Как устроен человек согласно йоге
Человек – это не просто биологическая машина. Согласно йоге он состоит из сознания, которое связано в единое целое с физическим телом и с тонкими энергетическими телами. Когда происходят какие-то изменения в любой из составляющих, то изменяются и все остальные. Совершая манипуляции с энергетическим или физическим телом, изменяется состояние сознания. Это и есть цель любой духовной практики – развитие сознания, поднятие его на качественно иной уровень.
Тонко тело состоит из энергетических каналов и чакр – энергетических центров. Все составляющие человеческого существа связаны между собой праной – жизненной энергией. Прана в организме человека бывает нескольких видов. Каждый вид праны отвечает за свои функции.
Текстовая версия:
Намасте, и вас приветствует Илья Кюри. Практика сидха – йоги. Сегодня мы выполняем практику наули крийя, то есть наули для разжигания внутреннего огня. Практически это практика туммо. Выполняется она вот так. Глубокий вдох, выдох. Именно так выполняется практика туммо. То есть мы разжигаем внутренний огонь. И в Тибете, и в Индии есть экзамен для молодых монахов и вообще садху. Их уровень практики кундалини йоги проверяется именно так, что всю ночь в горах, в снегу они должны просидеть и растопить жаром своего тела около трех-пяти мокрых простыней за ночь. Вокруг них тает снег благодаря их огню кундалини. Но так как мы начинающие практики, мы только растираемся снегом, занимаемся йогой, медитируем и вообще пропагандируем здоровый образ жизни. С вами был Илья Кюри. Практика сидха йоги. Добро пожаловать в мир садху. Намасте.
В наше время всё воспринимается с точки зрения материализма: йога – это фитнес, асаны – путь к здоровью, медитация – способ расслабления, а понятия «духовность» и «духовные практики» — лишь побочное условие в развитии тела и психической устойчивости организма. В поиске материала по «йоге туммо», я в очередной раз столкнулась с довлеющей массой информации, которая отражает лишь физические, материально выгодные стороны изучаемого вопроса. Древняя тибетская практика йоги туммо сейчас представлена лишь как нетрадиционный, но очень эффективный способ согреться на морозе, снизить уровень холестерина в крови и повысить холодоустойчивость организма. Доклады, выступления, конференции, дорогостоящие экспедиции, уйма последователей – всё лишь ради того, чтобы снова и снова разобрать в нюансах физиологическую сторону йоги ради максимально результативной работы с телом. И ни слова в этих многочасовых лекциях, семинарах, видеоматериалах о духовной стороне вопроса. Но ведь в прошлом йогины годами практиковали туммо и передавали тонкости из уст в уста явно не ради возможности обнаженными сидеть на снегу в лютый мороз, закаляться и на пересчёт сушить простыни. А потому стоит разобраться, что же есть йога туммо, где её истоки и какое место она занимает в йогической практике.
В одной из песен Миларепа говорил о туммо:
Техника йоги туммо
В йоге обычно упоминается семь основных энергетических центров – чакр. Есть и другие, но они менее важные. В йоге тепла работа осуществляется только с четырьмя центрами:
- пупочным;
- сердечным,
- горловым;
- головным.
Практикующий визуализирует энергетические центры и основные каналы: сушумну – центральный канал, иду – левый канал и пингалу – правый канал. Ещё нужно визуализировать огонь, который постепенно начинает подниматься из области чуть ниже пупка и достигает пупочного центра, затем разгорается сильнее, и пламя поднимается по центральному каналу, достигая макушки головы. В это же время выполняются дыхательные упражнения. Основной метод – это задержка на вдохе и выполнение энергетических замков – бандх. Выполняется верхний и нижний замок, и два потока праны объединяются в области живота, что способствует накоплению энергии и выделению тепла. Один поток праны восходящий, выходящий наверх. Другой поток праны нисходящий, уходящий вниз. Обычно прана при таком движении выходит из организма, но здесь она сохраняется.
В результате этих упражнений пробуждается и достигает макушки головы кундалини, покоящаяся в основании тела.
Тогда сознание человека трансформируется. Йогин достигает высочайшего блаженства и быстро эволюционирует.
На физическом уровне практикующий йог ощущает тепло и не мёрзнет даже на морозе без одежды.
Практические задания
Независимо от погоды, он выходит из пещеры без одежды или в легком одеянии. Новичкам позволено садится на доску, более опытным адептам — на землю, а самые продвинутые располагаются на снегу, льду. Занимаются натощак, не разрешается употреблять какие-либо напитки.
Сидят йоги и практиканты в медитационной позе:
- Скрестив ноги.
- Ладони на коленях, согнув средний и безымянный фаланги, остальные – вытянуть.
Вначале делают дыхательные упражнения:
- Выдыхая, представляют как изгоняется гордость, ненависть, злость, лень и.т.д.
- Вдыхая – притягивать благословение святых, духа Будды, все благородное и высокое.
Сделав дыхательную практику, сконцентрироваться, не отвлекаться на проблемы, раздумывания, углубиться в созерцание и спокойствие. В зоне пупка представить золотой лотос. Посредине цветка в виде солнца сияет слог «рам», выше — «ма» из которого возникает богиня Дорджи Налджрома.
Описываемые слоги с мистическим значением. Их называют «семена». Они не рассматриваются как буквы, а как живые сущности.
«Рам» — это слово-зародыш (семя огня).
Артикуляция таких слов для индусов имеет огромнейшее значение. С их точки зрения, созидательная сила слова зависит от произношения звуков.
Но по теории, важно использовать индивидуальный образ слова. Так как «рам» — это зародыш огня, опытный маг, применяя индивидуальность образа данного слога, способен сотворить огненное пламя без горючего
Воображаемый образ богини Дорджи Налджромы, необходимо отождествиться со слогом «ма». Потом всматриваться в букву «а» (пупок), букву «ха» ( макушка). Вдохи медленные и глубокие, как будто раздувается огонь, истлевающий под пеплом.
Пламя находится в букве «а» как маленький шарик. При каждом вдохе, чувствуется как струя воздуха проникает в живот, опускается до пупка и раздувает огонь. Каждый полный вдох заканчивается задержкой дыхания. Пауза понемногу увеличивается, но все происходит в определенном ритме. С помощью концентрации мысли, контролировать возникновение пламени.
Поднимается пламя по вене «ума», толщиной как волос, проходящей по центру организма.
Внимание полностью сосредоточенно на огонь и восприятии тепла
Сделаем это по-плохому
Тем временем, Катков не остановился на достигнутом.
Был поставлен ещё один опыт, незадолго до его гибели (погиб в другой экспедиции, при восхождении на Эльбрус). Из интервью с Борисом Коршуновым, участником опыта, узнаём следующее:
«В начале ноября, они взошли на Эльбрус, практически без одежды (в болоньевых куртках) при ураганных ветрах со снегом, который пробивал палатку насквозь так, что за ночь она вся набивалась снегом. Всего провели две такие ночевки. Огонь использовать не разрешалось, сухие зерна овса (выданные в качестве сухого пайка и строго рассчитанные по величине физических нагрузок в ккал за двое суток) засыпали снегом в пластиковых коробках, которые держали в плавках, чтобы утром съесть оттаявшую и размокшую «кашу». Вечером надо было выпить сырое яйцо. Яйца на морозе превратились в ледышки, и их также пришлось полночи «разогревать» во рту, чтобы хоть как-то отправить яичный белок в желудок.»
Оценить теплопотерю у людей во время второго испытания в количественном размере не представляется возможным.
Базовое испытание в практике туммо
Когда йог достигает совершенства в своих занятиях, и гуру видит, что он готов, то для него проводится специальный экзамен. Для этого в одну из морозных ветреных ночей ученика приводят на берег озера или реки. Йог обнажается и садится на землю в позу лотоса (падмасана).
Учитель мочит в ледяной воде простыни и оборачивает ими йога, задача которого с помощью своего внутреннего тепла не только не замерзнуть и не заболеть, но и с помощью своего жара на холодном морозном ветру высушить простынь!
При этом высушивание простыней проходит не один раз, а несколько, как только одна простынь высохнет, тут же намачивают вторую. Это испытание длится всю ночь до самого рассвета.
Иногда такое испытание устраивается сразу для нескольких учеников и тогда победителем испытания считается тот, кто больше всех высушил на себе простыней.
Если йог высушил не менее трех простыней, то он считается мастером туммо и теперь имеет право носить одну единственную белую хлопчатобумажную рубашку или мантию в любую погоду. Теперь его будут называть Репа, что означает «Человек, одетый в хлопчатобумажную ткань».
Физиологическая сторона
Занимаясь туммо, происходит повышение температуры в верхней части корпуса. Когда морозная погода, простыни на теле у практикующих влажные.
Исследования феномена «туммо» на научном уровне провели в 1981 г. под руководством профессора Гарвардского университета Гербера Бенсона. Для эксперимента взяли трех тибетских монахов, практикующих Шесть йог с феноменом туммо. Им вымерили температуру кожи на различных участках тела. В результате, ученые пришли к выводу, что тибетцы могут повысить температуру на пальцах рук и ног минимум на 8,3 С°
В современном мире эффект туммо трактуется как терморегуляция тепла организма человека через нагревание крови, легких специальными упражнениями на дыхание.
Но, следует отметить, исследования с монахами, применяющих туммо на научном уровне больше не проводились.
Как правильно выполнять дыхание тумо
В упражнение входят десять этапов, которые следуют один за другим, без перерыва. Ниже приведено их краткое изложение:
- В воображении создается ментальный образ в виде артерии, толщиной в человеческий волос. Она проходит через центр тела и постепенно наполняется пламенем (или теплой воздушной струей).
- Диаметр артерии увеличивается до толщины мизинца.
- Артерия постепенно расширяется до размеров руки.
- Артерия приобретает вид трубы и заполняет собой все тело.
- Расширившаяся вена способна вместить в себя всю вселенную. Ощущение тела отсутствует, практик входит в состояние экстаза. Он чувствует себя развеваемым ветром пламенем в пылающих волнах огненного океана. Для достижения пятого этапа тумо даже самый способный ученик тратит не меньше часа. После прохождения этой стадии наблюдается повторение субъективных видений в обратном порядке.
- Постепенно волны пламени уменьшаются и спадают, стихает буря. Наконец пылающий океан поглощается телом.
- Сосуд сужается до размера руки.
- Артерия не превышает толщины мизинца.
- Толщина артерии равна толщине волоса.
- Вена пропадает. Становятся невидимыми огонь и другие образы и формы. Существующие представления о каких-либо предметах также рассеиваются. Постепенно сознание растворяется в «Великой Пустоте».
Утро считается идеальным временем для занятия тумо. Но фактически практиковать это упражнение можно в любое время суток.
Что это такое?
«Туммо» — это тибетское слово, означающее «внутренний жар». Необходимо начать с того, что в 11 веке существовал знаменитый монах, проповедник буддизма, йог по имени Наропа. Он считается основателем школы «Кагью» — одной из нескольких школ тибетского буддизма. Также им была основана и развита система практик под названием «Шесть йог Наропы», целью которых было достижение состояния просветления. Наропа впервые упомянул термин «туммо» при написании своего трактата «Шаданга йога».
Так вот, в философии тибетской йоги практика «Туммо» означает начальную ступень достижения состояния просветления. Идея этой практики в том, что, если сосредоточиться на созерцании огня и ощущения теплоты, можно добиться полного отождествления себя с огнем. Тот, кто считает, что достиг этого состояния, проходит сначала испытания водой, а потом снегом: он должен зимой температурой своего тела высушить мокрые простыни, и, если он овладел мастерством, вокруг него будет таять снег.
Механизм выработки внутреннего огня
Каким же образом йог способен сгенерировать столько тепла? Это осуществляется благодаря тому, что йог с помощью уникальных методик учится работать с тонкими энергиями своего тела, стараясь жизненную энергию (известную в Индии как кундалини («змеиная сила»)) поднять вверх по позвоночному столбу. Чтобы добиться такого результата, он усердно практикует специальные дыхательные упражнения и овладевает навыками глубокой концентрации на энергетических центрах тела – чакрах.
Когда пробуждается энергия кундалини и начинает подниматься вверх вдоль позвоночника, она «разогревает» тело, переводя всю физиологию на совершенно другой, более эффективный уровень функционирования.
Материалы и методы
Исследование выполнено на отобранной группе из 10 испытуемых мужчин (в возрасте от 35 до 60 лет) в совершенстве владеющих практикой ТУММО на уровне РЕСПА: квалификацию РЕСПА в Тибете присваивают тому, кто способен на морозе высушить на своем обнаженном теле несколько мокрых простыней. Проверка наших испытуемых состояла в том, что они должны были под наблюдением врачей высушить на морозе на верхней части своего обнаженного тела кусок простыни размером около одного квадратного метра. В целях регистрации изменений содержания липидов в периферической крови нами выполнены следующие опыты. Первый забор крови из локтевой вены осуществлялся до выполнения испытуемыми упражнений ТУММО. Далее испытуемые в течение 20 минут выполняли специфические дыхательные упражнения, цель которых состояла в вызывании нарастающей периферической гипоксемии. Сразу после этого осуществлялся второй забор крови. Определение уровня общего холестерина, холестерина липопротеинов высокой плотности (ЛПВП), холестерина липопротеинов низкой плотности (ЛПНП), холестерина липопротеинов очень низкой плотности (ЛПОНП) и уровня триглицеридов (стандартная липидограмма) производилось в Клинико-диагностической лаборатории Александровской больницы (СПб). Сравнение результатов измерений содержания липидов выполнялось применением аппарата статистической проверки гипотез: непараметрических критериев и нового метода , предложенного А.И.Ивановым. Все опыты упражнений ТУММО выполнялись под контролем врачей: Сергеевой Т.В. и Николаевой О.Ю. Последующим врачебным долговременным (в течение месяца) контролем за здоровьем испытуемых указанными врачами засвидетельствовано, что никаких патологических изменений в работе организма испытуемых не обнаружено.
Что это такое?
«Туммо» — это тибетское слово, означающее «внутренний жар». Необходимо начать с того, что в 11 веке существовал знаменитый монах, проповедник буддизма, йог по имени Наропа. Он считается основателем школы «Кагью» — одной из нескольких школ тибетского буддизма. Также им была основана и развита система практик под названием «Шесть йог Наропы», целью которых было достижение состояния просветления. Наропа впервые упомянул термин «туммо» при написании своего трактата «Шаданга йога».
Так вот, в философии тибетской йоги практика «Туммо» означает начальную ступень достижения состояния просветления. Идея этой практики в том, что, если сосредоточиться на созерцании огня и ощущения теплоты, можно добиться полного отождествления себя с огнем. Тот, кто считает, что достиг этого состояния, проходит сначала испытания водой, а потом снегом: он должен зимой температурой своего тела высушить мокрые простыни, и, если он овладел мастерством, вокруг него будет таять снег.
Значение и этимология термина «раджа-йога»
Само по себе название «раджа-йога» переводится с санскрита, как «царская йога». Почему так? Практика раджа-йоги делает основной упор на работу с умом, чтобы (в идеале) привести его в спокойное и уравновешенное состояние истинной спонтанности, называемое «нирбиджа», которое, в свою очередь, является для йогина последней, отправной точкой перед достижением освобождения (мокши, нирваны). А ум человека мудрецы древности однозначно рассматривали, как своеобразного «царя» всей его психофизической деятельности. Таким образом, мы получаем, что раджа-йога – это йога ума. Существует и параллельное толкование, которое, впрочем, сводится к тому же: раджа-йога – истинная йога, практика подлинных «царей духа», коренным образом отличающаяся от чисто физических тренировок, гимнастических трюков и факирства.
Кстати сказать, впервые этот термин встречается в XIV веке, в классическом трактате «Хатха-йога-прадипика», где он был введен для установления размежеваний между классической йогой Свами Патанджали и практикой йоги многочисленных апокрифических школ, не заслуживающих ни малейшего доверия. Наблюдательный читатель может подметить, что с тех пор мало что изменилось, и ловкие дельцы сплошь и рядом всё так же пытаются попотчевать нас «контрафактной йогой» сомнительного происхождения и, уж тем более, сомнительной полезности. Так что, наш главный совет начинающим: перед началом занятий вы непременно должны поинтересоваться, какую именно йогу, какой школы и в какой традиции вам собираются преподавать. Не стесняйтесь выглядеть профаном, задавайте вопросы – в конце концов, это ваше право.
Раджа-йога и аштанга-йога. Заблуждение о «полной тождественности»
Современное учение классической йоги целиком базируется на «Йога-сутрах» Свами Патанджали. Согласно этому каноническому труду, практика йоги делится на восемь этапов (или восемь ступеней), откуда и происходит название – аштанга-йога, которое дословно переводится, как «восьмиступенчатая йога». Об этом (подробно и достаточно обстоятельно) мы уже писали в одной из предыдущих статей этого цикла. Там же отмечалось, что первые четыре ступени (яма, нияма, асана и пранаяма) составляют суть того, что мы привыкли именовать «хатха-йога»; и только следующие четыре, «высшие» ступени (пратьяхара, дхарана, дхиана и самадхи) относятся к собственно раджа-йоге. Таким образом, расхожее утверждение о полной (синонимической) тождественности терминов «раджа-йога» и «аштанга-йога» является не вполне корректным: раджа-йога представляет собою лишь четыре последние ступени из восьми, составляющих аштанга-йогу, т.е. является её составной частью, духовным итогом и венцом йогической практики.
Практика раджа-йоги
Основной упор в практике раджа-йоги делается на управление умом посредством медитации, что не исключает также выполнения асан и пранаям. Так, поэтапно, через разотождествление мысли и её объектов (пратьяхара), правильное сосредоточение (дхарана) и медитацию (дхиана) практикующий йогин постигает самадхи, освобождается от иллюзии и обретает истинное видение, т.е. получает искомое «окончательное освобождение» – мокшу, нирвану.
Стоит особо отметить, что к отличительным чертам раджа-йоги можно также отнести и одновременную (!) практику йогином сразу трёх высших ступеней, называемую самьяма.
Важно: раджа-йога и вопросы религии
Осознанная практика раджа-йоги подразумевает под собой безусловное принятие на веру не просто множества диковинных для западного человека постулатов и концепций, но и целостной парадигмы, присущей ортодоксальной философии индуизма. Поэтому, если вы считаете себя искренне верующим христианином, мусульманином, иудеем и проч., вам следует ограничиться первыми четырьмя ступенями, т.е., практикой хатха-йоги и не углубляться в духовные, мистические, религиозные и мировоззренческие аспекты йоги (раджа-йогу).
Но какой бы из вариантов практики вы ни выбрали для себя, знайте: йога безусловно пойдёт вам на пользу, поможет вам почувствовать себя здоровее, моложе, гармоничнее, расширит ваш ареал осознанных возможностей, а значит – и границы вашего сознания…Этого мы и хотим пожелать вам, друзья!
Буддийская йога (Тибет)
Следующая линия трансформации в йоге – буддизм.
Будда, как утверждает легенда, лишь потому отверг опыт трех своих йогических наставников (хатха-йога Бхарагвы, изгнавшего будущего спасителя за слишком быстрые успехи, а также Вайшалы и арада Каламы, обучивших его созерцанию), что превзошел их в этом искусстве. Буддизм никогда не отрицал йогу как практику, он ассимилировал ее, в результате чего возник продукт весьма специфичный.
Способы спасения, которым учил Будда, основаны на чисто йогическом подходе, причем до такой степени, что известные ученые, например, Э Сенар или Ф и Щербатской, вообще определяли ранний буддизм как йогу. В буддизм входят принцип Патанджалевских медитаций и созерцаний (описанных как более высших ступеней йоги)
Тибетская йога
Данный вид йоги пришёл к нам – как следует из названия – из Тибета. В тибетской йоге соединились элементы индийской Хатха – йоги и некоторые элементы цигун, что и понятно: Тибет находится между Индией и Китаем, и сказывается взаимное влияние различных школ и направлений. Один из доминирующих моментов – это сосредоточение, концентрация внимания.
Йога туммо
Туммо (тиб. གཏུམ་མོ་, Вайли gtum-mo; санскр.: चण्ड, caṇḍālī IAST) — йога внутреннего Огня или иллюзорное тепло. Считается, что в результате сосредоточенной работы с мощными внутренними энергиями, практикующие йогу внутреннего тепла буддисты способны «излучать» тепло, быть абсолютно невосприимчивыми к холоду. В Тибете йогинов, практикующих туммо, называют «репа» (дословно — «хлопковое одеяние»), за то, что они даже в самые лютые холода облачены лишь в тонкие хлопковые одежды, обходятся без тёплой шерстяной одежды.
Туммо предполагает сосредоточение медитирующего на образе огня (каплях и бинду) и ощущениях теплоты, которые связаны с непосредственным чувствованием живого пламени. Тех, кто достиг определённых результатов в этом направлении, испытывают несколькими способами: в стужу человек должен высушить теплом своего тела мокрые лоскутки ткани, а во время медитации на снегу — растопить вокруг себя как можно больше снега. Основная цель туммо — это покорение духовных вершин и быстрое достижение просветления,
Совершались неоднократные попытки объяснить эффекты туммо с научной точки зрения. Например, в исследованиях профессора Гарвардского университета Герберта Бенсона в 1981 и 2000 гг. было установлено, что монахи могут повышать температуру пальцев рук и ног более чем на восемь градусов по Цельсию.
В советское время изучал предельные возможности организма человека Алексей Катков. Незадолго до своей трагической гибели он провёл эксперимент на добровольцах, которые смогли практически обнажёнными в течение часа выдерживать температуру −60 °C в разреженном воздухе, соответствующем высоте 7500 м над уровнем моря, обдуваемые воздушным потоком каждые десять минут от двухметрового вентилятора.
Мы охватили основные направления древней йоги. Это – теоретическая основа для того, чтобы лучше понимать, как возникла йога.
Туммо оригинальное, тибетское
Туммо, как и любые другие техники йоги или восточных единоборств, описываются мастерами чрезвычайно замысловатыми и туманными сентенциями, которые раскрываются не ранее, чем ученики потратят несколько (десятков, в случаях с дюже тайными техниками) лет на освоение базы. Зачастую база приносит немало пользы для практикующего, однако отнимает чудовищное количество времени, а иногда вообще не имеет ничего общего с конечной целью, которую хочет достичь ученик. Впрочем, практика скрывать знания существует столько, сколько существует человечество. В Индии, например, запрещено вообще было записывать важные тексты и обучать людей из других каст. С тех пор, собственно, мало что изменилось – полноценные знания и сегодня даются в ограниченном числе источников (закрытые для простых смертных университеты, пропуск в которых можно получить лишь по праву рождения или заработав огромную кучу денег).
В наши дни, на йоге, космоэнергетике и тому подобном, высокоморальный и аскетичный Восток зарабатывает миллионы (скорее даже миллиарды) долларов ежегодно. Европейцы с горящими глазами непрерывным потоком едут постигать йогу, цигун, боевые искусства у первоисточника, свято веря в то, что если они пожелали да ещё и заплатили – перед ними тут же откроют веками хранимые тайны. Тем временем в Индии людей обучают загадочным фразам на хинди, которые каждый Великий Йогин переводит по-своему; замысловатым техникам медитации; и призывают довольствоваться малым. Впрочем, людям нравится. А время и деньги, потраченные с удовольствием, не считаются потерянными.
Первой европейкой, которая действительно чему-то сумела научиться у тибетцев была французская путешественница Александра Давид-Неэль. Вот как она прокомментировала своё обучение:
«Перезимовать на высоте трех-пяти тысяч метров в пещере среди снегов, будучи облаченным лишь в тоненькую одежду или вообще без таковой, и не замерзнуть – нелегкая задача. Однако ежегодно многие тибетцы успешно проходят это испытание. Такую выносливость они объясняют своей способностью вырабатывать Туммо.»
И вот в чем это испытание состоит:
«Тех, кто чувствует в себе силы выдержать этот экзамен, морозной зимней ночью приводят на берег реки или озера. Если водоем замерз, во льду пробивают прорубь. Испытания устраивают лунной ночью, когда дует сильный ветер – зимой в Тибете такие ночи не редки. Сбросив с себя всю одежду, новообращенные садятся на землю и скрещивают ноги. Каждый обматывает вокруг себя простынь, намоченную в ледяной воде, – ее нужно высушить жаром собственного тела. Как только простыня высохнет, ее опять окунают в прорубь, и ученик снова должен сушить ее на себе. Все это повторяется до рассвета. Побеждает тот, кто высушит наибольшее количество простыней. Могу засвидетельствовать это как очевидец. Ученик должен высушить на себе не меньше трех простыней, прежде чем его признают достойным носить юбку из белой ткани (“респа”) – отличительный признак овладевших искусством Туммо.»
Француженка была образованной и объективной женщиной, поэтому не смогла не заметить следующего:
«Респа – человек, всегда одетый в платье из легкой хлопчатобумажной ткани. При этом само собой разумеется, на нем может быть только один покров. Однако на Тибете нет недостатка в “респа”, скрывающих под легкой хлопчатобумажной тканью теплую одежду. Эти обманщики либо настоящие мошенники, стремящиеся провести доверчивых простаков с корыстными целями, либо действительно изучавшие искусство Туммо, но слишком недолго, чтобы приобрести прочные навыки.»