Какое значение у Дхармачакра мудры, и как ее выполнять?

Значение главных мудр буддизма

Сложно перечислить все мудры, поэтому мы расскажем, что значат основные из них.

1. Дхьяни

Это одна из любимых мудр йогов во время медитативной практики. Она помогает уравновесить мысли и чувства. Точно так же сложил руки Будда перед Просветлением. Она отражает высшую концентрацию, благость, стремление к совершенному состоянию.

Ее можно выполнять несколькими способами: одной рукой, двумя или таким образом, чтобы пальцы образовывали треугольник. В первом случае она выполняется правой рукой, а левая сложена на коленках. Чтобы выполнить мудру, символизируя женское начало, нужно поменять руки местами.

Выполняя мудру обеими руками, их надо пометить на уровень пупка таким образом, чтобы правая лежала сверху. Сцепление пальцев в виде треугольника указывает на три драгоценности: Будду, дхарму и сангху.

2. Абхая

В переводе с санскрита она значит «без страха», что полностью отражает суть мудры — мир, защищенность, отречение от страхов. Это, пожалуй, самая известная мудра Будды, особенно распространенная в тайском и лаосском буддизме.

Абхая-мудра указывает на благую цель и мирные намерения – сама по себе она как доказательство, что в руках не припрятано оружие.

3. Дхармачакра

По-другому – мудра Колеса учения. Она связана со временем после Пробуждения Будды, когда он проповедовал в парке впервые. Мудра символично начинает вращать колесо дхармы.

Указательный и большой пальцы обеих рук в этой мудре повторяют форму колеса. Правая лежит сверху, при этом руки находятся на уровне сердца. Это указывает на то, что Будда действовал от сердца.

При этом остальные пальцы тоже имеют значение.

Правая рука:

  • мизинец – школа махаяны;
  • безымянный – те буддисты, которые реализовали себя;
  • средний – ученики Будды.

Левая рука:

  • мизинец – сангха;
  • безымянный – дхарма;
  • средний – Будда.

4. Варада

В этом жесте пальцы выпрямлены и олицетворяют 5 совершенных качеств:

  • доброта;
  • духовность;
  • терпимость;
  • старание;
  • сосредоточенность.

Выполняется она так: ладонь правой руки раскрывается и опускается вниз так, чтобы ее ребро было повернуто вперед. Левая рука располагается на бедре или колене.

5. Бхумиспарша

В переводе она означает «касаться земли» и восходит ко времени, когда Шакьямуни, достигнув пробужденного состояния под священным деревом, воззвал к божеству земли.

Абхая-мудра

Мудра Абхая (санскр. अभय, IAST: abhaya, букв. «без страха») мудра символизирует бесстрашие, уверенность, отсутствие опасений, дарование защиты и, одновременно, доброжелательность.

Абхая мудра выполняется следующим образом:

  1. Рука согнута в локте и поднята, ладонь повернута вперед, от лица, пальцы вытянуты вертикально вверх.
  2. Ладонь руки поднята на уровне груди и обращена наружу, кисть развёрнута ладонью от себя, пальцы направлены кверху, большой палец отстоит от других четырёх пальцев.
  3. Этот жест выполняется поднятой рукой с ладонью, развёрнутой наружу, пальцы вытянуты вверх. Жест иногда делается обеими руками.

Статуя Будды с Абхая-мудрой в Камбоджийском национальном музее

На примере этой мудры видно, как ритуальные жесты происходят от естественных движений руки — с незапамятных времен открытая в приветствии ладонь символизирует отсутствие в руке оружия и, как следствие, доброжелательность, а ладонь, выставленная перед собой — останавливающий знак, «стоп».

Это жест утверждения силы в индуистской иконографии, означающий, помимо всего прочего, покровительство, одобрение и гарантию безопасности.

Из индуизма Абхая мудра «перекочевала» в буддизм. Она присутствует в старейшей сохранившейся школе буддизма, Тхераваде (или, иначе, Хинаяне).
В традиции тхеравады абхая-мудра обычно строится следующим образом: кисть правой руки поднята на высоту плеч, рука наклонена, ладонь развернута наружу, пальцами вместе и вверх, левая рука покоится вдоль тела вниз (в положении стоя).

Божества с Абхая мудрой, сопровождаемой другой мудрой, часто встречаются на изображениях северных школ Махаяны. В царстве Гандхара, во времена легендарного правителя и популяризатора буддизма, царя Ашоки, эта мудра употреблялась в качестве символа проповедования.
Абхая мудра часто присутствует на статуях «идущего Будды» в Лаосе и Таиланде. Также Абхая мудра является атрибутом японского направления буддизма Ваджраяны — Сингон, где выполняется с чуть выдвинутым вперед средним пальцем. Это мудра Авалокитешвары, Будды Амогхасиддхи, Будды Дипанкары, Бодхисаттвы Кшитигарбхи, Зелёной Тары и некоторых других божеств и святых.

Сидящий Будда, подчиняющий Мару, Бангкок, Таиланд. Бхумиспарша-мудра

Мудра «Моление о счастье»

Эта мудра -королева среди мудр. Она настолько могущественная, что её описание можно найти только в специальных храмовых текстах.

Эта мудра отгоняет от человека все негативные энергии, усиливает собственную энергию, соединяет с Божественным началом, успокаивает и возвышает душу.

Её можно выполнять в любое время, особенно когда вам нужна поддержка и подпитка энергией. Безымянные пальцы, направленные вверх, служат своеобразной антенной, улавливающей космические вибрации.

Методика исполнения:

1. Сядьте прямо, позвоночник и голова на одной линии. Сложите пальцы, кроме больших, «гребешком».

2. Большими пальцами начинайте оттягивать мизинцы противоположной руки.

3. Безымянные пальцы поставьте вертикально. Желательно, что бы они соприкасались ногтями.

4. Указательными пальцами захватывайте средние пальцы противоположной руки и тяните к центру ладони

Чин-мудра — практическое применение

Существует распространённый миф, что якобы Чин- и Джняна- (в другом прочтении Гьян-) мудра отличаются направлением ладоней: дескать, при Чин-мудре они направлены вверх, а в случае Джняна-мудры — вниз. Проводят даже «психологическое» объяснение, что раскрытые вверх ладони — «принимающие», «открывают сознание», а направленные вниз ладони — «закрытие», и потому способствуют интроспекции. Не буду спорить — возможно, для кого-то это так и есть.

Но если обратить в «Хатха-йога Прадипике», оказывается, что отличаются эти мудры лишь положением указательных пальцев. В Чин-мудре они согнуты так, что подушечка касается основания большого пальца. А в Джняна-мудре (Гяьн-мудре) кончики (подушечки) указательного и большого пальцев соприкасаются (прижаты друг к другу). Тут, как видим, никакого простора для размышлений доморощенных «психологов», а лишь работа с энергией.

На практике, по моим ощущениям, а я делаю обе эти мудры ежедневно, Чин — более мощная. Она прямо-таки супер-мощная. Но её энергия окрашена особым образом — это именно сила.

Джняна-мудра — нежнее, «отстранённее», и не столь мощна. Она не даёт энергии. Не помогает сосредоточиться. Зато именно такую мудру словно сами собой принимают пальцы в глубоких медитативных состояниях.

Если удерживая Чин-мудры, вы словно держите в руках Ваджру — «молниемёт» богов, то Чин словно готовый облететь одуванчик в руке.

Но нежность, лёгкость — это не слабость. Это особый характер энергии. И тут надо смотреть по ситации — потому что молот Тора подойдёт, чтобы гвозди забивать, и пару врагов отправить в следующее воплощение, а микроскоп для забивания гвоздей мало пригоден, зато полезен в других, не менее важных, предприятиях.

С практической точки зрения, Чин-мудра идеально сочетается с асанами. Джяна-мудру вряд ли стоит держать в асане — можно о ней просто забыть, никакого особого эффекты вы, скорее всего, от неё не почувствуете. Чин-мудра помогает дольше держать силовые асаны, мощнее делать прорывные пранаямы (такие, как долгое Капалабхати и Бхастрика). Чин-мудра это педаль газа для начала любой медитации.

Но затем, когда энергия уже пошла, состояние наработано — вот тут Джняна-мудра готова вступить, и исполнить свою партию. Она утончит энергию, довершить начатое — приведёт в медитацию. Без неё любая практика словно не завершена, чего-то едва уловимого, тончайшего словно не хватает. Джяна-мудру стоит держать в конце занятия — в Шавасане, и делая спокойные, медитативные пранаямы, медитацию. Ей также можно завершать день, т.к. её действие — «Шанти-карма» — успокаивающее.

Кроме того, если работать в пранаяме с одной ноздрёй (например, делая Сурья- и Чандра-бхеда) — то Чин-мудра (левой рукой) больше подходит для Сурья-, а Джняна-мудра — для лунного дыхания.

Чин-мудру я бы не посоветовал людям, у кого бывает повышенное давление, гневливым, раздражительным, а также в период месячных и сразу перед ними. Джняна-мудра не адекватна при упадке сил, депрессии, сонливости, болезнях, истощении.

Очень странные ощущения появляются, если делать одной рукой Чин-, а другой — Джняна-мудру, — думаю, лучше делать какую-то одну мудру обеими руками, или одной, если вторая занята — как, например, во время пранаям.

Абхая-мудра победит страх

Человек так устроен, что в нем живет страх в разных формах. Один испытывает страх высоты, другой приходит в ужас от змей или пауков. Третий впадает в панику перед сдачей экзамена, четвертый боится лечить зубы. Сам по себе страх не является проблемой, это естественная реакция на возможную опасность. Это часть инстинкта самосохранения. Если по тропинке ползет змея, то разумнее обойти ее.

Но зачастую страх мешает действовать. Он парализует, делает неуверенным и беспомощным. Блокируя энергетические центры, страх нарушает правильную работу организма, а от сбоя до серьезной болезни один шаг. Поэтому страхи надо преодолевать.

Для этой цели подойдет Абхая-мудра. Слово «абхая» переводится с санскрита «без страха». Жест несет целый набор качеств: храбрость, веру в себя, ощущение безопасности и доброжелательное отношение к окружающим.Выполнение мудры не вызовет затруднений. Правую руку надо согнуть в локте и поднять. Плоскость ладони смотрит вперед, а пальцы устремлены вверх. Кончики пальцев находятся на уровне плеч. Левую ладонь опустите на бедро, а если вы сидите, то положите на колено. Иногда левую руку рекомендуют поместить на область сердца. Также есть вариант, когда жест выполняется обеими руками. По гипотезе, мудра защиты имеет естественное происхождение. Человек демонстрирует открытость и мирные намерения, но в тоже время призывает другого остановиться. В индуизме Абхая-мудра выражала одобрение и означала гарантию безопасности.

Статуя Будды, который использует Абхая-мудру

Эта защитная мудра применяется не только для преодоления страха. Ее можно использовать для налаживания отношений в семье, а также получения покровительства Высших сил. Не случайно этот жест широко представлен на изображениях восточных богов и святых.

Дхьяна-мудра

Дхьяна-мудра, статуя «Большого Будды» в Камакуре

Мудра Дхьяна (санскр. ध्यान, IAST: dhyāna, «медитация, концентрация») — мудра медитации, сосредоточенности. Обе руки покоятся внизу живота ладонями вверх, распрямлённые пальцы правой руки над распрямлёнными пальцами левой (либо с соприкасающимися средними фалангами пальцев, см. изображение), большие пальцы рук касаются друг друга, формируя «мистический треугольник», духовное пламя Триратны, олицетворяя три драгоценности. Эта мудра использовалась в изображениях Будды Шакьямуни и Будды Амитабхи. Иногда эту мудру использовали в изображении Бхайсаджъягуру, Будды-врачевателя.

Происхождение этой мудры намного древнее буддизма, так как использовалось в языке жестов йогов во время их медитативных или лечебных упражнений.

Практика

Сейчас мы предлагаем вам научиться выполнять самим несколько простых, но действенных мудр. Это можно делать где угодно: на кровати, на стуле, на полу, на работе, во время прогулки.

Главное – прикрыть глаза и постараться успокоить ум, не отвлекаясь на посторонние мысли. В этом поможет, например, медитация на любимый цвет.

Ваджра-мудра – позиция знания, распространенная в японской и корейской культуре. Нужно сцепить руки в замок, большие пальцы выпрямить и соединить вместе, а указательные направить вверх так, чтобы они касались друг друга верхними фалангами:

  • Дхьяни мудра – вы уже знакомы с ней. Она поможет абстрагироваться от мыслей, достичь умственного покоя. В положении сидя положить руки на колени так, чтобы левая ладонь была сверху, а подушечки больших пальцев соприкасались. Ее изображение вы можете найти на картинке в начале статьи.
  • Намаскара-мудра – молитвенная поза, в которой часто изображается Авалокитешвара. Руки расположить на уровне груди, полностью соединить друг с другом так, чтобы пальцы смотрели вверх:

Абхая-мудра – о ней мы тоже говорили выше. Выполняется мужчинами и женщинами по-разному. Мужчины должны положить левую руку на колени, а правую согнуть и выставить ладонью вперед. Женщины, чтобы выполнить этот жест, меняют руки местами. Иллюстрация этой мудры тоже была дана выше.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий