Йога для начинающих
Йога – это древняя система знаний, техник и методов, которые существуют многие века и тысячелетия. В наше время все больше людей начинают серьезно интересоваться медитацией и йогой.
Для того чтобы правильно и глубоко изучать медитацию и йогу необходимо иметь серьезное намерение, дисциплину, и регулярность в практике.
В этой статье мы рассмотрим различные аспекты йоги, понимание которых поможет вам разбираться намного лучше в таких непростых вопросах как: что такое йога; краткая история йоги; школы и направления древней йоги; направления современной йоги; что такое медитация; как выбрать систему йоги для себя; как правильно построить ежедневную практику.
Что такое Раджа йога
Раджа-йога, иногда именуемая «Королевской йогой», является совокупностью всех стили йоги. На сегодняшний день суть раджа йоги выходит за рамки многих направлений йоги.
Раджа Йога выделяет важность медитации для самореализации и целенаправленного прогресса сознания человека. Это направление делает упор на осознании своего состояния ума, поэтому раджа йогу еще называют «Психическая Йога» или «Йога Разума»
Практикуя состояние концентрации ума, человек учится успокаивать свой разум и фокусироваться в одной точке. В момент глубокой концентрации мы обращаемся внутрь себя, открывая истинную природу божественного начала.
Вы можете достичь этого, следуя восьмилетнему пути раджа-йоги, который включает в себя наблюдение за следующим:
- Яма (воздержания): Ахимса (без ранения), Сатья (истина), Асета (без воровства), Брахмачарья (целомудрия), Апраграха (не жадность);
- Нияма (Моральные наблюдения): Суша (чистота) Сантоша (удовлетворение), Тапас (строгость), Свадхая (изучение Священных Писаний), Ишвара Пранидхана (сдача Богу);
- Асана: устойчивая поза, неподвижная поза;
- Пранаяма: контроль жизненной энергии через дыхание и дыхательные практики;
- Пратьяхара: снятие, отвлечение чувств;
- Дхарана: концентрация ума;
- Дхьяна: медитация;
- Самадхи: полная реализация, просветление, объединение с божественным.
Данные 8 ступеней йоги помогут человеку постичь основы йоги, достичь гармонии и ясно видеть картину внутреннего мира, реализовать себя. Любой духовный путь йога начинается с первых двух ступеней — Ямы-Ниямы.
Г
ГАЙЯТРИ МАНТРА – Мантра из Риг Веды
ГАНДХА – обоняние
ГАНДХАРВА – небесный музыкант, разновидность ангела
ГАНДХАРВАЛОКА – мир ангелов
ГАТАКАШ – внутренний пространство тела
ГРАНТХ- узел
БРАХМА ГРАНТХ – “Брахмин узел”, волосы на темени, заплетенные в косичку
ГУНА – особенность, качество
САТТВА ГУНА – чистота, гармония, светлость, знание
РАДЖАС ГУНА – страсть, страдание, агрессивность, активность
ТАМАС ГУНА – незнание, тьма, тупость, леность
ГУРУ – учитель, духовный Учитель
ГУРУ ГИТА – древняя песня, в которой Шива описывает величие Гуру
ГУРУ КРИПА – милость Гуру
ГУРУ МАНТРА – личная Мантра, полученная от Гуру
ГУРУ ТАТТВА – наивысший принцип, см. Таттва
ГУРУ ВАКЬЯ – слова Гуру
САТ(А)ГУРУ – истинный Учитель
ГЬЯНА – наивысшее знание, Познание, взгляд в сущность вещей
ГЬЯНА ЙОГА – один из четырех главных путей Йоги, Йога Познание
ГЬЯНА ИНДРЫ – чувства сознания
АТМАГЬЯНА – Сознание Сущности, Самопознание, Знание о Сущности
Пять принципов Ниямы: саморегуляция, то, куда следует направлять энергию
1. Шаоча – чистота сознания и тела
Чистота необходима для гармонизации как сознания, так и духа. Грязь на материальном уровне притягивает отрицательную энергию, но нечистое сознание еще страшнее. Чистота помыслов же позволяет развить удивительную невинность, свойственную умиротворенному сердцу. Совершенство в шаоче позволяет стать безразличным ко всему, что касается тела.
2. Сантоша – спокойствие и удовлетворенность, принятие всего таким, как есть
Удовлетворенность – великая добродетель, однако это не значит, что нужно стать безразличным ко всему и ленивым. Совершенство в сантоше дает высшую степень блаженства.
3. Тапас – самоограничение и постоянная упорная практика
Это настрой на прием энергии и направления ее на самосовершенствование вместо ее растрачивания. Это – контроль своего невежества и желаний Эго. При совершенстве в тапасе приходят различные магические силы.
4. Свадхья – изучение священных писаний, интроспекция и самоизучение
Интроспекция, развитие ясности и объективности позволяет нам увидеть Бога в себе и в каждом. Практика свадхьи – одна из важнейших на пути духовного развития, и без нее продвижение на пути почти неосуществимо. Совершенство в ней позволяет увидеть тот аспект Бога, на который направлено сознание ищущего.
5. Ишвара Пранидхана – преданность Всевышнему
Преданность означает перенаправление своей любви от объектов материального мира к Богу и посвящение всех своих трудов ему, что является необходимым качеством на пути духовной эволюции. При сильной преданности можно достигнуть цели без каких-либо иных практик, как это происходило со святыми от христианства. Безупречность в преданности позволяет достичь Самадхи — божественного блаженства.
В
ВАДЖРА – эмблема и магический скипетр богов Индры и Шивы
ВАДЖРАЯНА – ответвление буддизма, испытавшего на себе сильное влияние тантризма
ВАДЖРОЛИ-МУДРА – одна из йогических мудр для управления сексуальной энергией
ВАЙКУНТХА – небо, место пребывания Вишну
ВАЙРАГИЯ – отрешенность от мирских желаний, ностальгия; вторая точка Джняна Йоги
ВАЙШЬЯ – представитель касты земледельцев и торговцев; символично тело
ВАСАНА – скрытые мысли или желания
ВЕДЫ – древнейшее собрание индийских священных текстов
ВЕДАНТА – вершина Вед, одна из шести систем индийской философии
АДВАЙТА ВЕДАНТА – доктрина недуализма, учение о всеобщем единстве
ДВАЙТА ВЕДАНТА – дуалистическое учение
ВИВЕКА – способность различать истинное от ложного, действительное от недействительного, существующее от несуществующего, настоящее от ненастоящего, неэгоистичное от неэгоистичного, полезное от бесполезного; первая точка Джняны Йоги
ВИГЬЯНА – наука, ученость
ВИГЬЯНМАЙЯ КОША – оболочка интеллекта
ВИДЕХМУКТА – “освобожденный с телом”, окончательно освобожденный
ВИДЬЯ – знание, наука
БРАХМАВИДЬЯ – знание об абсолютной истине
ВИКАЛПА – отказ от намерений или решений
ВИКШЕПА – смятение при концентрации, рассеянность, распыленность ума
ВИПАРИТАКАРАНИ – перевернутая система, обозначение перевернутых асан
ВИШНУ – член божественной троицы, владыка и защитник универсума
ВИШНУ МАНТРА – Мантра, посвященная Вишну
ВИШНУДДХИ ЧАКРА – центр в горле
ВРИТТИ – волна, вращение
ЧИТТА ВРИТТИ – волна мысли
Уроки йоги для начинающих
Самое лучшее для начинающих – это как можно больше смотреть различные видео материалы в Интернете. Это позволит вам быстро понять, что и узнать про существование разных направлений йоги, огромного количество учителей и Мастеров йоги.
Вы сможете не выходя из своей комнаты узнать много интересного и важного про направления медитации и йоги. Дальше важно начать посещать семинары и занятия
Обучающие видео могут помочь вам, однако реально изучать йогу можно только в непосредственном общее и Мастером. Правила занятия йогой для новичков, это прежде всего быть открытым к новой информации.
Как работает йога
В физическом аспекте йога способствует улучшению гибкости, осанки, повышению силы и выносливости. Польза йоги для организма неоспорима: выведение токсинов из лимфоузлов, снижение уровня гормона стресса, поддержание иммунной системы в состоянии, способном противостоять инфекциям. Йога помогает нормализовать кровяное давление, облегчить процессы протекания различных хронических заболеваний.
Но главной целью йоги всё-таки является обуздание ума. Поскольку мы находимся во власти как у ума, так и у чувств, то нам следует научиться брать под контроль и то, и другое. И в этом как нельзя лучше нам может помочь йога.
Мы дисциплинируем своё физическое тело практикой Асан, которые позволяют нам научиться контролировать его, уметь ослаблять напряжение, устранять мышечные блоки и зажимы. Благодаря практике Пранаямы мы берём под контроль потоки жизненной энергии (праны). Практика Пратьяхары помогает обуздать наши чувства, абстрагироваться от своих привычных эмоциональных реакций и научиться наблюдать их со стороны. Эти практики готовят наш ум к концентрации, сосредоточению — Дхарана. Следующая ступень — медитация, или созерцание — Дхьяна, практика погружения в объект наблюдения и концентрации, позволяющая нам выйти за пределы самости (Эго). Все вышеперечисленные ступени ведут нас к конечной стадии йоги — Самадхи, когда мы выходим за пределы двойственного восприятия мира. В результате наше сознание озаряет свет мудрости.
Йога как практика беЗпристрастного наблюдения ведёт нас к постижению единства бытия. Йога дарует нам умиротворение, спокойствие, внимательность, учит нас пребывать в текущем моменте «здесь и сейчас». Йога привносит в нашу жизнь гармонию и осознанность. Благодаря йоге мы обретаем не только крепкое здоровье, ясный, чистый ум, и эмоциональное равновесие, она избавляет нас от омрачений и невежества, уводит от страданий и боли, ведь мы на глубинном уровне начинаем открывать для себя, как изумительно мудро устроена наша жизнь, где всё сотворено по божественному замыслу во благо всех живых существ.
Ш
ШАКТИ – сила, энергия. супруга Шивы
БРАХМА ШАКТИ 1 – сила творения
БРАХМА ШАКТИ 2 – божественная сила, Брахман
ВИШНУ ШАКТИ – сила поддержания
ШИВА ШАКТИ – сила освобождения
ИЧЧХА ШАКТИ – сила любви или желания
КРИВА ШАКТИ – сила активности, способность к действию, сила Крии
САНКАЛПА ШАКТИ – сила решений и желаний
МАНТРА ШАКТИ – сила Мантры
ПРАКРТИ ШАКТИ – сила творения
МУЛ ШАКТИ – объединенное название для двух основных Шакти, Пракрти Шакти и Брахма Шакти
ШАНТИ – мир, покой
ШАТ САМПАТТИ – “шесть благ”, третья точка Джняна Йоги
САМ – контроль чувств
ДАМ – контроль ума, самоконтроль
УПАРАТИ – непривязанность, выход за пределы вещей, беспристрастность
ТИТИКША – выдержанность, отважность
САМАДХАН – постоянное сознание о цели
ШАТКАРМА – шесть йоговских упражнений для очищения тела
ШРАДДХА – поверение, вера
ШИВА – член божественное троицы, аспект уничтожения (негативного) и освобождения, чистое сознание, абсолютное добро, создатель Йоги, сила наивысшего сознания. самый мужественный, дерзкий и агресивный бог индуистского пантеона
ШИВОХАМ – “я сам Шива” – Мантра
ШРАДДХА – поверение, само обуздание; вера в путь, в Учителя, в себя
ШРИ-ЯНТРА – самая важная и сложная из тантрических янтр
Значение и этимология термина «раджа-йога»
Само по себе название «раджа-йога» переводится с санскрита, как «царская йога». Почему так? Практика раджа-йоги делает основной упор на работу с умом, чтобы (в идеале) привести его в спокойное и уравновешенное состояние истинной спонтанности, называемое «нирбиджа», которое, в свою очередь, является для йогина последней, отправной точкой перед достижением освобождения (мокши, нирваны). А ум человека мудрецы древности однозначно рассматривали, как своеобразного «царя» всей его психофизической деятельности. Таким образом, мы получаем, что раджа-йога – это йога ума. Существует и параллельное толкование, которое, впрочем, сводится к тому же: раджа-йога – истинная йога, практика подлинных «царей духа», коренным образом отличающаяся от чисто физических тренировок, гимнастических трюков и факирства.
Кстати сказать, впервые этот термин встречается в XIV веке, в классическом трактате «Хатха-йога-прадипика», где он был введен для установления размежеваний между классической йогой Свами Патанджали и практикой йоги многочисленных апокрифических школ, не заслуживающих ни малейшего доверия. Наблюдательный читатель может подметить, что с тех пор мало что изменилось, и ловкие дельцы сплошь и рядом всё так же пытаются попотчевать нас «контрафактной йогой» сомнительного происхождения и, уж тем более, сомнительной полезности. Так что, наш главный совет начинающим: перед началом занятий вы непременно должны поинтересоваться, какую именно йогу, какой школы и в какой традиции вам собираются преподавать. Не стесняйтесь выглядеть профаном, задавайте вопросы – в конце концов, это ваше право.
Раджа-йога и аштанга-йога. Заблуждение о «полной тождественности»
Современное учение классической йоги целиком базируется на «Йога-сутрах» Свами Патанджали. Согласно этому каноническому труду, практика йоги делится на восемь этапов (или восемь ступеней), откуда и происходит название – аштанга-йога, которое дословно переводится, как «восьмиступенчатая йога». Об этом (подробно и достаточно обстоятельно) мы уже писали в одной из предыдущих статей этого цикла. Там же отмечалось, что первые четыре ступени (яма, нияма, асана и пранаяма) составляют суть того, что мы привыкли именовать «хатха-йога»; и только следующие четыре, «высшие» ступени (пратьяхара, дхарана, дхиана и самадхи) относятся к собственно раджа-йоге. Таким образом, расхожее утверждение о полной (синонимической) тождественности терминов «раджа-йога» и «аштанга-йога» является не вполне корректным: раджа-йога представляет собою лишь четыре последние ступени из восьми, составляющих аштанга-йогу, т.е. является её составной частью, духовным итогом и венцом йогической практики.
Практика раджа-йоги
Основной упор в практике раджа-йоги делается на управление умом посредством медитации, что не исключает также выполнения асан и пранаям. Так, поэтапно, через разотождествление мысли и её объектов (пратьяхара), правильное сосредоточение (дхарана) и медитацию (дхиана) практикующий йогин постигает самадхи, освобождается от иллюзии и обретает истинное видение, т.е. получает искомое «окончательное освобождение» – мокшу, нирвану.
Стоит особо отметить, что к отличительным чертам раджа-йоги можно также отнести и одновременную (!) практику йогином сразу трёх высших ступеней, называемую самьяма.
Важно: раджа-йога и вопросы религии
Осознанная практика раджа-йоги подразумевает под собой безусловное принятие на веру не просто множества диковинных для западного человека постулатов и концепций, но и целостной парадигмы, присущей ортодоксальной философии индуизма. Поэтому, если вы считаете себя искренне верующим христианином, мусульманином, иудеем и проч., вам следует ограничиться первыми четырьмя ступенями, т.е., практикой хатха-йоги и не углубляться в духовные, мистические, религиозные и мировоззренческие аспекты йоги (раджа-йогу).
Но какой бы из вариантов практики вы ни выбрали для себя, знайте: йога безусловно пойдёт вам на пользу, поможет вам почувствовать себя здоровее, моложе, гармоничнее, расширит ваш ареал осознанных возможностей, а значит – и границы вашего сознания…Этого мы и хотим пожелать вам, друзья!
Виды йоги
Йога делится на несколько видов:
Аштанга-йога – это восьмиступенчатая йога (от санскритского ашта – восемь, анга – часть, ступень), описанная мудрецом Патанджали в «Йога-сутрах». Он детально описывает препятствия, которые лежат на пути к главной цели йоги – самадхи, затем последовательно разбирает, какими средствами и способами их можно преодолеть и познать себя. Фактически Патанджали говорит об освобождении (мукти) души от материальных недостатков. Ишвару, или Бога, он называет первоучителем, при обращении к которому йогин становится способным преодолеть препятствия и достичь высшей цели. В средние века аштанга-йогу разделили на два поэтапных процесса. Первый – хатха-йога с начальными четырьмя ступенями (яма, нияма, асана, пранаяма). Второй процесс – раджа-йога, состоящая из последующих четырех шагов (пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи).
Хатха-йога означает силу, направленное усилие, дисциплинирование ума и тела. Существует мнение, что на самом деле это другое название аштанга-йоги, которое стал использовать в XV веке Свами Сватмарама, автор средневекового трактата «Хатха-йога-прадипика».
Другое происхождение этого слова определяется как состоящее из двух слов: ха – «солнце», тха – «луна». Это символ единства противоположных начал: плюса и минуса, женского и мужского или, если выражаться терминами буддийской философии, это соединение двух концептуальных энергий Янь и Инь. Поэтому в асанах (позах) есть активность и пассивность, а в пранаяме (дыхательных упражнениях) – попеременное дыхание через правую и левую ноздрю. Даже сами асаны и пранаяма – это два разных гармонизирующих подхода, поэтому хатха-йога без пранаямы неполноценна.
Хатха-йога подготавливает физическое тело и дает возможность устранить такие свойственные ему препятствия, как болезнь, вялость, рассеянность, лень и прочее. Постепенно, практикуя этот вид йоги, мы приходим к более утонченным техникам раджа-йоги, например дхьяне (медитации), которые уже раскрывают потенцию души. Поэтому хатха-йогу принято считать четырьмя первыми ступенями аштанга-йоги Патанджали.
Джнана-йога, или гьяна-йога (в переводе с санскрита означает «йога знания»), развивает интеллектуальные, логические и аналитические способности, разум и помогает правильно понимать окружающие нас объекты и процессы. Это может быть обычный кусок глины, вселенские формы, психоэмоциональные переживания, душа с ее незыблемыми качествами или все то, на что направлен исследовательский и познавательный процесс. Главная задача этой формы йоги – научиться при помощи мышления понимать свою духовную суть (вечную неизменную природу) и отделить материю и ее производные (временную и изменчивую природу). В целом этот путь йоги расширяет границы познания человека и просветляет его. В конце, полностью осознав свою истинную духовную природу, человек достигает стадии освобождения (мукти):
Н
НАДА – осцилляция, вибрация, звук
НАДИ – каналы, которыми жизненная энергия протекает через тело
ИДА – Нади, которая идет через левую сторону позвоночника, связан с левой ноздрей
ПИНГАЛА – Нади, которая идет через правую сторону позвоночника, связан с правой ноздрей
СУШУМНА – главный Нади в центре позвоночного столба
НАДИ СОДХАНА – техника дыхания для прочищения Нади
НАУЛИ КРИЙА – техника Хатха Йоги, одна из очистительных упражнений Шаткармы
НЕТИ – техника прочищения, питье ноздрями, одна из крий Шаткармы
НИДИДХЬЯСАН – Познание через медитацию
НИРАНЬЯН – “совершенно чистый”, без какой-либо нечистоты
НИРВАНА – полное устранение сансары и прекращение воплощений
НИРВИКАЛПА САМАДХИ – наивысшая степень Самадхи, сознание единства
НИРГУНА – необличенный, свободный от Гун
НИРГУНА БХАКТИ – см. Бхакти
НИРГУНА МЕДИТАЦИЯ – медитация на Абсолютное, без облика и видений
НИРГУНА МАНТРА – божественная Мантра, ведущая к Освобождению
НИРОДХА – смирение
НИТЬЯ – вечное, непреходящее
НИЯМА – внутренний принцип
Дживамукти-йога
Метод, основанный Дэвидом Лайфом и Шэрон Гэннон в 1984 году в Нью-Йорке, многое взял от виньясы и аштанги. Каждое занятие дживамукти-йогой имеет определенную тему с отсылкой к индийским философским текстам, которые уверяют, что путь к просветлению достигается через сострадание ко всем живым существам. Песнопения, медитации, дыхательные практики и чтения священных текстов — ключевые составляющие дживамукти, и относиться к ним принято не менее серьезно, чем к выполнению асан. Считается, что это направление йоги позволяет достичь гармонии и тела, и сознания, и души.
Фото: Данил Головкин. Стиль: Ольга Дунина; Vogue Россия, сентябрь 2016
Poppy Roy/vogue.co.uk
Подпишитесь и станьте на шаг ближе к профессионалам мира моды.
Кундалини-йога
«Это очень динамичные занятия, — рассказывает сертифицированный инструктор по кундалини-йоге Кэролайн Коуан, проводящая мастер-классы и воркшопы в Великобритании. — Они включают в себя много песнопений, работу с дыханием и упражнения на осознанность. В начале каждого урока преподаватель задает определенную тему, которая красной нитью проходит через все асаны, дыхательные практики и медитации».
«Я вижу главное достоинство кундалини в том, что она помогает обрести уверенность и подружиться с другими людьми. На моих занятиях можно встретить людей любой комплекции, пола и профессии: ко мне приходят мужчины и женщины от 10 до 85 лет, одетые так, как им комфортно, будь то облегающие легинсы или свободный спортивный костюм. Проблема восприятия тела в современном обществе по-прежнему стоит довольно остро, но мой опыт показывает, что на самом деле наша внешность не имеет никакого значения».
View on Instagram
Йога – это путь развития личности.
Ее определяют термином даршан, который буквально означает «видение и понимание мира, философия жизни, мировоззрение». В древней арийской цивилизации существовало шесть главных научно-философских учений (шад даршан), опиравшихся на Веды. Йога, представляющая одну из этих шести ортодоксальных школ ведического знания, остается живой традицией и в наши дни.
Это очень многогранная система, состоящая из разных направлений и техник, которые, в свою очередь, представляются большим количеством школ. С древности некоторые направления йоги готовили практикующего к следующим, более высоким ступеням. Это говорит о том, что внутри самого учения (даршан) существует идея единства и прогрессивного развития человека.
Опираясь на фундаментальную философию, йога с удивительной точностью объясняет психологию и глубинные потребности личности. Вместе с этим она может быть достаточно адаптивной для прагматичных людей, не углубляющихся в тонкости философии, например, упражнения йоги помогают улучшить здоровье. Но главная цель йоги – освободиться от всех страданий и установить связь с Абсолютной Истиной, или Богом. Из-за пренебрежения этой целью возникло множество трактовок йоги, и некоторые направления отошли слишком далеко от истоков.
Само слово йога образовано от глагольного корня «йудж», или «йодж». Популярный перевод означает «связь», «соединение»
Другие значения и определения – «скреплять», «сцеплять», «направлять», «сосредоточивать внимание», «применять», «обуздывать», «соединять», «гармонизировать» и тому подобное – лишь дополняют и обогащают смысл этого слова. В более обобщенном смысле йогу определяют как союз, единство тела, ума и души
Исходя из ее целей и постулатов классических писаний, более точное определение йоги – это связь с Абсолютной Истиной, полная концентрация на Высшем Источнике всего сущего (Боге). Мудрец Патанджали определил йогу как «прекращение колебаний ума или сознания». С его точки зрения, ум – это то, что в наибольшей степени препятствует достижению самадхи, сосредоточения на познании Высшей Личности Бога.
В зависимости от школы, в которой практикуют ту или иную форму йоги, ее главная цель может иметь разные оттенки. Например, достижение мокши (освобождения) – это только один из важных элементов, которые могут быть достигнуты йогом. Мокша (или его синоним мукти) переводится как «полное высвобождение из круговорота рождений и смертей» (самсары). Сначала йог желает избавиться от страданий (болезней, проблем и так далее), но в дальнейшем начинает стремиться к чему-то большему, желая обрести благость и радость жизни. Кульминацией этого процесса, или совершенствования, должна стать финальная ступень – према (чистая, трансцендентная любовь к Богу). Понимание любви в йоге во многом созвучно библейскому тексту: