Кто такие вайшьи в Индии?

Кастовая структура индийского общества

Несмотря на сложность воссоздания полной структурной картины каст в далеком прошлом, все же можно выделить исторически сложившиеся в Индии группы. Их пять.

Самая высшая группа (варна) брахманов включает в себя госслужащих, крупных и мелких землевладельцев, жрецов.

Далее идет варна кшатриев, в которую вошли касты военных и земледельцев – раджапуты, джаты, маратха, кунби, редди, капу и др. Некоторые из них образуют феодальную прослойку, представители которой в дальнейшем пополняют низшие и средние звенья класса феодалов.

Следующие две группы (вайшьи и шудры) включают в себя средние и низшие касты земледельцев, должностных лиц, ремесленников, слуг общины.

И наконец, пятая группа. В нее включены касты слуг общины и земледельцев, лишенных всяческих прав на владение и пользование землей. Они называются неприкасаемыми.

“Индия”, “каста неприкасаемых” – понятия, неразрывно связанные друг с другом в представлении мирового сообщества. Между тем в стране с древней культурой продолжают чтить обычаи и традиции предков по разделению людей согласно их происхождению и принадлежности к какой-нибудь касте.

Далиты (неприкасаемые) или парии

Двадцать процентов всего населения Индии – это именно далиты, которые не имеют никаких социальных и юридических прав: с ними запрещено общаться, им не дозволено входить внутрь храма или во двор к человеку из другой варны или касты, а если они посмеют взять воду из общего колодца, которых полно на территории Индии, то их просто растерзает оскорбленная толпа.

Историки считают, что возникла эта варна в Древней Индии из местного населения, завоеванного ариями, которые обосновали свои поселения на их территории и использовали туземцев как рабов для самой грязной и тяжелой работы. В нынешнее время ничего не изменилось: неприкасаемые чистят туалеты, убивают животных для пищи и выделывают кожу, убирают мертвых животных и мусор с улиц, стирают одежду (прачки-дхоби). Такая варна, что клеймо на своем роду и навсегда: так как отношение к варне передается по наследству, у далитов нет никаких шансов разорвать этот порочный круг, разве что правительство изменит древний свод законов и упразднит устаревшую систему, нарушающую права человека, за что долгое время боролся Махатма Ганди.

Звезды среди неприкасаемых

Конечно, есть и исключения из правил. Некоторые неприкасаемые уезжают в города, меняют фамилии, уходят в буддизм и начинают заниматься бизнесом, политикой или творчеством. Их истории успеха знают почти все жители Индии. Селебрити-далиты:

  • Кочерил Раман Нарайянан — президент Индии с 1997 по 2002 год
  • Ашок Кхаде — сын кожевника, основатель бизнес-империи DAS Offshore Engineering
  • Майявати Прабху Дас — главный министр штата Уттар-Прадеш

Отец невесты брахман обвинил жениха далита в похищении дочери. Но невеста вполне счастлива

Да, в понимании индийцев неприкасаемые — это реально нечистые люди. И мы можем продолжать возмущаться разными моментами, начиная от того, почему в Индии так грязно, и заканчивая социальной дикостью с далитами. Но при этом мы забываем, что для ортодоксального индуса иностранец также считается нечистым. И после общения с любым из нас он должен пройти обряд очищения. Не знали? Поистине Индия — страна непознанная и полная загадок.

Женщины бедных сословий

И у славян, и у древних индусов был обычай, когда главы бедных семей вывозили своих дочерей на рынок и продавали, как товар. Отголоски таких обычаев сохранились в семейной обрядовости восточных славян. Таким образом, можно наблюдать ситуацию, в которой положение женщины даже высоких варн было незавидным.

Женщина в ведической традиции была хранительницей очага. Ее главной функцией было подавать «чистую» пищу. Под чистотой не подразумевалось соблюдение санитарных норм. Нельзя было показывать пищу представителям низших сословий, поскольку она считалась испорченной (или отравленной) их взглядом. Наоборот, взгляд высшего сословия, брахмана, благословлял такую трапезу.

Эти и многие другие представления стали отголосками в духовной культуре восточных славян. Вайшьи в Индии – это веси на Древней Руси.

Третья категория «дваждырожденных»

Третья категория «дваждырожденных» каст включает торговцев, лавочников и ростовщиков. Эти касты признают превосходство брахманов, но не обязательно выказывают такое отношение к кшатрийским кастам; как правило, вайшьи более строго соблюдают правила, касающиеся пищи, и еще более тщательно стараются избегать ритуального осквернения.

Традиционным занятием вайшьев служат торговля и банковское дело, они стремятся держаться подальше от физического труда, но иногда включаются в управление хозяйствами помещиков и деревенских предпринимателей, непосредственно не участвуя в обработке земли.

Члены вышеперечисленных «дваждырожденных» каст составляют только меньшинство жителей любой сельской местности, большинство же аграрного населения состоит из одной или нескольких каст, называемых «чистыми» кастами шудр.

Происхождение касты брахманов

Два индийских мифа гласят о разделении людей на касты. В одном варны возникли из тела первого человека, в другом — Брахма пожертвовал для этого свои органы. Но обе легенды согласны, что каста брахманов создана из уст, кшатриев — из рук, вайшьи из бедер, а шудрам достались пыльные подошвы. Поэтому брахманы в Индии считаются хранителями и глашатаями священных правил. Им позволено обучать других и быть посредниками между людьми и богами.

Голубые глаза встречаются в Индии редко. И только в высших кастах

Разделение на касты в Индии началось более 3000 лет назад. Возникшие из союзов древних племен арийские государства состояли из четырех основных сословий: жрецов, воинов, вольных тружеников и беднейших батраков. Из жрецов, бывших духовными наставниками правителей и знати, сформировалась варна брахманов. Они молились за своих покровителей, приносили жертвы богам и давали советы раджам.

Обучение детей брахманов начинается рано

Даже большому пантеону индуистских божеств не нужно слишком много священников. А людей становилось все больше. Но война, торговля и ручной труд для этой касты под запретом. Поэтому «лишние» брахманы в Индии становились учителями, писарями, счетоводами, судьями и другими чиновниками. Позднее они даже владели землями, которые для них обрабатывали наемные шудры и вайшьи.

Кшатрии

Почетнее было положение касты воинов (кшатриев), особенно в железные времена завоевания Индии ариями и первых поколений после этого завоевания, когда все решалось мечом и воинственной энергией, когда царь был только полководцем, когда закон и обычай держались только охраною оружия. Было время, когда кшатрии стремились стать первенствующим сословием, и в темных преданиях еще сохранились следы воспоминаний о великой войне между воинами и брахманами, когда «нечестивые руки» дерзнули коснуться священного, богоустановленного величия духовенства. Предания говорят, что брахманы вышли из этой борьбы с кшатриями победителями при помощи богов и героя брахманов, Рамы, и что нечестивцы были подвергнуты ужаснейшим наказаниям.

Воспитание кшатрия

За временами завоеваний должны были следовать мирные времена; тогда услуги кшатриев стали не нужны, и значение военного сословия уменьшилось. Стремлению же брахманов сделаться первым сословием эти времена благоприятствовали. Но тем прочнее и решительнее удержались воины на степени второго по своей почётности сословия. Гордые славою предков, подвиги которых восхвалялись в героических песнях, наследованных от старины, проникнутые чувством собственного достоинства и сознанием своей силы, какие даёт людям военная профессия, кшатрии держали себя в строгой обособленности от вайшьев, у которых не было знатных предков, и с презрением смотрели на их трудовую, монотонную жизнь.

Брахманы, упрочив за собою первенство над кшатриями, благоприятствовали их сословной замкнутости, находя ее выгодной для себя; а кшатрии, вместе с землями и привилегиями, родовою гордостью и военной славою, передавали по наследству своим сыновьям и почтение к духовенству. Отделенные своим воспитанием, военными упражнениями и образом жизни и от брахманов и от вайшьев, кшатрии были рыцарской аристократией, сохранявшей при новых условиях общественной жизни воинственные обычаи старины, внушавшей своим детям гордую веру в чистоту крови и в родовое превосходство. Огражденные наследственностью прав и сословной замкнутостью от вторжения чуждых элементов, кшатрии составляли фалангу, не допускавшую в свои ряды простолюдинов.

Получая щедрое жалованье от царя, снабжаемые от него оружием и всем надобным для военного дела, кшатрии вели беззаботную жизнь. Кроме военных упражнений, у них не было никакого дела; потому в мирное время – а в спокойной долине Ганга время шло большею частью мирно – они имели много досуга веселиться и пировать. В кругу этих родов сохранялась память о славных делах предков, о жарких битвах старины; певцы царей и вельможеских родов пели кшатриям на жертвенных праздниках и на похоронных обедах старые песни, или слагали в прославление своих покровителей новые. Из этих песен постепенно выросли индийские эпические поэмы – Махабхарата и Рамаяна.

Возникновение варн

Варна представляет собой сословие индийского общества, которое было сформировано под влиянием индуизма. Согласно древним представлениям о жизни, четыре варны были созданы из тела божественного начала – Брахмы. Представители каждой варны рождены для выполнения своей миссии и должны прожить жизнь в соответствии с их предназначением.

Рис. 1. Брахма.

Часто путают два понятия: варна и каста. Различие их заключается в том, что варны – это общественные сословия, а касты в Древней Индии – это социальные группы. Это значит, что индийское общество разделено на варны, которые, в свою очередь, состоят из разных каст.

Принадлежность той или иной варне передавалось при рождении по наследству, ее нельзя было каким-то образом изменить, подарить или купить. Под большим запретом находились браки между представителями разных варн, и любое нарушение в этом вопросе строжайше наказывалось. Так, если влюбленные все же решались на смешанный брак, то их объявляли грешниками, а их дети автоматически становились изгоями в обществе.

Список

  1. Брахманы, являющиеся жрецами, занимали самое высокое положение в обществе. Принято считать, что они вышли изо рта Пуруши, поэтому не только обладают священными знаниями и являются служителями богов, но и насаждают эти знания среди других. Самое страшное преступление в индуизме – это лишить жизни брахмана. За это нет никакого прощения. Только брахманы имели право носить белые одежды.
  1. Кшатрии – варна, к которой относились воины (в том числе, члены их семей), знатные особы, князья, цари (раджи). Родились они из рук Пуруши. Так и получается, что это класс людей, в руках которых была сконцентрирована определенная власть. Продемонстрировать свою предрасположенность к этой варне могли с помощью одежды красного цвета.
  1. Вайшьи произошли из бедер Пуруши. Это уважаемый всем обществом класс людей. К ним относятся земледельцы, которые своим трудом кормили все остальные сословия. Имели право демонстрировать с помощью одежды желтого цвета, что они – вайшьи.
  2. Шудры – произошли из ступней Пуруши. Это слуги, выполняющие различную работу, в том числе грязную, обслуживая людей из всех остальных варн. Носили одежду черного цвета и в социальном плане были обделены.

Все представители варн, кроме шудров, переживали в своей жизни что-то вроде рождения во второй раз. Мальчишки, достигая определенного возраста, должны были пройти обряд посвящения. Символом того, что они подверглись этому ритуалу, становилось упавита (священный индуистский шнурок), которое одевали через плечо под правую руку.

Касты в древней Индии

Впервые понятие «варна» упоминается в Ригведе. Ригведа – Веда гимнов – одна из четырех частей самого древнего и священного текста индуизма. Гимны написанные, ведическом санскрите, датируются приблизительно 1700 г. до н. э.

Гимн Пуруша-Сукта рассказывает о жертвоприношении первочеловека. Боги бросили Пурушу на жертвенный костер и расчленили. Каждая отделенная часть его тела стала олицетворением части социально-экономической культуры древнего общества. Рот превратился в варну брахманов – жрецов, руки стали кшатриями – воинами, из бедер вышли вайшьи – земледельцы, ремесленники. Ноги стали шудрами, слугами. Слово «шудра» пришло не из санскрита. Некоторые исследователи считают, что так называлось одно из коренных племен, завоеванных ариями в долине Инда (во II тысячелетии до н. э.).

Пуруша-Сукта не упоминает о неприкасаемых. Они стоят вне варновой принадлежности, в самом низу иерархической лестницы.

На санскрите слово «варна» обозначает цвет. Долгое время ученые придерживались мнения, то священные тексты имеют в виду цвет кожи. 

Сейчас считается, что варна взаимосвязана с цветом одежды. Брахманы носили белые облачения, которые призваны были символизировать недосягаемость, чистоту. Цвет кшатриев – самый энергичный, красный. Цвет земли – желтый, это цвет варны вайшьей. Грязные ступни дали черный цвет шудрам.

Каждая варна на протяжении истории имела свои специфические черты.

  1. Брахманы – высшее сословие. Поскольку были сотворены из уст Пуруши (Брахмы), то цель их земной жизни – изучать древние священные тексты, познавать сакральные тайны, держать ответ перед высшими силами, учить людей. До изобретения письменности тексты передавались устно. Мальчики из варны брахманов рано начинали свой религиозный путь, они покидали родную семью и поселялись в доме Учителя. Долгие годы нужны были для постижения божественной мудрости. Главная обязанность – знать заклинания и уметь правильно проводить жертвенные ритуалы. Самое страшное преступление по меркам индуизма – лишить жизни брахмана.
  2. Второе по значимости сословие – кшатрии. К этой варне принадлежали династии правителей и воинов. Из рук божества они были созданы, следовательно, власть на земле принадлежит им. С детства обучались владению разными видами оружия. Должны были мастерски управлять колесницей, держаться на коне.
  3. Вайшьи – весьма уважаемые в обществе люди. Исторически варна состояла из ремесленников, торговцев, земледельцев (первоначально поселенцев). Фактически кормили все остальные варны, имели почет и достаток.
  4. Шудры – самый социально ущемленный слой общества. Занимались обслуживанием высших каст.

Обряд «упаяна», проводимый над членами трех высших сословий, позволял им родиться уже как членам своей варны. Мальчик получал из рук жреца «священный шнур упавиты», который теперь был обязан носить постоянно. Упавита накладывалась на левое плечо и продевалась под правой подмышкой. В процессе ритуала они рождались духовно, становились «дважды рожденными».

Развитие и самовыражение

Считается, что переродиться в лучшую касту получится, пройдя через труд и испытания.

Внутри сословия существуют следующие основные касты

  • Земледельцы, непосредственно взаимодействующие со стихией Земли. Их жизненный путь состоит в уходе за животными и своей плантацией. Задача в этом мире: поддерживать хозяйство в порядке. Если земледелец добивается богатого урожая, значит он все делает правильно и готов перейти на следующий уровень.

  • Ремесленники изменяют форму неживой материи. Они должны вкладывать частичку души в производимый ими неодушевленный предмет. По принципу конвейера производство не приветствуется.
  • Торговцы должны не только грамотно вести торговлю, но и иметь доверительные отношения с покупателями. Обман и навязывание ненужных товаров порицается.

  • Творческие люди — адепты языка, владеющие словами и символами. Они пишут книги, научные труды, занимаются музыкой, живописью. Особенность этой касты — стремление к духовному развитию.

В любой деятельности поощряется новаторство. Скромность — положительное качество, но если мастер преуспевает в чем-то, то продемонстрировать это — не грех. Не исполнить свое предназначение — главный страх всех сословий. Для вайшьи главными пороками считаются:

  • накопительство и индивидуализм;

  • алкоголизм и злоупотребление удовольствиями.

Древний закон Кармы гласит: «Если представитель низшего класса добросовестно служит высшему, то в следующей жизни он займет более высокую ступень в социальной лестнице».

Аналоги в славянской культуре

Чтобы понять, что такое варны, обратимся к традиции славянских народностей, в которой тоже имелись свои родовые отличия:

  • Волхвы, или ведуны, – это брахманы в индуизме, в Древней Руси также являлись хранителями духовных знаний, неся их через века поколений.
  • Витязи – кшатрии, воины и защитники отечества, а также правители: князья, цари и воеводы.
  • Веси – вайшьи, торговцы, земледельцы и ремесленники являются основным слоем общества в любой стране.
  • Смерды – шудры, также существуют для служения трем остальным сословиям, так как не имеют склонности к умственной или философской деятельности, а также обладают низким уровнем духовности. Им достаточно поесть и поспать, совокупиться – большего их сознание не требует, в отличие от более высоких сословий.

Виды варн в Древней Индии

Ещё в начале первого тысячелетия до нашей эры в индоарийских селениях появились родовая и племенная верхушки, в руках которых оказались сосредоточенны все материальные ресурсы и власть. Их обедневшим сородичам, а также чужакам, которые не связаны отношениями родства с общинниками, ничего не оставалось, как посвятить свою жизнь обслуживающему труду и выполнению производственных обязанностей.

К середине первого тысячелетия до нашей эры – периода создания государственных образований в Северной Индии – все более ярко выраженное имущественное и общественное разделение привело к появлению четырёх сословий, либо варны: 

  • брахманов, 
  • кшатриев, 
  • вайшиев 
  • шудр. 

Брахманы были членами жреческих родов; кшатрии – военной знати; вайшии – полноправными общинниками: крестьяне, ремесленники, торговцы; шудры – лишёнными земли бедняками, неполноправными членами общин, чужаками, занятыми обслуживающим трудом (рисунок 1).

Рис. 1 – Варны Индии

С каждой варной находилась в соответствии своя дхарма – закон образа жизни, нарушить либо видоизменить который было нельзя без изменения законов мироздания.

Дхарма наследственных жрецов-брахманов заключалась в том, чтобы исполнять жреческие обязанности, осуществлять жертвоприношения, обучать Ведам. 

Замечание 1

Жертвоприношение, по мнению индийцев, являлось движущей силой мироздания, так как жертва, размещенная на алтаре, становилась дымом; дым, поднявшийся к небесам, превращался в дождь; дождь, упавший на землю, создавал хлеб; зерно, брошенное в огонь алтаря жрецом, снова активизировало механизмы движения во Вселенной. 

Следовательно, брахманы располагались в самом сердце мироздания. Слова священных гимнов, магических формул, жертвенных ритуалов, которые были известны лишь им, как считали индийцы, гарантируют космическое движение, обеспечивают продолжение жизнедеятельности на земле и во Вселенной, регулируют божественные связи с миром людей. Ритуально-магические действия брахманов способны покорить себе волю богов, заставить их действовать на благо людям.

Вторыми после брахманов, образуя замкнутую наследственную группу, являлись кшатрии, дхарма которых включала в себя военное дело и управление. Родоплеменные вожди и приближенная к ним знать мотивировались славой и считали своей окончательной целью «завоевание Вселенной», что для них было гарантией райского блаженства.

Дхарма вайшиев – хозяев общинных земель, ремесленных мастерских, торговых лавок и участников общинного самоуправления – состояла в организации и реализации производственных и предпринимательских форм деятельности.

Замечание 2

Представители трёх первых варн обладали правом участвовать в ведийском культе и читать ведийские тексты. У них было это право, так как их считали «дважды рождёнными». Суть была в том, что они ещё в детстве проходили через обряд посвящения в свою варну, равносильный второму рождению. На их плечах лежал особый «священный» шнур, который был повязан учителем-гуру, свидетельствовавший об участии в обряде инициации.

Таинство «второго рождения» не было доступно шудрам-слугам, так как их дхарма заключалась в «услужении дважды рождённым с покорностью».

Варны были замкнутыми общественными группами. Статус варны передавался по наследству, переход из одной варны в другую категорически запрещался, варны были эндогамными образованиями, так как, по индийским законам, в брак могли вступать только представители одной и той же варны. Сословный характер варн проявлялся в том, что их представители имели передаваемые по наследству права и обязанности, закреплённые в юридических нормах государства.

При анализе варнового строя прежде всего следует обратить внимание на два существенных момента, два противопоставления: брахманов – остальному индийскому обществу; шудр – «дважды рождённым»

Каста Шудры

Хотя такие касты входят в четвертую варну, это не означает, что они занимают низшую ступень в социальной иерархии: существует много районов, где крестьянская каста, благодаря своей численности и владению значительной частью местных земельных угодий, играет важнейшую роль в решении социальных и политических вопросов.

Крестьяне нанимают брахманов в качестве семейных священнослужителей и сбывают свою продукцию через членов торговых каст.

Каста чистых шудров

Отдельные индивиды из «чистых» шудр могут выступать арендаторами участков у брахманов, помещиков, торговцев.

Все крестьянские касты эндогамны, и даже при примерно равном их статусе, как это наблюдается во многих районах, внекастовые браки не разрешаются.

Ниже тех шудр, которые заняты сельским хозяйством, стоят многочисленные касты, профессия которых носит сугубо специализированный характер, но в целом считается менее почтенной.

Это касты гончаров, кузнецов, плотников, столяров, ткачей, маслоделов, винокуров, каменщиков, цирюльников, музыкантов, кожевников, мясников, мусорщиков и многих других. Членам этих каст положено заниматься своей наследственной профессией или ремеслом; впрочем, если шудра в состоянии приобрести землю, любой из них может заняться сельским хозяйством.

Члены многих ремесленных и других профессиональных каст искони находятся в традиционных отношениях с представителями более высоких каст, которые заключаются в предоставлении услуг, за которые не выплачивается денежного содержания, а ежегодно выдается вознаграждение натурой.

Например, у кузнеца свой круг клиентов, для которых он круглогодично изготавливает и ремонтирует инвентарь и другие металлические изделия, за что ему в свою очередь выдают определенное количество зерна.

Неприкасаемые каста в Индии

Те, чья профессия требует физического прикосновения к клиенту (например, парикмахеры или люди, специализирующиеся на стирке белья), обслуживают членов каст выше их собственной, но гончары или кузнецы работают на всю деревню вне зависимости от того, к какой касте принадлежит клиент.

Такие занятия, как выделка кож или забой животных, считаются явно оскверняющими, и, хотя эта работа очень важна для общины, те, кто ею занимается, считаются неприкасаемыми.

Во многих отношениях они находятся за пределами индусского общества, их называли «отверженными», «низкими», «зарегистрированными» кастами, а Ганди предложил выражение «хариджаны» («божьи дети»), которое получило широкое хождение. Членам этих каст запрещается посещать дома «чистых» каст и брать воду из их колодцев.

Большинство индуистских храмов до недавнего времени были закрыты для неприкасаемых, существовал даже запрет подходить к людям из более высоких каст ближе установленного числа шагов.

Святые гуру Индии: портрет Садху

Знакомьтесь, садху — мужчины мудрецы, садхви — женщины гуру, святые Индии: слегка неопрятные, но яркие, похожие то ли на сиддхи йогов, то ли на бомжей-попрошаек. В Индии или Непале, рядом с храмами, монастырями, всегда обитают бродячие ряженые с длинной бородой, небрежно заплетенными дредами. Их называют садху и садхви — святые аскеты, способные открыть для тебя тайну садханы.

Садху, опьяненный аскезой, выходит на высший божественный план благодаря медитациямДлинноволосые мудрецы обладают знаниями обо всем

Святые садху, женщины гуру садхви называют себя религиозными аскетами, сознательно отрекшимися от материальных благ, удовольствий ради бесконечной медитации. В переводе с санскрита термины «садху, садхви» означают «добродетельные люди». Женщина садхви становится гуру, будучи в статусе вдовы, а знания садхана мужчины открывают только на закате жизни.

В чертах лица женщины садхви отражается весь ее жизненный путь… в каждой морщине

Типичный портрет святого гуру садху напоминает члена наивысшей варны индуистского общества, брахмана. Он находится уже в пожилом возрасте с иссохшим телом, похожим на арт-объект благодаря росписям и татуировкам. На его лице — толстый слой грима, а из одежды надеты желтые трусы и все! Садхви женщины гуру наряжаются в более пуританскую одежду.

Садху избрал для себя путь отречения от мира, поиск высшей истины

Особенности понятия

Латиноамериканское понятие «каста» (расовая классификация) довольно часто ошибочно применяют к индийским варнам. На самом деле существуют определенные различия:

  • Между кастами формально разрешалось смешение, чего категорично не допускают варны;
  • Касты изначально основывались на внешних различиях (цвет кожи), а варны – на правовом положении.

Индийские касты называются джати и являются результатом разделения варн на подгруппы. Варны – это индийские сословия, состав, права и обязанности которых официально определены. Чаще всего джати связаны с видом деятельности, а варны определяют статус касты в религиозно-ритуальной системе. Джати в Индии большое количество (касты могут состоять из подкаст), а варн всего четыре.

Существует миф о разделении индийцев на варны. Для благополучия мира бог Брахма создал четыре сословия из частей своего тела, установив для них четкий круг занятий. Из уст получился брахман, из рук – кшатрия, из бедер – вайшья, из ступней – шудра.

Рис. 1. Изображение бога Брахмы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий