История и происхождение йоги

Отличия современной йоги от древней

Занятия йоги, проводимые в современных спортивных центрах, пропагандируются как комплекс упражнений, который известен с древних времен. На деле, этот тип йоги отличается от традиционного учения. Он лишь отдаленно напоминает настоящую медитативную практику.

Кто же такой йог — это нам еще предстоит узнать. Общаясь с настоящим йогином, можно прийти к выводу, что количество его поз ограничено 7–9. В отличие от занятий в зале, где практикуется 35–40 видов различных позиций. Истинный йог не будет стремиться принять столько асан. Оригинальная йога нацелена на изменение энергетических потоков, поэтому все упражнения должны выполняться в медленном ритме. Как правило, следует удерживать одну позу не менее 6–7 минут, иногда и большее время. Если это условие не выполняется, то главная цель медитации не будет достигнута. Упражнения будут сравнимы с обычными занятиями спортом.

В йогическом учении, принятию асан уделяется 20% от общего времени, в основном йогины выполняют психотехнические практики. На занятии йогой в спорткомплексах делается наоборот: большая часть времени уделена физическому состоянию тела.

Позиции, практикуемые в современном обществе, в священных писаниях не упоминаются вообще. Древние тексты в основном содержат позиции сидя, лежа на спине или животе и некоторые перевернутые асаны. Основная причина состоит в том, что основной задачей учения было достижение гармонии и улучшение энергетических потоков, а не улучшение физического самочувствия.

Эзотерическая «духовка» 60-70 годов. Абсурдность.

Вте времена, как собственно и в наши, не обошлось без искажений. Появлялись люди практикующие на себе всё то, что попало под запреты. Происходило сплетение всех эзотерических традиций. Практиковали и йогу, и магию, и Кастанеду, и суфизм, духовное целительство. И в основном это была высшая интеллигенция. Много лет в печати, по телевидению, в кино говорили о йогах и об их “чудесах”. Миллионы людей смотрели фильм “Индийские йоги. Кто они?”  На экране один из них разгрызал, точно сахарный леденец, стеклянный стакан. Другой вместо пуховой перины использовал осколки битых бутылок. Третий протыкал себя, словно подушечку для иголок, металлическими спицами. Четвертый останавливал сердце, дыхание, пятый — впадал в анабиоз, а спустя несколько часов оживал. Прочие кадры и дикторский текст убеждали зрителей, что в принципе каждый, если захочет, может длительной тренировкой достичь таких же результатов и идеального здоровья.

А еще были размножаемые на пишущих машинках “переводы” сомнительных инструкций, в которых доверительно сообщается, что любой человек может добиться совершенного владения своим организмом и навсегда избавиться от разных хворей. Одновременно появились и “полезные советы”: как надо “правильно” голодать, питаться только сырыми продуктами, как вдыхать и выдыхать воздух и сколько десятков литров воды выпить, чтобы не болеть. Наиболее активным советчиком и пропагандистом “йоговского лечения” выступал А. Зубков, иногда называвший себя “единственным дипломированным в стране йогом”. Естественно находились люди, верившие в возможность излечения “от самых неизлечимых болезней” и желавшие в совершенстве овладеть своим телом и здоровьем. Тем более что, по словам А. Зубкова, ограничений для занятий гимнастикой йогов почти нет. “Кто может заниматься хатха-йогой? – спрашивает он и тут же отвечает: – Люди любого возраста (дети не моложе 6 лет), пола (для женщин есть ограничения, связанные с их физиологическими особенностями), любой профессии. Исключение составляют тяжелобольные, которым запрещены на время всякие движения и лечебная гимнастика”.

Виды йоги

Следует разобраться в существующих видах йоги. Но не стоит путать уже сложившиеся веками направления с теми разновидностями, которые появились совсем недавно. Современные мастера с огромным удовольствием придумывают каждый год новые авторские курсы. К таким можно отнести: Аштанга Виньяса йогу, Шивананда-йога, Дживамукти йогу, Йога Аейнгару и т. д.

В нашем случае повествование пойдет о базовых видах йоги, в которых основной упор делается на уровни развития человека.

Карма йога

«Кармой» называют действия человека, т. е. в этом направлении главным является определенный набор физических действий без привязки к результатам труда.

Человек развивает в себе альтруизм и осознанность, отказывается от акцента на собственном «я», учится находиться внутри потока. Большинство Ашрамов, которые есть в Индии, в первую очередь предлагают новичкам заняться именно таким трудом (к примеру, мытьем полов, помощью на кухне и т. д.).

Бхакти-йога

Этот вид йоги направлен на преданное служение высшему (Ишвара Пранидхана), жертвенности на благо окружающих людей, любви к Богу (Всевышнему, Абсолюту). Во время практики человек читает священные писания, повторяет имена Бога, поет священные мантры.

Такая же традиция существует в христианстве и других мировых религиях.

Джняна йога

Этот вид йоги помогает проработать умственный аспект личности для достижения высшей ступени сознания. Практическое занятие направлено на развитие аналитического мышления, повышение концентрации внимания, духовные практики. Джняна подходит людям, которым сложно дается раскрытие своего сердца для служения Богу. С ее помощью человек с аналитическим складом ума смиряет свои мысли и открывает новые грани саморазвития.

Раджа-йога

Королевский вид йоги для борьбы с мрачным настроением. Его можно сопоставить с восьмеричным путем Патанджали, который является высшей ступенью Раджа-йоги. Во время практики происходит воссоединение с Богом, достигается состояние Самадхи и происходит освобождение.

Йога доклассическая (около 1500—500 до н.э.)

Чрезвычайно важный период в развитии, он связан с возникновением Упанишады и Брахмана и дальнейшим развитием брахманизма. Несколько поз йоги появляются в ранних Упанишадах(VIII—III век до н.э.), философских текстах, созданных на основе исследования глубочайшей природы, духовной сущности, абсолюта (Атман). Тексты кратко представлены в Брихадарнак Упанишад III.4.2.

Упанишады также принадлежат к раскрытым текстам (шрути), являются дополнением и объяснением духовной мудрости, содержащейся в Ведах. Шрути характеризуются мистицизмом, включающим в себя рассуждения. Развитие заключается в обучении техник, служащих мистической интериоризацией (переход из вне внутрь) т.е. освоении жертвенного ритуала. Результатом служит появление различных созерцательных методов и зарождения йогических практик. Примером может быть идентификация методов пранайямы с ритуалом Ахотры (жертвы огню). Техники дыхания, используемые для стимулирования внутреннего тепла, приравниваются к ведическому ритуалу. Процесс интериоризации ритуала был одним из важнейших элементов интеграции йоги и индуизма.

Причиной послужило слияние двух культур. С одной стороны, патриархальная ведическая культура, созданная арийским народом и их священниками. С другой стороны, матриархальная культура дравидов, представленная сельскохозяйственным местным населением. Основной смысл ведической культуры заключался в контакте с божествами через внешние ритуалы. Влияние культуры дравидов было направлено на внутреннее познание.

Что такое йога?

Вам будет интересно:Направления йоги: разновидности, описание, отличия, отзывы

По мнению исследователей, слово «йога» произошло от слова «йодж», что на древнем санскрите означало «соединение в упряжи, связь». Подразумевалось, что это связывание ума, тела и сознания в единую троицу, отголоски которой можно отследить в христианстве (хотя в другой подаче). В истории йоги основополагающим считалось yogaś—citta-vr̥tti-nirodhaḥ, что означало избавление от колебаний ума, то есть тотальный ежесекундный самоконтроль.

Понятно, что физические упражнения, позы и акробатические этюды здесь ни при чем. При этом четко оговаривается: йога – это не религия, хотя может тесно с ней переплетаться, ведь религия и духовность – это совершенно разные понятия.

Йога и бодибилдинг: что у них общего?

Кришнамачарья ввёл в практику йоги много аэробных элементов. В его методе присутствовало много динамичных связок и переходов. Также он включил в свои занятия комплекс «Сурья Намаскар», который сегодня стал «визиткой» йоги.

Здесь надо отдать должное другой популярной персоне того времени – К.В. Айеру. Этот известный культурист пропагандировал объединение йоги со штангой и железом. Он успешно лечил многие заболевания благодаря своей авторской методике, которая включала в себя абдоминальный массаж (наули). Одним из его пациентом был уже известный нам Махараджа Кришна Раджа Водияр IV. После того, как Айер восстановил его после инсульта, Махараджа выделил старшему ученику Айера – Ананту Рао – место для тренировок в Майсорском дворце. Находилось оно в нескольких метрах от зала Кришнамачарьи.

Включение «Сурья Намаскар» в систему йоги

Как и его авторитетный учитель, Ананта Рао использовал в своих тренировках комплекс «Сурья Намаскар». Данная последовательность впервые была упомянута в 1927 году в книге Пандита Пратинидха «10 пунктов на пути к здоровью». Однако в то время она ещё не была составной части йоги. Так как произошёл синтез йоги и Сурья Намаскар?

С одной стороны, данная последовательность и без того была популярна у многих бодибилеров того времени. С другой стороны Айер (признанный любимчик Махараджи) лично контролировал дворцовое обучение физическим упражнениям, а также давал рекомендации Рао и другим учителям. Поэтому вполне вероятно мнение, озвученное Эллиотом Гольдбергом, что Кришнамачарья мог ввести в свои тренировки комплекс Сурья Намаскар именно благодаря виянию Айера.

Классификация

На что похожа йога? Сегодня очень трудно четко классифицировать ее виды.

Для начала назовем наиболее распространенные:

  1. Бхакти — это преданное служение Богу и любви. Этот вид йоги подходит тем, кто не хочет напрягать себя изнурительными физическими нагрузками. В Индии это самый простой способ заниматься йогой.
  2. Карма — это выполнение своих обязанностей, а не ожидание пользы для блага Творца.
  3. Джняна — это самореализация, в которой человека объединяет совершенная истина. В более широком смысле это «дорога знаний».
  4. Раджа — имеет цель отличить реальность от иллюзии, в результате чего достигается свобода. По-другому эта практика называется королевской. С помощью медитации ум контролируется.

Уровни аштанга

  1. Яма — самоограничения.
  2. Нияма — это абсолютное погружение в духовную практику.
  3. Асана — это объединение ума и тела с помощью упражнений.
  4. Пранаяма — контроль дыхания, также направленный на объединение тела и ума.
  5. Пратьяхара — абстрагирование чувств от объекта их применения.
  6. Дхарана — это глубокий склад ума.
  7. Дхьяна — это медитация.
  8. Самадхи — погружение в глубины собственного сознания и понимание себя как части всего, что существует.

Хатха — это тип йоги, который позиционируется как путь к раджа-йоге. Он представляет собой физическую подготовку тела к медитации. Это синтез физических и умственных воздействий на тело, которые предназначены для уравновешивания тела и духа.

Физическое воздействие состоит из:

  1. Правильное питание или диета.
  2. Дыхание.
  3. Асан.
  4. Бандхи (замки).
  5. Мудрый (особые жесты).

Психическое влияния:

  1. Медитация.
  2. Пранаяма (контроль праны с помощью дыхательных упражнений).

Постклассическая йога (около 500 — 1900 л.н.э.)

Период охватывает огромное разнообразие йогических традиций, созданных после Патанджали. Это время расцвета хатха-йоги и учения Тантры. Создаются многочисленные школы, основанные на многих духовных и религиозных традициях Индии:

  • тантризм;
  • сивизм;
  • сактивизм;
  • адвайта-веданта;
  • тантрический буддизм.

Выражается это и в возвращении к недуалистической концепции реальности, сформированной в ранний период упаниадства, согласно которой Пуруша идентична реальности. Одним из самых вдохновляющих произведений этого периода является Йогавасиштха, религиозно-философская сочинение на санскрите, написанное между IX и XIII веками, духовный путь которого можно описать как джана-йогу, основанную на гармоничном сочетании мудрости (гьяны) и действия (кармы). Другие йогические тексты наиболее известные как Йога-упанишады, создаются в период средневековья (XIV—XVI вв.). Они касаются преимущественно ведантской хатха-йоги.

Возникают и развиваются доктрины и практики, направленные на достижение освобождения посредством совершенствования тела. Асаны становятся своего рода алхимической наукой, призванной очищать и трансформировать все явления существования, включая тело, потому что, согласно ведическому взгляду, являются едиными с высшим Я (Пуруша). В самых важных произведениях этого периода Геранда-санхита, Хатха-йога-прадипика и Шива-санхита, хатха-йога представлена в качестве подготовки к Раджа Йоге, хотя, практика с самого начала включала в себя элементы классической йоги: концентрацию, медитацию.

Зарождаются движения бхакти, шивы и вишнуизма, буддизм исчезает, а Веданта основана как доминирующая философская система в Индии. Одним из самых интересных движений периода является Кашмирский шиваизм, широко используемый в тантрической традиции и буддийской философии.

Современный период

Характерной чертой современной йоги является ее распространение по всему миру и особенно выход за пределы культурного круга Азии. Раньше элементы практики в той или иной форме распространялись из Индии, из-за буддизма, на Дальний Восток. 20-й век связал практику асан с культурой западного мира. Наиболее важные тексты индийской духовности переведены на западные языки. Колонизация Индии, начавшаяся в девятнадцатом веке англичанами, привела к увеличению притока путешественников и исследователей из Европы на индийский полуостров. Люди, увлеченные культурой Индии, начали возвращать свое наследие. В двадцатом веке мастера и учителя древних традиций из Индии стали все больше приезжать в Европу и Америку. Свами Вивекананда посетил Соединенные Штаты и Европу со своими лекциями, открыв путь другим учителям.

Кроме того, контакт с западной культурой влияет на саму йогу, лучшим примером которой является интегральная йога, созданная Шри Ауробиндо.

Среди наиболее известных наставников: Шри БКС Айенгар, Шри Паттабхи Джойс, Свами Шивананда, Сатьянанда Сарасвати, Свами Махешварананда, Т. К. В. Дезикачар, Свами Сатчитананда.

Типы

Современные формы йоги эволюционировали в упражнения, сосредоточенные на силе, гибкости и дыхании для того, чтобы повысить физическое и умственное благополучие. Существует много стилей, каждый из которых не превосходит другой. Выбор типа зависит от Вашего фитнес-уровня.

Класс йоги нужно выбирать, основываясь на Вашем уровне физической подготовки и опыте занятий.

Типы и стили могут включать:

Аштанга-йога: основывается на древних учениях, но популяризирована в 1970-е годы; каждая из шести установленных последовательностей поз быстро связывает любое движение с дыханием.
Бикрам-йога: проводится в искусственно нагретых до 38-40 °С комнатах с относительной влажностью 40%; бикрам – это серия из 26 роз и последовательность из двух дыхательных упражнений

Хатха-йога: общий термин для любого типа йоги, который учит физические позы; как правило, это осторожное введение в основные положения.
Айенгар-йога: сосредоточена на поисках правильного выравнивания в каждой позе; для этого использует блоки, ремни, стулья и валики.
Дживамукти-йога: «освобождение при жизни». Дживамукти возникла в 1984 году, включив духовные техники и практику стиля виньяса

Каждый класс имеет тему, которая изучается при помощи священного писания, пения, медитации, асаны, пранаямы и музыки.
Крипалу-йога: учит практикующих узнать, принять и изучить организм. Каждый ученик обнаруживает собственный уровень практики. Занятия обычно начинаются с дыхательных упражнений и осторожных растяжений, с последующей серией индивидуальных позиций и окончательного расслабления.
Кундалини-йога: слово «кундалини» на санскрите значит «гибкий, как змея». Это система медитации, направленная на высвобождение энергии кундалини. Занятие обычно начинается с пения и заканчивается им же, а между этим размещаются асана, пранаяма и медитация, предназначенные для достижения определенного результата.
Силовая йога: активный и атлетически стиль, адаптированный из традиционной системы аштанга в конце 1980-х годов.
Пренатальная йога: положения тщательно адаптированы для будущих мам. Пренатальная йога предназначена для того, чтобы помогать женщинам на всех этапах беременности или чтобы помочь с возвращением в форму после родов.
Восстановительная йога: расслабляющий метод; в занятиях используется 4-5 позиций с применением одеял и валиков, чтобы погрузится в глубокое расслабление без приложения каких-либо усилий для поддержания позы.
Шивананда: система, основанная на пятиточковой философии, что правильное дыхание, расслабление, питание, физические упражнения и позитивное мышление действуют вместе, чтобы сформировать здоровый образ жизни. Обычно используется 12 основных асан.
Виньяса-йога: занятия виньяса известны своими жидкими практиками с интенсивными движениями. Занятия часто сопровождаются хореографией, чтобы плавно переходить из одной позы в другую.
Винийога: предназначена для адаптации к каждому человеку, независимо от физических способностей; учителя винийоги хорошо обучены и являются экспертами в анатомии и йога-терапии.
Инь: спокойная, медитативная практика, которую также называют даосской йогой. Инь-йога позволяет высвободить напряжение в ключевых суставах: лодыжках, коленях, бедрах, позвоночнике, шее и плечах. Позы инь пассивны, то есть мышцы расслаблены и позволяют силе тяжести делать свою работу.

Отшельники, гуру, факиры

Йога как философия появилась не позднее IV века. Этим периодом большинство исследователей датирует создание текста «Йога-сутры» Патанджали. Этот трактат содержит базовые принципы философской школы йоги. Древний текст раскрывает методы работы с умом, способные привести к высшим состояниям сознания. Патанджали не касается физических упражнений. Он упоминает понятие «асана», скорее, в значении положения, подходящего для медитации.

Основы йоговской физкультуры заложил, вероятно, уроженец Восточной Бенгалии Горакшанатх. В XII веке он разработал систему хатха-йоги. Предположительно в XV веке его последователь Свами Сватмарама написал известный трактат «Хатха-йога-прадипика». Этот источник рассказывает об энергетическом «устройстве» человека, описывает 15 асан, несколько пранаям, шаткармы (очистительные практики). Кроме того, он даёт рекомендации по питанию, а также излагает аспекты ямы и ниямы (нормы поведения).  На исходе XVII века появилась «Гхеранда-самхита», описывающая уже 32 позы. Тем не менее, физкультура в то время оставалась лишь вспомогательным аспектом йоги.

Сам формат обучения тоже кардинально отличался от принятого сейчас. Обучение было исключительно индивидуальным, и доступ к нему имели, за редким исключением, только мужчины. Строго блюлась парампара – цепь преемственности от учителя к ученику. Самостоятельное освоение учения было невозможным.

В  XVIII веке репутацию йоге и её последователям изрядно испортили акробаты и факиры. Это чудо-люди демонстрировали лежание на гвоздях, живые захоронения и чудеса гибкости в индийских деревнях под видом йоговских чудес. Конечно, за вознаграждение, и даже, порой, весьма неплохое, если им удавалось удивить какого-нибудь раджу. Некоторые занимались вымогательством и употребляли наркотики. Такие «йоги» не вызывали доверия ни у самих индийцев, ни у британских колонизаторов. Последние даже отнесли йогов в переписи населения к разряду «разного и подозрительного сброда».

В XIX веке с развитием науки и интереса к «йоговским чудесам» был проведён ряд разоблачающих исследований. Это настроило общественность ещё более скептично. И Запад, может быть, никогда и не познакомился бы с индийской гимнастикой… Если бы – неожиданно – не борьба за независимость Индии.

Тантра-йога

Считается, что тантрическая практика может поменять отношение человека к общественному, религиозному и логическому мирозданию, где он существует. С помощью тантризма сознание индивидуума признает, что природа реальности всего лишь иллюзия. Таким образом, он освобождается от цепей майи и старается достичь мукти. Этот путь связывает тантрическое учение с индийскими религиями (медитация, отстранение от социума), основой которых является недолгое или постоянное отречение от взаимоотношений с обществом. Во время обучения, человек получает наставления о медитационных техниках. В частности, это касается техники медитации на чакры — одного из подвидов кундалини-йоги, основной целью которого является размещение Божества в чакре сердца для поклонения и проведения занятия.

Какова цель йоги?

Может ли быть, чтобы, несмотря на явно
демоническое происхождение, йога была хотя бы
“нейтральной” духовно? Существует текст, называющийся
“Повествование о Хатха-Йоге”, который йоги называют
“древний трактат” и “редкий манускрипт”. Он объясняет
цель йоги так. Вроде бы, каждый человек до своего
рождения прожил миллионы жизней в телах животных. И
вот, живя в теле того или иного животного, душа, якобы,
выполняет либо не выполняет заповеди жизни этого
животного. И всё, что не выполнила душа в теле
животного, как будто бы, передаётся в тело человека, как
загрязнения или семена болезней. Это называется словом
“карма”. Йога сжигает карму. Этим, а совсем не
физическими упражнениями, объясняется ожидаемый
оздоровительный эффект. Практика йоги имеет восемь
ступеней. Первые четыре называют хатха-йогой. Это:
самоограничение, посвящение себя духовным практикам,
объединение ума и тела (вот для этого и используют
различные позы) и контролирование дыхания. Это низшие
ступени. Они считаются бессмысленными без высших
четырёх, называющихся раджа-йогой. В них входят:
отвлечение чувств, сосредоточенность ума, медитация, и,
наконец, “осознание своей истинной природы”. Как видим,
физические и дыхательные упражнения в этом ряду не
просто второстепенны, но вообще выглядят
незначительными. И вот главное! Цель всего этого –
исчезновение идеи собственной индивидуальности и слияние
сознания с “космическим абсолютом”.

Как всё это можно прокомментировать?
Идея о переселении души явно противоречит Священному
Писанию, в котором сказано: “человекам положено однажды
умереть, а потом суд” (Евр.9:27). Человек (и только
человек) сотворён Богом по Его образу и подобию. Нельзя
унижать образ Божий верой в то, что душа человека может
переселиться в животное и обратно. Да и как можно
согласиться с идеей “сжигания кармы”?! Мы знаем, что
существуют в мире грехи. Прощение грехов человек
получает в покаянии. За наши грехи на Кресте пострадал и
умер Спаситель Господь Иисус Христос. Именно Его Смерть
и делает возможным очищение от греха. Если бы было
возможно отработать “карму” путём перерождений или
каких-то практик, то не нужно было бы для спасения мира
воплощаться и умирать на Кресте Сыну Божьему. Поэтому,
верящий в “карму” и перерождение – не верит во Христа, а
верящий во Христа не может верить в “карму” и
перерождение. Далее. Личность каждого человека
драгоценна в глазах Божиих. И смысл духовной жизни – не
“слияние” или “растворение”, а возвращение к Богу и
вечное общение с Ним.

Тетерников Лев Иванович (1941 – 2012)

Основатель Школы Рациональной йоги, автор и ведущий проекта «Мужчина и Женщина: любовь, партнерство, семья», автор книг и оригинальных методик по Йоге и Тантре. Преподавал в США, Германии, Швейцарии. Сертификат преподавателя Крипалу-Йоги центра 1991 год.

Мастер-учитель Рэйки с 1998 года. Подготовил 5 мастеров-учителей. Инициировал в 1 – 3 ступень Рэйки более 1000 человек.

Автор нового направления Нью-эйдж «неотантрического» характера. Оригинальность подхода заключается в сплавлении приемов собственно Йоги и Тантры. Центральное место в практиках занимает концепция пробуждения Кундалини и гармонизация отношений Мужчина и Женщина.

С 2000 г. инициатор и соорганизатор проведения открытых всероссийских конференций по Йоге (Йога Встреча), собирающих преподавателей Йоги из России и с Украины. Цель конференций: сонастройка взглядов на Йогу, координация совместных действий и прямой обмен опытом через участие в мастер-классах разных ведущих.

Посетители его семинаров отмечали много эзотерических объяснений, которые не позволяли понять сути объясняемого. О других аспектах занятий можно посмотреть мнения практикующих. 

Тело, как инструмент для развития сознания

Исходя из всей истории возникновения йоги возникает вопрос: чем тогда занимается большая часть йога-практиков, усиленно потея на ковриках и закручивая тело в немыслимые узлы? Какая связь между слиянием с богом и ногой, заложенной за ухо в стойке на руках? Ответ кроется в знаменитом высказывании Паттабхи Джойса, которое стало лозунгом Аштанга-йоги: «Практикуй, и все придет».

Действительно, те, кто занимается йогой стабильно более восьми лет, отмечают, что занятия перестали носить физкультурный характер, как это выглядит поначалу, и трансформировались в духовную практику (хотя со стороны ничего не изменилось). Это подтверждает то, что к духовной трансформации, соединению с богом и эволюции человека в целом ведут разные дороги, и метод использования тела как инструмента тоже имеет результат, хотя и не такой быстрый.

Йога – сутры. Патанджали

В это же время появляется систематизированное руководство по йоге – «Йога сутры» (примерно II в. до н.э.).
Это базовый текст индийской философской школы йоги, оказавший огромное влияние на восприятие йоги в Индии и остальном мире. Этот труд упоминается во всех значимых книгах школ йоги в мире, написанные Мудрецом Патанджали.
Сам Патанджали назвал текст свой Ануш – асана – т.е « Идущий за..»
Патанджали считается автором (составителем) « Йога-сутры», но роль его в этом отношении сводилась к собранию существовавших задолго до него философских учений известного типа, их изложению и философскому обоснованию.

Йога Сутры до сих пор считаюются классическим и авторитетным трактатом по раджа йоге (классической йоге).
Всего в ста девяносто шести шлоках Патанджали рассмотрел основы философии, предысторию, методы и достижения раджа йоги. В определённом смысле можно сказать, что он был в большей степени составителем, чем автором, поскольку собрал все существующие важные практики, которые использовались в течение многих столетий до него, и объединил их во всестороннюю и гармоничную систему. Он, несомненно, не изобретал пути раджа йоги, ибо её составляющие, по существу, были известны с начала ведического периода, за тысячи лет до него.

В йога – сутрах появляется новое определение йоги

Состоят «Йога сутры» из четырех частей: учение о покое, о проработке( практика),о сверхъестественных силах и учение об освобождении…

Первые комментарии к йога – сутрам появились лет через 400. Первый, классический комментарий Вьясы к тексту датируют IV либо V веком н.э.
Другие известные комментарии были написаны Виджнянабхикшу и царём Бходжей (IX век), а также Раманандой Сарасвати ( XVI век н.э.)

Все современные учителя йоги начиная с 19 века переводили сутры и комментировали их.

Техника йоги Упанишад в некоторых своих моментах настолько напоминает раджа – йогу, что из этого следует, что и Патанджали и Брахманистские изыскания пользовались единым, гораздо более ранним источником информации.
Интересен тот факт, что Упанишады составлялись примерно в то же время, что и «Йога – сутры», следовательно, именно тогда древняя универсальная технология йоги впервые подверглась интерпритации, что дало толчок для ее развития в самых разных направлениях.

Об истории и развитие йоги в наше тысячелетие читайте в статье “История йоги на Западе”.

Вкратце об истории йоги смотрите в видео:

Для тех же, кто хочет ознакомиться с техникой классической йоги (раджа – йогой) и начать практиковать самостоятельно, предлагаем пройти онлайн курс по йоге для начинающих.
Те же кто уже знаком с классической йогой, но не может регулярную наладить практику – добро пожаловать на наши онлайн занятия його

Записи вебинаров о теории йоги и ее развитии – здесь  

Риски и побочные эффекты

Йога в целом безопасна для здоровых людей при правильном ее выполнении под руководством опытного инструктора.

Травмы являются нечастым препятствием для продолжения занятий, а тяжелые повреждения наблюдаются редко.

Йога никогда не должна заменять традиционное медицинское лечение. Если у Вас есть заболевания, посоветуйтесь со своим врачом до того, как начать занятия.

Беременные женщины и люди с определенными заболеваниями, такими как повышенное артериальное давление, глаукома и ишиалгия, должны модифицировать или избегать некоторых поз при занятиях йогой.

Начинающие должны избегать от некоторых сложных занятий, таких как стойки на голове, поза лотоса и силовое дыхание.

Люди с заболеваниями должны посоветоваться со своим врачом и учителем йоги, чтобы правильно адаптировать позы; пациенты с глаукомой должны избегать перевернутый позиций, а больные с ослабленной костной тканью должны избегать силовых упражнений.

Не следует заменять традиционное медицинское лечение йогой или откладывать визит к врачу. Если у Вас есть болезнь, посоветуйтесь со своим специалистом до того, как начать занятия.

Дорогие посетители сайта Фармамир. Статья не является медицинским советом и не может служить заменой консультации с врачом.

Нельзя недооценивать того влияния, которое оказало на репрезентацию образа йоги политическая обстановка и особенности общественной жизни XX-ого века. Если в конце XIX века во всём мире, в том числе и в Индии, йога ассоциировалась с факирами, мошенниками и обманщиками, то в начале XXI века йога стала популярным направлением, ассоциирующимся со здоровьем, красотой и молодостью. Как всего за сто лет произошли такие разительные перемены? Какие изменения за это время претерпевал образ йоги? Постараемся ответить, обратившись к истории йоги
.

Йога в буддизме

Учение йогинов имеет неразрывную взаимосвязь с древними индийскими религиями. Например, йога повлияла на буддизм, который характеризуется аскетизмом, духовными занятиями и достижением транса.

В буддизме читтаматра, буддийской ветви философии махаяне, которая зародилась в 5 веке в Индии, йога — это основа практических упражнений, ведущих к бодхисатве — пробуждению, просветлению.

Основной особенностью дзен-буддизма является непосредственное приближение к йогическому учению. Это направление буддийской религии — одно из видов буддизма махаяны. В западных странах дзен развивается одновременно с йогой. Между этими направлениями, несомненно, есть схожие черты. Это следует учитывать, так как медитативная школа дзен-буддизма имеет в своих корнях йогиновские медитации.

Для буддийской религии в общем, и частично для дзен, некоторые основополагающие части йоги имеют большое значение.

Также медитация является составляющей тибетского буддизма. В ответвлении ньигма йогины постепенно продвигаются к более высоким ступеням от маха-йоги и анну-йоги до высшей стадии ати-йоги. В иных традициях аналогом этого этапа является анутара-йога.

Практика 108 поз, которая учит контролировать дыхательные движения и сердечный ритм, относится к прочим йогическим системам. Темп, достигаемый во время занятия, назван трул-кхором.

Так это полезно или нет

Когда мы говорим о долгожителях, то,
конечно, вспоминаем Кавказ или Японию. Как-то не слышно
о том, что есть кто-то в Индии, чья продолжительность
жизни больше, чем у других. Там, в Индии, в 1980-ых
годах, единственный раз за всю её историю, была
проведена всеобщая диспансеризация. Если бы выяснилось,
что йоги здоровее всех остальных индийцев, то это была
бы самая настоящая мировая сенсация. Но, вместо этого,
выяснилось, что йоги, которых там несколько миллионов
человек, живут в среднем даже меньше, чем обычный житель
Индии и болеют не меньше других. Но, как показало
обследование, у них встречаются специфические болезни.
Например, катаракта глаз, потому что им приходится
постоянно концентрировать взгляд на солнце, вывихи
суставов, артриты и артрозы из-за частого нахождения
подолгу в противоестественных позах. Йоги страдают
букетом заболеваний верхних дыхательных путей и
желудочно-кишечного тракта, потому как каждый день
делают клизмы, жгутами очищают носоглотку, что со
временем практически уничтожает слизистую оболочку в
кишечнике и носовой полости. Например, некоторые опытные
йоги глотают один конец длинного жгута, и когда тот
выходит из анального отверстия, начинают его туда-сюда
двигать, думая, что этим они “очищают” кишечник. Такая
“практика” приводит к гастритам, колитам и проктитам.
Такие вот дела…

Бхагавад-Гита говорит фактами

Легенда о йоге как о пути для воссоединения с Богом детально описывается в главной книге индуизма – Бхагавад-Гите. В ней рассказывается, что Кришна (воплощение бога в человеческом теле) разговаривает со своим другом, могучим воином Арджуной и дает ему учение, чтобы понять бога и воссоединиться с ним душой после смерти физического тела.

Вам будет интересно:Несколько плюсов в пользу позы рыбы

Главы книги очень просто и понятно описывают три пути йоги, по которым человек может идти, развиваясь – это йога действия (Карма), служения (Бхакти) и знания (Джняна). Каждый волен для себя выбрать близкое по духу направление, и встав на путь самосовершенствования, уже с него не сворачивать. При этом об упражнениях для физического тела там опять-таки практически ничего нет, что говорит о том, что позы – это не главное в практике йоги.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий