Индийский бог солнца Сурья

Литература

на русском языке
  • Канаева H. A. Индуизм // Индийская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, Академический проект, Гаудеамус, 2009. — С. 393—408.
  • Краснодембская Н. Г. Рави // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М.: Республика, 1996. — С. 345-346.
  • Эрман В. Г. Сурья // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М.: Республика, 1996. — С. 407.
на других языках
  • Charak K. Surya, the Sun god. — Delhi: Uma Publications, 1999.
  • Coulter C. and Turner P. Encyclopedia of ancient deities. — Jefferson, N.C.: McFarland, 2000.
  • Klostermaier K. A Concise Encyclopedia of Hinduism. — Oxford: Oneworld Publications (англ.)русск., 2003.

Сурья – это Карака Горького вкуса

Ахамкара (Ahamkara – человеческое эго) переводит всё в сознании человека в определённый вкус, будь то пища, эмоции или чувства. И если человек получает правильный вкус, то и настроение у него хорошее, и состояние энергии в его организме удовлетворительное. Но наиболее мощный источник вкуса – это получаемые человеком эмоции и т.д. А т.к. Сурья – Карака Горького вкуса, то там где Сурья, там горечь, беда, несчастье, т.к. Сурья – это Крураграха, жестокий Бог, часто приносящий горе (которое, собственно, чаще всего впоследствии является вполне оправданным). Вообще, если человек в жизни следует каким-то определённым вкусам, то чаще всего предпочтение какому-то одному вкусу ведёт к негативным последствиям. Что же касается Горького вкуса, то он является Упайей Сладкому и, что самое главное, он является жертвоприношением Сурьи, которое ослабляет её жесткое влияние, «заставляет Сурью смилостивиться» (кстати, кофе, несмотря на свой вкус, не является носителем Горького вкуса, в нём преобладает Вяжущий вкус). Если же Горький вкус человеку противопоказан (проблемы с Ватой (Vata)) и в то же время Сурья достаточно сильно доминирует в его гороскопе, то одним из лучших средств для поддержания равновесия в Дошах (Doshas) и жертвоприношения Сурьи в плане еды является употребление в пищу Касуриметхи (Kasurimethi) по воскресеньям. Добавление в пищу двух-трёх ниточек шафрана (который также является Каракой Сурьи) по воскресеньям тоже будет являться хорошей компенсацией негативному влиянию Сурьи. Если же говорить о Дошах, то выдающаяся Сурья в Джанма-Кундали человека будет указывать на принадлежность этого человека к Питтадоше (Pittadosha). Вообще, определение Доши человека по Джанма-Кундали – одно из самых трудоёмких занятий, к которому прибегают лишь в крайних случаях, когда владельца Джанма-Кундали нет рядом, но соотношение Дош нужно получить.

Также определённые положения Сурьи в Джанма-Кундали могут показывать ситуации напряжения, где будут иметь места жаркие эмоции, перепалки, конфронтации, конфликты. Сурья курирует споры как способ установления истины.

Сурья является Каракой головы, и положение Сурьи в Джанма-Кундали человека будет влиять на все события, связанные с головой.

Сурья – это ещё и Карака четвероногих животных, поэтому весьма вероятно, что у человека с сильной Сурьей будет какое-либо домашнее четвероногое животное.

Сурья также является Каракой одежды, и если у человека Сурья доминирует, то достаточно легко определить его предпочтения в одежде. Обычно это достаточно грубая одежда.

Цветом Сурьи является Красный. Это значит, что человек с Лагной на Сурью может иметь определённую привязанность к Красному цвету и может отдавать ему предпочтение.

Если говорить о формах, то Сурья курирует прямоугольные формы, и если случай касается человека, то он будет испытывать определённую страсть к формам такого рода. Но это, в свою очередь, не будет означать, что прямоугольные формы (как и Красный цвет) будут благоприятны этому человеку.

Сурья (как, собственно, и каждая другая Граха) также имеет определённое «направление взгляда», которое направлено вверх. Это, в свою очередь влияет на события, которые каким-то образом связаны с Сурьей: к примеру, «взгляд вверх» может означать развитие событий по нарастающей. Т.к. Сурья характеризует собой власть, эго, то это тоже влияет на её «взгляд», из-за этого люди с сильной Сурьей могут общаться с другими свысока. Взгляд также характеризует особенность Сурьи нести за собой события, не глядя ни на что, преследуя цель, которая видна только ему одному и жертвуя всем ради неё.

Сурья – Граха среднего роста, поэтому люди с активной Сурьей в Лагне обычно бывают среднего роста (таким образом, людей с активизированной Сурьей можно отличить по двум внешним признакам: особенность волос (либо их вообще нет, либо очень красивые) и средний рост).

Сурья-намаскар

Индийские моряки выполняют Сурья-намаскар на борту военного корабля, 2015 год

Последовательность асан в Сурья-намаскаре

В практике хатха-йоги известен комплекс физических упражнений, получивший название «Сурья Намаскар». Название комплекса упражнений означает «приветствие Солнцу». Считается, что комплекс разработан в конце XIX — начале XX века, он включает как физические, так и духовные аспекты йоги. С одной стороны, упражнения представляют собой серию асан или йогических поз, в которых задействовано несколько частей тела. С другой стороны, «Сурья Намаскар» — это обращение с приветствием к богу Солнца для получения его благословения. В ходе исполнения упражнений практикующий должен повторять 12 мантр в честь Сурьи, называя его разными именами. Асаны синхронизируются с дыханием и повторением мантр. Выполнение Сурья-намаскар обеспечивает не только физическое здоровье, но и развивает навыки, необходимые в йоге: концентрацию и самоосознание. Сурья-намаскар является подготовительной техникой для более сложных йогических практик, таких как пранаяма и медитация. Считается, что его регулярное выполнение устраняет меланхолию и стресс, а также дарит невозмутимость и умиротворение.

Сурья в мифологии

Сурье посвящена группа космогонических писаний или упа-пуран, называемых Сурья-пурана (Surya purana) или Саура-пурана (Saura purana).

В мифах о Вивасвате Сурья женился и остался наедине со своей супругой, которая не выносила его ослепительный свет и жар. Супругой Сурьи была Санджа, дочь мастера Вишвакармана. Она успела родить ему троих детей до своего бегства от невыносимого света. На своё место Санджа пригласила богиню тени, служанку Чхайю (Chhaya). В некоторых источниках место Санджи заняла Ашвини (Aswini), которая стала матерью близнецов Ашвинов. Прошло некоторое время, прежде чем Сурья понял, что рядом с ним находится не его жена. Он обратился в жеребца, искал и нашёл Санджу, которая принимала форму кобылы. Супруги воссоединились только после того, как её отец, мастер Вишвакарман, сократил лучи и жар Сурьи на одну восьмую от первозданного состояния Сурьи.

Демон Раху поглощает Солнце. Скульптурная композиция, Таиланд

В некоторых легендах Сурью называют отцом Ашвинов и отцом близнецов Яма и Ями, а также отцом обеих пар близнецов. Сурья — отец богинь Калинди (Kalindi) и Мадри (Madri), которые затем стали жёнами Кришны. Богиня Кунти (Kunti), известная как Притха (Pritha), выбрала Сурью как одного из пяти её возлюбленных.

Сурья является источником напитка бессмертия, амриты, которую он передаёт Соме, лунному богу. Как и с Сомой, между Сурьей и бессмертным демоном Раху существует вражда. В результате противостояния между Раху и Сурьей демон в соответствии с космическим циклом периодически проглатывает Сурью (см. киртимукха). Когда Сурью преследовал демон Раху, Брахма, не желая, чтобы Сурья в пылу сражения сжёг весь мир, повелел Гаруде отнести своего брата Аруну в солнечную колесницу, чтобы тот своим телом заслонял мир от жгучих лучей. В результате Аруна стал возничим Сурьи и божеством утренней зари. Сурья упоминается в Махабхарате и входит в значительное число сюжетов. Сурья является отцом Карны, одного из главных героев эпоса. Сурья пытается изменить судьбу Карны, которому суждено пасть в битве Пандавов с Кауравами на Курукшетре. В Ригведе упоминается, как Индра в сражении победил Сурью, украв у него огненное колесо. Аналогично, в Махабхарате в финальном сражении двух величайших героев сын Индры Арджуна побеждает Карну (сына и частичное воплощение Сурьи), когда колесо его колесницы увязло в земле.

Женская ипостась: Сурья-Баи

Женская ипостась Сурьи называется «Сурья-Баи» (Surya-Bai). Она считается богиней Солнца, рождённой от солнечного бога Савитри. Сурья-Баи является женой Сомы, лунного бога. В некоторых легендах Сурья-Баи представлена как супруга богов-близнецов света, Ашвинов. Её также считали возлюбленной лунного бога Чандры. В ведийской мифологии она может олицетворять солнце в день зимнего солнцестояния и быть женой Пушана и Ашвинов. В некоторой иконографии Сурья изображается восседающем на колеснице, запряжённой тремя лошадями, а колесничими выступают близнецы света, Ашвины. Группа из трёх божеств символизирует рассвет, полуденное солнцестояние и вечер. Соответственно, женская ипостась Сурьи отождествляется с рассветом. Близким к Сурья-Баи образом является персидская богиня огня Анахита (Anahita).

Поклонение и храмы

Ортодоксальные брахманы ради благословения Сурьи повторяют Гаятри-мантру трижды в день. Солнце воспевается как Брахма утром, Вишну в полдень и Шива вечером. Сурье посвящена специальная пуджа в честь пяти богов, так называемая «панчаятана-пуджа» (pancayatana puja). Пуджу пяти богов в индуизм ввёл основатель адвайты Шанкара, в ней одновременно поклоняются Ганеше, Сурье, Вишну, Шиве и Деви. Считается, что панчаятана-пуджа была придумана для примирения разных традиций индуизма. Она призвана символизировать, что различные божества являются проявлением единой Высшей реальности или Брахмана.


Панорамный вид Храма Солнца в Конарке

Расцвет культа Сурьи пришёлся на начало XI века. Наиболее известным древнейшим святилищем Сурьи являлся разрушенный Храм Солнца в Мультане. В Гуджарате сохранился посвящённый Сурье храм возле Модхера (завершён в 1026 году при царе Бхиме I династии Соланки). В Конараке (Орисса) при Нарасимхе I (1238—1264) из династии Ганга построен храм Сурьи (1240 год). От средневековых храмов сохранились некоторые вайшнавские храмы, в которых Сурье посвящён отдельный зал. При династии Пала, исповедовавшей буддизм и правившей в Восточной Индии, создавались скульптуры с изображением Сурьи, к которому обращались с мольбой отвести болезни и дурные сновидения.


Панорамный вид кунды (храмового пруда) в Храме Солнца в Модхера

Сурья в индуизме

Сурья-Нараяна. Конарк, XIII век. Из коллекции Британского музея

Понятие света играет одну из ключевых ролей в индуизме. Для обозначения света используются различные термины, такие как «джьоти» (jyotis), «прабха» (prabha), «пракая» (prakaya), «пратибха» (pratibha), «дипти» (dipti), «канти» (kanti), «йобха» (yobha) и другие. Понятие света используется в понимании святости или священности, наивысший духовный опыт именуется «просветлением». В одной из старейших и самых известных ведийских молитв, Гаятри-мантре или солнечной мантре, к богу обращаются с призывом вести от тьмы невежества к свету духовного знания. В Гаятри-мантре молящийся просит Солнце осветить его разум.

В индуизме Сурья стал носить характер эпитета главных божеств. Иными словами, из ведийского божества он превратился в качественный признак. Индуизм унаследовал поклонение Сурье в новых, пост-ведийских культах, прежде всего Вишну. В Вишну-сахасранаму (1000 имен Вишну) вошли эпитеты Сурьи: Джьоти (светящийся), Рави (полуденное Солнце), Вирочана (сияющий), Савитар (наделяющий жизнью), а также само имя Сурьи. Одна из форм Вишну, называемая Сурья-Нараян, имеет иконографию, аналогичную Сурье на солнечной колеснице. Три шага Тривикрамы, воплощения Вишну, которыми тот охватил все миры, отождествляются с путешествием солнца от восхода до полудня и заката.

Более того, все главные божества индуизма получили эпитеты Сурьи: «пракаятман» (prakayatman) или самосветящийся, «бхаскара» (bhaskara) или солнечный, святящийся и т. д. В частности, Шива в аспекте Батара-Гуру и Шивы-Сурьи почитается как бог Солнца. Состояние божественности стало описываться световыми характеристиками.

Сурья в астрологии[править | править код]

Основные статьи: Джьотиша и Наваграха

Учение о Солнце изложено в астрономическом трактате «Сурья-Сиддханта», представляющем классическое руководство для астрономов и астрологов. По преданию, «Сурья-Сиддханта» считается откровением самого бога Сурьи. В астрологии народов Южной Азии Сурью именуют «Рави». В календаре с Сурьей связаны седьмой день светлой половины каждого месяца, а также воскресенье (равивар). Поклоняющиеся Сурье отмечают время перехода Солнца из одного знака зодиака в другой (санкранта). Особенно почитаем праздник макара-санкранта, то есть переход Солнца из знака Стрельца в знак Козерога. У многих народов Южной Азии к этому моменту приурочены особые праздники. В частности, макара-санкранти в Северной Индии и Непале, понгал в Южной Индии, пауша-парвана в Бенгалии, рангали-биху в Ассаме и некоторые другие. Особыми магическими обрядами отмечаются затмения Солнца.

Сурья как божество воскресного дня по астрологическим понятиям исполнен зловещего влияния. Родившиеся под этим знаком, считается, обладают возбуждённой психикой и являются объектом болезней и страданий. Им суждено перенести много потерь, и, чтобы избежать негативных последствий, им следует особо почитать Сурью в течение жизни. В то же время воскресенье считается благоприятным для начала некоторых предприятий, например, строительства дома или торговли.

В традиционном индийском календаре солнечный день — «дйваса» — делится на 60 частей (гхатика), каждая из них равняется 24 минутам.

Дурга

Дурга  («труднодоступная» или «непобедимая») — одна из самых популярных богинь в индуизме.

По одной из версий, выступает как супруга Шивы в одной из её грозных ипостасей. Согласно некоторым представлениям, представляет собой объединённую божественную силу, чтобы установить равновесие и гармонию, покой и благополучие. Её считают «шакти» — воплощением безликого абсолютного творческого женского начала, необходимого для достижения материальных целей в этом мире и духовных — в мире ином.

Дургу крайне редко почитают в паре с Шивой, у неё собственный, очень развитый и популярный культ. 

Дурга-пуджа, или Дашахра, является одним из самых крупных религиозных праздников Индии, он символизирует собой торжество добрых сил над злыми. Дашахра отмечается в сентябре-октябре. В разных частях страны торжества проходят по-разному, но их главная цель остается неизменной — они призваны умилостивить богиню и её шакти, средоточие мощи, силы, энергии и власти. По ходу всего праздника особенно подчеркивается женское начало Дурги. Посвященный ей фестиваль продолжается десять дней, а каждая из девяти ночей отводится для почитания одного из девяти её воплощений. Формально праздник посвящен победе Дурги над демоном-буйволом асурой Махишей, в ознаменование этого события во многих частях Индии Дурге приносят в жертву буйволов. Особенно известен в этой связи храм в Тане (Читторгарх). В Северной Индии на десятый день Дашахры праздуют также победу, одержанную правителем Рамой над демоном Раваной, чьё чучело в ходе праздника сжигается. Можно наблюдать также очень красивые церемонии, связанные со сплавом плотов по священным рекам.

Обычно её изображают восьмирукой  или десятирукой, а в облике Махадурги имеет двадцать рук. Она может держать трезубец (тришула), меч (кхаджа), змею, колокол (гханта), барабан (дамару), щит (кхетака), чашу, лук (дханус), колесо (чакра), раковину (санкха), булаву (данда), стрелу или сосуд с водой (камандалу). Пальцы иногда могут быть сплетены в мудрах. Чаще всего она сидит в одной из йогических поз — сукхасане — на троне из двух перевившихся лотосов или верхом на льве или тигре.

По преданию Дурга живёт в горах Виндхья в окружении восьми помощниц-йогинь.

Каждый из богов даровал Дурге какое-либо оружие: трезубец – Шива, диск – Вишну, лук – Ваю, ваджру – Индра и др. Поэтому Дургу призывают как для защиты, так и для разрушения всего, что мешает дальнейшему развитию. Мантры, посвященные богине Дурге, не столько уничтожают отрицательные силы в прямом смысле, сколько преобразуют, трансформируют их. Дурга приносит победы над преградами, болями и страданиями. Магическая сила приписывается каждой букве имени Дурги: Д – устраняет демонов; У – уничтожает препятствия; Р – отвращает болезни; Г – избавляет от грехов; А – приносит бесстрашие.

Различают также девять воплощений Дурги, известных как группа богинь «Нава Дурга» (девять Дург). Каждой из этих богинь поклоняются во время посвященных Дурге праздников. 

Шайлапутри (Sailaputri). Является дочерью бога Ханумана. Ей поклоняются в первый день праздника, посвящённого Дурге. Изображают её верхом на быке, держащей в руках цветок лотоса (падма) и трезубец (тришула).

Брахмачарини (Brahmachrini). Аллегория набожности. Богиня изображается с чётками (акшамала) и сосудом с водой (камандалу) в руках.

Чандрагханта (Chandraghanta). Эту богиню изображают сидящей на тигре, её кожа золотого цвета. У неё десять рук и три глаза, в руках она держит различные виды оружия. Две её руки благословляют почитателй.

Кушманда (Kusmanda). Восьмирукая богиня, восседающая на тигре. Её атрибутами являются чётки (акшамала) и различные виды оружия.

Скандамата (Skandamata). Вахана этой богини — тигр. На коленях у неё сидит дочь, Сканда. У Скандамати три глаза и четыре руки, в которых она держит цветы лотоса (падма) и которыми благославляет почитателей.

Катьяяни (Katyayani). Дочь легендарного мудреца Катьяяны. Изображают эту богиню верхом на льве. У неё три глаза и восемь рук, тело золотого цвета. В руках у нее различноые виды оружия.

Каларатри (Kalaratri). Это чернокожая богиня с густыми волосами. У Каларатри три глаза; её вахана — осёл. В руках она обычно держит факел и боевой топор (парашу).

Махагаури (Mahagauri). Красивая богиня с четырьмя руками. Она облачена в белые одежды, восседает на быке, в руках держит барабан (дамару) и трезубец (тришула). Выражение её лица обычно умиротворённое.

Сиддхидхатри (Siddhidharti). Богиня восседает на тигре или на лотосе. У неё четыре руки, которыми она может благословлять своих поклонников 26-ю различными способами.

Сурья в астрологии

Учение о Солнце изложено в астрономическом трактате «Сурья-Сиддханта», представляющем классическое руководство для астрономов и астрологов. По преданию, «Сурья-Сиддханта» считается откровением самого бога Сурьи. В астрологии народов Южной Азии Сурью именуют «Рави». В календаре с Сурьей связаны седьмой день светлой половины каждого месяца, а также воскресенье (равивар). Поклоняющиеся Сурье отмечают время перехода Солнца из одного знака зодиака в другой (санкранта). Особенно почитаем праздник макара-санкранта, то есть переход Солнца из знака Стрельца в знак Козерога. У многих народов Южной Азии к этому моменту приурочены особые праздники. В частности, макара-санкранти в Северной Индии и Непале, понгал в Южной Индии, пауша-парвана в Бенгалии, рангали-биху в Ассаме и некоторые другие. Особыми магическими обрядами отмечаются затмения Солнца.

Сурья как божество воскресного дня по астрологическим понятиям исполнен зловещего влияния. Родившиеся под этим знаком, считается, обладают возбуждённой психикой и являются объектом болезней и страданий. Им суждено перенести много потерь, и, чтобы избежать негативных последствий, им следует особо почитать Сурью в течение жизни. В то же время воскресенье считается благоприятным для начала некоторых предприятий, например, строительства дома или торговли.

В традиционном индийском календаре солнечный день — «дйваса» — делится на 60 частей (гхатика), каждая из них равняется 24 минутам.

Бог грома и бурь

В индуистском мифе о сотворении мира бог Индра родился из уст изначального Бога или гигантского Пуруши. Он восседает на троне в грозовых облаках Сварги, или третьего неба, является правителем облаков и небес вместе со своей женой Индрани. В индийской мифологии облака приравниваются к божественному скоту, а звук грома во время штормов — это Индра, сражающийся с демонами, которые вечно пытаются украсть этих небесных коров. Дождь приравнивается к Богу, доящему свое стадо. Индра охватывает и контролирует вселенную, балансируя землю на ладони и манипулируя ею в соответствии со своей прихотью. Он создал реки и ручьи, придавая форму горам и долинам своим священным топором.

Сурья в астрологии

Основные статьи: Джьотиша, Наваграха

Учение о Солнце изложено в астрономическом трактате «Сурья-Сиддханта», представляющем классическое руководство для астрономов и астрологов. По преданию, «Сурья-Сиддханта» считается откровением самого бога Сурьи. В астрологии народов Южной Азии Сурью именуют «Рави». В календаре с Сурьей связаны седьмой день светлой половины каждого месяца, а также воскресенье (равивар). Поклоняющиеся Сурье отмечают время перехода Солнца из одного знака зодиака в другой (санкранта). Особенно почитаем праздник макара-санкранта, то есть переход Солнца из знака Стрельца в знак Козерога. У многих народов Южной Азии к этому моменту приурочены особые праздники. В частности, макара-санкранти в Северной Индии и Непале, понгал в Южной Индии, пауша-парвана в Бенгалии, рангали-биху в Ассаме и некоторые другие. Особыми магическими обрядами отмечаются затмения Солнца.

Сурья как божество воскресного дня по астрологическим понятиям исполнен зловещего влияния. Родившиеся под этим знаком, считается, обладают возбуждённой психикой и являются объектом болезней и страданий. Им суждено перенести много потерь, и, чтобы избежать негативных последствий, им следует особо почитать Сурью в течение жизни. В то же время воскресенье считается благоприятным для начала некоторых предприятий, например, строительства дома или торговли.

В традиционном индийском календаре солнечный день — «дйваса» — делится на 60 частей (гхатика), каждая из них равняется 24 минутам.

Женская ипостась: Сурья-Баи

Женская ипостась Сурьи называется «Сурья-Баи» (Surya-Bai). Она считается богиней Солнца, рождённой от солнечного бога Савитри. Сурья-Баи является женой Сомы, лунного бога. В некоторых легендах Сурья-Баи представлена как супруга богов-близнецов света, Ашвинов. Её также считали возлюбленной лунного бога Чандры. В ведийской мифологии она может олицетворять солнце в день зимнего солнцестояния и быть женой Пушана и Ашвинов. В некоторой иконографии Сурья изображается восседающем на колеснице, запряжённой тремя лошадями, а колесничими выступают близнецы света, Ашвины. Группа из трёх божеств символизирует рассвет, полуденное солнцестояние и вечер. Соответственно, женская ипостась Сурьи отождествляется с рассветом. Близким к Сурья-Баи образом является персидская богиня огня Анахита (Anahita).

Иконография Сурьи[править | править код]

Основные статьи: Иконография Вишну и Иконография индуизма

В животном мире Сурья изображается как козёл или лошадь, иногда как летящий орел. В символическом виде Сурья предстаёт низкорослым или безногим человеком, чей образ иногда сводится к одной голове. В антропоморфной форме Сурья изображается человеком, обладающим тёмно-красным цветом кожи. У него три глаза и четыре руки. Две руки держат лотосы, третья и четвёртая рука показывают мудры (жесты) благословения и избавления от страхов. Изображение Сурьи может отражать солнечный характер божества: у него сверкающие золотые волосы и руки. Сам он восседает на золотой колеснице, запряжённой семью красными кобылами или одной кобылой, но с семью головами. Лошади олицетворяют семь солнечных лучей или цвета радуги, рождающейся от солнца. Колесничими являются братья-близнецы, его сыновья Ашвины.

Иконографические требования к образу Сурьи излагаются в Матсья-пуране. В пуране оговаривается, что бог Солнца должен изображаться как сидящий на цветке лотоса с двумя руками, держащими лотосы. Сурья должен иметь красивые глаза и сидеть в колеснице, запряженной семью лошадьми. Ноги должны быть блестящими, а две другие фигуры, называемые Данди и Пингала, размещаться рядом в качестве стражей с мечами в руках. Возле Сурьи должен находиться Брахма, а сам Сурья быть окружен несколькими дэвами (полубогами). Аруна, колесничий Сурьи, должен быть великолепен как лепестки лотоса. По обеим сторонам от Аруны располагаются крепкие лошади с длинными шеями и колокольчиками. Сурья либо должен сидеть на троне из лотоса, либо находиться в колеснице.

Символом Сурьи считается свастика, которая в период расцвета солнечного культа олицетворяла щедрость, великодушие, благородство. В групповой композиции Сурья может представляться вместе с демоном по имени Раху. Демон, поглощающий Сурью, символизирует солнечное затмение или смену дня и ночи.

Средневековая иконография Сурьи различалась на Севере и на Юге Индостана. На Севере его изображали облачённым в короткое одеяние с поясом на талии, коротким мечом в ножнах, заткнутым за пояс, ноги обуты в сапоги. В Северной Индии его считали единственным богом, носящим обувь. В Южной Индии Сурью изображали босым с цветами лотоса в руках. Над драгоценной короной Сурьи в X—XI веках изображалась маска киртимукха.

Сурья с цветами лотоса. Западная Бенгалия периода династии Пала, XII век. Из коллекции Музея Салар Джунг (Хайдарабад).Современное изображение Сурьи: Шри Сурья Бхагаван. Плакат, Индия, 1940-е годы.Огненный Сурья на колеснице с кобылой о семью головах. Пенджаб, XIX век. Из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон)Сурья в форме головы с вайшнавской тилакой. Дворец в Удайпуре, Индия.

Сурья в индуизме

Сурья-Нараяна. Конарк, XIII век. Из коллекции Британского музея

Понятие света играет одну из ключевых ролей в индуизме. Для обозначения света используются различные термины, такие как «джьоти» (jyotis), «прабха» (prabha), «пракая» (prakaya), «пратибха» (pratibha), «дипти» (dipti), «канти» (kanti), «йобха» (yobha) и другие. Понятие света используется в понимании святости или священности, наивысший духовный опыт именуется «просветлением». В одной из старейших и самых известных ведийских молитв, Гаятри-мантре или солнечной мантре, к богу обращаются с призывом вести от тьмы невежества к свету духовного знания. В Гаятри-мантре молящийся просит Солнце осветить его разум.

В индуизме Сурья стал носить характер эпитета главных божеств. Иными словами, из ведийского божества он превратился в качественный признак. Индуизм унаследовал поклонение Сурье в новых, пост-ведийских культах, прежде всего Вишну. В Вишну-сахасранаму (1000 имен Вишну) вошли эпитеты Сурьи: Джьоти (светящийся), Рави (полуденное Солнце), Вирочана (сияющий), Савитар (наделяющий жизнью), а также само имя Сурьи. Одна из форм Вишну, называемая Сурья-Нараян, имеет иконографию, аналогичную Сурье на солнечной колеснице. Три шага Тривикрамы, воплощения Вишну, которыми тот охватил все миры, отождествляются с путешествием солнца от восхода до полудня и заката.

Более того, все главные божества индуизма получили эпитеты Сурьи: «пракаятман» (prakayatman) или самосветящийся, «бхаскара» (bhaskara) или солнечный, святящийся и т. д. В частности, Шива в аспекте Батара-Гуру и Шивы-Сурьи почитается как бог Солнца. Состояние божественности стало описываться световыми характеристиками.

Сурья в мифологии

Сурье посвящена группа космогонических писаний или упа-пуран, называемых Сурья-пурана (Surya purana) или Саура-пурана (Saura purana).

В мифах о Вивасвате Сурья женился и остался наедине со своей супругой, которая не выносила его ослепительный свет и жар. Супругой Сурьи была Санджа, дочь мастера Вишвакармана. Она успела родить ему троих детей до своего бегства от невыносимого света. На своё место Санджа пригласила богиню тени, служанку Чхайю (Chhaya). В некоторых источниках место Санджи заняла Ашвини (Aswini), которая стала матерью близнецов Ашвинов. Прошло некоторое время, прежде чем Сурья понял, что рядом с ним находится не его жена. Он обратился в жеребца, искал и нашёл Санджу, которая принимала форму кобылы. Супруги воссоединились только после того, как её отец, мастер Вишвакарман, сократил лучи и жар Сурьи на одну восьмую от первозданного состояния Сурьи.

Демон Раху поглощает Солнце. Скульптурная композиция, Таиланд

В некоторых легендах Сурью называют отцом Ашвинов и отцом близнецов Яма и Ями, а также отцом обеих пар близнецов. Сурья — отец богинь Калинди (Kalindi) и Мадри (Madri), которые затем стали жёнами Кришны. Богиня Кунти (Kunti), известная как Притха (Pritha), выбрала Сурью как одного из пяти её возлюбленных.

Сурья является источником напитка бессмертия, амриты, которую он передаёт Соме, лунному богу. Как и с Сомой, между Сурьей и бессмертным демоном Раху существует вражда. В результате противостояния между Раху и Сурьей демон в соответствии с космическим циклом периодически проглатывает Сурью (см. киртимукха). Когда Сурью преследовал демон Раху, Брахма, не желая, чтобы Сурья в пылу сражения сжёг весь мир, повелел Гаруде отнести своего брата Аруну в солнечную колесницу, чтобы тот своим телом заслонял мир от жгучих лучей. В результате Аруна стал возничим Сурьи и божеством утренней зари. Сурья упоминается в Махабхарате и входит в значительное число сюжетов. Сурья является отцом Карны, одного из главных героев эпоса. Сурья пытается изменить судьбу Карны, которому суждено пасть в битве Пандавов с Кауравами на Курукшетре. В Ригведе упоминается, как Индра в сражении победил Сурью, украв у него огненное колесо. Аналогично, в Махабхарате в финальном сражении двух величайших героев сын Индры Арджуна побеждает Карну (сына и частичное воплощение Сурьи), когда колесо его колесницы увязло в земле.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий