Защитные механизмы Эго
Основоположником теории защитных механизмов является З. Фрейд. В научных работах он высказывался о защитных механизмах, как о средствах защиты психики от давления Ид и Супер-Эго. Эти механизмы работают на уровне подсознания и приводят к искажению реальности. Фрейд выделял такие Эго – защиты:
- вытеснение – удаление из памяти информации, которая травмирует психику или является неприятной;
- проекция — перенесение мыслей и желаний на другого человека;
- замещение – перенесение негативной реакции с одного человека, вызвавшего реакцию, на другого;
- рационализация – объяснение неприемлемого поведения с точки зрения логики таким образом, чтобы поведение стало казаться приемлемым или единственно возможным;
- регрессия – возврат к поведению, характерному для более младшего возраста;
- сублимация – перенаправление импульсов, вызывающих дискомфорт, в социально одобряемую деятельность;
- реактивное образование – проявление поведения прямо противоположному тем желаниям, которые имеет человек;
- отрицание – отказ осознавать неприятные события или мысли.
Пожалуйста, скажите мне, что я есть, что я не пустое место
В поисках известности некоторые эго идут на преступления
Они стремятся привлечь к себе внимание, получая дурную славу или проклятия людей. Каждый из них как бы говорит: «Пожалуйста, скажите мне, что я есть, что я не пустое место». Такие патологические формы эго — это всего лишь крайние вариации обычного эго
Очень распространенная роль эго — это роль жертвы. Оно ищет внимания в форме сострадания, жалости или интереса других к «моим проблемам», ко «мне и пережитому мной». Восприятие себя жертвой является элементом многих эготипических моделей поведения, таких как привычка жаловаться, обижаться, оскорбляться и т.д. Разумеется, стоит мне отождествиться с историей, в которой я отвел себе роль жертвы, и я уже не хочу, чтобы она заканчивалась, и поэтому, как известно любому терапевту, эго не хочет решать свои «проблемы», ибо они являются частью его личности.
Если никто не хочет слушать мою печальную историю — я буду рассказывать ее себе, в собственной голове, снова и снова, и буду сам себе сочувствовать, и таким образом окажусь личностью, с которой жизнь или другие люди, судьба или Бог обходятся несправедливо. Это придает форму моему образу себя, превращает меня в кого-то — а это все, что для эго имеет значение.
На ранних стадиях так называемых романтических отношений ролевые игры — весьма распространенное явление. Их цель — притянуть и удержать того, в ком эго усматривает способность «сделать меня счастливым, позволить мне чувствовать себя особенным и быть тем, кто исполнит все мои желания».
«Я сыграю роль того, кого хочешь ты, а ты сыграешь роль того, кого хочу я». Это негласный и неосознаваемый договор. Однако ролевые игры — это тяжкий труд, и потому такие роли нельзя выдержать сколь угодно долго, особенно когда вы начинаете жить вместе.
Что ты видишь, когда роли буксуют? К сожалению, в большинстве случаев — не саму истинную суть другого существа, а то, что ее закрывает. Ты видишь грубое и неотесанное, не прикрытое никакими ролями эго, вместе с его телом боли и неудовлетворенной потребностью, теперь переходящей в злость. Скорее всего, она будет направлена на супруга или партнера за то, что тому не удалось устранить страх и чувство недостаточности, породившие эту злость и являющиеся неотъемлемой частью эготипического самоощущения.
То, что обычно называется «влюбиться», чаще всего представляет собой обострение эготипической алчности и нужды. Ты привязываешься к другому человеку, как к наркотику, вернее, привязываешься к сформированному тобой образу этого человека. Это не имеет никакого отношения к настоящей любви, свободной от какого-либо страстного желания.
Испанский язык наиболее честно выражает обычное понятие любви: ”Te quiero“ означает то же самое, что и “I love you” — «я хочу тебя». Выражение “I love you” в другом значении, когда двусмысленность отсутствует, ”te amo“, используется редко — возможно, потому, что настоящая любовь столь же редка.опубликовано econet.ru.
Экхарт Толле
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! econet
Примеры, когда баланс трех начал нарушен
Педант
Если поле «Взрослого» замусорено хламом предписаний «Родителя», а «Ребёнок» блокирован, без возможности повлиять на «Взрослого»
– перед нами классический педант, человек, лишенный умения и желания играть. Сухарь, напоминающий ходячую механическую схему.
И тогда хронический дефицит ярких положительных эмоций может спровоцировать взрыв аморального поведения, карать за которое вплоть
до психосоматических расстройств будет строгий внутренний «Родитель».
Бессовестный лицемер
Представим ситуацию, когда поле «Взрослого» утопает в неумеренных детских желаниях, а «Родитель» при этом блокирован, без
возможности их ограничить. Поступки такого человека в социуме определены целью: полностью удовлетворить потребности своего
«Ребёнка», в то время как «Родитель» пытается жестко контролировать окружение.
Мы имеем дело с лицемером – человеком, лишенным совести.
Получив власть, такой человек легко преображается в садиста, пытающегося удовлетворять потребности за счёт интересов своего окружения.
Со временем, конфликт на уровне социума проецируется на внутренний мир с трагическими последствиями для психического и физического здоровья.
Неуправляемый
Если поле «Взрослого» пребывает под постоянным контролем «Родителя», и при этом отягощено страхами «Ребёнка» – мы имеем дело с
человеком, лишенным возможности управления. Его позиция «Я понимаю, что поступаю неверно, но поделать ничего не могу».
В зависимости от того, какая составляющая эго берёт верх в данный момент, человек, не управляющий собой может проявлять себя то
святошей, то законченным развратником. Такой внутренний расклад – идеальная питательная среда для невроза и психоза.
Виды альтернативной личности
Альтер эго бывает любого типа и любой направленности. Мы рассмотрим три часто встречающихся альтер эго: женское, мужское и подростковое.
Женское
«Ведешь себя как баба». Такие слова может услышать мужчина в свой адрес, когда в нем просыпается женское альтер эго. Действительно, некоторые мужчины иногда проявляют черты, которые чаще приписывают женщинам: капризность, чрезмерная ранимость, истеричность, эмоциональность.
В отдельных случаях женское Я находит выход еще и на физическом уровне. Например, трансгендеры, понимая свою принадлежность к мужскому полу и ощущая себя мужчинами, переодеваются в женщин. Обычно это происходит в условиях какого-то клуба на сцене. Это не говорит о нетрадиционной сексуальной ориентации. Не все трансгендеры интересуются людьми того же гендера, что они и решаются на операцию по смене пола.
Еще такой пример вспомнился. Наверняка вы слышали что-то об артистке Верке Сердючке. Это женское альтер эго и сценический образ актера А.М. Данилко. Согласно публикациям в разных источниках, Андрей является противоположностью своей героини. Он тихий и скромный, любит уединение. Полагаю, что образ был придуман для того, чтобы побороть зажатость на сцене. Ведь получается, что зритель взаимодействует не с Андреем, а с Веркой. Значит, и бояться Андрею нечего. А Верка только «за» всего происходящего.
Мужское
У многих женщин есть мужское альтер-эго: «Соберись, тряпка», «Терпи, мужик», «Ты сможешь», «Будь сильной» и т.д. Как правило, к нему обращаются в трудных жизненных ситуациях, на работе (особенно если преобладает мужской коллектив). Для некоторых женщин мужское Я становится защитником. Если сказать просто и грубо, то женщина живет по принципу «Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик». Как правило, это свойственно одиноким женщинам. Как только рядом с девушкой появляется достойный представитель сильной половины человечества, мужское Я в ней проявляется все реже.
Подростковое
Многие подростки придумывают себе альтернативные личности или видят себя в образах актеров и других кумиров. Это помогает решить ряд проблем, характерных для подросткового возраста: неуверенность в себе, комплексы, желание заслужить авторитет среди сверстников и другие. У многих подростков наблюдается такой феномен как «я на сцене», то есть молодой человек или девушка представляет, что он/она – главный герой фильма. Все, что его/ее окружает – декорации. В центре находятся переживания главного героя.
Как проявляется ЭГО?
Как обнаружить влияние своего ЭГО?
Вот примеры его проявлений:
- Ты все всегда знаешь сам. Тебе трудно признаться, что ты чего-то не понимаешь, спросить кого-нибудь о чем-то, слушать чужие мнения или советы.
- Ты должен окончить хороший ВУЗ. И желательно с красным дипломом! Я помню, как когда я учился в первом своем ВУЗе, девчонки с экономического факультета выпрашивали у преподавателей пятерки. «Я иду на красный диплом! Не портите мне жизнь!» — Железный аргумент.
Я, кстати, получил потом еще и второе высшее – моё ЭГО решило, что одного мне мало.
- Ты хочешь доказать всем чего ты стоишь. Должен победить в соревнованиях или конкурсах. Грамоты, кубки и медали поставить на видном месте, чтобы все знали, кто ты такой и что из себя представляешь.
- Ты добился чего-то и перестал развиваться и двигаться дальше. Гордишься своими прошлыми достижениями, остановился на достигнутом.
- Тебе трудно признать свою ошибку и извиниться.
- Ты покупаешь себе новую машину, потому, что у кого-то машина лучше и дороже. Хотя твоя машина тебе нравится и устраивает тебя.
- В своей плачевной ситуации ты винишь любые обстоятельства (семья, дети, небогатые родители, отсутствие блата и пр.).
- Тебе некогда подумать о чем-нибудь новом, прочитать новую книжку или сделать что-то необычное и полезное для себя. Ты говоришь, что у тебя совсем нет времени.
Функции эго
Основной функцией является проверка реальности, соотнесение собственных представлений с тем, что есть на самом деле (внешних источников, так и собственных фантазий и домыслов). Эго позволяет установить контакт и развить другие структуры психики, особенно волевого спектра, поскольку необходима не только проверка реальности, но также ещё и составление плана действий или ограничения собственных желаний.
Функция самоопределения позволяет выстроить целостный образ собственного состояния. Сюда относится целый набор внешних характеристик, настолько подробный, что окружающие могут и не догадываться (психическая структура хранит память о каждом миллиметре тела и постоянно сопоставляет наличие изменений и характера их привнесений). Также самоопределение постоянно мониторит и складывает психологический образ, где есть привычки и характер, предпочтения, цели и примерны ответы о том, кем и каким я являюсь.
Функция социализации проявляется в поиске своего места не только из внутреннего ракурса желаний, но также и относительно социальной ситуации. Тут поднимаются вопросы лидерства, предпочтения совместной или одиночной работы, необходимость семьи, а также способы её формирования. Если функция самоопределения помогает человеку понять кто он, то социальная функция помогает понять кто он относительно других, и какое место занимает. Рядом с социальной всегда идет функция адаптации, корректирующая поведение насколько ужать свои желания и тем, как всё-таки осуществлять реализацию действительно важных потребностей, не теряя социальной поддержки.
Чем больше социального взаимодействия, тем больше потребность в умении устанавливать психологические защиты. Если речь не идёт о физической безопасности, то все остальные границы формирует эго. Именно эта структура помогает избежать новых психологических травм, уйти от чрезмерного стресса, установить гармоничные, а не истощающие отношения, выбрав нужную дистанцию. Чем лучше развита защитная функция эго, тем чаще личность проверяет мир на его удовлетворение собственных безопасностей и возможностей развития. Тут включаются фантазии о том, как хочется и как будет хорошо, выполняя одновременно и успокаивающую функцию и планирующую.
Создание идеального образа (не статичного, а меняющего вследствие новой полученной информации или приобретённого опыта) являющегося целеполагающим фактором. Это функция формирования жизненного пути с желанием соответствовать внутреннему образу. Эго всегда берёт всю ответственность на себя, расширяя или сужая контакт с внешним, осознавая свои потребности и всё время, соотнося это с реальностью. Можно сказать, что это главный управляющий элемент психики, т.к. ид подчиняется подсознательным импульсам.
Книги про Эго
Огромное количество информации о внутреннем Я собрано в таких книгах:
- З. Фрейд «Я и Оно» . В книге рассмотрена сила Эго, его значение и связь с бессознательной и сознательной стороной психики.
- А. Фрейд «Психология Я и защитные механизмы» . Кроме размышлений над составляющими психики в книге можно найти подробное описание защитных механизмов.
- Э. Эриксон «Идентичность и жизненный цикл» . В книге подробно описывается центральное понятие психологии Эриксона – идентичность.
- Э. Гар . В своей работе автор постарался объединить различные представления о бессознательном и собственном Эго.
Виды альтер эго
В альтер эго могут прятаться тайные желания и пристрастия
Разобравшись, что это понятие обозначает в психологии, и какие примеры встречаются в обычной жизни, предлагаем перейти к видам. На самом деле их немного. Альтернативное я может быть женским либо мужским.
Такие виды альтер эго формируются из-за определенных правил, которые социум накладывает на лиц мужского или женского пола. Например, в детстве мальчики слышат фразу: «Не плачь, ты же не девочка». Девочек стараются оградить от тяжелой работы и создают для них сказки, в которых главные героини это нежные и романтичные принцессы.
Женское альтер эго
Социум сильно давит на мужчин, загоняя их в рамки
Оно встречается у мужчин. В социуме представители сильного пола должны выглядеть мужественными, сильными и решительными. Они хороши делом, а не словом. От них ждут действий. Мужчинам не пристало проявлять эмоции, особенно такие, как излишняя нежность.
При этом многие мужчины внутри именно такие. Чтобы не подвести ожидания других и сохранять черты, которые присущи им в реальности, представители сильного пола подключают альтер эго. На работе они могут жесткими и не идущими на компромисс начальниками, а дома с большим удовольствием играют с дочкой в куклы, тискают кота и тому подобное.
Описанное поведение – норма в обыденных рамках. Иногда мужчины перешагивают за эту черту. Они начинают носить женскую одежду и краситься, как представительницы слабого пола. Это считается нормой в рамках профессии, например, если мужчина-актер или работает в травести-шоу.
Конечно же, стоит отметить случаи, когда женские образы становится слишком манящими. Дойдя до этого этапа мужчины решаются на операцию по смене пола.
Мужское альтер эго
Женщина, наоборот, учатся быть мужественными и сдержанными
В случае с женщинами мужское альтернативное я проявляется в решительности, невозмутимости и напоре, которые большинству женщин не присущи. Обычно такие дамы выбирают серьезные профессии. Они могут быть слесарями, стоять за станками и выполнять сложную физическую и техническую работу.
В современном обществе, благодаря развитию толерантности и феминистическим движениям четкие различия между мужским и женским стираются. В странах, где права мужчин и женщин уравнены не только на законодательном уровне, но и в плоскости менталитета, мужское и женское альтер эго носит условный характер.
Подростковое альтернативное я
В процессе взросления и принятия себя вариантов альтер эго может быть сразу несколько
Альтер эго в случае с подростками помогает определиться с дальнейшей жизнью и видением себя в ней. Психика в этом возрасте неустойчивая. Подросшие дети пытаются найти себя, понять, кто кем является и кем хотят быть.
В этом случае на помощь приходят альтернативные образы, наделенные определенными чертами. Они могут быть разными. Примеряя их на себя и реализуя в той или иной ситуации,подросток:
- прощупывает грань дозволенного;
- осознает, насколько ему комфортно в рамках выбранного типа поведения;
- понимает, приносит ли это ему желаемое удовлетворение.
Обычно у подростков сразу несколько таких образов. От пола, социального статуса, успехов в учебе это не зависит. Альтер эго может появляться, как у отъявленного хулигана и двоечника, так и у тихого, послушного отличника.
Эрик Хомбургер Эриксон – биографическая справка
Судьба исследователя складывалась необычным образом. Эриксон родился в г. Франкфурт-на-Майне в 1902 г. В 1928 году начал обучаться психоанализу. Он был сыном от внебрачной связи Карлы Абрахамсен – еврейки из богатой семьи – с мужчиной-датчанином. Мать Карлы умерла, когда той было пятнадцать. Большей информацией о его отце биографы не располагают. Поскольку Карла была замужем за евреем Вальдемаром Саломонсеном, ребенок получил фамилию Саломонсен. Потом мать Эриксона получила профессию медсестры, переехала в город Карлсруэ и вышла замуж повторно. Эрик Саломонсен стал Эриком Хомбургером, которого усыновил ее второй супруг, педиатр Теодор Хомбургер. В 1930 году Эриксон женится на Джоэн Серсон – танцовщице и художнице из Канады, и затем переезжает из Европы в Америку. Наконец, Эрик Хомбургер меняет фамилию на «Эриксон» – «усыновив самого себя», как он объяснял это шутя. А прежнюю фамилию Эриксон оставил как второе имя.
Возможно, именно из-за своей нелегкой судьбы Эриксона так волновал вопрос идентичности. В детстве ему не рассказывали об отце. В еврейских школах сверстники дразнили Эриксона за светлые волосы и голубые глаза («нордическую внешность»), а в светской школе – за иудаизм. Все больше он догадывался, что его отец имел нееврейские корни.
После переезда в Америку ученый продолжил свои исследования в Гарвардском университете, а затем – в Йельском. С 1960 по 1968 годы Эриксон работает профессором Гарварда. Эриксон был учеником Анны Фрейд. Но фрейдовской теории Эриксон решил противопоставить собственную. Человеческую жизнь ученый разделил не на 5, а на 8 ступеней. «Генитальную стадию» он переименовал в «Юность». Также Эриксон добавил еще три стадии, относящиеся к периоду взрослости. Он считал, что влияние развития личности на ее становление в обществе – это заслуга не подсознательных влечений, а работы Эго. Эрик Эриксон также является автором концепции «Эго-психологии». В ней Эго – это не служанка бессознательных побуждений. Эриксон был убежден, что именно человеческое Эго отвечает за организацию жизни, общение с людьми, личностный рост.
Что такое мужское или женское эго
Изначально эго имеет двойственную природу и в каждом человеке находятся все, потом с формированием личности и нахождением различий происходит увеличение одной из частей, но вторая никогда не исчезает. Так гендерное разделение эго разделяет и восприятие мира, во многом это обусловлено биологическими и гормональными функциями организма, особенностями развития полушарий. Начинают работать инстинктивные программы, формировавшиеся по-разному и соответственно определяющие основные паттерны поведенческих реакций в типичных ситуациях (те моменты, где плохо прослеживается биологизм, необходимого результата требуют больше времени на формирование ответной реакции).
Что такое женское эго? Возможность проявлять уступчивость, социальную ориентированность, заботу говорят о сильном развитии женского эго. Это может быть в любом половом варианте, как и проявление маскулинных качеств эго, таких как настойчивость, агрессивность, прямота. Преобладающая сторона эго занимается контролем всего происходящего со своих позиций, отодвигая другие варианты.
Когда полностью проявлено мужское эго, но нет силы проявить свою женскую сторону, то личность сталкивается с избыточным контролем, хвастовством, желанием получать признание от окружающих, а не от соответствия своей позиции своему же внутреннему миру. Мужское эго хочет всегда стоять у руководящей позиции, причём это касается любого коллектива и ситуации (не всегда адекватно, например, иногда стоит и уступать). Чрезмерно развитое женское эго будет уступать, ждать провала и просчитывать варианты краха ситуации, намеренно саботировать всякие риски. В попытках разделить эго на мужское и женское всё чаще говорится о невозможности существования в одном полюсе. Множество концепций работают с теневыми сторонами личности, спрятанными не только от общественности для того, чтобы они стали проявленными. Если женщина не признаёт свою мужскую часть, то её эго обделено силой, возможностью достижения и способностью к получению объективных оценок от других. Когда мужчина отрицает феминность своего самопредставления, то лишается чувствительности, социальности и возможности строить качественные отношения.
Формирование таких структур происходит до трёх лет и не поддаётся осмысленному процессу, потому что полностью впитывается та модель поведения, которая присуща родительской семье. Любой индивидуум, воспитывающийся там, где во главу угла ставились порядок, ответственность, сила, внешние достижения, а процесс обозначения хороших и плохих поступков строился на основании достижений, получает хорошо признанное мужское эго и задвинутую в угол женскую часть. В классическом социуме такой мужчина может быть приближён к идеалам и очень успешен, проблемы начнутся, когда он встретит женщину и начнёт выстраивать отношения, как с мужчинами. Девочка же будет как хороший товарищ, не понимающий увлечение подруг бессмысленными разговорами, конкурирующий с собственным мужем за право власти в семье, и успешно доказывающий это.
Любые партнёры смогут продержаться только при условии признания своих обеих частей и грамотного их предъявления другому. Психотерапия поможет ускорить процесс или в исключительных случаях сюда найдут изначально подходящих партнёров. Проблема от благоприятного стечения обстоятельств не решается, и будет возникать каждый раз при взаимодействии с другими. Также способ самореализации может быть очень энергозатратным для самой личности, поскольку используется только один вариант, не всегда оптимальный.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Эго
Отвечает за принятие решений. То есть, ид посылает импульс о том, что какая-то потребность не удовлетворена, а эго ищет способы, благодаря которым он сможет её реализовать. Начинает своё формирование в младенчестве. Именно тогда ребёнок понимает, что его поступки могут разозлить или расстроить родителей, воспитателей, других детей. Он как бы считывает их эмоции, как реакции на его действия.
То есть, по факту, он соотносит свои желания с принятыми нормами и правилами, которые существуют в обществе. Это и удерживает его от того, чтобы отбирать понравившиеся вещи и прочее. Ребёнок учится удерживаться, иначе будет каким-то образом наказан. В зависимости от того, каких мер воспитания придерживаются его опекуны. Считается, что появление речи свидетельствует об успешном формировании этого компонента.
Оно побуждает человека размышлять, учиться, развиваться и воспринимать окружающий мир. Чтобы функционировать в нём как полноценный член общества. Младенцы ещё не столь хорошо обладают этим компонентом, в отличие от уже сформировавшихся взрослых. Им всё равно где есть, даже если маме придётся раздеваться на морозе или в людном месте. Он будет плакать, пока не получит насыщение, или не устанет настолько сильно, что просто уснёт.
Этот элемент обеспечивает безопасность организму. Он побуждает индивида предвосхищать события. Опять возьмем пример с пищей. Не зря ведь придуман завтрак, обед и ужин, перекусы. Человек понимает, что ему в день необходимо определённое количество еды, её разнообразие. Чтобы её добывать, следует работать, чтобы было за что купить продукты, либо же выращивать их самостоятельно. Он делает выбор, какой способ более приемлем для него. И тогда чувство голода не будет для него неожиданным, он его предвосхищает и удовлетворяет.
И так происходит с каждой физиологической потребностью из пирамиды Маслоу. Что это, вы сможете узнать из статьи, которая находится здесь.
Нарушения
Кстати, невроз возникает в момент, когда человек не способен творчески приспосабливаться к окружающей действительности. То есть, по каким-то причинам его методы и способы не приносят ожидаемого результата. Вследствие чего он растрачивает свои ресурсы вхолостую, а это вызывает высокий уровень напряжения. Он не знает, как быть, как вести себя, и какой выбор делать. Самооценка падает, организм фрустрирован, на фоне чего индивид в состоянии постоянного стресса. Который провоцирует развитие психосоматических заболеваний.