Основы интегральной йоги

Что делать, если нельзя заниматься йогой

Наличие функциональных заболеваний не позволяют изучать йогу, так как занятие еще сильнее могут усугубить течение заболевания. К противопоказаниям относятся:

  • артериальная гипертензия с вегетативными кризами;
  • заболевания органов ЖКТ в острой форме;
  • менструация;
  • беременность на поздних сроках;
  • травмы опорно-двигательного аппарата;
  • простудные заболевания с высокой температурой, интоксикацией;
  • злокачественные опухоли на последней стадии;
  • психические расстройства;
  • воспалительные процессы, сопровождающиеся стойким болевым синдромом;
  • новообразования в области позвоночника;
  • плотный прием пищи перед занятием.

Предисловие

«Синтез Йоги» – главное, фундаментальное произведение Шри Ауробиндо, посвященное йоге. Оно состоит из четырех частей; в первых трех частях книги с позиций Интегральной Йоги рассматриваются основные пути традиционной индийской йоги: Карма-йоги (Йоги действий), Джняна-йоги (Йоги знания) и Бхакти-йоги (Йоги преданности); в четвертой части излагаются основы Йоги Самосовершенствования, предложенной Шри Ауробиндо. По словам самого Шри Ауробиндо:

«Синтез Йоги» впервые начал издаваться в ежемесячном журнале «Арья», который выходил с августа 1914-го по январь 1921 г. Когда выпуск «Арьи» был прекращен, работа осталась незаконченной, и Шри Ауробиндо никогда не предпринимал попыток ее завершить. Тем не менее он частично отредактировал введение, существенно исправил первую часть «Йога божественных трудов» и внес значительные исправления в некоторые главы второй части «Йога интегрального Знания». Первую публикацию «Синтеза» в «Арье» и его незавершенную вторую редакцию разделяют более тридцати лет. В результате есть некоторые различия в терминологии между отредактированной и неотредактированной частями книги.

В 1948 г. главы, составлявшие «Йогу божественных трудов», были опубликованы отдельным изданием Библиотекой Шри Ауробиндо (Мадрас). Никакая другая часть «Синтеза» при жизни Шри Ауробиндо не издавалась самостоятельной книгой. В 1955 г. Международным университетским центром имени Шри Ауробиндо (Пондичери) «Синтез Йоги» был впервые опубликован в наиболее полном виде. Содержание этой книги, в которую вошли введение и четыре части, с незначительными изменениями использовалось для всех последующих публикаций.

В данном томе мы представляем вниманию читателей введение и первую вторую и третью части книги: «Йога божественных трудов», «Йога Интегрального Знания» и «Йога Божественной Любви».

Два главных метода интегральной йоги

Йогическую силу можно почувствовать всегда. Она реальна и дает ощутимые результаты. Однако её действие незаметно — оно не похоже на толчок или удар автомобиля, который сбивает с ног и на который физические чувства могут тут же отреагировать. По каким признакам обычный физический разум должен узнавать, что она здесь и что она действует? По результатам её воздействия? Но откуда он может знать, что они связаны именно с йогической, а не с какой-либо иной, силой? Должно произойти одно из двух. Либо разум должен позволить сознанию погрузиться внутрь, осознать внутреннюю реальность, поверить в опыт невидимого и сверхчувственного, и тогда через опыт, через раскрытие новых способностей он осознает эти силы и сможет видеть, отслеживать и использовать их действие — подобно ученому, который использует невидимые силы Природы. Либо он сам должен поверить, занять позицию наблюдателя и раскрыться — и тогда он начнет видеть, каким образом все происходит: он заметит, что Сила нисходит на призыв, а через некоторое время (как результат этого нисхождения) возникает новое состояние, затем все повторяется снова и снова, новые переживания становятся все более чистыми и яркими, они приходят все чаще и сохраняются все дольше, появляется ощущение и осознание действия Силы — пока, наконец, этот опыт не становится повседневным, регулярным, обычным и полным. Таковы два главных метода: один внутренний, действующий изнутри вовне, другой внешний, действующий извне и призывающий внутреннюю силу до тех пор, пока она не проявится во внешнем сознании и не станет для него очевидной. Но ни одним из них нельзя воспользоваться, если придерживаешься позиции экстраверта, если предпочитаешь жить в одной лишь внешней реальности и отказываешься соединить с ней внутреннюю реальность или если физический разум на каждом шагу пускается в пляску сомнения, препятствующую развитию нарождающегося опыта. Даже учёный, занятый новым экспериментом, никогда не смог бы достичь успеха, если бы разрешал своему разуму вести себя подобным образом.
Шри Ауробиндо

Отличия от предшествующих систем

Религиовед В. С. Костюченко выделяет следующие особенности интегральной йоги, отличающие её от предшествующих йогических систем:

  1. Учение Шри Ауробиндо синтезирует различные виды йогической практики (садханы) с целью достижения единения с божественным началом и преобразования человека. При этом, во введении к «Синтезу Йоги» автор утверждает что его объединение практик не является ни беспринципно-эклектическим, ни иерархическим, ни предполагающим использование этих практик независимо друг от друга. В частности, три части упомянутой выше книги, посвящены новому истолкованию и согласованию карма-йоги, джнана-йоги и бхакти-йоги как трёх путей (), выдвинутых в Бхагавадгите, которые Шри Ауробиндо считает взаимпронизывающими (так что йогическое знание, например, неотъемлемо от действий и любви). Раджа-йога и хатха-йога включены в раздел «Йога интегрального знания» (гл. XXVII и XXVIII) и имеют вспомогательное значение.
  2. Помимо синтеза, собственно, йогических методов, в интегральной йоге говорится о синтезе трех типов преобразования человека: психического, духовного и супраментального. При этом последнее не только не отменяет, но и усиливает динамичность совершенствующегося человека (в отличие, например, от статичной «духовной единицы» Рамануджи или статичной-же дживы Мадхвы).
  3. Целью интегральной йоги (как и у тантры) является сочетание мукти (освобождения) и бхукти (наслаждения), меж тем как традиционные йогические системы стремятся достичь исключительно мокши. При это сам Шри Ауробиндо отмечает ряд опасных эксцессов в тантризме так называемой «левой руки» (где допускалось использование методов, связанных с крайним имморализмом) и чрезмерное увлечение оккультизмом в тантристских сектах «правой руки».
  4. В отличие от тех же тантристов, учение Шри Ауробиндо подразумевает преобразование не отдельных индивидов, а человечества, и способствование высшим целям эволюции всего человечества и осуществлению верховного божественного замысла.

Садхана

Шри Ауробиндо указывает, что существуют много йогических практик-садхан совершенствующих различные аспекты деятельности человека. Но у всех цель одна – движение к Абсолюту. Хатха йога трансформирует жизнь и тело человека, совершенствует его физическую и ментальную функцию. Ментальную сторону совершенствует Раджа йога, посредством достижения йогического транса (самадхи). Джняна йога помогает человеку самосовершенствоваться, связана с умом человека. Карма йога влияет на деятельную природу человека. Бхакти – обращена к эстетическим силам души.

Главными частями интегральной йоги Шри Ауробиндо считает:

  • Чистую совесть.
  • Правду.
  • Преданность.
  • Уважение.
  • Доброту.
  • Красоту.
  • Дисциплинированность.

Сочетание этих всех подходов позволяет постичь свое настоящее Я как часть Всевышнего.

Интегральная йога является новым путем, она:

  • Действует свободно и рассеяно, но интенсивно и направленно в соответствии с индивидуальными чертами человеческого индивида.
  • Принимает нас такими, какими мы есть, изменяя нашу природу, не отрицает наличие низших форм, появившихся в результате прошлого развития.
  • Вся жизнь – это средство для того, чтобы проявить Божественное в себе.
  • Как результат интегрального освобождения является переживание блаженства (Ананды), представляющего собой совершенную гармонию Знания, Любви и Труда, дающее единение человека со всем миром за пределами всего.

Прорыв от эмпирического сознания к духовному Я и осуществление культурного синтеза часть цели йоги Ауробиндо.

Преимущества интегральной йоги

Главным преимуществом этого направления является то, что интегральная йога представляет собой калейдоскоп из элементов хатха-йоги и аштанга-виньясы. Это комплексное развитие человека на всех уровнях: физическом, эмоциональном, духовном, умственном.

Чтобы познать секреты этой практики, нужно освоить расслабление. Все асаны необходимо выполнять в абсолютно умиротворенном состоянии, придерживаясь правильного дыхания. Позы йоги очень разнообразны. Каждая направлена на развитие внутренней энергии, совершенствование разума. Человек должен стать подобен Божественному существу.

Прежде всего, позы йоги способствуют гибкости тела, увеличивают силу человека, повышают внутреннюю гармонию и баланс. Уроки йоги научат распознавать сигналы тела и души, улучшат работу сердечной системы, снимут тревожность.

Но следует знать, что интегральная йога уделяет больше внимания не физическим упражнениям, а медитации, самоанализу, молитвам. А это может подходить далеко не всем.

Философия этого учения базируется на преодолении действия материального мира на мысли, чувства человека, его жизнь. Конечная цель практики — достижение Божественной сути на земле. Интегральная йога — это огромная работа по развитию человеческого духа, которая помогает открыть в себе любовь, божественное сознание и радость к жизни.

Философия интегральной йоги

Интегральная йога подразумевает не только выполнение специальных асан и упражнений для физического тела человека, она также представляет собой систему ценностей, верований и философских писаний и знаний.

Основной целью данного направления является приобщение человека к оздоровительным техникам, очищающим и улучшающим состояние души и тела. Философия йоги шаткарма заключается и в следующем:

  • единение физического и духовного тела;
  • освобождение от лишних тревог и нужд;
  • избавление мыслей человека и очищение их с помощью отказа от материальной действительности;
  • раскрытие собственного я;
  • гармонизация себя;
  • вера в успех каждого человека, его ценность как личности.

В данном направлении крайне важно осознавать, что материальный мир — ни что иное, как земные блага, которые не имеют для человека никакого значения. Все, что важное — это душа и разум

Физическое тело не нуждается во многом. Все, что мы можем получить и уже имеем — имеет ценность только здесь и сейчас. Для нашей души это не несет никакой пользы.

Оздоровление организма происходит только благодаря избавлению от мыслей о материальных благах, об удовлетворении своих низменных потребностей.

С помощью такого подхода возможно избавление от многих болезней, грязных помыслов, душевных скитаний, а также общее развитие человека как гармоничной единой личности.

Преимущества интегральной йоги

Основным плюсом данного направления является его влияние на внутренний мир человека, на его развитие и восприятие окружающей действительности. Человек обретает гармонию с самим собой и окружающим миром, становится цельной и уникальной личностью.

Учась улучшать состояние своего физического тела, обретается и гармоничное развитие души

При этом важно ежедневно практиковать направление, чтобы постоянно увеличивать свой потенциал

Мысли и действия практикующего становятся глубокими и продуманными, они имеют значение для всего, чем мы занимаемся. Когда сознание и разум становятся чистыми, сама жизнь становится лучше и гармоничнее.

Приверженцы практики считают, что с помощью интегральной йоги можно достичь совершенства и добиться тесной связи с Божественным началом и Вселенной. Приняв себя и ежедневно улучшая качественные навыки самого себя, можно добиться многих результатов во всех отраслях своей жизни.

Виньяса-флоу йога, что это такое и для чего.

Если вы любитель динамического типа йоги, виньяса-флоу йога — вам действительно понравится. Такой тип занятий особенно интересен тем, кто устал от статической йоги. Данный стиль динамической хатха-йоги набирает сегодня большую популярность. Во время выполнения асан, все движения плавно перетекают одно в другое, при этом синхронизируясь с дыханием. В этой статье мы подробно рассмотрим данный стиль йогических практик, а также рассмотрим чем он отличается от других направлений.

Виньяса-флоу: что это такое?

Данный вид виньяса флоу йоги был известен еще в древности. Сегодняшнее направление это интерпретация древней хатха йоги, с упором на плавность всех движений. Названия любых разновидностей йогических практик имеют значение.

Что такое флоу? В переводе это поток или движение. А виньяса — выполняемое в синхронизации с движением дыхание.

Данная практика очень схожа с. Различием является отсутствие четко закреплённой последовательности асан. Главная задача — сохранение непрерывного потока движения, а также. Асаны в это время выполняются произвольно.

Важный момент йоги флоу — чередование расслабления и напряжения. Это происходит благодаря изменению ритма асан, соответственно, ритм дыхания становится более медленным. Во время перехода к выполнению следующей асаны, следует динамическая связка — виньяса. Данная связка состоит из таких элементов:

  1. чатуранга дандасана;
  2. адха мукха шванасана;
  3. урдхва мукха шванасана.

Такая динамическая последовательность используется для перехода из одной асаны в другую, как например, в комплексе.

Большинство любителей йоги находят стиль виньяса флоу очень практичным. Занятия отлично вписываются в распорядок дня, помогают поддерживать физическое и духовное тело в нужной форме.

Особенности проведения виньяса-флоу йоги

Все виньясы выполняются для того, чтобы очистить организм от ненужных шлаков. Динамическое выполнение практики позволяет усилить потоотделение и кровообращение, из организма постепенно таким образом выходят токсины. Для того чтобы достичь такого эффекта, необходимо придерживаться определённых правил во время выполнения практики.

  • Начинать тягучую йогу надо с небольшой разминки, которая разогреет ваше тело;
  • Во время выполнения последующих асан, внимательно следите за дыханием.
  • Каждое движение выполняется на вдох или выдох, произвольное дыхание недопустимо;
  • В начале занятий не следует выполнять все максимально быстро. В начале освоения асан все движения выполняются неспешно. Со временем скорость необходимо увеличивать и следить за качеством выполнения каждого движения. Главное преимущество данного направления — для занятия необходимо приобрести только коврик.

Виньяса флоу йога для похудения

Одно из преимуществ флоу йоги — присутствие силовой нагрузки. Это со временем помогает сформировать стройную фигуру, скорректировать все недостатки

Чтобы достичь большего эффекта, уделите большое внимание асанам, которые перерабатывают ваши проблемные зоны. Постепенно увеличивая нагрузку, вы достигнете необходимого результата

На просторах интернета вы сможете найти большой комплекс асан, которые можно включить в свою практику

Важно при этом помнить, что йогическая практика — это прежде всего тренировка духовного тела. Во время занятий необходимо сконцентрироваться на очищении своего разума, только такой настрой поможет достичь желаемых результатов

Кому подходит данное направление

Такой тип йогических практик доступен всем. К занятиям спокойно могут приступать новички, а также те, кто не первый год занимается йогой. Различие занятий будет состоять в сложности используемых асан. Перед началом занятий лучше посоветоваться с опытным инструктором, в дальнейшем можно работать используя рекомендации. Также сегодня можно найти множество онлайн курсов, с помощью которых вы сможете постичь древнейший стиль флоу йоги.

Биографическая справка

Шри Ауробиндо – выдающийся мыслитель, общественный и политический деятель, поэт-провидец, йогин – родился в Калькутте 15 августа 1872 г. в семье доктора Гхоша, происходившего из знатного рода воинов-кшатриев. С семилетнего возраста обучался в Англии – сначала в школе Св. Павла в Лондоне, а затем в Королевском колледже в Кембридже, специализируясь в изучении классической и современной западной литературы. С ранних лет он проявил выдающиеся способности в латыни и греческом, а также в стихосложении.

В 1893 г. в возрасте 21 года Шри Ауробиндо возвращается в Индию. В течение последующих 13 лет он занимает различные посты в администрации города Бароды, преподает английскую и французскую литературу в местном университете, а в 1906 г. переезжает в Калькутту, где становится ректором Национального колледжа. Кроме того, в эти годы он включается в активную политическую борьбу за независимость Индии. Издававшийся им журнал «Банде Матарам» стал могучим голосом освободительного движения, впервые выдвинув идеал полной независимости страны, а также сформулировав конкретные методы его достижения. Одновременно он продолжает свое поэтическое творчество, а также погружается в изучение культурного и духовного наследия Индии, овладевает санскритом и другими ее языками и начинает постигать ее древние священные писания. Осознав подлинное могущество и ценность духовных открытий, давших жизнь всей ее богатейшей многовековой культуре, он в 1904 г. решает ступить на путь йоги, стремясь использовать духовную силу для освобождения своей родины.

В 1908 г. Шри Ауробиндо был арестован по подозрению в организации покушения на одного из чиновников британского колониального правительства и оказался в тюрьме по обвинению, грозившему ему смертной казнью, однако по окончании следствия, длившегося целый год, был полностью оправдан и освобожден.

Этот год стал для него «университетом йоги»: он достиг фундаментальных духовных реализаций и осознал, что его цель не ограничивается освобождением Индии от иноземного господства, но состоит в революционном преобразовании всей природы мироздания, в победе над неведением, ложью, страданием и смертью.

В 1910 г., повинуясь внутреннему голосу, он оставляет «внешнюю» революционную работу и удаляется в Пондичери, французскую колонию на юге Индии, чтобы продолжить интенсивные занятия йогой. На собственном опыте реализовав высшие духовные достижения прошлого, Шри Ауробиндо смог превзойти их и осознал, что окончательной и закономерной целью духовных поисков является полная трансформация человека, вплоть до физического уровня, и воплощение на земле «жизни божественной». Достижению этой цели он и посвятил себя, разработав для этого свою Интегральную Йогу.

С 1914 по 1921 г. он издает ежемесячное философское обозрение «Арья», где публикует свои главные труды, в которых подробно рассматривает основные сферы человеческого бытия в свете высшего Знания, обретенного в результате практики йоги, раскрывает истинный смысл древних писаний – Вед, Упанишад, Бхагавадгиты, значение и роль индийской культуры, исследует проблемы развития общества, эволюцию поэзии и поэтического творчества.

Шри Ауробиндо оставил физическое тело 5 декабря 1950 г. Его литературное наследие насчитывает 35 томов, среди которых мировоззренческие труды, обширная переписка с учениками, множество стихов, пьес и грандиозная эпическая поэма «Савитри», которую он создавал в течение последних тридцати пяти лет жизни и которая явилась действенным воплощением его многогранного духовного опыта.

В центре уникального мировоззрения Шри Ауробиндо – утверждение о том, что мировая эволюция есть постепенное самопроявление, самообнаружение Божества, скрыто пребывающего в Природе в результате предшествующей инволюции. Поэтапно восходя от камня к растению, от растения к животному и от животного к человеку, эволюция не останавливается на человеке, но, реализуя свою внутреннюю истину, тайную Божественность, устремляется дальше, к созданию более совершенного, «божественного» вида, который будет превосходить человека в гораздо большей мере, чем тот превосходит животное. Человек – лишь переходное ментальное существо, чье призвание – достичь более высокого, «супраментального», уровня сознания, Сознания-Истины, и низвести его в мир, преобразив все свое существо и всю жизнь в непосредственное выражение Истины.

Всю свою жизнь Шри Ауробиндо посвятил утверждению в нашем мире этого супраментального сознания, реализация которого должна привести к созданию на земле мира истины, гармонии и справедливости, предвещенного пророками всех времен и народов.

Шри Ауробиндо, Пондичери, 1950 г.

Философия интегральной йоги

У каждого человека разный уровень сознания, они по-разному воспринимают окружающий мир, информацию, по-разному рассуждают об одних и тех же событиях и явлениях, по-разному чувствуют и думают. Каждый человек идет тем путем, по которому ему комфортнее и легче

Есть много разных видов древней йоги, каждый из них заостряет внимание на том или ином аспекте ума, сознания и человеческого тела, при помощи которых достигается поставленная цель

Ауробиндо совершенно по-новому подошел к преобразованию сознания человека в божественное. Он рассмотрел всю йогу, как единую целостную систему, и впервые применил новый термин – интегральная йога. Система помогает человеку по-другому посмотреть, перестроить и изменить сознание, добиться божественной жизни в существующем мире.

Он утверждал, если занимаясь интегральной йогой, правильно настраивать свое сознание, материальная энергия превращается в духовную, происходит трансформация сознания и человеческого тела, они превращаются в божественные. Человек преображается и начинает смотреть на мир другими глазами, в окружающем его мире он начинает видеть божественное явление, как воплощение Бога Кришны.

Все серьезные, духовные традиции имеют тенденцию к развитию, и к восхождению души, чтобы привести к единению с Божеством. Это хорошо и правильно, но Ауробиндо идет дальше и считает, что само вознесение до уровня Божества не может быть целью. Должно наступить нисхождение Божества в мир людей. Практикующие целиком поддаются божественному действию, а перемены наступят сами.

Он не идет йогическими путями классической йоги, критикует их, прежде всего за то, что они ищут нирвану, или переделывание мира. В йоге Ауробиндо не достаточно вхождения в йогический транс или самадхи, здесь мало каких-то чудесных способностей и сверхвозможностей — требуется полная трансформация сознания и тела, чтобы постичь все божественные знания, дух и силу.

Йога Ауробиндо объясняет, как происходит постепенное преобразование мира, и какое предназначение человека и его место в этом процессе. Шри Ауробиндо убежден, что есть Сверхразум, который объединяет материальный и духовный мир в единую целостную систему. Все что есть в нашем мире, это крохотные частицы Сверхразума.

«Цель — постепенный союз с Божественным или рост его откровения во всех областях человеческой жизни»… «Дорасти до истинной силы духа, и без прямого воздействия этой силы, стать реальным каналом, через который можно выразить себя, как жизнь человека в Боге, и Божественную жизнь духа в человеке».

Человеческая жизнь, должна выйти за пределы материального мира и неосведомленности, достичь Сверхментального существования. Человек может достичь божественной жизни в материальном мире с интегральной йогой. Ауробиндо считает, что духовный мир – это одна из составляющих материального, он находится в нем и от духовного мира человека отделяет только его материальное сознание.

Как интегральная йога исцеляет душу

Данное направление основано не только на комплексе асан. Оно воздействует и на физическое тело, и на духовное. Многие ученые придерживаются версии о том, что человек способен самостоятельно наносить себе вред с помощью психосоматики. Есть версия о существовании психосоматических заболеваний, которые мы приобретаем с годами самостоятельно.

Занимаясь интегральной йогой, человек исцеляет свою душу и улучшает состояние своего физического тела

Важно помнить, что это направление создано для излечения и улучшение качества души человека, а физическое тело идет как приложение к ней

Интегральная йога для души полезна следующим:

  • улучшает эмоциональное состояние человека;
  • приближает его к божественному началу;
  • улучшает повседневную жизнь;
  • увеличивает устойчивость нервной системы;
  • учит человека радоваться простым вещам и не обращать внимания на мелкие неприятности;
  • позволяет научиться разбираться в собственном я, обретая гармонию и баланс.

Таким образом, интегральная йога комплексно воздействует на человека, обогащая его внутренний мир и успокаивая разум.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий