Что такое Бхакти?
Ещё раз о ценности бхакти. Глава 2. Сутра 15-я: «Сейчас я опишу признаки бхакти на основе разных авторитетных мнений». Сутра 16-я: «Бхакти это сильная привязанность к различным видам поклонения Господу». Сутра 17-я: «Бхакти это привязанность к рассказам о Господе и к словам самого Господа». Сутра 18-я: «Бхакти это то, что проявляется после устранения препятствий в процессе взаимоотношений с Верховной Душой». Сутра 19-я: «Бхакти состоит в том, чтобы предлагать Господу каждое своё действие и ощущать великое горе, забыв Его». Сутра 20-я: «Все три определения бхакти, являются совершенно правильными». Сутра 21-я: «Гопи Вриндавана — пример чистого преданного». Сутра 22-я: «В своей любви гопи забывают о величии Кришны, но их за это нельзя обвинять». Вопросы и обсуждения. Шастры, гуру и садху. Вопрос о шалостях Кришны. Делать всё с любовью.
Курсы и тренинги
Йогой можно заниматься самостоятельно даже на начальных этапах, но существуют многочисленные курсы и тренинги, где процесс происходит в кругу единомышленников. В основном такие занятия бывают 2 типов:
- чисто практические, на которых обучают основам медитации, исполнению мантр и нахождению гармонии между духом и телом;
- теоретико-практические – помимо базовых практик, специалист рассказывает о подготовке организма к медитациям, распространенных ошибках.
В качестве базового курса для начинающих логичнее будет выбирать тот, что предоставляет какую-то теоретическую основу. Такой формат тренинга поможет решить, с чего начинать медитацию, как найти время на практику, узнать правила работы с ощущениями.
Важно помнить, что каждый наставник трактует основные принципы йоги по-своему. Это не значит, что если ваше понимание внутреннего спокойствия отличается от того, которое вам пытаются передать, то от него нужно непременно отказываться
Смысл тренингов заключается в том, чтобы из общего потока разных интерпретаций найти и развить что-то свое.
Движение и самые известные проповедники
Множество мудрецов проповедовали бхакти-йогу независимо от учения, которого придерживались, и считали ее важной составляющей пути к высшей цели. Самые известные проповедники:
Самые известные проповедники:
- Нарада – один из наиболее почитаемых индийских просветителей, полубог. Он предвидел рождение Кришны, помог узнать тонкости земледелия, даровал людям первые науки: математику, астрономию. В литературных источниках Нарада изображается как странствующий монах, наделенный магической силой. Она даровала ему возможность перемещаться между материальными вселенными, на другие планеты разных духовных миров. У него есть инструмент для исполнения мантр в честь Вишны и Кришны.
- Альвары – 12 канонизированных поэтов, прославлявших Вишну. Они путешествовали по Земле около 5 тыс. лет назад и вновь привнесли в мир бхакти через свои песни и гимны. Наиболее известный среди поэтов – Наммальвар.
- Наянары – группа поэтов-путешественников, просуществовавшая с V по X в.
- Шанкара – мистик, реформатор и поэт.
- Мадхва – известный индийский ученый и поэт. Вместе с братом Саяном он составил комментарии к Ведам. Из-под их пера вышли также многочисленные грамматические и юридические трактаты. Совместные труды насчитывают около 40 исторически важных текстов.
- Джаядева – автор широко известной «Песни о пастухе», писал на санскрите.
- Нимбарка – богослов времен средневековой Индии, проповедовавший идею об абсолютном могуществе Кришны и безраздельном служении ему.
- Чайтанья – основоположник гаудия-вайшнавизма. Реформатор. Основал ведантическую школу, в каноне индуизма считается физическим воплощением Кришны и Радхи.
- Рамакришна – подобно Шанкаре, мистик, проповедник и реформатор. Индия признает его наивысший авторитет среди других религиозных деятелей того времени.
- Вивекананда – идеолог индийского Возрождения. Основной постулат его учений – стремление к общественному равенству. Вивекананда проповедовал идею, что когда-то социальное разделение общества будет упразднено, потому что каждый человек создается Богом свободным. Философ видел Индию независимой, без расизма и угнетения. Стремился к созданию единой универсальной религии, цель которой – не определение единого для всех Бога, а любовь и сострадание к нуждающимся.
Принято отдельно рассматривать вклад в развитие практики со стороны пара-бхакти. Следующие имена следует чтить, как и других знаменитых предшественников и последователей:
- Шри Нитьянанда Прабху – основоположник рынка Святого имени.
- Шрила Бхактивинода Тхакур – пошел по стопам именитого предшественника, возродил и распространил идею рынка Святого имени, описал его модель в тексте «Шри Годрума Калпатави».
- Джаяпатака Свами Махарадж – автор учебника «Ветви Бхакти». Соединил основы учения Тхакур и опыт христианских ячеечных церквей.
- Виджай Венугопал прабху и матаджи Према Падмини – создали общину в 3 тыс. последователей в Омане, продвигали идеи Джаяпатаки в массы. Им приписывается авторство многих теоретических текстов о программе бхакти-врикша.
- Ангира Муни прабху – лидер и основатель движения в России, автор нескольких методических пособий.
Материя и сознание
Прошлое, настоящее и будущее. Почему не стоит дорожить ощущениями. Подлинное и научное знание, откуда каждое происходит. Можно ли считать материю иллюзией, а сознание реальностью? Как нужно относиться к своему прошлому и будущему? Для чего и как люди осуществляют свои мечты? В чём причина того, что мы хотим внимания окружающих? От кого или от чего уходят в скит монахи? Как стоит воспринимать свои внешние роли, и кто такой успешный человек? Что такое бхакти? Почему, когда наслаждается тело, душа страдает? Должна ли женщина обязательно становиться матерью? Как женщина может получить связь с Богом? Совместимы ли деньги и духовность? Какие качества души дороги Богу? О прекрасном невозможно спорить
Почему человек страдает? Важность красоты. В чём смысл жизни? Что такое радость? Если легко – делай, если трудно – говори, невозможно – молись
Что является показателем деятельности? Как руководить людьми, не увеличивая гордыню? Эффективно ли покаяние и в каком случае?
Самадхи или чего достигают великие йоги
Самадхи — это цель, к которой ведет йога. Зачем вообще это нужно человеку? Для чего прилагать столько усилий?
Для того, чтобы уйти от страданий.
Если человеку уже надоело работать, достигать целей, огорчаться, беспокоиться, если он уже наигрался во все игры, он ищет освобождения, потому что в этом мире есть наслаждение, но есть и страдание.
Знаете, сколько времени занимаются сексом муха с мухой? Это очень короткий промежуток. В сутках 24 часа, и за эти сутки муха занимается сексом секунды. А сколько времени может заниматься сексом человек? Может быть, в лучшем случае, несколько часов. На самом деле, вряд ли у кого-то есть больше получаса активного секса. Пусть из 24 часов только один час — это наивысшее наслаждение. Все остальное — может быть, только подход к этому — заработать денег, построить дом, приготовить еду.
Теперь представьте себе, что вам бы предложили испытывать наслаждение более сильное, чем секс, и все 24 часа в сутки. Вот у вас на одной чаше весов наслаждение сексом час, а на другой чаше — наслаждение 24 часа в сутки. Естественно, вы захотите выбрать тот вариант, в котором наслаждения больше. Но для этого нужно изменить себя так, чтобы это наслаждение ощущать все время.
Нужно свое восприятие развернуть от восприятия мухи к божественному восприятию. Например, муха садится на коровью лепешку и ест ее. Ей хорошо. Пчела садится на цветок, нектар собирает. Но на самом деле собрать нектар с цветка сложнее, чем сесть на лепешку. И большинство людей выбирают лепешку, и их наслаждение постепенно уменьшается. Время наслаждения становится меньше, а работать приходится больше.
Йога по сути дела нужна, чтобы уйти в более высокое наслаждение, чтобы найти счастье, которое не связано с предметами этого мира. Это некое внутреннее состояние, которые мы транслируем во внешний мир.
У человека может быть все — семья, дети, работа и он может быть несчастным. А может жить очень просто и быть счастливым. Счастье — это не внешнее состояние, а внутреннее. Человек может найти путь, как достичь этого состояния.
Восемь ступеней йоги и решают эту задачу.
Как найти хорошего учителя йоги?
Этот вопрос мне часто задают. Решил поделиться своими соображениями
Универсального рецепта не даю, но расскажу, на что бы я сам, в первую очередь, обратил внимание
Мне повезло с моим первым Учителем. Он был йогом. Дело в том, что бывают инструкторы по йоге, а бывают йоги — между ними есть большая разница.
И это как раз то, на что я бы, в первую очередь, обращал внимание. Для инструктора — преподавание йоги это просто работа
С таким же успехом он мог бы заниматься чем-то другим. Не факт, что он сам серьезно занимается личной практикой, да и вообще не факт, что он ведет себя как йог по жизни, то есть следует принципам Ямы и Ниямы, о которых мы говорили сегодня
Для инструктора — преподавание йоги это просто работа. С таким же успехом он мог бы заниматься чем-то другим. Не факт, что он сам серьезно занимается личной практикой, да и вообще не факт, что он ведет себя как йог по жизни, то есть следует принципам Ямы и Ниямы, о которых мы говорили сегодня.
Конечно, инструктор может научить, как делать ту или иную асану, как гнуться, куда тянуться и т.д. Однако все это — второстепенно, это не главное. Суть йоги не в этом.
Для йога же — практика это смысл жизни. Это призвание, а не профессия. Только йог способен передать своим ученикам состояние йоги, дать возможность попробовать на вкус запредельное. Потому что поделиться можно только тем, что сам имеешь.
Стать инструктором по йоге — легко, пару месяцев обучения и сертификат у тебя на руках. Однако быть йогом — гораздо сложнее, ведь поддерживать себя в состоянии йоги — это огромный труд, включающий ежедневную личную практику, очищение сознания и перестройку всей жизни в соответсвии с принципами йоги.
Неудивительно, что нынче развелось так много инструкторов по йоге — это модная тема. Но как это было и прежде, так и сейчас — настоящих йогов единицы. И встретить такого на своем пути — большая удача.
Второе, на что я бы обратил внимание — возникает ли у тебя резонанс с данным конкретным человеком?
Много раз бывало, что я приходил на занятие к признанным мастерам, но они меня не «цепляли». Не потому что с ними что-то было не так. Нет. Просто между нами не возникало той самой искры, которая так важна в отношениях с Учителем.
Я понял, что лучший Учитель — это человек, который вдохновляет тебя стать хоть немножечко лучше.
Есть мастера, которые преподают по принципу «посмотри какой я крутой, какие штуки я умею делать. Во всем следуй за мной и тогда, возможно, ты тоже станешь крутым«. Меня такой посыл всегда отталкивал.
Какая разница, что сам мастер умеет делать? Гораздо важнее — чем он может поделиться со своими учениками.
- Может ли он вдохновить их на самостоятельную практику?
- Может ли он найти слова, чтобы направить тебя в правильное русло?
- Следует ли он сам в жизни тому, что говорит?
Мой совет начинающим — походить по разным преподавателям. Почувствовать энергию и посыл человека, послушать себя, насколько это откликается.
Желаю тебе встречать только достойных Учителей на своем пути!
Бхакти – наивысшее наслаждение
Все мы чего-то ищем. Кто-то думает, что ему нужно познать как можно больше женщин и тогда он будет счастлив. Кто-то спит и видит себя на троне с короной на голове и титулом главного императора на бэйджике. Кто-то кладет на алтарь богатства все свое время, здоровье и личную жизнь
Не важно что, но каждый человек, если только в нем хоть немного теплиться энергия жизни, постоянно чувствует потребность в чем-то. Беспрестанный поиск счастья, которое каждый видит по-своему
Учителя йоги рассказывают, что все мы ищем только одного – мы хотим вернуться домой, к своему истинному состоянию высшего счастья. К ситуации, когда наша внутренняя любовь не имеет преград для выхода и льется чистым широким потоком. И найти мы это можем только через бхакти. Деньги, слава и другие атрибуты успеха в обществе – это замечательно, но это только дополнение, а не основная цель жизни. Раскрыть свое бхакти и познать свои отношения с Абсолютной реальностью – тот путь, который подарит наивысшее блаженство во Вселенной.
Разновидности бхакти
Бхакти имеет несколько разновидностей. Отличаются они лишь некоторыми тонкостями и в целом имеют одну направленность. Пять главных подвидов бхакти-йоги:
- шанта — придерживается нейтралитета;
- дасья — ощущения подчинения себя, служения;
- сакхья — ощущение чувства дружбы;
- ватсалья — ощущение чувств отца и матери;
- мадхурья — влюбленность.
Каждый человек в праве выбирать для себя приоритетное направление. При этом любой из перечисленных разновидностей должен прийтись по духу для каждого. Считается, что служение состоит не только в полном принятии законов Божественного начала, но и в принятии собственных границ, понимании и любви ко всему живому.
Система Хатха-йоги содержит учения:
Крийя-йога – свод методов для глубокого
очищения физического тела с помощью различных процедур и техник.
К ней относятся общеизвестные шат-кармы (шесть очистительных
процессов) и другие, мене распространенные средства укрепления
организма.
Эта разновидность йоги создает высокую
степень внутренней физической чистоты, укрепляет органы и
жизненные системы, а поэтому, применяется во многих других, более
сложных направлениях йоги. Часть крий
используется в учении Аюрведы (знание о жизни). Существует более
высокий уровень Крийя-йоги направленный на духовное
совершенствование.Кундалини-йога – методы пробуждения скрытого
потенциала жизненной силы, именуемой Кундалини-шакти, где через
управление энергетическими процессами адепт приходит к конечной
цели – обретению Истинного Знания и достижению сверх
способностей.Свара-йога (или Прана-йога) – система
гармонизации жизненных энергий с помощью упорядоченного дыхания
(пранаямы). Это ценный метод накопления внутренней энергии,
стабилизация биологических ритмов и достижение большей
продолжительности жизни. Через контроль над праной достигается
состояние выхода за пределы
омрачённого разума – самадхи.Расаяна-йога – древнее учение о применении
различных лекарственных препаратов растительного и минерального
происхождения для очищения организма. Способ обретения небывалого долголетия и колоссальной ясности сознания,
что позволяет постигнуть природу Реальности. Этот свод учений
всегда был крайне секретен, так как содержит сложные рецепты,
включающие даже ядовитые (например ртуть) и наркотические вещества. В
современном мире, этот тайный способ достижения совершенства, практически утрачен.Система Раджа-йоги (последние четыре ступени
Аштанга-йоги) содержит учения:Нада-йога – система практик, которые опираются
на работу со звуком, возникающем внутри человека, в
результате течения жизненных энергий. Через методы погружения в звук, йогин входит в
трансцендентальное состояние, возникающее после
растворения всех форм звуков. В этом процессе адепт достигает
высших состояний в которых энергия и сознание соединяются.Янтра-йога – система практики с помощью созерцания
специальных графических или скульптурных форм в виде мистических
диаграмм (янтр) или мандал символических образов, которые
передают духовную энергию, вызывая высшие медитативные
состояния сознания.Лайя-йога – система медитативных практик,
приводящая к освобождению сознания от заблуждений, расстворение
активностей кармического ума искусными средствами, достижение
состояние покоя и недеяния.Дхьяна-йога – система медитативных практик,
которая приводит ум человека к однонаправленности, единству
восприятия мира, растворению нестабильных состояний сознания и в
итоге – окончательному освобождению от страданий.Самадхи-йога – система медитативных практик
высшего уровня, освобождение сознания через обретение различных состоянияй транса,
прорыв сквозь омрачения ума к духовной самореализации.
Начало 1-я часть
Продолжение 3-я часть
Теория Учения йоги. Начало мудрости | |
Хатха йога – Йога “Солнца и Луны”. | |
Раджа йога | |
Джанана йога | |
Карма йога – Йога совершенных действий, | |
Бхакти йога – Йога раскрытия божественной Любви | |
Кундалини йога | |
Учение тантр – преобразование | |
Семинары Школы – новые, планируемые, а также прошедшие семинары, программы и фотографии | |
Семинары Лесной Школы Йоги – программы семинаров, особенности проведения, уровни сложности, заявка для участия | |
Список литературы для начинающих – электронные тексты |
Комплекс асан в йоге для открытия чакр
При составлении комплекса асан йоги выбирают упражнения, которые воздействуют непосредственно на нужную чакру (при этом сначала прорабатывают центры, расположенные снизу и потом постепенно двигаются вверх)
Обратите внимание, что асаны йоги являются лишь частью комплекса для открытия чакр, в который также входят дыхательные упражнения, мантры, медитации, бандхи, диеты, массаж
Во время выполнения асан йоги следует сохранять сосредоточенность на прорабатываемом энергетическом центре, мысленно повторять мантру и проговаривать нужную установку.
Теперь предлагаем рассмотреть несколько алгоритмов работы над основными энергетическими чакрами.
- Муладхара (корневая чакра)
Расположение: в основании позвоночника.
Чувство: обоняние.
Орган: ступни, кишечник.
Ароматы: ветивер, пачули, кедр, сандал, дуб.
Мантра: ЛАМ.
Характеристики чакры: востребованность у противоположного пола, активность, стабильность, физическая сила, инстинкт самосохранения, защищенность и безопасность.
Проявления нарушений в работе чакры: систематическое чувство тревоги и беспокойства, апатия, лень, сонливость, жестокость, легкомысленность, тяга к наживе и материальным предметам, чрезмерная любовь к вещам.
Болезни, спровоцированные дисбалансом чакры: высокое давление, артроз, артрит, геморрой, регулярные запоры, недостаточный или чрезмерной вес, депрессия, проблемы сексуального характера.
Асаны йоги для открытия чакры: стоячие позы для улучшения балансировки (Тадасана, Вирабхадрасана II, Уткатасана, Урдхва Хастасана, Уттанасана, Ардха Уттанасана, Ардха Чандрасана), позы, раскрывающие таз (Бхадрасана), шпагаты (Бхунаманасана, Хануманасана).
Ключевая установка: «Я в безопасности. Я доверяю».
Движение бхакти
Движения бхакти поклоняются одному из индийских богов, почитая его как верховную ипостась высшего разума. Это могут быть:
- Кришна;
- Вишна;
- Шива;
- Шакти.
Каждое из движений привнесло свой вклад в развитие индуисткой культуры в целом, отражая эмоции и мировоззрение жителей страны и присутствуя в каждом этапе ее исторического развития.
В отличие от философии, меняющей мировоззрение и образ того, как человек мыслит, бхакти призывает его к самому светлому и естественному из чувств, переключая внимание с материальных объектов и целей к высшей ступени осознания собственной сути и служению Богу, основанном не на страхе и подчинении, а на любви
Движения бхакти
Статуя в Бангалоре, изображающая Шиву в медитации
Движения бхакти являются монотеистическими и пантеистическими по своей направленности, и их последователи поклоняются Вишну, Кришне, Шиве или Шакти как верховной форме Бога. В Ниргуна-бхакти объектом поклонения выступает безличный абсолют — Брахман. Различные течения бхакти, в большей или меньшей степени, присутствовали на разных этапах многотысячелетней истории Индии.
Либеральное по своей сути, движение бхакти часто отвергало строгие кастовые традиции, выступая таким образом прибежищем для отщепенцев ортодоксальной брахманической системы индуизма. В то же время, надо заметить, что послания бхакти о любви и терпимости далеко не всегда находили отклик у ортодоксальных индусов, приверженных строгим правилам кастовой системы.
Бхакти явилось причиной появления на свет массы религиозной литературы, различных видов музыки и танца, также как и других форм искусства, которые обогатили мир, дали Индии новый толчок в развитии, а также помогли в преодолении ритуальных и социальных ограничений в индийском обществе.
Три вида Гуру
Как Истина была подменена конфессиями? Три вида гуру. Вишну, Шива, Брахма – посредники Господа. Что такое проповедь? Ипостаси Кришны. Шримати Радхарани – полная противоположность Кришны. Любовь выше объекта любви. Храм Шри Чайтанья Сарасват Матха в Навадвипе – самое почитаемое место для вайшнава. Почему реальность личностна? Относительность течения времени в разных формах жизни. В чем гений Энштейна? Связаны ли духовность и греховность? В чем заключается милость святых? Каждый квант времени – это другой мир. Теория о квантовости мира. Теория Хью Эверетта о множестве миров. О мистических способностях йогов с точки зрения квантовой теории. «Корпускулярно-волновая теория» материального мира. Что значит довериться? Кто же выбирает, ученик учителя, или учитель ученика? Мир милости – никаких гарантий. Необычные отношения Махапрабху с Адвайтой Ачарьей.
Йога
Что такое йога? Цель йоги. Виды йоги. Для чего нужны физические упражнения в йоге? Первоэлементы в йоге. Сверхспособности йогов, сиддхи. Природа экстаза йога. Высшая ступень йоги – бхакти-йога. Как достичь умиротворения? Что значит принцип йоги «отречься от всего, что тебя окружает»? Каким образом мы себя связываем понятиями материального мира? Что значит стать свободным? Иллюзорность окружающего мира. Чувства, ум, разум и я. Для чего нужна еда телу? Внутренняя мольба преданных. Махамантра и мантра «Ом». Что значит Кришна и Шива? Понятие Красоты и Счастья. Самоубийство и освобождение. Почему Саи Баба не йог? Доктрина буддизма. В чем заблуждается буддисты? Природа божественного откровения. Как нужно относиться к Священным писаниям? Какие Писания являются Священными? Методы поиска Счастья.
Пятая ступень – Пратьяхара – психическая релаксация
В Пратьяхара вложена философия отвлечения от материального мира и освобождение от чувств, она учит концентрации на собственном сознании, полностью избавившись от раздражителей извне. Вы преодолеваете рубеж, когда человек перестает быть во власти своего тела, осознанно контролируя свой разум, вы словно разрешаете себе свободно мыслить и в то же время, не задумываясь ни о чем – вскоре, мысли исчезают, и ум успокаивается. Ум рождает рабство, привязываясь к желаниям, а чистота ума, избавленного от объектов желаний, предоставляет спасение. Цель состоит в контроле разума над чувствами, соблюдения молчания, тишины и спокойствия. Практика выполняется поэтапно, без изнуряющих разум длительных и многократных повторений.
Соблюдение «голодания» чувств, отказ от разговоров и приема пищи за пару часов до практики, обособление от различных звуков и принятие удобной асаны с закрытыми глазами – таковы условия занятий, писаные в трактатах. При соблюдении вышеперечисленных инструкций, попытайтесь отъединиться от самых сильных чувств. Затем, по очереди повторите отъединение со слабыми чувствами. Овладев внутренними эмоциями и взяв самоконтроль над внешними раздражителями, можете вкушать спокойствие и проникнуться духовным созвучием. Практика пятой ступени развивает личность с духовной стороны и укрепляет силу воли.