантра, Пранаяма, Мудры вот то, без чего нельзя практиковать данный комплекс.
12 классичных позиций — советы
Сурья Намаскар очень близка к ведической модели и мантра читается та, которая связана с соответствующими сакрамами. Эта практика для того, чтобы испытать свет. Обычно проводится в Индии и повторяется три цикла, шесть и девять циклов. Девять повторений цикла из двенадцати позиций – это 108 кругов сурья намаскар. Три цикла 36 упражнений. Для особых случаев, выполняется 24 повторений Сурья Намаскар. Некоторые ашрамы рекомендуют серию из 12 повторений Сурья Намаскар.
Ежедневные физические упражнения предотвращают бедность, способствуют здоровью и жизнеспособности, гибкости, приводят к просветлению.
- Приветствие (вдох-выдох) Сурья Намаскар. Помните, что дышать нужно только через нос. Встаньте прямо, ноги вместе, вес распределите равномерно на обе ноги. Сложите обе ладони вместе на уровне груди и смотрите прямо вперед.
- Поднятие рук (вдох) Урдхва Хастасана Вдыхая, медленно поднимите руки вверх. Потяните бедра и слегка прогнитесь в спине, глядя вверх. Расслабьте шею.
- Руки к стопам (выдох) Уттанасана. Сделайте выдох и наклонитесь вперед. Держите колени прямо, если это не затруднит вас. Если да, то вы можете слегка согнуть их, когда руками касаетесь земли. Локти и плечи расслаблены. Если вам трудно коснуться земли, не переживайте и не волнуйтесь, наклонитесь так низко, как вы можете.
- Наездник (вдох) Ашва Санчаланасана. Вытяните правую ногу назад, левую согните в колене. Стопа полностью стоит на земле. Вытяните позвоночник, расширьте грудь и в то же время, поднимите голову и потяните шею вверх. Смотрите в потолок.
- Во время выдоха достаньте левой стопой до правой. Сохраняйте тело прямым, опираясь на руки.
- Восемь пунктов (углубленный выдох) Чатуранга Дандасана. Медленно опуститесь на коврик, коснувшись его восемью точками вашего тела: ногами, коленями, руками, грудью, лбом. Ягодицы, бедра и живот поднимите вверх. Пальцы ног подожмите. Продержитесь так всего одну минуту, затем задержите дыхание, и опускайте тело в направлении земли.
- Кобра (вдох) Бхуджангасана. Поднимите грудь, используя мышцы спины. Не делайте это с помощью мышц рук или головы и шеи. Вытягивайте позвоночник вверх, держа локти близко к телу. Вытягивайте только пальцы стоп.
- Пес мордой вниз (медленный выдох) Адхо Мукха Шванасана. При выдохе подверните пальцы стоп. Поднимите ягодицы и бедра вверх, примите позицию перевернутой буквы «V». Опирайтесь на руки и ноги. Руки и стопы поставьте на ширину плеч. Голову спрячьте между плечами. Расслабьте голову и шею. И с этого момента повторите позиции с номера 4 к номеру 1.
- Ашва Санчаланасана. Во время перехода сделайте шаг вперед (как в позиции 4), правая нога за спиной, а левая — между ладонями. Голову поднимите вверх.
- Уттанасана. При выдохе поставьте правую ногу в левую сторону. Разгибая обе ноги, выполните наклоны вперед, как в 3- м положении, положите руки на пол рядом с ногами, головой коснитесь колен.
- Урдхва Хастасана. На вдохе поднимите руки вверх и наклонитесь назад, принимая позицию номер 2.
- Сурья Намаскар. Сделайте выдох и опустите руки, вернитесь в исходное положение — руки сложены перед грудной клеткой.
Положительный эффект
Изначально Сурья Намаскар являлся самостоятельной практикой, но он может быть также хорошей разминкой тела к последующему выполнению асан. Выполняется на рассвете лицом на Восток Эта последовательность включает в себя асаны, пранаяму и Дришти (концентрация внимания) Также используются мантры при выполнении, которые отличаются в разных традициях.
Сурья Намаскар улучшает кровообращение, энергию и жизнеспособность, массирует внутренние органы, уменьшает напряжение грудной клетки, облегчает глубокое дыхание, посылает энергию к каждой клеточке организма, укрепляет мышечную силу и гибкость.
Приветствие солнцу чрезвычайно гибко в своем воздействии на человеческое тело. Польза регулярного выполнения физических упражнений из этого комплекса асан в следующем:
- расслабляет суставы, мышцы и сухожилия;
- улучшает пищеварение;
- стимулирует кровообращение;
- насыщает кислородом организм;
- облегчает другие формы упражнений в хатха-йоге;
- развивает скрытые силы ума;
- повышает устойчивость к стрессам;
- обеспечивает глубокий и регенерирующий сон;
- увеличивает Прану в почках.
Описание комплекса Сурья Намаскар Бихарской школы йоги
Поза 1. Пранамасана (поза молящегося)
Встаньте прямо лицом на Солнце, руки вытяните вдоль туловища. На вдохе сомкните ладони на уровне таза. Удерживая ладони вместе, согните руки в локтях. Подведите кисти к груди, пальцы вместе, ладони прижаты друг к другу. Это положение рук Намасте. Ноги вместе. Выполнить один полный вдох и один полный выдох.
Поза 2. Хаста Уттанасана (поза с поднятыми руками)
Поднимите обе вытянутые руки над головой ладонями вверх. Прогните спину и вытяните все тело. Вдох в течение входа в позу. Вытяните голову как можно дальше назад, сохраняя комфортность позы.
Поза 3. Падахастасана (поза голова к ногам)
Плавным движением наклонитесь вперед от бедер. Положите руки на пол по обе стороны от стоп, а голову по возможности прислоните к коленям. Ноги должны оставаться прямыми. Выдох на протяжении всего движения. Старайтесь держать спину прямой, фокусируя осознавание на тазе, поворотной точке для натяжения мускулов спины и ног.
Поза 4. Ашва Санчаланасана (поза всадника)
Сохраняя обе руки на месте по обе стороны от стоп, согните левое колено, в то время как правую ногу вытяните назад по возможности дальше. Пальцы правой ноги и колено опираются о пол. Перенесите таз вперед, прогните спину и смотрите вверх. Кончиками пальцев рук опирайтесь о пол для сохранения равновесия тела. Вдох на протяжении переноса грудной клетки вперед и вверх. Фокус осознавания на межбровье. Вы должны чувствовать вытяжение от бедра вверх вдоль передней части тела на всем пути до межбровного центра.
Поза 5. Парватасана (поза горы)
Перенесите левую ногу назад и поставьте около правой. Одновременно поднимите ягодицы и опустите голову между руками так, чтобы тело образовало треугольник с полом. Это движение выполняется на выдохе. Целью является достать пятками пол. Нагните голову по возможности так далеко вперед, чтобы глаза смотрели на колени. Фокус своего осознания следует направить на область шеи.
Поза 6. Аштанга Намаскара (приветствие восемью членами тела)
Согните колени и опустите их на пол, а затем коснитесь грудью и подбородком пола, сохраняя ягодицы поднятыми. Руки, подбородок, грудная клетка, колени и пальцы ног касаются пола. Спина прогнута. Дыхание задержать на выдохе от позы 5. Это единственный раз, когда поочередный вдох – выдох при дыхании изменяется. Фокус осознавания следует держать на середине тела или на мышцах спины.
Поза 7. Бхуджангасана (поза змеи)
Опустите бедра, в то же время толкните руками грудную клетку вперед и вверх, пока позвоночник полностью не прогнется дугой, голова повернется лицом вверх. Ноги и нижняя часть живота остаются на полу, руки поддерживают туловище. Дыхание: вдох на протяжении движения вперед и вверх. Фокус осознавания у основания позвоночника, чувствуя натяжение от вытягивания вперед.
Поза 8. Парватасана (поза горы)
Сохраняйте руки и ноги прямыми. Поворачиваясь вокруг оси, проходящей через плечи, поднимите ягодицы и перенесите голову вниз, как описано в позе 5. Выдох на протяжении входа в позу.
Поза 9. Ашва Санчаланасана (поза всадника)
Перенесите левую ногу вперед, поместив стопу между руками. Одновременно поставьте правое колено на пол и толкните таз вперед. Прогните позвоночник и смотрите вверх, как в позе 4. Дыхание: вдох на протяжении входа в асану.
Поза 10. Падахастасана (поза голова к ногам)
Перенесите правую ногу рядом с левой. Выпрямите ноги, наклонитесь вперед и поднимите ягодицы. При этом стремитесь головой к коленям. Руки остаются на полу рядом со стопами. (смотри позу 3). Выдох на протяжении входа в асану.
Поза 11. Хаста Уттанасана (поза с поднятыми руками)
Поднимите торс, вытяните руки вверх над головой. Прогнитесь назад, как описано в позе 2. Вдох на протяжении входа в асану.
Поза 12. Пранамасана (поза молящегося)
Выпрямите тело и сложите руки перед грудью, как в позе 1.
Советы и указания
- Старайтесь не допустить напряжения. Каждое движение должно выполняться с минимальным усилием, с использованием только тех мышцы, которые нужны для принятия и поддержания позы. Опора тела, по возможности, должна быть расслабленной.
- Старайтесь делать движения плавно, свободно, вытекающими одно из другого, как в танце.
- Помните, что шея также является частью позвоночника и должна быть вытягиваема в пределах комфортного лимита назад или вперед соответственно асане. Это принесет максимум вытяжения телу в каждой позиции.
Унификация формы выполнения поз
Выполнение Сурья Намаскар значительно отличалось от известного нам способа исполнения этого ритуала и от того, что можно практиковать с помощью уроков онлайн.
На его изменение значительно повлияли Шримант Бхаванрао Пант Пратинидхи (1868—1951 гг.), Раджа оф Аундх (1909—1947 гг.). Они представили их как простые физические упражнения доступные для каждой касты индусов. Они ввели практику Сурья Намаскар в школах в рамках программы обучения. Многие ученые считают, что такая последовательность не соответствует действительности. Поскольку она не выполняется в том порядке, как изложены в древних рукописях, но признают его как вариант изобретенный Раджа Аудхом, который всегда говорил, что его упражнения есть точная копия древних асан.
На Западе очень популярна Сурья Намаскар Шивананда, которую популяризовал ученик мастера Свами Вишнудеванаде. Основу шивананда составляют пять принципов:
- практика асан;
- пранаяма (дыхание);
- питание (вегетарианство);
- медитация и изучение священных книг;
- шавасана (отдых).
Противопоказания к выполнению
Противопоказаний по возрасту нет, но пожилым рекомендуется не доводить до больших нагрузок, а детям до 8 лет Сурья Намаскар вовсе не требуется. Комплекс не рекомендуется людям после перенесенного паралича, родов (после них можно только через 40 дней), при повышенном АД. Система противопоказана при грыже, беременности (начиная со 2-го триместра), кишечном туберкулезе.
При заболеваниях позвоночника перед выполнением комплекса нужно посоветоваться с врачом. Если упражнения нельзя выполнять полностью, могут быть полезны отдельные асаны. Также Сурья не желательно делать во время месячных, особенно если они протекают с болями. В остальных случаях система приносит только пользу и способна справиться со многими заболеваниями.
Врач-нутрициолог, тренер по ЗОЖ Елена Богданова