Самопознание и развитие личности

Этапы самопознания

этапы самопознания

Процесс познания себя — это изучение и осмысление личностью особенностей собственного душевного и физического склада. Беря начало еще в младенческом возрасте, этот процесс не заканчивается на протяжении всей жизни человека. Знание о себе формируется поэтапно по мере знакомства с внешним миром и своими внутренними ощущениями, реакциями тела.

Самопознание неразрывно связано с самосовершенствованием — желанием развиваться как личность и достигать успеха.

Хотя многие люди стремятся добиться большего в жизни, мало кто подозревает о наличии такого понятия, как этапы самопознания.

Самоузнавание

Самоузнавание — это первая ступень в самопознании, начинающемся еще в детском возрасте. Ребенок впервые выделяет себя из окружающего мира: узнает в зеркале или на фотографии.

Формирование представления о внешности — естественный процесс, который обязательно присутствует в жизни каждого человека, но в силу раннего возраста он происходит неосознанно.

Я концепция

Образ «Я» (или Я-концепция) являет собой устойчивое представление человека о самом себе, выработанное на основе собственного поведения в различных жизненных или вымышленных ситуациях, в том числе и через мнение других о себе. Собственное «Я» бывает обусловлено адекватным или неадекватным самовосприятием.

Во втором случае человек создает вымышленный, конфликтующий с реальностью образ самого себя (веря в него). Адекватное представление о себе, напротив, позволяет человеку более гибко приспосабливаться к окружающему миру.

Самооценка

Представление индивидуума о значимости своей личности, важности собственной деятельности, признание достоинств и недостатков, приятие или неприятие своих качеств — все это является составляющими компонентами самооценки. Ведущую роль в оценивании себя играют достижения человека, мнение окружающих о нем

Но главным критерием выступает система личностных смыслов индивида.

Самооценка подразумевает не просто познание разных сторон собственной личности. Это также выработка отношения к своим качествам, возможностям, духовному и физическому потенциалу. На самооценке базируется самоопределение в жизни. Адекватная самооценка обеспечивает стабильную уверенность в своих силах и моральное удовлетворение. Неадекватная — чревата постоянным конфликтом, как внутренним, так и внешним.

Здоровая самооценка предполагает постоянное критическое осмысление своих возможностей в предлагаемых жизненных обстоятельствах. Сюда можно отнести навыки постановки реалистичных целей и их достижение, способность критично оценивать свои мысли и поступки, умение взвешивать аргументы за и против, тщательно анализировать правдоподобность выдвигаемых версий и гипотез.

Теория самоконцепции как этап самопознания

Мысли и представление человека о самом себе, своем месте в мире, призвании — называют самоконцепцией. Она состоит из двух компонент: частной (личное «Я»), которая отражает виденье индивидуумом самого себя, и социальной (социальное «Я») — представление человека о том, как его воспринимают окружающие. Теория самоконцепции базируется на 2 аспектах: желании достичь гармонии с собой и желании повысить самооценку. Самоконцепция имеет 2 направления:

  •  объективное — как я (или окружающие) воспринимаю себя в текущей жизни;
  •  желаемое — каким я хотел бы видеть себя, или как бы я хотел, чтобы окружающие меня воспринимали.

Желаемый образ — тот, к достижению которого стремится индивидуум. За его основу можно взять существующего в прошлом или теперешнем времени человека, который достиг впечатляющих высот в аналогичной области. Со временем расстояние между действительным и желаемым образом будет сокращаться, пока однажды не пропадет совсем.

В погоне за идеалом важно осознавать себя личностью, которая обладает собственными неповторимыми чертами, включая положительные качества и недостатки. Это самосознание позволит идти вперед и расти личностно, развивая здоровый эгоизм.

Личностный рост как этап самопознания

Личностный рост — понятие в психологии, основанное на концепции изначально позитивной природы человека и дальнейшего развития его внутреннего потенциала. В процессе самосовершенствования индивид сталкивается с возможностями, создает условия и события, которые могут приблизить или отдалить его от жизненной цели. В этих условиях человек делает свой выбор, руководствуясь собственной системой ценностей.

В результате личность человека меняется в лучшую сторону: он учится контролировать свои эмоции и направлять мысли, а с ними и действия, в необходимое для достижения своих целей русло.

Психология Рубенштейна

Самопознание и саморазвитие человека происходит в процессе общения с другими людьми, так человек осознаёт свои особенности и производит работу над характеристиками личности. Характер человека — это, отчасти, врождённая вещь, связанная с типом нервной системы, отчасти — приобретённая в ходе жизни и накопленного опыта.

В какой-то мере изучение характеров связано с теорией Маслоу, так бесхарактерный человек не имеет жёсткой системы ценностей, а человек с сильным характером — чётко понимает своё предназначение и уверен в своей системе координат, придерживается строго своей линии поведения. Понятие же «личность» возникает в результате самосознания своего «Я» и своих действий.

Самопознание

Самосознание возникает в результате развития человека, овладения новыми знаниями, понимания своих возможностей, управления физическими процессами. Самостоятельность развивается в процессе овладения речью, навыками обслуживания, а позже проявляется в умении ставить задачи, цели, находить основное направление развития своей личности.

Самопознание и саморазвитие личности — важные составляющие в жизни человека, эти процессы чётко прослеживаются в подростковом периоде, когда перед личностью возникает множество вопросов. Человек определяет своё предназначение в этом мире, способности и возможности своего «Я». Это первые попытки понять себя.

Каждому человеку свойственны особенности характера, личные качества, которые отличают от других. Понимание себя приводит к формированию личности, осознанию необходимости изменений в тех или иных направлениях, установлению своих принципов жизни.

Личность — это человек со своим мировоззрением, чёткой жизненной позицией, которые возникли, как результат большой сознательной деятельности, осмысления себя и жизни в целом.

Индивидуальность — яркий, неповторимый человек

Личность более глобальное понятие, и её формирование требует довольно значительных усилий, внимания к этому вопросу и целеустремлённости.

Такой человек обладает своими особенностями, «почерком», сознательно выделяет себя из общей массы людей, что предполагает самостоятельное мышление, наличие силы воли. При этом глубина личности определяется богатством внутреннего мира, отношений с людьми.

Самоизоляция ведёт к опустошению человека, хотя в определённой мере необходима для проведения внутренней работы и понимания своей сути. Особенностью личности является возможность смотреть на мир со стороны для более полного понимания процессов.

Развитый человек оказывает и другим помощь в процессе саморазвития. Настоящая личность не может вызывать безразличие, могут быть друзья или враги. В таком человеке всегда есть сила и активное начало. Самосознание развивается вместе с человеком на протяжении жизни, происходит переосмысление себя в связи с новым опытом.

Каждая личность проходит процесс осознания жизни, ставит себе вопросы и находит ответы, понимая, что является наиболее важным для неё и несёт ценность. Накопленный опыт и осмысление жизни приводит к формированию мудрости.
Личность создаётся, строится человеком всю его сознательную жизнь, каждый человек развивается особым образом.

Очень важно самопознание и саморазвитие производить во временном периоде и задавать вопросы: каким я был? — какой я есть? — каким я хочу быть? Однако важно понимать, что человеку необходимо развивать имеющийся потенциал, причём в процессе труда, создания чего-либо личность растёт. Между человеком и его результатом деятельности есть большая взаимосвязь

Личность

Личность всегда представляет интерес, если может создать нечто существенное и видно, что это не предел возможностей. Развитие личности во времени можно отследить за счёт деятельности человека, в ней он проявляется и постоянно развивается.

Особенности человека не всегда стоят во главе поступков, а могут быть и следствием. А способности развиваются в результате постоянной практики, чем больше внимания человек направляет на определённую сферу, тем выше вероятность успеха в ней и достижения высоких результатов.

Каждый человек имеет свою историю жизни, которую можно отразить в автобиографии или резюме, они будут содержать данные об обучении, работе, достижениях человека, — таким образом, прослеживается взаимосвязь развития человека через деятельность.

Для того, чтобы стать исторической личностью, нужно совершать дела, создавать творения, которые будут достоянием общественности, войдут в историю общества.

Самопознание — что за странный фрукт?

Развитие эмпатии и рефлексии, которые являются основами упражнений, формируют взаимооценочные позиции. Упражнения на самопознание направлены на работу над собой. Если человек не готов к тому, чтобы изменить себя, то техники могут оказаться неэффективными.

Самопознание подразумевает обнаружение положительных, негативных качеств, а также самосовершенствование, анализ допущенных ошибок в прошлом и работу над собой. Человек должен отказаться от самобичевания, найти внутри себя друга, помощника, а не только виновника или противника каких-то событий.

Каждый из нас обладает сильными сторонами, но не все могут их обнаружить и заставить доминировать в общем представлении о человеке. Сильные стороны прячутся за комплексами, заниженной самооценкой, способом родительского воспитания. Если что-то не устраивает, — пора меняться! Именно упражнения помогут обрести внутренний стержень, найти те качества, которые станут опорой для продвижения по жизненному пути.

Существуют различные упражнения на самопознание, которые подбираются индивидуально. Это зависит от желаний человека, его целей и оценочных суждений по поводу тех или иных событий. К сожалению, есть люди, которые думают что не обладают сильной стороной или достоинствами. В большинстве случаев важную роль играет общество, иногда люди могут не воспринимать сильной стороны личности, поскольку она не вписывается в их моральные нормы или знания. Например, сменив обстановку или пребывая в кругу заинтересованных людей, можно найти себя, удивится своим возможностям, которые были приглушенными другими.

Самодиагностика, желание измениться, развиваться и двигаться вперед – является путем к самопознанию, которое открывается с помощью упражнений.

Самопознание и развитие личности

В психологии выделяют следующие этапы самопознания:

  1. Первичное.Через общение с окружающими людьми человек начинает знакомиться с собой. Данный этап называют пассивным, на его основе будет сконструирован последующий процесс. В этот период формируется эго-концепция, которая основывается на мнении других людей, формируется окружением. Ввиду особенностей процесса может возникнуть несоответствие представлений.
  2. Кризис первичного самопознания. Этот этап обусловлен столкновением мнений о личности индивида. Некоторые точки зрения не вписываются в картину мира человека и его взглядов о самом себе. Следствием этого становится когнитивный диссонанс. Результат данного этапа — переход от мнения других к самоопределению.
  3. Вторичное. Этап сопровождается эволюционными процессами, в ходе которых человек меняет о себе мнение. Это активная фаза. Главную роль играют ощущения, эмоции, поступки. Эго-концепция трансформируется, поскольку человек начинает испытывать сомнения по поводу ее истинности. Все это может привести к изменениям, в основе которых лежат планы самого человека, а не навязанные кем-то представления. Перемены касаются не только внутреннего содержания личности, но и ее внешней стороны.

Условно этапы делятся на несколько периодов:

Пассивный. Эта фаза приходится на возраст от 3 до 8 месяцев

Все внимание направлено на внешний мир.
Активный. В период от 12 до 15-16 лет человек проходит первую его часть, акцентируя внимание на своем внешнем виде

С 20 до 30 лет изучению подвергается внутренний мир, в т.ч. осуществляются поиски смысла жизни и способы самореализации.
Падение активности. Начинается с 60 лет. Человек уже хорошо себя изучил, поэтому процессы самопознания не имеют большого значения.

Самосознание имеет структуру, которая состоит из 3 частей:

  1. Образ эго. Содержит информацию о самом себе. Отношения с собой определяют тип связи с окружающими.
  2. Самоконтроль. Возможность регулировать свои поступки, эмоции в соответствии с нормами, установленными в обществе.
  3. Самооценка. Человек начинает без каких-либо условий принимать себя или по каким-то причинам не может этого сделать.

Самопознание направлено на то, чтобы получить максимальное количество информации о самом себе. Это позволяет сформировать концепцию эго. Завершить процесс познания самого себя невозможно, т.к. большая часть информации лежит в сфере бессознательного. Однако благодаря постоянной внутренней работе человек может получить следующие результаты:

  1. Чувство сопричастности или идентичности. Возникает как следствие понимания того, что все в мире взаимосвязано, вовлечено в общий процесс. У людей более зрелого возраста это ощущение усиливается. Если в течение жизни не удалось достичь этого уровня саморазвития, человек ощущает ее бессмысленность.
  2. Принятие. Человек знает свои сильные и слабые стороны, регулярно ставит перед собой цели, направленные на самосовершенствование. Его самооценка не зависит от внешних факторов, если процесс принятия завершился. Если же добиться этого по каким-то причинам не удается, то начинается внутренняя борьба, выиграть в которой сложно.
  3. Уважение. Индивид вырабатывает к себе благоприятное отношение, которое основывается на имеющихся достижениях. Низкий уровень уважения порождает внутренние конфликты. Высокий становится причиной развития эгоцентризма, пренебрежения к другим людям.
  4. Ощущение компетентности. Его позволяют сформировать сведения о способностях, другая информация, уровень осознанности, уверенности и понимание того, может ли человек жить в соответствии со своими потребностями и желаниями.

Кроме перечисленных достижений, процесс самосознания может сопровождаться и другими результатами.

Распространенные ошибки

В развитии самосознания человек допускает следующие оплошности:

  1. Вешание ярлыков. Они слишком упрощают реальность и мешают адекватно мыслить.
  2. Глухота к обратной связи. Нередко другие люди лучше видят положительные и отрицательные качества. Нужно уметь самому себя анализировать, но в качестве исходной информации брать сказанное другими людьми.

Таким образом, самосознание – важнейшая характеристика человека, отличающая его от животных. Самопознание – это процесс, который позволяет понимать, что собой человек представляет. Оно опосредует развитие и помогает правильно анализировать психологический опыт для дальнейшего поиска способов саморазвития.

Особенности самопознания

Есть много разных способов и видов различных действий, направленных на то, чтобы человек узнал себя

Но, очень важно, чтобы на пути к пониманию себя вы не превратили Самопознание в Самоистязание. Кто-то, узнавая себя, начнет использовать свои достоинства, а кто-то может зациклиться на своих недостатках

Человек возвращается к определенным проблемам или ситуациям, акцентируя внимание на недостатках

Это станет причиной понижения самооценки, уверенности в себе, порождает зависимость от  того, что о нем думают окружающие, повышается тревожность и мнительность. Не путайте Самопознание и Самоистязание – это разные пути, которые приведут вас к абсолютно полюсным результатам.

Четвертый этап — Кувшин

На пути к самопознанию в эзотерике вы должны избавиться от негативных мыслей. Этого можно достичь с помощью медитации, которая называется «Кувшин».

Встаньте удобно, ноги на ширине плеч, ладони на уровне живота. Пальцы должны соприкасаться друг с другом.  Начинайте дышать и следить за своим дыханием. Когда вы достигнете расслабления и внутреннего покоя, представьте себя кувшином. Представьте, как вода заполняет ваш тело, переливается за края кувшина (голову) и стекая по вашему телу, уходит в землю. Вместе с водой из вас выливаются все плохие мысли, проблемы, беспокойство. Вы очищаетесь от всего этого. Вода смывает всю грязь и с души и мыслей и уходит в землю.

Закончив медитацию, сделайте два глубоких вдоха и выдоха. Резко сожмите и разожмите кулаки. Откройте глаза.

Роль самопознания в жизни человека

Самопознание человека играет в его жизни значимую роль, ведь проходит оно на протяжении всего его существования, начиная с самого младенчества и заканчивая глубокой старостью. Благодаря постоянному росту и развитию, личность узнаёт на что она способна и как себя ведёт в различных ситуациях по мере взросления.

Знания о собственном “Я” складываются по мере изучения окружающего мира и его основных особенностей. То есть, человек со временем узнаёт себя в новых житейских ситуациях, принимает различные решения, формирует мнение. Каждый такой выбор определяет его, как полноценную самостоятельную личность, а к формированию этой личности ведёт самопознание.

История появления термина

Ещё в далеком VI веке до н.э. выдающийся философ и мыслитель Платон говорил: “Познай себя сам”. То есть, самопознание это не новшество для нашего мира, ведь первые речи Платона на данную тему высечены ещё на колонне Дельфийского храма.

Учения Древней Греции в принципе были построены на философской тематике, на познании окружающего и внутреннего мира. В древневосточных учениях достижением истинной человеческой сущности считался путь саморазвития, который был попросту невозможен без собственного познания. Есть множество исторических примеров, где самопознание человека выступало в качестве главного двигателя духовного развития и процветания.

Значение самопознания в современном мире

Как мы выяснили, многие учения различных духовных школ и даже целые религии построены на процессе познания самого себя

Что же касается современности, то и здесь исключений в важности самопознания не существует

Психологические и гуманистические науки и по сей день изучают влияние самопознания на человеческую сущность и её дальнейшее развитие. Только с помощью самоактуализации человек способен на обретение смысла жизни, постановку целей своего существования и становление тем, кем он способен стать.

В большинстве случаев, человек сам определяет своё будущее, главное –правильно разобраться в себе, мыслях и желаниях, чтобы знать, в каком направлении расти дальше.

Потребность в самопознании

Потребность в самопознании возникает у каждого из нас, независимо от пола, возраста и расы человека. Самое интересное, что процесс этот сопутствует нашей жизни постоянно, поэтому на каждом этапе взросления, мы вновь и вновь возвращаемся к глубинному изучению собственного “Я”.

Если человек желает расти и развиваться, то, в любом случае, ему придётся познакомиться с собой и своими привычками

Не зная собственных возможностей, вы никогда не придёте к саморазвитию, которое, между прочим, является важной человеческой потребностью. Только узнав все свои предпочтения, качества и недостатки, определив искренние желания и расставив цели можно двигаться дальше в нужном направлении. Иначе вас ждёт неприятный тупик

Иначе вас ждёт неприятный тупик.

Бывают случаи, когда человеку навязывают правила, по которым он должен жить. Например, у ребёнка отличные способности и интерес к музыке, а родители отдают его заниматься в спортивную секцию, мотивируя это необходимостью должного физического развития.

В итоге: ребенку становится не интересно заниматься, он понимает, что способностей к спорту у него мало, и он разочаровывается в себе. Такой же случай может произойти и с взрослым человеком, который плохо знаком со своими талантами, и не замечает собственных задаток и предрасположенностей к чему-либо.

Потребность в самопознании это неотъемлемая часть нашего жизненного пути, не стоит ему противиться!

Глоссарий терминов и их взаимосвязь

Сам термин «самопознание» имеет древние корни, начало которых ведет нас дорогой в глубокую античность. Впервые данное изречение было приписано греческому философу Платону в его известном трактате «Протагор».

Самопознание – самоличное изучение физических и психологических особенностей, анализ собственных чувств, эмоций. Процесс самопознания человека начинается с младенческого возраста, когда он начинает чувствовать свое тело и реагировать на окружающею среду, а заканчивается только в конце жизненного пути человека – его физической смерти.

Разумеется, процесс саморазвития был бы абсолютно невозможен без еще одного проявления важного компонента человеческой натуры – сознания. Эти термины тесно связаны, правильно даже будет заметить, что первое – это логическое продолжение второго

Сознание – это проявление высшей формы развития человека. При его активном содействии, каждый способен оценивать свою, а также деятельность отельных представителей социума, их модель общения и поведения.

Следующим термином, который будет нам необходим для изучения азов личностного развития, является «самооценка» – один з компонентов самосознания, по сути, адекватная оценка самого себя без каких-либо предупреждений. Влияние самооценки на самопознание – важный фактор. Необходимо учитывать то, что без трезвой оценки самого себя, которая исключает излишние преувеличения и принижения, личностное развитие просто невозможно. Она бывает нескольких разновидностей:

  • Текущая — оценка собственных действий, в том числе проступков. При всем этом отсутствует эмоциональный окрас, в данном случае главенствующую роль играет холодная логика;
  • Адекватная — критическое, но при этом верное определение собственных недостатков и поиск путей для их искоренения;
  • Неадекватная — абсолютно необъективная характеристика самого себя. Присваивания себе осознанно негативных качеств, при этом отсутствуют попытку исправить что-либо;
  • Личностная самооценка – определения уровня удовлетворённостью собой во всех проявлениях.

Упражнения на самопознание

Данные упражнения позволяют лучше понимать себя. Благодаря им человек самосовершенствуется.

Например, можно выполнить упражнение «4 квадрата психологии сознания». Нужно поделить лист бумаги на 4 квадрата. В первом надо написать свои положительные черты и качества, в третьем написать отрицательные, на ваш взгляд, качества. После чего нужно в соседних квадратах написать антиподы этим качествам, совершенно противоположные. Необходимо быть максимально честным с самим собой и понять, что нет абсолютно идеальных людей и черт личности. Следует самосовершенствоваться и делать акцент на плюсах, работая над минусами.

Книги для самопознания

В завершении предлагаем вам познакомиться с подборкой книг о самопознании. Они помогут тем, кто уже занимается изучением самопознания, а также тем, кто только начинает.

  1. Колин Типпинг «Радикальное прощение»;
  2. Джен Синсеро «НИ СЫ»;
  3. Эрик Берн «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры»;
  4. Джон Грэй «Мужчины — с Марса, женщины — с Венеры»;
  5. Виктор Франкл «Сказать жизни Да!»;
  6. Кейт Петерсон «Век живи – век учись»;
  7. Ричард Бах «Иллюзии».

Стадии развития самопознания

Процесс самопознания человека многоуровневый алгоритм, все звенья которого взаимосвязаны между собой. Невозможно перейти к следующему этапу, не завершив полностью предыдущий. Выделяют всего четыре уровня, или же назовем их стадиями, самопознания:

  1. Чувственный – самый примитивный уровень. Мы способны прочувствовать необходимые, тревожащие процессы в нашем организме, ощутить простейшие психические воздействия извне. На данном уровне, особенности самопознания личности практически не видны. Человек не отличим от остальных представителей себе подобных;
  2. Личностный – на этом этапе человек становиться все более эгоистичен. Он зациклен на своих внутренних переживаниях, осознании себя как личности, которой присущи как негативные, так и положительные черты характера;
  3. Аналитический с интеллектуальным уклоном – осознание собственных мыслительных процессов, при помощи таких инструментов как самоанализ и наблюдение. Субъекта все больше и больше интересует непосредственное созерцание издали, нежели активное участие. Этот момент можно сравнить с куколкой бабочки, которая уже практически готова явить себя миру во всей свойственной ей красоте;
  4. Деятельный – слияние всех трех предыдущих уровней становления самопознания. С достижением практического совершенства в использовании самокритики, собственного контроля. Также присутствует абсолютная потеря страха перед любым проявлением какого-либо самовыражения.

Развитие самосознания

Развитие самосознания человека начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Представим тезисно план развития самосознания:

  • осознание ребенком самого факта своего существования (на физическом уровне через ощущения, осознание себя в своем физическом теле);
  • выделение ребенком себя из окружающего мира, общества;
  • осознание ребенком своих эмоций, чувств и желаний;
  • развитие самооценки (оценка действий, поступков, поведения, личных качеств);
  • способность определять психические состояния, распознавать чувства и мотивы;
  • осознание достоинств и недостатков и других индивидуальных особенностей, разработка образов Я-реального и Я-идеального;
  • формирование чувства самоценности, которое не зависит от внешних обстоятельств.

В классификации отечественного психолога и философа С.Л. Рубинштейна выделены такие этапы развития самосознания человека:

  • интерес к телу и овладение им;
  • освоение произвольных движений;
  • обучение самообслуживанию;
  • восприятие своего Я через призму прошлого, настоящего и будущего;
  • формирование самосознания, его принятие человеком.

Знание о себе формируется через самопознание и самоанализ. А также люди познают себя через общение с другими людьми. Причем это первый фактор, влияющий на становление самосознания. До трех лет дети не распознают себя как отдельного уникального человека. И только с трех лет человек начинает отстаивать свою уникальность, искать баланс между ней и схожестью с другими людьми. Пик поисков приходится на подростковый возраст.

Признаки развитого самосознания:

  • осознание себя как активного существа или чувство деятельности;
  • ежеминутное ощущение внутреннего единства, целостности;
  • осознание идентичности;
  • осознание уникальности.

Эти же критерии помогают оценить развитость знания человека о самом себе.

Ошибки в развитии самосознания

Процесс формирования самосознания можно определить как кризис идентичности – поиск человеком своего предназначения, места и роли в обществе. Если кризис разрешается неблагополучно, то есть, у человека не формируется здоровая Я-концепция, самооценка и другие элементы самосознания, то возникают следующие отклонения:

  • человек избегает близких отношений, самоизолируется от общества, замыкается в себе;
  • человек отказывается взрослеть, боится любых перемен;
  • человек неадекватно воспринимает время (искажена хроноцепция);
  • человек не может определиться в жизни, растрачивает свои силы и потенциал на множество маловажных дел и сомнительные виды деятельности;
  • человек не принимает себя, выбирает негативные примеры для подражания.

Кроме этого, ошибки в процессе формирования знания о себе приводят к зависимости от чужого мнения, искаженному восприятию человеком своей внешности или внутреннего мира. В особо запущенных случаях развиваются психические расстройства.

Этапы самопознания

Самопознание каждого человека проходит определенные этапы:

  1. Первичное – это начало познания, основывающееся на мнении человека через мнение окружающих.
  2. Кризис в первичном самопознании. Различие мнений окружающих об одном и том же порождает несоответствие понимания сторон и у человека появляется собственное мнение.
  3. Вторичное познание себя – происходит после существенных изменений, предыдущее понимание себя изменяется или отрицается, появляется новое «Я».

Человек ищет себя и развивается всю жизнь и к каждому приходит желание к самопониманию и саморазвитию в разное время и в разном возрасте. Внутренняя свобода, уверенность, полная и яркая жизнь – результат самопознания и саморазвития и в этом обязательно должны сопутствовать грамотные учителя, знания, навыки и верные помощники.

Вывод: роль самопознания в жизни человека

Ценность индивидуума в этом мире определяется уровнем его сферы самопознания. Дела и поступки также играют важную роль, но умение самосовершенствоваться, познавать себя, свои возможности — выше этого. Путем самопознания открывается личностный и творческий потенциал, который подобен сокровищу в сундуке на дне океана. Вы должны найти его и открыть.

Все зависит от желания, если оно есть, то найдутся пути и средства к самопознанию, вы сможете построить собственную жизненную дорогу, которой будете гордиться. Человек самостоятельно выстраивает свои отношения с другими людьми, способен совершать и исправлять свои ошибки.

Пройденные этапы в нашей жизни обязательно чему-то учат. А постоянное развитие сфер самопознания способствует личностному росту, достижению целей, самообладанию, а также контролю

Если обращать внимание на улучшение внешнего взаимопонимания, то будет страдать внутреннее состояние, которому необходимо уделять больше внимания

Говоря словами Харуки Мураками:

Чем лучше человек себя понимает, тем больше внимания можно уделить сферам, которые слабее развиты, куда необходимо отдать больше энергии. Соблюдение равномерного развития всех сфер самопознания позволит ощутить вкус жизни, измениться изнутри и увидеть, как меняется мир вокруг нас. Знания о самопознании и его сферах дает возможность улучшить себя, создать вокруг себя комфорт: как моральный, так и материальный.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий