Введение.
Карл Густав Юнг выделят в развитии личности особый процесс – процесс индивидуации, в котором личность приобретает полноту и целостность своего бытия. Индивидуация связана с расширением сферы сознания и расширением его возможностей. Итог — становление самости, в котором эго (сознание личности) становится элементом самости. Причем эго не растворяется, не ассимилируется самостью, что было бы психической катастрофой. В отличие от индивидуализма, индивидуация означает не отказ от коллективности, а напротив – более совершенное исполнение коллективных предназначений.
Процесс индивидуации есть выделение личности из коллективных основ собственной психики, духовное рождение человека, возникновение психически самостоятельного, саморазвивающегося существа. Индивидуация — это ассимиляция бессознательного через осознание тех образов, которые оно поставляет, то есть, проявление и осознание архетипов. Обретение самости происходит через циклы частичных слияний конкретных психических содержаний. Цель индивидуации — освобождение самости от лживых покровов персоны (социальной роли-маски) и от самодавлеющей власти бессознательных образов.
22 стр., 10777 слов
Процесс становления личности
… возрастной субкультуры; Раскрыть теоретические аспекты социализации: факторы, влияющие на социализацию, формы социализации. Проанализировать процесс становления личности, его стадии; Определить роль социализации молодежи для будущего России; Показать влияние субкультуры на социальное воспитание личности подростков, его формирование. Формирование личности человека …
Самость — одновременно и символ воссоединения сознания и бессознательного, и трансценденция по отношению к ним. Она может быть описана лишь отчасти, а отчасти до поры до времени остается непознаваемой и неопределимой. На бессознательном уровне самость есть архетип, обнаруживающий себя в сновидениях, мифах и сказках в качестве “высокопоставленной личности”.
Юнг полагает, что процесс индивидуации доступен всем.
Цель реферата: рассмотреть процесс индивидуализации и его отражение в мифах и сказках.
Индивидуальная траектория развития как основа образования будущего
volatility (изменчивость)
uncertainty (неопределенность)
complexity (сложность)
ambiguity (двусмысленность)
Студент, который начинает обучение, через несколько лет может оказаться невостребованным на рынке: жизненный цикл профессий сокращается, регулярно возникает потребность в дополнительных компетенциях, зачастую из других дисциплинарных полей.
Поэтому сегодня основная задача образования — создать свободную среду, в которой обучающиеся могут сами выстраивать свои образовательные траектории в соответствии с внутренними установками или изменчивыми внешними обстоятельствами. В результате каждый студент может сформировать уникальный компетентностный профиль, а это совсем другой уровень гибкости на рынке труда.
В настоящее время одним из принципов образования является индивидуализация обучения. Этот процесс требует сопровождения, в частности тьюторского. Причем индивидуализация подразумевает не только выбор программ, но и проектной деятельности, команд и других активностей, связанных с неформальным образованием. Образовательное пространство должно быть построено таким образом, чтобы студенты впоследствии смогли самостоятельно ставить цели, делать выбор в соответствии с ними и адаптироваться под новые реалии. Принцип индивидуализации можно реализовать в разных масштабах: в рамках одного занятия, учебного плана, образовательного учреждения, среды в целом.
«В современной литературе широко распространено понятие „поколение выбора“. Выбор — это уже не просто свобода или привилегия, это твоя обязанность. Мы живем в мире, в котором постоянно выбираем, принимаем решения в условиях неполной информации и коммуникационных шумов. Наши пробы дают нам возможность определиться, так сказать: когда ты первый раз заходишь в кофейню, то экспериментируешь: пробуешь один кофе, потом второй, третий. Но потом, определившись однажды, ты решаешь проблему выбора как минимум на какое-то время. Но снять совсем вопрос выбора и сформировать вокруг себя систему готовых решений в современном мире невозможно, поэтому приходится выбирать. И нести за это ответственность».
Если человек как можно раньше начинает развивать навык ответственного принятия решений, учиться понимать собственные интересы, сильные и слабые стороны, ставить цели и задачи, разрабатывать план движения и следовать ему, тогда будет легче ориентироваться в жизни вне зависимости от того, в какой сфере он реализуется. Он научится корректировать свой план развития и изменит отношение к ошибкам, так как они являются естественной частью образовательного пути. Их необходимо правильно анализировать и превращать отрицательный опыт в положительный.
Литература.
1. Аналитическая психология и психотерапия/ Сост. И общая редакция В. М. Лейбина. – СПб.:Питер, 2001. – 512с.
8 стр., 3580 слов
Противостояние Востока и Запада
… По этой причине индивидуация, которая, по Юнгу, представляет собой идеал душевного здоровья и благополучия взрослой жизни, Востоку просто не понятна. На Западе боги и люди не воспринимаются … идеалу, навязанному всем – даже великим святым и мудрецам – на Востоке, где безраздельно властвует уверенность, что человек должен до конца отождествиться с отведенной ему маской социального положения, …
2. Беседин, Липатов, Тимченко, Шапарь. Тайна личности. Занимательная психология для детей и взрослых. – Харьков: Неофит; Фортуна-пресс, 1996. – 557с.
3. Борбели А. Тайна сна/Пер. с нем. В. М. Ковальзона. – М.: Знание, 1989. – 192с.
4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – 3-е изд., с изм. И доп. – СПб.: Свет, 1997. – 608 с.
5. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М: Политиздат, 1987. – 286с.
6. Дикманн Х. Методы в аналитической психологии. – М.: ООО «ЦГЛ «РОН», В.Секачев, 2001. – 329с.
7. Лобан-Плозза. Здоровый сон. – Мн.:Полымя, 1990. – 30с.
8. Советский энциклопедический словарь./Гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 1600с.
9. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – СПб.: Питер, 2001. – 34с.
10. Фрейд З. Толкование сновидений: Сб. произведений . Пер. с нем. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.- 608с.
11. Холл Джеймс. Юнгианское толкование сновидений. – СПб.: Б.С.К., 1996. – 168с.
12. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. – М.: Наука. 1996. – 269с.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Совместное противостояние силам природы
Древние люди, не понимавшие законов устройства окружающего мира и не знавшие более эффективных способов добычи пропитания и постройки жилищ кроме тех, где требовалось участие большого количества человек, соответственно не могли и помыслить о том, чтобы противопоставить свою индивидуальность коллективу.
Отрыв от общества, изгнание из его рядов означали неминуемую гибель. В этом смысле обстоятельства мало изменились и в античности, и даже в период Средневековья. Тем более что в те времена о последних достижениях науки было известно только весьма ограниченному по численности кругу людей.
Применение на практике
Существует несколько видов личностно-ориентированного подхода, которые применяются на практике. Все они взаимосвязаны друг с другом через понятия дифференциации и индивидуализации.
Дифференцированный подход
Дифференциация — это распределение учеников на разные категории групп по определенному принципу с целью оптимизации учебного процесса и создания наилучших условий для саморазвития каждого конкретного ребенка.
В качестве примера можно привести разделение учащихся первого класса на три категории:
- Те, кто совсем не умеет читать.
- Дети, знающие все буквы и умеющие складывать из них слоги и простые слова.
- Хорошо читающие дети.
Дифференцированный подход к обучению означает построение учебного процесса, при котором учитываются его возрастные характеристики, интеллектуальный уровень развития ребенка (имеющиеся способности и знания), степень его обучаемости (как быстро он способен усвоить материал).
Индивидуальный подход
Индивидуализация — это процесс выявления и учета психических, физиологических и иных особенностей личности.
На основе проведенного анализа выстраивается концепция по применению наиболее подходящих форм и методов воспитания и обучения. Для этого учитель или воспитатель должны обладать знаниями в области психологии. Необходимо учитывать степень дисциплинированности, активности ученика, его уверенности в себе, особенности восприятия информации (какая память лучше развита — зрительная или слуховая), темперамента (выполняет задание быстро, но с помарками или же медленно и скрупулезно) и другие характеристики.
Индивидуальный подход к обучению означает разделение детей на группы по таким признакам, как наличие определенных способностей, скорость и качество усвоения материала, успеваемость, склонность к тому или иному предмету и виду деятельности.
С каждой группой проводится отдельная работа. К примеру, те дети, которые быстро справились с работой, получают дополнительное задание. Есть дети активные и пассивные. Активный, уверенный в себе ребенок всегда тянет руку, даже если не знает правильного ответа, он не боится ошибиться. Пассивный ребенок испытывает чувство неуверенности в своих знаниях и страх ошибиться — даже зная правильный ответ, он вряд ли станет проявлять инициативу. Все это педагог должен учитывать при индивидуальной работе с каждым ребенком, обязательно похвалить робкого ученика за правильный ответ.
Субъектно-личностный подход
Субъектно-личностный подход предполагает работу с каждым учащимся, как с самостоятельным субъектом, имеющим свою волю, проявляющим активность и независимость в своей деятельности и проявлении желаний. Проявление субъектности тесно завязано на личности ребенка, на его уникальности и непохожести ни на кого другого. Для наилучшего развития характеристик субъектности создаются предпосылки для проявления учеником своей избирательности и осознанности в выборе, а также для ее закрепления, что положительно сказывается на его познавательных способностях.
Разноуровневый подход
Разноуровневый подход подразумевает дифференциацию по разному уровню сложности. Так, на уроках математики детям, имеющим гуманитарный склад ума, дают более простые задания. А дети с явно выраженными математическими способностями решают задачи повышенной сложности.
Варианты реализации индивидуализации
Процесс индивидуализации может проходить:
- Самопроизвольно. Течение индивидуализации реализуется неосознанно на протяжении всей жизни. Особенно активно это проявляется в детском и подростковом возрасте, когда индивид только начинает выделять себя среди остальных людей. На этом этапе он получает первые инструменты и значимый социальный опыт, который впоследствии применяется в процессе анализа и самоанализа.
- Посредством анализа. В зрелом возрасте индивидуализация основывается на стремлении познать себя и человеческую природу в целом через механизмы рефлексии, наблюдения и анализа.
Процесс индивидуации по Карлу Юнгу
В соответствии с вышесказанным Карл Густав Юнг разработал одну из основ своей аналитической психологии: концепцию процесса индивидуации. Для автора термин индивидуация понимается как процесс дифференциации, конституции и конкретизации своей сущности, таким образом, что субъект может обнаружить, кто он, и позволяет ему развивать личность. Это также отождествляется с самореализацией, являющейся частью естественного и инстинктивного процесса своего созревания..
Важно помнить, что процесс индивидуации в высшей степени противоречив как в юнгианском, так и в других аспектах, учитывая, что он включает в себя интеграцию противоположных элементов. В случае с Юнгом он предложил, чтобы мы имели дело с процессом, в котором конфликты между различными противоположностями возникают в человеке, связаны с сознательно-бессознательной оппозицией и индивидуальностью-коллективностью
Основой всего этого процесса является эго, из которого мы будем продвигаться в понимании тех аспектов, которые до сих пор отрицались, и постепенно, принимая их и интегрируя их. Содержание, которое должно быть разработано и интегрировано, будет становиться все более сложным, и для продвижения в этом процессе необходимо уметь идентифицировать, связывать и интегрировать противоположности, не отождествляясь с ними, отличая их от себя..
В этом смысле отдельные личные аспекты будут интегрированы в первую очередь, работая подавленные эмоциональные переживания на начальном этапе до рассмотрения его неадекватности или конфликта или опыта травм, а затем также интегрировать элементы коллективного бессознательного, добавляя к развитию разработку культурно унаследованных архетипов. Кроме того, они также будут развивать и интегрировать различные основные процессы, которые формируют личность.
Примечательно, что существует и другая концепция индивидуации, более сфокусированная на биологической эволюции субъекта, хотя, в отличие от других концепций, процесс индивидуации, предложенный Юнгом не ограничивается юностью или детством. Фактически, каждый из этапов, которые являются частью этой второй интерпретации процесса, будет длиться около десяти лет каждый, не завершая процесс сознательной индивидуации до самой взрослой жизни..
Сначала вы проходите через фазу, в которой эго начинает рождаться (ранее не было осознания индивидуальности), позже, когда вы достигаете половой зрелости, начинается дистанцирование от окружающей среды и поиск идентичности, адаптации к вашей роли и интеграция себя и, наконец, четвертый этап, на котором дан поиск смысла самости. Это было бы в последнем, когда есть большая вероятность, что необходимые процессы даны для завершения идентификации.
Может быть, вам интересно: «Карл Густав Юнг: биография и работа духовного психолога»
Личностно-ориентированный подход к образованию
Образование, сложившееся в нашей школе, имеет тенденцию быть авторитарным, то есть в нем доминирует авторитет педагога, а ученик остается в положении подчиненности и зависимости. Иногда такое обучение называют директивным, потому что решения принимает и процессом руководит учитель, а от ученика требуется только подчиняться. Так вырастает ребенок: пассивный исполнитель, которому все равно, что он делает и как он это делает. Инструктивная педагогика основана на принципе «требовать — воспринимать — действовать».
Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, необходим иной подход. Необходимо воспитывать умение думать, прежде чем действовать, всегда поступать правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение человека, считаться с его позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое, личностно-ориентированное образование. Она создает новые механизмы нравственной саморегуляции учащихся и постепенно заменяет устоявшиеся стереотипы принудительной педагогики.
Современные научные разработки теории и практики личностно-ориентированной педагогики основаны на принципе личностного (личностно-ориентированного) подхода к ученику как к самосознающему, ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту педагогического взаимодействия. Их концептуальные идеи были развиты в 60-е годы XX века представителями зарубежной гуманистической психологии К. Роджерсом, А. Маслоу, В. Франклом и другими, которые утверждали, что полноценное образование возможно только тогда, когда школа служит лабораторией для раскрытия уникального «Я» каждого ребенка.
В отечественной педагогике идея личностного подхода разрабатывалась с 80-х годов XX века К.А. Абульхановой, И.С. Коном, А.В. Петровским и другими в связи с трактовками образования как субъект-субъектного процесса. В начале XXI века Е.В. Бондаревская, В.П. Давыдов, В.В. Сериков и другие сформировали концептуальные положения теории личностно-ориентированного образования в условиях образовательных учреждений разного уровня. Несмотря на некоторые различия в подходах к интерпретации содержания ученых, представляется возможным выявить в них общие методологические позиции. К наиболее важным из них относятся следующие положения.
Каждая концепция фокусируется на человеке как уникальном социально-биологическом существе с уникальной системой индивидуально-психологических характеристик, моральных и этических ценностей и ориентиров. Это можно объяснить тем, что в современном российском обществе меняются представления о личности, которая, помимо социальных качеств, наделена различными субъективными качествами, характеризующими ее автономность, независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции и так далее.
Исследователи педагогических проблем личностно-ориентированного образования видят одно из главных условий его реализации в изменении структуры образования — переносе его из сферы субъект-объектных отношений в сферу субъект-субъектных отношений. Следовательно, образование рассматривается не как «педагогическое воздействие» на личность ученика, а как своего рода «педагогическое взаимодействие» с ней.
В содержании образования авторы предлагают перейти от формирования личности с предписанными обществом качествами к созданию условий для ее самореализации и последующего раскрытия (реализации) собственного личностного потенциала (психологических способностей, духовно-нравственных ценностных ориентаций и т.д.).
Ведущим типом личностно-ориентированного образования считается самообразование. Он считается наиболее эффективным в формирующейся новой образовательной среде. В этом случае образование реализует потребности общества в специалистах, способных самостоятельно приобретать необходимые знания и адаптироваться к изменяющимся экономическим, социальным и общественным условиям государства.
Обобщение представленных методологических позиций позволяет представить личностно-ориентированное образование как деятельность по формированию образовательной системы (образовательной среды), позволяющей в полной мере реализовать личностный потенциал студента для достижения ценностных (жизненных) ориентаций в интересах его образовательной подготовки и профессиональной деятельности. Такой подход придает образованию определенную специфику — он предполагает субъект-субъектные отношения педагогов и учащихся, а также признает приоритет личностных ценностей последних в образовательной деятельности педагога.
Коллективизм и социализм
Сторонники индивидуалистических теорий в исторической науке в 19 веке подверглись многочисленным нападкам социалистов. По мнению последних, те исследователи, которые склонны рассматривать человеческие общества лишь как собрания отдельных людей, уподобляются глупцам, что, видя множество деревьев, отказываются назвать их лесом.
Карл Маркс также отвергал идею методологического индивидуализма. Он утверждал, что независимо от действий и желаний отдельных личностей, все цивилизации проходят путь от первобытнообщинного строя до капитализма, распад которого приводит к социализму.
Таким образом, для исторической и социологической науки индивидуализм — это учение, согласно которому наибольшее влияние на глобальные процессы оказывают отдельные люди. Противоположностью этой теории являются такие концепции, как холизм, историзм и некоторые другие.
Сущность индивидуального обучения и его принципы
Сущность индивидуального обучения состоит в индивидуальном подходе к каждому ребенку.
Принципы индивидуального обучения – это:
- Принцип, согласно которому педагог взаимодействует с одним конкретным учеников по индивидуальной модели, с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка.
- Основной ориентир обучения – это индивидуальные особенности ребенка.
- Весь процесс обучения, применяемые методы и формы педагогического процесса, выбираются согласно индивидуальным особенностям и возможностям ребенка.
- Создание оптимальных психолого-педагогических условий для учеников всего класса и для каждого отдельного ученика.
- В процессе обучения педагог использует различные психолого-педагогические, учебно-методические и т.д. мероприятия, которые ориентированы на индивидуальные особенности каждого ребенка.
Определение 1
Индивидуальное обучение – это образовательный процесс, который организован с учетом возрастных и психологических особенностей одного конкретного ребенка, путем взаимодействия учителя с данным ребенком.
Достоинства индивидуального обучения:
- возможность адаптации методов, форм, темпов и т.п. учебного процесса под возможности конкретного ребенка;
- возможность следить за успехами и поправлять неудачи ребенка;
- возможность отслеживать продвижение от незнания к знанию у ребенка, при необходимости проведение проверочных заданий, ориентированных на установление уровня усвоения учебного материала;
- возможность вносить корректировки в учебный процесс, исходя из возможностей и потребностей ребенка, а также с целью адаптации к учебному процессу.
Таким образом, принципы индивидуального подхода к обучению позволяют ребенку работать эффективно, так как учебный процесс организован с учетом его возможностей, потребностей и интересов. Однако принцип индивидуального обучения в современной школе «в чистом» виде используется крайне редко. Это связано с тем, что существует ряд причин, не позволяющих его полноценное внедрение (нехватка кадров, установленные учебные стандарты и т.д.). Принцип индивидуального обучения в рамках современной школы осуществляется в основном по отношению к детям, которые имеют проблемы в обучении.
Специфика индивидуального обучения заключается в том, что учебный процесс организован не только с учетом индивидуальных возможностей ребенка, но и с использованием приоритетных форм обучения.
Использование принципа индивидуального обучения осуществляется в различных технологиях образования, исходя из чего, данный принцип можно назвать проникающим. Однако необходимо различать использование принципа индивидуального обучения в зависимости от меры его применения. Возможно использование принципа индивидуального обучения как основного средства, а возможно в комплексе с иными принципами обучения.
Замечание 3
Таким образом, можно сказать, что принцип индивидуального обучения является самостоятельной системой, которая обладает всеми необходимыми качествами и признаками, характеризующими ее как целостную педагогическую технологию.
Индивидуальность в психологии
Индивидуальность такое уникальное свойство личности, которое вызывает интерес в изучении психологами. Этот феномен давно исследуется как в нашей стране, так и зарубежными психологами. В психологии индивидуальность рассматривается как комплекс взаимодействий между темпераментом, характером, межличностными отношениями, интеллектом, интересами и увлечениями личности.
Анализ взаимосвязей между отличительными чертами человека играет важную роль. Он помогает понять масштабы влияния общества и среды на развитие личности и ее индивидуальности. Помогает узнать о возможностях человека самореализоваться, быть оригинальным и непохожим на других благодаря своим стараниям. Человек – это член общества, а не изолированный субъект, что вызывает интерес к изучению. Особенно интересно с точки зрения психологии изучение межличностных отношений между людьми в обществе. Это дает возможность исправить ошибки на этапах развития и становления личности.
Что такое индивидуализация личности
Определение
Индивидуализация — это психологическое становление личности, в ходе которого реализуются ее индивидуальные черты, способности и уникальные особенности.
Это понятие отражает потребность человека выделяться среди остальных людей, оставаясь при этом полноценной частью общества, которое его окружает.
Вопрос индивидуализации составлял одну из основ теоретического конструкта аналитической психологии швейцарского психиатра Карла Юнга, который подразумевал под ним интеграцию сознательного и бессознательного опыта.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Процесс индивидуализации
Формирование личности идет с самого младенчества, когда ребенок начинает взаимодействовать с семьей. Подражая взрослым, он ежедневно приобретает новые навыки и делает первые шаги в личностном развитии. На этом начальном этапе индивид проходит процесс адаптации, усваивая нормы и правила, принятые в конкретной социальной группе.
Уже в ходе взросления начинается процесс индивидуализации и осознания своей непохожести. В подростковом возрасте желание выделяться проявляется особенно остро: подросток стремится подчеркнуть свою уникальность необычным внешним видом или поведением, чтобы «не быть как все». В этот период на становление личности влияют не только индивидуальные особенности человека, но также окружающая среда и люди. Социальный опыт при этом оказывает огромное влияние.
Уникальные свойства человека проявляются в определенных условиях, в зависимости от общества, в котором он находится и воспитывается. Одни и те же ситуации по-разному могут оцениваться в различных социальных группах. Реакция человека также будет различаться в соответствии с принятым ценностям и нормам определенного общества.
Проблема индивидуализации рассматривается и в педагогике. Уже в дошкольном обучении педагоги применяют методы индивидуального подхода к ученикам, учитывая их особенности и способности. Такой подход создает оптимальные условия для самореализации детей в будущем.