Патанджили Йога сутры

Краткое изложение Йога-сутры Патанджали с точки зрения практики

Если совсем просто смоделировать устройство столь сложной системы как человек, то можно выделить в нем два основных момента, две силы. Первая сила – это совокупность его многочисленных желаний, имеющих в основе и в остатке желание жить (абхинивеша), и вторая сила – это инерция консервативной стороны человеческой системы, в первую очередь тела. Эта пара сил именуется в йоге Патанджали «двандва» – двойственность. И вся динамика обычной человеческой жизни, все ее события укладывается в схему колебаний от преобладания то одной силы, то другой. Преобладает активность – и человек творит, затевает дела, продвигает свои проекты и участвует в чужих. Потом его отбрасывает в пассивность, то есть в «тень» активности, обратную сторону его личности, и происходит то, что обычно не видно со стороны.

Третьей силой должен быть некий «нормализатор» первой и второй силы, подстраивающий их динамику и ритм оптимальным образом – с точки зрения экономии сил и ресурса. Но третьего от природы не дано, и эту третью силу (саттву) вырабатывает йога. Если йоге нет места в жизни человека, динамикой двандвы полностью управляет внешний ритм общества, семьи, а также стандартная (заложенная генетически) программа взросления и старения.

Обычно к йоге обращаются люди, утомленные болтанкой двух сил, их разбалансировкой. И первое, что предписывают Сутры – это культивирование «читта вритти ниродхи», то есть прекращение колебаний ума. На практике эта «ниродха» (непорождение) выглядит как временное прекращение всякой спешки и суеты (ментальное расслабление) плюс обычное расслабление тела (физическое расслабление). Устойчивое состояние покоя именуется в йоге высоким словом «самадхи». По мере практики обоих расслаблений (своего маленького самадхи) испытываются своеобразные сбросы накопленных физических и психических напряжений. Таким образом человек практически знакомится со своим подсознанием, содержанием психики и особенностями тела. Человек «упирается» в самого себя, в свое устройство. Поэтому следующим этапом, после самадхи, идет «садхана» (Вторая глава Сутр), то есть проработка тела и психики, заключающаяся в их изучении (свадхьяйя) и закалке (тапас). Закалка дается практикой асан и пранаямы плюс посильные нагрузки, необходимость которых человек ощущает в процессе самопознания, свадхьяйи.

В условиях современного социума этим дело обычно и ограничивается. Человек, практикующий йогу, выходит на некое «плато», когда он с помощью наработанной третьей силы, саттвы, компенсирует всяческие «вредности», притекающие извне в виде стрессов и неприятностей. И тем самым живет дольше и более счастливо, чем без йоги. Но бывает так, что возникает регулярный избыток саттвы, выражающийся в том, что третья сила начинает «переливаться через край», возникает ее избыток, выражающийся в появлении паранормальных, необычных способностей (сиддхи). Повторю, это бывает редко и специально стремиться к этому не стоит.

Сиддхи (во множестве описанные в Третьей Главе Сутр) создают одновременно огромные возможности и огромные искушения, это проверка на зрелость, возникающая вполне естественно как важный пункт йогической эволюции. Либо ты управляешь сиддхами, либо они тобой. У прошедшего эту проверку, не заигравшемуся в сиддхи, возникает свобода, высокий уровень управления своей судьбой. Эта свобода именуется в Сутрах «силой сознания» (читишакти).

Отталкиваясь от изложенного практического понимания, можно погружаться в подробности и тонкости, изложенные далее в Литературном переводе и Комментариях.

Литература

  • Patanjali. 1989. (Feuerstein, G. trans). The Yoga-Sutra of Patañjali: A New Translation and Commentary. Inner Traditions.
  • Iyengar, B.K.S. (1993, 2002). Light on the Yoga Sūtras of Patañjali. Hammersmith, London, UK: Thorsons. ISBN 978-0-00-714516-4
  • Master E.K., The Yoga of Patanjali Kulapathi Book Trust ISBN 81-85943-05-2
  • Classic Yoga («Yoga Sutras» by Patanjali, «Vyasa Bhashya»). Translation from Sanskrit, foreword, comments and system reconstruction by E.P. Ostrovskaya and V.I. Rudoj.
  • Patanjali’s Yoga Sutras. Translation from Sanskrit, foreword and comments by B. Zagumennov.
  • Patanjali’s Yoga Aphorisms. Swami Vivekananda. «Yoga Sutras» rendered by Swami Vivekananda, translated from English by Ya. Popov. In the book: S. Vivekananda. Raja Yoga – Patanjali’s Yoga Aphorisms. Sosnitsia, 1906
  • Patanjali’s Yoga Sutras with comments by Sri Krishnamacharya. T.K.V. Desikachar. Series: The Anthology of Yoga. Publishing houses: Ex Libris, Janus Books, 2002.
  • The Textbook of Yoga Psychology. A New Translation and Interpretation of Patanjali’s Yoga Sutras. Rammurti Mishra. Translated by D. Burba and M. Osinovsky under the editorship of V. Vinnitskiy. Kiev, “Sofia”, Moscow, “Helios” PH, 2002.
  • Patanjali’s Yoga Sutras. Comments. The lectures given by Swami Satyananda Saraswati, Bihar School of Yoga, Munger, Bihar, India. Minsk, VEDANTEMALA, 2006.

Вритти

Когда читта находится в своей естественной форме, то функции психики прекращаются и реакция на внешние раздражения отсутствует. Такое состояние описывается как «читта вритти ниродха», что является наиболее точным определением термина «йога». Чтобы достичь такого состояния, необходимо освободиться от вритти – колебаний ума.

Вритти – это волны мысли в читте, волнения и переживания. Это то, что не дает читте принять свое естественное состояние. Другими словами вритти – это иллюзия, заставляющая нас думать: «те переживания, мысли и эмоции, которые я испытываю — это и есть Я».

Вритти – это шаблоны, которые обуславливают наше поведение: привычные реакции на происходящие события и доведенные до автоматизма образцы поведения. Даже те мысли, которые возникают у нас, вызваны вритти

Получается, что контроль и управление вритти – это важное умение, необходимое к освоению не только йогу, желающему достичь просветления, но и рядовому человеку, который хочет сделать свою жизнь счастливой

Чтобы понять, как избавиться от вритти, сначала нужно узнать, какие иллюзии существуют и как они на нас влияют.

Общие сведения

Мудрец Патанджали написал писание, которое состоит из 196 строф. Если переводить словосочетание «Йога Сутры» с санскрита, то получится «Строфы о технике йоги». Само слово «сутра» имеет другое значение – «нить». Все повествование в писании является непрерывной нитью, на которой все идеи соединены, как соединяются бусины на ожерелье. Все вместе эти идеи формируют особое философское мышление. Каждая из них – яркий короткий афоризм. Из-за этого, писание иногда называют «Йогой даршаной», что буквально можно перевести как «Философия видения посредством йоги».

Йогины и исследователи философии пришли к выводу о том, что это произведение наиболее точно и в научном виде передает смысл йоги. Все оно состоит из четырех глав:

  1. Самадхи пада. В нее входит 51 сутра, которые раскрывают читателям суть йоги, цель этой восточной практики, рассказывают о сампраджняте и асампраджняте самадхи, сабидже и нирбидже самадхи. Также здесь раскрывается смысл практики и бесстрастия, ментальных видоизменений, различных средств, с помощью которых человек обретает опыт. Здесь же описаны признаки чистого сознания, или Ишвары, а также препятствий к самосовершенствованию. Разобраны методы, с помощью которых можно гармонизировать разум.
  2. Садхана пада. Эта глава больше предыдущей на четыре строфы. В ней обсуждаются основные жизненные напряженности и методы их устранения, раскрывается понятие знаемого и знающего, рассказывается про жизнь без осознания и пути прихода к осознанию. Прочитав эту главу, человек усвоит, как прийти к интуитивным знаниям, управлять негативными намерениями и пранами, отводить чувства. В Садхана паде говорится про восьмеричную систему йоги, социальном и личном кодексах человека, асанах.
  3. Вибхути пада. Третья глава включает в себя 56 сутр, в которых описаны медитационные практики и методы сосредоточения внимания. Из нее можно узнать про сверхсознание, психических силах человека и природе внешнего проявления.
  4. Кайвалья пада. Все 34 строфы этой главы посвящены единственности. Они затрагивают вопросы выбора средств для получения психических сил, разбирают причины человеческой индивидуальности, особенности космического разума, теорию восприятия и использования разума как бессознательного инструмента. Патанджали рассказывает про то, что все вещи едины, а также раскрывает секрет пути к кайвалье и ее особенности.

В таком построении писания, есть логика – каждая сутра готовит читателя к усвоению следующей. Сами строфы кратки и лаконичны, каждое слово вмещает в себя максимальный объем информации. Сутры можно сравнить с поэзией, которая точна с научной точки зрения.

Йога-сутра как компиляция

Несколько исследователей в XX и XXI веке пришли к выводу, что йога-сутра не является текстом одного автора, а есть результатом компиляции разных традиций. Эта теория объясняет и сложности с датировкой текста и цитирование Буддизма и других эзотерических традиций.

Еще одной из причиной к появлению исследований на эту тему стали нелогичности, повторы в тексте, нарушение стилистики.

К идее составного текста пришли и аргументируют ее такие исследователи йога-сутры:

1. Feuerstein, George (1978), Handboek voor Yoga (Dutch translation; English title “Textbook of Yoga”, Ankh-Hermes (он предполагает компиляцию двух различных традиций — восьмичастной аштанга-йоги и крийя-йоги. Крийя-йоги традиция, по его мнению описана в главе 1; главе 2, сутрах 1-27, главе 3 (кроме сутры 54) и в главе 4. Восьмичастная йога описана в главе 2, сутрах 28-55 и в главе 3, сутрах 3 и 54).

2. Wujastyk, Dominik (2011), The Path to Liberation through Yogic Mindfulness in Early Ayurveda. In: David Gordon White (ed.), “Yoga in practice”, Princeton University Press. Согласно Вуястику, Патанджали интегрировал йогу древних традиций и добавил свои собственные объяснительные отрывки для создания единой работы, которая с 1100 года н.э. считалась работой двух человек. Вместе сборник сутры Патанджали и Вьясабхаши называется Pātañjalayogaśāstra.

В поисках счастья

Изучая «Йога Сутры», каждый может найти для себя ключ к той жизни, которую он хочет. Жизни без эмоциональных перепадов и страданий. Однако теоретических знаний здесь будет недостаточно. Только регулярная практика поможет разуму обрести контроль над внешними раздражителями. Только тогда будет разрушена иллюзия, заставляющая нас ошибочно полагать, что все жизненные переживания, чувства и эмоции – это и есть мы и наша личность. И как только это произойдет, влияние окружающего мира будет разрушено и мы наконец-то получим доступ к счастью. Которое уже никто и ничто не сможет у нас отнять.

Йонге Мингьюр Ринпоче  «Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему. Практическое руководство»

Свами Вивекананда «Раджа-Йога и афоризмы Йога Патанджали»

«Йогу Сутры Патанджали» перевод и комментарии Б. Загуменнова

Т.К.В. Десикачар «Йога Сутры Патанджали с комментариями Шри Кришнамачарьи»

Раммуни Мишра «Психология йоги новый перевод и толкование Йога-Сутр Патанджали»

Алиса А. Бейли «Свет души»

«Йога Сутры Патанджали» перевод Е. Островской и В. Рудого

Ричард Дэвидсон, Антуан Лутц «Мозг и Медитация»

Т.К.В. Десикачар «Сердце йоги»

Структура текста[4]

Состоит из четырёх разделов (глав) и 196 сутр.

  • Глава 1. О сосредоточении (самадхи-пада), 51 сутра
    • Определение йоги (1), трех гун и пуруши (2-5),
    • источники познания (праманы), сон и память (6-11),
    • сознательное сосредоточение (12-17),
    • бессознательное сосредоточение (18-23),
    • Ишвара, то есть бог-творец (24-29),
    • девять препятствий сосредоточению (30-32),
    • семь способов очищения сознания (33-40),
    • объекты и ступени сосредоточения (самапатти) (41-49), санскары (50-51)
  • Глава 2. О способах осуществления (садхана-пада), 55 сутр
    • Йога действия (1-2), пять базовых аффектов и их устранение (3-11),
    • проявление кармы и её связь с добродетелью и пороком (12-14),
    • страдание, его причина и освобождение от него (15-24), высшее избавление (хана) (25-28),
    • вспомогательные средства йоги, названы её 8 средств (29-34),
    • йогические совершенные способности (35-45),
    • йогические позы (асаны) (46-48), регуляция дыхания (пранаяма) (49-51), концентрация манаса-разума (52-53) и подчинение органов чувств (54-55).
  • Глава 3. О совершенных способностях (вибхути-пада), 56 сутр
    • Три внутренних способа йоги: дхарана, дхьяна и самадхи (1-7); санъяма (8-15),
    • Санъяма на различных объектах и достижение различных сверхспособностей (16-34),
    • различение содержания сознания и пуруши (35-37),
    • продолжение характеристики сверхспособностей (в частности, всеведения, телесного совершенства и бесстрастности), их достижения (38-55)
  • Глава 4. Об абсолютном освобождении (кайвалья-пада), 34 сутры
    • Классификация сверхспособностей (1-6),
    • карма и её следы (7-11),
    • проблема прекращения бессознательных впечатлений (12-28),
    • достижение состояния «облака дхармы» (29-32) и абсолютного освобождения (33-34).

Вопросы датирования

Эксперты спорят по поводу даты написания писания. Некоторые считают, что составлял его не сам Патанджали, а Брахма, но доказательств этому нет. Неизвестна и точное время жизни Патанджали: разные источники указывают на 4 век н.э., 50 год н.э., 400 год до н.э. и т.д. Большинство критиков сошлись во мнении, что Йога Сутры были написаны за 400-500 лет до прихода Иисуса Христа.

Чтобы определить эту дату, был проведен анализ других писаний. Метод нельзя назвать точным, потому что доподлинно установить, какой из авторов оказал влияние на других, невозможно. И есть вероятность того, что тексты увидели свет через много лет после формирования философских идей и практик.

Во многом, на видение Патанджали оказала влияние санкхья, которую сформулировал риши Капила. Она зародилась раньше, чем буддизм и даже была изучена Буддой до того, как он нашел просветление. Упоминаемая санкхья говорит о том, что нет смысла искать подтверждения существования Бога, потому что это не влияет на людей, которые должны учиться духовным практикам на Земле.

Отличие Йоги Патанджали – в том, что в ней появляется концепция Божественного. Затем все системы начали оказывать влияние друг на друга, они развивались параллельно. Некоторые основополагающие практики йоги и буддизма – схожи. Патанджали не отсылает в своих текстах к другим источникам, что заставляет считать, что его система сформировалась раньше прочих.

Мифы о самадхи

Существуют люди, сознательно мистифицирующие состояние самадхи. Они преподносят его как недостижимое и непонятное нормальному человеку состояние. При этом практик обязан превратиться в пень с глазами, не двигается годами, летать на досуге, путешествовать где-то в астрале или в каких-то параллельных мирах. Подобные бредни сочиняют люди по двум причинам.

Первый — так называемые «гуру «хотят продавать услуги под брендом йоги. Чем непонятнее цель — тем проще удерживать людей на крючке. Невозможно достичь «то, не знаю что» — нечто неописуемое, доступное пониманию лишь самого гуру.

Второй — искренние практики. Они верят, что мистические недостижимые состояния и есть цель. Такие люди начинают практиковать, ожидая результатов в виде сверхспособностей (сиддх).

Не получая результатов упорных тренировок, йогины начинают затягивать гайки, еще больше издеваться над телом шаткармами (чистками) и упражнениями. На этой стадии данные персонажи становятся агрессивными. Они прикладывают огромные усилия и думают, что конечная цель не может быть простой. Некоторые из них не могут справиться с агрессивностью (но даже им понятно, что так не должно быть), поэтому вступают в агрессивную полемику с окружением, навязывая свои взгляды.

Особо харизматичные фанатики создают секты, если находят последователей. В обратном случае — иногда даже сходят с ума или совершают суицид.

Хочу то — не знаю что

Те, кто выбирают такой путь, вероятно, изначально склонны к психическим отклонениям. Ни один вменяемый человек не может хотеть неопределяемых вещей. Какой должен быть критерий достижения цели? Ведь тогда человек стремится к достижению образа, который он себе представил, к несуществующим понятиям, а не к самадхи. А Патанджали “Йога-сутры” и не обещают осуществления фантазий, а лишь указывают на те шаги, которые придется осуществить. 

Когда цель понятна — то и двигаться к ней просто потому, что понятны приоритеты. Если Ваш путь сопровождается улучшением настроения, длительностью пребывания в состоянии внутреннего покоя, доброжелательностью, уменьшением агрессивных реакций — вы на правильном пути.

Если вы замечаете:

  • Окружают вас лишь люди, желающие сбить с правильного пути, пытающиеся подорвать веру в правильность идеи
  • Пребываете в состоянии обороны и постоянного стресса

Эти критерии показатель неверно выбранного направления. Нужно его тщательно переосмыслить.

12 переводов, собранных построчно

Йога-сутры — это величайшее произведение, считающиеся в наше время классическим и описывающее восьмиступенчатый путь йоги.

Йога-сутры — это величайшее произведение, считающиеся в наше время классическим и описывающее восьмиступенчатый путь йоги. Они были систематизированы и написаны Патанджали, поэтому иногда они называются «йога-сутры Патанджали». Стоит отметить, что эти знания не были придуманы или изобретены автором, он всего лишь облёк их в форму, доступную для понимания практика в эпоху Кали-юги.Можно по-разному переводить слова «йога» и «сутры», но чаще всего слово «йога» переводиться как «связь» или как «контроль», «сутра» как «нить». То есть йога-сутры — это знания о связи с Абсолютом, нанизанные на нить повествования, или как знания о контроле ума, что больше соответствует смыслу самого произведения. Сутры намекают в свою очередь на то, что эти знания представляют собой единую цепочку, как бусы, проявляющиеся в образе бус только нанизанные на нить, в то время как без неё — всего лишь набор бусин.

Книга в основном ориентирована на продвинутых практиков йоги, помогая им сохранять достигнутый высокий уровень энергии и ума. Но не менее полезной она будет и для тех, кто только делает первые шаги в этом направлении. Это обусловлено структурой текста, мудро раскрывающего суть йоги — вначале засеваются в практика семена нравственности и дхармы; затем описываются системы, направленные на помощь в очищении от омрачений; в третьей главе раскрывается потенциал и даются глубинные наставления для обретших сиддхи (сверхспособностей, являющихся и одним из искушений на пути); завершается книга вызревшим плодом йоги — повествованием об освобождении.

В данном тексте представлены 12 различных переводов на русский язык йога – сутр Патанджали , выполненных с санскрита или с английского языков , и оригинальное написание сутр , а также приведена транскрипция для чтения . В текст внесены исправления орфографических и пунктуационных ошибок , в остальном же строфы остались авторские . Каждый из переводов имеет свой отпечаток субъективизма переводчика и комментатора , поэтому , собрав все доступные переводы , вам предлагается возможность сформировать собственное видение сути и смысла йога – сутр Патанджали , отметив для себя острые углы различных переводов и их особенности.

  1. Бейли (пер. с английского)

  2. Вивеканадна новый перевод (пер. с английского)

  3. Вивекананда старый перевод (пер. с английского)

  4. Гандханадха (пер. с английского)

  5. Десикачара (и по совместительству Кришнамачарьи) (пер. с английского)

  6. Загуменнов (пер. с санскрита)

  7. Островская и Рудой (пер. с санскрита)

  8. Ригина (пер. с английского)

  9. Свенсон (пер. с английского)

  10. Фальков (пер. с санскрита)

  11. Свами Сатьянанда Сарасвати (пер. с английского Нирмала Драсты)

  12. Айенгара Б. К. С. – (пер. с английского)

Переводы и исследования

  • Йога сутра: Комментарии современного практика.
  • Английский перевод Рама Прасада. Аллахабад, 1910.
  • The Yoga-system of Patanjali or the Ancient Hindu Doctrine of Concentration of Mind. Transl. by J. H. Woods. (Harvard Oriental Series, vol. 17). Cambridge (Mass.), 1914.
  • Yoga Sutras / пер. на англ Ч. Джонстона. — 1912.
  • Йога-сутры Патанджали. Перевод с санскрита, предисловие и комм. Б. Загуменнова, 1991.
  • Афоризмы йога Патанджали. Свами Вивекананда. «Йога-сутры» в изложении Вивекананды, перевод с английского Я. Попова. В кн.: С. Вивекананда. Раджа-Йога и афоризмы йога Патанджали. Сосница, 1906.
  • Йога-сутры Патанджали с комментариями Шри Кришнамачарьи. Т. К. В. Десикачар. Серия: Антология Йоги. Издательства: Экслибрис, Janus Books, 2002.
  • Психология Йоги. Новый перевод и толкование Йога-Сутр Патанджали. Раммурти Мишра. Перевод Д. Бурбы и М. Осиновского под ред. В. Винницкого. – К.: “София”, М.: ИД “Гелиос”, 2002.
  • Йога-сутра Патанджали. Комментарии. Лекции, прочитанные Свами Сатьянандой Сарасвати. Бихарская школа Йоги, Мунгер, Бихар, Индия, Минск. ВЕДАНТАМАЛА, 2006.

Личный и социальный кодекс

Йога Сутры подробно останавливаются на описании личного и социального кодекса человека. По мнению Патанджали, необходимо посвящать время самоизучению, аскетизму, контролю за сексуальной сферой. Он также учит тому, что нужно следить за отдачей своего сознания воле Вселенной, за настроем на ненасилие в отношении мира и себя, правдивостью, чистоплотностью, отсутствием собственнических мыслей и за тем, чтобы постоянно пребывать в состоянии удовлетворенности.

Если следовать правилам, возникнет гармония с окружающим обществом и собой. В результате, разум толкает человека на совершение внешних действий, а последние приводят к развитию разума

Важно, чтобы действия, проявленные во внешнем мире, не были хаотичными и дисгармоничными – иначе внешним беспорядком будет спровоцирован внутренний. Йога Сутры помогают привести ум в состояние покоя

Патанджали предлагает бороться с неведением, развивая разум, постигая его природу и выходя за его пределы. Тогда человек перестает отождествлять сознание с мыслями и телесной оболочкой. Неведение – причина эгоизма, когда видящий отождествляет себя с инструментом видения, что ведет к чрезмерной индивидуальности. Такие личности навязывают личную волю окружающим, пытаясь получить личную выгоду. Собственное удовлетворение ставится на первое место. Так эгоизм приводит к влечениям, перетекающим в чувство отвращения и страх перед смертью. В таких условиях счастье невозможно.

Подарок от Патанджали

То есть Патанджали подарил нам бесценный дар – информацию о том, как улучшить качество своей жизни. При этом эффективность данных методик доказана современными исследованиями.

Ричард Дэвидсон и Антуан Лунц взяли 2 группы участников: тех кто никогда не использовал практику концентрации и тех, кто практикует ее от трех месяцев. При этом под концентрацией они понимали «медитацию концентрации внимания», где необходимо «сосредоточиться на ритме собственных вдохов и выдохов» и «медитацию осознанности», то есть медитацию свободного восприятия.

МРТ показало, что у второй группы объем ткани в некоторых областях префронтальной коры мозга и в островковой доле был больше, чем у участников первой группы

Перечисленные зоны мозга отвечают за обработку информации, внимание и внутренние ощущения. Другое исследование показало, что участники второй группы способны лучше переживать стрессовые ситуации, в том числе публичные выступления

Также у второй группы проследили уменьшение миндалевидного тела, отвечающего за хранение негативных эмоций: страха и тревоги.

Переводы и исследования

  • Йога сутра: Комментарии современного практика.
  • Английский перевод Рама Прасада. Аллахабад, 1910.
  • The Yoga-system of Patanjali or the Ancient Hindu Doctrine of Concentration of Mind. Transl. by J. H. Woods. (Harvard Oriental Series, vol. 17). Cambridge (Mass.), 1914.
  • Yoga Sutras / пер. на англ Ч. Джонстона. — 1912.
  • Йога-сутры Патанджали. Перевод с санскрита, предисловие и комм. Б. Загуменнова, 1991.
  • Афоризмы йога Патанджали. Свами Вивекананда. «Йога-сутры» в изложении Вивекананды, перевод с английского Я. Попова. В кн.: С. Вивекананда. Раджа-Йога и афоризмы йога Патанджали. Сосница, 1906.
  • Йога-сутры Патанджали с комментариями Шри Кришнамачарьи. Т. К. В. Десикачар. Серия: Антология Йоги. Издательства: Экслибрис, Janus Books, 2002.
  • Психология Йоги. Новый перевод и толкование Йога-Сутр Патанджали. Раммурти Мишра. Перевод Д. Бурбы и М. Осиновского под ред. В. Винницкого. – К.: “София”, М.: ИД “Гелиос”, 2002.
  • Йога-сутра Патанджали. Комментарии. Лекции, прочитанные Свами Сатьянандой Сарасвати. Бихарская школа Йоги, Мунгер, Бихар, Индия, Минск. ВЕДАНТАМАЛА, 2006.

Йога по Патанджали

Автор произведения дал своей практике название «Йога». Другие специалисты по йогическим путям именуют ее Патанджали йогой и отождествляют с раджа йогой. Последний термин переводится с санскрита как «царский йогический путь». В этот путь включены:

  1. Кундалини, или лайя йога;
  2. Крийя йога;
  3. Мантра йога;
  4. Дхьяна йога;
  5. Йога Патанджали.

Все вместе они объединены для изучения и совершенствования разума. Если другие практики сосредотачиваются на внешнем мире и его исследовании и восприятии, то раджа позволяет человеку освободить свои внутренние силы и получить знания, спрятанные в нем самом. Эту науку можно назвать ментальной дисциплиной, стремящейся к приведению ума к однонаправленности.

Автор методики говорит, что главное – это уничтожить ментальные колебания, с которыми неизбежно сталкивается в течение жизни каждый. Поскольку йогическое учение предполагает существование сознания на сознательном, подсознательном и бессознательном уровнях, то можно говорить о том, что йога учит управлять сознанием на каждом из них.

Поскольку этот вид йоги разделен на восемь ступеней, его часто именуют «Аштанга йогой», или йогой восьми стадий. Каждая ступень требует тщательного изучения.

Литература

  • Patanjali. 1989. (Feuerstein, G. trans). The Yoga-Sutra of Patañjali: A New Translation and Commentary. Inner Traditions.
  • Iyengar, B.K.S. (1993, 2002). Light on the Yoga Sūtras of Patañjali. Hammersmith, London, UK: Thorsons. ISBN 978-0-00-714516-4
  • Master E.K., The Yoga of Patanjali Kulapathi Book Trust ISBN 81-85943-05-2
  • Classic Yoga («Yoga Sutras» by Patanjali, «Vyasa Bhashya»). Translation from Sanskrit, foreword, comments and system reconstruction by E.P. Ostrovskaya and V.I. Rudoj.
  • Patanjali’s Yoga Sutras. Translation from Sanskrit, foreword and comments by B. Zagumennov.
  • Patanjali’s Yoga Aphorisms. Swami Vivekananda. «Yoga Sutras» rendered by Swami Vivekananda, translated from English by Ya. Popov. In the book: S. Vivekananda. Raja Yoga – Patanjali’s Yoga Aphorisms. Sosnitsia, 1906
  • Patanjali’s Yoga Sutras with comments by Sri Krishnamacharya. T.K.V. Desikachar. Series: The Anthology of Yoga. Publishing houses: Ex Libris, Janus Books, 2002.
  • The Textbook of Yoga Psychology. A New Translation and Interpretation of Patanjali’s Yoga Sutras. Rammurti Mishra. Translated by D. Burba and M. Osinovsky under the editorship of V. Vinnitskiy. Kiev, “Sofia”, Moscow, “Helios” PH, 2002.
  • Patanjali’s Yoga Sutras. Comments. The lectures given by Swami Satyananda Saraswati, Bihar School of Yoga, Munger, Bihar, India. Minsk, VEDANTEMALA, 2006.

Автор книги: Свами Сарасвати

Самопознание

сообщить о нарушении

Annotation

Лекции, прочитанные Свами Сатьянандой Сарасвати Бихарская школа Йоги, Мунгер, Бихар, Индия. Перевод с английского Hupмала Драсты.

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Глава I  САМАДХИ ПАДА (51 сутра)

Глава II САДХАНА ПАДА (55 сутр)

Глава III ВИБХУТИ ПАДА (56 сутр)

 Глава IV КАЙВАЛЬЯ ПАДА  (34 сутры)

ГЛОССАРИЙ

СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ

Введение

СВАМИ САТЬЯНАНДА САРАСВАТИ

Родился в 1923 г. в Индии, городе Алморе, штате Уттар Прадеш. В 1943 г. стал учеником своего гуру Свами Шивананды Сарасвати в гималайском Городке Ришикеш.  В 1956 г. завершил свою монашескую подготовку и начал жизнь паривраджаки. Много странствовал по всей Индии.

 Осознав свою миссию, основал в Мунгере следующие движения:

 ― Движение Международное братство йоги в 1962 г.;

 ― Бихарскую школу йоги в 1964 г.;

 ― Шивананда матх в 1984 г.;

 ― Фонд исследования йоги в 1984 г.

 Признан как знаток и авторитет глубочайшего эзотерического знания святыми и мудрецами по всей Индии. Много путешествовал по всем уголкам земного шара, посещая ашрамы и центры, распространяя послания йоги, наставляя и воодушевляя бесчисленных последователей и устремленных.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Для широкого читателя, проявляющего интерес к йоге, автор книги в представлении не нуждается. Чего нельзя сказать о переводчике. Его имя знакомо разве что узкому кругу последователей классической йоги в Санкт-Петербурге, откуда этот начинающий автор родом, да некоторым участникам форумов по йоге в интернете. Тем не менее, судьба распорядилась таким образом, что работа выполнена и, по крайней мере, один благодарный читатель, которому книга адресована в первую очередь, уже есть. На остальное, как говорится, ― воля более высокого уровня. Так что данная книга, кроме всего прочего, является представлением автора перевода почтенной публике.

Сама идея перевода не принадлежит его автору. К своему невежеству еще год назад он даже не подозревал, что такая книга существует с 1976 г. Все произошло как по велению волшебной палочки, после чего не осталось никакого сомнения, что необходимость перевода ― не очередное блуждание собственного несовершенного разума, а веление, ниспосланное свыше. В мировой столице йоги ― Ришикеше, в самом ее сердце ― Ашраме Шивананды, вместе с благословением изложить собственное видение предмета был получен бесценный дар ― экземпляр книги Сатьянанды. Со словами: «Это подарок от всей Индии» и с дарственной надписью: «С наилучшими пожеланиями и благослови тебя Бог».

Структура текста[4]

Состоит из четырёх разделов (глав) и 196 сутр.

  • Глава 1. О сосредоточении (самадхи-пада), 51 сутра
    • Определение йоги (1), трех гун и пуруши (2-5),
    • источники познания (праманы), сон и память (6-11),
    • сознательное сосредоточение (12-17),
    • бессознательное сосредоточение (18-23),
    • Ишвара, то есть бог-творец (24-29),
    • девять препятствий сосредоточению (30-32),
    • семь способов очищения сознания (33-40),
    • объекты и ступени сосредоточения (самапатти) (41-49), санскары (50-51)
  • Глава 2. О способах осуществления (садхана-пада), 55 сутр
    • Йога действия (1-2), пять базовых аффектов и их устранение (3-11),
    • проявление кармы и её связь с добродетелью и пороком (12-14),
    • страдание, его причина и освобождение от него (15-24), высшее избавление (хана) (25-28),
    • вспомогательные средства йоги, названы её 8 средств (29-34),
    • йогические совершенные способности (35-45),
    • йогические позы (асаны) (46-48), регуляция дыхания (пранаяма) (49-51), концентрация манаса-разума (52-53) и подчинение органов чувств (54-55).
  • Глава 3. О совершенных способностях (вибхути-пада), 56 сутр
    • Три внутренних способа йоги: дхарана, дхьяна и самадхи (1-7); санъяма (8-15),
    • Санъяма на различных объектах и достижение различных сверхспособностей (16-34),
    • различение содержания сознания и пуруши (35-37),
    • продолжение характеристики сверхспособностей (в частности, всеведения, телесного совершенства и бесстрастности), их достижения (38-55)
  • Глава 4. Об абсолютном освобождении (кайвалья-пада), 34 сутры
    • Классификация сверхспособностей (1-6),
    • карма и её следы (7-11),
    • проблема прекращения бессознательных впечатлений (12-28),
    • достижение состояния «облака дхармы» (29-32) и абсолютного освобождения (33-34).

Йога-сутра как компиляция

Несколько исследователей в XX и XXI веке пришли к выводу, что йога-сутра не является текстом одного автора, а есть результатом компиляции разных традиций. Эта теория объясняет и сложности с датировкой текста и цитирование Буддизма и других эзотерических традиций.

Еще одной из причиной к появлению исследований на эту тему стали нелогичности, повторы в тексте, нарушение стилистики.

К идее составного текста пришли и аргументируют ее такие исследователи йога-сутры:

1. Feuerstein, George (1978), Handboek voor Yoga (Dutch translation; English title “Textbook of Yoga”, Ankh-Hermes (он предполагает компиляцию двух различных традиций — восьмичастной аштанга-йоги и крийя-йоги. Крийя-йоги традиция, по его мнению описана в главе 1; главе 2, сутрах 1-27, главе 3 (кроме сутры 54) и в главе 4. Восьмичастная йога описана в главе 2, сутрах 28-55 и в главе 3, сутрах 3 и 54).

2. Wujastyk, Dominik (2011), The Path to Liberation through Yogic Mindfulness in Early Ayurveda. In: David Gordon White (ed.), “Yoga in practice”, Princeton University Press. Согласно Вуястику, Патанджали интегрировал йогу древних традиций и добавил свои собственные объяснительные отрывки для создания единой работы, которая с 1100 года н.э. считалась работой двух человек. Вместе сборник сутры Патанджали и Вьясабхаши называется Pātañjalayogaśāstra.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий