Великий учитель Шри Шри Анандамурти – биография гуру и основателя Ананда Марга йоги

Биография[править | править код]

Прабхат Ранджан Саркар родился в небольшом индийском городке Джамалпуре штата Бихар. Он был способным ребёнком, с раннего детства практиковал медитацию и демонстрировал знания в различных языках и в других областях.

В 1939 году Саркар уехал из Джамалпура в Калькутту и поступил в Видьясагарский колледж при Калькуттском университете. Однако Саркар был вынужден бросить учёбу, чтобы обеспечивать свою семью после смерти отца, и поступил бухгалтером на службу в главное управление железных дорог в родном городе, там он работал 16 лет, обучая, помимо этого, своих многочисленных учеников духовным практикам раджадхираджа-йоги.

Духовное имя Саркара — Шри Шри Анандамурти в переводе с санскрита означает «воплощение (проявление) блаженства» (санскр. आनंद — блаженство, санскр. मूर्ति — проявление). Он является Гуру последователей школы «Ананда марга», ученики также называют его Баба, что в переводе с бенгали означает «самый дорогой».

В 1955 году Саркар основал социально-духовную организацию «Ананда Марга» (в переводе с санскрита «Путь Блаженства»). В 1966 г. он ушел из железнодорожной компании и полностью переключился на работу в должности президента «Ананда марги». С этого времени основной его резиденцией стало местечко Лэйк Гарден в Калькутте, западная Бенгалия.

Прогрессивная теория рационального использования (ПРАУТ), выдвинутая Саркаром в 1959 году, начала приобретать популярность в середине 60-х. ПРАУТ стал новой социально-духовной концепцией, грозившей составить конкуренцию коммунизму. Это привело к конфронтации с Коммунистической партией Индии (марксистской), которая в то время являлась правящей партией в Западной Бенгалии. В 1971 году несколько членов «Ананда марги» подверглись нападению и были убиты, предположительно по заказу КПИ (М), однако ответственность за их гибель была возложена на Саркара. Его арестовали и осудили по обвинению в подстрекательстве к убийству. Условия содержания в тюрьме были очень тяжёлыми. Все годы пребывания в заключении Саркар продолжал утверждать, что он невиновен. Его последователи заявляли, что арест Саркара является политической акцией и связан с распространением его духовного и социального учения.

С самого начала своего тюремного заключения Саркар выражал протест против ничем не обоснованного применения пыток к монахам «Ананда марги». 12 февраля 1973 года на его жизнь было совершено покушение — его отравил тюремный врач. Саркар потребовал надлежащего судебного расследования, но получил отказ. С 1 апреля 1973 года в знак протеста Саркар начал голодовку, которая длилась в течение пяти с половиной лет вплоть до выхода из тюрьмы 3 августа 1978 года. Всё это время его ежедневный рацион состоял из половины стакана молочной сыворотки. Когда в Индии пришло к власти новое правительство, состоялось повторное судебное разбирательство, в результате которого Саркар был признан невиновным по всем пунктам обвинения и освобождён.

В то время как Саркар находился в тюрьме, организация «Ананда марга» распространилась по всему миру, неся его послание: «самореализация и служение всему сущему».

Здоровье Саркара было сильно подорвано плохими условиями содержания в тюрьме, тяжёлым отравлением и пятилетней голодовкой, однако он продолжал активно распространять своё учение, давая лекции по широкому спектру тем, включающих вопросы по духовной и социальной философии, земледелию, неогуманизму и теории микровитов. Он написал в общей сложности 5018 песен, получивших название Прабхат Самгиты (c санскр. Песни нового рассвета).

В —1979 годах Саркар провёл мировое турне, встречаясь с последователями в разных странах мира, включая Швейцарию, Германию, Францию, Скандинавию, Ближний Восток, Таиланд, Тайвань, Венесуэлу и Ямайку. Государственный департамент США запретил ему въезд на территорию страны в связи со сложными отношениями между Саркаром и правительством Индии, поэтому встреча с американскими учениками была проведена на Ямайке в 1979 году.

Саркар всегда очень много работал, он спал не более четырёх часов в сутки, принимая отчеты руководителей отделений организации, встречаясь с ачарьями и последователями, проводя беседы, международные программы (дхармамахачакры). За несколько лет до его ухода последователи попросили Саркара описать свою биографию, и он написал всего лишь: «Я был загадкой, я есть загадка, я навсегда останусь загадкой».

21 октября 1990 года Саркар скончался.

Духовная философия

Статья из разделаФилософия индуизма

Школы

Санкхья· Йога· Ньяя· Вайшешика· Миманса· Веданта(Адвайта· Вишишта-адвайта· Двайта· Ачинтья-бхеда-абхеда)

Философы и мыслители

ДревниеВальмики· Капила· Патанджали· Гаутама· Канада· Джаймини· Вьяса· Маркандея· ЯджнавалкьяСредневековыеШанкара· Рамануджа· Мадхва· Нимбарка· Вишнусвами· Валлабха· Анандавардхана· Абхинавагупта· Мадхусудана· Намдев· Тукарам· Тулсидас· Кабир· Васугупта· ЧайтаньяСовременныеГанди· Радхакришнан· Вивекананда· Рамана Махарши· Ауробиндо· Шивананда· Кумарасвами· Прабхупада· Анандамурти

пор

Последователи «Ананда Марги» верят в единую, бесконечную, Высшую Сущность, создавшую этот мир, которая на санскрите называется Парама Пуруша. Согласно философии «Ананда Марги», в каждом человеке присутствует частичка этого бесконечного Высшего Сознания, а целью человеческой жизни является слияние единичного сознания с высшей бесконечной Сущностью— Парама Пурушей. Духовная философия «Ананда Марги» говорит о том, что Вселенная является мыслеволной Космического Разума и создана из эктоплазмы, или вещества этого космического Разума.

Брахмачакра

Космология «Ананда Марги» начинается с понимания того, что бесконечное Сознание является причиной и источником всего сущего. Это Сознание известно как Брахма. Цикл творения, в котором Брахма трансформирует себя в проявленную Вселенную, называется Брахмачакра («чакра» значит «цикл» или «круг»). Эта Сущность контролирует все действия во Вселенной. Сознание— это творец, создавший план Вселенной и воплощающий этот план.

В философии вопросы о взаимоотношении материи и сознания, о главенстве и истинности того либо другого являются одними из самых важнейших. Материалисты утверждают, что сознание представляет собой продукт материи, и поэтому материя является наиболее важным элементом во Вселенной. С другой стороны, некоторые философы говорят о том, что мир— это только иллюзия. Теория брахмачакры предлагает иной взгляд на этот вопрос: проявленная Вселенная является относительной реальностью. В свою очередь, непроявленный Брахма, представляет собой абсолютную, неизменную реальность. Теория брахмачакры соглашается с тем, что единичное сознание возникло из материи, но заявляет, что это стало возможным только потому, что сама материя является творением космического Разума, и, следовательно, сознание уже заложено в ней. То есть сознание важнее материи. Человеческие существа являются частью созданной в его разуме относительной реальности, и поэтому не могут отрицать её существование, не отрицая при этом своё собственное существование. «Брахма является абсолютной реальностью, Вселенная— тоже реальность, но относительная».

Теория микровит

Саркар говорил о том, что создание материи начинается с микровит, формирования частиц, составляющих атом, в то время как субстанцией, составляющей микровиты, является идея. Слово «микровита» означает «мельчайшая, микроскопическая форма жизни».

Теория микровит Саркара представляет собой звено, соединяющее концепцию сознания и концепцию жизни, и является универсальным философским полем, объясняющим происхождение и развитие жизни. Эта концепция— составная часть теории о живых существах, которые в своем развитии проходят стадии, в разной степени отражающие сознание. Теория микровит предлагает объяснение следующих феноменов: каким образом жизнь путешествует во Вселенной быстрее скорости света, как одна клетка может стать сложным организмом, как идеация на Высшее Сознание привлекает позитивные микровиты и улучшает здоровье или как гений приобретает необычные качества. Концепция микровит является духовной, в её основе не может лежать научный метод, потому что микровиты так малы, что их невозможно обнаружить экспериментально.

Согласно теории Саркара, многие современные медицинские препараты заставляют негативные микровиты собираться в очаге болезни, и эта концентрация негативных микровит может свести на нет весь процесс лечения. Эффект, возникающий в результате концентрации негативных микровит, может послужить причиной новых болезней. Духовные практики увеличивают в организме количество позитивных микровит. Саркар говорит о том, что современная медицина себя изживает, и только теория микровит сможет вывести на более высокий уровень создание новых медикаментов.

«Ананда марга» — «Путь блаженства»[править | править код]

Основная статья: Ананда марга

Организация основана в 1955 году. Цели и задачи организации определены в шлоке «átmamoksárthaḿ jagathitáya ca» — «самореализация и служение всему сущему». Члены «Ананда марги», с одной стороны, выполняют практики йоги для самореализации, а с другой, организуют и курируют различные социальные проекты, например, программы по дошкольному образованию в неблагополучных районах, помощь пострадавшим от стихийных бедствий, раздачу продуктов неимущим и т. п. В организации также существует институт монашества, который состоит из людей, посвятивших свою жизнь медитации, служению людям и распространению миссии; они бесплатно обучают желающих практикам и философии раджадхираджа йоги.

Систему духовных практик, данную Саркаром, можно назвать синтезом ведической и тантрической философии. Его концепция карма санньясы основана на следующем принципе: имея целью достижение высшего сознания]], нужно постоянно фокусироваться на этой цели, выполнять духовные практики для трансформации личности и заниматься социальным служением, помогая людям, стремясь к политическому и социальному освобождению общества. Йогин, придерживающийся этого принципа, называется садвипрой.

В настоящее время организация «Ананда Марга» работает в 120 странах.

Со времени основания «Ананда Марга» выступала за универсализм и отвергала такие иррациональные способы деления общества, как, например, кастеизм. Организации пришлось столкнуться с противодействием со стороны консервативных индуистских кругов, а также коммунистического режима в Западной Бенгалии.

“Мойте руки и ноги перед едой”

Источниками доходов Aнанда Марга, помимо
денежных взносов членов движения и сочувствующих,
являются также торговля наркотиками, проституция,
контрабанда ювелирных изделий и систематическое
попрошайничество в поездах .
Кроме того, секта владеет фабриками по производству
продуктов “здорового питания” марки “Золотой лотос” и
магазинами по их распространению.

Основная мантра Aнанда Марга,
распеваемая во время киртанов, – Баба нам кевалэм, что
означает “только Папа”. В связи с этим стоит упомянуть,
что социологические исследования показали: многие члены
секты выросли в семьях без отцов.

Этот человек, называющий себя  Acarya Садананда
Авадхута Brahmacarii является лидером секты Ананда Марга
в Сибири (живет в Барнауле) https://vk.com/dadasadananda
(современные фото взяты с его страницы). В Томске адепты
секты действуют под видом семинаров по
Раджадхираджа-йога

Марги должны медитировать при всех
обстоятельствах дважды в день в течение как минимум 20
минут. Лучшим временем для медитации считаются 45 минут
перед восходом и после захода солнца. Каждую неделю
необходимо посещать групповые медитации, а также
участвовать в семинарах “для развития своих духовных и
общественных знаний” и в
свободное время совершать киртан.

“Быть ананда-маргом значит находиться на
пути самореализации и быть верным Верховному указанию”
. От маргов требуется
“бескомпромиссная строгость и вера относительно своей
идеологии… нести свой долг служения человечеству”
, “готовность приносить в жертву
все, касающееся идеи” . Марг
получает и следующие указания:

Держись в стороне от… критики. <…>
Если несознательно… совершена какая-либо ошибка,
необходимо немедленно ее признать и попросить наказания.
<…> Выполняй кодекс организационной дисциплины .

Современные собрания секты Ананда Марга (возможно,
фотография сделана в Индии)

Контроль над поведением членов секты
таков, что даже подробно указывается, как отправлять
туалет, как мыться, как сморкаться, какое носить нижнее
белье, что есть и что пить (ограничения в питании у
маргов те же, что у неокришнаитов). “Правила поведения”
маргов сочетают банальные советы типа “перед тем как
чихнуть, прикройте рот рукой и носовым платком”,
элементарные этические требования (“следует
поблагодарить того, кто вам послужил”, “следует
воздерживаться от чтения чужих личных писем” и т. п.) и
различные странные предписания: “следует принимать и
давать, используя следующую мудру: протяните правую руку,
поддерживая ее под локоть левой”; “зевая, прикрывайте
рот и одновременно щелкните пальцами” и подобные. А вот
истинный шедевр Анандамурти: “Мойте руки и ноги перед
едой” . Исполнение таких
“заповедей возвращает сознание человека в детское
состояние, когда он, слушаясь родителей, учился ходить в
туалет и усердно исполнял действия, смысл которых он не
понимал. Это прекрасный способ добиться контроля над
сознанием адептов.

В секте существует система физических
наказаний за различные проступки. Отступники
преследуются. Покинувший Ананда Марга ачария имеет шанс выжить
только при условии полного молчания. Двадхут не может
уйти ни при каких условиях и “при попытке к бегству”
должен быть убит. К счастью, не всегда секте удавалось
исполнять это правило.

Навал Кишор, бывший высокопоставленный
монах Aнанда Марга, писал в 1975 году о Саркаре как об
“извращенце, одержимом манией величия”, чьи “отряды
смерти” вешали “предателей”, нанося им при этом
множество ножевых ранений. Вот что Кишор писал о
практике телесных наказаний “заблудших”:

Анандамурти, сидя на стуле с розгой в
руке, безжалостно лупил подходивших к нему по очереди
голых монахов… Марги были совершенно обескуражены,
узнав, что пока некоторых из них наказывали, другие
оставались у Саркара в фаворе, особенно те, которые
приводили мальчиков для удовлетворения его извращенных
наклонностей .

“Они все фанатики. Они могут сделать
все, что угодно, – это совершенно непредсказуемо. Они
готовы умереть и убить”, – говорит другой бывший член
Aнанда Марга .

Техника

Сначала танцор встает с вытянутыми вдоль руками, левая рука с открытой ладонью, а правая — со сжатым кулаком. Танцор представляет в левой руке человеческий череп, либо змею как символы смерти, а в правой — кинжал как символ жизненной силы и стойкости. Выполняя тандаву танцор удерживает идеацию в разуме, что при помощи своей жизненной силы он преодолеет страх смерти.

Танец начинается с энергичного прыжка вверх с ударом пятками о ягодицы и приземления в положение на корточки на носочки пальцев. Затем следует второй прыжок, во время которого колени касаются груди, после чего танцор начинает подпрыгивать то на одной ноге, то на другой, одновременно подтягивая вторую ногу к области живота, груди, шеи или Агья-чакры. Танец заканчивается финальным прыжком аналогичным первому.

Наиболее громким преступлением Aнанда Марга стало убийство 6 монахов-отступников

Обратимся теперь к свидетельствам об
экстремистской деятельности Aнанда Марга. Поданным ФБР,
служба безопасности Aнанда Марга многократно
организовывала нападения на своих политических
противников, причем излюбленным оружием нападавших были
бомбы, гранаты и кинжалы (“символ прогресса человечества”).
Например, сектанты взорвали офис “Эйр-Индия” в Нью-Йорке
и зарезали работника этой авиакомпании в Лос-Анджелесе,
а также сотрудника посольства Индии в Вашингтоне.

В 1978
году в Сиднее при взрыве отеля “Хилтон” погибли офицер
полиции и два уборщика. ФБР возложило ответственность за
эту акцию на Ананда Марга. В том же году в той же
Австралии два сектанта были приговорены к 16 годам
заключения каждый за убийство правого радикала Роберта
Камерона. На счету секты террористические акты в Англии,
Индии, Малайзии и Скандинавии. В ходе федерального
расследования, проведенного в США в начале 80-х годов,
выяснилось, что секта имеет в Америке и в Индии лагеря
для тренировки террористов. В Швеции был убит человек,
оставивший секту. В1981 году, во время визита папы
Иоанна Павла II на Филиппины, полиция была вынуждена
принять повышенные меры безопасности, так как Ананда
Марга
угрожала покушением. Сообщалось также, что во время
встречи на высшем уровне в Мексике в октябре 1981 года,
а также во время официального визита в США тогдашнего
премьер-министра Индии Индиры Ганди, Ананда Марга намеревалась
совершить на нее покушение .

Наиболее громким преступлением Aнанда
Марга стало убийство 6 монахов-отступников, в результате
чего Саркара и нескольких его последователей в 1971 году
арестовали. Во время чрезвычайного положения в Индии
(1975-1977 гг.) секта была запрещена, а более чем 400
принадлежавших ей школ закрыто .
27 ноября 1976 года Анандамурти был приговорен к
пожизненному заключению за подготовку убийства одного из
своих бывших последователей. В знак протеста 7 его
учеников покончили с собой через самосожжение в Нью-Дели,
Берлине, Женеве, где это произошло на ступенях
представительства ООН, в США и на Филиппинах. Кроме того,
марги организовывали массовые демонстрации протеста,
создали международный комитете поддержку Анандамурти и
даже угнали самолет, требуя его освобождения.

Осенью 1978 года газета Aнанда Марга
“Калияна Сундарам” опубликовала статью, в которой
писалось следующее:

Огненные смерти Диди Уны (Эрика Руперт),
Дады Локеши (Гельмут
Клейнкнехт) и Гаганы (Линетт Филипс) открыли вооруженную
борьбу против врага, против сил, которые противостоят
нашим идеалам… Если мы не предпримем никаких усилий
для изменения общественного строя, наш Господин
останется в тюрьме на всю жизнь… Давайте мобилизуем
силы “Дхармы” и объявим врагу тотальную войну. Не
теряйте времени даром… Мы не можем больше терпеть
общество в том виде, в котором оно существует теперь.
Его гибель предрешена. Не будем бояться обеспокоить и
даже потрясти мир, так же как и самих себя, свои семьи и
своих друзей (наших потенциальных врагов). Требуются
громадные усилия, чтобы пробудить общество от
смертельной спячки… Будем бороться и умрём за нашу
идеологию и установление дхармического порядка над
раздавленным обществом. Это требование самого
мироздания. Победа будет за нами.

К концу 1978 года приговор Анандамурти
был обжалован, обвинение с него было снято и его
выпустили на свободу.

Согласно заявлению ЦРУ, сделанному в
1980 году, “не подлежит сомнению, что под прикрытием
религиозной деятельности Саркар и его соучастники творят
самые отвратительные и ужасные преступления”
. Власти США лишили Саркара
права въезда в страну; нескольких сектантов выслали из
США, других осудили на тюремное заключение. В Индии
Aнанда Марга, в руководстве которой много
высокопоставленных чиновников, судей, полицейских,
армейских офицеров , действует
легально, однако состоит под надзором тайной полиции.

Общественная работа

Ананда марга активно участвует в общественной работе по всему миру. Участники организации помогают детским учреждениям (садам, школам, приютам), малообеспеченным слоям населения, пожилым гражданам.

Саркар в 1965 году создал добровольную международную организацию АМУРТ. Ее деятельность распространялась на помощь пострадавшему от катастрофы населению Индии. Специально созданные команды АМУРТ теперь существуют во многих странах и готовы помочь всем нуждающимся, пережившим какую-либо катастрофу. ОНН признало АМУРТ неправительственной благотворительной организацией.

Примечания

  1. Chryssides, George D. Exploring New Religions. — Continuum International Publishing Group, 1999. — P. 370. — ISBN 0826459595.
  2. MacDougall., Curtis Daniel. Superstition and the Press. — Prometheus Books, 1983. — P. 446. — ISBN 0879752114.
  3. Ng, Franklin. The Asian American Encyclopedia. — Marshall Cavendish, 1995. — P. 669. — ISBN 1854356771.
  4. Miller, Timothy. The 60’s Communes: Hippies and Beyond. — Syracuse University Press, 1999. — P. 108. — ISBN 081560601X.
  5. Ishwaran, Karigoudar. Ascetic Culture: Renunciation and Worldly Engagement. — BRILL, 1999. — P. 9. — ISBN 9004114122.
  6. Sohail Inayatullah. Sarkar’s spiritual-dialectics: an unconvential view of the future. — Futures, February 1988, 54—65.
  7. Ghista, Dhanjoo N. Political Parties of Asia and the Pacific. — World Scientific, 2004. — P. 9. — ISBN 9812385096.
  8. Fukui, Haruhiro. Political Parties of Asia and the Pacific. — Greenwood Press, 1985. — P. 357. — ISBN 031321350X.
  9. Sohail Inayatullah, Ivana Milojevic and Marcus Bussey, eds. Neohumanistic Educational Futures: liberating the pedogogical intellect. — Tamsui, Tamkang University, 2006.

Бабаджи

Бабаджи называют Махаватаром, или
Великим Воплощением.

“Гряды Северных
Гималаев рядом с Бадринараяном все еще несут благословение живого
присутствия Бабаджи, гуру Лахири Махасая. Уединённый Учитель удерживает
свою физическую форму столетиями, возможно тысячиления… Миссия Бабаджи в
Индии состояла в том, чтобы помогать пророкам в выполнении их особых
миссий. Так Он признается в духовной классификации Махаватаром (Великим
Аватаром)…

Махаватар находится в
постоянном общении с Христом; вместе они посылают вибрации искупления, и
планируют духовные техники спасения на данную эпоху. Работа этих двух
полностью реализованных мастеров,– одного с телом, другого – без него,
заключается во вдохновении наций на отказ от самоубийственных воин,
расовой ненависти, религиозного сектантства, и бумерангов несчастий
материализма. Бабаджи хорошо знаком с тенденциями современных времен,
особенно с влиянием и сложностями Западной цивилизации, и сознает
необходимость распространения самоосвободительной йоги одинаково как на
Западе, так и на Востоке” –
(Парамханса Йогананда, Автобиография йога)

Примечания

  1. Chryssides, George D. Exploring New Religions. — Continuum International Publishing Group, 1999. — P. 370. — ISBN 0826459595.
  2. MacDougall., Curtis Daniel. Superstition and the Press. — Prometheus Books, 1983. — P. 446. — ISBN 0879752114.
  3. Ng, Franklin. The Asian American Encyclopedia. — Marshall Cavendish, 1995. — P. 669. — ISBN 1854356771.
  4. Miller, Timothy. The 60’s Communes: Hippies and Beyond. — Syracuse University Press, 1999. — P. 108. — ISBN 081560601X.
  5. Ishwaran, Karigoudar. Ascetic Culture: Renunciation and Worldly Engagement. — BRILL, 1999. — P. 9. — ISBN 9004114122.
  6. Sohail Inayatullah. Sarkar’s spiritual-dialectics: an unconvential view of the future. — Futures, February 1988, 54—65.
  7. Ghista, Dhanjoo N. Political Parties of Asia and the Pacific. — World Scientific, 2004. — P. 9. — ISBN 9812385096.
  8. Fukui, Haruhiro. Political Parties of Asia and the Pacific. — Greenwood Press, 1985. — P. 357. — ISBN 031321350X.
  9. Sohail Inayatullah, Ivana Milojevic and Marcus Bussey, eds. Neohumanistic Educational Futures: liberating the pedogogical intellect. — Tamsui, Tamkang University, 2006.

Культура

Кроме всего перечисленного выше, мастеру принадлежат труды филологической и лингвистической направленности, посвященные  древнему санскриту и родному для автора бенгальскому языку. Созданная им энциклопедия «Коллекции слов» из 26 томов содержит сведения об эволюции различных слов, речевых оборотов и древних традиций. В этих трудах отражается вся история индийского и других древних языков.

Позднее новая философия Саркара была дополнена им самим теорией микровит. Так он назвал самые мелкие частицы сознания, которые стали причиной появления жизни. Материальный мир, как считал мастер, тесно взаимосвязан с миром идей, с физикой, биологией, математикой

Исследование микровит очень важно для прогресса в науке

В повседневной жизни Анандамурти стремился научить всех находящихся в искреннем поиске людей тому, как можно найти истину в самом себе. Исследования проводились под сводом обязательных для выполнения правил для достижения физического, психического и духовного прогресса. Всем правилам он и сам  неукоснительно следовал. В 1965 году мастер оставил должность работника железнодорожной станции и стал уделять максимальное время “Ананда Марге”.

Саркар передавал знания окружающим людям. Он учил их применять практику йоги и медитации в реальной жизни. Позднее ученики получили звание ачарьев — монахи традиций йоги. Благодаря им многие люди вдохновляются на следование духовному пути.

Одним из главных представителей духовного движения на территории СНГ является Дада Садананда.

Примечания

  1. Иваненко С. И. Международная организация «Ананда Марга» и её деятельность в Российской Федерации(рус.). Кестонский институт (январь 2009 г.). Проверено 23 апреля 2011. Архивировано 26 февраля 2012 года.
  2. Chryssides George D. Exploring New Religions.— Continuum International Publishing Group, 1999.— P.370.— ISBN 0826459595.
  3. MacDougall. Curtis Daniel. Superstition and the Press.— Prometheus Books, 1983.— P.446.— ISBN 0879752114.
  4. Ng Franklin. The Asian American Encyclopedia.— Marshall Cavendish, 1995.— P.669.— ISBN 1854356771.
  5. Miller Timothy. The 60’s Communes: Hippies and Beyond.— Syracuse University Press, 1999.— P.108.— ISBN 081560601X.
  6. Ishwaran Karigoudar. Ascetic Culture: Renunciation and Worldly Engagement.— BRILL, 1999.— P.9.— ISBN 9004114122.
  7. «A Second Great Depression». A story on Sarkars’ ideas in the works of his disciple, Dr. Ravi Batra
  8. Sohail Inayatullah. Sarkar’s spiritual-dialectics: an unconvential view of the future.— Futures, February 1988, 54—65.
  9. Ghista Dhanjoo N. Political Parties of Asia and the Pacific.— World Scientific, 2004.— P.9.— ISBN 9812385096.
  10. Fukui Haruhiro. Political Parties of Asia and the Pacific.— Greenwood Press, 1985.— P.357.— ISBN 031321350X.
  11. П. Р. Саркар. .— Барнаул: Публикации Ананда Марга (Россия), 2007.— 96с.— ISBN 978-5-9749-0023-5.
  12. Sohail Inayatullah, Ivana Milojevic and Marcus Bussey, eds. Neohumanistic Educational Futures: liberating the pedogogical intellect.— Tamsui, Tamkang University, 2006.
  13. Acarya Vijayananda Avadhuta. The life and teachings of Shrii Shrii A’nandamu’rti.— Ananda Marga Publications, 1994.— Т.1.— С.36.

Биография

Прабхат Ранджан Саркар родился в небольшом индийском городке Джамалпуре штата Бихар. Он был способным ребёнком, с раннего детства практиковал медитацию и демонстрировал знания о различных языках и в других областях.

В 1939 году Саркар уехал из Джамалпура в Калькутту и поступил в Видьясагарский колледж при Калькуттском университете. Однако Саркар был вынужден бросить учёбу, чтобы обеспечивать свою семью после смерти отца, и поступил бухгалтером на службу в главное управление железных дорог в родном городе, там он работал 16 лет, обучая, помимо этого, своих многочисленных учеников духовным практикам раджадхираджа-йоги.

Духовное имя Саркара — Шри Шри Анандамурти в переводе с санскрита означает «воплощение (проявление) блаженства» (санскр.  — блаженство, санскр.  — проявление). Он является Гуру последователей школы «Ананда Марга», ученики также называют его Баба, что в переводе с бенгали означает «самый дорогой».

В 1955 году Саркар основал социально-духовную организацию «Ананда Марга» (в переводе с санскрита «Путь Блаженства»). В 1966 г. он ушел из железнодорожной компании и полностью переключился на работу в должности президента «Ананда Марги». С этого времени основной его резиденцией стало местечко Лэйк Гарден в Калькутте, западная Бенгалия.

Прогрессивная теория рационального использования (ПРАУТ), выдвинутая Саркаром в 1959 году, начала приобретать популярность в середине 60-х. ПРАУТ стал новой социально-духовной концепцией, грозившей составить конкуренцию коммунизму. Это привело к конфронтации с Коммунистической партией Индии (марксистской), которая в то время являлась правящей партией в Западной Бенгалии. В 1971 году несколько членов «Ананда Марги» подверглись нападению и были убиты, предположительно по заказу КПИ (М), однако ответственность за их гибель была возложена на Саркара. Его арестовали и осудили по обвинению в подстрекательстве к убийству. Условия содержания в тюрьме были очень тяжёлыми. Все годы пребывания в заключении Саркар продолжал утверждать, что он невиновен. Его последователи заявляли, что арест Саркара является политической акцией и связан с распространением его духовного и социального учения.

С самого начала своего тюремного заключения Саркар выражал протест против ничем не обоснованного применения пыток к монахам «Ананда Марги». 12 февраля 1973 года на его жизнь было совершено покушение — его отравил тюремный врач. Саркар потребовал надлежащего судебного расследования, но получил отказ. С 1 апреля 1973 года в знак протеста Саркар начал голодовку, которая длилась в течение пяти с половиной лет вплоть до выхода из тюрьмы 3 августа 1978 года. Всё это время его ежедневный рацион состоял из половины стакана молочной сыворотки. Когда в Индии пришло к власти новое правительство, состоялось повторное судебное разбирательство, в результате которого Саркар был признан невиновным по всем пунктам обвинения и освобождён.

В то время как Саркар находился в тюрьме, организация «Ананда Марга» распространилась по всему миру, неся его послание: «самореализация и служение всему сущему».

Здоровье Саркара было сильно подорвано плохими условиями содержания в тюрьме, тяжёлым отравлением и пятилетней голодовкой, однако он продолжал активно распространять своё учение, давая лекции по широкому спектру тем, включающих вопросы по духовной и социальной философии, земледелию, неогуманизму и теории микровитов. Он написал в общей сложности 5018 песен, получивших название Прабхат Самгиты (c санскр. Песни Нового Рассвета).

Автобиография Бабы

Когда несколько преданных учеников глубоко осознали необходимость биографии Бабы, чтобы вдохновить жизни духовных учеников в современности и оставить драгоценную память для будущих поколений, то они сели и попытались написать историю его жизни на Земле, но у них не вышло.

Расстроившись, они решили попросить сделать это его. В первый раз Он отказался, сказав, что у Него нет времени для подобного рода занятий. Но ученики снова и снова просили Его. Мастер никогда не отказывает в серьезной просьбе своим ученикам, поэтому после их настойчивых просьб Он согласился. Они были на вершине блаженства и с трепетом ждали обещанной работы.

На следующий день, во время лекции, мастер серьезно сказал:” Я закончил работу. Хотите увидеть?” Даже зная огромную скорость, с которой Он работал, все застыли в изумлении от услышанного.”Да, Баба, конечно,- закричали они.- Пожалуйста, покажи нам ее!”

Тогда Учитель передал одному из них единственный листок бумаги. Все присутствующие поразились еще больше.Как можно было уместить такую великую работу на одном единственном листе?Затаив дыхание, они заглядывали через плечо державшего листок человека и…

Там было только три строки:
“Я БЫЛ ТАЙНОЙ,
Я – ТАЙНА,
И Я ВСЕГДА ОСТАНУСЬ ТАЙНОЙ “.

Из книги о жизни Бабы, написанной его учеником.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий