Как выбрать байдарку для сплава

Классификация по количеству мест

По количеству мест байдарки делятся на одноместные, двухместные и трехместные. На первый взгляд, они отличаются лишь количеством посадочных мест, но на самом деле, это не единственное их отличие. Самым важным отличием этих байдарок между собой является количество багажа/снаряжения в пересчете на одного человека, которое может взять на борт каждое из этих судов. Чем более “многоместная” байдарка, тем меньше может взять с собой каждый из членов экипажа. Чтобы удостовериться в этом, достаточно посмотреть на длину байдарок. Ниже приведены диапазоны значений длин байдарок в зависимости от количества мест:

  • одноместная байдарка (морской пластиковый каяк или сияк) — 4,2-4,4м (зависит от модели)
  • двухместная байдарка — 4,8-5,0м (зависит от модели)
  • трехместная байдарка — 5,7м

Эту особенность очень важно учитывать, выбирая байдарку для похода. Если вы понимаете, что вещей у вас много, то вам надо либо садиться в одноместные морские каяки, либо выбирать байдарку с числом посадочных мест на одно больше, чем планирующееся число членов экипажа

Очень хорошим вариантом может быть трехместная байдарка для двух человек. Вместо первого номера — счет ведется с носа судна — кладутся вещи, вторым и третьим номером садятся гребцы (ни в коем случае не рекомендуется садиться на 1-е и 3-е места, т.к. в этом случае неравномерный загруз судна вызывает деформацию каркаса, и байдарка “роет” носом). Рабочий и часто раньше использовавшийся вариант — один гребец в двухместной байдарке.

Поэтому если вас, например, трое, и у вас количество вещей минимальное, а само снаряжение (спальники, палатки, коврики) малогабаритное, то можете смело отправляться втроем в поход на трехместной байдарке.

Если же вы не уверены, что каждый из участников похода готов отказаться от лишних вещей, взяв только самое необходимое, правильным будет рассмотреть один из следующих вариантов:

Вариант 1 при умеренном объеме вещей: двухместная байдарка для двоих плюс морской каяк для третьего гребца

Вариант 2 при увеличенном объеме вещей: двухместная байдарка для двоих плюс двухместная байдарка для третьего гребца и вещей

Вариант 3 при большом объеме вещей: трехместная байдарка для двоих плюс морской каяк для третьего гребца

Вариант 4 при большом объеме вещей: три одноместных морских каяка

В варианте 1 и, особенно в варианте 2, надо признать, одиночный гребец оказывается не совсем в равных условиях с товарищами, в варианте же 3 нагрузка распределена примерно одинаково, а в варианте 4 — уравнена.

В пользу указанных выше вариантов надо сказать, что с точки зрения безопасности они предпочтительнее, нежели вариант, когда трое отправляются в поход на перегруженной трехместной байдарке.

К тому же идти на нескольких судах (правильно говорить “несколькими экипажами”) и интересней и веселей. Плывя рядом друг с другом можно сделать великолепные фотографии или снять настоящее походное видео, чего у вас никак не получится, если вы идете одним экипажем. В добавок перед каждым новым переходом можно меняться местами, и каждый сможет попробовать себя на разных судах.

Типы конструкции каяков

По типу конструкции каяки делятся на три основных типа:

  • Каркасные каяки — классический тип каяка, состоят из разборного металлического или деревянного каркаса, обтянутого синтетическим материалом. Не обладают достаточной жесткостью. Требуют 30-40 минут для сборки-разборки. При порезе и проколе начинают сразу тонуть, быстро если пробой большой, медленно если пробой маленький.
  • Корпусные каяки — имеют жесткий корпус из полимерного или композитного материала. Не требуют времени на сборку и разборку. Устойчивы к порезам и проколам. Сложны в транспортировке из-за больших размеров и веса.
  • Надувные каяки — по типу конструкции очень похожи на обычную лодку ПВХ, но обеспечивает более высокую скорость передвижения за счет более оптимальной формы. Надувные каяки занимают мало места при транспортировке и собираются-накачиваются за считанные минуты. Надувные каяки неустойчивы к порезам и проколам, но из-за наличия нескольких герметичных камер, остаются на плаву даже при проколе одного баллона. Надувные каяки из-за малой осадки позволяют плавать даже по мелководным участкам водоемов. При сильном ветре на больших открытых водоемах имеют большую парусность.

Когда выбирать что?

Между ними действительно кажется, что проблема заключается в том, кто будет использовать каяк и при каких обстоятельствах. Что касается пластиковых каяков, то они лучше всего подходят для начинающих и начинающих байдарочников, которые еще не так часто выходят в море. Это новый вид деятельности в их жизни, в котором они далеки от совершенства.

Пластиковые каяки также хороши для случайных рыбаков, которые не всегда ловят рыбу со своего места. гребная лодка. Вес не будет проблемой, так как они только время от времени тянутся к лодке. Поскольку вам не нужна прочность и долговечность, а только средство для развлечения на воде, пластика более чем достаточно. Это также дешевле.

С другой стороны, серьезные и опытные каякеры, которые знают, как преодолевать пороги с бурной водой, а также более спокойные реки или озера, больше выиграют от выбора из стекловолокна. Именно они гораздо чаще занимаются каякингом, а это значит, что им нужно легкое решение, чтобы упростить задачу. Транспортировка, переноска и хранение являются частыми проблемами, поэтому единственным логичным решением является более легкий каяк.

Вдобавок ко всему, любителям адреналина и опытным рыболовам нужно более мощное судно, прочное и прочное, поскольку они проводят больше времени в своем каяке. Такие байдарочники ищут долгосрочные инвестиции, и тот факт, что каяк из стекловолокна дороже, их не беспокоит. Они получают то, за что платят, и это качество качественного каяка.

Разновидности рыболовных каяков.

Это простое руководство по выбору (подробное и полное скоро опубликую), усложнять его не хочу и разделю рыболовные каяки всего на две основные категории: надувные и модели с каркасом и твёрдым материалом. Каяки с твердым каркасом имеют преимущество в сопротивлении, как результат улучшается манёвренность, им всё равно на Ваши рыболовные крючки и тройники от воблеров, случайные зацепы днищем о камыш или каменистую береговую линию, на любые телодвижения в пределах разумного. Конечно такой вид рыболовных каяков во многом популярен, но имеет некоторые очевидные недостатки, их сложнее транспортировать, достаточно трудно ремонтировать и такие модели восприимчивы к крупным ударам, повреждениям и порезам. Надувные модели, в первую очередь популярны более низкой ценой, лёгкостью транспортировки, меньшему размеру, более легкому ремонту и способностью справляться с ударами о крупные препятствия с меньшим количеством повреждений

На надувные каяки и их плотность очень сильно влияет солнечный свет, они конечно рано или поздно будут случайно проколоты ножом или тройником от рыболовных приманок и что достаточно важно, но нигде не упомянуто, надувные модели при прочих равных медленнее перемещаются по водоёму и труднее идут по прямой линии. Начинающему покорителю водных просторов я бы посоветовал недорогой надувной каяк, с ним Вы чётко и ясно определите свою любовь или неприязнь к новой категории рыболовных путешествий и поймёте Ваше это или нет, да и цена почти всегда играет главенствующую роль, надувная модель позволит сэкономить на новый спиннинг

Справедливости ради, хочу заметить одну важную вещь, цены на твердотельные каяки в США не всегда выше надувных, есть крупные производители, надувные модели которых изготовлены из очень прочного, плотного и дорогостоящего материала, практически безразлично воспринимающего любые повреждения, плюс у таких вариантов есть внутренний каркас из алюминия или другого прочного материала.

У меня будут с собой вещи, которые нежелательно мочить в воде. Как мне быть?

В каяках имеются достаточно вместительные гермоотсеки в которые Вы можете уложить свои вещи, а для тех вещей которые Вам необходимо иметь под рукой – телефоны, фотоаппараты, документы… мы выдаём специальные гермомешки которые обеспечивают надёжную защиту от проникновения воды.

Однако, доставать ценные вещи из гермомешков и гермоотсеков во время нахождения на воде мы настоятельно не рекомендуем, во всяком случае ответственности за их сохранность не несём! Прогулки на каяках – это как ни крути мокрое занятие, а что бы, к примеру, угробить дорогой телефон, порой достаточно одной капли солёной воды. Так вот для того что бы, не затекло, не набрызгало, не выскользнуло из рук и упало в воду – лучше лишний раз не тормошить гермоупаковку и не открывать лючки гермоотсеков.

Право прохода на каяке

Правило движения в море

В море правом прохода обладает судно, маневрирующее с ограничением. Таким образом, на каяке вы будете иметь право прохода только перед судами с механическим двигателем, манёвренность которых не ограничена. Старайтесь держаться подальше от парусных судов, манёвренность которых меньше вашей.

Правило движения на реке

На реке и на внутренних водоёмах каяк считается малым судом и должен уступать движение всем судам длиннее 15 м (баржам, круизным судам и т. п.). Вам придётся предоставить право прохода парусным судам, а вот суда с механическим двигателем длиной менее 15 м должны маневрировать, чтобы не мешать вам.

Два каяка: кто кому уступает?

Право прохода принадлежит каяку, находящемуся справа! Если вы встречаетесь с другим каяком лицом к лицу, гребите вправо, чтобы избежать столкновения — просто представьте, что вы едете по дороге с правосторонним движением.

Что нужно иметь в виду, когда каякинг ловит рыбу.

Благодаря складным якорям, каркасам и опорам рыболовная прогулка на морских каяках может быть адекватно оборудована.

  1. Каякинг — лучший спорт или развлечение для автостопа.
  2. Вы можете ловить рыбу на каяке.
  3. Можно бросить каяк в определенный момент рыбалки, иметь PFD в любое время на каяке или рыбалке на каяке
  4. Большая рыба может перемещать ее, но не перетаскивать, если она правильно установлена
  5. Вы должны проверить грузоподъемность вашего каяка, а затем завернуть его в пластик или в холодильник.
  6. Существуют способы сохранить приманки живыми через живые колодцы
  7. Практика с якоря каяка.
  8. Байдарки с электродвигателем безопасны и исключительно хороши
  9. Практикуйтесь во многих техниках самопомощи и плавания, прежде чем отправиться ловить рыбу в море на каяке.
  10. Возьмите уроки гребли, прежде чем отправиться на рыбалку в открытом море на своем каяке.

Рыбалка на каяке — лучший вид развлечений, если вы хотите отправиться в одиночку или в группу, порыбачить в глубинах моря или в озере вашего района.

Это лучший и самый спокойный вид развлечений. В море рыбалка и катание на байдарках — это лучшее, что нужно, прежде чем идти дальше. Практикуя рыбалку на каяке, убедитесь, что вы практикуете все способы поймать как можно больше рыбы. С другой стороны, оберните и сувенирные скелеты где-нибудь, каяк!

Удачи

Рыболовство, охота и ловля

Места для рыбалки.

Самое лучшее в каяках — это то, что их можно использовать в самых разных водоемах, от океана до озер, ручьев и прудов. Однако именно снаряжение, которым вы вооружаете свой каяк, будет иметь значение и поможет вам поймать эту неуловимую рыбу. Это ваша цель, которую следует учитывать при рассмотрении типа каяка, который вы должны получить. Это поможет вам спланировать тип оборудования, которое вы должны носить, и если ваш каяк оборудован для перевозки всего.

Хотя каяк прост по своей конструкции, все они построены по-разному, в зависимости от того, что вам нужно. Более длинные каяки, как правило, намного быстрее, чем более короткие, но можете ли вы привязать что-то такое большое к верхней части вашего автомобиля? Более широкие каяки более устойчивы и имеют меньшую вероятность катиться с движением. Некоторые каяки даже оснащены y # 8220; рокеры и № 8221; это позволяет им преуспевать в волнах, но они имеют плохую производительность в плоских водах.

И даже если вы найдете каяк, который соответствует вашим потребностям, он может оказаться гораздо медленнее, чем вы себе представляете, поскольку ваша уверенность и опыт будут развиваться по мере того, как вы будете использовать свой каяк. Приготовьтесь потратить деньги в будущем, чтобы инвестировать в новый каяк, поскольку ваши руки становятся все сильнее и сильнее.

Практика: скорость лодки на вёслах — конкретные цифры

Пришёл черёд осветить самое интересное — данные замеров, сделанных во время сплава по рекам. Но, прежде чем перейти собственно к цифрам, следует прояснить кое-что по поводу скоростей. А их тут — как одесских разниц — не одна, а целых две.

Максимальная скорость

Та, которую плавсредство может развить при полной отдаче гребца и лучшем КПД движителей. Процесс достижения максимальной скорости весьма нагляден и интересен.

Лодка с гребцом и манатками имеет определённую массу, а стало быть — инерцию, поэтому постепенно увеличивает свою скорость — с каждым толчком гребца. Но при этом также увеличивается и сопротивление воды, да не линейно — в отличии от скорости, а квадратично. То есть — оно растёт быстрее и постепенно «догоняет» силу, приводящую лодку в движение. В один прекрасный момент обе силы выравниваются и лодка достигает максимальной скорости, преодолеть которую гребец уже не сможет.

Время, в течение которого лодка может идти с максимальной скоростью — ограничено выносливостью гребца, и, как правило — довольно недолгое.

Крейсерская скорость

Да-да, вам не показалось — данный параметр бывает не только у кораблей, но и у байдарок и рыбацких «бубликов». И суть здесь вот в чём.

Если для корабля крейсерская скорость является самой оптимальной — при которой он движется наиболее быстро при наименьшем расходе топлива, то для гребной лодки это та скорость, при которой гребец также движется наиболее быстро, но меньше всего устаёт. То есть — лучшая скорость, которую он может поддерживать весь гребной день. Понятное дело, что крейсерская скорость меньше максимальной, и обычно составляет примерно 60-70% от неё. А ещё — учитывая утомляемость человека, к концу дня она имеет свойство уменьшаться.

Вот теперь можно перейти к цифрам. Они были получены из разных источников: часть мы измеряли персонально, часть — взяли с интернет-форумов, где обитают туристы-водники.

Результаты замеров

В сегодняшнем забеге участвуют следующие двухместные фавориты:

  1. Надувная лодка «Нырок». Представляет собой «бублик», слегка сжатый с боков. Имеет самую низкую гидродинамику.
  2. Надувная лодка «Омега». Более совершенная лодка со слегка «закаяченным» (приподнятым) носом.
  3. Надувная лодка «Уфимка». Её нос и корма не только приподняты, но и заострены.
  4. Надувная байдарка «Щука». Фактически тот же надувной «бублик» со слегка заострёнными и приподнятыми носом-кормой, но при всём том — длинный и тонкий.
  5. Каркасно-надувная байдарка «Викинг». Надувная лодка с более заострёнными носом-кормой — благодаря каркасным кильсонам.
  6. Каркасная байдарка «Салют». Своего рода легенда — на этой лодке сплавлялись по рекам туристы во времена СССР.
  7. Не менее легендарная каркасная байдарка «Таймень». По сей день считается одной из лучших.
  8. Пластиковая неразборная байдарка, название которой уточнить не удалось (выглядит как типичный морской каяк).

Цифры, приведённые в нижеследующей таблице — приблизительные, усреднённые и округлённые. Примерно они соответствуют гребцам, которые не первый день сплавляются и имеют определённый опыт, но при том не гоняются за спортивными рекордами. У других туристов, также в своё время проводивших замеры скорости на упомянутых плавсредствах, данные могут несколько (но незначительно) отличаться.

ПлавсредствоСкорость (км/ч)
КрейсерскаяМаксимальная
Надувная лодка «Нырок»23,8
Надувная лодка «Омега»2,24
Надувная лодка «Уфимка»2,24
Надувная байдарка «Щука»4,56
Каркасно-надувная байдарка «Викинг»58
Каркасная байдарка «Салют»5,38,5
Каркасная байдарка «Таймень»5,69
Пластиковая байдарка7,512

Выводы

В таблице можно заметить три интересных момента:

  1. Рыбацкие надувнушки ходят фактически с одинаковыми скоростями и довольно медленно. Причиной тому — их широкие формы и абсолютно «никакая» гидродинамика.
  2. Между рыбацкими плавсредствами и надувными байдарками наблюдается некий «отрыв» — именно благодаря тому, что байдарки раза в полтора-два длиннее, несколько у́же (но при том площадь их дна больше, чем у рыбацких лодок — что уменьшает осадку) и имеют заметно заострённые нос-корму — чем обеспечивается выигрыш в гидродинамике.
  3. Пластиковая байдарка имеет лучшие скоростные показатели — благодаря, цельному, твёрдому, заострённому и обтекаемому корпусу, и как следствие — отличной гидродинамике.

Гребок

Весло должно быть длиной на поднятую вверх руку с загнутыми пальцами. Подобным образом выбирают лыжи. Если рост гребца большой, то весло может быть короче, если рост малый — весло может быть на 10 сантиметров длиннее.

Ширина хвата должна быть такой, чтобы кисти были приблизительно над разведенными в сторону локтями. Если хват будет уже или шире, то гребля будет неэффективной из-за нерационального использования мышечного потенциала. При слишком близком расположении кистей мышцы будут испытывать перегрузку, при слишком далеком — недогрузку, руки будут проходить слишком большое расстояние, что может снизить частоту гребка, и, как следствие, скорость.

Гребки делаются циклически, движения двохфазные — первая фаза безопорная (весло в воздухе), и опорное движение (весло в воде).

Опорный цикл делится на этапы:

  1. Захватываем воду, создаем опору с помощью силы трения воды о весло.
  2. Проводка — движение весла в воде, байдарка ускоряется.
  3. Заканчиваем проводку, извлекая весло для следующего захвата воды.

С точки зрения эффективности использования мышечной массы нерационально делать гребок с заносом весла слишком далеко вперед с длинной по времени проводкой. Чтобы сэкономить силы, весло из воды нужно вытягивать боковой кромкой вперед, а не доводя весельную плоскость до верхнего края воды.

Время опорной фазы должно быть в два раза большим, нежели безопорной. Если время части гребка без опоры уменьшается, повышается усталость. Если безопорная фаза по времени длится дольше, нерационально используются силы через то, что байдарка начинает двигаться неравномерно, в каждом цикле нужно тратить энергию на разгон лодки. Спортивный темп гребли на байдарке в минуту — до 140 гребков, при туристическом ритме совершается до 100 гребков в минуту.

Перед гребком нижняя рука должна быть на уровне груди, кисть верхней руки — на уровне виска, локоть — на одном уровне с плечом. Кисть не должна быть напряженной, она должна свободно удерживаться кистью. Весло входит в воду под углом 45 градусов, нижняя рука идет вниз, верхняя рука выпрямляется с движением кисти вперед и немного вверх.

При проводке рука движется и одновременно поворачивается туловище.

Виды гребков при прямолинейном движении:

  1. Спортивный — проводка средней длины без сильной опоры на весло, гребки происходят часто.
  2. Опорный называют еще ударом. Он предназначен для того, чтобы удержать равновесие или просто опереться на воду. При опорном гребке спортсмен ударяет веслом о водную поверхность. Его используют в виде коротких серий, а также если нужно резко ускорится, когда нужно подняться на сливы, при плавании на суводях и на валах.
  3. Накрывающий — при приподнятых кистях осуществляется проводка с менее, чем на 45 градусов углом, на несколько большем расстоянии от каяка, чем при других видах гребка. Такой вид гребка нужен на сложных участках, например в турбулентном потоке, при продолжительных сложностях на воде следует очередь накрывающих гребков, на небольшом валу и в несильной суводи достаточно одного накрывающего гребка, который позволяет пройти водное препятствие.
  4. Ударно-накрывающий — сначала проводится ударный, потом накрывающий гребок, используется для поддержания равновесия в сложных условиях на воде.
  5. Протяжка — проводка осуществляется длиннее, чем обычно, что достигается раскачкой гребца вперед, иногда — назад. При спортивном гребке движения туловищем вперед и назад считаются ошибочными. Протяжку можно делать при необходимости ускорения, при подъемах на сливы, а также в случаях, когда нужно пройти отмель, на которой лодка касается дна реки или озера.

Гребки не являются отдельными приемами, их нужно использовать в комбинациях с управляющими гребками.

Сноукаякинг

Не является какой-либо отдельной дисциплиной, но все более набирает популярность катание на каяках по снегу, с гор или же на прицепе за снегоходом. Что делать каякеру зимой, когда вода замерзла? Вместо санок и ватрушек — любимые лодочки. Это развлечение и называется сноукаякингом:

Существуют также виды каякинга, которые мне не удалось попробовать, например, серф на каяках на морских волнах — тоже отдельный вид каякинга, и специальные лодки с загнутыми вверх носами, как у восточных туфель; сквирт-каякинг («Squirt Kayaking») — дедушка фристайла, каякинг, в котором выполняются определенные акробатические фигуры как на поверхности воды, так и под водой, когда малообъемная лодка на сбойке притапливается вниз вместе с гребцом:

Freestyle Squirt Kayaking, Clare O’Hara

Видеоролик о видах каякинга:

Гребной слалом

Гребной слалом — олимпийский вид спорта. Основной целью является прохождение трассы за минимальное время. Но это не просто скоростной спуск на каяке, а активное маневрирование: возвраты по суводям, траверсы, тактика и стратегия. Лодки для гребного слалома — как крылья: длинные, 3.5 метра, но без киля, с плоским дном — скоростные, легкие, маневренные:

По назначению слаломные каяки используют на специально оборудованных слаломных каналах, где можно повесить трассу, обозначив ее вешками.

Слаломный канал «Троя» в Праге

И во фристайле на бурной воде, и в слаломе существуют каноисты, которые тоже в некотором роде каякеры — они сидят в каяках, но на коленях. И гребут веслом с одной лопастью:

Существует шутливое противостояние каякеров и каноистов, как, например, горнолыжников и сноубордистов: вроде бы занимаются одним делом, но по-разному. Каноисты говорят про каякеров: «В два раза больше весел, в два раза меньше мозгов». А каякеры отвечают каноистам: «Лучше всю жизнь с мокрой жопой, чем всю жизнь на коленях»:)

Надежность и ремонтопригодность

У современных байдарок и каяков с надежностью и ремонтопригодностью все относительно нормально. Если же вы решили приобрести судно с историей, то наличие резиновых внутренних баллонов и внешней шкуры из ПВХ, приведет к необходимости возить лишний тюбик клея, т.к. не все универсальные клеи хорошо держатся в походных условиях и на резине и и на ПВХ.

При наличии шкуры из хорошей лодочной газодержащей ткани и аналогичных заплаток, латать монобаллон не сложнее ремонта шкуры каркасной байдарки. А зачастую даже легче, т.к. ничего не нужно разбирать, и ни куда подлезать.

Полиэтиленовые суда наиболее устойчивы к пробоинам и потертостям, а надувнушки не сильно уступают им в этом.

Выбор

Если каяк выбрать правильно, его можно использовать в разных водных условиях. Однако при активном плавании в определенных водах, желательно выбрать специализированную лодку, поскольку разные каяки ведут себя в разных стихиях по-разному.

Каяки морского и экспедиционного типа можно использовать в любых водах, кроме мест, где есть быстрое течение и пороги, небольшие водопады. Ограничение связано с тем, что такие суда длинные, достигают пяти метров в длину, и они не имеют нужной маневренности. Короткие каяки для белой, то есть пенистой воды можно использовать для катания по волнам, однако небольшая длина делает их неудобными в спокойных водах. Универсальными каяками можно плавать и на бурных реках, и на спокойном озере, и на море с волнами, но серьезного спортивного интереса они не представляют, а рассчитаны на любителей.

Самые распространенные и самые универсальные каяки — пластиковые, изготовлены из полиэтилена, сделанные по технологии ротомолдинга, под высоким давлением (без швов), а также методом склеивания. Такие пластмассовые каяки дешевы, устойчивые к износу.

Несмотря на технический прогресс, сейчас продолжают делать каяки из дерева, которые могут иметь утилитарное прогулочное применение, а также могут быть имиджевыми вещами, так как имеют богатую отделку. Деревянные каяки перед пластиковыми имеют преимущество — они легче, но есть и серьезные недостатки — менее стойкие к повреждением, со временем могут рассыхаться с образованием щелей. Каяки из дерева могут продаваться в виде конструкторов для самостоятельной сборки.

 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий