Языковой замок или Кхечари-мудра для эффективной медитации

Шлоки 38, 39. Польза кхечари мудры

(38) Йог, который пребывает с языком,
поднятым вверх, хотя бы полсекунды, освобождается от токсинов, болезней,
смерти, старости и т.д.

(39) Того, кто выполняет эту кхечари
мудру, никогда не беспокоят болезни, смерть, усталость, сонливость, голод,
жажда или бессознательность.

Если язык может достигать
внутренним образом межбровного центра, то при этом стимулируются шишковидная
железа, аджна чакра. Имеется тесная связь между шишковидной железой, горловым
центром и другим психическим центром, расположенным на верхнем небе и известным
как лалана чакра. Кхечари мудра также воздействует на область, называемую бинду
висарга, психический центр в верхней задней части головы. Говорят, что бинду —
это место, где пребывает луна, и когда она полная, она изливает свой нектар,
или амброзию, вниз, пропитывая им все тело, — точно так же, как внешняя луна
льет свой свет на поверхность земли во время полнолуния.

Кхечари мудра оказывает
контролируемое воздействие на всю систему эндокринных желез тела. Это
достигается за счет регулирования мощных выделений самого мозга, которые
производятся в крошечных количествах для управления гипофизом и, таким образом,
для управления всем «оркестром» желез, связанных с центрами, расположенными
ниже аджны. Эти зависимые железы включают в себя щитовидную железу, тимус,
надпочечники и железы органов воспроизведения; от гипофиза зависит также множество
различных процессов, имеющих место в теле человека.

Практика кхечари воздействует
также на центры в гипоталамусе и в стволе мозга, которые управляют
автоматическим дыханием, темпом сердцебиения, эмоциональными проявлениями,
аппетитом и жаждой. Гипоталамус тесно связан с таламусом и активирующей
ретикулярной системой, которые играют важную роль в механизме сна и
пробуждения, а также во всех уровнях деятельности центральной нервной системы,
включая способность к концентрации.

Практика влияет также на слюнные железы и
на способность ощущать вкус, которые, в свою очередь, связаны с нижними
нервными сплетениями, вовлеченными в процессы пищеварения и усвоения пищи. Зная
эти нейроэндокринные функции мозга, мы можем лучше понять эту шлоку,
рассказывающую о мощном воздействии кхечари мудры на психофизиологию человека и
на его судьбу.

Ашвини мудра или путь к мастерству в йоге

Уникальными целебными свойствами обладает Ашвини мудра, которую большинство йогов считают ключом к настоящему мастерству. Она так же не является мудрой, выполняемой с помощью пальцев, но мы не можем обойти её стороной. Именно Ашвини мудра способна избавить человека от многих болезней, связанных с нарушением выделения, что проявляются запорами, выпадением геморроидальных узлов, а также простатита и перерождения предстательной железы.

Ашвини мудра выполняется довольно-таки легко. Для ее реализации можно принять любое положение тела, но лучше использовать стойку на плечах или позу «березки». Суть методики состоит в периодическом втягивании и расслаблении анального кольца. Во время выполнения процедуры рекомендуется закрыть глаза и нормализовать дыхание. Количество циклов не должно вызывать дискомфорта и тем более болезненных ощущений, поэтому новичкам не следует злоупотреблять упражнениями и остановиться на 50 сжатиях в день.

Как и другие целебные практики йогов, Ашвини мудра позволяет наполнить организм жизненной энергией, помогает раскрыться, способствует улучшению настроения, приливу бодрости, является залогом внутреннего спокойствия и великолепного самочувствия.

Ашвини мудра выполняется отдельно или в комплексе Мула — бандха.

Шлока 41. Кхечари мудра заставляет ум двигаться в Брахмана

(40) Тот, кто знает кхечари мудру,
неподвержен болезням, неподвержен законам причины и следствия (кармы) и
свободен от уз времени (смерти).

(41) Ум движется в Брахмана (кхе), потому
что язык движется в пространство (кхе). Поэтому совершенные называют эту мудру
кхечари
движущийся
в пространство или в Брахмана.

Тот, кто знает кхечари мудру, —
это тот, кто испытал ее и добился в ней совершенства. Санскритское слово ветти,
означающее «знание», относится к знанию посредством переживания, а не к
каким-то интеллектуальным понятиям.

Польза, связанная с кхечари
мудрой, проистекает из переживания состояния сверхсознания, или самадхи. Здесь
нам говорится, что кхечари является настолько мощной, что практикующий может
достичь состояния, в котором он преодолевает карму (то есть причину и
следствие), время, смерть и болезни. Это все аспекты влияния шакти, или майи.
Состояние сверхсознания представляет собой состояние вселенского, космического
сознания, находящегося выше двойственности и ограниченности ума. Это состояние
носит название кайвалья, нирвана, мокша, самадхи или Брахман. Это все синонимы,
указывающие на конечную стадию или реализацию раджа-йоги.

Кхечари мудра непосредственно
воздействует на функции мозга и пробуждает высшие центры сознания. Внутренние
функции нашего ума ограничены временем и пространством, идой и пингалой, но
имеется возможность превзойти эти два полюса двойственности. Функции обычного
мозга должны быть подвергнуты трансформации и реструктуризации, чтобы имело
место такое сверхнормальное функционирование.

Время и пространство — это понятия
конечных ума и восприятия. В йоге и тантре говорят, что они являются
инструментами майи, пракрити или шакти. Они являются законами природы, а
конечный ум — продукт природы. Если вы можете расширить сознание за пределы
конечного ума и явлений природы, ваше сознание войдет в царство бесконечности.

Предыдущая страница | Оглавление | Следующая страница

50

Кхечари-мудра (языковый замок).

Способ раджа-йоги.

Загните язык вверх и назад так, чтобы его нижняя часть касалась нёба (рот держите закрытым). Старайтесь продвинуть кончик языка назад как можно дальше, но не перенапрягайтесь.

Удерживайте это положение как можно дольше.

Начинающие могут очень быстро почувствовать дискомфорт. Им рекомендуется на несколько секунд расслабить язык, а затем вновь выполнить языковый замок. С течением времени (при регулярной практике) язык будет автоматически подниматься к синусам, стимулируя тем самым многие нервные центры мозга.

Способ хатха-йоги.

Эту форму кхечари-мудры должны выполнять только опытные практикующие и только под наблюдением инструктора. Она требует терпения и настойчивости. Сухожилие под языком должно понемногу (в течение нескольких недель) подрезаться. Для этой цели можно использовать либо хирургический нож, либо острый камень.

Ежедневно массируйте язык, оттягивая его доящими движениями. Для облегчения этого процесса можно использовать сливочное, подсолнечное или другие виды масел. Продолжайте массировать язык в течение многих месяцев, пока он не вытянется так, что вы сможете коснуться его кончиком точки между бровями. Когда язык достигнет нужной длины, кхечари-мудру можно выполнять в полном объеме.

Загните язык вверх и назад в полости рта.

Осторожно продвиньте его по задней части нёба как можно дальше к глотке. Таким образом, проходы воздуха будут перекрыты и со временем откроется психический центр, известный как лалана-чакра

Дыхание: Начинающие могут дышать нормально. Постепенно старайтесь уменьшить частоту дыхания до тех пор, пока количество дыханий не достигнет 5-8 вминуту. Это произойдет через два или более месяцев систематической практики.

Длительность практики: Кхечари-мудру следует делать как можно дольше – предпочтительно во время отдыха и расслабления. Эта практика может выполняться также в сочетании с уджджайи-пранаямой и другими техниками йоги.

Предостережение: Без руководства опытного инструктора не пытайтесь выполнить полную форму. Если кхечари-мудра практикуется в ходе выполнения физических упражнений, могут появиться горькие на вкус выделения. Это вредно. Поэтому практикующему настоятельно рекомендуется прекратить выполнение мудры, как только он почувствует горький привкус во рту.

Польза практики: Эта мудра оказывает очень тонкое воздействие на человеческий организм. В задней части нёба расположены различные точки и железы, реагирующие на давление и осуществляющие контроль над активностью тела. Нажим изогнутым языком стимулирует секреторные выделения этих желез. Это оказывает благотворное воздействие на здоровье в целом.

Кроме того, кхечари-мудра стимулирует образование слюны, которая устраняет чувство голода и жажды. Йоги, которых закапывали в землю на длительное время, постоянно удерживали кхечари-мудру. Это позволяло им задерживать дыхание на нужный период времени без всякого вреда для организма.

Кхечари-мудра пробуждает кундалини-шакти и помогает сохранять жизненную энергию тела.

Выполнение полной формы кхечари-мудры может вызвать отделение астрального тела от физического, в результате чего сознание погружается в ака-шу – пространство между астральным и физическим планами.

В древних текстах, посвященных йоге, эта мудра рассматривалась как очень важная.

Техника Пурна Уджайи

Эта техника дыхания рекомендована тем, кто освоил базовый вариант дыхания Уджайя.

Сядьте в удобное положение с прямой спиной, со вдохом вытянетесь макушкой вверх

Сохраняйте спину ровной на протяжении всей практики.
Во время всей практики концентрируйте своё внимание на движении воздуха по носовой полости и звуке.
Левую руку положите на левое колено, а правой рукой выполните насикагра мудру.
Сделайте вдох, сжимая голосовую щель и полностью заполняя лёгкие воздухом.
Затем перекройте пальцами рук обе ноздри и сделайте максимально возможную, но комфортную для вас задержку дыхания.
Во время задержки дыхания выполняйте Джаландхара бандху, Удияна бандху и Мула бандху.
Отпустите сначала Мула бандху, затем Удияна бандху и после Джаландхара бандху.
Закройте правую ноздрю и сделайте длинный шипящий выдох через левую. Выдох должен быть длиннее вдоха

Начните с соотношения 1:2, затем увеличьте до 1:4.
Сделайте естественную задержку дыхания.

Это один цикл дыхания. Рекомендуем начинать с 5-7 таких циклов дыхания и постепенно увеличивать продолжительность практики до 15-20 минут.

Дыхание Уджайи в практике йоги

Шри Тирумалай Кришнамачарья рекомендовал дышать таким образом, чтобы во время вдоха и выдоха был слышен шипящий звук, а в горле было ощущение трения. Это неспешное дыхание развивает дыхательный аппарат, улучшая состояние лёгких и бронхов.

Выполнение этой техники дыхания во время практики асан способствует лучшему разогреву тела и выводу токсинов.

Поскольку замедление дыхания приводит к замедлению пульса, то такая техника дыхания благоприятно воздействует на развитие выносливости и позволяет добиваться более быстрых результатов в освоении сложных асан.

Йогины используют дыхание Уджайи для достижения пратьяхары – разотождествления чувств и ощущений с внешними раздражителями. Это первый шаг на пути к глубокой медитации, самореализации и просветлению.

Техника выполнения

В качестве основы уджайи лежит практика песнопения либо имитирование шепотливого разговора. Каким образом реализуется данная методика? В процессе дыхания получается, что голосовая щель максимально расслаблена, посему через нее без проблем проходит воздух.

В момент вдоха щель голосовой связки сужается, однако не полностью как, скажем, в момент пения, а скорее подобно тому, когда вы шепчете. Дыхание уджайи осуществляется в спокойствии, сравнивая с пранаями по типу Бхастрики либо Капалабхати.

В сравнении с вышеописанными пранаямами, дыхание разнится по целям их реализации. Первые варианты пранаям ориентированы на вентилирование легких, избавление от чрезмерного углекислого газа и наборе кислорода. Когда же уджайи практически бесцельна и своей задачей ставит достижение пратьяхары — разделения чувств и уменьшение раздражителей из вне.

Технику стоит начинать с медитирования.

Технику можно описать следующим образом:

  1. принятие устойчивой позиции, включая Падмасану либо Сиддхасану;
  2. напряжение мышцы основания горла, подобно глотательному движению;
  3. вдох;
  4. сразу же после вдоха – задерживание дыхания, чисто символическое на несколько секунд;
  5. медленный вдох с последующим незамедлительным расслаблением мышц шеи.

Еще одна техника выполнения

Существует и иной вариант реализации техники уджайи

Конечно, нельзя не отметить его повышенную сложность за счет того, что уделяется большее внимание кумбхаки — задержанию воздуха. Наилучший вариант его практики будет для опытных йогов, когда некоторые из действий происходят на автомате, без потери времени и качества

Время кумбхаки находится в прямой зависимости от состояния организма человека, а также персональной физической формы и подготовленности практика. Преследовать цель достижения рекордов явно не самый лучший вариант. Сперва стоит научиться на автомате задерживаться на вдохе максимально продолжительное время. Неудобств при выполнении правильной кумбхаки не ощущается.

Дыхание уджайи — уже устоявшееся понятие в йоге. Именно данный вариант методики дыхания был рекомендован мастерами данного направления. Дыхание характеризуется неспешностью и служит для развития дыхательного аппарата. Как только дыхание уджайи будет выполняться правильно, можно говорить о полном разогреве организма.

Дыхание есть не что иное как жизнь. Индийские мудрецы постоянно подчеркивают, что поверхностное дыхание не обеспечивает организм кислородом полностью. Отсюда все стрессовые ситуации, недомогания и болезни. Уджайи Пранаяма – великолепный способ восстановить гармонию внутри себя. Данная методика абсолютно безопасна и позволит сделать еще один шаг навстречу собственному благополучию!

Техника выполнения уджайи пранаямы

Суть этого упражнения заключается в концентрации на вдохе и выдохе с одновременным сужением голосового отверстия.

Давайте разберём технику выполнения уджайи пранаямы поэтапно:

  1. Займите положение в удобной для вас статической асане, например, Шавасане
  2. Полностью освободите лёгкие от воздуха
  3. Постарайтесь максимально расслабить диафрагму и вжать живот, чтобы внутренние органы соприкоснулись со спиной. При этом не следует оказывать давления на грудь
  4. Медленно вдохните, наполняя каждую часть лёгких воздухом
  5. Задержав дыхание, следите, чтобы тело оставалось расслабленным, живот — втянутым. В этом упражнении работает только грудная клетка, которую нужно поддерживать в расправленном состоянии
  6. Медленно выдохните, плавно расслабляя грудной отдел. Выдыхайте до тех пор, пока лёгкие не опустеют полностью

На этом завершается один из циклов. Неопытный ученик может выполнять по 10 повторений, но стремится к 15–20.

Выполнение уджайи требует развитости грудного отдела у практикующего. Если у человека есть проблемы с этим, рекомендуется выполнять Шавасану, подкладывая свёрнутое одеяло под спину.

Грудь в таком случае должна выступать вперёд, а живот — находиться ниже уровня груди.

Длительность и интенсивность циклов в уджайи пранаяме

Отдельного внимания заслуживает рассмотрение вопроса о продолжительности и интенсивности дыхательных циклов.

Шлоки 32-36. Кхечари мудра — поза пребывания в высшем состоянии сознания

КХЕЧАРИ МУДРА

(поза пребывания в высшем состоянии сознания)

(32) Кхечари мудра заключается в повороте
языка назад в полость черепа и повороте глаз внутрь по направлению к
межбровному цент-ру.

(33) Язык следует тренировать и доить, а
его нижняя часть должна быть несколько подрезана. Воистину, кхечари достигает
совершенства, когда язык касается межбровного центра.

(34)
Чистым тонким лезвием осторожно перерезай мембрану под языком. Перерезай каждый
раз на ширину тонкого волоса

(35)
Втирай смесь порошкообразной каменной соли и тумерика. После семи дней снова
надрежь на ширину волоса.

(36)
Следует выполнять это регулярно в течение шести месяцев, тогда мембрана у
основания языка будет полностью перерезана.

Кхечари мудра известна также как набхо
мудра,
а Свами Шивананда называет эту практику ламбхика-йогой. Существуют
две формы кхечари мудры. Та, которая описана здесь, включает в себя постепенное
подрезание уздечки языка и его удлинение и является формой этой практики из
хатха-йоги; ее может практиковать лишь тот, кто уже очистил свое тело и
пользуется указаниями гуру.

Этой мудре обучают еще в раннем
возрасте — с двенадцати до шестнадцати лет, когда тело все еще развивается.
Сначала язык следует массировать, и это выполняется путем захвата его с помощью
куска материи и легкого вытягивания его вперед и потягивания из стороны в
сторону. Затем очень постепенно уздечка языка подрезается острым и
стерилизованным лезвием. При этом появляется немного крови, но никакой боли нет.
После этого ранка протирается порошком тумерика и/или порошком каменной соли —
чтобы не занести инфекцию и чтобы заживление было более быстрым.

Процесс «доения», то есть
потирания и вытягивания, выполняется каждый день; подрезание выполняется через
день или каждые несколько дней. Когда язык становится удлиненным, невозможно
ввести его самостоятельно в носовую полость — для этого должны быть
использованы пальцы или тонкий крючкообразный инструмент. Для того чтобы язык
мог достичь «межбровного центра», потребуется много лет практики.

Форма кхечари мудры из раджа-йоги
является намного более простой и может выполняться каждым. Она выполняется
путем загибания языка назад таким образом, чтобы его нижняя поверхность
прикасалась к верхнему заднему участку мягкого неба, а кончик языка входил,
если возможно, в носовое отверстие в задней части горла. Эта позиция должна
удерживаться настолько долго, насколько это остается комфортным. Поначалу будет
необходимо каждое мгновение высвобождать язык, расслаблять его, а потом снова
возобновлять мудру. Эта форма кхечари обычно практикуется совместно с другими
практиками, такими как джапа, медитация и удджайи пранаяма, и используется в
большинстве техник крийя-йоги.

Мудра “Парящий Лотос”

Лотос —символ Духа. Он уходит корнями в землю, его стебель растет в воде, а цветок распускается в воздухе под огненными лучами солнца. Мудру применяют при заболеваниях женской половой сферы, а также при болезнях полых органов —желудка, кишечника, желчного пузыря. Соедините друг с другом кончики больших пальцев, а также средних и указательных. Безымянные пальцы и мизинцы переплетите так, чтобы они лежали у оснований средних пальцев противоположной руки.

Для повышения иммунитета, снятия усталости и стресса выполняйте мудры Жизни, Земли, Энергии, “Три колонны Космоса”, “Черепаха”, “Чаша Чандмана”, “Щит Шамбалы”.

При заболеваниях сердечно-сосудистой системы —мудры Знания, “Спасающая жизнь”, “Храм Дракона”, “Лестница Небесного храма”, “Черепаха”, “Стрела Ваджра”.

При гипертонии —мудру “Спасающая жизнь” и мудру Знания, а затем, чередуя, мудры Ветра и Жизни.

У вас не в порядке легкие, мучают простудные и респираторные заболевания? Возьмите на вооружение мудры “Раковина” и “Поднимающая”, а также мудры Воды. “Голова Дракона”, “Флейта Майтрейи”.

Вы страдаете заболеваниями пищеварительной системы? Выполняйте мудру Воды, а также мудры “Чаша Чандмана”, “Морской гребешок”, “Парящий лотос”.

При болях в суставах —мудры “Корова”, Ветра, Жизни, Энергии.

При нарушениях нервной системы —мудры Знания, Земли, “Окно Мудрости”, “Лестница Небесного храма”, “Зуб Дракона”, “Шапка Шакья-Муни”, “Флейта Майтрейи”.

При заболевания желудка, кишечника, мочевого пузыря, матки —выполняйте мудру “Парящий лотос”.

У вас проблемы со слухом? Значит, без Мудры Неба вам не обойтись.

Снижение зрения —не приговор: справиться с недомоганием поможет Мудра Жизни.

Каждое упражнение выполняйте по пять-шесть раз в течение 5-10 минут. Оптимальное время одного занятия —45 минут, но можно разбить его на более короткие промежутки (по 10, 15 и 20 минут). Если вы пьете лекарства, то упражнения лучше делать за полчаса до или через полчаса после приема медикаментов.

Внимание! Если, выполняя ту или иную мудру, вы почувствуете какие-либо неприятные ощущения, упражнение тут же прекратите, а через некоторое время попробуйте выполнить другую мудру с аналогичным действием. Откройте в себе резерв сил, который поможет вам сохранить здоровье и жить долго и счастливо!

Откройте в себе резерв сил, который поможет вам сохранить здоровье и жить долго и счастливо!

Рекомендуем:

Польза

Техника приобрела популярность за счет простоты и удобства. К тому же она весьма действенна. Эффект достигается за счёт возможности полной концентрации, что в итоге позволяет предотвратить чрезмерную активность ума и абстрагироваться от мыслительной энергии.

Важно только одно — дыхание. Если рассматривать преимущества техники дыхания, то стоит их группировать

Эффект в физиологическом плане позволяет:

  • повысить низкое давление в крови;
  • вентилировать легкие, оказывая на них своеобразную тренировочную нагрузку;
  • устранить бессонницу;
  • побороть храп;
  • успокоить нервную систему;
  • побороть менструальную боль.

Полезность в духовном плане:

  • повышение восприятия;
  • положительные эмоции;
  • ментальное очищение;
  • гармонизация.

Только при правильном выполнении техники можно получить результат.

Джаландхара бандха

Джаландхара бандха — это «подбородочный замок», используемый для сжатия пранической силы в той части туловища, которая стимулирует энергию кундалини.

Раджа йогическая техника: Сядьте в падмасану или в сиддхасану (сукхасана здесь неуместна, ибо колени должны касаться пола). Кто не может сесть в эти асаны, пусть делает джаландхара бандху стоя. Поместите ладони на коленные чашечки. Расслабьте тело и закройте глаза. Глубоко вдохните и, задерживая дыхание, наклоните голову вперёд, прижимая подбородок к яремной впадине груди.

Вытяните руки, упираясь в колени, и одновременно поднимите плечи вверх и вперёд, что позволит рукам оставаться в замке. Ладони удерживайте на коленях. Оставайтесь в этой позе до тех пор, пока вы сможете удерживать дыхание. Затем расслабьте плечи, согните руки, освободитесь медленно от замка и поднимите голову. Медленно выдохните. Когда дыхание нормализуется, повторите снова.

Кундалини йогическая техника: Эта техника отличается от предыдущей тем, что выполняется без какого-либо напряжения плеч и рук. Голова просто падает вперед, и подбородок упирается в яремную впадину. В этой форме ученик мобилизует ментальные возможности внушения для осознания сжатия праны в верхней части туловища.

Замечание: Практику можно выполнять с задержкой дыхания после выдоха. Бандха блокирует дыхание и сжимает различные органы в горле.Предостережение: Не совершайте вдоха или выдоха до тех пор, пока не освободились от замка, т.е. пока не подняли голову.Ограничения: Джаландхара бандху не должны делать люди, страдающие гипертонией, внутричерепным давлением или сердечными недомоганиями.Польза: Успокаивает тело и ум, снижает сердцебиение. В районе горла расположены очень чувствительные рецепторы, которые могут замедлять или убыстрять сердцебиение. Щитовидная и паращитовидная железы массируются и их функция улучшается, благотворно воздействуя на весь организм. Эта практика устраняет стрессовые состояния, снижает возможность их повторения, рассеивает гнев и беспокойство.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий