Что такое интегральная йога, и какие практики предлагает ее создатель Шри Ауробиндо?

Как интегральная йога исцеляет душу

Данное направление основано не только на комплексе асан. Оно воздействует и на физическое тело, и на духовное. Многие ученые придерживаются версии о том, что человек способен самостоятельно наносить себе вред с помощью психосоматики. Есть версия о существовании психосоматических заболеваний, которые мы приобретаем с годами самостоятельно.

Занимаясь интегральной йогой, человек исцеляет свою душу и улучшает состояние своего физического тела

Важно помнить, что это направление создано для излечения и улучшение качества души человека, а физическое тело идет как приложение к ней

Интегральная йога для души полезна следующим:

  • улучшает эмоциональное состояние человека;
  • приближает его к божественному началу;
  • улучшает повседневную жизнь;
  • увеличивает устойчивость нервной системы;
  • учит человека радоваться простым вещам и не обращать внимания на мелкие неприятности;
  • позволяет научиться разбираться в собственном я, обретая гармонию и баланс.

Таким образом, интегральная йога комплексно воздействует на человека, обогащая его внутренний мир и успокаивая разум.

Польза практики для эмоционального здоровья

Если целенаправленно практиковать этот вид йоги, со временем можно заметить изменения: повышение уровня чувствительности, приток энергии на духовном и физическом уровнях. Изучив эту науку и правильно практикуя, человек способен ликвидировать заболевания с помощью контроля над своей жизненной энергией.

Уроки йоги в таком случае становятся не просто увлечением, а плацдармом для построения нового себя. Интегральная йога имеет главную задачу — преобразовать человеческое сознание в божественное. Чтобы это произошло, необходима самоотдача и полное перевоплощение тела и психики. Ведь не каждый человек может наполнить себя Божественным духом, силой, знаниями.

Биографическая справка

Шри Ауробиндо – выдающийся мыслитель, общественный и политический деятель, поэт-провидец, йогин – родился в Калькутте 15 августа 1872 г. в семье доктора Гхоша, происходившего из знатного рода воинов-кшатриев. С семилетнего возраста обучался в Англии – сначала в школе Св. Павла в Лондоне, а затем в Королевском колледже в Кембридже, специализируясь в изучении классической и современной западной литературы. С ранних лет он проявил выдающиеся способности в латыни и греческом, а также в стихосложении.

В 1893 г. в возрасте 21 года Шри Ауробиндо возвращается в Индию. В течение последующих 13 лет он занимает различные посты в администрации города Бароды, преподает английскую и французскую литературу в местном университете, а в 1906 г. переезжает в Калькутту, где становится ректором Национального колледжа. Кроме того, в эти годы он включается в активную политическую борьбу за независимость Индии. Издававшийся им журнал «Банде Матарам» стал могучим голосом освободительного движения, впервые выдвинув идеал полной независимости страны, а также сформулировав конкретные методы его достижения. Одновременно он продолжает свое поэтическое творчество, а также погружается в изучение культурного и духовного наследия Индии, овладевает санскритом и другими ее языками и начинает постигать ее древние священные писания. Осознав подлинное могущество и ценность духовных открытий, давших жизнь всей ее богатейшей многовековой культуре, он в 1904 г. решает ступить на путь йоги, стремясь использовать духовную силу для освобождения своей родины.

В 1908 г. Шри Ауробиндо был арестован по подозрению в организации покушения на одного из чиновников британского колониального правительства и оказался в тюрьме по обвинению, грозившему ему смертной казнью, однако по окончании следствия, длившегося целый год, был полностью оправдан и освобожден.

Этот год стал для него «университетом йоги»: он достиг фундаментальных духовных реализаций и осознал, что его цель не ограничивается освобождением Индии от иноземного господства, но состоит в революционном преобразовании всей природы мироздания, в победе над неведением, ложью, страданием и смертью.

В 1910 г., повинуясь внутреннему голосу, он оставляет «внешнюю» революционную работу и удаляется в Пондичери, французскую колонию на юге Индии, чтобы продолжить интенсивные занятия йогой. На собственном опыте реализовав высшие духовные достижения прошлого, Шри Ауробиндо смог превзойти их и осознал, что окончательной и закономерной целью духовных поисков является полная трансформация человека, вплоть до физического уровня, и воплощение на земле «жизни божественной». Достижению этой цели он и посвятил себя, разработав для этого свою Интегральную Йогу.

С 1914 по 1921 г. он издает ежемесячное философское обозрение «Арья», где публикует свои главные труды, в которых подробно рассматривает основные сферы человеческого бытия в свете высшего Знания, обретенного в результате практики йоги, раскрывает истинный смысл древних писаний – Вед, Упанишад, Бхагавадгиты, значение и роль индийской культуры, исследует проблемы развития общества, эволюцию поэзии и поэтического творчества.

Шри Ауробиндо оставил физическое тело 5 декабря 1950 г. Его литературное наследие насчитывает 35 томов, среди которых мировоззренческие труды, обширная переписка с учениками, множество стихов, пьес и грандиозная эпическая поэма «Савитри», которую он создавал в течение последних тридцати пяти лет жизни и которая явилась действенным воплощением его многогранного духовного опыта.

В центре уникального мировоззрения Шри Ауробиндо – утверждение о том, что мировая эволюция есть постепенное самопроявление, самообнаружение Божества, скрыто пребывающего в Природе в результате предшествующей инволюции. Поэтапно восходя от камня к растению, от растения к животному и от животного к человеку, эволюция не останавливается на человеке, но, реализуя свою внутреннюю истину, тайную Божественность, устремляется дальше, к созданию более совершенного, «божественного» вида, который будет превосходить человека в гораздо большей мере, чем тот превосходит животное. Человек – лишь переходное ментальное существо, чье призвание – достичь более высокого, «супраментального», уровня сознания, Сознания-Истины, и низвести его в мир, преобразив все свое существо и всю жизнь в непосредственное выражение Истины.

Всю свою жизнь Шри Ауробиндо посвятил утверждению в нашем мире этого супраментального сознания, реализация которого должна привести к созданию на земле мира истины, гармонии и справедливости, предвещенного пророками всех времен и народов.

Шри Ауробиндо, Пондичери, 1950 г.

Автор и последователи

Интегральная йога была разработана, полностью изучена и представлена миру выдающимся индийским философом и духовным гуру Шри Ауробиндо, первое имя которого – Ауробиндо Гхош. Очень быстро стало появляться много адептов его учения и вскоре он открыл для них ашрам. В 1943 году на базе ашрама открылась также школа, позже ставшая Международным центром образования.

Его ученицей, союзницей и последовательницей стала Мирра Альфасса, которой он дал духовное имя – Мать. После ухода учителя она продолжила переданное ей попечительство над ашрамом. В 1968 году она основала на юге Индии международный город Ауровиль, в самом центре которого был возведен знаменитый храм Матримандир. Его внутренний зал полностью воспроизводит повторяющиеся видения Матери во время медитаций.

На протяжении девятнадцати лет с Матерью тесное духовное общение поддерживал ее ученик – Сатпрем. До того, как она дала ему это имя, его звали Бернар Анженже. У Сатпрема было глубокое понимание идей Шри Ауробиндо и Матери, он сильно продвинулся в этом направлении и написал множество книг, помогающих современному неофиту понять суть этих идей.

Предисловие

«Синтез Йоги» – главное, фундаментальное произведение Шри Ауробиндо, посвященное йоге. Оно состоит из четырех частей; в первых трех частях книги с позиций Интегральной Йоги рассматриваются основные пути традиционной индийской йоги: Карма-йоги (Йоги действий), Джняна-йоги (Йоги знания) и Бхакти-йоги (Йоги преданности); в четвертой части излагаются основы Йоги Самосовершенствования, предложенной Шри Ауробиндо. По словам самого Шри Ауробиндо:

«Синтез Йоги» впервые начал издаваться в ежемесячном журнале «Арья», который выходил с августа 1914-го по январь 1921 г. Когда выпуск «Арьи» был прекращен, работа осталась незаконченной, и Шри Ауробиндо никогда не предпринимал попыток ее завершить. Тем не менее он частично отредактировал введение, существенно исправил первую часть «Йога божественных трудов» и внес значительные исправления в некоторые главы второй части «Йога интегрального Знания». Первую публикацию «Синтеза» в «Арье» и его незавершенную вторую редакцию разделяют более тридцати лет. В результате есть некоторые различия в терминологии между отредактированной и неотредактированной частями книги.

В 1948 г. главы, составлявшие «Йогу божественных трудов», были опубликованы отдельным изданием Библиотекой Шри Ауробиндо (Мадрас). Никакая другая часть «Синтеза» при жизни Шри Ауробиндо не издавалась самостоятельной книгой. В 1955 г. Международным университетским центром имени Шри Ауробиндо (Пондичери) «Синтез Йоги» был впервые опубликован в наиболее полном виде. Содержание этой книги, в которую вошли введение и четыре части, с незначительными изменениями использовалось для всех последующих публикаций.

В данном томе мы представляем вниманию читателей введение и первую вторую и третью части книги: «Йога божественных трудов», «Йога Интегрального Знания» и «Йога Божественной Любви».

Философия интегральной йоги

Интегральная йога подразумевает не только выполнение специальных асан и упражнений для физического тела человека, она также представляет собой систему ценностей, верований и философских писаний и знаний.

Основной целью данного направления является приобщение человека к оздоровительным техникам, очищающим и улучшающим состояние души и тела. Философия йоги шаткарма заключается и в следующем:

  • единение физического и духовного тела;
  • освобождение от лишних тревог и нужд;
  • избавление мыслей человека и очищение их с помощью отказа от материальной действительности;
  • раскрытие собственного я;
  • гармонизация себя;
  • вера в успех каждого человека, его ценность как личности.

В данном направлении крайне важно осознавать, что материальный мир — ни что иное, как земные блага, которые не имеют для человека никакого значения. Все, что важное — это душа и разум

Физическое тело не нуждается во многом. Все, что мы можем получить и уже имеем — имеет ценность только здесь и сейчас. Для нашей души это не несет никакой пользы.

Оздоровление организма происходит только благодаря избавлению от мыслей о материальных благах, об удовлетворении своих низменных потребностей.

С помощью такого подхода возможно избавление от многих болезней, грязных помыслов, душевных скитаний, а также общее развитие человека как гармоничной единой личности.

2 метода интегральной йоги

В понятии интегральная йога существует два основных метода. Они являются основополагающими для всей практики и используются, неразрывно друг от друга. Они неделимы между собой и имеют общую ценность для всей практики лишь в комплексе друг с другом.

Первый метод — экстравертированный. Он заключается в том, что человек познает в течение всего дня или своей жизни в череде повседневных забот. Это личные встречи, общение, питание, познание окружающего мира с помощью каких-либо обыденных знаков и привычных ему действий.

Второй метод — интравертированный. То есть то, что человек имеет внутри себя. Это череда специфических упражнений, которые могут подарить человеку глубину познания собственного я, улучшения своего благополучия, принятие себя и окружающего мира. В результате данного метода человек обретает гармонию и спокойствие, становится цельной личностью, не нуждающейся в подтверждении своих прелестей.

Считается, что процесс роста духовного тела не прекращается, если человек стремится развивать свои способности. Но если он думает лишь о собственном благе и материальном благополучии, то его душа замыкается и прекращает расти над собой.

Он же и стал основоположником данного вида практики.

Родился он в 1872 году и за свои годы жизни (прожил 78 лет) внес большой вклад в развитие истории страны и в целом в направление интегральной йоги. Он создал концепцию так называемой «интегрально веданты», которая является смесью европейских и индийских мыслей и традиций.

Основой своего мировоззрения и самой концепции Шри Ауробиндо считал принцип, с помощью которого человек сумел бы искоренить все разнообразие мира в его качественном проявлении. Само направление имеет собой взаимосвязь Материи и Духа, при том, что не происходит полного отрицания того или иного объекта.

Предисловие

«Письма о Йоге» составлены на основе переписки Шри Ауробиндо со своими учениками. Эта книга занимает ведущее место в литературном наследии Шри Ауробиндо, являясь по сути практическим руководством к Интегральной Йоге.

После 1926 г. духовная работа потребовала от Шри Ауробиндо ухода от внешней деятельности, поэтому встречи с посетителями и непосредственное общение с учениками были практически полностью им прекращены. Тем не менее он продолжал вести и направлять своих учеников не только силой своего духовного влияния, но и с помощью переписки с ними. Ученики посылали ему свои письма и дневники, в которых подробно описывали все, что касалось их духовной практики: свои йогические опыты, переживания, препятствия, трудности и т. д., просили о помощи в преодолении тех или иных трудностей, спрашивали совета в самых разных обстоятельствах внутренней и внешней жизни, задавали вопросы, затрагивающие все аспекты человеческого бытия. Поэтому «Письма о Йоге», насчитывающие в оригинале более 1700 страниц, являются чрезвычайно ценным руководством для тех, в ком есть стремление к духовной жизни, к познанию Истины, к единству с Божественным, к духовному преобразованию своего существа и жизни.

В своих письмах Шри Ауробиндо широко использует санскритские термины, смысл которых был, очевидно, хорошо известен его ученикам, поэтому Шри Ауробиндо, как правило, их не поясняет. Основная часть этих терминов объясняется в Глоссарии, который прилагается в конце книги, но иногда, для удобства читателя, перевод их на русский язык дается в сноске или в тексте самого письма, и в этом случае санскритский термин приводится в скобках.

Шри Ауробиндо, Пондичери, 1915—1918 г.

Позы йоги и медитация для достижения Божественного

Интегральная йога основывается на известных асанах, заимствованных из других направлений. Вы можете практиковать любые позы йоги. Но суть этой практики в медитации. А медитация заключается в том, чтобы объединить в себе человеческое начало и всевышнюю причину своего существования. Несколько раз в день «отключайтесь» от внешнего мира, полностью погружаясь в себя.

Интегральная йога гласит: главное — не сопротивляться и войти в контакт с Божественным

Заострите свое внимание на другой реальности и живите этим.. Подойдут любые позы йоги

Примите удобное положение и представьте, что внутри вас находится пространство, которое не поддается учету времени, у него нет чувств, эмоций. Сконцентрируйте мысленный взгляд в эту область, сосредоточьтесь на ней. Это будет ваше освобождение.

Подойдут любые позы йоги. Примите удобное положение и представьте, что внутри вас находится пространство, которое не поддается учету времени, у него нет чувств, эмоций. Сконцентрируйте мысленный взгляд в эту область, сосредоточьтесь на ней. Это будет ваше освобождение.

Почувствуйте, как глубоко вы смотрите. Для этого сделайте усилие, остановите все ваши мысли. В сознании отделите себя от человеческого, посмотрите со стороны, изучите. Теперь остановить мысли гораздо легче. Повторяйте: «У меня нет мыслей». Эту медитацию можно практиковать на протяжении нескольких дней. Тогда получится быстрее убить все ненужные мысли.

Теперь, когда ваше сознание стало чистым и ясным, на волю вырвется что-то большее. Это будет как прорыв в сознании. У некоторых это чрезмерный покой, который уже ничем не разрушишь. Иногда это яркий свет, указывающий внутреннюю дорогу. Практика помогает найти новый путь к своей природе, стать скалой, солнцем, полной противоположностью тому, кем были ранее.

Благодаря регулярным занятиям происходит полная трансформация человека на каждом из его уровней. Интегральная йога помогает снять ограниченность, которая выступает как барьер на пути к вселенскому покою. Тело человека становится вместилищем божественного, оно является инструментарием Бога.

Суть практики

Сразу скажу, что в самом названии интегральной йоги заложено ее определение. Многие из вас уже успели узнать, что в большинстве своем поиск Высшей Истины подразумевает отстранение от физической природы человека и стремление развить духовную ее часть. Безусловно, это действенные методы и нельзя их отрицать.

Но уважаемый Шри Ауробиндо посмотрел на это иначе и интегрировал в своем подходе одновременное развитие обеих этих человеческих форм – Духа и Материи. Он говорил о том, что наше физическое тело так же реально, как и наша душа, а значит нужно уделять ему не меньше внимания.

Поэтому целью его практики стало привнесение Божественного Света во все формы его существования. Для этого необходимо следовать определенной садхане, которая при условии беспрерывной и искренней работы над собой позволит без преград проникать этому Свету во все формы Бытия.

Интересно то, что проникновение того света, о котором идет речь, ощущается практикующим на физическом уровне, тем самым давая понять, что человек движется в правильном направлении.

Возможно вам покажется, что такого сложно достичь, но это только на первый взгляд. Дальше постараюсь объяснить еще проще.

Интегральная йога: нюансы, тонкости правила

Как и любой другой вид практики, интегральная йога имеет свои нюансы. Она воздействует на многие аспекты жизнедеятельности человека. Невозможно иметь влияние на разум, не имея влияния на физическое тело и наоборот. Йога влияет на каждый момент поведения в жизни человека.

Прогресс во время занятий таким видом йоги очень значителен для каждого ее приверженца. Некоторые люди считают, что возможности человеческого организма безграничны настолько, что он даже может овладеть той информацией, которая недоступна для других людей. Так, например, приверженцы интегральной йоги в некоторых случаях утверждают, что у них открывается дар ясновидения или иное проявление своих скрытых способностей.

Для того, чтобы практика несла только положительное воздействие на человека, необходимо знать все ее тонкости. Для того, кто пришел к практике интегральной йоги, становится понятным, что ему обязательно необходимо выполнять некоторые ежедневные обряды и комплексы упражнений, чтобы быть связанным с Вселенной.

При этом возможно, что во время практики у человека будут происходить некоторые трудности и откроются какие-то преграды. Те, кто не способен совладать с информацией в своем разуме, не должны заниматься подобными практиками, поскольку они направлены на глубокое копание в самом себе и могут нанести определенные проблемы человеку.

Однако, после того, как человек переоценит свое поведение и действия, его ждет глубокое очищение и полная гармония.

Особенности

Этот стиль вбирает сущность и многие процессы традиционных направлений. Главной отличительной чертой интегральной йоги являются новые цели и способы. Согласно философии Ауробиндо, главный смысл жизни – обращение к божественному, его проявление и преобразование своего разума.

В интегральной йоге отсутствуют процессы очищения и открытия чакр. Нет и поднятия Кундалини путем фиксированного процесса. Здесь чакры раскрываются сами под воздействием нисходящей Силы.

Справка! Основное отличие интегральной йоги от других направлений – опора на религиозную составляющую. Выполнение многих упражнений подразумевает обращение к Всевышнему, и открытие своей души к высшему разуму.

Конечный результат

Материальный мир нельзя считать иллюзией и отвергать его, стремясь к нирване, считал Шри Ауробиндо, и человек, как часть этого мира, важный уровень пути для развития духа. Чтобы изменить и преобразовать мир надо пройти все этапы пути трансформации сознания. Только преодолевший все уровни лестницы и все элементы, осознанно повернется к Божественности, сможет пройти по данной дороге и принести Божественность к людям.

Широкий смысл интегральной йоги состоит в том, что это не является бегством от мира и разрыв связи с материальной сущностью – это поиск гармонии и счастья в жизни, направленный на то, чтобы из всех негативных событий извлечь положительное, уничтожающее двойственность.

Ш. Ауробиндо считает, что йогу нужно использовать чтобы развиваться и действовать. Духовная работа, которая проводится в материальном мире, раскрывает Божественное сознание в материи. Йога Ауробиндо — это не только физические упражнения — это пранаямы, мудры, мантры, бандхи и медитации — целенаправленная и осознанная работа, очищающая энергетику человека. Главной движущей силой являются: любовь, совесть и открытость ума высшему духовному сознанию, что возможно только в спокойном безмятежном состоянии.

В объединенной йоге нет определенных правил, она лишь только указывает направление, в котором следует идти, и предостерегает от трудностей, с которыми придется встретиться на данном пути. На всех этапах жизненного пути интегральная йога помогает стать сознательным существом.

В ходе преобразования психического сознания человек должен открыть в себе внутренний ум, внутреннее витальное и внутреннее физическое (то есть сублиминальные «составляющие» человека), затем человек открывает психическое существо и подчиняет ему ум, жизнь и тело и, все подчиненное психическому существу низшее существо должно быть открыто Духовной истине. Постижение Истины приведет человека к интегральному освобождению. Интегральное освобождение есть мукти (освобождение) и бхукти (наслаждение).

Все практикующие йогины быстро приобретают мистические способности, в этом состоит основная опасность интегральной йоги. Некоторые останавливаются на этом, ведь полученные знания в области оккультных наук, вместе с колдовством и ясновидением могут соблазнить человека пойти по другому пути.

Шри Ауробиндо

Шри Ауробиндо родился 15 августа 1872 года в Калькутте. В возрасте семи лет он был отправлен в Англию для получения образования. С отличием закончив школу св. Павла в Лондоне, а затем королевский колледж в Кембридже, он в 1893 году вернулся в Индию. В последующие четырнадцать лет он работал в княжестве Барода в качестве личного помощника махараджи и преподавателя бародского колледжа и одновременно занимал различные административные должности. В это время он выучил санскрит и бенгали и написал большое количество стихов и литературных рецензий. Также, намереваясь положить конец британскому правлению, он тайно готовил вооружённое восстание.

После разделения Бенгалии в 1905 году Шри Ауробиндо ушёл со всех постов, занимаемых им в Бароде, и уехал в Калькутту, где стал одним из лидеров националистического движения. Будучи редактором газеты «Банде Матарам», он смело высказывался за предоставление Индии полной независимости. Его три раза арестовывали за подстрекательство к мятежу и государственную измену, но всякий раз отпускали за недостаточностью улик.

Шри Ауробиндо начал практиковать йогу в 1905 году

В 1910-м он уехал в Пондичери, намереваясь посвятить один или два года медитации, но вскоре он понял, что должен сосредоточить всё своё внимание на духовной практике, и постепенно отошёл от революционного движения, у истоков которого стоял. Во время своего пребывания в Пондичери, длившегося сорок лет, он создал новую систему духовного развития, названную им «Интегральной Йогой»

В 1926 году с помощью своей духовной соратницы, Матери, он основал ашрам, в котором были созданы условия, позволявшие воплотить его лозунг: «Вся жизнь есть Йога». К наиболее известным произведениям, написанным в Пондичери, относятся «Жизнь Божественная», «Синтез Йоги» и поэма «Савитри».

Шри Ауробиндо оставил своё тело 5 декабря 1950 года.

Садхана

Шри Ауробиндо указывает, что существуют много йогических практик-садхан совершенствующих различные аспекты деятельности человека. Но у всех цель одна – движение к Абсолюту. Хатха йога трансформирует жизнь и тело человека, совершенствует его физическую и ментальную функцию. Ментальную сторону совершенствует Раджа йога, посредством достижения йогического транса (самадхи). Джняна йога помогает человеку самосовершенствоваться, связана с умом человека. Карма йога влияет на деятельную природу человека. Бхакти – обращена к эстетическим силам души.

Главными частями интегральной йоги Шри Ауробиндо считает:

  • Чистую совесть.
  • Правду.
  • Преданность.
  • Уважение.
  • Доброту.
  • Красоту.
  • Дисциплинированность.

Сочетание этих всех подходов позволяет постичь свое настоящее Я как часть Всевышнего.

Интегральная йога является новым путем, она:

  • Действует свободно и рассеяно, но интенсивно и направленно в соответствии с индивидуальными чертами человеческого индивида.
  • Принимает нас такими, какими мы есть, изменяя нашу природу, не отрицает наличие низших форм, появившихся в результате прошлого развития.
  • Вся жизнь – это средство для того, чтобы проявить Божественное в себе.
  • Как результат интегрального освобождения является переживание блаженства (Ананды), представляющего собой совершенную гармонию Знания, Любви и Труда, дающее единение человека со всем миром за пределами всего.

Прорыв от эмпирического сознания к духовному Я и осуществление культурного синтеза часть цели йоги Ауробиндо.

Шри Ауробиндо

Основатель этой структуры появился на свет в Калькутте 15 августа 1872 года. Получил образование в школе Святого Павла и Кингс-колледже при Кембриджском университете. В возрасте двадцати одного года в Бароде он стал личным помощником Махараджи, профессора местного колледжа. А также подрабатывал в различных правительственных департаментах. Здесь он обучился санскриту и написал большое количество стихотворений.

Через пять лет он перестал участвовать в революции и приехал в Пондичерри, чтобы посвятить себя медитациям и внутреннему совершенствованию. Здесь он составил свою авторскую систему духовного развития и назвал ее интегральной йогой.

В 1926 году Ауробиндо совместно с Миррой Альфассой учредили ашрам. За первый год его существования там прошли обучение порядка тридцати учеников. Главной целью жизни в ашраме является преобразование человеческого существа.

В декабре 1943 года начал работать Международный Центр Образования Шри Ауробиндо, который создавался на базе ашрама. Основной задачей центра является развитие совокупного обучения и формирование основных личностных аспектов в человеке:

  • физического;
  • витального;
  • ментального;
  • психического;
  • духовного.

Каждый год порядка 400 учеников проходят обучение в центре.

Эволюция сознания

Важнейшая роль отводится теме сознательного и бессознательного. По мнению неизменного автора методики, в нынешней природе человека очень много бессознательных и даже животных проявлений. Чтобы изменить это, абсолютно необходима эволюция сознания Человека и проникновение сознания в каждую частицу человеческого тела.
Принято считать, что ум человека – это наивысший уровень развития сознания на Земле. Но Шри Ауробиндо полагает, что человеческий ум – это лишь очередная ступень в эволюции сознания, а тело человека со своими желаниями и инстинктами — не что иное, как материя, тормозящая и сбивающая с толку осознавшее само себя сознание.

Для изменения такого положения вещей автор методики советует подготовить себя для трансформации, затем на всех уровнях открыться Божественному источнику и, полностью доверившись, просить его войти в нас. Причём войти не только в наш Дух, но и в материальное тело. Таким образом, одним из главных отличий этой йоги от других является иное направление энергии – не снизу вверх, а сверху вниз.

Восемь ступеней практики — аштанга-йога

Царскую йогу часто связывают с 8 ступенями, по числу предписаний, которые нужно выполнять. В этом списке: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи. Давайте рассмотрим каждый из этих этапов более подробно, выполнять их нужно именно в данной последовательности:

Яма

Эта ступень связана с моральными канонами, которые сохраняют психику от отрицательных эмоций и переживаний, плохих поступков и, как следствие, несчастья. Яма включает в себя пять принципов: ахимса (отказ от насилия по отношению ко всему живому), сатья (отказ от вранья), брахмачарья (воздержание от секса, болтливости и эмоциональности), астея (отказ от воровства), апариграха (самостоятельность, отказ от подарков).

Нияма

По правилам Ниямы, йогу необходимо развивать некоторые добродетели. Основных предписаний также пять: шауча (полное очищения тела, души и разума), сантоша (ценим то, что имеем), тапас (аскетичный образ жизни, дисциплина), свадхьяя (изучение святого письма), ишварапранидхана (почитание Бога).

Асана

Это специальные позы, которые помогают объединить тело и ум при помощи физических нагрузок. Дословно с санскрита «асана» переводится как «удобная и устойчивая поза». На этом этапе йог обретает спокойствие ума и свободу в теле.

Пранаяма

Данный уровень связан с правильным дыханием, а именно специальными упражнениями для его настройки и контроля.

Пратьяхара

Во время пратьяхары йог отвлекается от внешнего мира и собственных чувств. На этом этапе человек становится сильнее в духовном плане, достигается сосредоточение разума и усиление воли.

Из всего разнообразия восточных практик, люди все чаще проявляют интерес к такому направлению как йога. Советуем узнать о таких распространенных практиках йоги, как: бикрам-йога, Айенгара, Атма Крия йога, Мула бандха, Джаландхара бандха, Уддияна бандха, Кундалини, Флай-йога, Бхакти-йога, акройога, йогалатес, крийя-йога, прана-йога и йога-челлендж.

Дхарана

На данном этапе йог учится концентрироваться. В этом и есть смысл практики, в умении сосредоточиться на определенном предмете.

Дхьяна

Предполагает медитативное объединение объекта и субъекта. Только после обретения навыка медитации можно переходить на следующий уровень.

Самадхи

Последняя ступень, после которой начинается йога для профессионалов. Самадхи связана с полным просветлением, освобождением от мрачных мыслей, обретения собственного «я». С этого момента йог посвящает свою жизнь служению людям.

Знаете ли вы? Релаксация в йоге, в том числе и медитация, помогают бороться с заболеваниями сердца, улучшают пищеварение, успокаивают нервы.

Шри Ауробиндо

Основатель этой структуры появился на свет в Калькутте 15 августа 1872 года. Получил образование в школе Святого Павла и Кингс-колледже при Кембриджском университете. В возрасте двадцати одного года в Бароде он стал личным помощником Махараджи, профессора местного колледжа. А также подрабатывал в различных правительственных департаментах. Здесь он обучился санскриту и написал большое количество стихотворений.


В 1905 году он оставил свою должность и вернулся на родину. Там он стал редактором газеты «Банте Матарам». Она значительно повлияла на подготовку к революции, в которой Ауробиндо занял лидерскую позицию. В этот самый период он увлекся занятиями йогой.

Через пять лет он перестал участвовать в революции и приехал в Пондичерри, чтобы посвятить себя медитациям и внутреннему совершенствованию. Здесь он составил свою авторскую систему духовного развития и назвал ее интегральной йогой.

В 1926 году Ауробиндо совместно с Миррой Альфассой учредили ашрам. За первый год его существования там прошли обучение порядка тридцати учеников. Главной целью жизни в ашраме является преобразование человеческого существа.

В декабре 1943 года начал работать Международный Центр Образования Шри Ауробиндо, который создавался на базе ашрама. Основной задачей центра является развитие совокупного обучения и формирование основных личностных аспектов в человеке:

  • физического;
  • витального;
  • ментального;
  • психического;
  • духовного.

Каждый год порядка 400 учеников проходят обучение в центре.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий