Патанджали йога и ее восемь ступеней

Синхронные переводы «Йога-сутры» Патанджали

Существует множество синхронных переводов «Йога-сутры», в которых сохранена оригинальность сутр, написанных Патанджали, и для удобства чтения приведена траскрипция. В данной статье мы предлагаем список из 11 переводов на русский язык:

  1. Свами Сатьянанда Сарасвати (пер. с английского Нирмала Драсты).
  2. Вивекананда новый перевод (пер. с английского).
  3. Гандханадха (пер. с английского).
  4. Десикачара (и по совместительству Кришнамачарьи) (пер. с английского).
  5. Вивекананда старый перевод (пер. с английского).
  6. Загуменнов (пер. с санскрита).
  7. Островская и Рудой (пер. с санскрита).
  8. Бейли (пер. с английского).
  9. Ригина (пер. с английского).
  10. Свенсон (пер. с английского).
  11. Фальков (пер. с санскрита).

Важно! Каждый перевод имеет субъективный отпечаток переводчика.

https://youtube.com/watch?v=M2TX2E0ISHs

Несмотря

Знаете ли вы? Практикующие йоги утверждают, что большинство болезней являются следствием неправильного дыхания, а техника пранаяма (правильное дыхание) помогает справиться с любыми проблемами со здоровьем.

людей

Что такое «Йога-сутры»?

Книга написана, около II века до н. э. Состоит из 4 частей, заключающих в себе 196 сутр. Сутра — в переводе с санскрита означает слово “нить” — короткий тезис, выраженный одним предложением или абзацем.

Формат сутр выбран не случайно. Короткие фразы, без лишней «воды», дополнительных пространных объяснений, не сложно выучить наизусть. Когда единицы умели читать, краткость изложения была преимуществом.

В формате А4 весь текст занимает 13 страниц.

Данный текст — описание пути йогина

Это ни наставления, ни поучения, ни инструкция. Все пункты придется пережить, самостоятельно осмыслить. Со временем, они раскроются в виде знания. Стоит регулярно возвращаться к книге и перечитывать ее. Внутреннее преображение не происходит в один момент, понимание будет приходить как озарение в нужные моменты. Данный текст послужит импульсом к трансформации. В тексте заложен внутренний заряд, который можно использовать как постоянный источник вдохновения и побуждения к действию.

Патанджали

О жизни и практике философа осталось очень мало информации. Он не имел последователей своего учения и поэтому все накопленные знания о йоге изложил в «Йога-сутры».

Основатель йоги

Патанджали, живший в Индии во II в. до н. э., поистине считается основателем йоги, а также философской школы с религиозным направлением «даршаны».

Вся жизнь Патанджали покрыта тайной, и о ней мало что известно, вплоть до того, где, в каком городе жил и практиковал йогу мудрец. О его появлении на свет ходят легенды. Так, по версии одной из них, Патанджали упал просто с неба на руки своей матери в облике змеи.

Его мать, которую звали Гоника, практиковала йогу, но поскольку была одинока и не имела наследников, то никому не могла передать накопленные знания. Сама этимология имени Патанджали подтверждает эту версию — «пат» переводится как «упавший», а «анджали» — «ладони».

Философия проповедника

Патанджали на собственном примере проповедовал, что упражнения, применяемые в йоге, имеют благочестивый характер, помогают установить контроль над разумом и достигнуть единения с Богом, то есть обрести нирвану, что является главной целью жизни человека.

Знаете ли вы? В армии США вместо зарядки по утрам используют йогу. А в России ее применяют при подготовке разведчиков, подводников и космонавтов.

Свет Патанджали

Учитель Патанджали жил между 500 и 200 годами до н.э. О нем существует больше легенд, чем исторической правды, но известно, что он является автором 196 сутр, которые до сих пор являются основой всей системы йоги и называются библией йоги. До сих пор «Патанджали Йога сутры» – самая известная книга нашего времени, написанная самым выдающимся учителем йоги.

Книга впечатляет во всех отношениях. Все сутры в ней сначала разобраны на элементы и сложены вновь, а затем объяснены. Текст обширный и не слишком легкий для чтения, но необходимый для всех, кто интересуется йогой и даже для тех, кто хочет только ориентироваться в духовных системах.

Как пишет Б.К.С. Айенгар: «Йога — это искусство, наука и философия. Это касается каждого уровня человеческой жизни — физического, умственного и духовного. Это практический способ придать своей жизни смысл, полноту и благородство».

Исходный текст «Патанджали Йога сутры» написан на санскрите, самом сложном восточном языке, поэтому он очень тяжелый из-за лаконичной формы и трудностей в поиске эквивалентов конкретной психологии и теории познания сутр в европейской терминологии. Существует много переводов сутр и каждый переводчик несколько иначе интерпретирует текст и семантические комплексы. Но Б.К.С Айенгар и его перевод Патанджали йога сутр — это полный и правильный текст, который позволяет читателю более полно понять смысл Йога сутр Патанджали. А также дает более полное понимание загадочных слов мудреца.

Сутры – это живое наследие мира знаменитого Патанджали. Здесь каждая сутра – это житейская мудрость, кладезь знаний и мыслей, которые приводят к пониманию истинной природы человека. Работа Патанджали является замечательным достижением и данью постоянным усилиям человека в достижении совершенства в понимании свободы без ограничений. Это одно из самых важных и просвещенных исследований человеческой природы и поиска духовной свободы. Практик (садхака) изучая сутры и понимая их, получает полное просветление. Знание дарует ему радость жизни, гармонию и полный покой.

В различных школах и различных переводах сутры трактуются по-разному, каждый накладывает на них свое собственное мнение и толкование. Более полно раскрыл значение и понятие, а также особенный путь к самопостижению, не уходя от традиций, Айенгар.

Вторая ступень хатха-йоги – очистить организм

II

Вторая ступень в хатха-йоге, после формирования установки и намерения регулярно посвящать время йоге, заключается в очищении организма.
Загрязнения и болезни притягивают к себе всё внимание и препятствуют развитию. В хатха-йоге данные техники называются шаткармами.
В книге «Хатха-йога прадипика» II глава, 21-22 строфы:
“21

Человек со слабым и флегматичным характером должен в первую очередь провести шесть процедур. Другим это не требуется”
“22. К шести процедурам относятся: Дхаути, Басти, Нети, Тратак, Наули, Капалабхати.”

Обратите внимание на то, что данные очистительные практики рекомендуются людям флегматичного типа, если взять классификацию Аюрведы, это личности, в которых преобладает капха-доша. Но яро увлеченные «йоги», чаще всего практикуют данные техники, не взирая на свои психофизические особенности

Практикантам, относящимся к вата- и питта-типам не следует сильно увлекаться шаткармами, нужно их выполнять только по необходимости.

Например, при появлении тревоги, раздражительности, депрессии или подавленного состояния следует начать практиковать Тратак, Наули и Капалабхати для того, чтоб снять тревогу, успокоить и очистить ум.
Наш достаточно холодный климат сильно отличается от тёплого и влажного климата в Индии. Если Вы хотите выполнять очистительные техники для профилактики, то лучшее время для этого в наших широтах, это середина весны для Дхаути, Басти, Нети, и начало осени для Тратак, Наули, Капалабхати. Перед выполнением нужно обязательно изучить технику выполнения, показания и противопоказания! Данную тему Вы сможете подробно изучить, прочитав нашу статью «Очистительные техники — шаткармы» 1 и 2 части.

Самадхи пада

Первая часть учения осуществляет ввод читателя в мир йоги. Для людей, который избрали для себя путь йогического просветления, эта глава поможет убедиться в верности своих помыслов, получить вдохновение для дальнейшего пути. Для тех, кто только начал интересоваться высокими познаниями, эта глава выступит маяком в царстве невежества, который поможет осознать свою суть.

Самадхи – высшее состояние бытия, в котором духовный и материальный мир сливаются воедино, в котором нет границ между предметами и явлениями. К такому положению вещей стремится каждый йог, поскольку это путь является ступенью к познанию Создателя.

Асаны и пранаямы

В теории, этот раздел Йога Сутры включает в себя позиции, применяемые Хатха йогой, но сам Патанджали описывает лишь сидячие позы. Он рассматривает их как путь к равновесию между нервными импульсами, которые отвечают за такие чувства, как удовольствие, боль, восприятие холодного и горячего и т.д. Они также поддерживают тонус тела. Утро – идеальное время для их выполнения.

Пранаяма помогает концентрировать внутренние силы вместе. Правильные методики дыхания учат контролировать ум и делать его однонаправленным.

Последние четыре ступени Йога Сутры помогают научиться усмирять склонности разума, приходить к осознанной жизни и исследованию способностей собственного ума. Человек становится способным отсекать чувственный опыт, сосредотачивать ум и исключать из него всякую двойственность. Пройти все восемь ступеней может только продвинутый йогин, уже разрешивший свои внутренние конфликты и проблемы. Новички должны перед этим пройти основательную подготовку.

Для начинающих подходят бхакти йога или хатха йога, а также многие медитативные техники. При их выполнении, сознание вовлечено больше, чем при попытках полного сосредоточения. Когда они будут усвоены достаточно, должен прийти гуру, способный обучать йоге и контролю за всеми четырьмя аспектами личности человека:

  • эмоциональными;
  • деятельными;
  • интуитивными;
  • волевыми.

Патанджали отметил в писании, что не все люди в равной мере наделены четырьмя аспектами. У некоторых, преобладает эмоциональный аспект, у других – волевой и т.д. В соответствии с этим, они должны подбирать для себя подходящую разновидность йоги.

Эмоциональным людям подойдет бхакти йога, людям с развитой интуицией – джняна йога, волевым – Патанджали йога или раджа, активным – карма йога. Любая из техник приведет к успеху и в раджа йоге, когда удастся стереть ограничивающие функции разума.

Практика

Самостоятельное изучение Патанджали йоги довольно сложное, так как требует высокого уровня знания и умения самодисциплинироваться. Поэтому все чаще, последователи ищут для себя наставника, который поможет в саморазвитии. Все школы сегодня исходят из того, что при изучении сутр Патанджали, ученик и его наставник неразрывно связаны, между ними образуется тонкая материя знания, как между родителями и ребенком.

На первых занятиях, наставник предлагает пройти курс очищающих асан, которые помогут избавиться от накопленного негативного жизненного опыта, обрести веру в себя и свои силы. Уже после нескольких недель занятий практикующие ощущают небывалую легкость не только в теле, но и в своем разуме. Они отмечают новую для себя способность принимать решения, не реагировать на окружающие раздражители.

Занятия включают в себя изучение сутр и комментариев к ним, ведение бесед о смысле законов, которые изложены Патанджали. Кроме того во время практики выполняются различные асаны и мудры, сложность которых изначально зависит от уровня подготовки ученика. Обычно в один день выполняются асаны определенной группы, постепенно увеличивая их сложность.

Во время выполнения асан и мудр важно следить за взаимодействием сознания и телесной оболочки

Этапы прохождения йогического пути

Существует восемь элементов йоги, ведущих к просветлению, описанных мудрецом Патанджали в классическом тексте Йога-сутры. Это:

  • яма (запреты);
  • нияма (заповеди);
  • асаны (позы тела);
  • пранаяма (контроль дыхания);
  • пратьяхара (чувства);
  • дхарана (концентрация ума);
  • дхьяна (медитация);
  • самадхи (состояние сверхсознания).

Мы знаем из физики законы ньютоновской динамики – если одно тело воздействует на другое с определенной силой и энергией, то другое тело воздействует на первое с той же силой и энергией, но сила меняет направление. Признавая правоту этого закона, должны признать, что каждая мысль, задуманная в нашем уме, каждое слово, сказанное нами, и каждое из наших действий вернется к нам. Это принцип кармического возмездия или причинно-следственных связей.

Иногда эффекты наших действий проявляются очень быстро, но чаще они возвращаются к нам после столь длительного времени, что нам трудно найти связь между причиной и следствием. И отсутствие восприятия этих зависимостей часто является причиной нашего незнания этого закона. Йога Патанджали предоставляет возможность перестать жить слепо, стать более внимательными в жизни, игнорируя незнание, а соблюдение божественного закона появляется спонтанно.

«Йога-сутры»: что это

«Йога-сутры» — это фундаментальная книга, источник классических учений, в которой описывается суть методов йоги. Эти знания формировались практикующими йогами на протяжении многих поколений, которые в итоге были систематизированы Патанджали в труде «Йога-сутры».

Слово «сутры» не случайно присутствует в названии, им в древнеиндийской литературе именовали афоризмы, краткие высказывания. И именно в форме сутр Патанджали кратко изложил основополагающее руководство по йоге, которое сегодня признано во всем мире.

Такую форму Патанджали выбрал неспроста. При дословном переводе слово «сутра» означает «нить», а «йога» — «контроль», «связь». Таким образом, «Йога-сутры» представляет собой знания о контроле ума, которые, как бусины, нанизаны на нить, формирующую единое учение.

Книга «Йога-сутры» состоит из 196 афоризмов, очень лаконично и философски глубоко изрекающих суть учения йоги. Каждая сутра несет свою мудрость и трактуется неоднозначно.

Метафизические аспекты йоги

Йога намного старше, чем текст Патанджали, но более ранние правила никогда не были написаны (или текст не сохранился). Не было ни одного текста, который мог бы послужить учебником для практикующих. Только Патанджали подготовил сутры, и это значительно облегчило поиск духовной свободы.

Йога сутры – классическая работа индийской философии. Написанная в глубокой древности, она до сих пор поражает. Это руководство ко всем состоянием нашего сознания, подробно описывающее, как работает ум во время занятий йоги, медитации или других духовных практик.

Благодаря способности распознавать различие интеллекта, сознания, эго и пуруша, йоги достигают всезнания, вездесущности и всемогущества. Сутры с необычной убедительностью вникают в познание человеческого тела и разума. Включают размышления о том, как мы учимся, как думаем, как и откуда возникают страдания и как мы можем положить этому конец. Четкие комментарии Айенгара являются отличным дополнением к сутрам, подчеркивая их обоснованность и усиливая их значение.

Практикующие освобождаются от мук боли и страдания, живут в радости. Практика помогает ленивому телу стать активным и эффективным, изменяет ум, делая его устойчивым. Помогает гармонизировать тело и ум с душой, чтобы все три состояли в единстве».

Третья ступень хатха-йоги – занятия статическими асанами

III. Следующая ступень хатха-йоги, это практика статических упражнений (асаны).
Асаны в этом направлении отличаются от асан описанных в йога-сутрах Патанджали, где они являются удобной позой для медитации. Здесь же, это упражнения, которые внешне выглядят, как статичные позы, развивающие силу, гибкость и выносливость, улучшают работу нервной, гормональной и иммунной систем.

Главной целью практики асан, является коррекция и настройка главных энергетических каналов (Ида, Пингала, Сушумна), которые отвечают за работу всей энергетической системы (72000 нади иннервирующие весь организм). Представьте, что эти каналы выглядят, как смятые провода, возможно даже где-то надломанные. Каково будет движение электричества по ним? Выполняя асаны, мы «выпрямляем» эти смятые проводки, становимся электриками и налаживаем электросети в своём организме.

Но для того, чтобы нас «не ударило током» или «не произошло замыкание», необходимо знать правила, принципы, предостережения и противопоказания! Всё это Вы сможете изучить, прочитав нашу статью «Безопасная практика асан в хатха-йоге».
Кроме этого уже на этой ступени мы начинаем тренировать своё сознание, учимся длительно концентрировать своё внимание, с помощью которого мы изучаем себя в каждой асане. Здесь развивается умение не только управлять своим телом, но и каждой мышцей в отдельности, а это начало формирования способности управлять своим организмом и психикой в целом

Последнее наступает на конечных ступенях и только при условии регулярной практики.
Отсюда, главной задачей на этом этапе становится удержание внимания на работающих мышцах в каждом статическом упражнении. В асанах на развитие гибкости концентрируйтесь на тех мышцах, которые тянутся и ищите способ их расслабить. В силовых положениях, старайтесь мысленно выделить те участки, которые необходимы для выполнения асан. Взгляните на них объективно, постарайтесь абстрагироваться от неприятных ощущений и воспринять их как безоценочные сигналы, информирующие о правильной работе мышц и последующей пользе. Во всех положениях обратите внимание также на зоны, которые не должны включаться в данный момент и расслабьте их. Чаще всего это глаза и лицо, следите, чтобы они не напрягались.

Польза йоги Патанджали для последователей

Для последователей Патанджали не существует возрастных ограничений. Все упражнения йоги рекомендуются наставником с учетом возможностей ученика, никто не требует изначально выполнять сверхсложные асаны. Йога Патанджали оказывает плодотворное влияние, как на физическое состояние, так и на духовное прояснение.

Во время выполнения асан и мудр, позвоночник занимает правильное положение, благодаря чему корректируется осанка, улучшается фигура. Устранение заболеваний позвоночника положительно сказывается на работе всех систем и органов в организме. Также благодаря йогической практике, нормализуются процессы, которые связаны с обменом энергии в организме, что позволяет излечить множество недугов.

Систематическое выполнение поз йоги дает возможность развить гибкость во всем теле, улучшить координацию. Многие отмечают, что через месяц занятий их врачи были удивлены отсутствием хронических заболеваний. Йог, который осознал свое тело, как оболочку, на которую накладывается отпечаток всех его помыслов, может самостоятельно избавиться от «неизлечимых» заболеваний, вылечить врожденные недуги, удалить дефекты тела.

С точки зрения духовного развития, следование принципам йоги Патанджали помогает избавиться от внутренних конфликтов человека, осознать себя как целостную личность. Йог практикуясь, налаживает связь между своим телом и душой, что позволяет ему контролировать не только свои поступки, но и оказывать влияние на карму.

Путь йога ведет к Всевышнему, что позволит получить прояснение и Благословение своих деяний и помыслов. Это поможет добить успехов в карьере, личной жизни и финансовой сфере.

Йога Патанджали до сегодняшнего дня сохранила свои традиции и учения такими, как они были тысячи лет назад. Такое положение вещей поможет на занятии окунуться в Древний мир знания, откроет для последователей новые неизведанные сферы мудрости.

В чьем переводе читать Патанджали «Йога-сутры»?

Так как книга не простая, важно правильно выбрать перевод. В адаптации любой текст теряет приблизительно 20 % смысла

Русскоговорящим читателям часто предлагается перевод с английского. То есть 20 % теряется при первом переводе, еще столько же — при втором.

Самое плохое, что переводчики далеки от темы йоги. В книге раскрываются мировоззренческие идеи, поэтому обнаруживаются искаженные смыслы “под соусом” другой религии, взглядов. Это не происходит преднамеренно. Просто концепции подгоняются переводчиком понятные ему, лично, формы. Персональное видение подталкивает к выбору не совсем уместных слов, из-за чего пропадает заложенный автором смысл.

Перевод Дешикачара

Дешикачар вырос в подходящей среде, его отец — один из наиболее известных учителей йоги 20-го века — Шри Кришнамачарьи. Санскриту и древним текстам (”Упанишады”, “Йога Сутры”) Дешикачара обучали с самого раннего детства. Потому его работа заслуживает доверия. Однако некоторые считают перевод слишком “поэтичным”.

Сутры я впервые прочитала лет 15 назад, как только пришла в йогу. Хотя чтение — одно из любимых занятий, восприняла я книгу как «какую-то древнюю муть». Стиль текста был приблизительно такой:

“Йога — это подавление Вритти (состояний, видоизменений) в Читте (сознании).

Не удивительно, что плохо связанные между собой смыслом слова, заставляют читателя играться в интерпретации, «додумывать». А вариантов — миллионы. У меня лично, возникли вопросы такого характера. Кто, что и зачем подавил? Почему сознание агрессивное, и должно подавлять? Каким образом можно давить состояние? Просматривается видение человека, склонного к насилию, а не к философии.

 Для сравнения тот же перевод, уже в интерпретации Дешикачара:

“Йога — это способность направлять внимание исключительно на объект и удерживать его, не отвлекаясь. Другими словами, йога — лишь способность концентрироваться и удерживать ум на конкретной точке

Эта идея выражена предельно ясно. Сложно в приведенной выше формулировке придумать дополнительные или скрытые смыслы. С первой фразы хочется продолжать чтение

Другими словами, йога — лишь способность концентрироваться и удерживать ум на конкретной точке. Эта идея выражена предельно ясно. Сложно в приведенной выше формулировке придумать дополнительные или скрытые смыслы. С первой фразы хочется продолжать чтение.

У меня собралась коллекция переводов (10 версий) «Йога-сутр» Патанджали. Но только один мне помог разобраться в значениях.

Основная идея «Йога-сутр»

Теперь самое важное. Что описывают Сутры? Книга последовательно раскрывает шаги, которые придется сделать любому, кто решился встать на путь йоги

Если заглянуть в конец, то там найдется цель:

Когда достигнута высшая цель жизни, три основных качества не возбуждают отклика в разуме. Это свобода. Другими словами, Воспринимающий больше не окрашивается разумом.

По-сути, описывается свобода от интерпретаций ума. Картина выглядит так: в голове постоянно происходит оценка настоящего момента: он сравнивается с предыдущим опытом. Затем мозг выносит суждение — хорошо сейчас или плохо.

Точка отсчета в данном процессе — Эго. Я, мне (я страдаю, хочу бездельничать, мне больно, приятно, жарко, мало, слишком, хочется вкусно поесть).

Оценочные суждения — вот основная деятельность, происходящая в уме. Сам процесс делает человека несчастным. Мир имеет свойство изменяться, а критериев оценок — тысячи, потому всегда можно придумать, относительно чего у нас в жизни все плохо. Хорошие же вещи Эго умудряется игнорировать или воспринимать как норму. Возможно, механизм заложен природой, чтобы индивид избегал опасных ситуаций, заботился о своем хрупком теле. Но эта часть разума полностью захватила власть. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий