Философия йогического учения

Базовый комплекс йоги: Сурья Намаскар

В переводе с санскрита Сурья Намаскар означает «Приветствие Солнцу», это комплекс упражнений для разминки всех групп мышц, состоящий из 12 асан. Рекомендуется выполнять его в утреннее время для активации солнечной энергии и приведения организма в тонус, в процессе можно пропевать специальные мантры при выполнение каждой асаны для вхождения в медитативное состояние.

Начинать необходимо с детальной проработки каждой асаны и далее объединить их в комплекс, добавив правильное дыхание, принцип простой — прогибаясь назад, делаем вдох, а при наклонах вперед делаем выдох.

Польза данного комплекса неоспорима: улучшается работа пищеварительной и дыхательной систем, кровообращение, тренируются мышщы и восстанавливается менструальный цикл у женщин. Противопоказаниями могут служить повышенное давление, грыжа позвоночника, второй и третий триместр беременности.

Существует несколько вариаций Сурьи Намаскар, на рисунке ниже представлен классический вариант данного комплекса.

Дыхание и техника выполнения Сурь намаскар

Подробно рассмотрим и изучим технику выполнения каждой асаны комплекса.

Тадасана:

  1. Встаём ровно, соединяем большие пальцы ног.
  2. Подтягиваем коленные чашечки, напрягаем бёдра и ягодицы.
  3. Копчик направляем на себя, подтягиваем нижнюю часть живота.
  4. Раскрываем грудную клетку, макушкой тянемся вверх.
  5. Делаем выдох, складываем ладони перед грудью в намаскар-мудру.

Хаста уттанасана:

  1. На вдохе поднимаем обе руки над головой.
  2. В конце движения делаем небольшой прогиб в грудном отделе, не «переламываемся» в пояснице.
  3. Лобковой костью движемся чуть вперёд, сжимаем ягодицы.
  4. Раскрываем грудную клетку, смотрим на большие пальцы рук.

Уттанасана:

  1. На выдохе делаем наклон вперёд, кладём ладони на пол.
  2. Если не получается, стараемся дотянуться кончиками пальцев до пола.
  3. Держим ноги прямыми, стараемся положить живот на бёдра. Если спина значительно скругляется, колени допустимо слегка согнуть.
  4. Копчик тянем вверх, вытягиваем позвоночник.

Ашва санчаланасана:

  1. На вдохе правой ногой делаем широкий выпад назад, колено кладём на пол.
  2. При этом сгибаем левую ногу (угол между голенью и полом должен составить 90 градусов).
  3. Делаем небольшой прогиб в спине, вытягиваем позвоночник.
  4. Тянемся макушкой по диагонали вперёд и вверх, смотрим перед собой.

Адхо мукха шванасана:

  1. На выдохе левую ногу переносим назад к правой.
  2. Поднимаем таз как можно выше, голову опускаем между рук.
  3. Выпрямляем ноги и тянем копчик вверх, стараемся наметить лёгкий прогиб в пояснице.
  4. Отталкиваемся руками от пола, стараемся опустить пятки на пол.

Аштанга намаскар:

  1. Сгибаем ноги, касаемся коленями пола.
  2. Сгибаем руки, опускаем грудь на пол.
  3. Таз и локти смотрят вверх, руки прижаты к корпусу.
  4. Подбородок стоит на полу, взгляд направлен вперёд.

Урдхва мукха шванасана:

  1. На вдохе опускаем бёдра на пол.
  2. Выпрямляем руки, прогибаемся, выводя грудь вперёд.
  3. Голову отводим чуть назад, смотрим по диагонали вперёд и вверх.

Далее в обратном порядке повторяем уже описанные позы: Адхо мукха шванасана, Ашва санчаланасана (теперь впереди должна оказаться правая, а не левая нога), Уттанасана, Хаста уттанасана, Тадасана.

Повторите комплекс ещё раз, теперь отшагивая в Ашва санчаланасану сперва левой ногой, а во второй раз правой. Два таких повторения цепочки — это один цикл. Количество кругов Сурьи Намаскар зависит от уровня подготовки ученика, рекомендуется начинать с трёх циклов и постепенно увеличивать их число, продвинутые йоги делают 108 кругов — это число считается сакральным в традиции йоги.

Йога в России сегодня

За последние 20 лет в нашей стране появились сотни йога-школ. Индийская физкультура сейчас соседствует с круговыми тренировками и стретчингом едва ли не в каждом фитнес-клубе. А множество видеоуроков позволяет самостоятельно заниматься дома.

Для тех, кто хочет более основательного погружения в практику, существуют отдельные йога-студии. Одни специализируются на конкретных направлениях (например, кундалини-йоге и бикрам-йоге). Другие объединяют сразу несколько (популярны в России классическая хатха-йога, йога Айенгара, аштанга-виньяса йога). Такое изобилие позволяет каждому выбрать направление, максимально подходящее его целям и степени подготовки.

Будущее не предскажешь, но можно сказать наверняка, что система духовного и физического совершенствования, включённая ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия, стремящаяся ориентироваться на современные достижения науки и медицины, приносящая столько пользы людям по всему земному шару, ещё долгие годы будет оставаться востребованной и популярной.

 Влада Исакова, инструктор йоги

Иллюстрации: Анастасия Леман

Основные трактаты. С чего начать изучать йогу ?

Йога-сутры Патанджали считается базовым текстом индийской школы йоги и состоит из четырёх глав — о созерцании, практике, свойствах и степени и полном освобождении. Начинающим рекомендуется читать данный трактат с пояснениеми, поскольку без них сутры сложны для восприятия. В первой главе даётся классическое определение йоги — это остановка колебаний сознания, ведь в первую очередь йога — это дисциплина ума. Существует пять видов движения сознания — верное знание, заблуждение, иллюзии, сон и память. Для успокоения движений сознания нужна постоянная практика и отрешённость, йога учит свободе от желаний и страстей и воспитывает в ученике непривязанность к материальным благам и удовольствиям. Во второй главе говорится о пяти видах страдания — это невежество, гордыня эго, привязанность, избегание боли и страх смерти. И далее подробно описываются ступени на пути к самадхи. Патанджали выделяет три уровня: первый — это самодисциплина, включающая в себя яму, нияму, асану и пранаяму, второй — это самообучение, объединяющее пратьяхару и дхарану, и третий — познание бога путём практики дхьяны и достижения самадхи.

Третья глава рассказывает о свойствах и силе, которую может получить ученик во время практики, в том числе сверхспособностях. Их существует восемь — уменьшаться до размеров атома или увеличиваться, становиться лёгким или тяжёлым, способность быть где угодно или исполнять желания, быть могущественным над всеми и контролировать природные силы. Но Патанджали предостерегает не поддаваться искушению и не использовать такие способности в корыстных целях. И последняя глава рассказывает, как можно освободиться от ограничений, обрести истинное знание и подготовиться к переживанию абсолютного счастья и блаженства. Для достижения конечной цели йоги есть пять способов — получить при рождении, посредством употребления зелий, через чтение специальных мантр, путем практики аскетизма и через глубокую медитацию. Используя первые три способа, можно стать жертвой гордыни в то время как последние два дают возможность достичь абсолютной свободы.

Видео: Йога-сутры Патанджали.

Ещё одна известная книга — это «Хатха-йога прадипика», написанная в XV веке Свами Сватмарамой. Её особенность состоит в том, что автор сделал упор на более практическое применение, чем «Йога-сутры». В этой книге тоже четыре главы. Первая из них рассказывает о различных асанах, благодаря которым укрепляется физическое тело и просыпается энергия кундалини, а также затрагивает тему йогического питания. Пища должна быть приятной и сладкой и заполнять желудок на три четверти, а еда рассматривается как подношение высшему бытию. Вторая глава подробно описывает техники шаткармы и пранаямы. Шаткарма — в переводе с санскрита «шесть действий», а именно нэти, дхоути, басти, капалабхати, тратака и наули. Также описываются пранаямы, такие как сурьябхеда, уджайи, ситкари, шитали, бхастрика, бхрамари, мурчха и плавини. Более подробно про них можно почитать в данном трактате.

Третья глава рассказывает о мудрах и бандхах. Наиболее подробно описывается сила маха-мудры и польза кхечари-мудры и три типа бандх — уддияна, мула и джаландхара-бандха. Также доступно объяснено, что такое энергия кундалини и энергетические каналы. Основных каналов также три — ида, пингала и сушумна. И последняя глава повествует, как достичь состояния самадхи, насколько важна практика шамбхави и кхечари-мудры, о необходимости практики раджа-йоги и о внутреннем звуке, который возникает в процессе практики и способствует состоянию безмолвия.

Хатха-йога как составляющая раджа-йоги

В переводе с санскрита «ха» — это «солнце» и мужской вариант мантры, а «тха» — «луна» и женский вариант, то есть хатха-йога — это соединение солнечной и лунной энергии, мужской и женской. Хатха-йога начинается с очистительных практик — шаткарм. Тело надо подготовить к йоге, для этого используют различные методы для очистки глаз, зубов, языка, носа, пищевода, кишечника и даже головного мозга. Также практикующий должен придерживаться этических правил йоги — ямы и ниямы. Яма содержит принципы ненасилия, непривязанности, воздержания от лжи, кражи и внутренних желаний. Нияма заключается в выполнении правил внешней и внутренней чистоты, довольства тем, что есть, самодисциплины, самообучения и признания бога.

Третья ступень — это асана или устойчивое положение тела в пространстве. В йоге асаны нужны, чтобы правильно направить энергию, текущую в теле

Они способствуют повышению гибкости, улучшают внимание. При корректном выполнении асаны хорошо влияют на сердечную, эндокринную и пищеварительную систему

Зная, каково влияние на организм той или иной асаны, можно решить многие проблемы со здоровьем

Однако важно помнить про противопоказания, которые есть у каждой позы. В глобальном смысле асана помогает нам прийти в состояние, когда тело и сознание становятся едиными

Ещё одна ступень хатха-йоги — пранаяма, или контроль за дыханием. Есть различные техники — успокаивающие, активирующие энергию и охлаждающие. Пранаяма помогает очистить тонкое тело от загрязнений и грамотно использовать жизненную энергию.

В хатха-йоге активно используются мудры и бандхи. Мудра — это печать, или расположение пальцев и кистей особым образом, используются для активации энергетических центров. Есть различные мудры — мудра знания, жизни, энергии. Бандха — это замок, есть три типа — горловой, брюшной и корневой замок, они необходимы для удержания и поднятия энергии.

За пределами хатха-йоги лежат более высокие ступени раджа-йоги

Это медитация, или работа с сознанием, здесь важно использовать специальные позы для медитации и выбрать объект медитации. Как правило, начинают с внешнего объекта, например, свеча и далее по мере готовности можно перейти на внутренние объекты — дыхание или чакры

Медитация используется для поднятия энергии до высшей чакры.

Все ступени в конечном итоге идут к последне — самадхи, или соединению с богом. Человек перестаёт ощущать свою индивидуальность, объединяя в себе одновременно наблюдателя и наблюдающего. Патанджали описывал несколько уровней самадхи — от начального уровня, когда практикующий медитирует на объект и задает себе вопрос за вопросом, до высшего состояния, в котором ум растворяется и наступает состояние духовного единства со всем сущим.

Основы философии йоги и изучение ее краткой истории

Йога в переводе с санскрита означает «соединение» или «союз», что может трактоваться как духовная связь с богом. Основная задача йоги — это освобождение человека от страдания. Решить эту задачу может, во-первых, безусловная вера в бога (Брахму), который пронизывает всё сущее, и во-вторых, аскетизм или ограничение чувственных желаний. С помощью йоги можно управлять психическими и физиологическими процессами в организме человека за счёт выполнения физических упражнений, дыхательных практик, контроля над чувствами, концентрации, медитации, за счёт чего достигается самадхи, или просветление сознания.

Йога является философским учением Древней Индии, постулаты которого записал Патанджали, живший предположительно во II веке до нашей эры. Изложенную им в трактате «Йога-сутры» систему более поздний автор Свами Сватмарама назвал раджа-йога.

Однако исторические корни йоги можно найти ещё намного раньше, например, в древних текстах под названием Веды или Упанишады. Йога плавно продолжает практику санкхьи, однако йога более адаптирована к жизни. Санкхья говорит о влиянии на человека двух реальностей — пуруши и пракрити, а именно духовной и материальной составляющей.

Согласно учению йоги страдания появляются, когда человек отделяет себя от окружающего мира, то есть отделяет духовное от материального. Многие люди склонны быть в плену привязанностей, чтобы получить удовольствие, но когда удовольствие заканчивается — приходит страдание. Йога помогает успокоить ум и направить энергию в мирное русло, достичь этого можно под руководством духовного учителя, ограничивая функции тела, чувств и интеллекта. Высшей целью йоги считается достижение самадхи, когда между личностью и её оболочкой исчезают границы, а между человеком и временем исчезают расстояния. Нет прошлого и будущего, есть только здесь и сейчас, есть только настоящее.

Йога как постепенная трансформация

Йога — это процесс, ряд действий, трансформация, движение к цели

Здоровье и абсолютная гармония не появляются быстро – это результат комплексной работы над собой и внутренней трансформации. Каждому новичку, желающему освоить йогу, следует быть готовым к самоизменениям. Когда мы боимся перемен, они и не наступают. Самое главное – воля, самодисциплина, регулярные занятия и огромное желание достичь заданой цели.

На данный момент, согласно статистике, йогу практикуют более 20 миллионов человек на всем земном шаре. Что же делает ее столь популярной и актуальной?

  1. Йога – ключ к оздоровлению всего тела. Она способна оживить тело, наполнить его силой и энергией;
  2. Йога положительно воздействует на физический, эмоциональный и духовный уровни, соединяя душу и тело в единое целое. Ум становится ясным и светлым, а мысли – четкими и понятными;
  3. Практикующие йогу избавляются от множества болезней комплексно, вопреки тому как делает это западная медицина, вылечивая симптомы раздельно и прибегая к дорогостоящим препаратам;
  4. Йога учит вовлекаться в поток повседневных событий, оставаясь при этом внутренне безучастным и свободным от мешающей суеты;
  5. Регулярная практика прививает хорошие привычки, желание жить честно и праведно, выполнять свои обязанности и долги без мысли о потенциальном возмездии, а также контролировать собственные мысли и чувства;
  6. Йога позволяет соединится со своей внутренней природой, обрести глубокие знания Вселенной, понять законы окружающего мира и познать самого себя.

Следует помнить, что йога не является сама по себе конечной целью. Йога – это процесс, ряд действий, трансформация, движение к цели. Основная идея всей философии заключается не в результате ради результата, а в переживания трансцендентной реальности. Для настоящего йогина не имеет значение, что он делает: моет посуду или гуляет на свежем воздухе – он будет счастлив всегда. Потому что внутреннее счастье не зависит от событий иллюзорного мира. Он свободен, он наблюдает, он прост в жизни и поэтому счастлив.

Современный период

В конце 1800-х и начале 1900-х годов мастера йоги начали путешествовать на Запад, привлекая внимание и последователей. Это началось в Парламенте религий в 1893 году в Чикаго, когда Свами Вивекананда поразил участников лекциями по йоге и универсальностью мировых религий

В 1920-х и 30-х годах Хатха-йога активно продвигалась в Индии работой Т.Кришнамачарья, Свами Шивананды и других йогов, практикующих хатха-йогу. Кришнамачарья открыл первую школу хатха-йоги в Майсуре в 1924 году, а в 1936 году Сивананда основал Общество Божественной Жизни на берегах священной реки Ганг. Кришнамачарья подготовил трех учеников, которые продолжили его наследие и увеличили популярность Хатха-йоги: Б.К.С. Айенгара, Т.К.В. Дешикачара и Паттабхи Джойса. Сивананда был плодовитым автором, написав более 200 книг по йоге, и основал девять ашрамов и многочисленные центры йоги, расположенные по всему миру.

Импорт йоги на Запад все еще продолжался до тех пор, пока Индра Деви не открыла свою студию йоги в Голливуде в 1947 году. С тех пор многие более западные и индийские учителя стали пионерами, популяризировав хатха-йогу и набрав миллионы последователей. Хатха-йога теперь имеет много разных школ или стилей, все они подчеркивают множество различных аспектов практики.

Йога – это практика ума и тела, которая имеет исторические корни в древней индийской философии. Различные стили сочетают физические позы, дыхательные техники и медитацию или релаксацию.

За пяти тысячелетнюю историю, она переживает ренессанс в современной культуре, заменив набедренную повязку на купальник и пару леггинсов.

Йога стала популярной в качестве физических упражнений, основанных на асанах (физических позах) для способствования телесному и психическому контролю и благополучию.

  • Слово «йога» походит от санскритского корня «yuj», который значит «связывать или соединять вместе».
  • Проведенное в 2008 году маркетологическое исследование показало что около 16 миллионов людей в США её практикуют.
  • Наиболее часто в западной культуре практикуют хатха-йогу. «Ha» значит «солнце» и «tha» – «луна».
  • Существует много стилей. Вид практикуемой должен зависеть от индивидуального уровня физической подготовки.
  • Многие практикующие йогу люди получают травмы, среди которых самыми частыми являются растяжения шеи, плеч, спины, ног и коленей.
  • Американская Академия ортопедов считает, что польза занятий преобладает над потенциальными физическими рисками.
  • Она имеет восемь уровней или ступеней: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи.
  • Система имеет много потенциальных выгод для здоровья, включая ослабление боли в пояснице, помощь в контролировании стрессом, повышение баланса и гибкости.
  • Есть определенные доказательства того, что беременные женщины, занимающиеся йогой, менее склонны к развитию проблем на поздних сроках и родах.

Пранаяма для космонавтов: йога в СССР

Официально индийскую то ли философию, то ли физкультуру на всякий случай не жаловали. Иных пропагандистов даже изгоняли из рядов КПСС и увольняли с работы. Тем не менее, йогой интересовались в высших эшелонах власти и даже пытались применять её методики в космической гонке. Так, в начале 60-х годов для работы с советскими космонавтами пригласили известного йога Дхирендру Брахмачари, который проводил практические и теоретические занятия. В те же годы в СССР приезжала Индра Деви и встречалась с крупнейшими советскими политиками: А.Н. Косыгиным, А.А. Громыко, А.И. Микояном.

Первым популяризатором йоговской физкультуры в стране стал индолог Василий Бродов, попавший в ту самую закрытую группу Дхирендры Брахмачари. Ощутив положительное воздействие упражнений на своё здоровье, Бродов обнародовал целый ряд статей и книг о йоге, выступил в качестве соавтора научно-популярного фильма «Индийские йоги — кто они?», вышедшего в 1970 году.

Сценарий для фильма написал лингвист, специализирующийся на хинди, Анатолий Зубков, который стал первым в Советском Союзе сертифицированным преподавателем йоги. В 60-е годы он отправился в длительную командировку в Индию учить студентов русскому в местном университете. А спустя четыре года вернулся уже с документом на право преподавания йоги. Зубков проводил не только практические занятия, но и лекции, много публиковался.

В 1963 году Геннадий Стаценко основал в Москве школу йогов. Правда, официально зарегистрировать её удалось лишь спустя 15 лет работы. Как и многих других популяризаторов, Стаценко вдохновила поправка собственного здоровья: йога помогла ему избавиться от почечнокаменной болезни.

В начале 80-х годов в прессе мелькали публикации отдельных энтузиастов, например, в журнале «Наука и жизнь» печатался Виктор Воронин, позже написавший собственную книгу по хатха-йоге.

Некоторым любителям йоги всё же не везло. Инженера-изобретателя Яна Колтунова исключили из партии и уволили с работы в 1983 году за то, что он основал в Подмосковье духовно-оздоровительный клуб «Космос», занятия в котором посещали сотни людей.

Зато после Перестройки дела у популяризаторов йоги пошли куда лучше. Тот же Ян Колтунов возобновил работу клуба и даже принялся основывать филиалы в других городах, проводил слёты, активно публиковался. В конце 80-х были созданы Академия йоги, Ассоциация йоги, прошла первая йоговская конференция, гостем которой стал Б. К. С. Айенгар. Тогда же СССР впервые посетил Йоги Бхаджан – известный адепт кундалини-йоги.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий